Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
Из истории литературно-художественной периодики Кубани
(№5 [127] 01.03.2006)
Автор: Аэлита Ароянц
Аэлита Ароянц
Многогранность культурных традиций и печатно-издательского наследия Краснодарского края обусловлена его интересной и непростой историей. Территория данного региона сложилась из части земель, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. После 1917 г. эти две административные единицы были объединены в Кубано-Черноморскую область. В 1924 г. образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, спустя десять лет он разделен на два региона: Азово-Черноморский и Северо-Кавказский. 13 сентября 1937 г. Азово-Черноморский край был расчленен на Ростовскую область и Краснодарский край, в состав которого вплоть до 1991 г. входила Адыгейская автономная область. Подобные территориальные трансформации а также многонациональный состав жителей края не могли не отразиться на развитии периодики Кубани.

В начале ХХ века ежедневные газеты, помещавшие официальные сообщения, статьи, заметки по разным вопросам, отчеты думских и судебных заседаний, уже не могли в полной мере удовлетворять культурные запросы жителей Кубанской области. 1 января 1907 г. в Екатеринодаре вышел первый номер двухнедельного педагогического, литературного и общественно-политического журнала «Школа и жизнь». В его программу входили: правительственные распоряжения по учебному ведомству, статьи по вопросам воспитания и обучения, общественно-политической жизни и науки, хроника местная и общая, обзор педагогической печати, библиография и т.д. Журнал отличался достаточно прогрессивным направлением. Его цель и те идеи, которые он проводил, определялись призывом редакции: «Общественный строитель, добывай свободу школ! Учитель воспитывай сознательных граждан!». Всего за время существования издания вышло 26 номеров (в 1907 г. - 20, в 1908 – 6). Журналу «Школа и жизнь» предшествовало двухнедельное обозрение «Кубанская школа», основанное В.В. Скиданом в сентябре 1906 г. и просуществовавшее лишь до нового года (напечатано всего 8 номеров). Несмотря на то, что оба эти издания, по мнению профессора Б.М. Городецкого, составлялись «дельно и содержательно», они не могли полностью удовлетворить запросы читательской аудитории, поскольку в них доминирующими элементами являлись чисто педагогические вопросы. Кубанская область считавшаяся «относительно спокойной окраиной Российской империи», переживала в 1909 г., по словам местной прессы, «газетную горячку» и «печатную манию». Число газет и журналов неуклонно росло.

Интерес кубанцев к собственной истории, обычаям, культуре и науке предопределило появление первого собственного литературно-художественного издания - иллюстрированного ежемесячного журнала истории, этнографии, общественно-экономической жизни, науки, литературы, публицистики и искусства, начавшего выходить в марте 1909 г. в Екатеринодаре под названием «На Кавказе». Фактическим редактором являлся известный историк и библиограф Борис Митрофанович Городецкий, хотя официально журнал был открыт на имя его жены (Александры Алексеевны Городецкой). В его состав входили два отдела - научный и литературно-публицистический, который, кроме беллетристики, отзывался на все существенные вопросы, связанные с фактами современности. Журнал иллюстрировался хорошими рисунками. Журнал издавался на добровольные пожертвования. Первый номер вышел в свет 24 марта 1909 г., а последний, сдвоенный (№ 7-8) – в марте 1910 г. Всего вышло восемь номеров.

Закономерности становления журнальных традиций Кубани обусловлены как спецификой общественно-политического, экономического и культурного уровня страны, так и региональным компонентом – многообразием и целостностью вековых традиций казачества. Поэт и драматург, рабочий Митрофан Карпович Седин одним из первых обратил внимание на необходимость освещения жизни и быта простых людей. Созданный им журнал «Прикубанские степи» смог решить проблему обеспечения различных слоев общества важной информацией, отражавшей интересы не только казачества, но и левых партий. Первый номер журнала вышел 15 ноября 1915 г. Финансирование издания «Прикубанских степей» продолжилось за счет добровольных взносов служащих заводов, фабрик и типографий. После очередной встречи М.К. Седина с одним из организаторов большевистского подполья А.А. Лиманским, еженедельник «Прикубанские степи» получил финансовую помощь и стал органом больничной кассы «Объединение». Это единственный в России рабочий журнал, просуществовавший вплоть до Февральской революции.

В 1918 г. в Екатеринодаре были открыты сразу три еженедельных журнала-однодневки: художественно-литературный иллюстрированный «Кубанская неделя» (издатель товарищество «Кубанская неделя» в лице Е.В. Шварева, редактор Р. Новина), «Маяк» (издательство «Кубанский край»), «Сын Отечества» (издание правления исполнительного комитета Союза увечных воинов, главный редактор И. Нестроев). На следующий год на Кубани также открыты два новых журнала – «Зарницы» (еженедельный художественно-литературный, общественный и научный) и «Наша мысль» (ежемесячный кооперативный общественно-экономический и литературный). В 20-е годы поиск журнальной формы продолжался: одно издание сменялось другим.

В 1924 году возник новый двухнедельный иллюстрированный общественно-политический и литературно-художественный журнал «Буревест¬ник» – орган Кубчеробласткома РКП(б). Издавался он партийно-кооперативным издательством с одноименным названием. Его тираж составлял 3000 экземпляров. Идея создания данного двухнедельника принадлежала небольшой литгруппе во главе с Г. Литвин-Молотовым. Журнал привлек к себе новые имена, в том числе местных авторов, впоследствии активно работавших в литературе. В нем выступали со стихами Л. Солнцев, хостинский рабочий поэт Н. Зайцев, профессор Г. Шахвердов, бывший питерский рабочий-революционер В. Садхан, молодой ленинградский поэт Н. Тихонов, прозаики – А. Айно, В. Ольгин, А. Киселев, П. Яковлев, М. Зощенко, Л. Сейфулина. «Буревест¬ник» откликался на многие вопросы общественной жизни Кубани, печатал материалы о литературе и искусстве, однако, его серьезный тон и художественное начало не нашли поддержки читательской аудитории. Причиной прекращения данного издания стало отсутствие подписчиков.

В этот период в Краснодаре начал выходить журнал «Новим шляхом» (1927-1930), а в Армавире двухнедельник «Первые шаги» (1927-1928). В данных изданиях не последнее место занимали литературные разделы. «Первые шаги» имел существенные тематические отличия от новороссийского «Норд-оста», разрабатывавшего направление, связанное с жизнью рабочих. Армавирский двухнедельник печатал по преимуществу материалы о селе – о хлеборобах, уклад которых круто менялся в ходе начавшейся коллективизации сельского хозяйства. Особой задушевностью и лиричностью отличались стихи активно печатавшегося в журнале «Первые шаги» П. Хромова, в нем также выступали молодые поэты И. Горелов, С. Кубанец, Б. Панасов, И. Копин, прозаики В. Ставский, П. Сибиряк, В. Иванов. Издававшийся в Краснодаре ежемесячник «Новим шляхом» по своей тематической направленности в корне отличался от армавирского двухнедельника. Наряду со статьями на педагогические темы в нем печатались стихи, рассказы и очерки, краеведческие материалы, статьи о литературе и рецензии. С ежемесячником сотрудничали А. Кирий, В. Очерет, В. Разуменко, Т. Иващенко, В. Дроздовский и другие авторы. Широко были представлены в нем произведения украинских писателей. В 1930 году в Краснодаре вышел последний номер этого журнала. В нем было помешено сообщение редакции, в котором говорилось, что постановлением Северо-Кавказского крайкома партии «Новим шляхом» реорганизуется в краевое издание и переводится в Ростов-на-Дону.

Следующим переломным моментом в литературной жизни рассматриваемого региона стал 1934 год. Это связано с обра¬зованием Союза советских писателей, в результате чего была произведена структурная реорганизация творческих сил страны, ведущие писатели уехали в Москву, и краснодарский литературный кружок распался. Такое положение дел сохранялось вплоть до конца тридцатых годов. В 1937 г. был образован Краснодарский край, а уже на следую¬щий год молодому литератору П. Иншакову удалось создать при редакции газеты «Большевик» краевую литературную группу. В нее вошли талантливый очеркист из Армавира В. Овечкин, прозаики Г. Днепровский, К. Катаенко, поэты С. Загоруйко, А. Лавров, Б. Петриченко, В. Гончаров, В. Ермаков, А. Подхомутников. Вновь образованное книжное издательство выпустило пер¬вый номер литературно-художественного альманаха «Литературная Кубань», он был подписан к печати 10 июня 1941 года. Его тираж составил 5000 экземпляров. Состав редакционной коллегии был представлен четырьмя персоналиями: Н.С. Даллада, В.Я. Дикунов, П.К. Иншаков, А.Н. Степанов. Даллада и Иншаков являлись ответственными редакторами. Все произведения, размещенные номере, были разбиты на три раздела: «Проза», «Стихи», «Критика и библиография», причем последний содержал только один материал В.А. Михельсона «Люди колхозной Кубани» основной темой которого являлось «отражение великих задач и дел времени в послевоенной жизни и заботах колхозников». (98. С. 90) «Проза» была представлена работами трех авторов: А.И. Степанова «Трагедия в Чемульпо», полковника-орденоносца Г. Днепровского «Подвиг» (отрывок из книги «Ледовый поход») и Я.Мельника «Возвращение Казаков» (отрывок из романа «Бурная Кубань»). Раздел «Стихи» открыло произведение В. Дикунова «Родной мой край». «Хожу, как по дому родному, по милым, знакомым местам. Какому же краю иному я сердце и песни отдам?!» – вопрошал поэт, передавая заданное настроение Е. Устинову в «Песни о Кубани»: «Ой, Кубань, Кубань родная, многоводная река, ты течешь, преград не зная, широка и глубока».
После издания второй книжки «Литературная Кубань» наступила длительная пауза в развитии художественной традиции данного региона, возрождение которой нашло свое логическое продолжение лишь после окончания войны.

Появление в послевоенный период в Краснодарском крае издания литературно-художественного направления было продиктовано требованиями времени. Восстановление народного хозяйства и строительство социалистического государства было невозможно без идейного подъема народных масс. Мощным рычагом в сфере воздействия на население являлось печатное слово. В сложившихся условиях сознание граждан остро нуждалось в идеологической платформе, основы которой закладывались, в том числе, с помощью литературы. Учитывая тот факт, что Кубань – край с журнальным и литературным потенциалом, а с момента публикации в 1941 году второй книги «Литературная Кубань» здесь не издавалось ни одного литературного печатного периодического издания, и согласуясь с партийными идеологическими установками, в 1945 году по решению Центрального Комитета ВКП(б) был учрежден альманах «Кубань».

Открыли первый номер «Кубани» произведения А. Первенцева «Гвардейские высоты» и «Девушка с тамани». Кроме того, в нем выступили С. Бабаевский с повестью «Гусиный остров», А. Степанов с материалом «Моя работа над книгой «Порт-Артур», Е. Смеречинский и А. Татьянин с рассказами «Голубой цветок» и «Батькин план». Также в нем были опубликованы главы из книги «Братья Игнатовы» П. Игнатова, воспоминания об А.М. Горьком «Последние поездки на Волгу» А. Руммера. В очерке М. Покровского «Из прошлого Кубани» повествовалось о заселении края и основании Екатеринодара, о пластунах и военных действиях на Тамани. Свои стихотворные произведения представили на суд читательской аудитории Л. Лиходеев, М. Плям, П. Симонов, И. Смирнов.

На краевом совещании писателей Кубани, проходившем четырнадцатого и пятнадцатого февраля 1949 года одним из докладчиков являлся директор библиотеки имени А.С. Пушкина Иванов, который остановился на действенной форме продвижения книги – непосредственной встречи писателя с читателями. «Но, к сожалению, – сказал он, – такие встречи в краевом центре происходят достаточно редко. Одну из них краевая библиотека организовала в прошлом году с писателем Адыгеи лауреатом Сталинской премии Темботом Керашевым, автором романа «Дорога к счастью». Собралось много читателей, которые с интересом прослушали рассказ писателя о его творческой работе. После этой встречи спрос на роман «Дорога к счастью» возрос в несколько раз.
На этапе самоопределения рассматриваемого издания на рынке периодической печати, в период с 1945 по 1957 год включительно, вышло восемнадцать номеров альманаха. Состав его редакционной коллегии претерпевал значительные метаморфозы. Такая же ситуация сложилась и с назначением ответственных, а позже главных редакторов этого сборника.

Первым возглавил литературно-художественный альманах «Кубань» И.И. Юдин. Под его руководством вышло два номера. В 1947 году редактором стал И.С. Орбов, за год было издано две книги альманаха. Уже в следующем году «Кубань» возглавил П.К. Иншаков. Он достаточно долго занимал должность главного редактора с 1948 по 1954 год. За это время было подготовлено к выпуску десять номеров альманаха (с №5-№14 включительно). Только одна книга вышла за время руководства данным изданием Г.В. Соколова. Шестнадцатый номер в 1955 году уже возглавил Н.Г. Винников, которому удалось выпустить три номера. Такая нестабильность состава редакционной коллегии имела множество причин: во-первых, отсутствие штатных единиц, а во-вторых, чтение рукописей занимало много времени, что препятствовало работе над собственным материалом. Также немаловажную роль играли творческие противоречия.
Условия, в которых развивалось это издание, характеризовались активным вниманием партийных комитетов к деятельности культурно-просветительских учреждений. Необходимость пристального наблюдения и контроля над данным направлением неоднократно рассматривалась на заседаниях руководящих органов различного уровня. Например, в 1946 г. Красногвардейский райком ВКП(б) дважды обсудил этот вопрос, обязал секретарей партийных организаций, председателей сельских Советов и колхозов «покончить с вредной практикой недооценки роли культурно-просветительских учреждений в деле коммунистического воспитания трудящихся, ежемесячно проводить семинары работников культуры при клубах и избах-читальнях, создавать коллективы художественной самодеятельности».

Процесс развития альманаха «Кубань» протекал в достаточно жестких условиях, его нельзя назвать линейным, поскольку в его публикациях отражались насущные проблемы современности. Редакционная коллегия пыталась идти в ногу со временем. Но по свидетельству писателя В.Н. Логинова, «провинциальная периодика отличалась большим консерватизмом, в отличие от центральной». В данном случае исследуемый альманах - не исключение.
В адрес редакционной коллегии кроме положительных отзывов звучали и нарекания, в том числе в стихотворной форме – «Ах, Кубань, ты, Кубань, – золотой початок. Почему же ты, Кубань, вся из перепечаток?». Причина была проста. В виду того, что альманах нередко задерживали в печати, некоторые авторы успевали в это время опубликовать свои произведения в других изданиях, не дожидаясь выхода «Кубани». Получалось, что хотя в редакцию данного литературно-художественного сборника рукопись поступила раньше, готовый текст, в связи с проволочками, формально становился перепечаткой.

Существенным переломом в деятельности редакционной коллегии также стало утверждение ежегодного количества выходов данного издания. С 1958 по 1962 год оно печаталось четыре раза в год. В 1962 – 1966 гг. периодичность альманаха увеличилась до шести номеров. С 1967 г. «Кубань» (редактор С.А. Маркосьянц) стал ежемесячником при формате «толстого» журнала с объемом 9-10 печатных листов. Такая периодичность во многом связана с изменением политического климата в стране в период после ХХ съезда КПСС. Уступая требованиям идеологии, литературно-художественный альманах «Кубань» в 1961 году, начиная со второго номера, официально стал еще и общественно-политическим изданием. Если же вернуться к моменту его создания, то можно прийти к выводу, что данное изменение в подзаголовке было не только формальным шагом. Несмотря на то, что с первых публикаций, начиная с 1945 г., альманах отражал все основные политические и идеологические партийные установки.
20 июня 1961 г. было проведено объединенное заседание членов бюро и редакционной коллегией альманаха «Кубань», которое условно можно назвать: «На пороге XXII съезда партии». Решение, как и ранее, было однозначным – всесторонне освещать грядущие события. Ключевыми публикациями второго номера 1961 года стали очерки Ф. Плоскова «Человек смотрит в будущее» и В. Пальмана «Земля и люди». Следующий альманах открыл материал первого секретаря Краснодарского крайкома КПСС Г. Воробьева «Кубань смотрит в будущее».

Вопрос, связанный с увеличением периодичности «Кубани» до шести номеров в год был решен положительно. С первого номера 1962-го года она получила статус двухмесячного литературно-художественного и общественно-политического альманаха Краснодарской организации Союза писателей РСФСР. А уже в четвертом (августовским) сборнике того же года к подзаголовку добавилось новое слово «иллюстрированный». Также произошли перемены и в руководящем составе. На заседании бюро Краснодарского отделения СП прошедшем 3 марта 1962 года было принято решение о расширении редакционной коллегии рассматриваемого издания до девяти человек. В которую вошли: А.И. Панферов (главный редактор), Н.Ф. Веленгурин, П.К. Иншаков, В.Н. Логинов, С.А. Маркосьянц, В.И. Пальман, В.С. Подкопаев, Г.М. Садовников, Ф.П. Цыгикало. В 1962 г. была продолжена тематическая линия, начерченная в установочных статьях предшествующего года. Три материала Ф. Плоскова помещенных в разделе «Раздумья о кубанском миллиарде» выделили основные векторы дальнейшего развития сельского хозяйства в Краснодарском крае. Их появление в альманахе вполне обосновано тем, что границы его тематических интересов были значительно расширены после изменения статуса издания. Стимулирование и дальнейшее развитие земледелия южных регионов страны, безусловно, входило в круг первостепенных общественно-политических задач, что определило обращение «Кубани» к данным вопросам.

1970 год в истории становления и развития исследуемого альманаха являлся особой датой, поскольку с момента его создания прошло двадцать пять лет. «…Отправляясь во вторую четверть века, «Кубань», как и прежде, будет верна делу ленинской партии, светлым идеалам нашего общества, высоким принципам социалистического реализма», – такими словами встретил читателей первый номер юбилейного года. За прошедшие годы альманах претерпел много изменений, но его суть, идеологические ориентиры остались незыблемыми. Июньский сборник ежемесячника был посвящен юбилею. Кроме внешних изменений (голубой цвет обложки вместо зеленого) было сделано отступление и от стандартного подхода к содержанию, которое открыл раздел ««Кубань» поздравляют». На пяти страницах публиковались приветственные адреса, пожелания и напутствия в адрес редакционного коллектива. Сообщение о первом присуждении премии было размещено в февральском номере за 1970 г. Ее лауреатами стали: А.Д. Знаменский – за рассказ «Не белы снега…», В.Н. Логинов – за повесть «Сказание о первой любви», И.Ш. Машбаш – за цикл стихов, С. А. Неустроеву – за мемуары «Мы шли к рейхстагу». Поощрительной премией был отмечен очерк В.П. Игнатенко «Матвей Грицук и его сыновья».
Кроме того, к двадцатипятилетнему юбилею альманаха был приурочен выпуск книги «Писатели Кубани». Его составителями стали работавшие в тот период редактор и ответственный секретарь рассматриваемого сборника Н.Ф. Веленгурин и И.М. Ждан-Пушкин. Художественным оформлением занимался М. Бедерханов, выполнявший функции художественного редактора в альманахе «Кубань».

Редакторскую эстафету Н.Ф. Веленгурин передал А. Д. Знаменскому, который занял руководящий пост в 1972 г. Анатолий Знаменский родился 1 мая 1923 г. в хуторе Ежовском станицы Слащевской Волгоградской области. Непростая судьба выпала на долю юноши. В апреле 1940 г., когда ему оставалось совсем немного до окончания школы, ему вместе с двумя товарищами было вынесено обвинение по 58 статье (за контрревалюционную деятельность). Десятиклассник-отличник, был арестован по доносу и сослан с родного Дона на Север. До 1946 года Анатолий отбывал срок в Ухтинско-Печерском лагере, а затем был переведен на спецпоселение. Вряд ли тогда он мог предполагать, что в будущем станет писателем, чье литературное наследие составит более сорока книг. Перспективы вырисовывались далеко не радужные, приговор был пожизненный. Но именно там, в УхтПечлаге, он встретил девушку, которая не побоялась выйти замуж за репрессированного и добровольно разделила его участь. А.Д. Знаменский не имел высшего образования, но по свидетельству своих современников обладал энциклопедическими знаниями. «Свои университеты я прошел на Севере, в Коми, – рассказывал сам Анатолий Дмитриевич. – Там я общался с умным народом: академиками, композиторами, писателями…» Лагерная жизнь заставила Анатолия освоить множество профессий от строителя-разнорабочего до заведующего отдела промышленности районной газеты «Ухта». В 1957 г., после выхода в свет романа «Ухтинская прорва», Знаменского приняли в члены Союза писателей СССР. Анатолий Дмитриевич окончил Высшие литературные курсы в Москве, и в 1960 г. семья Знаменских обосновались на Кубани, сначала в Хадыженске. В 1971 г. семья Знаменских переехала в Краснодар, так как Анатолия Дмитриевича пригласили редактировать альманах «Кубань». Живя в Краснодаре, он часто переписывался со своими друзьями литераторами, высоко ценил живое общение, поэтому в их доме нередко бывали интересные люди. «Раскрывая учебник по литературе,– рассказывала дочь Знаменского Ольга Анатольевна, – я вижу там не просто знаменитые фамилии – В.Астафьев, Е.Носов, Н. Рубцов, Ф. Абрамов, Ю. Бондарев и др. Это добрые знакомые отца и за каждым именем вспоминаются встречи, письма, обсуждения их литературных новинок…».

Возможно из-за специфики профессии писателя (как правило, приход в профессию в зрелые годы), а может быть из-за перипетий судьбы самого Знаменского, он по-настоящему смог реализовать свои творческие планы, лишь прочно обосновавшись в Краснодаре. Здесь он полностью погрузился в работу над рукописями, занялся сбором материалов для своих публикаций… Огромный личный опыт, накопленный в лагере, лег в основу многих произведений. В частности, автобиографической повести «Без покаяния» (первоначальное название «Обжалованию не подлежит»). В свое время по определенным причинам редакция одного московского журнала не взяла на себя ответственность опубликовать ее, и рукопись пролежала двадцать пять лет в столе. В годы перестройки, когда были сняты запреты, это произведение было опубликовано в журнале «Север». Москва опять промолчала. На Кубани написаны основные произведения писателя: «Иван-чай», «Как все», «Сыновья Чистякова», «Обратный адрес», «Осина при дороге», «Красные дни» и другие. По произведению «Осина при дороге» в 1971 г. центральное телевидение поставило фильм «Легкая командировка». В 1978 г. за повесть «Безымянные высоты» А.Д. Знаменский стал лауреатом премии им. Островского Краснодарского крайкома ВЛКСМ. Особое место в творчестве Анатолия Дмитриевича занимает дилогия «Красные дни», которую автор именовал своей «книгой жизни». Работа над текстом этого произведения длилась около двадцати лет. Первый раз оно вышло в 1987 г. в Краснодарском книжном издательстве, но отдельные его главы были напечатаны еще в 1979 г. в альманахе «Кубань».

Начало сотрудничества с альманахом «Кубань» для В.И. Лихоносова нельзя назвать успешным, в последующие годы ситуация изменилась в лучшую сторону. Уже в четвертом номере 1965 г. в рассматриваемом сборнике вышел его рассказ «Что будет». В следующем году опубликована повесть «Чалдонки», а через несколько лет была напечатана «Люблю тебя светло». Кроме самих произведений В.И. Лихоносова в «Кубани» публиковались статьи о творчестве данного автора. Например, в четвертом номере 1965 г. был помещен материал Владимира Бахтина положительно оценившего его литературную деятельность, вышедший под звучным названием «Молодые, сильные таланты». Взаимодействие с редакционной коллегией рассматриваемого сборника не было поставлено на систематическую основу, однако повести и рассказы В.И. Лихоносова, а так же рецензии на его произведения не раз печатались на его страницах.
Редакционная коллегия альманаха «Кубань» давала возможность все новым и новым начинающим поэтам и прозаикам осуществить свое первое выступление в печати. Здесь пробовали свои силы не только «юные дарования», но и люди с большим жизненным опытом. Например, в разделе «Первая встреча с читателем» было опубликовано стихотворение «У памятника Лермонтову» А. Гарьковенко – главного агронома совхоза «Южный», человека солидного и уважаемого. И это далеко не единичный случай.

Игорь Михайлович Ждан-Пушкин, длительное время работавший ответственным секретарем «Кубани», несколько лет назад в личной беседе отметил, что он видит великую роль цензуры в качестве литературы. Нередко, по его мнению, именно цензурные препоны содействовали творческому росту писателя, заставляли искать новые решения, более ответственно работать над текстом. Существовала и другая сторона медали – к рукописям некоторых писателей просто придирались по личным причинам, тем самым, перекрывая им выход к читательской аудитории. Но это были единичные факты. Немалый положительный вклад в становление и развитие литературных сил Краснодарского региона и формирование творческого состава альманаха «Кубань» оказала объединенная литературная консультация при краевом отделении Союза советских писателей. Финансирование деятельности консультации складывалось из денежных средств, ежемесячно выделявшихся краевым книгоиздательством, редакциями газет «Советская Кубань» и «Комсомолец Кубани», а также отделением ССП. Но, несмотря на материальную поддержку, они также не устранялись от работы с авторским активом. Кроме того, руководство краевых газет, книгоиздательства и отделения ССП осуществляло «контроль и партийное руководство» деятельностью объединенной литературной консультации, имевшей большое значение в деле воспитания и оказания творческой помощи начинающим авторам.

В 1971 г. в сборнике были опубликованы несколько стихотворений под заголовком «Голоса друзей». В своем открытом письме к редактору журнала болгарские поэты Дора Лалаева и Мико Лалаев говорили: «мы любим кубанский край и его замечательных тружеников. В знак этой любви посылаем Вам стихи, написанные специально для Вашего ежемесячника «Кубань». Пусть они станут первой ласточкой крепнущих связей болгарских и кубанских писателей». Материалы, присланные из братской Болгарии, еще не раз публиковались на страницах данного издания. В их числе стихотворные произведения поэта Мадлена Исаева, напечатанные в девятом номере 1974 г.
Появление публикаций зарубежных авторов в литературно-художественном и общественно-политическом альманахе «Кубань», практически совпало с периодом укрепления позиций и относительной стабилизацией его положения в рамках парадигмы советской литературной периодической печати. Выход за пределы регионального компонента положительно сказался на процессе привлечения читательской аудитории.
_____________________
© Ароянц Аэлита Акоповна
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum