Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Верите ли вы Шукшину?
(№22 [144] 05.12.2006)
Автор: Наталья Боровская
Наталья Боровская
Большинство публичных разговоров о русском языке, которые льются с телеэкрана, в основном сводятся к спорам о том, нужна ли ненормативная лексика, или попросту мат, является ли она или не является атрибутом, то есть необходимой принадлежностью русского языка. В спорах вокруг непомерного употребления новых иностранных слов некоторые доходят до требования запретить их использование постановлением правительства. Малограмотные бизнесмены – бывшие двоечники и настоящие двоечники требуют реформы языка, чтобы писать так, как слышится. Споры эти, как правило, ни к чему не приводят: «пошумели и разошлись».
     И вот, наконец, долгожданный серьезный разговор, в котором наряду с высказываниями типа: «Надо учить правильному употреблению слова «клевый» были обозначены далеко не все, но очень важные истины, впрочем, давно известные и философам, и филологам. Я говорю об одной из октябрьских телепередач в программе «Культурная революция», посвященной вопросам русской речи.

Чтобы расставить некоторые точки над i в вышеназванных спорах нужно понять довольно простые вещи и, прежде всего, то, что развитие языка – это естественный, органический процесс, который вторичен по отношению к изменениям, происходящим в обществе. Язык закрепляет эти изменения. По истории языка можно изучать историю народа. Почему так много американских слов вошло в нашу речь? ¬– Да потому, что идет американизация нашей жизни. Не стоит говорить о том, хорошо это или плохо, но я жила в Америке дважды по полгода и могу судить об этом. Вот уже и Хеллоуин празднуем. Почему блатные словечки и мат вошли в обиход очень многих россиян? – Потому что вся страна давно стала похожа на огромную «зону», где порой нет разницы между бандитом и коррумпированным милиционером. Слава Богу, что последнее время их стали выявлять и судить.

Юноши и девушки, привычно употребляющие после каждого нормального слова матерное, и представить не могут (для лягушки, живущей в болоте, весь мир – болото), что существуют такие люди, которые никогда не употребляют мат, которым он просто не нужен. В литературе мат может быть оправдан, но не там, где его смакует автор, а там, где он используется для адекватного изображения соответствующей социальной группы, хотя, по-моему, наши классики даже в таких случаях без него обходились, и это не обедняло их произведений. Конечно, если говорить о жаргоне, то он существовал всегда как молодая бравада, как мода, которая живет не долго и уступает место другой. Так, в современном жаргоне для обозначения девушки употреблялись сменяющие друг друга такие слова, как «коряга», «мочалка», «чувиха», в целом выражающие далеко не рыцарское отношение к женщине. Иногда жаргон возникает как протест против фальшивого употребления высоких слов, но высокие слова возникали для обозначения высокого в мыслях, и человек, произносящий их искренне, возвращает им первоначальный смысл. Именно это имел ввиду Окуджава, когда пел: «Высокопарных слов не надо опасаться». Как изумительно звучат эти слова в поэзии М Цветаевой, А.Ахматовой, Б.Ахмадулиной.

Но почему же все-таки некоторые люди не употребляют матерных слов. Одни – в силу воспитания, среды, в которой росли, другие - оттого, что у них иной образ мыслей, иные стремления, иные идеалы. И наш разговор о языке, в конечном счете, может быть сведен к разговору о смысле. Ведь именно язык (материализованное сознание) отличает человека от животного. Ведь по тому, какие слова человек употребляет, какова его речь, можно судить о человеке, чем он живет и как живет. В литературе есть термин – «речевая характеристика». Фантазия писателя Чухонцева, размышлявшего над этой проблемой, довела ее до крайности, представив человека, в речи которого осталось единственное слово «кво», обозначавшее все.

Богатый словарный запас, отличавший великих поэтов и писателей, говорил об их эрудиции. Он помогал лучше ориентироваться в мире, лучше понимать мир, выразительнее изображать его, то есть был инструментом их деятельности, потому что за каждым словом стоит смысл («Сутью обольщусь, а форма сама придет», - говорила Марина Цветаева). Можно возразить: есть политиканы, носящие маску из слов, умело жонглирующие словами, за которыми или ничего не стоит, или скрывается софистика. Это так, но рано или поздно они выдают себя, главным образом речевой стилистикой. Но кто может в этом разобраться? Прежде всего – тот, кто сам владеет правильной, культурной речью. Поэтому речь может быть и оружием. Мы часто забываем, что слово может ранить, слово может убить, слово может вернуть к жизни – об этом говорил еще Эзоп. Существует философская концепция, в которой слова, производя вибрацию воздуха, не исчезают, а образуют некую сферу, влияющую на нашу жизнь в соответствии с их смыслом.

Вспомните Элизу Дулитл – героиню «Пигмалиона» Б.Шоу и столь нашумевшего мюзикла «Моя прекрасная леди». Изменение речи происходило вместе с изменением
образа жизни, мира чувств и мыслей. Как страшно было для нее, преобразившейся, даже подумать о возможности возвращения в мир, из которого она вырвалась. А ведь сколько людей живет сейчас в таком мире, мире полуживотных интересов и наслаждений, даже не представляя, что есть высшее духовное наслаждение красотой. Еще древнегреческий философ Плотин говорил, чтобы насладиться этой красотой, надо самому стать духовно прекрасным. В нашем городе столько красивых девушек. Но когда некоторые из них начинают говорить, из их уст, как в известной сказке, сыплется не жемчуг, а жабы и всякая мерзость. В моих глазах они сразу становятся безобразными. Пройдите мимо любого института во время большой перемены. Послушайте, о чем и в каких выражениях говорят студенты, не задумываясь о том, что все это отражается на лицах.

Да, все поколения обмануты, каждое – по-своему. Но у большинства моих однокурсников, несмотря ни на что, все же были светлые стремления, жажда знаний и преодоления трудностей, в которых формируется личность, и это тоже отражалось во внешности. Интеллигентнейшие дикторы телевидения, такие, как Леонтьева, Балашов, Шилова невольно были нашими учителями правильной русской речи и поведения. Слово «Отечество» было для них святым. Сейчас находится немало людей, отождествляющих отечество с кормушкой. Где кормят, там и отечество. Кто кормит, тот тебе и друг. Более того, пытаются убедить, что так было всегда. А вот Борис Васильев написал: «Люби Россию в непогоду».

- Верите ли Вы Шукшину? – этот вопрос я задавала разным людям. Все, кто знают его как писателя, актера, человека говорили: «Да!». Так вот, в последнем письме в издательство «Молодая гвардия» 21 августа 1974 года Василий Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…». Здесь я сделаю паузу, потому что многие сейчас ухмыльнутся.

Но вы ведь верите Шукшину? Значит, так было. А теперь послушайте, о чем он пишет дальше: «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедам и отцами… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить, помни это. Будь человеком».

________________________________
© Боровская Наталья Ивановна
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum