Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Вне рубрики
Неэффективность науки: формат научного знания не соответствует его структуре
(№7 [129] 01.04.2006)
Автор: Евгений Гершман

  Научное знание об исследуемом объекте есть структурированное множество описаний его свойств. Описание одного элементарного свойства объекта есть "квант знания" - тезис. Поэтому научное знание есть квантованная и глубоко структурированная информация.
  В процессах изложения и, особенно, обсуждения научных работ ученые нуждаются в возможностях указывать смысловые связи между тезисами, адресовать ссылки на конкретные тезисы, сообщать свойства и атрибуты тезисов. Поэтому носитель научного знания должен обеспечивать возможности легко, просто и удобно записывать, хранить и показывать информацию о структуре знания и свойствах тезисов.

  До ХХ века носителями смысловой информации были речь и визуальные символы на разных поверхностях, в основном, на бумаге. Свойства этих носителей определяли формат информации - последовательный, слабоструктурированный поток текста. Обычные тексты, т.е. текстовые потоки, вполне удовлетворительно передают смысл бытовых сообщений и литературных произведений.
Научные сообщения и документы также традиционно излагаются в обычном потоковом формате. Однако этот формат не имеет удобных средств адресации ссылок на тезисы, средств передачи структуры знания, смысловых связей между тезисами, свойств и атрибутов тезисов.

  Научное знание есть результат деятельности и общения множества ученых. Даже в тех случаях, когда один человек создает научную работу, она становится частью Знания в результате обсуждения ее научным сообществом. Традиционное обсуждение есть передача между его участниками отдельных сообщений и документов в потоковом формате. Между их тезисами есть смысловые связи. Но явная информация о них неудобна (например, цитаты, сноски), очень мала или вообще отсутствует в текстах.
  Читатели вынуждены сопоставлять документы(сообщения) между собой и выявлять смысловые связи между их тезисами. Они тратят на это много времени и усилий. Чем более сложный предмет обсуждения, тем больше времени и усилий это требует. Для сложных предметов эти время и усилия, как правило, недостаточны, чтобы правильно понимать и оценивать сообщения и документы.

  Таким образом, так как свойства потокового формата не соответствуют квантованности и структурности научного знания, этот формат, в принципе, не позволяет передавать и обсуждать научные работы с приемлемой эффективностью. Так как обсуждения научных работ есть необходимая и важная часть науки, использование потокового формата значительно уменьшает эффективность научной деятельности в целом. Компьютерные технологии дают возможность создавать носители информации, формат которых соответствует свойствам научного знания. Но из-за концептуальной инерции, производители ПО продолжают воспроизводить традиционные процедуры, свойственные бумажным технологиям. Научные работы показываются на дисплеях в форме таких же текстовых потоков, какие были, в принципе, на древнеегипетских папирусах.

  Множества тезисов, соединенных смысловыми связями, образуют смысловые структуры. Их свойства соответствуют свойствам научного знания. Компьютеры могут быть носителями этих структур. Нужно только иметь интерфейс, который дает возможность легко, просто и удобно записывать и показывать большие смысловые структуры, содержащие тысячи тезисов. Такой интерфейс реализован в программе Discusser - http://5w5w5.com.

  Discusser показывает тезисы дискуссии в том порядке, который определяется смысловыми связями между ними. Это устраняет необходимость сопоставлять разные сообщения и документы разных авторов и выявлять связи между их тезисами. Поэтому понимание дискуссии значительно облегчается и ускоряется.

  Смысловые структуры обеспечивают научный способ мышления - посредством "квантов знания" и связей между ними. Посредством смысловых структур оптимально реализуются сетевые дискуссии - форумы, телеконференции, электронные журналы. Смысловые структуры могут быть эффективными носителями коллективных научных проектов.

  Использование смысловых структур уменьшает время и усилия, затраченные на исследования, создание теорий и оценивание их научным сообществом, а также вероятности ошибок в несколько раз. Переход от текстовых потоков к смысловым структурам сопоставим по значению с изобретениями письменности и книгопечатания.

  Для научных проектов ПО Discusser предоставляется бесплатно - http://5w5w5.com (http://discusser.nm.ru)
_______________
© Гершман Евгений

Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum