Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
Его профессия - "гробовщик - дизайнер", а сам он - "выходец из открытого космоса"…
(№19 [49] 08.10.2000)
Автор: Юлия Манукян
Юлия Манукян
Как-то проходя мимо парка им. Горького и разглядывая бесконечные ряды картин, которые поражали глаз своей однообразностью, я, наконец, увидела что-то "не совсем обычное"... На импровизированном прилавке и даже над ним прохожие могли видеть оригинальные картины, представляющие собой обыкновенные виниловые грампластинки с "космическими пейзажами" и надписями на древнеегипетском языке. Автор работ скромно сидел под деревом неподалеку, и одухотворенно курил. Весь в черном, невысокого роста, с длинной черной бородой и с хвостиком на затылке - таким он предстал передо мной. Я заговорила с ним, но на вопросы, как мне показалось, он отвечал неохотно. Представился только по имени: "Ефим, просто Ефим…". Поговорив с ним немного, я поняла причину его неразговорчивости: он просто устал отвечать любопытным прохожим на одни и те же вопросы: "Что это такое?", "Что это за иероглифы?", "А что это символизирует?", "А для чего это?". А на следующий день после нашей беседы рядом с картинами появилось объявление следующего содержания (орфография сохранена):

"Уважаемые читатили! время ат времини тут патходят фсякие да смерти заучиные смыслаискатили и задают глупые вопросы па поваду надписей на картинах…"

Обратите внимание: оно написано по принципу "как слышится, так и пишется". А на вопрос о грамотности послания художник ответил, что он нарочно так написал, чтобы понятнее было. Меня это, если честно, немного удивило. Неужели грамотно написанные слова были бы менее доступны прохожим… Но в этом есть что-то оригинальное! Кстати, "читатили" реагировали по-разному. Кого-то надпись приводила в восторг, который выражался диким смехом, у некоторых она вызывала возмущение, а кто-то с сочувствием поглядывал на сочинителя, и молча продолжал свой путь. Но как сказал Ефим, "эффект есть и цель достигнута". А целью было - привлечь внимание, создать ажиотаж. И ему это удалось, но только покупателей так и не прибавилось.


Как я уже отмечала, Ефим не очень разговорчив. Он считает, что говорить значит опошлять, а человеческий язык по своей природе пошлый. Он не любит, когда его фотографируют, чувствует, что это нехорошо, но объяснить не может почему… Ефим согласился сфотографироваться для РЭГ, но только с условием, что лицо он прикроет. (artist.JPG) Странно, не правда ли? Можно подумать, что он секретный агент, который здесь на ответственном задании. По его словам, если бы это было социально приемлемо, он предпочел бы ходить в одной набедренной повязке. И вообще весь он какой-то странный или просто хочет казаться таким же загадочным, как и его картины…

Какое-то время Ефим работал по специальности художник-график в разных фирмах. Работал художником-оформителем в газетах. Ну а потом эмигрировал в Грецию и там работал ещё некоторое время по этой специальности, оформлял одну школьную газету и журнал. Все это было в области полиграфии. А сейчас Ефим рисует свои необычные картины и продает их на улицах. Как отметил сам Ефим, в Ростове он умирает на эти деньги, тогда как в Афинах он на это живет. И в скором времени он собирается вернуться в Грецию.

- Ефим, на вашей визитке написано: "Ефим - гробовщик-дизайнер"… Что это значит?

- Ха-ха. Вообще-то это шуточное название художника. Ведь все художники продают не картины, а их рамки. А рамка для картины - это то же, что и гроб для человека. Так что все художники в каком-то роде гробовщики.

- Интересная теория. Ефим, скажите, пожалуйста, вы заканчивали какое-либо художественное учебное заведение?

- Нет, я не получал художественного образования. Меня научила рисовать моя мама, которая была художником. Она сама получила образование в Художественном училище им. Грекова, а меня отговорила идти туда. Я умел все то, что было необходимо, т.е. кисточки держал уже много лет, а что ещё надо? Да и ни к чему все это. Просто, чтобы получить бумажку?…

- Когда и почему вы решили попробовать себя в таком виде графики, как монотипия?

- Мне всегда хотелось какой-то свободы в рисунке, чтобы получались рисунки сами собой. Это очень старая техника и появилась она ещё до человека. И в 1994 году появились мои первые монотипы, которые, кстати вы видите перед собой.

Для того, чтобы читателям стало понятнее о чем идет речь, приведу определение термина "монотипия", которое даёт нам большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. "Монотипия - это вид графики, в котором краски от руки наносятся на гладкую поверхность печатной формы; полученный оттиск всегда бывает единственным".

- Космические пейзажи. Откуда это? Когда вы открыли для себя это направление?

- А, это случилось в этом году, в никаком году. Термин "up-ground", то есть "надземка", впервые появилось в Афинах. Отсюда и название "космические пейзажи". Здесь не важно, с какой стороны человек воспринимает картину. Глядя на эти работы, можно увидеть какие-то фигуры, образы, которые будут между собой взаимодействовать.

- Ефим, когда вы рисуете, вы закладываете какие-то определенные образы в изображение? Или приходится разгадывать собственное творение после её завершения?

- Я слежу, как кладется краска на поверхность. Какие-то законы, как правила дорожного движения, так и правила наложения краски соблюдаются. То есть контакт должен происходить максимально мягко, как приземление.

- Скажите, пожалуйста, откуда вы черпаете вдохновение для ваших работ?

- Наверное, из космоса. Я верю в космическую силу, но если начну объяснять дальше, то это будет пошло, ведь муза - женского рода.

Он загадочно улыбнулся... У меня возникло ощущение, что мы разговариваем на разных языках, и это ощущение не покидало меня до конца нашего разговора.

- Ефим, я обратила внимание, что картины-пластинки выполнены в холодной цветовой гамме, а работы, выполненные на картоне и бумаге, в основном содержат краски теплых оттенков. Чем это объясняется? Это случайность или они создавались в разные периоды вашего творчества?

- Нет. Я даже никогда об этом не задумывался. И когда я работаю, то делаю сразу много картин. А вообще я ужасно ленивый человек.

Меня немного удивил такой подход к искусству: "делать картины", как будто он говорит о фабричном процессе. Но, как известно, художники - народ особый и им многое прощается. Хотелось бы ещё заметить, что у Ефима есть принцип. Он для своего творчества ничего не покупает, а использует только те материалы, что у него под рукой, - эмаль обыкновенная, типографская краска, пластинки, картон, бумага, выкрашенная в черный цвет. Остается только догадываться, откуда у него под рукой оказываются все это.

- Как же такой ленивый человек нарисовал столько картин?

- Так это картины такие ленивые, они сами рисуются. Обычно художники берут карандаш или кисть и напрягаются, чтобы было похоже, а я наоборот - расслабляюсь, чтобы было не похоже.

- Значит, вы поклонник абстрактного искусства?

- Нет, это не так.

- Скажите, Ефим, а любимые художники у вас есть? Художники, которыми вы восхищаетесь и на которых вы хотели бы чем-нибудь походить?

- У меня нет никаких предпочтений. Нельзя сказать, что мне нравится хоть один художник. Конечно, когда я начинал, мне нравились несколько художников, которые пытались пробить эту стену классицизма.

- Кто это? Назовите, пожалуйста.

- Шагалы, Пикассы, Дали, Сальвадоры и так далее. Ха-ха.

- У Вас есть любимые картины?

- У меня очень много любимых работ.

- И не тяжело ли вам с ними расставаться?

- Нет, нисколечко. Это все равно, что, например, у вас гарем и подходит очень красивый молодой человек и говорит: "Я полюбил твою жену продай мне её". Ты полюбил мою жену все равно, что стал мне братом - забирай бесплатно что-то в этом роде. Просто, если это моя любимая пластинка и подойдет человек и скажет: "Ах, это такая пластинка, которую я никогда не видел и хочу очень её иметь", я продам без жалости её, наоборот, с радостью. У меня она лежит, даже если она любимая, хочешь-не хочешь, она будет тереться о другие пластинки, и краска будет соскабливаться. Так что мне будет приятнее, если моя картина будет приносить кому-то радость.

Закрученный сюжет получился. Но при чем тут гарем? Обратите внимание, жену Ефим готов отдать бесплатно, а вот собственное творение - только продать, но зато без жалости.

- Ефим, а для чего вы делаете на картинах эти надписи в виде непонятных иероглифов?

- Дело в том, что без надписей оно как бы молчит, а с надписями оно говорит. Но я никогда не расшифровываю их. Вообще-то я сам одновременно и понимаю значение этих иероглифов, и не понимаю. А не растолковываю их значения покупателям только потому, что считаю, что слова все опошляют. Говорят, "бумага все терпит", а винил стерпит ещё больше.

- Скажите, а почему вы решили писать на древнеегипетском языке? Почему не японский не китайский? Там ведь тоже иероглифы и смотрелись бы они так же загадочно, как и эти.

- Мне кажется, что древние египтяне имели очень интересную систему письма, которая, на мой взгляд, максимально приближенная к первозданному логосу. То есть логосу, как он существует в космосе.

- А вы были когда-нибудь в Египте?

- Нет, но очень хочу. Намереваюсь в ближайшем будущем посетить эту страну. И вот уже два года, как меня не покидает это намерение.

Я торгую своими работами с 1995 года. И за пять лет я много продал в Афинах, ведь там очень много туристов. Так что мои картины разошлись по всему миру.

- Вы можете узнать "своего" человека, т.е. того, кто близок вам по духу и кто может заинтересоваться вашими работами?

- Конечно, хотя здесь их очень мало. Но я могу почувствовать, увидеть. Это в основном в глазах.

- И что же вы видите? Неужели космические высоты?

- Да, а почему бы и нет? А вообще я считаю, что большинство людей роботы или зомби, но есть и сомневающиеся, которые находятся на переходной стадии. Осталось всего 10 -12 лет до конца тьмы. И тогда будет начало света.

Я так и не поняла, что конкретно он имел в виду. Ефим вообще все время старался отвечать на вопросы как можно более непонятно и запутанно, в принципе, как и его картины.

Ему было очень приятно, что я заинтересовалась его работами и решила взять у него интервью. Ефим сделал вывод, что все не так уж и плохо с культурой в родном городе. Надо же, какое самомнение! Оказывается, уровень культуры людей можно проверять по степени заинтересованности творчеством Ефима.

Я также обратила внимание на картинки, оформленные по типу почтовой марки, но размером они были как почтовые открытки.

- Слышала, как вы говорили одной из покупательниц, что эти марки можно отправлять. А вы сами пробовали это делать?

- Да. Я отправил, в переносном смысле, в космос. Сжег пару таких марочек при помощи свечки. А произошло это ритуальное сожжение на книжном рынке.

- И вы думаете, что их кто-нибудь ТАМ получил?

- Конечно. Их получили адресаты.

- Вы верите в инопланетян?

- Мы все инопланетяне.

- Мы - земляне.

- Да, мы земляне. Мы родились на земле, но откуда мы прилетели? Так просто выросли как грибы? Тогда мы и были бы грибами.

И тут я заметила у него на груди значок с надписью: "выходец из открытого космоса". Тогда мне стало понятно все, вернее почти все…

А именно: что понять "выходца из открытого космоса" простому землянину довольно трудно.
Поэтому не буду цитировать дальнейшие умозаключения моего собеседника по поводу человеческого происхождения, дабы не утомить терпеливого читателя. Но согласитесь, творческая деятельность этого художника действительно достойна внимания своей новизной и оригинальностью. Ефим сумел выразить своё видение мира в своих работах, которые кому-то могут показаться безвкусицей, а кому-то гениальным творением.
_______________
© Манукян Юлия
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum