Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
Некоторые проблемы подготовки преподавателей для современной высшей школы
(№1 [123] 01.01.2006)
Автор: Александр Андреев
Александр  Андреев
Одним из факторов, влияющих на успешное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс в вузах, является соответствующая готовность преподавателей. Известно, что в настоящее время в России подготовка и переподготовка преподавателей вузов проводится при аспирантурах и в специальных образовательных учреждениях, например, Институте развития дополнительного профессионального образования (www.irdpo.ru), Российском государственном институте открытого образования (www.openet.ru) и др. Содержание образования формируется исходя из государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», утвержденными в 2001 году (регистрационный номер ГТ ППК 12/39).
. Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования.
1.2. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 2-х лет.
1.3. Квалификация «Преподаватель высшей школы» удостоверяется дипломом «О дополнительном (к высшему) образовании».
1.4. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения 1080 часов.
1.5. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности, включающих:
• реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;
• разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;
• выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;
• формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
• проведение исследований частных и общих проблем ВПО.

Что можно сказать о требованиях к преподавателю, который будет работать в системе образования, насыщенной средствами компьютерных и телекоммуникационных технологий? Действительно, преподаватель в новых образовательных средах особенно в режиме комплексного использования средств ИКТ (blended learning) – это может быть и физическое лицо, работающее либо при непосредственном контакте со студентом, либо обучает опосредованно через телекоммуникационные средства и, кроме того, это вполне может быть и «преподаватель-робот» в виде, например, электронного учебника на CD-ROM.
В «живом варианте» виртуальный преподаватель вынужден выполнять функции менеджера обучения, воспитателя, координатора процесса виртуального обучения. Требования к виртуальному преподавателю складываются из традиционных требований, предъявляемых преподавателю и специфических. Главная функция виртуального преподавателя-управление процессами обучения, воспитания, развития, другими словами, быть педагогическим менеджером. При виртуальном обучении он должен играть следующие, видимо, роли: координатор, консультант, воспитатель и др.
В виртуальной среде традиционные требования к преподавателю, перечисленные выше, значительно трансформируются. Например, трудно представить себе, как можно проявить при проведении виртуального семинара или консультации по электронной почте проявить суггестивные и перцептивные способности. Становится не нужна (или сильно деформируется) педагогу и традиционная педагогическая техника, особенно невербальные средства общения: экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика и т.д.), такесика (рукопожатие, прикосновение и т.д.), проксемика (ориентация, дистанция), просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т.д.)
Кроме того, можно выделить специфические требования, необходимые при работе в среде Интернет. Это, например, знание преподавателем дидактических свойств Интернета и умение пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий и быть энтузиастом, а скорее фанатиком своего дела, что особенно важно в российских условиях и др.

Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности преподавателей в виртуальной образовательной среде имеют существенные отличия и они практически до сих пор плохо изучены.
При всем этом можно утверждать, что должна оставаться главная функция преподавателя- управление процессами обучения, воспитания, развития. С нашей точки зрения настораживает то, что при обучении в Интернет может ослабиться воспитательная функция преподавателя. При виртуальном обучении преподаватель:
•      несет существенно большую физическую и психологическую нагрузку, чем преподаватель в традиционной системе.
•     оказывается в нормативно-правовом вакууме. Нет производственных норм его работы и оплаты труда, не определен статус и т.д.
Указанные рассуждения говорят о том, что преподавателей для новой виртуальной системы образования необходимо специально готовить. Содержание такой подготовки в явной форме не указано в программе. Тщательное изучение содержания программы позволят увидеть, что она реализует подготовку преподавателя традиционного толка, знакомого с возможностями средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), не акцентируя внимание на применение сети Интернет, которая широко внедряется в учебный процесс [3].
Так, например, видно, что при изучении дисциплины ОПД 04 «Информационные технологии в науке и образовании» опять же учат универсальным знаниям ИКТ вообще, которые применимы в любой сфере деятельности. Учебная дисциплина ОПД 02 «Педагогика» традиционно нацелена на подготовку школьных учителей, а СД 06 «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения», которая в содержательном плане включает основные проблемы постановки у преподавателей голоса, техника и артикуляция речи, развитие способности воздействия на людей своей речью, анализ и управление специфическими языковыми барьерами не учитывает, что эти компетенции нужны для традиционного преподавателя, ведущего очный учебный процесс. Интернет-преподавателю эти умения не нужны, в принципе!
Восполнить этот пробел позволит авторская дисциплина «Электронная педагогика» (112 ч.), содержательная часть которой, структурированная в виде девяти тем, приводится ниже.

Тема 1. Особенности и тенденции развития современного образования (6ч.)
Тенденции, определяющие будущее развитие мирового сообщества.
Роль, состояние и тенденции развития образования в мире.
Ценностные характеристики образования.
Глобализация и информатизация образования.
Непрерывное образование.
Требования к системе образования и современные образовательные парадигмы.
Предмет и проблемы электронной педагогики.


Тема 2. Дистанционное обучение (10 ч.)
Факторы и причины возникновения дистанционного обучения (ДО).
Понятийно-терминологический аппарат системы ДО.
Обобщенная структура системы ДО.
Классификация образовательных учреждений ДО.
Модели ДО.
Задачи внедрения и примеры реализации ДО в вузе.
Перспективы развития ДО.
Комплексная программа подготовки кадров для системы дистанционного обучения.
Система аттестации и сертификации специалистов для ДО.


Тема 3. Сеть Интернет и ее дидактические свойства (14 ч)
История, структура и принципы работы сети Интернет.
Сервисы Интернета: электронная почта, чат, форумы, видеоконференции, веб-сайты, веб-квесты, WI-KI, NPJ.
Образовательные порталы.
Информационный потенциал сайтов отечественных вузов и порталов.
Образовательные ресурсы Интернета.
Поисковые системы и приемы поиска и обработки информации.


Тема 4. Аппаратно-программные средства для интернет-обучения
(16 ч.)
Средства информационно-коммуникационных технологий в системе образования.
Пути разработки программного обеспечения для интернет- обучения.
Отечественное и зарубежное промышленное программное обеспечение для интернет-обучения (LMS)
Подходы к выбору LMS для организации интернет-обучения в вузе.
Разработка личного образовательного сайта педагога (прямое программирование, конструкторы, оболочки)


Тема 5. Разработка учебно-методического обеспечения для Интернет-обучения (18ч.)
Структура учебно – методического комплекса для обучения в сети Интернет.
Состав и функции коллектива разработчиков сетевого учебно – методического комплекса.
Этапы разработки учебно-методического комплекса.
Применение мультимедиа при представлении содержательной части учебной дисциплины.
Стратегии разработки и варианты публикации учебного пособия в Интернете.
Каноническая структура учебного пособия и способы его представления в Интернете.
Структура, методики разработки и примеры Руководства по изучению дисциплины, Хрестоматии, Дополнительных элементов.
.

Тема 6. Организационные и психолого-педагогические основы проведение сетевого учебного процесса (16 ч.)
Виды занятий в Интернете:
Методики и приемы проведения сетевых занятий.
Планирование сетевого учебного процесса.
Трудозатраты и нормирование труда преподавателей
Мотивация в сетевом обучении.
Виртуальная кафедра как организационная основа интернет-обучения.


Тема 7. Нормативно-правовое обеспечение интернет-обучения и авторское право (12 ч.)
Программы, Законы и Нормативные документы поддержки дистанционного обучения:
Задачи внедрения ДО в вузе.
Типовые формы Документов и Положения по организации ДО в вузе.
Интеллектуальная собственность.
Авторское право и Интернет.
Нормативно-правовой портфель автора-разработчика курса и преподавателя (типовые формы договорных документов).
Система сертификации программных продуктов учебного назначения


Тема 8. Качество и стандарты сетевого учебного процесса (10 ч.)
Концептуально – программный подход к качеству образования.
Образовательные стандарты.
Качество обучения с использованием Интернет.
Средства и способы идентификации участников учебного процесса.
Параметры оценки качества обучения через Интернет
Технологические стандарты (IMS, SCORM,…)


Тема 9. Преподавательская деятельность в сети Интернет (10 ч.)
Проблемы подготовки вузовских преподавателей.
Модель Интернет-преподавателя.
Готовность преподавателя к работе в Интернете.
Программы повышения квалификации преподавателей в области Интернет-обучения.
Образовательные учреждения по переподготовке и повышению квалификации преподавателей по интернет-обучению.
Психологические типы виртуальных студентов и особенности их обучения
Психологические особенности преподавания с использованием Интернета.
Самоменджмент интернет-преподавателя.


Литература
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) Учебное пособие в 2 кн. – М.: МЭСИ, 2000. Кн. 1. - 141 с.ил.
2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования -М.: АСПЕКТ Пресс, 1995. -271с.
3. Андреев А.А. Интернет в системе российского непрерывного образования. //Высшее образование в России, №7, 2005

__________________________________
© Андреев Александр Александрович

Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum