Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Блоги в системе сетевых коммуникаций
(№13 [135] 10.07.2006)
Автор: Дина Богданова
Дина  Богданова
Начало блогерского движения

Блоги появились меньше десяти лет назад, а сейчас о них говорят, в них пишут миллионы людей по всему миру. Слово «блог» заняло в 2004 году первое место в списке десяти самых популярных поисковых запросов в словаре Мэриэм-Вебстера. Самое интересное то, что существительное «блог» было добавлено в словарь совсем недавно - в 1999 году. А в Академический словарь Мерриам-Вебстера было занесено лишь в прошлом, 2005 году, в одиннадцатое издание словаря. Так что же это такое – «блог»?

Слово происходит от английского слова «weblog», что означает «сетевой журнал».
«Блог» - это личный дневник. Подмостки для ежедневных выступлений. Сфера сотрудничества. Политическая трибуна. Место для публикации последних новостей. Коллекция ссылок. Ваши собственные мысли. Записки для всего мира. Ваш блог станет таким, каким Вы пожелаете. Существуют миллионы блогов всех форм и размеров, а настоящих правил нет.
Попросту говоря, блог - это веб-сайт, куда Вы постоянно добавляете свежие записи. Новые сообщения располагаются сверху, чтобы посетители Вашего сайта могли сразу же ознакомиться с новинками. Затем они оставляют свои комментарии или отправляют Вам сообщение по электронной почте. Или не отправляют» [1]. Так пишет о блогах сайт Blogger.com, служба для ведения дневников с развитыми возможностями для общения между пользователями.

В статье Тима О’Райлли «Открывая будущее» («Inventing the Future») [2] блоги определяются как ежедневные дневники ссылок и размышлений над этими ссылками, которые являются новым средством коммуникации для технической элиты. О’Райлли поясняет, что блоги - это не новое поколение домашних страничек с превосходством смысла на дизайном и простой системой управления, а скорее платформа для эксперимента над тем, как всемирная сеть работает (коллективные ссылки, виртуальные сообщества, средство для объединения и т.д.).
На сайте Yandex’а [3] мы читаем следующее:
«Блог — сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Слово произошло от английского weblog — «веб-журнал».
На сайте Spectator.ru в статье Смирнова Д.В. «Что такое блог» [4] от 17 сентября 2003 года: «Блог — это специальное ПО, делающее возможным (облегчающее) быструю и «неквалифицированную» публикацию на «домашней страничке» заметок, обычно хронологически упорядоченных.
Сайт Red Graphic Systems:
«Блог — персональные заметки, которые публикуются в открытом доступе. Записи располагаются в хронологическом порядке, поэтому блоги называют сетевыми дневниками. Слово «блог» произошло от английского «weblog», что дословно переводится как «веб-записи». В основе блога, как правило, лежит программный механизм, позволяющий автору легко добавлять новые заметки. Именно поэтому блоги стали популярными и даже вытесняют такой жанр сетевого народного творчества как персональные странички» [5].

Теперь на блоги обратили внимание и энциклопедии (в основном электронные).
Britannica определяет блог как «дневник, работающий в режиме реального времени, где человек, группа людей или корпорация представляет записи о своих действиях, мыслях или надеждах. Некоторые блоги могут действовать в основном как фильтры новостей, собирая ссылки на различные ресурсы сети и добавляя комментарии к ним. Другие же содержат оригинальные материалы. Блоги также дают посетителям возможность оставлять комментарии».
Энциклопедия Encarta [6]:
«Weblog (blogs) часто публикуется одним человеком или группой авторов с общими интересами, содержит краткие статьи, неформальные комментарии усеянные ссылками на схожие материалы в сети».
Википедия, Свободная энциклопедия [7]:
«Блог (англ. blog, от web log — здесь, «сетевой журнал событий») — это вебсайт, основное содержимое которого — это регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Характерными для блогов являются краткие записи временной значимости».
Таким образом, суммируя все вышеприведенные определения, можно дать следующее определение: блог – это своего рода дневник, содержащий персональные заметки, организованный в хронологическом порядке, и субъективный комментарий по поводу событий реальной действительности, либо чужих публикаций в сети, сопровождаемые ссылками на них. С технической точки зрения в основе блога лежит программный механизм, позволяющий быстро обнародовать упомянутые выше заметки в сети, то есть делать их доступными широкому кругу читателей.

До сих пор в точности не известно, кто же был создателем первого блога. Существует несколько распространенных мнений:
- первый блог - страница Тима Бернерса-Ли (Tim Berners-Lee), где он с 1992 года публиковал Интернет-новости;
- студент Джастин Холл (Justin Hall) впервые в 1994 году начал вести дневник в Интернете;
- создатель первого блога Sсriрting News - известный программист Дэйв Вайнер (Dave Winer) - однако большинство исследователей не согласны с этим утверждением и считают, что блог Вайнера впервые приобрел широкую известность у пользователей Интернета.
Рост популярности блогов начинается с 1996 года, а бум, связанный с ними, начался чуть позже – около 2000 года.
Рождение термина «блог» датируется 17 декабря 1997 года. Джорн Бэргер (Jorn Barger), создатель и редактор Интернет-дневника Robot Wisdom, впервые использовал слово «weblog». Оно было образовано из фразы «logging the web» («веду дневник в Сети»), и глагол превратился в существительное.
В апреле - мае 1999 года произошла терминологическая реконструкция. Питер Мерхольц (Peter Merholz), создатель блога Peterme, разложил термин «weblog» на две части – «we blog» («мы ведем дневник»). На основе слова «blog» был образован и новый глагол – «to blog», означающий «совершать действия, направленные на ведение Интернет-дневника». А в августе 1999 года маленькая компьютерная компания Pyra Labs, базирующаяся в Сан-Франциско, создала портал Blogger. Это был первый бесплатный, общедоступный и крайне простой в использовании инструмент, который дал толчок созданию блогосферы.

Немаловажное событие произошло в декабре 1999 года, когда Расти Фостер (Rusty Foster) создал программное обеспечение Scoop. До этого пользователи Интернета могли публиковать свои заметки на чужих сайтах, однако их судьбу решала небольшая группа редакторов и администраторов. Scoop кардинально изменил эту схему: теперь пользователи могли модерировать комментарии самостоятельно.
С сайтом Расти Фостера Kuro5hin связано еще одно важное событие в истории блогов. В 2002 г. Фостер столкнулся с проблемой катастрофической нехватки денег, необходимых для поддержания сайта, и обратился к пользователям за помощью. Менее чем за неделю Расти Фостер собрал $37 тыс. Вероятно, это была первая в истории акция блоггеров по добровольному сбору средств.
С ноября 2000 г. начинается процесс политизации блогов. Независимый журналист Джош Маршалл (Josh Marshall) запустил блок TalkingPointsMemo, на котором обсуждался «флоридский кризис» - противоречивые результаты с подсчетом голосов, отданных за кандидатов в президенты США в штате Флорида.
В сентябре 2001 г. блоггеры впервые превратились в источник информации для «больших» средств массовой информации. Нью-йоркские авторы Интернет-дневников вели репортаж с места события о теракте 11 сентября 2001 года: они публиковали фотографии, описывали события, свидетелями которых стали, рассказы очевидцев, слухи и пр. Тогда же на ряде факультетов журналистики американских университетов началось изучения феномена блогов.

В 2002 году разразился, вероятно, первый крупный политический скандал, вызванный действиями блоггеров. На церемонии чествования старейшего члена Сената США - Строма Турмонда (Strom Thurmond), лидер сенатского большинства Трент Лотт (Trent Lott) заявил, что США стали бы лучшей страной, если Турмонд полвека назад выиграл бы президентские выборы. Скандальность заключалась в следующем: Турмонд претендовал на высший пост в США в 1948 году, в ту пору он был сторонником расовой сегрегации. Несмотря на то, что эту реплику слышали корреспонденты многих средств массовой информации, они не придали ей значения или решили не сообщать о ней публике. Блоггеры оказались не столь невнимательны или деликатны: они опубликовали детальное описание этого инцидента. В результате Трент Лотт ушел в отставку со своего поста.
Дальнейшее бурное развитие блогов неразрывно связано с войной в Ираке. После вторжения в Ирак многие американские военнослужащие создали свои дневники, в которых описывали перипетии военных действий. Аналогичные блоги создавали и иракцы. Военные блоги стали весьма популярными среди людей, интересующихся ходом боевых действий.
В ноябре 2002 года известный Интернет-предприниматель Дэвид Сифри (David Sifry) создает первую поисковую машину для блогов - Technorati.
В марте этого же года блоги впервые приходят в большую политику. Кандидат в президенты США Говард Дин (Howard Dean) создал блог, освещающий вопросы выборов - Dean Call To Action, позднее переименованный в Blog To America. Многие американские политики стали активно агитировать и собирать деньги на избирательную кампанию с помощью блогов и блоггеров.
А уже 2004 году, спустя 10 лет после появления блогов, ими занялись медийные компании. Компания Gawker Media создала блог Wonkette, который публикует слухи, получаемые из коридоров власти Вашингтона.
Традиционные средства массовой информации - газеты, журналы, ТВ и радио - стали публиковать обзоры блогов и приглашать популярных блоггеров в качестве комментаторов.
В этом же году происходит первый конфликт между традиционными СМИ и блогами. Телекомпания CBS выпустила в эфир программу, в которой были продемонстрированы архивные документы, согласно которым президент Джордж Буш был нерадивым военнослужащим, уклонявшимся от отправки во Вьетнам. Эта передача вышла в разгар избирательной кампании. Блоггеры - сторонники Буша - убедительно доказали, что использованные CBS документы являются фальшивкой. CBS принесла свои извинения.

Тогда же крупнейшие партии США - Демократическая и Республиканская - аккредитовали ряд блоггеров на своих партийных съездах в качестве представителей СМИ. Влиятельный журнал Foreign Policy, который опросил ряд ведущих политических комментаторов и журналистов США, пришел к выводу, что большинство из них постоянно посещают страницы персональных интернет-журналов. По данным исследования, проведенного компанией Pew Research Center for the People and the Press, около 4% американских пользователей Интернета постоянно обращаются к блогам для получения информации. В социальной сфере блоггеры впервые проявили себя во время стихийного бедствия - азиатского цунами. Блоггеры помогли сотням жертвам катастрофы найти пропавших родных и близких, получить помощь и пр.
С ростом популярности блога как нового способа вещания появляются конкурсы на лучший блог в той или иной категории. С 2004 года международный конкурс на лучший блог проводит Интернет-подразделение немецкой телерадиокомпании «Немецкая волна» («Deutsche Welle»). Конкурс «Лучшие из блогов» [8] организован среди блогов, написанных на семи языках: немецком, английском, русском, испанском, португальском, китайском и арабском.

В 2005 году бизнес-журнал Fortune опубликовал имена восьми блоггеров, мнение которых мировое бизнес-сообщество не может игнорировать.
В этом же году отмечены первые случаи увольнений за ведение блогов. Компания Delta Air Lines уволила сотрудницу после того, как она поместила свою фотографию в форме на страницу своего дневника. Корпорация Microsoft уволила подрядчика, который поместил в своем блоге фотографии компьютера Apple G5, который не использует программное обеспечение Windows, производимое Microsoft.
В 2006 году, по оценкам Technorati, количество блогов удваивается каждые шесть месяцев [9]. Каждый день в Интернете появляется примерно 75 тыс. новых страниц Интернет-дневников, то есть, в среднем, одна страница в секунду. Однако не более половины обновляют свои записи через три месяца с момента начала их ведения.
Свои блоги создали многие конгрессмены и сенаторы. Вероятно одним из популярнейших Интернет-дневников, стал блог лидера сенатского меньшинства Гарри Рейда (Harry Reid).

Компания Hostway провела опрос и выяснила, что треть американцев посещали блоги, а столько же - никогда о них не слышали. 52% опрошенных считают, что блоггеры должны иметь те же права, что и журналисты, работающие в традиционных СМИ. Однако уровень доверия к блогам заметно ниже, чем к обычным СМИ.
Китай начал активно преследовать авторов блогов, которые публикуют материалы, противоречащие генеральной линии Коммунистической Партии Китая (компании, предоставляющие услуги по созданию Интернет-дневников, заставляют закрывать «вредные» блоги).
Однако, все это больше характерно для зарубежных сетевых дневников. В России до сих пор, несмотря на достаточно большое количество блогов, блоггеры по большому счету «варятся в собственном соку». Содержание большинства блогов вращается либо вокруг той же самой блогосферы, либо завязаны на личную жизнь самого писателя. Практически нет хороших тематических блогов, написанных экспертами в своей области. Популярные блоги привлекают читателей оригинальным стилем письма и нестандартным мышлением автора [10] либо просто популярны из-за известности блоггера [11].
Но западные блоги уже смогли доказать, что простые люди, не журналисты, могут оказывать влияние на политическую жизнь страны, на социальные явления, могут оказывать помощь. Кроме того, у блогов есть большой коммерческий потенциал, который еще требует разработки.

В чем же причина такой популярности блогов? По нашему мнению, она связана с возможностями Интернета, которые сетевые дневники используют еще в большей степени, чем другие сетевые СМИ.
Прежде всего, как мы выяснили, невещественность носителя дает низкую стоимость создания информации, низкую стоимость тиражирования информации и отсутствие избыточного тиражирования, простоту и низкую стоимость обработки информации, нефиксированный объем, экстерриториальность. Именно это позволяет любому желающему публиковать то, что он хочет. Легкость публикации как раз используется в блогах, причем используется в максимальной степени.
Благодаря новому программному обеспечению пользователю для публикации информации в сети теперь даже не надо знать html. Благодаря специальному программному обеспечению все делается автоматически. Главное, чтобы было желание что-то написать.
Развитие блогов и появление блог-сервисов, например, таких как LiveJournal.com, облегчают и поиск места, где эта информация будет храниться. Все, что теперь надо – это зарегистрироваться и начать писать. Кроме того, наличие платформы для блогов увеличивает шанс того, что информация будет прочитана.
Децентрализация, которая дает свободный рынок информации и отсутствие монополии на распространение информации в блогах проявилась в полной мере. Если для создания сетевого СМИ все равно нужен капитал на создание сатйа, его дизайн и поддержку, а этот капитал зачастую предоставляется финансовыми структурами, заинтересованными в подаче определенной информации, то есть все равно существует контроль, то для создания блога первоначальный капитал не нужен. Затраты на создание минимальны – требуется всего лишь возможность выхода в Интернет.
Именно блоги реально могут дать свободный рынок информации без всякой цензуры (за счет того, что информацию в блогах очень трудно контролировать). Это один из определяющих моментов популярности сетевых дневников.
Такое свойство Интернета как мультимедийность создает еще одну привлекательную сторону блогов. Благодаря возможности использования нескольких средств передачи информации, появляется возможность создавать фото-блоги либо аудио-блоги. Для фото-блогов планка доступа к публикации информации еще больше снижается. Человеку в принципе не обязательно хорошо владеть языком, что бы завести блог. Он может просто помещать фотографии, выразить себя через изображение.
Гипертекстуальность и нелинейность позволяют делать ссылки на другие источники информации, публиковать в блогах отзывы на статьи в СМИ, реценции на книги, при этом давая читателям блогах возможность самим оценить то, о чем пишет автор при помощи глобальной адресации к любому ресурсу.
За счет автоматизации еще легче становится изменять информацию, делать уточнения в заметках.
С введением возможности поиска по блогам процесс доступа к нужной информации стал еще легче и еще больше повысилась посещаемость сетевых дневников.
Но еще большую роль в становление популярности блогов, по нашему мнению, сыграла интерактивность. Как уже говорилось, под интерактивностью понимается не только возможность для конечного пользователя менять порядок отображения информации для самого себя, но и как-то вмешиваться в саму информацию (контент) на сайте. Здесь есть несколько уровней:
- потребитель, взаимодействующий с редакцией;
- потребитель, взаимодействующий с потребителем;
- потребитель, который сам может быть поставщиком информации.
В блогах сразу же представлены все три уровня.
Во-первых, основная революционная возможность блогов состоит как раз в том, что потребитель информации - обычный человек, не журналист, становится поставщиком информации для других людей. Это расширяет как информационные возможности сети, так и возможность самовыражения для человека.
И, во-вторых, сетевые дневники по своей природе содержат в себе возможность коммуникации. В ответ на сообщение автора дневника, любой читатель под сообщением может оставить свой отзыв, свое мнение, причем как на сообщение автора блога, так и на ответ на сообщение одного из читателей. Идет взаимодействие не только с автором (который в блоге является и редакцией), но и с другими читателями – потребителями информации.
Таким образом, причина популярности блогов в том, что данный вид сервиса еще в большей степени использует возможности Интернета, ставшие революционными в сфере предоставления информации. Причем определяющую роль сыграли три главные причины:
1)     возможность самостоятельно публиковать информацию;
2)     отсутствие контроля и цензуры;
3)     возможность коммуникации внутри блогов.

Особенности блогов как формы сетевой коммуникации

Еще в 1999 году, известный Интернет-коммерсант и Интернет-журналист Джон Гилфойл (John Guilfoil) утверждал, что информационные сайты должны делать ставку, как минимум, на ежедневное обновление информации (в ту пору, многие сайты обновлялись раз в неделю, а то и в месяц), чтобы выиграть соревнование с ТВ, радио и газетами. Он также утверждал, что Интернету требуются более короткие новости, которые несут отпечаток личности автора и тем отличаются от «прилизанных» и «корректных» новостей традиционных средств массовой информации. Если новостные сайты с успехом выполнили первый завет Гилфойла, но, в большинстве своем, не изменили традициям обычных СМИ, то блоггеры восполнили пробел. Уже через два года блоги приобрели достаточно большое влияние в США - сперва на профессиональную аудиторию пользователей Интернета, а чуть позже - и на остальное общество.
Блог имеет несколько кардинальных отличий от страницы обычного сайта. Исследователи блогов приводят их в своих работах, но еще не пришли к единому мнению.
К примеру, специалисты в области информационных технологий Роберт Скобл (Robert Scoble) и Шел Израел (Shel Israel) в книге «Прямое Общение. Как блоги изменяют стиль общения между бизнесом и потребителем» (Naked Conversations: How Blogs are Changing the Way Businesses Talk with Customers) [12] сформулировали «шесть столпов» блогов - точнее, шесть отличий блогов от любых иных каналов коммуникации:

1.     Легкость публикации. Каждый способен опубликовать блог. Это занимает мало времени и стоит дешево. Делать изменения в блоге возможно из любой точки земного шара.
2.     Легкость поиска. Поисковые машины позволяют легко найти искомый блог. Чем больше и дольше поддерживается блог, тем легче его разыскать читателям.
3.     Опора на общество. Блогосфера представляет собой одну большую беседу, которую ведут миллионы людей. Интересные темы и авторы связаны друг с другом с помощью ссылок. Благодаря блогам люди с одинаковыми интересами создают отношения вне зависимости от своего географического пребывания.
4.     Быстрое распространение информации. Информация, попадающая в блогосферу, распространяется быстрее, чем в традиционных средствах массовой информации.
5.     Возможность прямой связи. Блоги позволяют подписаться на обновления материалов, обсуждений и пр. Этот процесс намного более удобен, чем простые посещения сайтов в поисках обновлений.
6.     Взаимосвязанность. Каждый блог может быть связан с другими, а каждый блоггер - со всеми участниками блогосферы.
Скобл и Израел подчеркивают, что по отдельности каждый «столп» может быть обнаружен и в иных средствах массовой информации, но все вместе они присущи лишь блогам.

Вадим Артамонов в статье «Блоги, блоги…» [13] выделяет пять отличительных признаков блогов в сети:
1.     Форма контента. Для блогов характерны короткие заметки, в то время как на обычных сайтах размещают достаточно объемный текст или статью. Кроме того, заметки для блога пишутся за меньшее количество времени, поэтому они более субъективны и менее продуманы, чем статьи на сайте.
2.     Высокая интерактивность. Механизм публикации блога обеспечивает высокую скорость (и простоту) размещения записи, ведение комментариев и быструю обратную связь.
3.     Временной фактор. Частота обновлений блога может быть достаточно высокой - как правило, несколько записей в день, в то время как сайт редко обновляется несколько раз в день (речь идет об авторских, а не о коллективных сайтах).
4.     Актуальность. Записи в блогах, как правило, актуальны один-два дня, после чего быстро теряют свою остроту («записи-однодневки»). Статьи на сайте теряют актуальность за больший срок.
5.     Формат представления контента. Блоги формируют непрерывную ленту контента, а сайты больше ориентированы на иерархическую структуру. На сайтах на первую страницу чаще выносятся списки обновлений контента, а в блогах - сам контент (он же лента новостей).
Илья Кабанов, главный редактор журнала Just Business, в статье «Блоги - лучшие друзья PR менеджеров» [14] выделяет следующее:
- оперативность;
- свобода мнений;
- доступность;
- роль репутации автора;
- возможность комментировать заметки, составляющие блог.

Анатолий Ульянов в статье «Blogging Revolution» [15] выделяет следующие особенности блога:
1. Публичность, которая отличает блог от обычного дневника — доступность для чтения другими пользователями Интернет.
2. Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, т.е. получать обратную связь от читателей и вести с ними диалог, отвечая на комментарии. Получается, что блог - это разговор. Люди обычно разговаривают о том, что представляет для них интерес и к чему у них есть личное отношение. В этом отличие блога от монолога обычных новостей. Разговор подразумевает тему или фокус. Фокус не обязательно должен быть тематическим, он может быть, например, эмоциональным. Поскольку блог привязан ко времени, он стремится к максимальной новизне, а поскольку он личностен, новые события осмысливаются и получают интерпретацию. Поэтому блоги — хорошая среда для рождения новых идей.
3. Возможность читать блог с помощью подписки на ленту публикаций — технология RSS (стандарт публикации на веб-сайтах обновляемой информации, реализуется при помощи специальных программ).
4. «Датность» — записи в блоге располагаются в хронологическом порядке в виде некой «ленты новостей», где вверху более поздние, а внизу более ранние записи.
5. Блог личностен. У него есть автор — живой человек (или авторы, если это групповой блог). Более того, блог существует в контексте личности автора. В этом его отличие от форума, который больше похож на анонимный разговор в людном мест. Блог, по сути, транслирует «излучение» своего автора (авторов) и этим отличается от форумов, где общение более де-персонализировано.
6. Техническую основу блога составляет программное обеспечение, которое позволяет автору (авторам) добавлять новые записи, изменять их, а читателям — оставлять свои комментарии.
7. Блог социален. Во-первых, сам блог — это в определенном смысле сообщество. Во-вторых, с самого начала существования блогов их авторы стали объединяться в сообщества посредством публикации блогроллов — списков читаемых блогов. Еще у блога, как нетрудно догадаться, предполагаются читатели, причем часть из них знает автора лично. Это делает блог уникальным по своей ненавязчивости и информативности инструментом общения с широким кругом знакомых, друзей, клиентов и так далее, с возможностью получить коллективную обратную связь.

Таким образом, все важнейшие отличительные черты блогов объединить в три группы:
1. Особенности текстов в блогах. Для блогов характерны короткие или очень короткие публикации, имеющие личностный характер. Они пишутся за рекордно короткое время и часто используют образы и символы, понятные лишь автору. Автор дневника откликается на события, происходящие не только в мире, стране, городе, но и в его личной жизни. Поэтому тексты блогов актуальны очень короткое время. Традиционные сайты предпочитают размещать более длинные и «долгоиграющие» материалы, написанные в жанре традиционного журналистской статьи, впрочем, многие блоггеры охотно перепечатывают и чужие статьи. Кроме того, тексты блогов личностны и зачастую необъективны.
2. Использование интерактивности и гипертекста в максимальном объеме. Тексты (и комментарии читателей) на них появляются быстро, авторы вступают в дискуссию с посетителями, что крайне редко позволяют себе профессиональные журналисты и администраторы сайтов. Интересные темы и авторы связаны друг с другом при помощи ссылок. То есть блоги образуют блогосферу - одну большую беседу, которую ведут миллионы людей. С помощью блогов, люди с одинаковыми интересами создают отношения вне зависимости от своего географического пребывания.
3. Формат предоставления информации. Блоги, как правило, помещают наиболее свежие сообщения сверху, они формируют непрерывную ленту контента - традиционные сайты используют более сложные способы размещения информации, например, меню и оглавления. Блоги позволяют создавать свои ленты публикаций и получать читателю только ту информацию, которая его интересует.
И еще один момент, о котором не упоминают все вышеперечисленные исследователи, - подавляющее большинство блоггеров за свое творчество денег не получают. Именно это дает возможность блоггерам гордиться собственной независимостью, которую не могут позволить себе традиционные средства массовой информации, вынужденные постоянно оглядываться на рекламодателей и инвесторов. Это – одна из наиболее интересных и привлекательных черт блогов, которая на самом деле может оказаться существенной отличительной чертой от всех остальных средств массовой коммуникации.
Однако данная характерная черта в настоящее время полностью подходит только для русского сегмента блогов. Дело в том, что в Америке и на Западе уже начался процесс коммерциализации, который в скором времени может привести (если уже не привел) к потере независимости.
Журналистские составляющие блогов
Теперь, когда даны определения и характеристика понятий «блог» и «журналистика», следует разобраться, можно ли соотносить эти понятия и называть блоги журналистикой.
Если журналист как сотрудник редакции какого-либо издания выбирает событие, которое интересно и важно для большей части аудитории издания, и собирает информацию, уже зная, что она будет востребована, то блогер изначально не ориентируется на аудиторию. Событие, о котором он пишет, интересно в первую очередь ему самому, что не исключает интерес аудитории. Он ищет какие-либо факты и данные, либо просто описывает интересное происшествие, свидетелем которого он был – это и есть процесс сбора информации. Если он был свидетелем происшествия, то значит (если говорить терминами журналистики) он использовал метод наблюдения, а его материал, возможно, является репортажем с места события. Найдя интересную ссылку в сети, он использовал документальный метод сбора информации, а, публикуя ссылку, блоггер обычно дает хоть какой-то краткий комментарий, то есть он анализирует содержащуюся там информацию, дает ей свою оценку.
Обработка информации в печатных изданиях, на радио и телевидении, проходит очень тщательно. Сначала автор пишет текст (для этого он составляет план, продумывает концепцию, определяется с целью, которую он хочет достичь), затем редактор читает получившийся материал и либо исправляет его, либо утверждает в печать, затем происходит верстка номера, корректор выверяет сверстанное издание и так далее. В случае с блогами процесс обработки информации проходит только одну стадию – написание самого материала. Причем подготовка текста занимает минимум времени – автор может и продумывать концепцию, план, а просто писать о том, что он увидел, прочел, услышал. Блоггер сам проверяет грамотность текста, сам отвечает за стилистику (к сожалению, не все авторы утруждаю себя этим). Но все равно блоггер создает что-то новое, обрабатывая уже полученные данные. А то, насколько хорошо или плохо он это делает, - вопрос отдельный.

И, наконец, распространение информации. О том, как это делают признанные СМИ, не имеет смысла говорить – это общеизвестно. В блогах же данные процесс максимально упрощен – всего лишь надо поместить новое сообщение в свой дневник. Не надо думать о дизайне, не требуется особых знаний компьютерных технологий. Всего пара нажатий на клавиши – и информация становится доступна любому пользователю всемирной сети. Но блог – это не процесс, а уже утвердившаяся форма публикации информации. То есть, говорить о записях в блогах мы можем так же, как о материале в газете, называя его журналистским произведением. В данном случае речь идет как раз о первоначальном значение: журналистика как совокупность всех периодических выходящих изданий (в настоящий момент, не только печатных) и сообщений в них; журналистика как «произведение, созданное для привлечения внимания к современным популярным стилям или общественно важным событиям» [16] и т.п.
Блоги – это по сути и есть произведения, периодически выходящие сообщения, которые привлекают внимание читателя к событиям, важным в первую очередь для автора, что, как говорилось выше, не исключает их общественной значимости.
Информация в блогах общедоступна, но не всегда обращена к массовой аудитории. Именно по критерию обращенности к массовой аудитории и следует выделять блоги, которые можно отнести к журналистике. Третья характеристика – корпоративный характер производства и распространения информации - не является определяющей и ее нельзя применить к большинству блогов. Но это связано в большей степенью с развитием электронных средств связи и компьютерных технологий, которые упрощают процесс распространения информации на массовую аудитория до такой степени, что уже один человек вполне может сам довести материал до конечного потребителя.
Говоря о журналистских произведениях, нельзя упускать из виду вопрос о своеобразии журналистских текстов, который был рассмотрен выше. Для того, чтобы блоги можно было отнести к журналистике, сообщения в сетевых дневниках тоже должны иметь определенные признаки.
Из нескольких видов деятельности, которые составляют процесс производства массовых информационных потоков, в производстве блогов остаются только два: собственно журналистское творчество, связанное с подготовкой особого вида текстов, и деятельность по выпуску этих потоков, которая сильно упрощена.
Информация в блогах носит очень личностный характер. Это не сообщение о событии, а скорее описание отношения автора к данному событию. Но основой для написания заметки послужила объективная информация. Тем не менее, фактический материал блоггеры не всегда проверяют, из-за чего записи в блогах могут содержать ошибки.
Что касается подсказывающего характера материала, то в большинстве случаев блоггеры на ставят цель научить кого-то чему-то, подвигнуть кого-то на какие-либо действия, вызвать какую-либо реакцию в обществе. Но подобные моменты не исключены. Вспомним случай с отставкой Трента Лотта, который произошел в США, или скандал с подтасовкой данных о Буше перед выборами… То есть, изначально блоггеры на ставят себе задачу вызвать реакцию читателей, но такая реакция – не редкость. Большей частью это реакция вовлечения – то есть обсуждение сообщения на страничках. Актуальность текстов в блогах не вызывает сомнений, но, как правило, продолжается один-два дня, после чего тексты быстро теряют свою остроту, это «записи-однодневки». В то время как обычные же журналистские тексты теряют актуальность за больший срок.
Релевантность материала в веблогах связана с особенностями аудитории. Если читателям не интересна информация, то и посетителей у блога не будет, а если интересна – то и количество читателей будет сопоставимо с количеством читателей газеты, пусть даже и специализированной.
Таким образом, тексты в блогах содержат в себе признаки журналистского текста.

Однако важно учесть, что сейчас можно выделить две разные концепции блогов. С одной стороны, это персональный дневник, средство для общения автора со знакомыми ему людьми. Туда пишутся сообщения о каких-то личных событиях, помещаются интересные автору ссылки, возникают дискуссии о каких-то совместных впечатлениях посетителей и т.д. Таковы практически все дневники в ЖЖ и других аналогичных сервисах, подавляющее большинство русскоязычных веблогов, да и многие западные. На них видно, что либо это дневник для небольшой группы знакомых, либо попытки создать авторские обозрения, авторы которых быстро выдыхаются, так как сложно соперничать с людьми, которым присылают пресс-релизы и интересные ссылки.
Вторая концепция касается блогов, которые с полным правом могут называться журналистикой. Именно подобные блоги содержат в себе необходимые характерные черты журналистики, там статьи полностью подходят под определение журналистского текста. На Западе зачастую они представляют собой онлайновую реализацию авторских колонок в газетах. Лучшие западные блоги и представляют собой авторские колонки, выделенные в отдельный сайт. Их ведут настоящие журналисты, что делает эти блоги полноценным источником информации.
Подобные блоги требуют отдельного изучения с точки зрения типологии.
Предмет отображения в журналистике изучен достаточно полно, и в данном случае блоги не принесли в журналистику ничего нового. Предметом отображения в блогах, как и в традиционной журналистике, можно назвать «современность в совокупности множества составляющих ее социальных ситуаций» [17].
Целевая установка (функция) отображения обладает значительными жанрообразующими свойствами и формирует информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Блоги из трех задач журналистики в большинстве случаев решают только две - оценку, анализ, интерпретацию фактов, событий, явлений и изображение фактов, событий и явлений, а сообщение фактов остается прерогативой традиционных СМИ. Следовательно, информация в блогах подается в основном в форме аналитических или художественно-публицистических жанров.
Но не стоит забывать и о методе отображения, чья роль в формировании набора характеристик журналистского материала, предопределяющих его жанровую определённость, намного значительнее роли предмета. Способ отображения опосредует определённые уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее – к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета.
Своеобразие блогов в том, что иногда, при оценке или изображении события, этот уровень «проникновения» достаточно низкий, то есть заканчивается на уровне чувственного созерцания, не происходит теоретического освоения объекта. С другой стороны, существуют блоги специалистов, предоставляющие достаточно глубокое осмысление информации, но в рамках определенных тем.
Авторы блогов чаще всего являются и издателями собственных блогов. Отдельного исследования требует изучение того, какие блоги каких авторов являются наиболее популярными и читаемыми. Возможно, популярные блоггеры – это журналисты. Но, возможно, и не только. Для более полного изучения важно провести полноценное статистическое исследование блогов, и только после подобной работы можно будет говорить об особенностях авторского состава блоггеров.
По-прежнему важным признаком остается тематическая направленность блога, которую тоже необходимо изучить для выяснения наиболее популярным тем в среде сетевого сообщества. Для более полного изучения данной темы следует применить контент-анлиз нескольких блог-сервисов, таких как LiveJournal.com и Blogger.com.
Все эти вопросы требуют отдельного изучения и проведения отдельных исследований с использованием статистических методов, с применением текстологического анализа текста и т.д.

Процесс коммерциализации блогов в США идет гораздо быстрее, чем в России, уже есть исследования на эту тему. Например, магистерская диссертация Джеймса Торио (James Torio) «Блоги. Глобальный диалог. Магистерская диссертация о социальном феномне блогов» (Blogs. A Global Conversation. Master’s Thesis on Social Phenomenon of Blogs), в которой вторая глава «Бизнес, построенный на блогах» (The business of blogging) посвящена данному вопросу. Еще одна работа – книга Джереми Райа (Jeremy Wright) «Маркетинг Блогов» (Blog Marketing) [18], в которой анализируется, каким образом бизнес использует блоги в своих интересах. Исследование Райта показало, что блоги крайне полезны для популяризации брэндов компании, поддержания обратной связи с потребителями, разработки маркетинговой стратегии и пр. К примеру, компания General Motors использовала блоги для того, чтобы определить сильные и слабые стороны новых моделей своих автомобилей. Boeing анализирует блоги, создаваемые специалистами по туризму, авиации и пр. при разработке новых моделей самолетов. Телеканал Disney Channel использовал блоги для того, чтобы улучшить ситуацию с информационными потоками, циркулирующими внутри компании. Сотрудники компании Microsoft анализируют отзывы блоггеров, чтобы внести изменения в программные продукты.
Ключевой момент для понимания феномена блога - осознание того, что природа блога диалогична. Но это же и одна из наиболее важных причин того, что многие рекламодатели сторонятся блогов. Слишком сильно отличие от традиционных СМИ – блоггер озвучивает свое мнение безо всякой цензуры и редактуры, факты не проверены, материал может быть не политкорректным. Тем не менее, если человеку нравится то, что пишет блоггер, то он продолжает читать материалы. По мере увеличения числа читателей какого-либо блога, рекламодатели с удовольствием увидят свою рекламу на данной странице.
Хотя посещаемость наиболее популярных блогов колеблется в районе 500-2000 человек в день, то есть находится на уровне узкоспециализированных онлайновых СМИ, но, в отличие от показателей последних, число переходов по ссылке с блогов может составлять до половины их ежедневной аудитории. Такая высокая эффективность и доверие посетителей к автору делают блоги привлекательными для рекламодателей.
Многие люди создают блоги не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы выразить себя, или просто рассматривают блог, как интересное увлечение. Но уже есть некоторые блоггеры, которые используются свои веблоги для заработка. Возможно, первоначально это не было их целью, но популярность их текстов позволила приобрести постоянных читателей за пределами их области.
Такие факторы как легкость использования, автоматизация благодаря программам и низкая себестоимость позволили людям, умеющим хорошо писать или являющимся специалистами в определенной области, создавать свои блог в надежде на то, что они смогут создать себе постоянный круг читателей.
Но создать блог, успешный в финансовом плане, не так просто. Сейчас, когда ежедневно создается несколько тысяч блогов, идет очень сильная конкурентная борьба за потенциальных читателей.
При всех этих трудностях, некоторые блоггеры умудряются получать доход от своего увлечения. А есть и такие, которые подняли бизнес на блогах на совершенно новый уровень. Например, Ник Дентон (Nick Denton), владелец и издатель Gawker media – компании, издающей 13 блогов. Данная модель бизнеса не похожа на большинство блогов. Дентон придумывает и продумывает темы для блогов, а потом нанимает авторов, которые напишут материал на данную тему. «Писатели» получают зарплату и обязаны опубликовать определенное количество записей в день. В данной коммерческой структуре также есть наемные работники, занимающие продажей рекламы, развитием бизнеса и его продвижением.

В основном же для получения дохода от блогов в США на данный момент используются следующие коммерческие модели:
1. Доход от рекламы. На данный момент большинство блогов строят свою модель бизнеса на чем-то схожем с другими формами публикаций. Они получают доход, предлагая размещение рекламы. Для большинства блогов это означает объединение с компанией, которая будет либо продавать объявления на блоге и брать часть с продаж, либо блоггер выделит определенное пространство, где реклама может быть автоматически размещена без участия блоггера в продаже, размещение или обновление объявления. Такой вид сервиса очень удобен для большинства блоггеров, потому что обычно веблог поддерживается одним человеком, у которого нет команды, занимающейся продажей рекламы. И часть людей, которые публикуют блоги, пользуются только этим способом. Некоторые блоггеры создают базу потенциальных рекламодателей и предлагают им возможность прорекламировать их продукт или услугу на данном блоге. Но таких людей мало из-за недостатка опыта, желания или времени. А возможность автоматического размещения позволяет сфокусироваться на содержание, а не поиске рекламодателя.
Подобные сервисы предлагают несколько компаний: Google AdSense, BlogAds, AdBrite, Fast Click и др.
2. Кроме дохода от рекламы, блогеры зарабатывают на пожертвованиях, предлагая читателям пожертвовать деньги иногда в дополнение к рекламе, иногда - для того, чтобы блог оставался свободным от рекламы.
3. И третий вариант дохода, доступный большинству блоггеров – это продажа товаров через Cafe Press. Cafe Press позволяет персонализировать различные предметы для продажи. Блоггер может создать дизайн, логотип, фото, а компания поместит это на предметы, которые он хочет продать. Все, что требуется сделать, это предоставить материал для размещения и выбрать продукты, на которые он будет помещен. Цену устанавливает блоггер (например, цена майки – 10 у.е., а блоггер устанавливает цену в 15 у.е.). Сеть распространения у магазина своя.
Видно, что большинство вариантов, которые в данный момент предлагаются, в основном сводятся к получению дохода от рекламы.

В целом можно утверждать, что за рубежом блоги уже заняли свое место в цепочке распространения информации, даже периодически ведутся разговоры о том, что блоги смогут потеснить традиционные СМИ. Уже сейчас они используются в качестве важных источников информации журналистами, на них ссылаются в газетах и журналах, правда, преимущественно онлайновых.
«Блогосфера» растет и развивается, а с помощью поисковых систем заинтересованные публики все лучше и лучше в ней ориентируются. И хотя данная тенденция не означает, что каждая компания в обязательном порядке должна открыть блог – руководителям и PR-специалистам есть смысл задуматься о возможных выгодах блогов как коммуникационного инструмента, а поисковиков – как инструмента влияния на корпоративную репутацию.

Литература

1. Blogger.com // http://www.blogger.com/tour_start.g
2. O’Reilly, Tim. Inventing the Future// http://www.oreillynet.com/pub/a/network/2002/04/09/f... (04.09.2002)
3. Yandex// http://blogs.yandex.ru/
4. Смирнов Д.В. Что такое блог?// http://spectator.ru/internet/content/blog_is (17.09.2003)
5. Что такое блог?/ Корпоративный блог Red Graphic Systems// http://blog.redgraphic.ru/
6. Encarta: http://encarta.msn.com/
7. Википедия, Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/
8. The BOBs - Best Of The Blogs// http://thebobs.de
9. Sifry, Dave. State of the Blogosphere, April 2006 Part 2: On Language and Tagging// http://technorati.com/weblog/2006/05/100.html (01.05.2006)
10. Судовой журнал Доктора Ливси// http://doctor-livsy.livejournal.com/
11. Концерт в халате на лестничной клетке. Блог Алекса Экслера// http://exler.livejournal.com/; Живые записки Антона Носика// http://dolboeb.livejournal.com/
12. Scoble, Robert; Israel, Shel. Naked Conversations: How Blogs are Changing the Way Businesses Talk with Customers, 2006.
13. Артамонов В. Блоги, блоги…//ArtReal [На грани иронии]// http://artreal.exler.ru/toweek/2003/a1003.html (10.03.2003)
14. Кабанов И., Паули Н. Блоги - лучшие друзья PR менеджеров// I-mark.Ru, // http://www.i-mark.ru/articles/advance/advance_40.htm... (23.12.2005)
15. Ульянов А. Blogging Revolution //Проза// http://proza.com.ua/culture/blogging_revolution_5973... (26.09.2005)
16. Merriam-Webster Online Dictionary. http://www.webster.com
17. Здоровега В.И. В мастерской публициста. Киев, 1966. С. 175
18. Wright J. Blog Marketing. McGraw-Hill; 1 edition, November 15, 2005. p. 336
_______________________
© Богданова Дина Петровна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum