Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
Подборка фотографий из различных интернет-ресурсов источников, а также фотографи...
№15
(368)
20.12.2019
Наука и техника
Дважды герой
(№4 [126] 16.02.2006)
Автор: Александр Костянов
Александр Костянов
В самом конце прошлого года авторитетное международное жюри, состоящее из 58-ми ведущих автомобильных журналистов Европы, определило очередного победителя престижного конкурса Car of the Year. Автомобилем 2006-го года с 256-ю набранными очками стало третье поколение компактных хэтчбеков Renault Clio. Причем, впервые за те сорок три года, в течение которых проводится этот конкурс, его победителем дважды сумела стать по сути одна и та же модель – ведь в 1991 году почетный титул уже завоевывало первое поколение Clio! А вообще-то, продукция французского концерна Renault удостаивается звания «Автомобиль года» уже в шестой раз. И все-таки, почему же небольшой хэтчбек скромного В-класса сумел обойти в нынешнем финале такие престижные бренды, как VW Passat, Alfa Romeo, BMW и Mazda?

И первый «блин» – не комом!

Нажмите, чтобы увеличить.
К началу девяностых годов XX века мировому автомобилестроению стали доступны конструкции и технологии, позволяющие даже при весьма компактных габаритных размерах машин обеспечивать достаточно высокие потребительские качества. Одним из первых продемонстрировал это французский концерн Renault, представив в январе 1991 года мировой автомобильной общественности малолитражку Clio, призванную заменить в модельном ряду хорошо известную в то время модель Renault-5.

Новинка дебютировала сразу в двух версиях: с трех- или пятидверным кузовом типа «хэтчбек», в котором без труда размещались водитель и четыре пассажира, а также имелось вполне достаточное пространство для их багажа. Это было достигнуто благодаря рациональной компоновке салона и применению передовых технических решений, в частности, использования торсионов вместо привычных пружин и расположенных почти горизонтально амортизаторов задней подвески – вот вам и реальная возможность увеличить объем багажника до 1055 литров (при полностью сложенном заднем сиденье).

Кроме того, Clio был присущ целый ряд положительных черт, характерных для ее предшественницы – «пятерочки»: удобство погрузки багажа через низкий порог подъемной двери задка и асимметрично складываемое заднее сиденье. А по своим ходовым качествам новая модель заметно превосходила Renault-5. Международное жюри автомобильных журналистов высоко оценило конструкцию и исполнение Renault Clio, присвоив ему высокое звание «Автомобиль года».

Уже в 1996 году модель подверглась модернизации, получив при этом более современную и привлекательную внешность, а также новый базовый 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 1,2 литра, потребляющий заметно меньше топлива. Кроме того, покупателям были предложены в качестве дополнительного оборудования автоматическая коробка передач с электронным управлением, аудиосистема с четырьмя динамиками и антиблокировочная система упрощенной конструкции. По объему продаж машин марки Renault автомобили Clio тогда твердо вышли на второе место вслед за Twingo. Однако, несмотря на это, пора было готовить им замену…

Шаг второй – уже целое семейство

Нажмите, чтобы увеличить.
И вот в 1998 году, когда концерн Renault торжественно отмечал столетие со времени появления на свет своего первого бензинового экипажа, на автосалоне в Женеве было представлено второе поколение Renault Clio, опять-таки с трех- и пятидверными кузовами. Новые автомобили выгодно отличались от предшествующих своеобразной формой фар и задних фонарей, скругленными боковинами кузова и оригинальным задним стеклом, впервые появившимся на концепт-каре Ludo.

Габаритные размеры и вместимость салона машин Clio II стали больше, однако, благодаря широкому использованию композитных материалов и алюминиевых сплавов, их собственная масса даже снизилась по сравнению с автомобилями первого поколения (см. таблицу 1).

А уже пару лет спустя на свет появилась созданная на платформе Clio II специальная версия для развивающихся стран с кузовом седан, получившая название Clio Symbol. По своим габаритным размерам (4171х1639х1473 мм) и объему багажного отделения (510 л!) она была вполне сопоставима даже с моделями Гольф-класса, но имела более скромное оснащение.

Весной 2001 года, опять-таки, на Женевском автосалоне состоялся дебют обновленной версии Clio II с полностью переработанной светотехникой и интерьером. Гамма двигателей для этих машин включает в себя четыре бензиновых объемом от 1,2 литра до 1,6 литра (мощность от 58 до 110 л.с.), два полуторалитровых турбодизеля common rail мощностью 65 или 80 л.с. Коробок передач предлагается три: пятиступенчатая механическая; четырехступенчатый «автомат» или же роботизированная «механика» Quickshift 5.

Седан же после соответствующей модернизации «потерял» из своего названия слово Clio и теперь позиционируется как полностью самостоятельная модель, более доступная по цене. Одно время такие автомобили даже выпускались на московском заводе «Автофрамос», ныне освоившем производство Renault Logan.

Однако, кроме дешевых, были разработаны и более дорогие модификации Clio II. В частности, клиенты могли заказать трехдверную версию в эксклюзивном исполнении RS с уменьшенной величиной дорожного просвета, оформленным в спортивном стиле интерьером и форсированным двигателем (2,0 литра, 172 л.с., 200 Нм). Кроме того, с 2002-го по 2005 год на заводе Alpine в городе Дьепп помимо RS изготавливался и среднемоторный двухместный «суперхэтчбек» Clio Sport V6 II, оснащенный настоящим спортивным шасси и доработанным при участии инженеров Porsche трехлитровым V-образным двигателем (255 л.с., 300 Нм). Этот мотор позволяет машине развивать скорость до 245 км/ч и разгоняться с места до «сотни» за 5,8 секунды!

Автомобили модели Renault Clio II не только являются абсолютным лидером французского рынка, но еще и пользуются огромной популярностью у покупателей во всем мире. Поэтому их производство на заводах в Словении, Мексике, Аргентине и Бразилии будет сохранено как минимум до 2008 года. Другое дело – Франция…

Четверо на одной платформе

Нажмите, чтобы увеличить.
О скором появлении Clio третьего поколения стало доподлинно известно осенью 2004 года, когда на европейский рынок был выведен субкомпактный микровэн Renault Modus, созданный на абсолютно новой глобальной платформе B-Platform альянса Renault-Nissan. И действительно, уже в январе 2005-го в Японии начались продажи почти аналогичной Modus модели Nissan Note, а чуть позже почти одновременно дебютировали трех- и пятидверные хэтчбеки Renault Clio III, а также хэтчбеки Nissan Tiida и седаны Nissan Tiida Latio, имеющие в своей основе ту же B-Platform!

Внешне новые Clio, естественно, стали еще более современными. Однако, в отличие, например, от авангардного экстерьера Megane II, изменения здесь не являются столь революционными, поэтому машины смотрятся гораздо выдержаннее и даже солиднее, чем многие аналоги, относящиеся к данному классу. Впечатление солидности усиливается также заметно возросшими величинами габаритных размеров и колесной базы новинки (см. таблицу 1). Причем, в этом случае произошло и существенное увеличение собственной массы автомобилей, что, помимо роста размеров, объясняется и большим вниманием конструкторов в области обеспечения активной и пассивной безопасности, более высоким уровнем базового оснащения и использованием отделочных материалов лучшего качества.

Ну а теперь рассмотрим все это подробнее. Внутри Clio III во многом напоминает автомобиль более «старшего» класса «С» – Megane II. Это и комбинация приборов, и центральная консоль, и подрулевые переключатели, и, что особенно приятно, – высококачественные материалы панели приборов и обивки салона (мягкий пластик, натуральная кожа и дерево, хром). Если добавить ко всему перечисленному выше весьма удобное и просторное размещение водителя и пассажиров, то становится ясно – задача создателей нового поколения Clio – повысить статус машин в глазах их потенциальных потребителей – успешно выполнена.

Однако высокий статус современного автомобиля просто невозможен без высокого уровня его безопасности. Но и в этом плане Clio III не подкачал. Для сведения вероятности попадания в аварийные ситуации к минимуму служат поворотные ксеноновые фары, полный набор электронных систем стабилизации движения новейшего поколения (ABS, EBD, EBA, ASR), система контроля давления воздуха в шинах и рулевое управление с меняющейся от скорости обратной связью. Ну а если машина все же попадет в ДТП, людей внутри нее надежно защитят высокопрочный кузов и восемь подушек безопасности! Неудивительно, что по уже сложившейся для всех последних моделей Renault хорошей традиции, Clio III получил от EuroNCAP максимально возможные пять звезд за безопасность.

Хорош также список базового и дополнительного оснащения, служащего для обеспечения комфорта: электронный ключ-карта с функцией «свободные руки»; аудиосистема с CD-чейнджером; полный электропакет; кондиционер или климат-контроль; панорамная стеклянная крыша с электроприводом и многое, многое другое.

Двигателей для нового Clio предусмотрено на данный период времени семь – пять бензиновых (1,2 литра – мощностью 75 или 78 л.с., 1,4 литра – 98 л.с., 1,6 литра – 88 или 112 л.с. и 2,0 литра – 136 л.с.), а также два полуторалитровых турбодизеля (мощностью 86 или 106 л.с.). К трем коробкам передач, аналогичным применяемым на Clio II, прибавилась еще и пятиступенчатая механическая, предназначенная исключительно для наиболее мощного дизельного двигателя. Кстати, с такими двигателем и коробкой передач новинка от Renault способна проехать порядка тысячи километров без дозаправки!

Таким образом, автомобили Renault Clio третьего поколения – это уже далеко не те утилитарные транспортные средства исключительно для городского применения, которыми были машины класса «В» еще лет пятнадцать – двадцать назад. Солидная внешность, просторный и богато оснащенный салон, высокий уровень активной и пассивной безопасности, мощные и экономичные моторы в сочетании со сравнительно невысокой стоимостью (от 11 800 до 21 200 евро в странах Европы) – вот те причины, благодаря которым Clio III сумела повторить успех своей предшественницы, завоевав титул «Автомобиль 2006-го года».

Таблица 1

Сравнительные технические характеристики автомобилей Renault Clio 1.2 различных поколений


Clio I
(1991 – 1998 гг.)
Clio II
(1998 – 2005 гг.)
Clio III
(с 2005 г.)
Длина, мм 3716 3770 3986
Ширина, мм 1632 1640 1707
Высота, мм 1395 1420 1493
Колесная база, мм 2467 2472 2575
Снаряженная масса, кг 930 880 1080
Мощность двигателя, л.с. 55 58 75
Максимальная скорость, км/ч 155 160 167
Емкость топливного бака, л 43 50 55
Размер шин 155/70R13 165/70R13 165/65R15


Таблица 2

Технические характеристики автомобилей Renault Clio 1.6 16V и 1.5 dCi


Clio 1.6 16V Clio 1.5 dCi
Тип кузова хэтчбек
Количество дверей/мест 3/5 или 5/5
Длина, мм 3986
Ширина, мм 1707
Высота, мм 1493
Колесная база, мм 2575
Колея передняя/задняя, мм 1472/1470
Радиус поворота, м 5,4
Снаряженная масса, кг 1140 (1180)* 1200
Снаряженная масса, кг 1140 (1180)* 1200
Полная масса, кг 1640 (1680)* 1675
Компоновка поперечное расположение двигателя, привод на передние колеса
Двигатель бензиновый K4M турбодизель К9К
Число цилиндров/клапанов 4/16 4/8
Рабочий объем, куб. см 1598 1461
Система питания распределенный впрыск топлива
Максимальная мощность, кВт/л.с. 82/112 78/106
при об/мин 6000 4000
Максимальный крутящий момент, Н_м 151 240
при об/мин 4250 2000
Коробка передач 5-ступенчатая механическая (4-ступенчатая автоматическая) 6-ступенчатая механическая
Максимальная скорость, км/ч 190 (186)* 190
Разгон с места до 100 км/ч, с 10,2 (12,2)* 11,1
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км: 6,6 (7,5)* 4,6
Емкость топливного бака, л 55
Размер шин 185/60R15
Объем багажного отделения, л 288/1038**


Примечания: * - в скобках приведены значения для автомобилей с АКП; ** - в числителе для разложенных задних сидений, в знаменателе – для сложенных

______________________________
© Костянов Александр Аркадьевич
"Всего лишь человек". О поэзии Леонида Григорьяна
Воспоминания о Леониде Григорьевиче Григорьяне в связи с 90-летней годовщиной со дня его рождения и его стихи.
Космос Эрнста Теодора Гофмана
Очерк о философе, писателе, мыслителе Эрнсте Теодоре Гофмане (1766, Кёнигсберг – 1822, Берлин)
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum