|
|
|
Сначала была толстая книга большого формата, на обложке которой в воде отражался всадник. Потом на экраны вышел фильм Сергея Герасимова "Тихий Дон", где я впервые услышал это назва¬ние - Вёшенская. В то время я жил в Баку, и "Вёшенская" - это было нечто далекое, где-то на Дону, на полпути к Москве. Затем отца перевели служить в Ростов-на-Дону, но по-прежнему "Вёшенская" для меня оставалась чем-то далеким на севере области. Если сна¬чала название "Тихий Дон" ассоциировалось у меня с именем С. Герасимова и его фильмом, то теперь, естественно, за названием уже не фильма, а книги вставало имя Михаила Шолохова, который жил там, в Вёшках, и к нему постоянно приезжали самые разнообразные гости и делегации со всего мира.
Я любил путешествовать, но странствия мои сначала ограничивались местами, где жили родственники и была крыша над головой. Это уже потом я практически освоил такие понятия как "кэмпинг" и "турбаза" и мог отправиться в любую поездку, насколько позволяло наличие денег, только вот по-прежнему в Вёшенской не было ни турбазы, ни кэмпинга . . . Судьба забросила меня на воинские сборы, и вот там-то я познакомился и подружился с Виктором Боковым, который жил в Вешках и пригласил к себе в гости. От Ростова до Вёшенской - триста двадцать километров, а автобус буквально "ползёт" по шоссе в течение долгих девяти часов. Если ехать днем, то за городом Миллерово, после поворота с Воронежской трассы, возникает впечатление, что небо с каждым километром становится все ближе и голубее, а земля как-бы приближается к нему, поднимаясь всё выше и выше. Это чувство возникает у меня на этих ста сорока с лишним километрах от Миллерова до Вешек каждый раз, когда я здесь проезжаю. Вот, наконец, в конце пути появляется табличка с надписью "Степной Орел", - это у поворота на Базки, - и слева от дороги, на высоком меловом откосе видишь распахнувшего широкие крылья брон¬зового орла, который, казалось бы, готов вот-вот оторваться от земли и подняться в небо. Сразу за орлом - мост через Дон, за мостом кольцевая авторазвязка, поворот направо и - скромная ав¬тостанция, от которой в стороны от главной дороги отходят утопающие в горячем песке улицы. Небо здесь очень синее, солнце горячее, а песок обжигает ноги, если они босые. От дома Бокова к центру станицы можно пройти по улице Шолохова, самой тихой и самой красивой здесь, особенно осенью. На неё же выходит дом, где жил писатель после войны, ещё один дом, типичный казачий курень, где писались страницы "Тихого Дона". На этой же улице - центральная площадь станицы, где встречают гостей, проводят фольклорные праздники и "шолоховские дни, стоит музей творчества писателя, а рядом высится собор архистратига Михаила, упираясь в небо своим золочёным крестом. Можно прийти в центр станицы и другим путем, если вам не лень топать ногами и имеется привычка к этому делу. Особенно тогда, когда вас уже порядочно "занесло" от центра куда-нибудь "к черту на рога". От "Степного Орла" открывается широкий вид на всю излучину Дона и центр станицы, который легко угадать по куполу собора. Сам же орел не просто бронзовая птица, особенно если учесть надпись на нем: "Орёлик хоть и молодой, а крылья распахнул…" Это сказал о Шолохове Серафимович. Орел словно бы смотрит на мост через Дон, на речные воды, которые текут здесь с незапамятных вре¬мен, меняя иногда своё русло и оставляя после себя цепь богатых рыбой озер. Сразу за мостом, на левом берегу, можно спуститься с высокой насыпи вниз на грунтовую дорогу. Слева и справа шелестят листвой деревья, топи чередуются с посадками картошки, заходящее солнце блестит в дорожных лужах, а в небольшом ерике еще совсем недавно стоял, приткнувшись к мели и круто накренившись на борт, какой-то пароходик или небольшая баржа, которая - при наличии богатого воображения - могла бы послужить основой какого-нибудь романтического рассказа. Но вот деревья расступаются, и перед глазами возникает улица Набережная, с одной стороны которой поднимаются вверх стоящие тесно друг к другу усадьбы вешенцев, а с другой - склонившиеся ветвями почти до земли старые ветлы. Еще совсем недавно здесь можно было увидеть крытую чаканом крышу над глинобитной стеной, а сейчас в этом же самом месте стоит современный коттедж с тарелкой НТВ на крыше. И здесь же, на другой стороне утоптанной дороги лежит знакомая длинная колода, рядом с которой мирно пасутся гуси. Ветлы образуют своеобразный зеленый коридор, по которому можно подойти почти к самой стеле, на которой написано "Вёшенская", а рядом со стелой возникает нечто, что заставляет кинопленку собственных воспоминаний быстро крутиться назад... И вот теперь Гришка верхом на коне и несущая на коромысле воду Аксинья стоят на высоком берегу Дона, на месте, которое, кажется, предназначено им самой историей. Почему-то сразу вспомнился лейтенант Игорь Максимук, который как-то пел под гитару на сборах: Встает над Доном алая заря, Туман клубится розовато-синий, А мимо дома деда Щукаря К реке выходит с ведрами Аксинья? Пастух побудку стаду проиграл, Пропел петух на хуторе спросонок, По большаку куда-то проскакал Лукавый конопатый "нахалёнок''! Дон мой, Дон! Былинный Тихий Дон! Водой студеной омываешь Вешки? Я в эту землю издавна влюблен, Хоть первый раз судьбой сюда заброшен,.. <: Сам поселок меняется очень быстро, особенно в последние годы, но хочется верить, что долго ещё Вешенская будет оставаться тем местом, где жил большой писатель, местом, которое ассоциируется у людей с именами всемирно известных литературных персонажей, местом, которое долго ещё будет притягивать тех, кто только-только прочитал Великую Донскую Сагу... __________________________ © Моляков Василий Александрович - текст и фото |
|