Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Творчество
«Я очень любила и люблю свой город…»
(№6 [128] 16.03.2006)
Автор: Светлана Зубрилина
Светлана Зубрилина
Подойди – к своему окну,
Посмотри – в бесконечно-прозрачное небо.
Тебе позволено счастье – видеть мир таким, как он есть.
Ты знаешь – как выглядят лица других.
Возьми телефон, набери случайную комбинацию цифр
На любом континенте, в любой стране, в любом городе.
Подожди – пока поднимут трубку,
И расскажи мне о том – как смотрит мир изнутри…


(Из стихотворения ростовского поэта, журналиста Олега Антименко)


С Фатимой Даудовой мы познакомились совершенно случайно почти девять лет назад. Когда она училась в Ростовском государственном педагогическом университете, куда после начала боевых действий вынуждена была перевестись из Грозного, чтобы закончить свое обучение на художественно-графическом факультете. Время было сложное. Рада, что первый человек чеченской национальности, с которым меня свела судьба, была Фатима Даудова, ибо судить о нации надо по лучшим ее представителям. В 1997 году нас сблизило творчество: Фатима рисовала репродукции к моей сказке. Общение было недолгим, но именно тогда меня просто поразила удивительная способность этой, такой нежной и хрупкой, девушки в любой ситуации сохранять чувство собственного достоинства, ее целеустремленность и трудолюбие в познании художественного мастерства, любовь к родине и талант, который читался во всем – в наброске, этюде, зарисовке.

Нажмите, чтобы увеличить.


В том, что Фатима стала художником, нет собственно ничего удивительного, несмотря на то, что по чеченскому менталитету такая профессия для девушки редкая, и ее одобрили бы не все родители. Но именно близкие первыми заметили в ней художественный талант и дали ему развиться. Стоило ей появиться на свет в многодетной семье Даудовых – кстати сказать, Фатима видимо так спешила жить, что родилась прямо дома (с. Старая Сунжа), так и не дождавшись «скорую» – стоило научиться держать в руках карандаш, как она принялась рисовать везде – на дверях, стенах, даже на наволочках и подушках. А когда повзрослела, стала просить родителей отдать ее в художественную школу. И даже тяжелая болезнь в десять лет, отодвинувшая на год ее поступление в эту школу, не изменила желания девочки рисовать. В художественную школу № 1 г. Грозного или, как называли в то время ее воспитанники, в «художку», Фатиму в первый раз привел отец Хамид Даудович. И, несмотря на то, что попала она туда с большим опозданием, именно годы обучения (1986–1990 гг.) в этой школе остались для Фатимы самыми яркими детскими воспоминаниями, определили ее дальнейшую судьбу. «Я очень любила и люблю свой город. У меня были свои любимые места в Грозном, – рассказывает Фатима Даудова. – В раннем детстве самым любимым местом был парк им. Кирова и, конечно же, кондитерский магазин «Столичный». Когда мне было три-пять лет, сестра гуляла со мной по городу и, когда мы проходили мимо «Столичного», я слышала запах кофе и пирожного и сразу же начинала плакать и капризничать, жалуясь, что хочу есть. Я знала, что сестра меня обязательно накормит пирожными… По той дороге, которой я ходила в «художку», находилась филармония. Мне тогда было лет одиннадцать-двенадцать, и я каждый раз, когда проходила мимо, заходила туда. Меня там знали и всегда впускали. Можно было слушать концерты или репетиции. У нас в то время даже был симфонический оркестр и капелла. Особенно сильно мне нравились народные фольклорные коллективы. У нас был прекрасный театр. Конечно же, воспоминаний о Грозном очень много но, к сожалению, у моего поколения остались только воспоминания, и ничего связанного с ними».
После того как Фатима увлеклась живописью, ее родители пытались определить, откуда в ней талант к художественному творчеству, ибо никто из ее четырех сестер и брата не рисует. Семейное придание гласит, что прадед Фатимы по отцовской линии Садо Мисирбиев из Старого-юрта любил рисовать и был другом великого русского писателя Льва Толстого. В музее писателя в Москве хранится сабля, подаренная ему Садо Мисирбиевым. Легенда гласит, что Мисирбиев спас Толстого и от гибели, после чего и стал его кунаком. После революции, когда большинство Мисирбиевых уехали за границу, бабушке Фатимы пришлось поменять фамилию отцу и дяде и уехать к своим родственникам. Фамилия изменилась, но корни остались. «Мой учитель в художественной школе, – вспоминает Фатима, – говорил мне, что у нас в Краеведческом музее хранится графический портрет Л. Толстого, сделанный С. Мисирбиевым, но мне так и не удалось его посмотреть: началась война, и он сгорел, также как и музей».

Нажмите, чтобы увеличить.


Говорят, что войны ломают людей искусства, что для творчества нужна спокойная обстановка. Но, по словам Фатимы, именно то, что произошло с чеченским народом в последнее десятилетие, и подтолкнуло ее к тому, чтобы совершенствоваться: «Мне хотелось своими картинами показать миру, что чеченцы не такие, как говорят о них в военных сводках по телевидению... Мы очень талантливые». Именно любовь к своему краю, родным и близким, потребность отразить на холсте их жизнь, страдания и мечты – является определяющими в личности Фатимы Даудовой. Она стала невольным свидетелем и участником трагических событий. Когда начиналась «первая военная компания» ей не было и двадцати лет, во «вторую войну» исполнилось двадцать пять. Так 27 сентября 1999 года, узнав из новостей, что в пригороде Грозного, Старой Сунже, где находились тогда ее родители и брат, начались военные действия, Фатима бросила свое обучение в Российском государственном гуманитарном университете им. Герцена в Санкт-Петербурге и уехала домой. Добраться было нелегко. Все дороги были закрыты. И только когда 1 ноября дали три дня коридора, она, сбежав от сестер без денег, (родственники их просто отняли и не давали, зная, что она уедет), продала за ничтожную сумму на базаре в Назрани свои очень дорогие серьги и уехала в Грозный. Ей было все равно, лишь бы увидеть своих близких живыми и здоровыми. С этого времени Фатима Даудова живет в родном городе. «Со времени моего возвращения в республике произошли большие перемены, – говорит она. – Чечня, можно сказать, стала в русло мирной жизни. Пришлось пережить очень многое: холод, голод,.. эти теракты, свидетелем которых, будучи целый день в городе, приходилось быть не один раз. Очень тяжело было и после активных военных действий, это 2000–2003 годы и даже 2004 год. Самым страшным был день 9 мая на стадионе, когда произошел этот чудовищный взрыв. Мы делали там выставку детских работ, книжную выставку. Были рядом, но по воле Всевышнего остались живы. Конечно, нужно очень много времени, чтобы реанимировать, если можно так сказать, искалеченные войной души людей. Радует то, что мы начали это делать. Ведь каждая отремонтированная улица, площадь, дом – это хоть какая-то надежда на, то, что у нас будет свой город. Ведь чеченцы это очень дружелюбный, трудолюбивый и доверчивый народ. Я говорю о настоящих чеченцах. Они всегда уважали соседей, с большим почтением относились к гостю, уважали женщин, стариков».

Нажмите, чтобы увеличить.


В большинстве картин Ф. Даудовой, посвященных Грозному (цикл «Мертвый город»), прослеживается неукротимое желание чеченского народа вернуть утраченные красоту и гармонию. Ее искусство документально и современно, но в тоже время в каждом образе переданы грани традиционного чеченского художественного творчества. Картины Фатимы Даудовой проникают в сердца людей. Остается только согласиться с мнением одного из посетителей ее персональной выставки в Центральной городской библиотеке г. Грозного в декабре 2004 года: «Есть стыд, есть совесть – тогда есть и настоящее творчество, которое вызывает у зрителей чувства страха и ужаса. Фатима, по моему глубокому убеждению, обладает способностью вникать в суть происходящих событий на нашей земле. Мой город, превращенный в развалины… – это не мертвый город. Мы его строили, мы его и восстановим. Он – наш город навсегда. Фатиме, думается, удается в ужасе войны читать мысли своего народа – вернее, вникать в душу его. Я думаю, что Даудова Фатима заставит мир заговорить не только и не столько о себе, а о своем народе. У нее есть талант, который Всевышним не всем дается. А только самым лучшим из нас на этой земле. Я желаю Фатиме очень больших творческих успехов».
На наш взгляд, именно искусство, творческие люди в Чечне могут помочь «реанимировать искалеченные войной души людей» и не только чеченского народа, но и всех народов нашей многонациональной России. Очень жаль, что у такой талантливой художницы, как Фатима Даудова, нет творческой мастерской и материальных возможностей работать над своими картинами двадцать четыре часа в сутки, а у чеченских художников пока на родине нет своего выставочного зала, где бы они могли нести свое искусство людям.
Мы надеемся, что после нашей публикации руководство Чечни обратит внимание на необходимость создания художникам республики хотя бы минимальных условий для творчества, и у Фатимы Даудовой к следующему женскому празднику появится возможность организовать свою персональную выставку не только в городах Южного федерального округа, но и в родном, любимом городе.

Нажмите, чтобы увеличить.


Как заметил великий живописец В.А. Серов: «Художник думает год, а в течение дня создает красоту». На размышление, переосмысление произошедшего в родном городе Фатиме Даудовой было отведено много времени – настала пора воплощать увиденное на холсте.
__________________________________
© Зубрилина Светлана


Справка:

Даудова Фатима Хамидовна

Родилась 16 марта 1975 г.
В 1990 г. – окончила Детскую художественную школу № 1 г. Грозного
В 1998 г. – окончила Ростовский государственный педагогический университет.
С 1998 г. – преподает в Грозненском государственном нефтяном институте на кафедре «Архитектура»: рисунок, живопись, скульптура, современная архитектура, дизайн.
С 2001 г. – член Союза художников России.
Участница городских, республиканских, региональных, всероссийских и международных выставок.
Дебютант 2–го Всероссийского конкурса молодых художников им. П.М. Третьякова.

Участие в выставках:

1.     Выставка «Художники Чечни в Академии Художеств». - Москва, 2002 г.
2.     Региональная выставка Юга России «Мир Кавказу». - Краснодар, 2003 г.
3.     Персональная выставка «История на камне», ЦГБ. - Грозный, 2003 г.
4.     10–я Всероссийская художественная выставка, ЦДХ. - Москва, 2004 г.
5.     Выставка «Художники Южного Федерального Округа», выставочный зал Союза Художников. - Санкт-Петербург, 2004 г.
6.     Выставка художников Чечни, посвященная 60-летию выселения чеченцев, ЦГБ. - Грозный, 2004 г.
7.     Выставка художников Чеченской республики, посвященная Дню Победы. - Грозный, 2004 г.
8.     Международная художественная выставка, посвященная 60-летию победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, ЦДХ. - Москва, 2005 г.
9.     Выставка художников Чеченской республики посвященная первому президенту ЧР А-Х. Кадырову. - Грозный, 2005 г.
10.     Выставка 2–го Всероссийского конкурса молодых художников им. П.М. Третьякова, Инженерный корпус ГТГ. - Москва, 2005 г.
11.     Фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу».
Выставка «Война. Победа. Память». - Краснодар, 2005 г.


Публикации в каталогах выставок:

- Художники Чечни в Академии Художеств.
Каталог выставки, Москва, 2002.

- «Россия Х» Всероссийская Художественная выставка.
Каталог выставки, Москва, 2004.

- «Победа» Международная художественная выставка, посвященная 60–летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Каталог выставки, Москва, 2005.

- 2–й Всероссийский конкурс молодых художников на лучшее произведение реалистического искусства имени П.М. Третьякова.
Каталог выставки, Москва, 2005

Отзывы посетителей выставок

«Если человек талантлив, он талантлив во всем. Так и Фатима. Человек с добрыми мыслями, одаренный талантом, глубоко мыслящий, видящий прекрасное – это Фатима. А картины - яркое тому подтверждение. В них много смысла. Иногда я не могу понять этот смысл, Фатима смогла… И я, как Пикассо, говорю: «Это прекрасно, потому что это со мной».
Из отзывов посетителей персональной выставки в Центральной городской библиотеке г. Грозного в декабре 2004 года.

«…в своем цикле «Мертвый город» Фатима выражает исторический дух своего народа… Правда искусства – это правда суровой жизни…»
Из отзывов посетителей персональной выставки в Центральной городской библиотеке г. Грозного в декабре 2004 года.

«Я видел, как умирал этот город в девяносто четвертом - девяносто пятом годах. Он был таким прекрасным, но умирал в долгих муках. Город, который так и не стал святым».
Из отзывов посетителей персональной выставки в Центральной городской библиотеке г. Грозного в декабре 2004 года.




Нажмите, чтобы увеличить.



Нажмите, чтобы увеличить.



Нажмите, чтобы увеличить.



Нажмите, чтобы увеличить.









Скельновские петроглифы: путешествие в первобытную эпоху
Статья об уникальных природных явлениях на территории Ростовской области, в том числе образцах первобытного ис...
Не осознают себя и не понимают мира вокруг
Известный экономист и финансист о своей жизненной позиции – с критикой людей, осуждающих либерально мыслящих п...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum