Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
Подборка фотографий из различных интернет-ресурсов источников, а также фотографи...
№15
(368)
25.12.2019
История
Исторический обзор диссертационных исследований по проблемам военной психологии
(№8 [130] 16.04.2006)
Автор: Олег Пошивалкин
Олег Пошивалкин
Обращение к научному опыту прошлого и современности, его эффективное и оптимальное использование в интересах армии и флота – одна из основных и актуальнейших целей военной историографии и психологии как сегодня, так и в будущем.

Становление и развитие научных исследований в военной психологии может рассматриваться как свидетельство адекватного состояния науки в определенный период ее развития. Наиболее репрезентативными из всех видов научных разработок являются квалификационные научные исследования, в которых не только прослеживается квалификация исследователя, но и разрабатываются качественные аспекты развития научных направлений. Такими работами с 1942 года стали докторские и кандидатские диссертации по военной педагогике и психологии. Следует отметить, что до 1968 года психология входила в отрасль педагогических наук и соискателям присуждалась ученая степень кандидата и доктора педагогических наук в психологии, а с 1968 года психология получает самостоятельный статус и открывается новая научная отрасль, успешно развивающаяся в настоящее время, — психологические науки.

Учитывая опыт исторического развития квалификационных военно-психологических исследований, выявляя тенденции в их развитии можно более конкретно оценивать их современное состояние и прогнозировать пути повышения истинности и значимости проводимых военно-психологических исследований. Более того, умение ориентироваться в огромном материале теоретических и практических психологических средств, выработанных военными психологами на протяжении всей его истории – фактор профессиональной зрелости, научной компетенции и кругозора психолога любого уровня.

Сформировать обобщенное представление о некоторых тенденция и закономерностях в истории военно-психологических исследований дает возможность количественного и качественного историко-психологического анализа диссертационных работ по проблемам военной психологии.

Стоит заметить, что в настоящее время в военной психологии сложилась такая информационная ситуация, при которой результаты ряда научных исследований остаются неизвестными не только войсковым психологам, но и исследователям: практически выведены из научного использования около 30 диссертационных исследований ввиду отсутствия этих работ в основных центрах хранения диссертаций, затруднен доступ к исследованиям с грифом ДСП («Для служебного пользования»). Утеряны диссертации Г.А. Фортунатова, И.Д. Жильникова и Ф.Ф. Кудрейко. Значительное число работ имеет высокую степень ведомственной защиты, в ряде случаев неоправданную. Решить, в какой-то степени, сложившуюся ситуацию позволило создание библиографического списка защищенных диссертационных работ по военной психологии с 1942 по середину 2000 года, что значительно облегчило информирование исследователей-психологов о разрабатывавшихся проблемах военной психологии. Библиографический список диссертаций по военной психологии с 1942 по середину 2000 года с указанием структуры и положений, выносимых на защиту, представлен в работе «Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций ХХ век» [1]. При подготовке указанного списка использовались сами работы, а также библиографические указатели библиотеки Военного университета, Российской государственной библиотеки, библиотеки Российской академии государственной службы при Президенте РФ, библиотеки Института психологии РАН, библиотеки Военной академии РВСН. В том числе использовалась база данных Российской государственной библиотеки в сети Internet.

Военная психология в своем развитии прошла длительный путь. Как наука она сформировалась в середине 19-го века, однако первые диссертационные исследования в этой области появились лишь в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году Г.А. Фортунатов защитил диссертацию, в которой в качестве объекта исследования выступали военнослужащие, на тему «Страх и его преодоление» положив тем самым начало длинному ряду диссертационных исследований по военно-психологической проблематике. На основании проведенных исследований можно констатировать тот факт, что к середине 2000 года за прошедшие 58 лет в СССР, а после его распада – в Российской Федерации, защищено 365 диссертации, из них 50 докторских и 315 кандидатских.

Изучение географии защиты диссертационных работ показало, что разработка узловых теоретических и прикладных проблем военной психологии в период с 1942 по 2000 год помимо Военного университета осуществлялась более чем в 20-ти вузах и научно-исследовательских организациях страны. Среди них такие как:

- Высший военно-педагогический институт им. М.И. Калинина (например, защищенны диссертации Дьяченко М.И., Коробейникова М.П., Феденко Н.Ф.);

- Военно-педагогический институт Советской Армии (Гаврилюк В.К., Гамезо М.В., Жаров К.П., Завьлов Е.С., Крантовский С. Г., Кудрейко Ф.Ф., Логинов П.П., Никифоров И.И., Чеботарев А.Н.);

- Московский госуниверситет (Кононова В.Н., Рубахин В.Ф., Фирсов К.В.);

- Санкт-Петербургский (Ленинградский) госуниверситет (Антипов Г.Л., Винограй Л.И., Гандер Д.В., Демидов С.Р., Ельчанинов П.Е., Ежов И.В., Ершова О.П., Жилова Г.Н., Камышев А.А., Константинов В.В., Кушелев В.Ф., Маклаков А.Г., Марищук В.Л., Машков В.Н., Меерсон А.М., Спасенников В.В.);

- Тверской госуниверситет (Ашметков А.С., Гришина Л.Н., Дружин В.Н., Ещенко Н.Г., Козлов С.А., Маталов А.Н., Остренков А.В., Субботин Р.С., Сударик А.Н.);

- Пермский госуниверситет (Гордеев А.С.);

- Ярославский госуниверситет (Головачев А.А., Куликов А.Ю.);

- Казахский госуниверситет (Муканов М.М.);

- Башкирский госуниверситет (Сафронов В.П.);

- Институт психологии АН СССР (Грошев И.В., Комиссаров А.М., Спасенников В.В.);

- Иркутский государственный педагогический институт (Бринько И.И.);

- Научно-исследовательский институт Министерства просвещения УССР (Левицкий В.Н.);

- Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (Петрушевский И.М.);

- Пятигорский государственный педагогический институт иностранных языков (Пламенов П.И.);

- Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (Беловодский В.А., Березовец В.В., Гречин Н.А., Лаптев Л.Г., Овчинников О.В., Федоренко С.А.);

- Национальная Академия Наук Кыргызской Республики (Алдашева А.А.);

- Московский государственный военный институт им. М.В. Ломоносова (Рубахин В.Ф.);

- Московский государственный военный педагогический институт им. В.И. Ленина (Чибалин В.П.);

- Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (Константинов В.В., Маклаков А.Г., Мицкевич А.Н.);

- Военная академия ПВО им. Г.К. Жукова (Козлов С.А.);

- Военная академия РВСН им. Петра Великого (Борисова И.Г., Воронин В.В., Гатилов С.П., Игуменова Т.В., Киреев О.П., Кузовкин В.М., Лутовинов А.И., Мусатов М.И., Прокин С.В., Серпуховитин А.Э.).

Из 26-ти ВУЗов и научно-исследовательских организаций можно выделить семь наиболее активно руководящих подготовкой и принимавших к защите диссертационные работы по военной психологии с 1942 по 2000 год. В их число вошли: Военный университет, Институт психологии Российской Академии наук, Ленинградский государственный университет, Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академия РВСН им. Петра Великого, Тверской государственный университет, Военно-педагогический институт Советской Армии.

Ведущим учебным заведением в проведении военно-психологических исследований по праву можно считать Военный университет (до 1992 года - Военно-политическая академия им. Ленина, с 1992 по 1995 год - Гуманитарная академия Вооруженных Сил, с 1995 года - Военный университет). Из общего числа именно здесь было подготовлено и защищено 232 (64 %) диссертационных работ в числе которых 30 докторских диссертации. Оставшиеся 132 (36 %) работ были защищены в других учебных заведениях и организациях.

Военно-педагогический институт Советской Армии одним из первых среди военных учебных заведений начал вести активную деятельность по подготовке и защите диссертационных работ касающихся проблем военной психологии и являлся ведущим в этой области. Первая диссертационная работа была здесь защищена в 1947 году. В 1953 году Военно-педагогический институт был расформирован. Но за столь непродолжительный срок существования в стенах этого вуза военными психологами было защищено 9 диссертаций, что составило половину всех диссертационных работ по военной психологии защищенных к концу 50-х годов.

В Ленинградском государственном университете диссертации посвященные военно-психологической проблематике появились с 1964 года и периодически защищаются до настоящего времени. Всего к середине 2000 года в ЛГУ защищено 17 диссертаций, что составило 12,8 % от числа работ защищенных не в Военном университете. Динамика защиты диссертаций по годам носит относительно равномерный характер, что говорит о непрекращающемся но не ярко выраженном интересе кафедры психологии указанного учебного заведения к проблемам военной психологии. В то же время можно отметить что наиболее активно работа здесь велась в 1970-е годы (преимущественно разрабатывались вопросы авиационной и инженерной психологии) и 1990-е годы (разрабатываются преимущественно проблемы профессионального отбора, профессиональной пригодности и инженерной психологии).

Институт психологии Академии Наук СССР разработку проблем военной психологии начал со второй половины 70-х годов. В течение десяти лет с 1977 по 1987 гг. здесь было защищено 25 диссертаций, что составило 18,9 % от числа работ защищенных за пределами Военного университета. Наиболее активно квалификационные исследования в области военной психологии велись в 80-х гг. Пик активности защиты диссертаций приходится на 1985-1986 годы. За два отмеченных года в институте психологии было защищено 10 диссертаций.

В Тверском государственном университете проблемы военной психологии начали разрабатываться с конца 80-х годов. Первая диссертация по военной психологии защищается здесь в 1989 году. К 2000 году на базе кафедры психологии Тверского государственного университета подготовлено и защищено 10 диссертаций (8,3 % от числа работ выполненных не в Военном университете).

В 1994 году в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а в 1996 году в Академии РВСН им. Петра Великого защищаются первые диссертации посвященные проблемам военной психологии. К середине 2000 года в этих учебных заведениях защищено по 11 работ. При этом следует отметить, что в Российской академии государственной службы появляются квалификационные работы выполненные в рамках новой научной специальности – акмеологии (включена в перечень научных специальностей по психологии с 1992 года).

В Военном университете разработка актуальных проблем военной психологии началась на кафедре военной педагогики и психологии с 1960 года. Уже в 1962 году здесь защищается первая кандидатская диссертация Офицеровым В.В. Как было отмечено выше, Военный университет является ведущим вузом в проведении военно-психологических исследований. За 48 лет существования до середины 2000 года на кафедре психологии этого учебного заведения было защищено 232 диссертации, в том числе 30 докторских.

Анализ динамики географии защиты диссертаций по военной психологии с 1942 по 2000 год показал, что существует тенденция нарастания разнообразия и увеличения числа вузов и научно-исследовательских организаций, проводящих исследования и принимающих к защите диссертационные работы по психологическим проблемам войск и флотов (см. табл. 1).

Нажмите, чтобы увеличить.
Табл. 1. Динамика количества вузов принимающих к защите диссертации по военной психологии с 1942 по 2000 гг.



Общая динамика развития военно-психологических исследований основанная на ее хронологическом анализе представлена на рис. 1. Ее оценка позволяет утверждать, что развитие военно-психологических исследований происходит ускоренными темпами и характер возрастания их количества близок к экспоненциальному закону.


Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 1. Динамика защиты диссертаций по военной психологии с 1942 по 2000 гг.


Очевидно, что на различные качественные и количественные характеристики проводимых военно-психологических исследований оказывает влияние комплекс объективных и субъективных условий. Одним из основных объективных условий оказывающих существенное влияние на динамику и тенденции развития военно-психологических исследований необходимо признать тот факт что 64 % всех диссертационных изысканий было выполнено на базе одного военного вуза – Военного университета, что нашло отражение в преобладающей тематике военно-психологических исследований и научных подходах к ее разработке. К другим объективным условиям и факторам можно отнести: социально-экономические процессы, происходящие в стране; содержание военной политики руководства СССР, а затем и РФ; уровень международной напряженности; направленность идеологической работы институтов государства и Вооруженных Сил; положение фундаментальной и прикладной отечественной общественной науки и ее связь с мировой наукой; степень социокультурной автономии гуманитарных дисциплин; наличие материально-технической базы военно-психологических исследованийи т.д.

В качестве субъективных условий и факторов можно выделить: знание руководством армии и флота потенциала военной психологии и возможностей его реализации; степень компетентности руководящего состава частей и подразделений в области военно-психологических исследований; качество подготовки специалистов – организаторов военно-психологических исследований; статус институтов подготовки и переподготовки военных психологов; статус отечественной военной психологии в рамках «большой науки»; наличие стереотипов в организации военно-психологических изысканий; степень внедряемости инновационных технологий в практику военной психологии; уровень мобильности в применении методов научных изысканий; степень корпоративности в отечественной военной психологии; качество руководства кафедрами военной психологии и коллективами военных психологов-исследователей; уровень мотивации и стимулирования труда военных психологов; и т.д.

Отмеченные условия и факторы, в свою очередь, проявились в динамике военно-психологических исследований в нашей стране. В представленных ниже диаграммах (Рис. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) можно проследить их развитие по различным основаниям. В качестве основания для классификации проводимых военно-психологических исследований взята номенклатура научных специальностей по психологии, действующая с 1995 года.


Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 2. Динамика защиты диссертаций по психологии труда в особых условиях с 1942 по 2000 гг.



Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 3. Динамика защиты диссертаций по социальной психологии с 1942 по 2000 гг.



Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 4. Динамика защиты диссертаций по педагогической психологии с 1942 по 2000 гг.



Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 5. Динамика защиты диссертаций по психологии труда, инженерной психологии с1942 по 2000 гг.



Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 6. Динамика защиты диссертаций по психологии личности с 1942 по 2000 гг.



Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 7. Динамика защиты диссертаций по психологии развития, акмеологии с 1942 по 2000 гг.



Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 8. Динамика защиты диссертаций по общей психологии, истории психологии с 1942 по 2000 гг.



Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 9. Динамика защиты диссертаций по психофизиологии и медицинской психологии с 1942 по 2000 гг.



Определенный интерес представляет анализ возрастных характеристик диссертантов. В табл. 2 представлены данные о среднем возрасте кандидатов и докторов психологических наук по десятилетиям. Полученные данные позволяют сделать вывод об относительной стабильности возраста получения ученой степени как кандидата, так и доктора психологических наук, т.е. военная психология как наука «не молодеет». Выявленная в результате такого анализа закономерность имеет тесную взаимосвязь с особенностями институализации военно-психологических исследований в нашей стране.


Нажмите, чтобы увеличить.
Табл. 2. Средний возраст кандидатов и докторов психологических наук на момент защиты диссертации.



Исторически сложилось так, что изучение психологических аспектов военного дела велось и ведется преимущественно в рамках военной организации государства и ее научных структур с присущими им корпоративностью и «закрытостью» от гражданских исследовательских центров. Этими исследованиями занимались военные деятели, офицеры Российской армии, Генеральный штаб и военно-учебные заведения. При этом необходимо учитывать, что система высшего военного образования построена таким образом, что для реализации возможности заниматься научной деятельностью офицеру необходимо было соответствовать ряду нормативных требований: определенное количество лет службы в офицерских должностях, должность не ниже майорской, а для поступления в адъюнктуру – академическое образование. В силу указанных объективных причин военная психология как наука не молодеет как это происходит в других науках в которых исследовательская деятельность проводится на базе гражданских учебных заведений и исследовательских центров.

Одним из важных разделов истории психологии является периодизация ее развития. В основу предлагаемой ниже периодизации положены количественный анализ интенсивности и географии проводимых исследований на уровне диссертаций, а также особенности организационного оформления военной психологии.

Проведенные исследования показали, что удельный вес диссертационных работ выполненных на кафедре военной педагогики и психологии, а затем на кафедре военной психологии Военного университета велик настолько, что не может не оказывать существенного влияния на общую динамику и преобладающий характер военно-психологических исследований. В свою очередь, анализ динамики и характера проведенных диссертационных исследований в Военном университете (ВПА им. Ленина) показал значительную зависимость их от организационного построения военной психологии в рамках университета, а также традиций и особенностей кафедры военной психологии.

Оценка общей динамики развития военно-психологических исследований основанная на хронологическом анализе (см. рис. 1) и динамике защиты диссертаций по отдельным вузам, а также отмеченные факторы позволяют сделать вывод о циклическом характере процесса проведения военно-психологических исследований и выделить три основных периода.

I период – 1942-1959 гг. За указанный период подготовлено и защищено 17 диссертаций, в том числе 1 докторское исследование – К.К. Платоновым. Апогей периода приходится на 1951-1952 гг., когда было защищено 9 диссертаций.

В послевоенные годы отечественная военная психология развивалась преимущественно на базе высших военно-учебных заведений и в первую очередь в Высшем военно-педагогическом институте им. Калинина и Военном педагогическом институте Советской Армии (пос. Хлебниково) на кафедре педагогики и общей и военной психологии.

Исследовательская работа по военной психологии осуществляется в соответствии с решениями КПСС и учетом потребностей войск и военно-учебных заведений. В центре внимания исследователей находятся опыт Великой Отечественной войны и практика боевой и политической подготовки. В Военном педагогическом институте Советской Армии в отмеченный период защищается 8 диссертаций по военной психологии, что составило почти половину всех работ такого уровня к концу 50-х годов. Военно-психологические исследования носят главным образом психолого-педагогический и общепсихологический характер и направлены на изучение навыков стрельбы из пистолета (П.П. Логинов), психологии процесса чтения топографической карты (М.В. Гамезо), процессов мышления при решении тактических задач (В.К. Гаврилюк). Был проведен анализ обучения стрельбе из винтовки (Ф.Ф. Кудрейко), формирования волевого действия (К.П. Жаров), развития понятий честности у суворовцев (А.Н. Чеботарев) и др.

Другая направленность психологических исследований была реализована на кафедре военной педагогики и психологии Ленинградского высшего военно-педагогического института им. М.М. Калинина. Здесь разрабатывались вопросы психологии героического поступка воина (М.И. Дьяченко), критического анализа зарубежной военной психологии (Н.Ф. Феденко) и др.

На указанный период приходится ряд организационных мероприятий, приведших к сокращению числа психологов-профессионалов в Вооруженных Силах [2, С. 94]. В 1953 году расформировывается Военно-педагогический институт Советской Армии, а в 1957 году расформировывается Военно-педагогический институт им. Калинина и вместо него создается военно-педагогический факультет в Военно-политической академии им. Ленина, а в июле 1959 года - кафедра военной педагогики и психологии которую возглавил А.В. Барабанщиков.

II период - 1959-1985 гг. Количество исследовательских работ на уровне диссертации в эти годы значительно увеличивается. За 26 лет отмеченного периода было подготовлено и защищено 126 диссертаций, в том числе 21 докторская. В общей тенденции количественного роста диссертаций по проблемам военной психологии отмечаются отдельные временные этапы "подъема" и "спада". Пики активности приходятся на 1974 г. - защищено 8 диссертаций, в т.ч. 2 докторских, 1978 г. - защищено 10 диссертаций, 1982 г. - защищено 11 диссертаций, в т.ч. 4 докторских и на 1984 г. - защищено 13 диссертаций, в т.ч. 4 докторских. Этапами спада выделяются 1975-1977 гг. - за три года защищается всего 8 диссертаций, и 1980-1981 гг. - за 2 года защищается 6 кандидатских и 4 докторских диссертации.

Анализ географии защиты диссертационных работ показал что подавляющее их большинство было выполнено на кафедре военной педагогики и психологии Военно-политической академии им. Ленина созданной в июле 1959 года. Подготовка диссертаций по военной психологии на кафедре началась с 1960 года. В этом же году под руководством М.И. Дьяченко на кафедре начала работать лаборатория по разработке проблем военной педагогики и психологии для Вооруженных Сил. В 1964 году она выделилась в самостоятельную группу научных сотрудников, которая в конце 1977 года вошла в состав созданного в Институте Военной истории МО СССР управления социально-политических и психологических исследований. В мае 1985 года в результате раздела кафедры военной педагогики и психологии была образована кафедра социальной и военной психологии.

В то же время отмечается увеличение количества научно-исследовательских психологических лабораторий в институтах психологии, в некоторых университетах и педагогических институтах [2, с. 103]. В декабре 1971 г. создается Научно-исследовательский институт психологии Академии наук СССР в котором активно ведется разработка проблем военной психологии. Ряд работ по проблемам военной психологии защищается в Ленинградском государственном университете, Военном институте физической культуры и др. вузах.

В отмеченный период происходит расширение и углубление связей психологии с другими науками, повышается ее удельный вес в системе научного знания. Одновременно "изменяется и "лицо" самой психологии: она превращается в многоотраслевую и в значительной мере экспериментальную науку" [3]. В 1968 году психологическая наука выделяется как самостоятельная научная специализация, по которой осуществляется присуждение научных степеней.

В рассматриваемый период проводятся исследования боевой деятельности воина (М.И. Дьяченко), зарубежной военной психологии (Н.Ф. Феденко), направленности личности офицера (Л.Ф. Железняк), подготовки советских воинов к современной войне (М.П. Коробейников), преподавания общественных дисциплин в военно-учебных заведениях (Б.Ц. Бадмаев).

В 1964 году А.Д. Глоточкиным защищается первая диссертация по социальной психологии посвященная вопросам формирования первичного воинского коллектива.

Получает развитие военно-морская психология (Ю.П. Зуев, Г.А. Броневицкий, Каширин В.П , Селезнев В.Н., А.М Столяренко), авиационная психология (П.А. Корчемный, В.Т. Юсов), психология пограничника (П.Е. Ельчанинов, И.Г. Безуглов), психология высшей военной школы, психология управления и воинской дисциплины (А.И. Китов). Исследуются вопросы подготовки воинов-специалистов, психологии боевого дежурства (И.Т. Андреев, В.И. Варваров и др.), пропагандистского мастерства офицера-политработника, интеллектуальных качеств офицера, тактического, мышления командира (П.Н. Бабичев), национально-психологических особенностей населения и личного состава некоторых зарубежных государств (В.Г. Крысько, Н.И. Луганский), социально-психологических основ деятельности заместителя командира полка (корабля) по политической части, готовности к действиям в экстремальных ситуациях и др.

Основная направленность большинства проведенных диссертационных исследований в отмеченный период была военно-политическая и психолого-педагогическая. Это было обусловлено взаимосвязью двух наук (военной психологии и военной педагогики), организационно объединенных на одной кафедре военной педагогики и психологии Военно-политической академии им. В.И. Ленина на протяжении почти 30-ти лет, наличием аналогичных кафедр в военно-политических училищах. "Военные психологи работали под руководством педагогов, испытывали влияние философов, историков, социологов. Психология оставалась служанкой у педагогики и в плане преподавания, и в плане научных разработок" [4].

В последующем, в третьем периоде развития военно-психологических исследований, в результате выделения кафедры психологии в самостоятельную структуру формы проявления данной тенденции изменились в связи и изменением соотношения психологических и педагогических компонентов в научных исследованиях по военной педагогике и психологии соответственно.

III период - 1985 г. – 2000 г. За этот период подготовлены и защищены 220 диссертаций, в том числе 28 докторских. Годами пиковой активности выделяются 1990 г. - защищено 15 кандидатских и 2 докторских диссертаций, 1994 г. - защищено 18 кандидатских диссертаций и 2 докторских, и 1998 г. - защищено 19 кандидатских и 4 докторских диссертации. Ежегодно в среднем происходила защита 13-14 диссертаций, что более чем в 2,5 раза превышает количество ежегодно защищаемых работ в годы предыдущего периода.

В 1984 году происходит раздел кафедры военной педагогики и психологии ВПА им. Ленина, в результате чего образуется кафедра социальной и военной психологии, что оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие военно-психологических исследований.

Анализ географии защиты диссертаций по военной психологии показал, что ранее существующая тенденция нарастания разнообразия и расширения числа гражданских организаций, принимающих к защите Диссертационные исследования по психологическим проблемам войск и флотов в годы отмеченного периода значительно усиливается. Существенно увеличивается количество вузов ведущих исследования военно-психологической проблематики. Среди гражданских вузов наибольшее количество диссертаций по проблемам военной психологии защищается в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Ленинградском государственном университете. Ряд работ защищается на кафедрах психологии в Московском государственном университете им, Ломоносова, Ярославском государственном университете, Пермском государственном университете, Иркутском государственном педагогическом институте, в Институте психологии Российской Академии Наук и др.

В эти годы отмечается увеличение также и количества военных вузов, проводящих и принимающих к защите диссертационные исследования по военно-психологической проблематике. Особенно это относится ко второй половине 90-х гг. В число военных учебных заведений вошли Военно-медицинская академия им. Кирова (2 диссертации), Военная академия РВСН им. Петра Великого (11 диссертаций). Ведущей в проведении диссертационных исследований по прежнему остается ВПА им. Ленина (с 1995 г. - Военный университет). Подавляющее большинство работ (к середине 2000 года 145 диссертаций) защищается на кафедре военной психологии именно этого вуза.

Тематика проведенных в этот период диссертационных исследований посвящена вопросам психологического обеспечения боевой деятельности (Караяни А.Г.), деятельности в особых условиях службы (Селезнев В.П.), летного обучения (Гандер Д.В.), профессионального здоровья и долголетия (Жданов О И., Маклаков А.Г.), психологической подготовки к боевым действиям (Сысоев В.В., Корчемный П.А ), формирования психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов (Съедин С.И.), конфликтов между офицерами (Анцупов А.Я.), оптимизации управленческой деятельности (Лаптев Л.Г.) и подготовке к ней (Перевалов В.Ф.), дисциплины (Утлик Э.П.), влияния национально-психологических особенностей военнослужащих некоторых западных государств на боевую деятельность (Крысько В.Г.), использования биографических данных при изучении военнослужащих Вооруженных Сил (Конюхов Н.И.), совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах (Мощенко А.В.) и др.

На основании проведенных исследований можно констатировать тот факт, что в результате более чем полувекового пути к середине 2000 года в СССР, а после его распада - в Российской Федерации, защищено 365 диссертации, из них 50 докторских и 315 кандидатских.

Ведущим учебным заведением в проведении военно-психологических исследований по праву можно считать Военный университет (до 1992 года - Военно-политическая академия им. Ленина). Из общего числа именно здесь было подготовлено и защищено 232 (64 %) диссертационных работ в числе которых 30 докторских диссертации. Оставшиеся 132 (36 %) работ были защищены в других учебных заведениях и организациях.

Разработка узловых теоретических и прикладных проблем военной психологии в период с 1942 по 2000 год помимо Военного университета осуществлялась более чем в 20-ти вузах и исследовательских организациях страны. Можно выделить семь наиболее активно руководящих подготовкой и принимавших к защите диссертационные работы по военной психологии с 1942 по 2000 год. В их число вошли: Военный университет, Институт психологии Российской Академии наук, Ленинградский государственный университет, Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академия РВСН им. Петра Великого, Тверской государственный университет, Военно-педагогический институт Советской Армии.

Анализ динамики географии защиты диссертаций по военной психологии с 1942 по 2000 год показал, что существует тенденция увеличения числа вузов и научно-исследовательских организаций, проводящих исследования и принимающих к защите диссертационные работы по психологическим проблемам войск и флотов.

Динамика развития военно-психологических исследований позволяет утверждать, что оно происходит ускоренными темпами и характер увеличения их количества близок к экспоненциальному закону.

Оценка общей динамики развития военно-психологических исследований, основанная на ее хронологическом анализе и динамики защиты диссертаций по отдельным вузам, а также особенности организационною построения военной психологии в вузах позволяют сделать вывод о циклическом характере процесса проведения военно-психологических исследований и выделить три основных периода: I период - 1942-1959 гг., II период - 1959-1985 гг., III период - 1985 г. - настоящее время.

Закономерно, что отраженные цикличные изменения в ежегодном количестве диссертаций по проблемам военной психологии определяются действием целой совокупности объективных и субъективных условий и факторов.

Литература:

1. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций ХХ век. - М.: СГУ, 2000.
2. Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. История советской военной психологии. М.: ВПА, 1983.
3. Будилова Е.А., Ломов Б.Ф., Шорохова Е.В. Академия наук СССР и развитие психологии // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 16.
4. Военная психология: методология, теория, практика. Часть 1. М.: ВУ, 1998. С. 92.

__________________________________
© Пошивалкин Олег Анатольевич
Жизнь в инореальности. 4 статьи
Статьи о том, как ниги, видеоигры, телесериалы создают когнитивную систему современного пользователя интернета
Космос Эрнста Теодора Гофмана
Очерк о философе, писателе, мыслителе Эрнсте Теодоре Гофмане (1766, Кёнигсберг – 1822, Берлин)
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum