|
|
|
Одним из факторов, влияющих на успешное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс в вузах, является соответствующая готовность преподавателей. Известно, что в настоящее время в России подготовка и переподготовка преподавателей вузов проводится при аспирантурах и в специальных образовательных учреждениях, например, Институте развития дополнительного профессионального образования (www.irdpo.ru), Российском государственном институте открытого образования (www.openet.ru) и др. Содержание образования формируется исходя из государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», утвержденными в 2001 году (регистрационный номер ГТ ППК 12/39).
. Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования. 1.2. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 2-х лет. 1.3. Квалификация «Преподаватель высшей школы» удостоверяется дипломом «О дополнительном (к высшему) образовании». 1.4. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения 1080 часов. 1.5. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности, включающих: • реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО; • разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса; • выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса; • формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества; • проведение исследований частных и общих проблем ВПО. Что можно сказать о требованиях к преподавателю, который будет работать в системе образования, насыщенной средствами компьютерных и телекоммуникационных технологий? Действительно, преподаватель в новых образовательных средах особенно в режиме комплексного использования средств ИКТ (blended learning) – это может быть и физическое лицо, работающее либо при непосредственном контакте со студентом, либо обучает опосредованно через телекоммуникационные средства и, кроме того, это вполне может быть и «преподаватель-робот» в виде, например, электронного учебника на CD-ROM. В «живом варианте» виртуальный преподаватель вынужден выполнять функции менеджера обучения, воспитателя, координатора процесса виртуального обучения. Требования к виртуальному преподавателю складываются из традиционных требований, предъявляемых преподавателю и специфических. Главная функция виртуального преподавателя-управление процессами обучения, воспитания, развития, другими словами, быть педагогическим менеджером. При виртуальном обучении он должен играть следующие, видимо, роли: координатор, консультант, воспитатель и др. В виртуальной среде традиционные требования к преподавателю, перечисленные выше, значительно трансформируются. Например, трудно представить себе, как можно проявить при проведении виртуального семинара или консультации по электронной почте проявить суггестивные и перцептивные способности. Становится не нужна (или сильно деформируется) педагогу и традиционная педагогическая техника, особенно невербальные средства общения: экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика и т.д.), такесика (рукопожатие, прикосновение и т.д.), проксемика (ориентация, дистанция), просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т.д.) Кроме того, можно выделить специфические требования, необходимые при работе в среде Интернет. Это, например, знание преподавателем дидактических свойств Интернета и умение пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий и быть энтузиастом, а скорее фанатиком своего дела, что особенно важно в российских условиях и др. Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности преподавателей в виртуальной образовательной среде имеют существенные отличия и они практически до сих пор плохо изучены. При всем этом можно утверждать, что должна оставаться главная функция преподавателя- управление процессами обучения, воспитания, развития. С нашей точки зрения настораживает то, что при обучении в Интернет может ослабиться воспитательная функция преподавателя. При виртуальном обучении преподаватель: • несет существенно большую физическую и психологическую нагрузку, чем преподаватель в традиционной системе. • оказывается в нормативно-правовом вакууме. Нет производственных норм его работы и оплаты труда, не определен статус и т.д. Указанные рассуждения говорят о том, что преподавателей для новой виртуальной системы образования необходимо специально готовить. Содержание такой подготовки в явной форме не указано в программе. Тщательное изучение содержания программы позволят увидеть, что она реализует подготовку преподавателя традиционного толка, знакомого с возможностями средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), не акцентируя внимание на применение сети Интернет, которая широко внедряется в учебный процесс [3]. Так, например, видно, что при изучении дисциплины ОПД 04 «Информационные технологии в науке и образовании» опять же учат универсальным знаниям ИКТ вообще, которые применимы в любой сфере деятельности. Учебная дисциплина ОПД 02 «Педагогика» традиционно нацелена на подготовку школьных учителей, а СД 06 «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения», которая в содержательном плане включает основные проблемы постановки у преподавателей голоса, техника и артикуляция речи, развитие способности воздействия на людей своей речью, анализ и управление специфическими языковыми барьерами не учитывает, что эти компетенции нужны для традиционного преподавателя, ведущего очный учебный процесс. Интернет-преподавателю эти умения не нужны, в принципе! Восполнить этот пробел позволит авторская дисциплина «Электронная педагогика» (112 ч.), содержательная часть которой, структурированная в виде девяти тем, приводится ниже. Тема 1. Особенности и тенденции развития современного образования (6ч.) Тенденции, определяющие будущее развитие мирового сообщества. Роль, состояние и тенденции развития образования в мире. Ценностные характеристики образования. Глобализация и информатизация образования. Непрерывное образование. Требования к системе образования и современные образовательные парадигмы. Предмет и проблемы электронной педагогики. Тема 2. Дистанционное обучение (10 ч.) Факторы и причины возникновения дистанционного обучения (ДО). Понятийно-терминологический аппарат системы ДО. Обобщенная структура системы ДО. Классификация образовательных учреждений ДО. Модели ДО. Задачи внедрения и примеры реализации ДО в вузе. Перспективы развития ДО. Комплексная программа подготовки кадров для системы дистанционного обучения. Система аттестации и сертификации специалистов для ДО. Тема 3. Сеть Интернет и ее дидактические свойства (14 ч) История, структура и принципы работы сети Интернет. Сервисы Интернета: электронная почта, чат, форумы, видеоконференции, веб-сайты, веб-квесты, WI-KI, NPJ. Образовательные порталы. Информационный потенциал сайтов отечественных вузов и порталов. Образовательные ресурсы Интернета. Поисковые системы и приемы поиска и обработки информации. Тема 4. Аппаратно-программные средства для интернет-обучения (16 ч.) Средства информационно-коммуникационных технологий в системе образования. Пути разработки программного обеспечения для интернет- обучения. Отечественное и зарубежное промышленное программное обеспечение для интернет-обучения (LMS) Подходы к выбору LMS для организации интернет-обучения в вузе. Разработка личного образовательного сайта педагога (прямое программирование, конструкторы, оболочки) Тема 5. Разработка учебно-методического обеспечения для Интернет-обучения (18ч.) Структура учебно – методического комплекса для обучения в сети Интернет. Состав и функции коллектива разработчиков сетевого учебно – методического комплекса. Этапы разработки учебно-методического комплекса. Применение мультимедиа при представлении содержательной части учебной дисциплины. Стратегии разработки и варианты публикации учебного пособия в Интернете. Каноническая структура учебного пособия и способы его представления в Интернете. Структура, методики разработки и примеры Руководства по изучению дисциплины, Хрестоматии, Дополнительных элементов.. Тема 6. Организационные и психолого-педагогические основы проведение сетевого учебного процесса (16 ч.) Виды занятий в Интернете: Методики и приемы проведения сетевых занятий. Планирование сетевого учебного процесса. Трудозатраты и нормирование труда преподавателей Мотивация в сетевом обучении. Виртуальная кафедра как организационная основа интернет-обучения. Тема 7. Нормативно-правовое обеспечение интернет-обучения и авторское право (12 ч.) Программы, Законы и Нормативные документы поддержки дистанционного обучения: Задачи внедрения ДО в вузе. Типовые формы Документов и Положения по организации ДО в вузе. Интеллектуальная собственность. Авторское право и Интернет. Нормативно-правовой портфель автора-разработчика курса и преподавателя (типовые формы договорных документов). Система сертификации программных продуктов учебного назначения Тема 8. Качество и стандарты сетевого учебного процесса (10 ч.) Концептуально – программный подход к качеству образования. Образовательные стандарты. Качество обучения с использованием Интернет. Средства и способы идентификации участников учебного процесса. Параметры оценки качества обучения через Интернет Технологические стандарты (IMS, SCORM,…) Тема 9. Преподавательская деятельность в сети Интернет (10 ч.) Проблемы подготовки вузовских преподавателей. Модель Интернет-преподавателя. Готовность преподавателя к работе в Интернете. Программы повышения квалификации преподавателей в области Интернет-обучения. Образовательные учреждения по переподготовке и повышению квалификации преподавателей по интернет-обучению. Психологические типы виртуальных студентов и особенности их обучения Психологические особенности преподавания с использованием Интернета. Самоменджмент интернет-преподавателя. Литература 1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) Учебное пособие в 2 кн. – М.: МЭСИ, 2000. Кн. 1. - 141 с.ил. 2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования -М.: АСПЕКТ Пресс, 1995. -271с. 3. Андреев А.А. Интернет в системе российского непрерывного образования. //Высшее образование в России, №7, 2005 __________________________________ © Андреев Александр Александрович |
|