Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Когда же отличник станет журналистом?
(№4 [126] 16.02.2006)
Автор: Сергей Сергеев
Сергей Сергеев
Дискуссия, которой больше ста лет


"Студентам журфака дают слишком много ненужных знаний, вместо того чтобы учить профессии," – написал в конце 80-х, в эпоху советской гласности и перестройки, двадцатилетний Алексей Романов в заметке "Станет ли отличник журналистом?" После этой публикации в «Комсомольской правде» на журфаке МГУ разорвалась "бомба". Недавнего рабфаковца А.Романова заклеймили "недоучкой, выскочкой".

Сегодня в университетской программе уже нет обязательного "Капитала" К.Маркса, а учебник политэкономии горбачевских реформ академика Л. Абалкина заменили известными американскими томами "Экономикс". И вот теперь, по прошествии стольких лет, снова «взрыв»! Сайты в Интернете сообщают: "альма-матер" возмущена: появился якобы текст-провокация "Факультет ненужных вещей". Статья под таким заголовком вышла в свет в декабре 2005-го на страницах журнала «Эксперт» (№47 (493), декабрь 2005). Ее автор - известный журналист и редактор сайта «Глобалрус» - Александр Тимофеевский негодует: «Все студенты факультета журналистики МГУ считают место своего обучения «престижным», а получаемое образование – «хорошим общегуманитарным». Но в тоже время «у них беда с общей эрудицией <…> «Войну и мир» никто из них на самом деле не читал. Но и своего заветного они тоже не знают. <…> Они не могут провести границы между комментарием и новостным материалом с бэкграундом, разговор про «разные журналистские жанры» повергает их в ступор. <…> Отношение к Сети (Интернет – С.С.) как к рабочему ресурсу отсутствует, это привычное развлечение и только…» В результате «журфаковцы заработали твердую, неколебимую репутацию. Все знают, что в графе «Ожидания по зарплате» у них стоят цифры с алогичным числом нулей».

Реакция на материал была бурной и неоднозначной. В Интернете с автором статьи спорили и соглашались, его ругали и хвалили. Печатные издания также не остались в стороне. Выпускник журфака МГУ, редактор «Новых известий» Валерий Яков неделей позже выразил свое, диаметрально противоположное Тимофеевскому, мнение в статье «Кому мешает журфак МГУ» («Новые известия», 20.12.2005).

Таким образом, мы видим, что и сегодня мнений относительно журналистского образования много, и крайние точки непримиримы. Вместе с этим, становится очевидным и то, что если бы автор "Коммерсанта" и "Московских Новостей" А. Тимофеевский не возобновил на страницах "большой" прессы эту вечную дискуссию, ее "надо было бы придумать". Актуальность разговора о журналистском образовании определяется еще и тем, что скоро наша профессиональная корпорация отметит столетие начала подготовки журналистов в высшей школе.

Современная компьютерная поисковая система "Google", созданная в США выходцем из СССР Сергеем Брином, индексирует более 7 миллионов страниц в Интернете, которые, так или иначе, затрагивают "проблемы журналистского образования". Ежедневно их посещают во всем мире критики школ журналистики. Вот первые несколько текстов: японская журналистка сомневается в необходимости журфаков, а автор вашингтонского журнала полагает, что подготовку студентов на уровне бакалавров нужно свернуть. Как замечает британский профессор журналистики Хью Стефенсон из городского университета Лондона, взаимоотношения нашей школы и внешнего мира никогда не проходили на "постели, устланной розами".

Полемика о форме журналистского образования началась за тысячи миль от московских редакций еще в XIX веке. Тогда попытку начать подготовку журналистов предприняли на американском Юге. После поражения в Гражданской войне 1861-1865 гг. командующий армии рабовладельцев генерал Роберт Ли был отправлен в почетную ссылку. Он стал руководителем маленького колледжа в Лексингтоне в Виргинии. Моральный дух миллионов южан был сломлен поражением. Эти штаты заполонили предприимчивые авантюристы-"мешочники", мошенники северяне-янки. Они по дешевке скупали или зачастую просто грабили поставленный на колени Юг. Вот для того, чтобы поднять дух, впавшей в уныние нации, вселить веру в себя и решили в колледже имени Вашингтона в Лексингтоне начать готовить своих журналистов из местных жителей- южан. Это был настоящий "идеологический проект" Юга. Ведь госпропаганда оказалась в руках северян-союзников президента Авраама Линкольна. Но планам не суждено было осуществиться: финансовые и организационные трудности, смерть старого командующего Роберта Ли в 1870-м.

Университет штата Миссури в американском городке Коламбия гордится тем, что именно там претворили в жизнь спорную идею о необходимости обучения журналистов в высшей школе. В 1908 году редактор- ветеран У. Вильямс при поддержке ассоциации прессы штата организовал то, что до сих пор гордо именуют "миссурийская школа". Потом Дж.Пулитцер выделил средства на школу журналистики Колумбийского университета в Нью-Йорке, а под Чикаго появилась школа имени Медилла.

Эти же процессы происходили в Российской империи. Большевики готовили корреспондентов "Правды " в зарубежных партшколах, а телеграфное агентство страны на курсах в Петербурге. Сейчас в России более 40 госуниверситетов выдают диплом "мастера пера и микрофона", сообщает в своем "Справочнике для начинающих журналистов" редактор из Чебоксар Надежда Осипова. Количество новых "коммерческих" вузов, обучающих по этой же специальности, в несколько раз больше. И в США несколько сотен университетов готовят журналистов и специалистов в области массовой коммуникации. Подготовка проходит на уровне бакалавра за 4 года, затем магистра за 1-2 года или доктора философии, это еще 3-4 года.

Некоторые школы, например в известном университете Беркли в Калифорнии, отказываются от аккредитации своей программы, считая, что могут предложить студентам более привлекательный набор курсов, чем тот, что ограничен рамками стандарта. Так было и когда над студентами висел "дамоклов меч" призыва на войну во Вьетнам. Все основатели образования в США декларировали идеалистичные цели подготовки. "Ничего выше народа, истины, Бога. Не допускать никакого давления, зависимости прессы от корпорации или группы лиц", - завещал совладелец "Чикаго Трибьюн" Дж. Медилл.

Если сформулировать задачи американских журфаков коротко, то "теория журналистики должна даваться в тесной связи с практикой, мы должны выпустить готовых к работе в индустрии профессионалов". Как и в России, преподаватели американских журфаков балансируют на грани между стандартами "ремесленного училища", призванного выпустить "узкого специалиста", и великой университетской идеей - воспитать гармоничного, всесторонне развитого выпускника. Так при подготовке бакалавра только четверть курсов аккредитованных журфаков должны быть посвящены профессии, остальные обязательное "общее образование": языки, литература, история, экономика, логика.

Американские обозреватели постоянно ставят то "миссурийскую школу ", то "модель Медилла", то колумбийцев на первые места в любимых в США рейтингах журфаков. Это не мешает руководителям СМИ столь же регулярно выступать с уничижительными характеристиками продукта американских вузов.

Когда Колумбийский университет, один из самых престижных в США, принял решение сократить курсы программы подготовки магистров-журналистов, известный американский острослов комментировал новацию так: "Это движение в верном направлении. Продолжайте в том же духе!" Двухгодичная программа магистратуры сократилась до года, и многие критики системы аплодировали, намекая на никчемность и искусственность идеи такой подготовки кадров для СМИ.

"Студенты Колумбийского университета не хотят и не могут работать в нормальной американской газете, они пригодны только для президентского пула или заметок в "Нью-Йорк Таймс," - примерно так обличали журналистскую либеральную "элиту" США критики. "Во время очередного кризиса и признания того, что колледжи выпускают не готовых к работе студентов, американским журфакам советовали обратить внимание на опыт соседей из бизнес-школ," – пишет американский исследователь Эверет Дэннис в книге "Преобразуя СМИ". Программы подготовки предпринимателей, будущих руководителей корпорации также регулярно захлестывают волны критических замечаний от деловой элиты Америки. А тут еще мнение, что предприимчивому американцу образование "ничего не дает ": большинство из 4 миллионов миллионеров не ходили в школы бизнеса, а Билл Гейтс - отец компьютерного гиганта "Майкрософт " - бросил свой университет.

Задумываясь о том, как преодолеть очередной кризис, который привел к оттоку абитуриентов, а значит, к риску остаться без средств, профессура постоянно вынуждена менять программу. Приходится привлекать в школы лидеров индустрии, прислушиваться к запросам меняющихся корпораций, требованиям рынка. Таков вкратце "рецепт успеха", позволяющий американским школам бизнеса брать огромные деньги с будуших миллионеров и банкротов. Отвечая на замечания А. Тимофеевского, доцент МГУ В. Иваницкий пишет, что и журфак пытается идти именно по этому пути. Так недавно открыта специализация по подготовке менеджеров СМИ.

Редактор газеты "Чеченское Общество" Тамерлан Алиев на сайтах Интернета призывает коллег помочь. Молодая редакция вкладывает личные деньги сотрудников в развитие издания, которое пока не получает достаточно рекламы. Газетчики не знают, как создать прибыльный продукт.

О зависимости газет от владельцев-спонсоров, неумении или невозможности создать успешное, качественное СМИ в современной России говорили и участники конференции журналистов Поволжья в Тольятти в октябре 2005 года. Вот для этих коллег и открываются на меняющихся журфаках курсы управленцев. А заведующая кафедрой журналистики Тольяттинского госуниверситета Галина Щербакова, обсуждая болезни образования на той же конференции, обратилась к пишущей братии: "Приходите к нам в университет, поделитесь со студентами знанием профессии. Кому, как не Вам, практикам, учить журналистов? Нам Вас не хватает!" Этот призыв обращен и к редактору из Москвы Александру Тимофеевскому, который поделился в "Эксперте" любопытными наблюдениями о проблемах подготовки журналистов.

Так что - в аудитории, коллеги!

Будем "верить делам", а не разговорам, как призывал один известный московский политик.

Будущее корпорации зависит и от нас.

В сокращенном виде эти заметки были опубликованы на сайте Центра экстремальной журналистики www.cjes.ru/lenta

________________________________________
P.S. Посмотрев этот текст, редактор одной из российских газет скептично
заметил автору: "Да, действительно, журфаки никому не нужны, и я не журналист по образованию. И кто же нас, журналистов, на журфак-то пустит? Знаю я преподавателей нашего университета, они просто боятся конкуренции, сравнения с профессиональными журналистами, и не скрывают этого".
Ну что же, значит, не везде работают прогрессивные деканы...
_________________
© Сергеев Сергей
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum