Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
От последней империи к республике. Русская история в новой системе координа...
Рассуждения экономиста, историка, социолога об исторических и социально-политич...
№04
(357)
20.03.2019
Коммуникации
Интерактивность - это пульс жизни
(№4 [82] 15.03.2002)
Автор: Наталья Шопен
"Интерактивность - способность человека активно влиять на содержимое и направленность СМИ, возможность общаться с другими слушателями, свободно высказывая свое мнение".


Интерактивное общение - неотъемлемая составляющая современных телевизионных, радио, а также электронных СМИ, продукт эпохи свободных мнений и технологий, инструмент для масс-медиа и способ самовыражения для аудитории.

Понятие это сравнительно новое, а посему нам не найти ему определения в современных толковых словарях русского языка.

Попытаемся все же охарактеризовать это явление.

В "Толковом словаре" Ожегова приставка "ИНТЕР" определяется, как "образующая существительные и прилагательные с тем же значением, что меж, между", а слово "активность", как "деятельный, энергичный".

Таким образом, интерактивность - это некая взаимная деятельность, а именно - взаимодействие. В переводе же на язык масс-медиа интерактивность означает не что иное, как взаимодействие СМИ и аудитории или, проще говоря, обратную связь.

Об этом же говорит нам и "Толковый словарь компьютерных терминов": "Интерактивность - взаимодействие с обратной связью. Наши действия изменяют реакцию системы".

Приведем также характеристику, данную авторами сайта "Народ.ру":

"Суть интерактивности в том, что СМИ становится живым, гибким организмом, плодом не только вашей работы, но и желаний вашей аудитории. Значение интерактивности сложно переоценить, поскольку она сближает аудиторию и СМИ".

И ещё одно определение, предложенное электронным информационным агентством "БЕЛ.ру":

"Зачем нужен раздел "Интерактив"? Чтобы наши читатели могли высказывать свои мысли не только самим себе, чтобы наша власть обратила внимание на окружающие проблемы, чтобы любой человек смог найти себе работу, чтобы организация смогла подобрать себе необходимого сотрудника, чтобы не прокисал сыр, не остывало пиво, не голодали студенты, чтобы можно было общаться, открыто переписываться, выражать мысли, идеи, предложения и прочее - вот для всего этого мы создали раздел "Интерактив" в котором вы, уважаемый читатель, можете все это сделать".


"Интерактивность - это обратная связь"

Конечно, все не так просто. Попробуем разобраться.

Обратная связь между аудиторией и СМИ существовала в России (и пользовалась огромной популярностью!) уже в советские годы. Правда, в то время она существовала только в письменной форме. Письма зрителей и слушателей зачитывались в эфире, письма читателей публиковались в газете. Неотъемлемой частью любой редакции был отдел писем, обязанностью сотрудников которого было дать ответ на каждое послание. В силу того, что пресса являлась рупором власти, она же была связующим звеном между правительством и обществом. Газетам доверяли, в них верили, на них надеялись.

Однако можно ли назвать такой способ связи интерактивным? Нам кажется, что нет. Ибо здесь не принимается в расчет временной аспект. Ведь интерактивность это не только взаимодействие. Это общение в реальном времени. Это та обратная связь, которую адресант дает адресату сразу после получения сообщения. Это не переписка, но диалог, в котором у общающихся общее не пространство, но время. То есть ведущий может беседовать со слушателями по телефону в прямом эфире, принимать от них сообщения на пейджер, узнавать их точку зрения с помощью интерактивного голосования.

Интерактив получил свое развитие уже в постперестроечную эпоху, в конце 90-х годов. Особые условия существования диктовала радиовещанию не только технологическая революция, но и политическая обстановка, связанная с перераспределением власти. В первой половине 90-х редакции маленького количества похожих друг на друга радиостанций обладали исключительной властью. Например, руководитель музыкальной редакции имел возможность "открывать" новых исполнителей или навязывать аудитории уже известных певцов по своему выбору. Чаще всего он делал это, руководствуясь интуицией или собственным вкусом, но иногда подобный выбор диктовался личными связями, а, бывало, что и деньгами. К сожалению, позорное явление "проплаченных эфиров" до сих пор имеет место на многих радиостанциях. Руководители этих станций в угоду сиюминутным финансовым интересам жертвуют стратегией развития своего детища.

Верным будет сказать, что интерактивность - детище экономических отношений в области СМИ. Ведь основная цель радиобизнеса сегодня - поднять свой рейтинг, удержать на своих волнах внимание как можно большего количества слушателей, то есть потенциальных потребителей рекламы. Слушатель, которому не нравится какая-то программа или мелодия, просто нажимает на кнопку и переключается на другую радиостанцию. Сегодня слушатели держат в своих руках право даровать жизнь или обрекать на смерть целые коллективы, занимающиеся коммерческим радиовещанием.

Именно поэтому ведущие радиостанции огромное внимание уделяют знакомству со своей целевой аудиторией, на удовлетворение вкусов и ожиданий которой и направлена основная их деятельность. Сегодня как никогда важно построить внутреннюю информационную систему, способную создать портрет потребителя. И ведущим звеном этой системы является именно получение обратной связи от слушателей, которая бы выражала их реакцию на продукт, то есть на эфир каждой отдельно взятой радиостанции.

Каждый день приносит что-то новое. Каждую минуту происходят социальные, рыночные, финансовые и технические изменения. При всем этом никто не знает, что будет дальше, поэтому первый шаг к лидерству - это обретение способности адекватно реагировать на перемены, которые влияют на работу радиостанций. И именно регулярно проводимые исследования позволяют наладить постоянную обратную связь с целевой аудиторией, вовремя среагировать на изменение ее вкусов и настроений и, как следствие, скорректировать эфир.

Теперь предлагаем наиболее детально рассмотреть

Методы интерактивного общения на информационной радиостанции

Сразу оговорюсь, что виды интерактивного общения я собираюсь рассматривать на примере деятельности информационной радиостанции "Эхо Москвы". Буду использовать также личный опыт работы на региональном представительстве "Эха" - радио "Эхо Ростова".

В начале небольшая справка. "Эхо" - это, прежде всего, информационное радио. Именно поэтому руководство радиостанции делает основной упор на работе информационной службы. Новости на "Эхе Москвы" выходят каждую четверть часа. Новостной элемент присутствует почти в каждой программе. Так, "Книжечки" рассказывают о новых книгах, "Арбатский АРС" - о культурных событиях, происходящих в настоящее время, "Реплика Черкизова" - комментарий на злободневную тему, "Тушите свет" - программа-фельетон на последние события, "Обзор прессы", "Метеоскоп", "Ищем выход" - названия говорят сами за себя. "Под новости" приглашаются гости, события комментируют специалисты.

Ну а теперь - ближе к интересующей нас теме.

Элементы интерактивности могут присутствовать во многих из предложенных передач. Но программой, которая полностью основана на принципе интерактивного общения, является любимое многими радиослушателями "Рикошет-голосование". Об этой программе стоит рассказать подробнее.

Темой ежедневного "Рикошет-голосования" становится так называемая "новость дня", то есть тема, которая в данный момент является наиболее острой и актуальной. Обычно, перед тем как провести голосование, ведущий беседует в эфире с гостем - специалистом, приглашенным что называется "по теме". Таким образом, слушатель имеет возможность лучше разобраться в обсуждаемом вопросе, а также определиться в собственной точке зрения.

Так, если темой для обсуждения является замена паспортов, логично будет побеседовать об этом в прямом эфире с начальником паспортного отдела областного ГУВД. Если же мы предлагаем слушателям высказать свою точку зрения по поводу психологического состояния нашего общества, вполне естественно предложить прокомментировать их ответы заведующему кафедры психиатрии РГМУ Александру Бухановскому. В одной из последних программ ростовского "Эха", когда речь шла о повышениях тарифов на воду, гостьей студии была начальник экономического отдела Департамента ЖКХ и энергетики Ростова Татьяна Новикова.

Итак. Основным приёмом программы является как раз интерактивное общение со слушателями. Причем жанр передачи позволяет использовать сразу четыре вида интерактивной связи. Прежде всего, это непосредственно участие слушателей в интерактивном голосовании. Ведущий задает вопрос, на который предлагается два оппозиционных (иногда - три) варианта ответа. Чтобы проголосовать, слушателю нужно лишь позвонить по тому номеру, который соответствует его варианту ответа. Голосование длиться всего несколько минут, затем объявляются результаты.

Во-вторых, во время голосования слушатель может позвонить ещё и по студийному телефону и ответить на вопрос в прямом эфире, а также прокомментировать свой ответ.

Третий способ интерактивной связи - прислать во время эфира сообщение на пейджер. Некоторые сообщения в зависимости от желания ведущего зачитываются и комментируются. Кстати, стоит отметить, что пейджер радио "Эхо Москвы" работает практически круглосуточно. Слушатели не только отвечают "по теме", но и задают вопросы ведущим, делятся новостями и впечатлениями, а также всем, чем можно делиться по пейджеру (так, недавно в эфире "Эха" Алексей Венедиктов зачитал с пейджера сообщение радиослушательницы о том, что из её окна сейчас видна радуга).

В то же время голосование проходит и в сети Интернет. То есть человек, имеющий доступ к сети, может проголосовать и на сайте радиостанции, где также вывешивается вопрос, варианты ответов и результаты голосования.

Все эти способы интерактивной связи по желанию ведущего могут быть использованы и в других программах. Так, во время беседы с гостем можно включить студийные телефоны и заслушивать мнения и вопросы радиослушателей. Кроме того, как мы уже замечали, регулярно используется практика приёма сообщений на пейджер.

Теперь, пожалуй, стоит подробнее поговорить об электронной версии радио и о роли интерактивного общения в сети.

Вообще сайт - это наиболее благоприятное место для общения в интерактивном режиме. Во-первых, читатель может быть абсолютно уверен, что его сообщение дойдет до адресата, во-вторых, что дойдет оно быстро. К тому же практика показывает, что рост рейтинга сетевого издания прямо пропорционален умению его авторов наиболее полно отразить интересы аудитории. А одним из верных способов изучения интересов как раз и является интерактивное общение. Именно поэтому в структуре каждого сайта сегодня присутствует рубрика "Обратная связь", "Вопросы к редактору" или же просто "Форум", в котором читатели могут общаться не только с составителями сайта, но и обмениваться мнениями друг с другом.

Но вернемся к интерактивному общению на радио. Для чего радиоведущие дают слушателям возможность участвовать в прямом эфире? Зачем пейджер на "Эхе" работает круглосуточно? Для чего ведущим радио знать мнение своей аудитории? И вообще,

Зачем радио быть интерактивным?

Помните, когда только появился телефон, многие говорили о том, что это новое средство связи уничтожает расстояние? Интерактивное общение не только уничтожает расстояние, но и сокращает дистанцию между обычным человеком и человеком у микрофона. Возможность слушателя поговорить с гостем или с ведущим, высказать свое мнение в прямом эфире, когда его услышат миллионы, - все это как бы сближают ведущего и его аудиторию, ставит их на одну ступень. Средства массовой информации становятся досягаемыми, более близкими, "домашними". Однако вот в чем парадокс. Интерактивное общение, сближая аудиторию с масс-медиа, в то же время не принижает статус последних, а повышает статус слушателя в его собственных глазах. Человек выходит в эфир, высказывает свою точку зрения и тем самым реализует принцип свободы слова. Ведь никто не может заранее знать, какие именно слова прозвучат сейчас в прямом эфире.

Но самым приятным для слушателей являются, конечно, игры, когда человек может не только высказаться, но и получить за это приз, придя за ним на саму радиостанцию. "Эхо Москвы" особенно интенсивно использует такой способ сближения с аудиторией. Ежедневно в эфире "Эха" проходят десятки всевозможных игр. Кстати, во время пребывания на станции мне пожаловались на то огромное количество выигранных подарков, за которыми так и не пришли их хозяева, и даже показали большой шкаф, специально предназначенный для хранения призов. И это в очередной раз подтверждает, что главное для слушателя не победа, но участие. Услышать свой голос в прямом эфире, стать на минуту звездой, объектом всеобщего внимания, что может быть заманчивей?

"Калиф на час"

Пока мы не видим никаких минусов в практике интерактивного общения. Но свои недочеты есть, конечно, и здесь. И прежде всего это, так называемые, "паразиты эфира". То есть те люди, которым всегда есть что сказать, и сказать именно в эфире, и которым совершенно невообразимым способом удается регулярно дозваниваться, опережая сотни и тысячи конкурентов. Как показывают исследования, обычно это одинокие пожилые или физически неполноценные люди, которые сидят дома, и выступить на радио для них - единственный способ самореализации. Думаю, с такими эфирными монстрами приходилось сталкиваться любой особенно небольшой городской или региональной радиостанции. На "Эхо Ростова" регулярно поступают звонки с жалобами по поводу того, что практически ежедневно в эфире звучат одни и те же голоса "Марьиванны Багреевой", "Виталия", "Фёдора" или "Петра".

Отключать таких абонентов, как только первые звуки их голоса разносятся в наушниках ведущего?.. - вопрос неоднозначный. С этической точки зрения такой метод, конечно, не приемлем. Мы все на равных условиях, дозвонился, значит, право имеешь высказаться. С другой стороны, перенасыщение эфира такими любителями поговорить снижает шанс других людей высказаться, ибо время эфирное ограничено. Попробовав несколько раз дозвониться, занятой человек, скорее всего, откажется от этой затеи, а в следующий раз вообще не прибегнет к новым попыткам. А, не имея возможности высказаться, слушатель может просто "изменить" программе и переключиться на другую радиостанцию. Однако и здесь "Эхо Москвы" находится в несколько обособленном положении. В силу того, что радио информационное, имеющее совершенно особую аудиторию, вполне возможно, что "изменить" ему будет прост не с кем. Дело в том, что пока в России достойных конкурентов этой якобы независимой частной радиостанции не существует.

Но в любом случае с радиопаразитами нужно бороться так же, как с компьютерными вирусами. Единственный выход, который пока существует в этой ситуации, - установить определитель номера на телефон, обрывая нежелательных адресантов, либо же назначить отдельного человека, чтобы он беседовал со звонящими до выведения их в эфир.

Напомню также и о существовании немалой опасности услышать в эфире грубые и даже матерные выражения, оскорбления или любые другие "неформатные" высказывания. Благо, что ведущий имеет право в любой момент вывести говорящего из эфира, но и это не всегда может спасти ситуацию.

Именно поэтому к человеку, работающему в интерактивном режиме, предъявляются особые требования. Его интуиция, интеллект и культура должны помочь ему справиться с любой даже самой неожиданной ситуацией. И все же преимущества интерактивного общения намного превышают негативные стороны этого явления.

Итак. Мы дали небольшую характеристику явлению интерактивности на радио. Теперь самое время приступить к основной нашей теме. А именно,

Является ли интерактивное голосование объективным?

Отвечаем сразу: нет и ещё раз нет. Необходимо помнить о том, что к результатам интерактивного голосования всегда нужно относиться с большой осторожностью. Ведь аудитория радио (регионального или центрального) - далеко не всё население страны. Более того, это даже не та выборка из различных слоев населения, которая необходима для полноценного социологического исследования. Скорее, это несколько более ли менее общих групп.

Так, например, "Эхо Москвы" считает своей аудиторией интеллигенцию. А как сообщил посетивший недавно ростовское "Эхо" Владимир Варфоломеев, целевой аудиторией радиостанции являются "интеллигентные предприниматели" и политики (а в последнее время эти профессии всё чаще совмещаются). Что касается ростовского "Эха", то, как не прискорбно это прозвучит, основной нашей аудиторией являются пенсионеры - те, кто сидит дома у проводного приемника и слушает наш эфир с 14.00 до 15.00, когда радиостанция вещает на первой кнопке, в сетке "Радио России". И, конечно же, наши слушатели - далеко не всё население области.

Приведем пример. Недавно в эфире донского "Эха" был заведующий кафедрой психиатрии РГМУ Александр Бухановский. Разговор шёл о такой психической болезни, как депрессия. Вопрос рикошет-голосования звучал так: чувствуете ли вы сейчас симптомы легкой депрессии? Тоскливо ли вам? И что же? В студию обрушился шквал звонков! Престарелые люди жаловались, просили совета, плакали в трубку, умоляли о помощи. Разумеется, из этого нельзя делать вывод о том, что наше общество предельно невротизировано и поголовно заражено депрессией. Всегда нужно помнить, что мы охватывает лишь какой-то определенный сектор, всего несколько аудиторных групп.

Также, если бы перед последними выборами президента этакие "интерактивные выборы" прошли бы на "Эхе Москвы", очень велика вероятность того, что в них победил бы не Путин. И опять же - этот результат не был бы особенно показателен. Так что результаты интерактивного голосования нельзя считать объективными. В таком случае, возникает вопрос,

Какова цель интерактивного общения на радио?

Как мы уже поняли, нельзя говорить о том, что целью интерактивного голосования является определение общественного мнения. Стоит подойти к этой проблеме с другой стороны. Со стороны человека, участвующего в этом общении. Выше мы уже говорили о преимуществах такого способа общения. Сейчас наметим лишь основные моменты. Итак. Интерактивное общение:

1) дает слушателю возможность высказать свое мнение в эфире и тем самым в какой-то мере реализует закон о свободе слова в нашей стране;

2) сближает аудиторию и радио: слушатель не только высказывает свое мнение, но и беседует с ведущим, на короткое время обретает аудиторию, сам становится в какой-то мере ведущим. Это льстит любому человеку и делает его выше в собственных глазах.

3) делает радио более близким, "домашним". На радиостанцию можно позвонить и пожаловаться, рассказать о своих проблемах, поделиться новостями и впечатлениями. Хорошее радио может стать настоящим другом для одинокого человека.

4) вызывает доверие к радио и возвращает нас в добрые советские времена, когда СМИ доверяли больше, чем административным органам, когда между средствами массовой информации и самими массами общение строилось не столько на воздействии, сколько на взаимодействии.

5) через доверие позволяет управлять массами, диктовать определенную точку зрения, определенные вкусы, "воспитывать" аудиторию (!)

Ну и ещё кое-что. Как мы уже говорили, основным залогом успеха любой радиостанции является знание своей аудитории. Знание того, чьим вкусам подчиняться, на какие интересы ориентироваться. Ну а, узнавая мнения слушателей, мы уже можем представить и их самих. Это значит, что интерактив помогает выявить основную аудиторию радио, узнать её вкусы и интересы.

О мнениях и интересах аудитории говорят результаты голосований, а также сами слушатели в прямом эфире. А о заинтересованности красноречиво говорит общее количество позвонивших, пожелавших ответить на тот или иной вопрос.

Так, на наш взгляд, с учётом аудиторной направленности, радио "Эхо Москвы" является прежде всего политическим радио. Именно поэтому ведущие постоянно делают особый упор на якобы независимости радиостанции, а вопросы, которые они задают слушателям, чаще касаются политической ситуации в стране, политического строя и т.д.

"Эхо Ростова" - это скорее социальное радио. В эфире звучат вопросы, касающиеся услуг ЖКХ, тарифов, проблем социально незащищенных слоев населения… То есть те вопросы, на которые будет интересно отвечать именно этой аудитории.

Кстати, стоит коротко остановиться на теме:

Вопросы в эфире

Конечно, это тема для отдельной работы. Но сейчас отметим лишь, что умение задавать вопросы - большое искусство. Главное, вопрос должен быть, во-первых, предельно прост и понятен, а во-вторых, интересен. А от себя добавлю, что желательно, чтобы вопрос был еще и несколько больше чем вопрос, то есть, имел еще и подвопрос.

Допустим, ведущий рассказывает, что, мол, на селекторном совещании в Москве министр строительства, архитектуры и ЖКХ Юрий Андриади заявил, что жилье в РО области готово к зиме на 98%. А теперь внимание - вопрос слушателям: попадает ли ваше жилье в эти 98%? Рикошет-голосование дает возможность не только понять, сколько ростовчан остались зимой без тепла, но и проверяет на соответствие действительности заявление Андриади.

Или другой пример. Вопрос звучит так: если вам довелось стать свидетелем преступления, окажете ли вы милиции помощь в его раскрытии? Ответы могут указывать и на смелость абонентов и на их отношение к органам безопасности.

С другой стороны, всегда можно высоко оценить простые и лаконичные вопросы, без двойного дна. Помнится, 11 сентября прошлого года, в день террористических актов в Америке, главный редактор московского "Эха" г-н Венедиктов задал радиослушателям предельно простой вопрос. Звучал он следующим образом: страшно ли вам? Вопрос ясен, интересен, ответ в любом случае показателен. Вот так-то. Всё гениальное не просто, а ОЧЕНЬ просто.

В заключение отмечу, что умение попасть в точку, задать именно ТОТ вопрос - очень значимо для привлечения аудитории, а значит и для поднятия того, что принято сегодня называть рейтингом радиостанции.

Итак. Мы выяснили, что интерактивное общение позволяет узнать аудиторию радио, вызвать у слушателей доверие к этой станции, поднять их интерес. Зачем? Чтобы владеть умами. Чтобы осуществлять…

Воздействие через взаимодействие

А проще говоря, осуществлять пропаганду. Ведь что такое реальная пропаганда? Это не внешнее давление, не грубое навязывание мнений и не вдалбливание готовых решений. Цель пропаганды - обеспечить добровольное желание человека делать именно то, чего хотят от него организаторы этой самой пропаганды. Следовательно, интерактивное общение на радио - это тоже определенный способ манипуляции сознанием.

Ни для кого не секрет, что "Эхо Москвы" сегодня - радио, имеющее огромную власть в умах своих постоянных слушателей.

Приведем пример. Как известно, в течение многих месяцев одним из основных героев почти каждого информационного выпуска "Эха" был всенародный любимец Бен Ладен. Человек, ни одно из преступлений которого на сегодняшний день не доказано, стал фигурой номер один в мире. СМИ на все лады занимаются шаманством, обвиняя и снимая с него обвинения за теракты. Как грустно пошутил один мой знакомый - корреспондент "Эха Москвы" - в последнее время дежурной фразой ежедневных новостных выпусков является диагноз: "Бен Ладен скорее жив, чем мёртв" или "Бен Ладен скорее мертв, чем жив" :-)

Одним из вопросов рикошет-голосования последних дней становится следующий: "Кто хуже?", и три варианта ответа на него: "Гитлер", "Бен Ладен" и дежурный "Не знаю". Это вопрос из тех, что мы назвали выше двойным, то есть вопрос с двойным дном. Задавая его, радиостанция заочно обвиняет Бен Ладена во всех преступлениях, сравнивая его в жестокости с личностью Гитлера. Мало того, что радиостанция грубо нарушает такой демократический принцип, как презумпция невиновности. Проблема здесь гораздо шире. Здесь налицо очевидная манипуляция сознанием. Поясню. Сама постановка вопроса рикошет-голосования уже подразумевает виновность Бен Ладена. Более того, делает его человеком достойным максимальной ненависти по интенсивности своей схожей с ненавистью, которую можно испытывать лишь к фашистскому диктатору. В лице Бен Ладена пред нами предстает образ врага. Тактика до боли знакомая. Что это как ни грубая пропаганда? Какова вот только её цель? Догадываться страшно. И при этом не следует забывать ещё и о том, что, проводя такую политику, радиостанция поддерживает сторону Америки, страны, претендующей сейчас на мировое господство. Более того. Страны, которая сама ведет сейчас безобразнейшую политику по уничтожению огромного количества людей, а также политику диктата. Но цель этой работы не оценка деятельности "Эха Москвы" и, тем более, американских лидеров. Цель этой работы - попытка понять сущность интерактивного общения на радио. Его плюсы и минусы.

Теперь самое время подвести некоторые итоги.


Обратная связь с радиослушателями может осуществлять по нескольким направлениям:

1) с помощью общения в прямом эфире по телефону;

2) с помощью пейджера;

3) через интерактивное голосование по телефону;

4) с помощью сайта радиостанции в Интернет.

Интерактивность на радио позволило органично интегрировать это электронное средство массовой информации в наше общество на переломном этапе его развития: от тоталитарного коммунистического режима к рыночному демократическому строю. Все перечисленные средства обратной связи не только дают возможность руководству радиостанции оперативно реагировать на происходящие события, но и обогащают эфир, приближают его к конкретному живому слушателю, позволяют простым "людям с улицы" участвовать в таком важном деле, как радиовещание, делая этот вид деятельности по-настоящему народным.

Интерактивность - это биение жизни в работе радиостанции.
Мотечкины истории о быте и нравах местных обитателей
Миниатюры о провинциальной жизни в Германии, написанные выходцем из СССР. Авторский юмор, ирония, а иногда и с...
Эпоха фейков заменила книги и телевидение на поле соцмедиа
Статья об опасности информации, строящейся на фейках, использовании ботов и алгоритмов, что создает массовы...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum