Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Коммуникации
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы
(№10 [40] 23.05.2000)
Автор: Ажа Ханова
Подъему национальной экономики Франции способствовало во многом сокращение почти на половину налогов на производство, а также прямое поощрение частных накоплений и инвестиций, что было предусмотрено планом стабилизации 1963 года, принятым правительством Валери Жискар д'Эстена. Перечисленные меры привели к тому, что в 1966-1967 гг. Франция впервые в ХХ столетии испытала мощный экономический рост. Именно в такой благоприятный для французской экономики период появляется в октябре 1967 года новый ежемесячный экономический журнал "Экспансьон" (Экспансия).

Журнал "Экспансьон" был образован в недрах концерна Текник Юньон, 51% капитала которого принадлежал журналу "Л'Експресс", а 49% - группе американского газетного магната Мак Гроу Хилла. Владелец "Л'Експресс" Жан-Жак Серван-Шрайбер передал управление новым изданием своему брату Жан-Луи Сервану-Шрайберу, который к тому времени вернулся из США после трехлетней стажировки в экономических изданиях страны. Уже имевший опыт работы в нескольких столичных и провинциальных газетах и журналах, младший из династии Серванов-Шрайберов давно мечтал о собственном крупном издании. В то же самое время известный французский журналист Жан Буассонна (заведующий экономическим отделом газеты "Круа", президент французской Ассоциации экономических и финансовых журналистов, профессор парижского Института политических исследований, член постоянной комиссии по социальной политике, а также комиссии по реформированию предприятий при правительстве страны, авторитетнейший советник видных политических деятелей эпохи Эжена Дешама и Жака Делора) считал необходимым в создавшихся условиях основать новый экономический журнал, который отвечал бы требованиям времени. Он так объяснил появление "Экспансьон" на рынке французской периодической печати: "Когда Францию потряс беспрецедентный экономический взрыв, не было ни одного издания, которое могло бы комментировать этот феномен; экономическая пресса была наследницей прошлого. Это - во-первых. Вторая причина в следующем: настал момент расстаться с услужливостью экономической прессы, услужливостью, которая сильно вредила качеству газет. И, наконец, последнее. Экономическая пресса предназначалась либо для руководителей предприятий, либо для тех, кто находился в поисках работы. Но существовала и другая аудитория, а именно, кадры "среднего" и "высшего" звена, работники предприятий и все те, кого интересовали проблемы экономики. Таким образом, мы создали "Экспансьон" - современный журнал для кадров".

Так во Франции 2 октября 1967 года появился новый экономический журнал с солидным объемом в 168 страниц. Количество подписчиков "Экспансьон" составило 60 000 человек - предмет особой гордости редакции. Цифра, действительно, немалая для начинающего издания, ведь, согласно общепринятой схеме, качественные СМИ, а именно к ним относится финансово-экономическая печать, не имеют больших тиражей в силу ограниченности круга своей аудитории (общий разовый тираж всей экономической и финансовой периодики Франции составлял тогда не более 600 000 экз.). Подписчиками "Экспансьон" стали в своем большинстве читатели журнала "Л'Експресс", в котором проводилась активная рекламная компания нового ежемесячника (цена подписки составляла 44 франка в год). "Л'Експресс" поделился с "Экспансьон" и со своими рекламодателями, число которых в первом номере журнала равнялось восьмидесяти шести. Основными рекламодателями стали "Альфа-Ромео", "Дженерал-Моторс", "Шлюмбергер", "
Ренк-Ксерокс", "Авас", Парижский жилищный консорциум. Таким образом, "Экспансьон" начал свою деятельность, заручившись серьезной финансовой поддержкой "Л'Експресс" в лице Жан-Жака Сервана-Шрайбера.

"Экспансьон", как принципиально новое экономическое издание для Франции, выбрал своим кредо следующую формулу: "независимость, исследование, доступность". Именно так обозначил специфику журнала Жан-Луи Серван-Шрайбер в своем первом обращении к читателям. Он отмечал: "Независимость не возникает сама по себе. Экономическая информация часто подвержена разного рода влияниям. Для их нейтрализации потребуются различные методы, что станет возможным при поддержке группы "Л'Експресс"... Исследование, необходимое для тех, кто принимает решения, пока еще не является правилом в экономической периодике. Ежемесячный ритм "Экспансьон" позволит осуществлять глубокий анализ социально-экономических явлений... Доступность - насущная необходимость эпохи. Журнал будет следовать ей как в стиле своих публикаций, так и в оформлении".
Предназначенный для активных деятелей, "Экспансьон" не мог обойтись без краткой деловой информации. Она была помещена в разделе "Блокнот", представленным рядом рубрик: "Карьера", "Деньги", "Бюро", "Путешествия", "Здоровье", "Развлечения", "Цивилизация", "Новости" и "Книги". Таким образом, круг интересов читателей журнала был охвачен достаточно широко. Раздел отличала сугубо практическая направленность публикуемого материала ("советы на каждый день").

Особенности функционального назначения материалов "Экспансьон" определили их жанровое оформление: если в первых двух разделах издания - "Современность" и "Исследование" - были представлены в своем большинстве аналитические жанры - статья и комментарий, реже информационные - интервью (рубрика "Лицом к лицу"), сообщение (рубрики "Биржа", "Таблица экономического роста"), то в третьем разделе "Блокнот" преобладали жанры информационные, к которым, наряду с заметкой, следует отнести не представленные в русском газетно-публицистическом стиле, но традиционные для французских изданий информационные жанры: филе (filet), антрефиле (entrefilet), артикль информатиф (article informatif), представляющие собой разновидности заметки. Таким образом, жанровая палитра была представлена в "Экспансьон" достаточно разнообразно.
Следует обратить внимание и на оформление "Экспансьон", которое отличалось строгостью и максимальной простотой. Весь текстовой материал, включая заголовки, набирался одной гарнитурой шрифта разных размеров. Иллюстрации - графики, таблицы, фотографии (в черно-белом исполнении) - изредка "разбавляли" монотонное течение текста. Не отличались разнообразием в "Экспансьон" и различного рода выделительные элементы (среди них наиболее заметными были разделительные линии, рамки и разбивка шрифта). Лишь обложка и страницы с оглавлением были оформлены "в цвете". А в оглавлении заголовки наиболее крупных материалов были выделены либо "цветом", либо более крупным размером шрифта.

Идея синтеза, анализа и прогноза была принципиально новой для французских экономических СМИ, в которых сохранялись прежние методы сбора и обработки информации. Попытка публикации "Годового отчета" была настолько удачной, что редакция журнала решила продолжить его выпуск и впредь, но уже собственными силами и с некоторыми модификациями. Так, в 1970 году "Годовой отчет Франции. 1969" был обогащен двумя новыми рубриками - "Прогнозы по секторам" и "Мнения эксперта". Сами прогнозы стали включать анализ условий их реализации, а также возможные альтернативы развития одного и того же события или явления. В "Отчет" был включен также анализ задач V плана модернизации и оснащения (1966-1970 гг.) и реальных результатов, достигнутых французской экономикой за прошедший период. Прогноз "Экспансьон" охватывал также и страны-члены ЕЭС, рыночная конъюнктура которых напрямую влияла на экономическую ситуацию во Франции.

Первый выпуск новой формулы "Экспансьон" появился 9 января 1992 года. Обновленный макет имел очевидные модификации. Обложка журнала включала более крупный логотип (1/4 страницы). Помимо обычно помещаемой здесь иллюстрации к главной публикации номера, появились и иллюстрации к ряду других материалов с указанием номера страницы. Исчез с обложки подзаголовок "первый экономический журнал", что было сделано, согласно Б.Гетта, "в целях избежания всякой полемики с конкурентами". Снова появились в журнале цветные страницы охваченные одной рубрикой - "Досье" - в объеме 35-45 страниц, где предлагался анализ современной экономической конъюнктуры Ф.Лефурнье. Для привлечения читательского внимания в начале каждого материала помещалось его краткое содержание одной строкой, а ключевое слово в заголовке выделялось цветным шрифтом. "Нужно, чтобы визуальная идентичность издания была весьма сильной", - отмечал по этому поводу новый художественный редактор Доминик Бертран. А Жан-Луи Серван-Шрайбер констатировал, что "новый макет более динамичен, нежели предыдущий". Данный аспект являлся, безусловно, немаловажным в условиях жесткой конкуренции, наметившейся на рынке экономических СМИ страны.

Следуя новым приоритетам, "Экспансьон" предложил читателям рубрики сугубо информационного характера - "Движение" с подрубриками "Люди", "Дела", "Континенты" и "Ключи современности", в которых помещалась краткая, некомментированная информация широкого спектра экономической жизнедеятельности страны. Здесь преобладали уже упомянутые ранее информационные жанры филе, антрефиле, артикль информатиф. Их использование в "Экспансьон" отвечало требованиям времени и желанию издателей журнала представить наиболее полную картину экономической жизни Франции и мира в целом. А рубрика "Экономическая история" с анализом наиболее заметных событий в истории экономики Франции была призвана все же подчеркнуть специфику журнала, как серьезного исследовательского издания.
Инновацией в "Экспансьон" стал также раздел "Предприятие", посвященный различным аспектам функционирования производственных структур страны. Его появление объяснялось следующим образом: "Мы шли от простой константы: значительное число людей проводит большую часть своего времени на предприятии. Многочисленные рубрики по этой тематике должны подойти к предприятию, как к "месту" современной жизни".

Таким образом, и содержательная палитра, и жанровая специфика "Экспансьон" претерпели существенные изменения. Несмотря на прежние глубокую аналитичность и основательность многих материалов журнала, наметился поворот к осуществлению более полного и всестороннего информирования читателя по экономическим и "околоэкономическим" вопросам. Бернар Гетта в интервью "Эко де ля Пресс" обозначил эту эволюцию как "открытие целого веера сюжетов, рассматриваемых через призму экономики". В результате, по заключению журнала "Медиапувуар", "Экспансьон" утвердил новую модель - информационного журнала экономической специализации. Здесь же отмечалось, что все же главной целью "Экспансьон" является не количество, а качество, т.е. не расширение портфеля абонентов, а верность своим постоянным подписчикам.
Но, тем не менее, несмотря на все усилия, удержать прежние позиции журналу не удалось, что стало следствием начала острейшего кризиса и появления на рынке нового конкурента - экономического ежемесячника "общей информации" "Капитал", основанного В 1991 году группой "Призма-Пресс". Тираж "Экспансьон" понизился с 161 742 экз. в 1990 году до 145 143 экз. в 1992 году (в то время, как тираж "Капитала" составлял 196 000 экз.), а аудитория за тот же период уменьшилась с 792 000 до 762 000 человек. Но, по-прежнему, достаточно высокими оставались рекламные инвестиции. По числу рекламных страниц - 1 555 - "Экспансьон" опережал всех своих основных конкурентов ("Нувель Экономист" - 1 119 стр., "Капитал" - 731 стр., "Шаллянж" - 355 стр., "Анжё/Лез Эко" - 544 стр.), что, по-видимому, объяснилось традиционным доверием рекламодателей к "первому экономическому журналу".

И все же финансовое "здоровье" группы "Экспансьон" заметно пошатнулось. Ряд других ее изданий терпел серьезные убытки (только "Ви Франсез" потерял 44,6% от рекламных доходов по сравнению с 1989 годом). На генеральной ассамблее группы отмечалось, что причинами продолжающегося ухудшения ситуации в "Экспансьон" в течение последних трех лет были "недостаточная оценка конкуренции и ошибки управления". Для преодоления кризиса руководством были приняты следующие меры: снижение рекламных тарифов на 11,5% при увеличении рекламного пространства в целом на 15%, внедрение целого ряда льгот для рекламодателей, предусматривающих уменьшение тарифов на 3-10%. Некоторые нововведения коснулись и журнала "Экспансьон", где снова произошли кадровые изменения. Бернара Гетта на посту главного редактора заменил Жак Барро, до недавнего времени главный редактор журнала "Л`Антреприз", бывший редактор "Л`Юзин Нувель", а Доминика Бертрана на посту художественного редактора - Жозеф Маггиори. Данные назначения указывали на несостоятельность новой формулы "Экспансьон", предложенной его руководством в 1991 году. В штат издания так же были приглашены Эдвиж Шеврийон, возглавлявшая финансовую рубрику журнала "Нувель Экономист" и Яник Ле Бурдоник, заведовавший деловой хроникой того же издания, которые возглавили соответственно разделы "Финансы" и "Дела".
В задачу обновленного штата "Экспансьон" входило осуществление "некоторых редакционных модификаций" в целях сопротивления кризисным явлениям на рынке французской прессы. Так, здесь последовали некоторые нововведения. Продажная цена "Экспансьон" понизилась с 25-ти до 20-ти франков, что должно было стимулировать спрос в розничной продаже. Для облегчения восприятия информации текстовый материал журнала был представлен не двумя, а тремя колонками и сопровождался большим количеством выделительных элементов для удобства читателей.

В своей первой редакционной статье Жак Барро обращал внимание на необходимость эволюции "Экспансьон" вместе "со временем, находящимся в беспрерывном изменении", чтобы "помочь своим читателям понять экономические основы строящегося мира, разобраться в потоке противоречивых данных, обрушивающихся каждый день на их головы". Так, тематическая палитра "Экспансьон" была значительно расширена: появились рубрики "Политика", "Стратегия", "Портрет", "Здоровье", где различные вопросы самого широкого спектра социально-экономических проблем рассматривались через призму экономики. Что касается "Блокнота" Ж.Буассонна, то здесь все большее значение приобретали политические вопросы, внимание к которым было продиктовано их очевидной общественной значимостью. В 1993 году в "Блокноте" освещались выборы в Законодательное собрание (когда абсолютное большинство мест в парламенте получили партии "правого" толка, что означало неприятие основной частью населения политики "левого" правительства и президента Миттерана), самоубийство бывшего премьер-министра Франции Пьера Береговуа, пятнадцатилетие со дня майского "взрыва" 1968 года, военные действия на территории бывшей Югославии, мирное соглашение между Израилем и Палестиной, подписанное в Вашингтоне Ицхаком Рабиным и Яссером Арафатом и др. Таким образом, "Блокнот" Жана Буассонна приобрел энциклопедический характер, выйдя за сугубо экономические рамки.

Расширение тематики в "Экспансьон" стало стратегическим решением Жака Барро, что должно было, по его мнению, стимулировать интерес к изданию. И, действительно, аудитория журнала несколько расширилась - к концу 1993 года она составила 1 209 000 человек. Но данное обстоятельство, тем не менее, не оказало существенного влияния на нелегкое финансовое положение, сложившееся в группе "Экспансьон", где конъюнктура продолжала ухудшаться. По результатам 1993 года товарооборот группы уменьшился на 23%, что стало причиной поиска нового крупного акционера с целью финансовой стабилизации "Экспансьон".
В январе 1994 года крупнейшая коммуникационная группа "СЭП Коммюникасьон" (44,3% капитала которой принадлежал концерну "Авас" и 27,4% - промышленной группе "Алькатель-Альстом") выкупила 50% акций "Экспансьон", что позволило ей стать главным акционером группы (Жан-Луи Серван-Шрайбер остался владельцем лишь 8% акций, вместо прежних 52%). Президент "СЭП Коммюникасьон" Кристиан Брегу заверил руководство "Экспансьон" в том, что он "сохранит все издания, исключив всякого рода слияния".
В отношении главного издания группы Брегу отмечал: "В течение двадцати пяти лет "Экспансьон" был крупнейшим изданием, формирующим экономическую культуру в стране. Мы хотим внедрить больше производственной информации по отношению к макроэкономической, оставляя прежний акцент на исследовании и подаче оригинальной информации о текущей действительности". Новый издатель обозначил и главное отличие "Экспансьон" от своего ближайшего конкурента - журнала "Капитал": "Мы не соперники. "Капитал" рассчитан на более широкую аудиторию, которая выходит далеко за пределы экономических кругов. Мы не затрагиваем эту клиентуру, считая достаточным рассчитывать на определенного читателя".

Будучи основным акционером группы "Экспансьон", "СЭП Коммюникасьон" с цифрой товарооборота в 5,78 млрд. франков стала первой группой профессиональной прессы в Европе и, как отмечала газета "Либерасьон", "одним из полюсов, вокруг которых отныне формируется пейзаж экономической периодики".
Но финансовые трудности группы "Экспансьон" были не единственным огорчением коллектива. В январе того же года Жан Буассонна прекратил исполнять свои полномочия в качестве генерального директора редакций группы и главного редактора журнала "Экспансьон" в связи с его назначением на пост члена Совета монетарной политики Банка Франции. "Таким образом, - заметил Серван-Шрайбер, - "двойной удар" по группе "Экспансьон" открыл очередной этап в ее развитии, который, хочется верить, окажется важным и плодотворным".

"Очередной этап" ознаменовался в группе внедрением новой формулы журнала "Экспансьон", что стало следствием целого ряда причин: быстрого роста числа кадровых работников (5 000 000 вместо 200 000 в 1967 году), широкомасштабного внедрения менеджмента как учебной дисциплины в школах и университетах, "банализацией" экономической информации, развития конкуренции, сокращения ресурсов рекламного рынка. В связи со всем этим, стало необходимо, согласно генеральному директору группы Дамьену Дюфуру, "пересмотреть концепцию и функции журнала, подготовить его ренессанс".
Главным приоритетом "Экспансьон" становится экономическое исследование, обращенное к деловой жизни, а не к макроэкономике, как ранее. Это расширяет аудиторную группу издания, куда включаются не только кадры "высшего звена", но и все остальные деятели экономической жизни, которые "стремятся к новым функциям в фазе выхода из кризиса, а также политические, административные круги и студенты специализированных учебных заведений". Целью новой формулы стало возвращение журналу его реноме "влиятельного издания". Именно это являлось задачей обновленного практически наполовину редакционного коллектива "Экспансьон" в составе сорока человек, приоритетом для которых являлся глубокий и оригинальный анализ, максимально использующий возможности двухнедельной периодичности журнала. Новая стратегия руководства "Экспансьон" привела к появлению ряда новых рубрик: "Предвзятое мнение" (небольшой по объему комментарий наиболее актуальных событий экономики последних пятнадцати дней), "Расшифровка" (краткий анализ заметных фактов экономической жизни страны и мира), "Авансцена" (истории о карьере тех, кто "делает современность"), "Гуру" (встречи с экспертами по рынку) и "Вокруг света" (материалы корреспондентов "Экспансьон" из-за рубежа). Заметному обновлению подвергся макет журнала, реализованный под руководством нового художественного редактора Брюно Уду. Главной идеей нового макета было "отдать приоритет текстовому материалу, но при поддержке мощной инфографии и фотографий, не иллюстративных, а скорее "звучащих", - объяснял Дамьен Дюфур. Формат издания был чуть увеличен в ширину (27,5х22см), качество бумаги заметно улучшилось. Если двухнедельный ритм выхода журнала не изменился, рассматриваемый его издателями как "идеальный для исследований", то день выхода с четверга переместился на понедельник, чтобы "позволить деловому человеку начать свою рабочую неделю вместе с журналом". Продажная цена "Экспансьон" вновь возросла с 18-ти до 20-ти франков, что было продиктовано нестабильностью финансовой ситуации в группе.

Рекламное пространство "Экспансьон" уменьшилось в первом семестре 1994 года на 19%, но с цифрой товарооборота от рекламы в 62,5 млн. франков журнал значительно опережал своих ближайших конкурентов: "Капитал" - с 49,5 млн. франков, "Нувель Экономист" - с 35,6 млн. франков. И эта ситуация, согласно генеральному директору группы, должна была иметь "стабильное продолжение".
На реализацию новой формулы "Экспансьон" и для финансирования ее рекламной компании (в ежедневных газетах, на радио и на городских афишах в формате 4х3 м), в период с сентября 1994 года по июнь 1995 года группой "СЭП Коммюникасьон" было потрачено 20 млн. франков. "Возрождение" "Экспансьон" вписывалось в "стратегию рединамизации группы", предполагавшей обновление редакционных формул и двух других крупнейших представителей "Экспансьон" - журналов "Ви Франсез" и "Л`Антреприз", намеченное на 1995 год.

В связи с последним обновлением редакционного содержания были усовершенствованы и специальные номера "Экспансьон". Так, "1 000 лучших предприятий" обогатился информацией по ряду новых вопросов - удачных приобретений, значительных прибылей, крупных потерь, новых возможностей самофинансирования, крупномасштабных вложений за границей. Также были предложены списки двухсот лучших французских коммерсантов, а также двухсот наиболее удачливых женщин-предпринимателей. Чтобы лучше обозначить место французских групп в мировом хозяйстве, в журнале была опубликована классификация ста лучших мировых и европейских групп, а также пятидесяти лучших предприятий сервиса. Подавляющее большинство данных для специального номера были получены либо непосредственно из самих предприятий, либо при посредничестве Общества экономической информации. "1 000 лучших предприятий", как эксклюзивный источник информации, стал с 1995 года распространяться на компакт-дисках для весьма широкой аудитории - от экономистов и предпринимателей до студентов и всех интересующихся лиц.
В другом специальном номере "Экспансьон" "Заработная плата кадровых работников" в 1995 году появились такие новые рубрики, как "Налоги", "Пенсии", "Зарплата молодых специалистов", "Вакансии". Расширив тематику номера, "Экспансьон" "внес свой вклад в модернизацию методов управления, содействовал "прозрачности" в вопросах обсуждения заработной платы и других финансовых вопросов в новой ситуации, в которой находятся сегодня кадровые работники". Под "новой ситуацией" подразумевались интернационализация мировой экономики, новый всплеск безработицы, исчезновение ряда экономических субъектов, расширение функций предприятий и организаций, перераспределение властных полномочий. В данном контексте информация, собранная в специальном номере "Экспансьон", была необходимой и полезной для всех кадров, желающих найти "свою цену" на рынке и "умело вершить" свою карьеру.

Стратегия, применяемая для реализации специальных номеров, соответствовала общей линии журнала, обозначенной Жаком Барро: "Чему служит "Экспансьон"? Ответ неизменен с 1967 года: помогать активному кадровому составу ориентироваться в событиях экономической и социальной жизни, давать своим читателям орудия для достижения успехов в профессиональной жизни; в эпоху фрагментарной и рассеянной информации, "Экспансьон" ставит своей задачей производить упорядоченный синтез и анализ экономических явлений современности". Приоритетными же темами для "Экспансьон", по мнению Барро, на протяжении всех лет существования журнала оставались место Франции в мировом хозяйстве, борьба с безработицей и нищетой, освоение новых рынков в международном масштабе, технологические инновации, рычаги создания предприятий, будущее рабочих мест, эволюция финансовых рынков, проблемы социальной помощи, тенденции потребления и т.д.
Данные приоритеты оставались почти неизменными и с приходом в "Экспансьон" в июле 1996 года нового главного редактора Франсуа Роша, сменившего на этом посту Жака Барро, назначенного заместителем президента группы "СЭП Коммюникасьон". Ф.Рош, как один из опытнейших экономических журналистов страны (возглавлявший ранее такие экономические издания, как "Экспортасьон", "Л`Юзин Нувель", "Трибюн де л`Экспансьон", получивший премию лучшего экономического журналиста Франции в 1983 году), был приглашен возглавить редакцию "Экспансьон" по личной просьбе Кристиана Брегу, президента группы "СЭП Коммюникасьон".

Одним из первых и наиболее заметных достижений нового редактора стало создание сайта "Экспансьон" во всемирной компьютерной сети Интернет, неосвоенной ранее экономическими изданиями Франции. На собственной "странице" "Экспансьон" помещаются основные материалы последнего номера журнала, специальные номера, данные Центра экономических прогнозов Филиппа Лефурнье, информация о наиболее крупных французских обществах, концернах, предприятиях, атлас экономического роста, европейский справочник, международный курьер, классификация французских бизнес-школ, а также вся экономическая статистика, имевшая место в журнале за последний период. На сайте предлагаются условия подписной компании, услуги различных редакционных служб, рекламные тарифы, а также информация о группе "Экспансьон".
Появление в Интернете собственной страницы "Экспансьон" ознаменовало новую эру в истории журнала - период интеграции в новое информационное общество, возникшего как феномен в 90-х гг. нашего столетия. Создание сайта в сети стало признаком респектабельности любого предприятия, в том числе и предприятия прессы. Возможность знакомства с журналом в Интернете расширило круг постоянных читателей "Экспансьон", способствовало популяризации издания, что нашло отражение и на масштабах его распространения. Так, если в 1995 году тираж "Экспансьон" составлял 147 758 экз. то к концу 1996 года он увеличился до 151 604 экз. С №586 (от 3-17 декабря 1998 года) адрес журнала в Интернете появился на логотипе издания.

По инициативе нового руководства "Экспансьон" в марте 1997 года в журнале появилось ставшее теперь традиционным (ежегодным) досье "Молодые специалисты - 97". Его появление стало результатом увеличения числа безработных среди молодежи, снижение "возраста" безработицы. Досье - коллективный плод работы редакции - предлагает весьма широкий спектр информации по проблеме: тенденции развития молодежного рынка труда, советы для успешного прохождения собеседования при принятии на работу, условия трудоустройства за рубежом, механизмы создания своего собственного предприятия, прогноз о наиболее перспективных специальностях, а также информация о предприятиях, имеющих вакансии для молодых специалистов. Досье включает классификацию инженерных и торговых школ, университетских центров, имеющих длительный опыт подготовки квалифицированных кадров. Появление досье, как и рубрики "Первая специальность", направлено на завоевание не столь характерной для журнала аудитории - студентов и выпускников вузов, будущего потенциала страны.

Под руководством нового главы редакции в конце 1996 года стал разрабатываться проект эволюции издания, реализованный при непосредственном участии Кристофа Делапорта и Эрика Вильмена, пришедших в "Экспансьон" из "Нувель Экономист" и возглавивших выпускающие службы в "Экспансьон". После внедрения новой формулы в 1994 году речь шла теперь об "усилении концепции" издания. "Экономическая пресса - сектор заваленный журналами, где каждый пытается отличиться от другого и часто по отношению к "Экспансьон". Многие из них осуществляют "быструю презентацию" экономики, обеспечивая себе широкое распространение. Какое-то время назад дирекция журнала имела соблазн пойти по такому пути, но после шести месяцев изучения потребностей своей читательской аудитории мы выбрали для "Экспансьон" информацию не упрощенную, а анализирующую, "вникающую" в экономическую действительность, что требует большего профессионализма", - подчеркивал Дамьен Дюфур.

Таким образом, в журнале от 3 апреля 1997 года читатели нашли инновации. Привычное досье каждого номера включает отныне не один материал, как ранее, а "ряд эксклюзивных статей, раскрывающих содержание той или иной проблемы (или явления) в экономике страны". Название досье и иллюстрация к нему с указанием номера страницы переместились на обложку издания. А на второй странице журнала под рубрикой "На обложке" помещается его краткое содержание, а также обзор литературы по данной проблематике. Такая презентация досье имеет целью постоянно концентрировать внимание читателя на главном материале номера. Новый раздел "Ваша экспансия", предназначенный для "управления карьерой", представляет современные тенденции рынка, что "необходимо для лучшего распоряжения своей профессиональной жизнью и выбора нужной стратегии для оптимизации доходов". Раздел включает рубрики "Карьера", "Первая специальность", "Деньги" и "Выбор". Расположенный на пятнадцати страницах, он замыкает содержание "Экспансьон", расставляя последние точки над "i".
Другим нововведением стало создание рубрик "Журнал евро" (рассказывающей обо всех вопросах, связанных с внедрением новой единой европейской валюты) и "Технология" (о достижениях в области информатики, телекоммуникаций, прикладных наук). Материалы рубрик представляют несомненный интерес, как для специалистов, так и для самой широкой аудитории, вовлеченной в мировые интеграционные процессы.

В макете "Экспансьон" наиболее заметными изменениями следует считать некоторое уменьшение его формата - до 27,5х21см и разбивку текста на четыре колонки (вместо привычных двух), обеспечивающей, по мнению дирекции журнала, оптимальную удобочитаемость.
Вышеобозначенные перемены в журнале имели некоторые позитивные итоги: способствовали расширению распространения на 4,5% (уже во втором семестре 1997 года), увеличению аудитории на 9,4% и повышению рекламных инвестиций на 30%, что составило 25% от всего рекламного рынка экономической прессы Франции.
Но несмотря на столь благоприятную конъюнктуру, "Экспансьон" продолжает искать пути для более полного удовлетворения потребностей своего читателя. Так, в 1999 году в журнале появился новый раздел - "Большие идеи", объединяющий рубрики "Интервью", "Трибуна", "Книги" и "Форум читателей".

В "Трибуне", наряду с самыми известными экономистами страны (Оливье Дюамелем, Элли Коэном, Эмманюэлем Тоддом), своими наблюдениями и замечаниями нередко делится бывший главный редактор "Экспансьон" Жан Буассонна, оставивший свой пост в Совете монетарной политики Банка Франции в связи с выходом на пенсию. В рубрике "Книги" представлены книжные новинки по экономической тематике. В отличие от прошлых лет, когда рассказ о книге ограничивался краткой аннотацией, теперь здесь можно найти подробные рецензии с наиболее показательными цитатами из первоисточников. А в рубрике "Форум читателей", помимо обычной редакционной почты, "Экспансьон" нередко стал публиковать ответы официальных лиц на материалы журнала. Постепенное исчезновение в Европе традиционных государственных границ породило появление в "Экспансьон" и рубрики "Новые горизонты", рассказывающей об основных достопримечательностях, особенностях, культурных традициях той или иной страны, города, местности, расположенных на европейском "континенте".

Заметному расширению в 1999 году впервые подверглась традиционная рубрика "Экспансьон" "Экономический прогноз", в которой, помимо ее автора Филиппа Лефурнье, анализ перспектив развития экономической конъюнктуры Франции и мира в целом представляют и другие авторитетные экономисты, бизнесмены, хозяйственники - президент американской компании "Майкрософт" Билл Гейтс, государственный советник по финансам немецкого правительства Хёйнер Флассбек, главный экономист Дойч Банка Эдвард Иардепи, директор вашингтонского Института международной экономики Фред Бергстен, бывший президент компании "Мерседес-Бенц" Хельмут Вернери и др. Кроме того, в "Прогнозе" появились данные о развитии мирового хозяйства - показатели активности и финансовые индикаторы в развитых, развивающихся странах и государствах с "переходной экономикой" (к которым здесь причисляют Россию, Польшу, Чехию, Турцию, Индию, Китай, Корею, Таиланд, Тайвань). Расширение тематики в "Прогнозе" продиктовано очевидной потребностью делового человека в получении квалифицированной информации о грядущих тенденциях развития отечественной и мировой экономики.

Таким образом, на протяжении всей истории своего существования "Экспансьон" совершенствовал свою формулу, не изменяя при этом своим основополагающим принципам, сформулированным его основателями ("независимость, исследование, доступность"). Именно это позволяет журналу удерживать стабильный интерес у своей читательской аудитории. Если бы потребовалось нарисовать собирательный образ читателя "Экспансьон", то, согласно последним исследованиям Центра изучения рекламной конъюнктуры, им является мужчина (68%) 35-49-ти лет (47,9%), кадровый работник "высшего звена" с высоким уровнем образования (67,3%) и годовым доходом 300-450 000 франков. Любопытно, что данная характеристика читательской аудитории "Экспансьон" практически идентична той, которая была представлена в журнале в самом начале его жизнедеятельности в 1968 году. Этот факт позволяет судить о преданности читателей "Экспансьон" своему изданию на протяжении всего периода его существования.

Тираж "Экспансьон" также оставался достаточно стабильным - в пределах 150 000 экз., что составляет 2,6 экз. на 1 000 гектаров, а это неплохой показатель (для сравнения: у американского "Форчун"-2,9, немецкого "Виртшафтс-вохе"-2,1, английского "Экономист"-1,8).

В одном из своих последних интервью Франсуа Рош отмечает, что "Экспансьон" - "рентабельный журнал со своего первого номера и перспективы на ближайшие годы весьма оптимистичны". Одним из приоритетов нового главы редакции, по-прежнему, остается стремление к поиску оптимального результата, наиболее полно отвечающего потребностям своей аудитории, что ведет к постоянному усовершенствованию формулы "Экспансьон", ведь "в условиях рыночной экономики решающим фактором для средства массовой информации, как коммерческого предприятия является то, что не существует раз и навсегда утвержденной определенной модели". Грамотная редакционная политика руководства журнала позволяет успешно преодолевать трудности нелегкого периода затяжного кризиса на рынке периодических изданий Франции 90-х гг.
_______________________________
© Ханова Ажа Магомед-Гаджиевна

Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum