Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Вне рубрики
Почему не получается объединение демократических партий?
(№8 [130] 16.04.2006)
Автор: Владимир Римский
Владимир  Римский
Руководители СПС и «Яблока» постоянно публично декларируют свою готовность к объединению. Эти и другие демократические партии нередко объединяются на региональных и местных выборах. Недавно им удалось объединить усилия даже на выборах Московской городской думы и довыборах в Москве депутатов Государственной Думы РФ. Но поможет ли этот опыт их объединению на федеральном уровне перед выборами 2007-2008 годов?

Демократы теряли поддержку избирателей…

Доля сторонников демократических партий в России никогда не превышала 33-35%. Выше всего она была в период окончания перестройки и в начале президентства Бориса Ельцина, но снизилась уже в 1993 году. На парламентских выборах 12 декабря 1993 г. демократические партии получили наибольшее число голосов избирателей в истории постсоветской России: блок «Выбор России» – 15,51%, а блок «Яблоко» – 7,86%, что позволило им создать фракции в Государственной Думе РФ. На следующих парламентских выборах 17 декабря 1995 г. из демократических политических сил только объединение «Яблоко» смогло с результатом 6,89% голосов избирателей преодолеть барьер отсечения в 5% и создать свою фракцию в Государственной Думе РФ.

После финансового кризиса в России 1998 г. поддержка демократических партий и движений по самым оптимистическим оценкам социологов уменьшилась до 18% возможных голосов избирателей. На выборах 19 декабря 1999 г. в Государственную Думу РФ по партийным спискам прошли «Союз правых сил», набравший 8,52% голосов, и избирательное объединение «Яблоко», получившее 5,93% голосов. Эти результаты СПС и «Яблоко» считали скорее достижениями, чем поражениями, несмотря на явное снижение их поддержки избирателями.

В декабре 2003 г. доля демократически настроенных избирателей по социологическим опросам снизилась до 10-12%. И на выборах депутатов Государственной Думы РФ 7 декабря 2003 г. ни одна из демократических партий не преодолела барьера отсечения в 5%: партия «Яблоко» получила 4,3%, а партия СПС – 4,0% голосов избирателей.

… и необходимость объединения стала очевидной лидерам демократических партий

Арифметическое сложение процентов голосов избирателей, полученных всеми демократическими партиями на парламентских выборах 2003 г., давало 10,4% голосов избирателей. Поэтому сразу после этих выборов активно стала обсуждаться идея объединения на выборах всех демократических партий или хотя бы самых крупных – «Яблока» и СПС. Ведь их объединение, если бы его удалось создать в 2003 г., смогло бы преодолеть барьер отсечения в 5% по партийным спискам.

В 2004-2005 г. Государственная Дума РФ приняла несколько поправок в законы, регулирующие деятельность политических партий и проведение выборов. В частности, участвовать в выборах теперь имеют право только политические партии, объединяться в блоки на выборах они не могут, а барьер отсечения по партийным спискам был повышен до 7%. При этом для участия в выборах политическая партия должна быть зарегистрирована не позднее, чем за один год до дня голосования.

В этой ситуации объединение демократических партий стало возможным только в новую единую партию, в которую должны войти не партии, а их члены как физические лица. Эта новая партия должна иметь отделения более чем в половине субъектов Федерации, включать не менее 10000 членов и быть зарегистрированной не позднее декабря 2006 г. На таких условиях создание новой партии потребует большой организационной работы, на проведение которой у лидеров демократических партий осталось не более года.

Почему лидеры демократических партий не могут договориться

При создании новой партии лидерам демократических партий необходимо прийти к согласию о взаимных обязательствах при проведении выборов и в работе её фракции в Государственной Думе РФ. Ведь низкий уровень поддержки избирателей позволит лишь немногим лидерам нынешних демократических партий стать депутатами Государственной Думы РФ. А остальные лидеры партий или депутаты нескольких созывов должны будут согласованно работать для достижения успеха первых лиц новой партии, не получив для себя ни депутатского статуса, ни лидерской позиции в новой партии.

Казалось бы, лидерам демократических партий нужно провести голосование среди членов партий и социологическое исследование на репрезентативной выборке для выяснения уровня поддержки каждого из них среди активистов партий и среди потенциальных избирателей. Политики, получившие наибольшую поддержку среди избирателей, должны были бы стать публичными лидерами избирательного списка единой демократической партии, а среди активистов и членов партий – руководителями органов управления и выработки политического курса объединённой демократической партии.

Но эта логика полностью разрушается высоким уровнем манипулируемости результатами любых выборов: по всей стране, в любом регионе, городе, районе, посёлке, в любой организации. Не является исключением и социологическое исследование, результат которого существенно зависит от того, кто оплатит его проведение. Кроме того, результат исследования может измениться при приближении даты выборов, потому что под воздействием агитации и пропаганды многие потенциальные избиратели способны изменить свои приоритеты в предстоящем голосовании.

Голосование в политической партии тоже никогда не может быть свободным, все лидеры любой партии будут активно агитировать за свои кандидатуры, в этой ситуации лучшие партийные организаторы не всегда окажутся лучшими партийными агитаторами. Не спасёт положение и проведение так называемых «праймериз», т.е. по образцу некоторых западных партий проведение голосований силами партий за будущих кандидатов на выборах. Дело в том, что к таким «праймериз» российские избиратели обычно относятся иначе, чем к реальным выборам. Они могут поддержать на «праймериз» одних кандидатов, например, чтобы не лишать их шансов на продолжение политической деятельности, потому что они предложат интересные программы и т.п., а на реальных выборах проголосовать за других, например, за представителей «партии власти», которые могут реально помочь в решении конкретных проблем избирателей.

Руководители демократических партий и известные политики не всегда могут рационально объяснить, что мешает им объединиться в новую партию. Но они чувствуют риски сохранения своей лидерской роли в политике, они помнят негативный опыт прошлых попыток объединений, и потому не решаются начать реальный процесс политических переговоров об объединении.

Объединению демократов мешают традиции создания и развития СПС и «Яблока»

Публичным обсуждениям необходимости объединения демократических сил в следующем году исполнится как минимум 10 лет. С осени 1996 г. либеральные политические силы начали проект по объединению в Коалицию либеральных и правоцентристских партий и движений. «Яблоко» в этой коалиции не было. Два года ушло на выработку политического соглашения, и в декабре 1998 г. эта коалиция была учреждена, а 19 января 1999 г. она получила название «Правое дело». На конец мая 1999 г. в этой коалиции состояло примерно 30 организаций. Перед самыми выборами в Государственную Думу РФ 1999 г. «Правое дело» объединилась с движениями «Новая сила» и «Голос России», создав блок «Союз правых сил». В начале сентября 1999 г. в Центризбиркоме РФ был зарегистрирован его общефедеральный список. И только после парламентских выборов 19 декабря 1999 г. этот блок был преобразован в политическую партию «Союз правых сил». История партии СПС началась с июня 1993 г. с формирования предвыборного объединения либеральных политических сил «Выбор России», которое как избирательный блок было учреждено в октябре 1993 г.. СПС, таким образом, создавалось с помощью объединения более мелких политических партий. Лидерами этого политического объединения были Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Владимир Шумейко, Сергей Филатов, Геннадий Бурбулис, Гарри Каспаров и другие.

Избирательный блок «Яблоко» тоже формировался как достаточно широкая коалиция демократических, социал-демократических и христианско-демократических сил, начиная с весны-осени 1993 г. Перед парламентскими выборами 1993 г. его лидерами стали Григорий Явлинский, Юрий Болдырев и Владимир Лукин, что и определило название блока – «ЯБЛоко». Но в итоге в блоке, а потом и политической партии стал доминировать один лидер – Григорий Явлинский. Он со временем освободился от всех своих бывших соратников по блоку, имевших лидерские наклонности: от Юрия Болдырева, Вячеслава Игрунова, Владимира Лукина и других. И теперь политическая линия партии «Яблоко» – это её единственный лидер – Григорий Явлинский. Хотя над его имиджем постоянно работает целая команда советников и консультантов, но они не имеют своих амбиций в политике.

Различные методы создания и развития партий СПС и «Яблоко» часто приводят их лидеров к непониманию мотивов действий друг друга, к подозрениям в попытках получения политических преимуществ для себя в ущерб интересам партнёров, даже к подозрениям в ведении пропагандистских кампаний против друг друга на выборах. Преодоление взаимного недоверия лидеров СПС и «Яблока» стало существенным препятствием к их объединению.

СПС и «Яблоко» по-разному оценивают государственную власть

СПС формировалась как предвыборное объединение в поддержку либеральных реформ государственной власти. Лидеры партии СПС неоднократно принимали участие в разработках концепций, законов и нормативных актов многих российских реформ последних лет.

«Яблоко» всегда принципиально отказывалось от сотрудничества, как с государственной властью, так и с противниками реформ. В программе партии «Яблоко» приведены альтернативные концепции проведения реформ, не поддерживаемые лидерами СПС.

В результате партия СПС с трудом может обосновать политической элите и избирателям свою оппозиционность, партия «Яблоко» с неменьшим трудом – свою готовность реально поддержать реформы, проводящиеся Президентом РФ и исполнительной властью. Для партии «Яблоко» труднее всего достичь политического компромисса с политическими силами, составляющими основу нынешней системы государственной власти. Поэтому на Егора Гайдара и Анатолия Чубайса сторонники Григория Явлинского возлагают главную ответственность за положение дел в стране, обвиняя их в дискредитации реформ, создании олигархического и коррумпированного капитализма в России. Объединения региональных отделений «Яблоко» и СПС на региональных и местных выборах не приводили пока к политическому объединению партий «Яблоко» и СПС на федеральном уровне.

У СПС и «Яблоко» разные избиратели

Избиратели партий «Яблоко» и СПС существенно отличаются.

СПС выражает интересы интеллигенции, адаптировавшейся к результатам российских реформ, сумевшей сохранить или повысить в новых условиях свой социальный статус, а также политические интересы российских предпринимателей. Эти социальные группы заинтересованы в свободе предпринимательства и в сохранении возможностей для интеллигенции своим трудом обеспечивать достаточно высокий уровень жизни.

«Яблоко» выражает интересы интеллигенции, которая не сумела адаптироваться к новой ситуации в стране, к результатам реформ, потеряло свой социальный статус и снизило уровень материального благосостояния или не приобрело достаточно высокий. Эти социальные группы сравнительно легко увлечь популистскими обещаниями улучшения их материального положения и социального статуса. Поэтому «Яблоко» чаще всего не вступает в коалиции с другими партиями либерально-демократической политической направленности, опасаясь, что они как конкуренты отберут у «Яблока» часть его электората.

За партии СПС и «Яблоко» голосуют не только представители интеллигенции и предпринимателей, но именно эти социальные группы определяют мотивы голосования за эти партии представителей всех других социальных групп. За партию «Яблоко» скорее голосуют «бюджетополучатели», т.е. социальные группы, благосостояние которых сильно зависит от финансовых средств государственного и муниципальных бюджетов. За партию СПС голосуют скорее «налогоплательщики», т.е. социальные группы, которые перечисляют в государственный и муниципальные бюджеты достаточно крупные финансовые средства и самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние. «Бюджетополучатели» стремятся увеличить выплаты государственного и муниципальных бюджетов для решений собственных проблем и поддерживают повышение налоговой нагрузки на бизнес. «Налогоплательщики» напротив отстаивают снижение расходов государственного и муниципальных бюджетов на социальные цели и повышение выплат бюджетникам, а также снижение налоговой нагрузки на бизнес. Долгосрочное объединение электоратов СПС и «Яблоко» при таких различиях интересов их электоратов практически нереально.

Прогноз для демократов неблагоприятный

Объединения демократических партий пока осуществлялись только на региональных и муниципальных выборах, либо в одномандатных округах на парламентских выборах для поддержки единых кандидатов. Такие объединения стали реальностью с 1997 г., но всегда имели характер компромиссов, т.е. не решали стратегических проблем демократических партий, в первую очередь, СПС и «Яблоко».

На выборах 4 декабря 2005 г. в Московскую городскую думу объединённый список «Яблоко» и СПС получил 11,11% голосов избирателей, что примерно на 8% ниже суммы их результатов в Москве на парламентских выборах 2003 г. Более того, одномандатные депутаты того же списка в сумме получили несколько больше – 12,96% голосов. Москвичи не только продолжают терять доверие к демократическим партиям, но доверяют им меньше, чем демократическим кандидатам. В России в целом эти тенденции ещё более выражены.

Без объединения партий СПС и «Яблоко» проект объединения демократических партий обречён на неудачу: каждая из них будет формировать вокруг себя объединение близких партий, как это уже было в 1996-1999 гг. при создании СПС. Но создать одну крупную демократическую партию таким образом невозможно.

Неэффективными являются попытки превратить объединение демократических партий в стратегию их подготовки к выборам. Такая стратегия не способна изменить тенденцию постоянного снижения поддержки избирателей партий «Яблоко», СПС, а тем более других существенно менее значимых в российской политике. Но главное – эта стратегия не способна дать новые мотивы голосования демократически настроенным избирателям и не сможет создать фракцию в Государственной Думе РФ. Например, пока по данным опросов ВЦИОМ за партию СПС готовы голосовать 2,1% избирателей, а за «Яблоко» – всего 1,6%.

Объединение партий СПС и «Яблоко» само по себе неспособно гармонизировать мотивы голосования «бюджетополучателей» и «налогоплательщиков». Единая демократическая партия наберет на парламентских выборах меньше, чем СПС и «Яблоко» в сумме. Ведь немногие «налогоплательщики» согласятся голосовать за интересы «бюджетополучателей» и наоборот. И пока лидеры партий СПС и «Яблоко» не решат эту проблему, их объединение не поможет создать фракцию в Государственной Думе РФ.

_______________________
© Римский Владимир Львович

Опубликовано на сайте www.frip.ru

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum