Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Наука и техника
Mini – второе пришествие
(№16 [138] 01.09.2006)
Автор: Александр Костянов
Александр Костянов
Подавляющее большинство моделей автомобилей уже через несколько лет после прекращения их выпуска просто забываются. Однако есть и такие, о которых люди будут помнить столько, сколько будет существовать автомобильная промышленность. Одной из таких машин является поистине легендарный «британец» с коротким, но хорошо известным во всем мире именем Mini. Первая генерация этой революционной модели выпускалась с 1959 по 2000 год, а уже в 2001-м состоялся дебют абсолютно нового Mini.

Чисто английская история

Как правило, говоря о Mini, к этому слову добавляются еще и названия известных и не очень английских автомобильных фирм Rover, Morris, Austin, Riley, Wolseley, Marcos, а также одной итальянской – Innocenti. Ведь все вышеперечисленные автопроизводители в то или иное время выпускали различные модификации Mini. Но кто же из них является автором идеи этого уникальнейшего автомобильчика? Для ответа на данный вопрос пришлось «перелопатить» немало различных автомобильных справочников и энциклопедий.
Итак, в 1952 году, в результате объединения фирм Morris и Austin был создан концерн British Motor Corporation (BMC). А некоторое время спустя, в период Суэцкого кризиса, президент BMC сэр Леонард Лорд (Leonard Lord) поручил тогда уже хорошо известному конструктору Алеку Иссигонису (Alec Issigonis) создать перспективный легковой автомобиль с использованием серийных агрегатов уже выпускающихся машин Morris и Austin. В результате, всего после восьми месяцев работы на свет появилась модель, в первое время продаваемая под названием Austin-7, в корне перевернувшая тогдашние представления о легковушках и открывшая новое направление в автомобилестроении.
Иссигонис впервые в истории разместил объединенный в один блок силовой агрегат, состоящий из четырехцилиндрового двигателя рабочим объемом 848 куб.см, коробки передач и главной передачи спереди поперечно с приводом на колеса передней оси. В результате этого, а также благодаря непривычному в то время двухобъемному кузову «хэтчбек» получилась очень легкая и компактная машина, вмещающая четырех человек и небольшой багаж, доступ к которому открывала задняя (третья!) дверь. Кроме того, автомобиль имел реечное рулевое управление и достаточно простую, но эффективную подвеску на эластичных резиновых подушках, а маленькие 10-дюймовые колеса были разнесены по углам кузова. Поэтому новинка обладала превосходной устойчивостью и управляемостью.

Мировую известность эта модель начала зарабатывать под именами Austin Mini и Morris Mini Minor, однако в 1984 году образовалась группа Austin-Rover, положившая конец славной марке Morris. А еще через четыре года контрольный пакет фирмы Rover был приобретен британским авиаконцерном British Aerospace, в результате чего несколько позже «канула в лету» не менее славная марка Austin. Поэтому, начиная с 1990 года, все Mini первого поколения имеют только одну приставку – Rover.
За годы своего существования Mini практически постоянно совершенствовали, но никогда не меняли его специфическую внешность. На смену простенькой подвеске постепенно пришла «уравнительная» Hydrolastic (полости в резиновых подушках, заполненные рабочей жидкостью, соединялись между собой трубками), помимо механической коробки передач можно было заказать и «автомат», барабанные передние тормозные механизмы заменили дисковыми, в салоне появились подушки безопасности, а размер колес вырос до 12 – 13 дюймов. Фирма Wolseley некоторое время производила на базе Mini «люксовый» седан Hornet, который за счет выступающего сзади багажного отделения был длиннее хэтчбека на 260 миллиметров. А фирма Cryford занималась выпуском кабриолетов Mini, один из которых принц Чарльз некогда подарил принцессе Диане на день рождения. В 1964 году появился на свет открытый многоцелевой автомобиль Moke с агрегатами Mini, первоначально «нацеленный» на армию, но ставший широко известным в качестве «пляжного» транспортного средства.

Рабочий объем двигателя Mini со временем вырос до 1275 куб. см, а максимальная мощность – до 63 или даже (на спортивных версиях) 76 л.с. Кстати, о спорте. Помимо стандартных, выпускались и «заряженные» версии – Mini Cooper, которые, благодаря непревзойденной способности держать дорогу, с большим успехом принимали участие в автомобильных соревнованиях самого высокого ранга. Так, например, эти автомобили в 1964, 1965 и 1967 годах становились абсолютными победителями ралли «Монте-Карло», в 1965 – Британского ралли (RAC), в 1967 – ралли «Акрополис».
По слухам, от англичан поступало предложение организовать производство автомобилей Mini в… СССР. Силами НАМИ в 1961 – 1962 годах даже были проведены сравнительные дорожные испытания моделей Morris Mini Minor и ЗАЗ-965. Однако, несмотря на тот факт, что по результатам пробега в 10 тысяч километров «британец» практически по всем параметрам обошел «запорожца», легкий и экономичный переднеприводный автомобиль в нашей стране тогда так и не появился. А жаль!
В Европе Mini первой генерации можно приобрести до сих пор, причем автомобили почти без пробега (есть еще и такие!) стоят совсем недешево – порядка $ 25 000. Но имеются и неплохо сохранившиеся экземпляры, цена которых на порядок ниже. Гарантированным спросом пользуются и те, и другие…

Теперь – с немецким акцентом

А в 1994 году компания Rover вошла в состав германского концерна BMW. Таким образом, немцам и достался бессмертный Mini. Характерно, что со временем BMW все же продал Rover, но при этом оставил за собой марку Mini! Однако 4 октября 2000 года «классические» Mini конструкции Иссигониса были сняты с производства. Ведь на Парижском автосалоне того же года состоялась мировая премьера абсолютно нового автомобиля с тем же названием, выпуск которого начался на том же заводе в Оксфорде. А в продаже машины появились весной 2001 года.
Mini второго поколения был разработан группой инженеров и дизайнеров под руководством Фрэнка Стефенсона на полностью оригинальной переднеприводной платформе. Особенностью его конструкции являются очень жесткий несущий кузов (около 24 000 Н/град), передняя подвеска типа McPherson на А-образных рычагах и задняя многорычажная подвеска с механизмом пассивного подруливания, что вкупе с разнесенными по углам кузова колесами обеспечивает превосходную управляемость и устойчивость автомобиля на всех возможных скоростях движения.
Первоначально покупателям предлагались всего две модификации машин. Наиболее доступная из них – Mini One комплектуется четырехцилиндровым бензиновым двигателем Pentagon рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 90 л.с. В качестве базовой используется механическая пятиступенчатая коробка передач, по заказу – адаптивный вариатор CVT Steptronic с возможностью ручного выбора одного из шести диапазонов.

Спортивный Mini Cooper имеет форсированный до 115 л.с. двигатель, позволяющий машине с механической КП достигать 200 км/ч и разгоняться с места до «сотни» за 9,1 секунды. Внешне Cooper можно узнать по хромированным облицовке радиатора и ручкам дверей, противотуманным фарам в переднем бампере, а также окрашенным в черный или белый цвет корпусам наружных зеркал и крыше.
Топ-версия Mini Cooper S продается с осени 2001 года и снаружи отличается дополнительным воздухозаборником на капоте, более агрессивным передним бампером, алюминиевыми боковыми воздуховодами и крышкой топливного бака, а также расположенными по центру машины сдвоенными патрубками выпускной системы. Стандартные колеса – 16-дюймовые, а в качестве опции предлагаются 17-дюймовые. Однако изюминкой Cooper S является наличие на двигателе механического нагнетателя (давление 0,9 бар) и интеркулера (промежуточного охладителя наддувочного воздуха), благодаря чему 1,6-литровый мотор развивает 170 л.с. и 220 Нм! Снабженный «в базе» 6-ступенчатой механической КП автомобиль имеет максимальную скорость 222 км/ч, а время разгона 0 – 100 км/ч составляет чуть больше семи секунд! Системы динамической стабилизации и контроля тяги DSC и ASR+T, спортивная подвеска Plus с уменьшенным дорожным просветом и более жесткими пружинами, вентилируемые дисковые тормозные механизмы «по кругу» и спойлер над дверью задка входят в стандартное оснащение Mini Cooper S. Дополнительно можно заказать стереосистему Haman Cardon класса «премиум» с CD-чейнджером.
С лета 2003 года для Mini One предлагается 1,4-литровый турбодизель с системой питания common rail (75 л.с. при 4000 об/мин, 180 Нм при 2000 об/мин), обеспечивающий машине «максималку» 165 км/ч и 13,8 секунды разгона до 100 км/ч, при расходе дизельного топлива в смешанном цикле всего 4,9 литра на 100 км!

Автомобили 2004 модельного года были модернизированы. Они получили систему автоматического отключения фар через 40 секунд после закрытия дверей, а также стеклоочиститель с автоматическим прерывистым режимом работы и датчиком дождя. Также теперь в базовое оснащение версии Salt входят системы активной безопасности ABS+EBD+CBC, маршрутный компьютер и раздельный климат-контроль для водителя и пассажира.
В том же 2004 году начались продажи долгожданных кабриолетов Mini Cabrio. Мягкий верх этих машин можно сложить путем нажатия соответствующей кнопки всего за 15 секунд! Так как все модификации Cabrio на 100 кг тяжелее соответствующих хэчбеков, их динамические качества чуть хуже, а расход топлива чуть выше. Несмотря на это, а также на более высокую стоимость (от 23 600 Евро за Mini One, от 25 600 Евро за Mini Cooper, от 32 500 Евро за Mini Cooper S), стильные кабриолеты пользуются колоссальным успехом во многих странах, в том числе и в России. В прошлом году, например, квота на Mini Cabrio для нашей страны составляла всего-навсего 30 машин, которые были весьма успешно распроданы еще до начала летнего сезона…

Технические характеристики автомобилей Mini

Модификация Mini One Mini Cooper Mini Cooper S
Тип кузова хэтчбек
Количество дверей/мест 3/4 – 5
Длина, мм 3635
Ширина, мм 1925
Высота, мм 1416
Колесная база, мм 2467
Колея передних колес, мм: 1458
Колея задних колес, мм: 1466
Снаряженная масса, кг 1140 (1155)* 1150 (1165)* 1215
Полная масса, кг 1495 (1510)* 1505 (1520)* 1570
Компоновка поперечное расположение двигателя, привод на передние колеса
Двигатель Pentagon 1.6 16V Pentagon 1.6 16V с нагнетателем и интеркулером
Число цилиндров/клапанов 4/16
Рабочий объем, куб. см 1598
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 66 (90) 85 (115) 125 (170)
При об/мин 5500 6000 6000
Максимальный крутящий момент, Н_м 140 150 220
При об/мин 3000 4500 4000
Коробка передач 5-ступенчатая механическая (автоматическая бесступенчатая) 5-ступенчатая механическая (автоматическая бесступенчатая) 6-ступенчатая механическая
Максимальная скорость, км/ч 181 (170)* 200 (185)* 222
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 10,9 (12,7)* 9,1 (10,4)* 7,2
Расход топлива, л/100 км:
В городе 9,6 (10,9)* 9,7 (10,9)* 11,8
За городом 5,2 (5,9)* 5,3 (5,9)* 6,8
В смешанном цикле 6,8 (7,7)* 6,9 (7,7)* 8,6
Емкость топливного бака, л 50
Размер шин 175/65R15 195/55R16
Объем багажного отделения, л 150/670**

Примечание: * - в скобках приведены значения для АКП; ** - в числителе для разложенных задних сидений, в знаменателе – для сложенных
_________________________________
© Костянов Александр Аркадьевич
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum