Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Посткоронавирусный социальный синдром: регулируемый капитализм и кризис дем...
В статье изложены представления автора о том, какими будут социально-экономическ...
№06
(374)
23.05.2020
Коммуникации
Телефонисты банкуют на поле интернет-провайдеров. Пока.
(№21 [51] 08.11.2000)
Автор: Александр Акопов
Александр Акопов
Серьезные сетевики должны помнить перипетии жестокой борьбы, которая развернулась несколько лет назад против введения повременной оплаты за предоставление услуг телефонной связи. Все началось с Постановления Правительства Российской Федерации № 1235 от 26 сентября 1997 года, которым с 1 января 1998 г. введены новые “Правила оказания услуг телефонной связи”. Постановление допускало две системы оплаты за телефонные услуги - абонентскую (постоянную, не зависящую от продолжительности пользования каналами связи) и повременную (раздел IX, п. 82), но оставляло право выбора за телефонными станциями. Последние выбрали повременку, чем вызвали резкий протест со стороны пользователей компьютерных электронных сетей. Эта борьба достигла своего апогея осенью и зимой 1997 года. К этому времени лидеры ряда ведущих электронных сетей - Inter Net, Fido Net, Chaos Net, Basic Net, Free Word Net, Laser Net, Rulez Net, Spirit Net, G-Net и Mad Net - создали Комитет 20 декабря, названный по дате намеченной забастовки - "поинтовки протеста". Бурные дискуссии пользователей в сетях (особенно в специализированной эхо-конференции фидошников "Анти-АТС") показали не просто горячую заинтересованность в решении существа проблемы, а непреклонную решимость молодых поинтов - от подростков-самоучек до высокобровых интеллектуалов - идти до конца в отстаивании своих прав. Сущность протеста была для всех очевидна: если будет введена повременная оплата за телефонные услуги, подавляющая часть людей не сможет пользоваться электронными сетями вследствие непомерно высокой платы за телефон, естественно, наряду с оплатой провайдерских услуг.

Стоит отметить дружную солидарность СМИ в борьбе сетевиков против связистов. Буквально в течение двух-трех недель в декабре 97-го вышли десятки публикаций в газетах и журналах, теле- и радиосюжетов. Для примера назову некоторые статьи, названия которых говорят сами за себя: “Удар по будущему России еще можно отвести” (“Русская мысль”, №4201, 11-17 декабря), “Интернет в России могут убить телефонной трубкой”(“Известия”, 19 декабря) и т.п. 22 декабря со статьями и сообщениями в целом сочувственного характера вышли ряд видных газет: “Сегодня” (“Московские адепты Интернета грозят беспорядками”), “Комсомольская правда” (“Нет! - чучелу с телефонной трубкой”), “Вечерняя Москва” (“Платить за телефон москвичи не хотят”). Больше других публикаций “сетевой молодежи” понравились статьи “МГТС должна умереть” (подзаголовок - “так считает столичная молодежь”) Дм. Усманова в “Московском комсомольце” от 22 декабря и “Пишите письма” В.Емельянова в “Московских новостях” (№51, 21-28 декабря). Прошли сюжеты на радиостанциях “Маяк” и “Эхо Москвы”, по 31-му московскому телеканалу и каналу CNN. Информационные сообщения о митинге и демонстрации протеста прошли по всем ведущим национальном телеканалам. Сетевики тогда войну с властью выиграли. Даже непреклонный поначалу мэр Москвы Лужков, агрессивно настроенный против компьютерной молодежи, после ряда акций (в том числе предупредительной блокировки телефонов мэрии модемными звонками) вынужден был отступить…

В Ростове-на-Дону, ввиду малого распространения ПК, снабженных сетевой связью, и консервативного менталитета коренных граждан, борьба выглядела гораздо бледнее. Но все-таки славная интеллектуально-деловая газета "Город N" на страницах своего вкладыша "Сервер" акцию протеста провела. Помню названия трех собственных публикаций: "Пользователи компьютерных сетей в тревоге", "Митинг прошел, поинтовка продолжается", "Телефонисты-монополисты держат тайм-аут". Я горячо поддержал протест москвичей, приводил убедительные, на мой взгляд, аргументы, цитировал главу антимонопольного комитета; будучи в то время пользователем и патриотом Фидонета, приводил высказывания фидошников, пришедшие в ответ на мой опрос. Неожиданно полемика перешла в политическое русло, и мне приписали стремление собрать компромат на г-на Ухова в связи с его выборами в Думу (о чем я впервые узнал от его ретивого помощника, пугающего меня то званием академика связи, то 10-тысячным коллективом безукоризненного руководителя). Меня горячо поддержала газета и член редколлегии "Города N", депутат городской Думы Андрей Мирошниченко. Однако другие журналисты, подобострастно заглядывая в глаза всемогущему и бессменному телефонному начальнику, стремились вопрос либо замолчать, либо повернуть его так, будто и проблемы нет никакой, а просто политическая борьба, где Ухов, страдающий за народ, - жертва неких "оппонентов". Особенно постаралась радиожурналистка Елена Смирнова. Трижды в течение своего интервью она медленно, но весьма убедительно повторяла: "Итак, Вы повременную плату не намеревались вводить и в дальнейшем, ни завтра, ни послезавтра, ни в последующем, вводить не будете, так?" "Да, да", - неуверенно отвечал Ухов. На свою беду он уже раньше высказывался по телевидению о том, что вводить повременку будет обязательно и конечно знал, что это неизменно случится. Но пока, так же, как и в Москве, это дело пришлось отложить. Не потому, что Ухов пошел, как принято было говорить, навстречу пожеланиям трудящихся, а в связи с неподготовленностью технологической (отсутствием необходимого оборудования и пр.).

Потом, после неудачи своего шефа на выборах (чему я не был рад, поскольку снижалась возможность влияния на него как на народного избранника), связисты оставили меня в покое, прекратив отключения, слишком подозрительные помехи и блокировку сетевой переписки. Больше того, они отменили взимание незаконной платы за модем (кстати, впятеро превышающую плату за телефон) и даже вернули ранее полученные деньги, превратив их в аванс за свои услуги. Такой три года назад получился happy end.

Шло время, никто уже не вспоминал о повременке. Связисты повели себя с публикой гораздо хитрее. Повышали плату за услуги понемногу, по разным видам связи, в разных регионах, в разное время. Без труда всюду подкупали журналистов, создали свои газеты и другие СМИ. Словом, общественное мнение тоже усыпили. Часть лидеров сетей к этому времени стали богатыми, другие эмигрировали, третьи к ним же пошли работать, четвертые просто испугались новой власти и приспособились к ней. (Осуждать тоже трудно: что взять с мальчиков, когда крупные политики и целые партии испугались). Короче, рассеяли оппонентов. Сразу видна профессиональная чекистская выучка. Кто теперь выступать будет? То-то…

И то сказать: ведь сама по себе повременка в принципе более прогрессивная и естественная форма оплаты за телефонные услуги, а поэтому неизбежна.
К сегодняшнему дню повременка, покрыв многие регионы, добралась и до Ростова, где мы пребываем в тревожном ожидании чего-то плохого. Опускаю социальные последствия, здесь уже ничего не поделаешь. Поматерятся старики - "уже и поговорить не дадут, суки, скоро за воздух брать будут" - да и перестанут: плетью обуха не переломишь. Меня интересует не "положение в Родезии", а два конкретных момента: 1) готова ли наша ГТС к этому событию? и 2) насколько сократится число пользователей Интернета и других сетей, в особенности, среди молодых людей и не задержится ли в связи с этим наше продвижение к информационному обществу? Что ждет нас в связи с этим событием? Попробую сформулировать возникающие проблемы и высказать некоторые опасения.

На мой взгляд, главная проблема касается качества связи. За прошедшие три года оно не улучшилось, а ухудшилось. Конечно, созданы и расширяются цифровые АТС, но, во-первых, и они тоже работают не очень хорошо, а во-вторых, весь остальной массив связи в городе - все хуже и хуже. Объяснить это можно: резко возросло число абонентов при старых, изношенных донельзя линиях. Ресурсы оборудования в большинстве случаев исчерпаны. Для примера расскажу о том, что происходит со связью конкретно на моем телефоне (65-я АТС).

1.     Мой телефон при положенной на рычаг трубке периодически издает короткие звонки. Линия неожиданно оказывается занята сигналом снаружи, что продолжается иногда длительное время (часы). В результате этого я не могу звонить никуда и мне не могут дозвониться. Чаще всего это происходит в выходные дни.
2.     Я звоню людям, набираю точно - и попадаю на другой номер. И так несколько раз подряд, пока попытки приходится прекратить.
3.     Мне звонят - и попадают на другой номер.
4.     Еще один порок - неожиданное прерывание разговора! Без всякого сигнала, вдруг связь прерывается.
5.     Другие недостатки, встречающиеся часто, как бы в порядке вещей: тихий, исчезающий сигнал, разные помехи - шумы, треск, шорохи, звуки радио и телевидения; параллельные разговоры других абонентов.

Большинство моих знакомых подтверждают наличие подобных недостатков связи у себя. Теперь давайте представим, как будет произвольно увеличиваться уже теперь оплачиваемое время связи! Так что вывод один: плохая связь и повременка - несовместимы!

Дальше. Рассмотрим возможность контроля времени связи со стороны абонента. Счетчики будут стоять на АТС, но как можно абоненту проверить правильность счетов, если возникнут сомнения. Люди правильно говорят: междугородние разговоры ведутся редко, и то в расчете за них случаются ошибки - попадают чужие счета, неверно насчитывается время. (Лично со мной был случай полтора года назад: прислали счет на 45 руб. за несостоявшийся разговор с Москвой по мифическому телефону и тяжба закончилась ничем. Обращение к начальнику Междугородной телефонной станции г. Ростова-на-Дону г-ну Ромашкину В.Н. ничего не дало. Пришлось заплатить. Бороться с Ними - бесполезно). Как же при таком положении дел - бесправии рядового абонента - возможно уследить за сотнями внутренних разговоров?

Теперь ко всему этому добавьте низкий уровень провайдерских услуг - бесконечные обрывы соединения, снижение скорости передачи информации (неиспользование мощности модемов) и т. п. При таких скоростях и качестве связи время работы в Интернете (при низкой ее эффективности) будет так возрастать, что уже не только студенту, но и профессору сетевая деятельность станет недоступной. (Кстати о студенте. В 97-м в одном из телеинтервью В.В.Ухов на вопрос: "Как же бедные студенты будут пользоваться Интернетом при повременке?" - раздраженно ответил: "Уж если студент нашел деньги на компьютер, то и на оплату связи найдет". На это мгновенно отреагировали фидошники в "Ростовском локале". Один написал: "Надо учитывать, что студент не сам покупает компьютер, а с помощью кого-то. У меня, например, спонсор - мой дедушка. Но не могу же я его без конца доить!" Другой, цитируя это высказывание и слова Ухова, пишет: "В самом деле, если студент однажды зарезал старуху-процентщицу, не может же он делать это каждый месяц!").
А если Сорос прекратит финансирование в апреле будущего года, как предупреждал заранее (мол, создал я Вам Интернет-центры в вузах и библиотеках по стране, поддерживал их 5 лет, теперь уж сами управляйтесь, ребята) - что тогда?

Не ясны до конца вопросы оплаты: какова все же будет абонентская ставка и приходящийся на нее лимит времени, стоимость минуты сверхлимитной связи. Как будет осуществляться округление (если по первым секундам уже будет засчитываться минута, за месяц наберется весьма чувствительная сумма приписанного времени). Будут оплачиваться только исходящие звонки или входящие тоже? Как в этом случае квалифицировать электронную почту? Будут ли иметь место льготы для различных категорий граждан и как они будут осуществляться?

Интересно все же получить ответы на эти и другие вопросы, возникающие у граждан. Ссылки телефонистов на практику Запада ничего, кроме возмущения, вызвать не могут. Во-первых, в большинстве стран многие услуги связи уже дешевле, чем у нас, в переводе же на рубль зарплаты они дешевле на порядок! Во-вторых, провайдерские услуги также значительно дешевле. В ряде стран Интернет предоставляется населению бесплатно, за счет бюджета, а там, где предоставляется за плату (например, в США), размер ее ниже, чем у нас вдвое, втрое, вчетверо (по отношению к зарплате - 50-100 раз!). О качестве связи просто умолчу.

Затрудняюсь сказать, долго ли продержутся телефонисты без коренной реконструкции своего производства. Поставив на колени независимых провайдеров Интернета, они недолго будут банковать на их поле. Придут другие капиталисты-монополисты и предложат новые технологии связи - скажем, радиосвязь или оптоволокно. Собственно, они уже есть, речь только о стоимости. Но если рынок будет захвачен, цены упадут. И тогда уже телефонистам станет худо. Впрочем, не буду гадать, что нас ждет, какие еще варианты материализуются в нашей быстротекущей жизни.
Одно ясно: ничего хорошего нас, рядовых пользователей электронных сетей, не ждет. Во всяком случае, в обозримом будущем.

И вообще: кому он нужен, этот Интернет?
_________________________     
© Акопов Александр Иванович
     

Девять мер красоты. Путевой очерк
Очерк о поездке автора из Мельбурна через родной город Одессу в Израиль. Автор делится своими впечатлениями от...
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в апреле-мае 2020 года и фото наших авторов.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum