Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
Подборка фотографий из различных интернет-ресурсов источников, а также фотографи...
№15
(368)
25.12.2019
Образование
Конфайнмент-моделирование процессов подготовки конкурентоспособного специалиста
(№6 [128] 16.03.2006)
Автор: Юлия Чернова
Юлия  Чернова
Конфайнмент-моделирование представляет собой системную технологию построения и стратегического развития бизнес-структур, организаций и групп. Конфайнмент-моделирование используется для организационного консультирования, обучения руководителей и персонала, создание оригинальных бизнес-структур. Это направление успешно реализуется в России центром экспертного моделирования технологии эффективного лидерства (ЭМТЭЛ), региональные представительства которого есть в крупных городах Российской Федерации, в том числе и Тольятти. Девиз ЭМТЭЛ – “мы учим системно работать”. “Человек это бизнес ” – один из семинаров, на котором рассматриваются вопросы бизнеса в применении к одному человеку. Управление собой как бизнесом, собственная научная работа как производство продукта и, непременно, пути продажи себя и своих знаний быстрее приводят к успеху и карьерному росту. Выгоды такого понимания – будущая карьера становится задачей формирования конкурентоспособности на стадии обучения и повышения продажной цены своего интеллектуального потенциала и профессиональной компетентности. Обеспечивать работой себя – это бизнес. И делать этот бизнес надо умело. Он требует и особых навыков, и особого образа мыслей.

Повышение качества подготовки специалистов задача учебных заведений на длительную перспективу. Для решения этой задачи в 2004 году в Министерстве образования РФ был создан совет по координации управления качеством ВПО. Брянским государственным университетом, входящим в число разработчиков типовой модели управления качеством подготовки специалистов в вузах, предложена концепция, по которой процессы подготовки специалистов рассматриваются как бизнес-процессы, необходимые образовательному учреждению для выживания в рыночных условиях при снижении бюджетного финансирования.

Типовой бизнес- процесс деятельности вуза включает в себя подпроцессы жизненного цикла продукции: маркетинг, проектирование, обеспечение, выполнение процесса, контроль и сопровождение продукции. На рисунке 1 показано формирование бизнес-процессов при подготовке инженеров-менеджеров на кафедре управления качеством, стандартизации и сертификации (УКСиС) Тольяттинского государственного университета.

В данной статье бизнес-процессы проектирования и подготовки конкурентоспособных специалистов представлены на основе модульных междисциплинарных комплексов (ММК) и конфайнмент - моделирования.

Нажмите, чтобы увеличить.
Рисунок 1. Формирование бизнес-процессов на кафедре УКСиС.


Конфайнмент – моделирование (КМ) – системная технология построения и стратегического развития бизнес-процессов или организации, позволяющая элементам системы существовать в устойчивом взаимодействии на основании принципа асимптотической свободы.

Сущность этого принципа заключается в том, что сам факт выпадения одного из элементов (или связи) автоматически приводит к возрождению аналогичного элемента. Этот принцип можно реализовать в модульных междисциплинарных комплексах.

Цель модульного междисциплинарного комплекса – построение структуры организации, разработка соответствующих схем и технологии подготовки конкурентоспособных специалистов, позволяющих сочетать устойчивую адаптивную гибкость и развитие в самой своей неотъемлемой основе.

Методологические основы конфайнмент-моделирования в образовании:

- Единый подход к пониманию конкурентоспособного специалиста и его отличительных компетенций.

- Единая структура формирования компонентов профессиональной культуры будущего специалиста и его конкурентных отличительных компетенций.

- Единая структура воздействия (ФДИЛС - система) для обеспечения влияния и управления человеком, группой, организацией на разных уровнях подготовки специалиста (фиксация – депотенциализация – интервенция - латентный период - синхронизация).

- Единые технологии воплощения конфайнмент – моделирования: непрямое воздействие (кто-то или что-то, от которого зависит результат формирования конкурентных отличительных компетенций, действуют в нужном направлении сами). К ним относятся системные архетипы, законы рынка, человеческие предрассудки, менталитет.

- Креативная информационная среда через тактические и стратегические решения, предназначение для организационного развития.

- Лидерство и менеджмент (эффективная стратегия руководства не в правильных действиях, а в создании ситуации, когда любое действие приведет к цели – формированию конкурентных отличительных компетенций).

- Построение такой системы управления формированием конкурентоспособности, которая опирается на использование естественных закономерностей для достижения цели, что снижает затраты и неизбежную бюрократизацию как следствия директивного управления.

Системный подход к подготовке специалистов, когда формирование профессиональной культуры и конкурентных отличительных компетенций является естественной частью системного процесса образования (достигнутое силой пропадает вскоре после окончания насилия или даже прямо в ходе него), осуществляется в виде следующих процедур (рисунок 2).

1. Разработка понятной системы, структуры и связей модульного междисциплинарного комплекса, которая показывает всем, как должно быть и с чем сравнивать сформированный уровень профессиональной культуры и конкурентных отличительных компетенций.


Нажмите, чтобы увеличить.
Рисунок 2. Конфайнмент-модель подготовки конкурентоспособных специалистов.


2. Эффективное использование технического речевого инструментария для формирования профессиональной культуры и конкурентных отличительных компетенций (речь не передает информации, слова не содержат смысла или значения без соответствующего поведения, предназначенного для изменения или поддержания поведения других).

3. Построение системной карты профессиональной культуры и конкурентных отличительных компетенций для отыскания сильных и слабых сторон, выделения ключевых и критических элементов, рассмотрения и трансформирования связей, воздействий на систему в целом.

4. Внутренний пиар (PR) – построение и трансформирование корпоративной идеологии формирования профессиональной культуры и конкурентных отличительных компетенций (внедрение и стабильное воспроизведение целенаправленно созданных или стихийно возникших полезных мифов, разработка собственного мифа, проведение мероприятий внутреннего PR и обучение преподавателей и студентов техническим приемам и методам поддержания корпоративной культуры).

5. Формирование концепции управления собой как бизнесом, собственная работа как производство продукции в виде обученности, воспитанности и развитие, и поиск путем совершенствования и саморазвития для своей конкурентоспособности и гарантированного обеспечения работой самого себя.

Конфайнмент - моделирование эффективно можно реализовать в модульном междисциплинарном комплексе.

Модульный междисциплинарный комплекс определяется как самодостаточная структурная единица интегративной подготовки специалиста, состоящая из совокупности базовых составляющих учебных дисциплин семестра, позволяющая осуществлять учебную деятельность в рамках общей стратегии университета при активном взаимодействии с внешней средой (обществом, его потребностями, законами рынка, предпочтениями потребителей и работодателей).

В предлагаемой модели проектирования модульного междисциплинарного комплекса (ММК) используется интеграция по следующим пяти направлениям:

1) интеграция учебных дисциплин – позволяющих программировать системное представление о подготовке специалиста (при этом критерием отбора дисциплин в каждом семестре является некоторое системообразующее основание интеграции для подготовки конкурентоспособного специалиста),

2) интеграция моделей обучения для повышения эффективности подготовки специалиста (проблемное обучение, контекстное обучение, личностно-ориентированное обучение, модульное обучение, компетентностное обучение),

3) интеграция дидактических принципов (принципов системности, личностного развития, проблемности, диалогичности, профессиональной мотивации, целеустремленности и самооценивания),

4) интеграция традиционных и инновационных технологий обучения; ключевыми технологиями, используемыми в ММК, при этом являются организационные (упорядоченная совокупность методов организации и управления учебной деятельностью студентов), информационные (совокупность методов сбора, хранения и преобразования учебной информации), коммуникативные (методы взаимодействия всех субъектов и подсистем ММК), педагогические (совокупность методов взаимодействия со студентами ради освоения содержания) технологии,

5) интеграция разнородных сред для объединения в единое образовательное пространство учебной деятельности студентов; к ним отнесены: учебная среда, состоящая из различных форм и видов учебного взаимодействия, профессиональная среда, включающая в себя континуум научных представлений, гипотез, проблем, задач и решений в контексте учебного процесса, социальная среда в формах адаптации к конкретным условиям и обстоятельствам профессиональной деятельности.

Такая синтетическая интеграция (термин А.И. Субетто) позволяет моделировать познавательные процессы подготовки конкурентоспособного специалиста (рисунок 3).

В статье актуализируется постулат о том, что конкурентоспособность специалиста есть требования рыночной экономики и показатель качества его подготовки, и одним из следствий этого императива становятся профессиональные образовательные программы для получения дополнительных квалификаций, в том числе и в области информационных технологий. Естественно, что все это относится и к такой информационноемкой специальности как 220501 «Управление качеством». Здесь актуальны и достижения в области педагогической науки: 1) квалиметрический подход (входной контроль подготовленности слушателей к освоению профессиональной программы; оценка качества целеполагания, содержания, технологии), 2) компетентностный подход (дополнительные квалификации; отличительные компетенции; сформированные умения), 3) акмеологический подход (конечный результат; профессиональное обучение как фактор управления, взаимодействия и духовного общения; ценностные ориентации как цепь переходов и преобразования потребностей, интересов, идеалов, целей личности), 4) андрагогический подход (приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; опора на опыт обучающегося; индивидуализация, системность, контекстности и т.д., свобода выбора; развитие образовательных потребностей, осознанность обучения), 5) мотивационное обеспечение (побуждение обучающихся к расширению своего кругозора, деятельностный подход; структурирование личного опыта в целях саморазвития и самореализации личности), 6) профессиографический подход (проектирование целей, содержания, технологии на основе эталонной модели специалиста), 7) синергетический подход (выбор векторов повышения компетентности в совокупности взаимосвязанных направлений в профессиональной сфере), 8) инновационный подход (диверсификация, специализация, индивидуализация, гуманитаризация, виртуализация). Опыт показывает, что эта совокупность подходов делает процесс подготовки конкурентоспособного специалиста направленным и эффективным. Интеграционные процессы, по своему характеру всегда междисциплинарные, реализуются через совокупность системно-моделирующих заданий.

Нажмите, чтобы увеличить.
Рисунок 3. Синтез интегративных подходов для формирования конкурентноспособного специалиста.



Системно-моделирующие задания (СМЗ) - специально конструируемые («нестандартные») задачи, требующие для своего решения системной ориентировки в информации по ряду предметов и разработки модели решения с помощью информационных технологий и оценки полученных результатов. Содержание ММК, которое разрабатывается для каждого курса на основе интеграции выбранных экспертным путем дисциплин, изучаемых в соответствии с образовательным стандартом. Так, например, основания интеграции для определения информационного ядра ММК при обучении студентов 1 курса 2-го семестра по специальности 220501 «Управление качеством», могут быть представлены в контексте образовательного стандарта в соответствии, с которым в этом семестре изучаются 10 дисциплин, среди которых «готовыми к интеграции» оказываются лишь 6 дисциплин.

Интеграция укладывается в пять стадий: 1) определение целей интеграции и выбор системообразующего фактора, 2) выделение деятельностного и семантического полей, 3) выделение системообразующего ядра объектов интеграции, 4) выявление учебных дисциплин и модулей как компонентов интеграции, 5) формирование связей между учебными дисциплинами. На рисунке 4 представлен ММК для второго семестра обучения студентов по специальности 220501 «Управление качеством». Здесь ММК представляет собой логически увязанный перечень знаний и умений на основе интеграции учебных дисциплин: «Основы учебной деятельности», «Высшая математика», «Концепция современного естествознания», «Информатика», «Компьютерная и инженерная графика» и «Иностранный язык» (рисунок 4).

Стержнем формирования отличительных компетенций являются СМЗ по специальности, которые наряду со знаниями и умениями по отдельным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями к специальности разрабатываются профилирующей кафедрой и подвергаются экспертизе (в отношении полноты содержащихся знаний и целесообразности формирования системно-моделирующих и информационно-квалиметрических компетенций (СМИКК)) представителями производства и администрации ВУЗа.

Далее рассматриваются технологические аспекты формирования отличительных компетенций на основе СМЗ. В них рассматриваются методические указания для преподавателей, представляющие технологию разработки модульного междисциплинарного комплекса и технология организации учебной деятельности во времени и пространстве при решении СМЗ для студентов на основе конфайнмент-моделирования. Здесь главным является акцент на организацию такой информационно-образовательной среды, в которой формирование СМИКК вписывается в формат непрямого действия, т.е. необходимые компетенции формируются одновременно в процессе выполнения СМЗ.

Нажмите, чтобы увеличить.
Рисунок 4. Структурная модель модульного междисциплинарного комплекса для второго семестра первого курса.



Конфайнмент-модель процесса подготовки конкурентоспособного выпускника представлена на рисунке 5. В ней на основе методологии ISO 9000 необходимо осуществлять постоянное улучшение, а на выходе должна определяться добавленная ценность в входе формированных компетенций. Ибо в противном случае будут зря потрачены усилия и ресурсы.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.
Рисунок 5. Модель постоянного улучшения процесса подготовки конкурентоспособного специалиста на основе модульных междисциплинарных комплексов.



Таким образом, конфайнмент–моделирование процессов формирования отличительных компетенций повышает эффективность модульного междисциплинарного комплекса и реализует концепцию управления собой как бизнесом, являясь одним из путей совершенствования и саморазвития конкурентоспособности будущих специалистов.


_________________________
© Чернова Юлия Константиновна
Жизнь в инореальности. 4 статьи
Статьи о том, как ниги, видеоигры, телесериалы создают когнитивную систему современного пользователя интернета
Космос Эрнста Теодора Гофмана
Очерк о философе, писателе, мыслителе Эрнсте Теодоре Гофмане (1766, Кёнигсберг – 1822, Берлин)
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum