Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
Театральные журналы в дореволюционной России
(№21 [143] 21.11.2006)
Автор: Виктор Борзенко
Виктор Борзенко
Русская театральная периодика представляет собой сложное многообразное явление, изменяющееся по времени в социальном, структурном, содержательном и в других отношениях.
Согласно данным библиографического указателя В. Вишневского «Театральная периодика» (ч.I. 1774–1917. М.–Л., «Искусство», 1941), в России до 1917 года издавалось в общей сложности 384 специальных журнала в области театра.
Театральная периодика до революции выпускалась в 30 городах. Подавляющее большинство журналов и газет (140) выходило в течение всего периода в Петербурге и свыше 20% (90) - в Москве. Далее по числу театральных изданий идут Одесса (29 наименований), Киев (21), Харьков и Тифлис (по 12 журналов), Ростов-на-Дону (8), Нижний Новгород (3). В 16 городах издавалось по одному или двум журналам.
Обычно издания театральных журналов сосредотачивались в региональных культурных центрах, где складывались традиции сценического искусства. В XIX веке лучшие постоянные театры формировались в университетских городах, в набирающих силу средоточиях торговли и промышленности в Поволжье и на юге страны: Харькове, Казани, Киеве, Одессе, Воронеже, Нижнем Новгороде, Астрахани, Саратове, Новочеркасске. В 1860-х гг. выдвинулся русский театр в Вильне, Тифлисе, а также в Ростове-на-Дону.
Крупнейшие антрепризы обслуживали в течение года по нескольку пунктов. Харьковская труппа ежегодно выезжала на ярмарочный период в Екатеринослав, Полтаву и Курск, Таганрогская обычно снимала театр в Ростове-на-Дону, а с учреждением в Ростове-на-Дону постоянного театра его труппа играла еще в Новочеркасске. Ярославская давала спектакли летом в Рыбинске, зимой – в Вологде. Одесская совершала гастрольные поездки в Симферополь, Керчь, Кишинев, Николаев. Этот процесс влиял на развитие театральной культуры, а возникающая конкуренция между театрами становилась основой для издания специальной периодики.

Например, в начале ХХ века театральные издания значительное распространение получили в Харькове, так как харьковская сцена была одной из лучших в провинции. В 1912-1913 годах здесь издавалось единовременно 5 журналов и газет: «Последние новости сезона», «Вестник опер», «Мир артистов», «Театральная газета», «Театральный курьер». В них публиковались программы спектаклей, новости сезона, информация о гастролях и антрепризах.
Журналы, которые анализируются ниже, рассматриваются нами исходя из их целевого назначения.

Предпосылки возникновения театральных журналов в России

Театральные зрелища, носившие придворный характер, были известны в России с 1672 года и устраивались при дворе царя Алексея Михайловича. Спектакли были религиозными по сути, но к началу XVIII века в них появилась политическая окраска. Как и многое в России, это было прямым следствием деятельности Петра I, распорядившегося развернуть и школьный театр в сторону важнейших политических событий, а позднее буквально обязавшего Духовным регламентом 1721 г. разыгрывать комедии «во всякое подходящее время».
При Петре появляются публичный театр на Красной площади; первые частные театры, дававшие представления в балаганах; усиленно развиваются школьный и придворный театры. Число таких театров росло, они действовали в Москве, в Петербурге. В Ярославле начал путь Ф.Г. Волков с товарищами – основатели первого профессионального постоянно действующего русского театра.
После кончины Петра I, утверждаемые им реформы, в том числе в образовании и культуре, продолжали развиваться, находя своих стойких приверженцев. В 1725 году учредили Академию наук, в 1732 году в Петербурге открыли Шляхетный, то есть дворянский корпус, в котором молодые люди получали образование. В 1755 году в Москве начал действовать Университет с двумя гимназиями – дворянской и разночинческой. Инициатором его создания выступил М.В. Ломоносов. В 1757 году начала функционировать Академия художеств. Все это способствовало расширению образования в широких кругах русского общества.

К середине XVIII века театральная жизнь в России принимает значительные масштабы. Появляются первые провинциальные театры, начинаются гастроли иностранных трупп, театры разделяются на придворные и городские. 30 августа 1756 года свет увидел царский указ о начале деятельности государственного «Императорского профессионального русского театра». С этого времени его деятельность не прерывалась. Расширялся и контингент театральной публики. Согласно одному из царских указов, в зрительный зал допускались представители купечества, «лишь бы не паскудно были б одеты».
Эта потребность общества в театре вызвала потребность в театральной информации.
Краткие сообщения о спектаклях и других театральных событиях публиковались в русской периодической печати начиная с 1720-х годов. Сам факт таких сообщений содержал уже элемент оценки, как бы отмечая общественную важность спектакля. Тогда же публикуются первые переводные статьи о драматическом и сценическом искусстве. Однако информация в них скупа и нерегулярна, как нерегулярна еще и жизнь театра.
Первое театральное объявление появилось в России в 1729 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» – газете, издававшейся Академией наук. В дальнейшем сообщалось о выступлениях театральных трупп в 1730-е годы и спектаклях русского театра 1750-1780-х годов: о характере, месте и времени зрелищ, о приглашении желающих поступить в труппу и т.п. [1].

В издававшихся как приложение к «Санкт-Петербургским ведомостям» «Примечаниях на Ведомости», которые можно считать первым русским журналом, в 1733-1740 годах опубликовано несколько статей теоретического характера и по истории театрального искусства. Статья «О позорищных играх» (1733), то есть о театральных представлениях, которая выступала в защиту театра как средства поучения и воспитания общества. В 1739 году появляется другая не менее важная теоретическая статья «О пользе театральных действ и комедий к воздержанию страстей человеческих» [2], также трактующая тему культурно-просветительного значения театра. Рассуждения о характере и значении театральных зрелищ появлялись и в учено-литературном журнале «Ежемесячные сочинения» (1755–1764).
В «Московских ведомостях» сведения о театральных зрелищах публиковались с самого начала издания (1756 год), причем с образованием постоянного театра они стали регулярными. Помещались и другие объявления, характеризующие состояние театра, например приглашение 1757 года: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярию Московского императорского университета» [3]. Упоминается в «Московских ведомостях» о петербургском придворном театре, встречаются корреспонденции из провинции (например, о спектаклях в Вологде и Туле в 1780 году), сообщения о домашних театрах (о спектаклях у Л.А. Нарышкина в том же 1780 году).
К концу XVIII века в журналах появилась театральная критика. Однако она не была еще таковой в строгом смысле этого понятия. Это были суждения о театре, выраженные в форме стихотворных посланий и элегий (стихотворение Сумарокова: «От автора трагедии Синава и Трувора Татиане Михайловне Троепольской… на представление Ильмены, ноября 16 дня 1755 года», элегия «К г. Дмитриевскому на смерть Волкова». Стихи Козловского «Ивану Афанасьевичу Дмитриевскому», «Сонет» и др.); в критических замечаниях о драматургах, актерах и публике, рассыпанных в пьесах текущего репертуара и других художественных произведениях (комедия Сумарокова «Тресотиниус», «Чудовищи»), пародийных афишах (шуточное объявление о постановке трагедии «Тамира») [4].
Местом борьбы литературно-театральных направлений явились, прежде всего, сатирические журналы. Например, журнал Н.И. Новикова «Трутень» помещает отзыв о «Бригадире» Фонвизина, критикует пьесы Лукина, обсуждает вопрос о сатирической комедии. Другой новиковский журнал «Пустомеля» откликается на игру Дмитриевского в «Синаве и Труворе», а близкий к новиковским изданиям журнал «Смесь» помещает статью о способностях и свойствах, необходимых актеру, и рецензирует выступление Дмитриевского в мольеровском «Мизантропе» [5].

Театральная журналистика присутствовала и в других журналах той поры (например, у И.А. Крылова в «Почте духов», 1789 г., «Зрителе», 1792 г. и «Санкт-петербургском Меркурии», 1793 г.).
Театральная журналистика XVIII века достигает вершины в литературно-художественной деятельности Н.М. Карамзина. В 1791–1792 годах он издавал «Московский журнал». Одной из основных частей журнала был отдел театральной критики, где печатались рецензии Карамзина на спектакли московского театра. Рецензии обычно состояли из анализа драматического произведения и разбора актерской игры. Новым и ценным качеством статей Карамзина является конкретность описания игры актеров. До Карамзина в русской театральной критике описательный момент почти отсутствовал и заменялся общей оценкой игры актера. Этот опыт вскоре переняли и другие столичные журналы и газеты.
Первую заявку на специальное российское театральное издание сделал выпущенный в 1784 году на немецком языке журнал «Русский театрал» («Russische Theatralen»). Его редактором-издателем был актер петербургского немецкого театра Зауервейде. Он подготовил журнал с той немецкой обстоятельностью, которой не хватало более поздним издательским предприятиям [6].
«Русский театрал» содержал восемь отделов: театрально-официальный, включавший сыгранный несколько лет до этого аллегорический пролог на день тезоименитства императрицы; драматический – отрывок комедии самого Зауервейда; в третьем отделе, теоретическом, издатель рассуждал о понятии «комедиант»; исторический отдел был посвящен старейшему в России немецкому театру. Далее редактор поместил статью неизвестного петербургского театрала – немца, в которой обсуждались недостатки театральных представлений; затем шел общий обзор деятельности всех четырех казенных трупп, театральной школы и театральных построек. Завершал номер отдел корреспонденций и театральная смесь [7].

В замыслах издателя было выдавать по номеру в месяц (при условии, что предыдущий тираж полностью раскуплен). Три выпуска составили бы том. За четыре томика, т.е. за годовой экземпляр на голландской бумаге устанавливалась цена в 4 руб., на обыкновенной – 3 руб. Стоимость отдельного выпуска – 30 коп. Однако журнал, рассчитанный не столько на немецкую диаспору в России, сколько на читателя в Германии, столкнулся с отсутствием обратных книготорговых связей. «Русский театрал», добираясь до немецких земель, расходился не столь успешно, чтобы издание могли окупиться. Первые три номера оказались и последними [8].

Первый русский театральный журнал

Несмотря на то, что в конце XVIII века в Петербурге выходили журналы, публиковавшие тексты пьес («Российский феатр» (1786–1791, 1793–1794), «Драматический словарь» (1787), «Собрание некоторых театральных сочинений» (1788) и др.), первым русским театральным журналом считается «Драматический вестник». Помимо пьес в нем печаталась разносторонняя театральная информация (см. ниже). Инициатором и главным участником «Драматического вестника» был драматург кн. А.А. Шаховской, движимый идеей публичной литературной полемики с Н.М. Карамзиным. Это главным образом и повлияло на создание журнала. Однако можно назвать и другую причину: первое десятилетие XIX в. вообще отличалось бурным ростом количества периодических изданий, в том числе и отраслевых. Поэтому замысел «Драматического вестника» был во многом веянием времени [9].
Издание журнала началось в 1808 году. Театральная культура в это время развивалась интенсивнее, чем в XVIII веке. Она требовала своего отражения в печатных органах. Объем театральной информации вырос и приобрел тенденцию к постоянному увеличению. В 1808 году в Петербурге спектакли шли на трех императорских сценах, в Москве – на двух. Кроме того театральная жизнь развивалась и в провинции (любительские и крепостные труппы там были известны с конца XVIII века), первые стационарные театры открылись в Казани, Нижнем Новгороде и Астрахани. Число людей, занятых в сценической деятельности, возрастало. Общение между ними посредством печати, обмен информацией стали необходимостью. Театральная журналистика стала социальным явлением.
В издании журнала союзниками князя Шаховского выступили члены кружка историка и государственного деятеля А.Н. Оленина, а также его товарищи по содержанию театральной типографии – И.А. Крылов и А.И. Ермолаев. «Драматический вестник» издавался в Петербурге два раза в неделю небольшой тетрадкой по одному полулисту (всего в 1808 году вышло в свет 104 номера, т.е. 52 печатных листа). Издание распространялось не только в столице, о чем свидетельствует объявление о его цене: в Петербурге 12 руб. в год, в других городах – 15 руб.

Свою задачу редакция «Драматического вестника» видела в «беспристрастном суждении о пьесах», обещая при этом «переводить и извлекать из лучших иностранных писателей драматические правила и историю великих людей, прославившихся своим искусством; изыскивать со тщанием в древних сочинениях все, касающееся до художеств, и, ежели возможно, будем сими средствами споспешествовать к отвращению дурного вкуса, который <…> угрожает заразить и нашу словесность» [10]. Кроме того, подписчикам обещалось научно-беллетристическое приложение. «Прельщать» читателя собирались чередованием исторического повествования о древнем или новом театре с изложениями забавных происшествий, а также помещением чисто литературных материалов, которые в виде крыловских басен, стихов Державина, Дмитриева, Батюшкова, Жихарева, а также статей Шишкова, Шихматова и др. действительно украсили издание.
В публикациях, касавшихся театра, журнал обещал давать материалы трех типов: информационно-исторические, рецензионные и теоретические. Однако поставленной задачи придерживаться было трудно. Во-первых, при периодичности два раза в неделю театральный день освещался не слишком усердно – сказывалось отсутствие в редакции штатного рецензента. Во-вторых, за весь год журнал коснулся игры лишь нескольких актеров (наиболее любимых организаторами журнала). В-третьих, не получило развития предложение редакции публиковать анонимные статьи, написанные зрителями. Все это привело к тому, что журнал начал запаздывать, сотрудники – разбегаться.
Об авторском составе «Драматического вестника» известно преимущественно по воспоминаниям. Большая часть материала, опубликованная в журнале, была помещена или без подписи, или под сокращенными фамилиями, инициалами, буквами и лишь незначительное количество произведений за полной подписью автора. К последним относятся стихотворения Державина, Шихматова, Жихарева, А. Воейковой, статься о Сумарокове А.С. Шишкова, два очерка о парижском театре Жоффруа. Авторство подавляющего числа произведений требовало выяснения [11].
Несмотря на все неудачи и разногласия внутри коллектива «Драматический вестник» оказался первым журналом, который подготовил почву для издания дальнейших театральных журналов.

Русская театральная периодика

В первой трети XIX в. развитие театральных журналов шло медленно. С 1802 по 1833 год было создано 13 периодических издания, все они (за исключением «Драматического вестника») представляли собой сборники пьес. Театральный журнал как тип издания еще не сложился и имел множество недостатков.
Например, этнограф и страстный театрал М.Н. Макаров, организовав в 1811 г. «Журнал драматической», обещал «порадовать публику дельной полемикой» (в то время в театральной критике разгорался спор между «карамзинистами» и «шишковистами»). Однако дальше невнятных и случайных замечаний издатель не двинулся. Каждая книжка журнала содержала одну или две вновь переведенные или сочиненные театральные пьесы, достойные внимания любителей театра, а также биографические сведения об актерах, писателях и музыкантах.
Продолжая заочное соперничество с «Драматическим вестником» (его издание прекратилось еще в 1808 году), журнал Макарова сосредотачивался на вопросах актерского искусства, в то время как «Драматический вестник» занимался преимущественно теорией драмы, театральной эстетикой.

После окончания издания «Журнала драматического» в 1811 году в издании собственно театральной периодики последовал длительный перерыв, что связано с усилением деятельности цензурных комитетов. Исчезли и театральные рубрики в целом ряде литературно-художественных журналов, но сохранились лишь в полуофициальных органах, где могли появляться каждый раз по особому распоряжению: «Сыне отечества», «Северном наблюдателе», «Благонамеренном».
Следующий росток театральной периодики появляется через 13 лет – в 1824 году, когда Ф.В. Булгарин решает издавать первый в России театральный альманах «Русская талия, подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 год». Этим изданием Булгарин первым рискнул провести в печать драматические и театральные тексты, которых отечественная журналистика уже несколько лет сторонилась [12].
Успех «Русской Талии» породил ряд подражаний: «Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 год», «Драматический альманах на 1828 год», «Детский драматический вестник», «Российский театр» (1829), «Театральный альманах на 1830 год», «Талия»(1833). Однако в 1834 году по театральным альманахам был нанесен смертельный удар тем, что появилось издание «Библиотека для чтения», пользовавшееся небывалым успехом. На протяжении следующих пяти лет в России не было ни одного театрального журнала.

Таким образом, в первой трети XIX в. сложился начальный тип театральных журналов (и альманахов), которому можно дать собирательное название – сборники драматических произведений. С 1802 по 1833 гг. в России выходило 15 театральных изданий. Все они публиковали пьесы, хотя в некоторых изданиях время от времени появлялись критические обзоры, биографии театральных деятелей, статьи по теории искусства (см., например, «Драматический вестник»). Однако эти материалы немногочисленны и значительно уступают по объему опубликованным пьесам.

На следующем этапе развития театральной периодики (во второй трети XIX в.) наблюдается становление театрально-критического типа журналов, к которому относится прежде всего «Репертуар и Пантеон».
Его возникновению предшествовало создание в 1839 году «Репертуара русского театра» - сборника драматических произведений. Разошедшийся тиражом около трех тысяч экземпляров, он появился с претензией стать самым значимым изданием за всю историю театральной журналистики. Но обилие драматических произведений на страницах издания при почти полном отсутствии журналистских материалов подпортили завоеванную репутацию. К тому же на исходе 1839 года у журнала появился конкурент – аналогичный «Репертуару» журнал под названием «Пантеон русского и всех европейских театров», основанный писателем водевилистом Ф.А. Кони. Год спустя, избегая конкуренции, журналы объединились в один, взяв название «Репертуар русского и пантеон всех европейских театров» (просуществовал до 1856 г.) [13].
Это было наиболее популярное и влиятельное театральное издание второй трети XIX в. Характерными чертами, объединившими эти журналы в один тип, являются: высокий теоретический уровень оценки сценического искусства, значительная социальная роль издающих органов (издателей), установившаяся внутренняя структура в виде постоянных разделов, сочетание материалов различных жанров при значительном преобладании театрально-критических статей. Это был первый и наиболее значительный тип специальных журналов в области театра, который подготовил почву для возникновения в ближайшие годы ряда отраслевых журналов той же тематики. С этого времени издание театральных журналов почти не прекращалось [14].

Идея сугубо театрального журнала постоянно витала в воздухе и крепла под влиянием двух главных обстоятельств. Во-первых, толстые ежемесячники являлись предприятиями, нацеленными на большую литературу, и даже известные произведения мировой драматургии печатались в отрывках, подчеркивая этим «нетеатральность» подобных акций [15]. Во-вторых, у всех перед глазами были торговые успехи «Библиотеки для чтения» О.И. Сенковского, просто делавшего свое дело и как будто не ставившего перед журналом никаких определенных идеологических или эстетических задач. Осложняло дело то обстоятельство, что с 9 марта 1837 г. фактически в течение 20 лет действовало решение, запрещающее «дозволение новых периодических изданий противу тех, какие уже существуют» [16]. Выпуск новых частных изданий разрешал лично император – и только изданий специальных, а не «энциклопедических». И все же литераторы ухищрялись издавать журналы под видом книг, как, например, были созданы «Отечественные записки» и «Русский вестник». По аналогичной схеме продвигали свое издание и организаторы «Репертуара русского театра» И.П. Песоцкий и В.С. Межевич. Изначально они повели речь о сборнике с возможно последующими выпусками, причем сборнике специальном. Тем не менее, обходя все преграды, 1 января 1839 года увидел свет первый номер журнала.
Создание «Репертуара русского театра» было огромным событием в культурной жизни России. Произошло неожиданное: подписка на издание составила полторы тысячи абонентов – около 5000 в С.-Петербурге, около 50 в Москве, остальные в провинции, причем в таких отдаленных уголках как Землянск, Рокачев и Чухлома любителей театра оказалось немногим меньше, чем в Киеве. Плюс к подписавшимся около 500 экземпляров взяли петербургские и московские книгопродавцы.
«Репертуар русского театра» был создан для публикации идущих на сцене пьес и обзора современного актерского искусства. Это был журнал охранительно-правительственной, «булгаринской» ориентации. Театральную хронику в нем вели В.С. Межевич и В.Н. Строев, с воспоминаниями о театре выступали драматурги Р.М. Зотов и А.А. Шаховской. Правда, воспоминания и критика появились позже. Растерявшись от успеха, издатели первое время не могли наполнить журнал ничем, кроме пьес.
В 1840 г. драматург-водевилист, историк театра и критик Ф.А. Кони задумал журнал «Пантеон русского и всех европейских театров» - как издание, противоположное «Репертуару». В нем должны были печататься лишь высокохудожественные пьесы, русские и переводные, необязательно поставленные на сцене, а из современной жизни театра – освещаться лишь те события, которым суждено войти в храм славы – пантеон – мирового искусства. Такая программа, по утверждению издателей, была продиктована заметным отстранением литературы 1830–1840-х гг. от театра. Дело в том, что многие литераторы не посещали театр и всеми силами старались дискредитировать Александринский театр в глазах образованной публики.
Издатели журнала, пытаясь повлиять на сложившуюся ситуацию, публиковали статьи и рецензии в поддержку Александринского театра (в частности, журнал отстаивал сценическую школу «духовного направления», созданную М.С. Щепкиным на сцене Александринки, и противопоставлял ее старой школе внешнего – «пластического» проявления) [17]. Кроме того, журналисты обращались к истории отечественной сцены, печатали материалы о театральной жизни в провинции (в Саратове, Киеве, Нежине, Одессе, Ярославле, Саранске). Рецензии в первой половине 1841 г. писал Н.А. Некрасов, начавший здесь свою литературную деятельность, во второй – Ф.А. Кони.
Оба конкурирующих издания испытывали острую нехватку подписчиков. И к тому же стали друг другу серьезно мешать. Началось с курьезов, вроде опубликования с интервалом в месяц «Клеветы» Э. Скриба сначала «Пантеоном», потом – в приложении к «Репертуару». В 1842 г., не выдержав конкуренции, они слились в один журнал – «Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров». Редакцию возглавил Булгарин, издателем стал И.П. Песоцкий [18]. Идея нового журнала заключалась в том, чтобы к своим достоинствам добавить лучшее из наработанного «Пантеоном». Однако идея не увенчалась успехом и, прежде всего потому, что наиболее популярная рубрика (в ней печатались пьесы) пришла к закату. Ассортимент драматических произведений, способных заинтересовать публику, был почти исчерпан. А увеличенная периодичность журнала (до двух раз в месяц) лишь усугубило положение.
Со следующего года Песоцкий решил начать все сначала. Он расстался с Булгариным и пригласил Межевича, давно отставшего от «Репертуара» и теперь сделавшегося с марта 1843 г. его соиздателем, что несомненно оживило редакционные дела. Межевич писал биографии русских и иностранных драматургов и артистов, составлял компиляции и статьи по теории искусства, завел фельетон. Разбор пьес, отдел заграничных сценических новостей и юмористику вел Р.М. Зотов. Держать штат постоянных сотрудников журнал не мог; за небольшие вознаграждения нанимались желающие подработать, но из разряда людей компетентных. Журнал оживил контакты с читателями, заведя для добровольных корреспондентов что-то вроде открытого почтового ящика, в котором сообщал, что статья г-на Т-ва принята и будет напечатана, а г-на К.П-о – нет, ибо статьи, в которых изъясняются так: «какая ужасная скотина актер N» - печати не подлежат. Журнал стремился стать именно театральным изданием: давал советы провинциальным актерам, не печатал отрывки из пьес, оставляя подобные публикации за толстыми ежемесячниками.
Благодаря измененной концепции журнал стал неплохо продаваться: к 1844 г. ни в редакции, ни в конторе не осталось ни одного экземпляра издания за 1842 г.

Осенью 1844 г. в недрах журнала зародилась первая в России театральная газета – «Театральная летопись». Изначально она была запланирована как ежемесячное издание, однако это не устраивало подписчиков. В газете пропадала актуальность, поскольку публиковались материалы о событиях, которые давно прошли. Вскоре издатели пересмотрели концепцию и газета, официально являясь ежемесячником, печатала дополнительные номера – по мере накопления материала. Газета развивалась в сторону еженедельника, что было приветливо встречено читателями: подписка увеличилась.
Первый номер «Летописи» вышел 1 января 1845 г. Он содержал театральный дневник, отчеты о первых представлениях итальянской, французской и немецкой трупп, письма из Парижа и Берлина, мелкие известия и модную картинку. На восьмом номере (19 февраля) под предлогом отсутствия в разрешенной программе издания такого приложения, «Театральная летопись» была запрещена. На самом деле, «наверху» оказался неприемлемым резкий критический тон, изначально взятый изданием. Власти больше устраивали любительщина и дилетантизм [19].
В 1847 г. в связи с тяжелой болезнью Песоцкого редактором-издателем «Репертуара и Пантеона» стал Кони. Придавая театральной критике большое общественное значение, он утверждал, что критика должна опираться на законы эстетики, а не на прихоти вкуса. В обзорах деятельности петербургских театров он выступал против псевдопатриотических драм и обилия бессодержательных водевилей, с сочувствием встретил пьесы Островского. Анализируя актерское творчество, Кони высоко оценивал мастерство Щепкина, Мартынова, Сосницкого, В. Самойловой и других актеров Петербурга и, в меньшей мере, Москвы. В биографиях театральных деятелей (Дмитриевского, Плавильщикова, Рязанцева, Дюра, Мочалова, Каратыгина и др.), в которых он использовал периодику прошлых лет, Кони также писал о характере исполнения, о разных школах сценического искусства. Отдел «Театральная летопись», в котором принимали участие искусствовед В.В. Стасов и Р.М. Зотов, существовал до 1854 г. О московской театральной жизни публиковалось несравненно меньше материала (в 1840-е гг. его поставлял преимущественно водевилист Н.А. Коровкин). В 1840–1853 гг. в каждом номере «Репертуара и Пантеона» помещались корреспонденции о провинциальном театре (освещено состояние театров в пятидесяти городах России), особенно много материалов о провинции за 1840–1845 гг. В 1855–1856 гг. о петербургском театре упоминается только в общих обзорах («Санкт-Петербургский вестник»), а о других совсем нет сведений. Журнал перестал быть специально театральным [20].

Тем не менее, «Репертуар и Пантеон» почти полтора десятилетия делал все, чтобы лучшие репертуарные пьесы появлялись в печати с минимальным разрывом от премьеры. Обилие литературы по истории русского театра, опубликованной на его страницах, вело к заметному расширению круга историко-театральных источников и накоплению новых фактов. Среди публики родилась и крепла необходимость следить за ходом русской сцены и даже театров иностранных. Вкус посетителей спектаклей, которым в руки попадался «Репертуар и Пантеон», надо полагать, не понижался, а становился изысканнее.
Почти одновременно с прекращением «Пантеона» начал издаваться еженедельный «Музыкальный и театральный вестник» (1856–1860), с 1858 г. получивший название «Театральный и музыкальный вестник». Он сохранил все черты театрально-критического журнала, традиции которого были заложены «Пантеоном». В регулярных обзорах рассматривались как драматические произведения, так и сценическое исполнение, иногда сравнивались петербургская и московская постановки (например, «Свадьба Кречинского» в 1856 г.). О петербургском театре в «Вестнике» писал бывший сотрудник «Репертуара и Пантеона» А.С. Гиероглифов, присылал статьи А.Н. Баженов.
В 1860-х гг. выходили кратковременные, но солидные специальные издания: «Искусства» (сентябрь–декабрь 1860 г.), «Русская сцена» (1864–1865) и «Музыка и театр» (1867–1868), двухнедельник, издававшийся композитором и музыкальным критиком А.Н. Серовым.
Журнал «Искусства» поместил статьи о кончине Мартынова и дебюте П.В. Васильева, несколько «Московских театральных писем» Баженова. Журнал «Русская сцена» старался дать обозрение театральной жизни всей России, выступал в защиту самобытного русского театра, боролся с драматургией охранительного направления. Помещались в нем статьи по истории театра, биографии артистов. А.Н. Серов в журнале «Музыка и театр» выдвигал задачу научной критики. «Нельзя ли хоть мало-помалу приучить публику относиться к области музыки и театра с тем логическим и просвещенным мерилом, которое в русской литературе применяется уже десятки лет и русской литературной критике сообщило такое высокое развитие», - писал он в первом выпуске [21]. Журнал опубликовал несколько рецензий на спектакли Александринского театра, статьи П.Д. Боборыкина о способах развития театрального искусства (о подготовке актеров, «пробном театре», театральной критике).

К театрально-критическим изданиям этого периода относится и «Антракт» (1864–1868, сначала «Театральные афиши и Антракт), которую издавал А.Н. Баженов. В ней печатались критические статьи о московских театрах Баженова, А.Н. Плещеева и других, а также корреспонденции из провинции, театральные воспоминания.
Статьи Баженова (включая публиковавшиеся в «Театральном и музыкальном вестнике», «Московских ведомостях») составляют обстоятельную летопись жизни Малого театра за 1859–1867 гг. Они особенно ценны анализом исполнения, актерскими портретами, зарисовками ролей [22]. В рецензиях на спектакли Баженов менее всего говорил о пьесе («Появление в афише нового имени, - писал он, - для нас гораздо важнее появления новой пьесы»), был против непосредственной связи искусства с живыми интересами дня, но вместе с тем вел настойчивую, целеустремленную борьбу за художественный и высокоидейный театральный репертуар. Современники отмечали несомненное влияние Баженова на репертуар Малого театра.
«Антракт» - это единственная в своем роде газета при афишах, в то время как другие издания предлагали обратный вариант – афиши при газете, еженедельнике и т.п. Баженов предполагал, что газета будет распространяться во время антрактов, когда «истомленный продолжительной перестановкой декораций в процветавших тогда постановочных пьесах, зритель начнет вертеть в руках афишные листы и, прочитав объявление об оркестре в общей зале Барсовской гостиницы <…>, удостоит вниманием и статью редактора» [23].
Более чем тесное соседство с таким официозным изданием, как афиши спектаклей императорских театров, казалось, предполагало какое-то созвучие «Антракта» взглядам театральной администрации, однако Баженов, писавший всегда по убеждению, не стесняясь никакими посторонними соображениями, повел газету по пути независимости от чьих-либо взглядов и мнений. Баженов в отличие от откупщиков газетной монополии, целиком сосредоточился на проблемах театра. Его интересовало звучание спектакля в целом, культура актерского ансамбля, планировка мизансцен, костюм, грим, текст перевода и т.д.
Таким образом, газета «Антракт» совмещала в себе черты двух типов театральной прессы: театрально-критического издания и сборника программ, либретто и афиш. К последнему в чистом виде в этот период относились «Репертуар итальянской оперы» (1869) и «Карта зрелищ столиц» (1873). Это был зарождающийся тип театральных изданий, который получил свое развитие на следующем этапе театральной журналистики – в последней трети XIX в.

С середины 1860-х гг. в отечественном театральном деле обозначились тенденции роста. В 1862 г. отменяется предварительная цензура на театрально-критические статьи, печатаемые в газетах. Дирекция императорских театров, входившая в систему Министерства императорского двора, просуществовала до 1917 г., она имела две конторы: петербургскую и московскую. Кроме того ей был подчинен Театрально-литературный комитете. Важнейшим событием в театральном мире явилась отмена в 1882 г. монополии императорских театров, пресекавшей попытки организации в столицах любых частных зрелищных учреждений, кроме балаганов на народных гуляниях, и то за ними устанавливался специальный полицейский надзор [24]. Реформа 1882 г. имела громадные последствия как для императорского, так и для русского театра в целом. Если к 1870-м гг. на просторах империи насчитывалось 44 театра (4 казенных – в Петербурге: Мариинский, Большой, Михайловский и Александринский, 2 казенных – в Москве: Большой и Малый, по театру – в Варшаве, Вильне и Тифлисе – все они получали государственную субсидию, и 35 театров в провинции), то к исходу столетия, по разным подсчетам, их было уже от 200 до 300. Рядом с антрепризой драмы появилась антреприза оперетты и даже оперы; в столицы потянулись лучшие артистические силы провинции, нахлынули иностранные антрепризы.
Соответственно, менялась государственная политика в сфере театральной журналистики. В отличие от предыдущих времен, когда весь цензурный порядок держался на системе циркуляров, повелений, письменных и устных распоряжений, продиктованных самыми различными мотивами, от политических до эстетических, со времен «великих реформ» ситуация изменилась настолько, что театральный автор и издатель получили, если не хороший закон, то, во всяком случае, какие-то гарантии от произвола и возможность отстаивать свои интересы в правовом режиме. В первую очередь, это сказалось на театральной критике, почти полностью раскрепостившейся после падения монополии имп. театров и ощутимо эволюционировавшей вместе со всей отечественной печатью (как в провинции, так и в столицах).
В последней трети XIX в. заметно расширилось количество театрально-критических изданий. К ним относятся: «Театральная газета» (1876–1877), «Музыкальный свет» (1875–1878), «Театральная библиотека» (1879–1880), «Театр» (1883), «Искусство» (1883–1884), «Музыкальный и театральный вестник» (1883), «Театр и жизнь» (1884–1893), «Артист» (1889–1895), «Дневник Артиста» (1892–1893) и многие другие.
Наиболее солидным журналом второй половины XIX в. являлся «Артист», издававшийся в Москве. В нем сотрудничали известные драматурги, критики, художники, по определению современников, - цвет московской передовой интеллигенции.
Издатель-редактор журнала Ф.А. Куманин был поклонником таланта М.Н. Ермоловой, писал восторженные отзывы о В.Ф. Комиссаржевской, внимательно относился к молодым талантливым артистам. В полемике вокруг Островского, которая разгорелась после смерти драматурга, «Артист» систематически выступал в поддержку его пьес, против драматических поделок театральных ремесленников.
Издание имело подзаголовок «Театральный, музыкальный и художественный журнал». На его страницах, действительно, были представлены все виды искусства, включая живопись и графику, но доминировал театр. Даже ритм выхода журнала был приноровлен к театральной жизни. Первый номер вышел в сентябре 1889 года, и в дальнейшем подписчики получали «Артист» только с сентября по апрель. Помимо собственно театральной критики (рецензии, обзоры, исторические экскурсы, биографии) печатались обильная хроника текущей жизни театров по всей России и информация о новых пьесах. Две-три драматургические новинки помещались в конце каждого номера в качестве приложений. Таким образом львиная доля печатного текста и иллюстраций отдавалась театру, значительно меньшая – музыке, еще меньшая – изобразительному искусству [25].
Ведущим критиком «Артиста» был историк культуры и кри¬тик И. И. Иванов, сотрудничавший также в журнале легальных марксистов «Мир божий». Его позиции этого периода резко отличались от позднейших (с начала 1900-х годов), когда он круто повернул вправо, обрушился на Герцена и Льва Толстого. В «Артисте» Иванов горячо защищал Островского, укорял Малый театр за постановку пьес В. А. Крылова, как «несомненный грех нашего образцового театра не только перед публикой, но и перед труппой», шекспировские спектакли в Ма¬лом театре называл «бесспорными событиями нашей жизни». Статьи его преимущественно посвящены Малому театру, причем в них анализировалась и игра актеров. В последний год существования «Артиста» в нем начал писать Н. Е. Эфрос. «Позднее он займет едва ли не первое место среди театральных журналистов,— писал В. И. Немирович-Данченко.— Он обладал двумя великолепными качествами критика: большой чуткостью к внутренним линиям спектакля, к лирике; другое качество — умел хвалить, умел восхищаться, что гораздо труднее, чем критиковать». Критик по профессии, Н. Е. Эфрос был «поэтом театра», по выражению В. И. Немировича-Данченко, умел найти верные впечатляющие слова для рассказа о спектакле. Он был поклонником чеховской драматургии, восхищенным почитателем Московского Художественного театра. Театрально-критическая деятельность Эфроса продолжалась более четверти века; умные, искренние статьи выделяли его среди других рецензентов, вызывали симпатии к нему передовых артистов. Сотрудничал в «Артисте» "также критик С. С. Голоушев (псевдоним:" С. Глаголь), некоторое время публиковались его обзоры «Наша сцена с точки зрения художника». Кроме того, журнал печатал лекции П. Д. Боборыкина о сценическом искусстве и курс истории грима, вел режиссерский отдел с указаниями по постановке и оформлению спектаклей, опубликовал «Заметки актера» А. П. Ленского, в которых артист, опираясь на свою практику, старался определить законы сцены.

Литература

1.     Петровская И. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л., 1971, с. 109; Дмитриев Ю. Очерки по истории русского драматического театра от истоков до 1898 года. - М., 2002, с. 36, 38.
2.     Об этих статьях «Прмимечаний» см.: В.Н. Перетц. Из начального периода русского театра // Известия отделения русского языка и словесности Академии наук, 1907, ч.12, и отд. оттиск.
3.     Цит. по: Петровская И.Указ. соч, с. 109.
4.     Подробнее см.: Асеев Б. Истоки русской театральной критики // Вопросы театрального искусства. М., 1975, с. 109-110.
5.     Подробнее о развитии театральной критики в этот период – см.: Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977, с. 531-559.
6.     Подробнее см.: Королев Д.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России ХIХ - начала ХХ веков. СПб., 1999. С. 19.
7.     Смиранин А. Первый театральный журнал в России // Антракт, 1890, кн.7, с. 44-47.
8.     Там же. С.19
9.     Королев Д.Г. Указ. соч. С. 45.
10.     Некрасова Е. Первый русский журнал, посвященный театру // Антракт, 1890, кн.6, с. 26.
11.     Этими разыскания занялся библиограф С.М. Бабинцев. Итоги он опубликовал в статье «”Драматический вестник” (к 150-летию первого русского театрального журнала)» (Книга. Исследования и материалы. Сб.1. М., 1959, с. 260-266).
12.     Королев Д.Г. Указ. соч. С. 25.
13.     После автономного существования в 1839–1841 гг. «Репертуара русского театра» и «Пантеона русского и всех европейских театров» журнал выходил под названиями: «Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров»(1842), «Репертуар русского и Пантеон иностранных театров» (1843), «Репертуар и Пантеон» (1844–1846), «Репертуар и Пантеон театров» (1847), «Пантеон и Репертуар русской сцены» (1848, 1850–1851), «Пантеон» (1852–1856).
14.     Исключением можно считать 1863 и 1872-73 годы, когда по цензурным соображениям театральные журналы не издавались. Однако театральная журналистика в эти годы не исчезла со страниц общественно-популярных и литературно-художественных изданий. А появившаяся вслед за этим театральная пресса сохранила черты предшественников.
15.     Подробней см.: Королев Д.Г. Указ. соч. С. 48.
16.     Там же.
17.     Б.Д. Летов. Литературные мемуары А.Ф. Кони. В кн.: А.Ф. Кони. Воспоминания о писателях. Л., 1965, с. 12.
18.     В 1843 г. он уступил свое место В.С. Межевичу, который под влиянием оппозиционной молодежи, преклоняющейся перед Белинским, порвал с Булгариным и отстранил его от усатия в журнале. Подробнее см.: Очерки истории русской театральной критики. Л., 1975, с. 226.
19.     Подробнее см.: Королев Д.Г. Указ. соч. С. 55.
20.     Петровская И. Указ. соч. С. 127.
21.     Цит. по: Петровская И. Указ. соч. С. 139.
22.     Большинство статей Баженова вошли в кн.: А.Н. Баженов. Сочинения и переводы. Т. 1–2. М., 1869. О нем см.: М. Зилов. Александр Баженов и его «Антракт» // Театр, 1965, №2.
23.     Цит. по: Королев Д.Г Указ. соч. С. 75.
24.     Дмитриев Ю. Указ. соч. С. 151.
25.     Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX в.: от К. Батюшкова до А. Бенуа. М., 1990, с. 230.

___________________

© Борзенко Виктор Витальевич

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum