Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
ЕГЭ 2009: сдаём без проблем?
(№6 [186] 20.04.2009)
Автор: Галина Тимофеева
Галина Тимофеева
Уже восемь лет, как в российских школах введён единый государственный экзамен. Можно спорить о преимуществах и недостатках тестовой системы проверки знаний. Но, как бы там ни было, с этого года эксперимент перестал быть экспериментом, и нынешним ученикам, их родителям и учителям ничего не остаётся, кроме как смириться с этим. Конечно, многие школьники мечтают как можно лучше подготовиться к ЕГЭ, чтобы иметь возможность продолжить после школы своё образование. На этой волне полки книжных магазинов заполонили различные пособия, которые, по идее, должны облегчить будущим выпускникам и абитуриентам подготовку к ЕГЭ. Но, увы – далеко не любое пособие может стать подспорьем в решении этой задачи…

Мой ребёнок учится в 10-м классе, но уже вовсю готовится к ЕГЭ. У дочки по литературе отличная успеваемость, но всё равно мы купили по этому предмету пособия, чтобы иметь представление о примерных заданиях ЕГЭ, а заодно и проверить уровень подготовки ребёнка. Кстати, я и сама попыталась протестироваться: хотя университет, а тем более школа уже давно позади, но ведь интересно же проверить себя! При всей моей любви к литературе и, как я считала, весьма неплохих знаниях (по литературе в школе были одни пятёрки, да и факультет филологии и журналистики окончен с красным дипломом), это оказалось не так-то просто. И дело отнюдь не в том, что за годы что-то позабылось.

Некоторые задания откровенно удивляют. Например: «Укажите, кто является автором памятника Пушкину на Тверском бульваре: 1) Опекушин; 2) Антокольский; 3) Меркурьев; 4) Церетели» (стр. 158). Правильный ответ – Опекушин. Но откуда это знать школьнику? Разве это имеет непосредственное отношение к школьной программе? А ведь президент России сказал, что вопросы ЕГЭ должны соответствовать уровню знаний среднестатистического школьника.

А как вам нравится такой вопрос: «Укажите, у кого из помещиков в романе Н. В. Гоголя «Мёртвые души» висел в доме портрет Багратиона: 1) у Манилова; 2) у Плюшкина; 3) у Собакевича; 4) у Ноздрёва»? (стр. 165). Кстати, судя по всему, автор учебника и сама не знает, где же висел портрет прославленного полководца: в ответах дан Ноздрёв, а висел-то портрет у Собакевича! Вот цитата из Гоголя: «Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. (…) Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знамёнами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». Конечно, в контрасте портрета Багратиона с портретами греческих полководцев и с фигурой самого Собакевича есть глубокий философский смысл, но, пожалуй, докопаться до него не по зубам школяру, и потому в школьной программе внимания этой детали интерьера никогда не уделяют. Да и так ли важен этот портрет Багратиона для понимания произведения великого классика, чтобы включать вопрос о нём в тесты для школьников? Этак можно дойти до заковыристых вопросов под стать игре «Кто хочет стать миллионером?».

Такие задания приведены в книге «ЕГЭ 2009. Литература. Сдаём без проблем!» издательства «Эксмо»[1]. Но это, как говорится, ещё цветочки. Эта книга любого заставит усомниться в своих познаниях, и не только из-за странных вопросов. Там столько ошибок, что впору проверять знания самого автора пособия.
Например, задание на стр. 155: «В строке «Серебрит мороз уснувшее поле» используется: 1) аллегория; 2) гипербола; 3) противопоставление; 4) метафора». Вы решили, что это - метафора? А вот автор пособия уверяет, что противопоставление (!). Но что и чему тут можно противопоставить – загадка.
Или другой вопрос, по творчеству Булгакова (стр. 128): «Кто из свиты Воланда во время последнего полёта принимает облик “худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существует в мире”? 1) Бегемот; 2) Азазелло; 4) Коровьев; 5) Мастер». В ответах дан вариант 3 – Коровьев. Однако у Булгакова, автора «Мастера и Маргариты», можно прочесть иное: «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».

Островскому повезло ещё меньше. На вопрос теста по пьесе «Гроза»: «Что, по мнению сумасшедшей барыни, грозит гибелью? 1) любовь; 2) вольные нравы и обращение; 3) красота; 4) супружеская измена» (стр. 39), в этом пособии тоже имеется свой ответ: «вольные нравы и обращение». А вот что написано у самого Островского (сумасшедшая барыня появляется дважды, в первом и четвёртом действии пьесы, и дважды говорит практически одно и то же): «Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведёт. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут!» Это слова барыни в первом действии. В четвёртом она обращается к Катерине: «А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!» И ни слова о вольных нравах и обращении!

Даны неверные ответы и на другие вопросы того же теста. Например, в задании необходимо найти соответствие речи действующим лицам пьесы. Слова «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живёте! Купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» и «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала». В ответах первые слова приписываются Кабанихе, вторые - Феклуше (стр. 42-я данного пособия). У Островского же – наоборот: первые слова - Феклуши, вторые – Кабанихи.
В ответах к следующему заданию на той же странице (найти соответствие речи героев) и вовсе дано следующее: Дикой использует «церковную лексику, насыщенную архаизмами и просторечием» (на самом деле это прерогатива Кабанихи), а Кабанихе свойственно «мещано-купеческое просторечие, грубость» (хотя из названных вариантов это явно Дикой). Ну, попутали немного? Случайные опечатки? Не слишком ли их много?

На 12-й вопрос этого же теста ответ искать и вовсе тщетно: его забыли поместить. Впрочем, это ещё что! В ответах на контрольные тесты для 8-9 классов создатель этой книги забыл дать ответы на два вопроса, хотя щедро дал ответы на четыре вопроса, вовсе несуществующих в заданиях.

В ответах на контрольные тесты для 10 класса на один и тот же вопрос («Укажите, какую позицию занимает в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой»), трижды встречающийся в различных вариантах теста (стр. 171, 173, 182), и вовсе даны противоречивые ответы: дважды – вариант «бесстрастного наблюдателя» и один раз – «человека, глубоко переживающего и комментирующего описываемые события». Как это понимать?

Некоторые ответы тоже весьма сомнительны. К примеру, в одном из заданий надо выделить признаки, подтверждающие то, что «Война и мир» Л.Н Толстого является романом-эпопеей (стр. 178). Предлагаются на выбор варианты: «1) введены элементы семейной хроники; 2) большой объём; 3) проблемно-тематическая энциклопедичность; 4) показано значимое для всей нации историческое событие; 5) показаны идейно-нравственные искания личности». И даны три «правильных» варианта ответа: 3, 4, и 5. Но даже согласно краткому определению понятия эпопеи – «обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях», для эпопеи бесспорно характерен только 4-й вариант ответа.

Помимо всего прочего, в пособии встречаются и некорректные вопросы. Например, «Какова основная проблема романа «Отцы и дети»? 1) высмеивание женской эмансипации; 2) столкновение возрастных поколений отцов и детей; 3) высмеивание подражания чужим убеждениям; 4) столкновение разных мировоззренческих позиций; 5) осуждение идеи «сверхчеловека». Судя по формулировке вопроса, основная проблема должна быть в единственном числе. А их в ответах дано аж целых четыре! Ну почему бы тогда не сформулировать вопрос иначе - «каковы основные проблемы»?

И ведь это далеко не все ошибки и заморочки данного издания. В общем, это пособие больше похоже на головоломку, чем на книгу, действительно способную помочь подготовиться к ЕГЭ. Ведь даже отличник усомнится в своих знаниях, когда заглянет в ответы в конце книги. Спрашивается: зачем нужны такие пособия? А ведь помимо автора книги, над данным изданием трудились ещё четыре (!) редактора, не постеснявшиеся поставить свои фамилии в конце пособия. Интересно, стали бы эти люди рекомендовать своим детям такое учебное пособие? И в чём виноваты другие дети, чьи родители уже успели купить данное издание? А главное - почему за учебной литературой нет должного контроля, и издательства, пользуясь спросом на пособия по ЕГЭ, тысячами тиражируют ошибки и недоразумения, от которых у кого угодно зайдёт ум за разум?

Литература:

1. Михайлова Е.В. ЕГЭ 2009. Литература. Сдаём без проблем! М.: Эксмо, 2009.
___________________________________
©Шефер Галина

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum