Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
Геральдическая история Златоуста
(№4 [149] 15.03.2007)
Автор: Галина Туник
Галина Туник
Исторические гербы условно можно разделить на две группы. К первой группе мы отнесем исторические гербы, существовавшие до 1917 года, ко второй группе - гербы советского периода.
Города, имеющие исторические гербы, утвержденные до 1917 года, составляют особую геральдическую категорию, поскольку они являются хранителями ценного историко-культурного достояния страны, запечатленного в гербах. Через изучение исторических гербов, символику, заложенную авторами-разработчиками в их композицию, мы можем проследить историю развития этих городов, их становление, формирование социально-экономической структуры, роль этих городов в социально-культурном возрождении России. И это тема нашего последующего исследования.

Гербы советского периода не менее интересны и занимают особое место в истории отечественной территориальной геральдики. Одни из них уже ушли в историю, а другие гербы и по сей день продолжают выполнять свои функции. Их изучение позволит нам понять причины их возникновения, основу их разработки, их идеологию, функционального назначения. Все это будет способствовать более глубокому осмыслению геральдического наследия и формирующейся современной российской территориальной геральдики.

Процесс советского городского герботворчества, как это ни трудно сознавать, так и остался явлением местного значения. Он развивался, прежде всего, благодаря инициативе и деятельности жителей, городских чиновников, влюбленных в свой город. Геральдический бум второй половины ХХ века охватил всю страну, были созданы десятки новых городских гербов. Многие из них взяты из нашего исторического наследия, в них прослеживается определенная геральдическая преемственность.
Говоря о месте каждого исторического герба в общероссийской геральдической культуре, прежде всего, необходимо сделать акцент на следующем: исторический герб в нашем исследовании выступает историко-культурной зоной, сформировавшей образное целостное пространство каждого отдельного города в единстве всех его социально-политических составляющих. При всем многообразии и разнохарактерности исторических гербов целостное многоаспектное осмысление феномена исторического герба требует от нас использования методов системно-синергетического подхода, принципов историзма и целостности.
В геральдической практике России есть примеры, когда проекты исторических гербов так и остались проектами, а город живет с гербом, разработанным в советское время. Один из таких примеров мы рассмотрим.

Идея создания своего городского герба в Златоусте Челябинской области появилась в 1966 году. Вот что вспоминает один из участников тех событий Федор Николаевич Яблонский: «Весной к нам в отдел пропаганды и агитации горкома КПСС (я тогда работал заместителем заведующего отделом, а заведующим был Борис Гринев) пришли наши художники и предложили создать герб города. Идея по тем временам была необычной. Пошли к первому секретарю горкома Владимиру Николаевичу Гинько... и встретили полную поддержку. Он тут же связался с председателем горисполкома Яковлевым, и было решено объявить конкурс на лучший рисунок герба города. Об этом конкурсе вскоре сообщила городская газета.
Участие в конкурсе приняли граверы завода имени В. И. Ленина, художники металлургического завода и наши профессиональные художники. Помню, что только в горкоме дважды шло обсуждение представленных эскизов. И больше всего всем понравился эскиз, представленный Владимиром Павловичем Жариковым. Все разговоры вертелись именно вокруг него. Всем была понятна символика нового герба: ковш с расплавленной сталью и летящий бушуевский конек. Нет, споры были – шестеренки добавить надо, кусочек ткани и прочее, прочее, прочее. Но Володя Жариков, Борис Гринев отстаивали обобщенный образ города, выраженный в эскизе. Спор был горячий, но, наконец, все сошлись на том, что эскиз Жарикова лучше всех и его надо рекомендовать к утверждению».

А вот что вспоминал сам автор герба - Владимир Павлович Жариков - в беседе с журналистом «Златоустовского рабочего» А. Гарницкой в сентябре 1994 года, накануне 240-летия Златоуста [1]: «Проектов было много, в художественных решениях присутствовали, в духе того времени, промышленные символы. Сказывалось то, что в конкурсе принимали участие заводские художники, каждый из них тяготел в изображении к профилю производства своего предприятия. Так что была вероятность стать гербом Златоуста... какой-нибудь шестеренке».
Герб Златоуста был официально утвержден решением исполнительного комитета Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся от 13.05.1966 № 212 «Об учреждении герба города Златоуста» (Рис. 1). Решение об утверждении герба было опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» [2]. (15.06.1966).

Рис.1. Герб Златоуста. 1966 год. Автор Владимир Жариков (Златоуст).


«Проект решения, - вспоминает Ф. Н. Яблонский, - готовился отделом пропаганды и агитации горкома КПСС. Спустя два дня, 15 июня, на первой полосе «Златоустовского рабочего» появилась редакционная статья «Герб нашего города». Исполком горсовета, говорилось в статье, «идя навстречу пожеланиям трудящихся, своим решением утвердил герб города Златоуста» и рекомендовал его использовать на предприятиях, в организациях и учреждениях».
Описание герба города Златоуста, закрепленное статьей 2 Положения о гербе, было следующее: «Герб Златоуста представляет собой щит красного цвета. Форма щита прямоугольная, близкая к квадрату, слегка вытянутому в высоту. Нижняя часть щита в центре сердцевидно заострена, вертикальные грани слегка скошены, сужаясь книзу, и имеют вверху и внизу узкие прямоугольные выступы. В верхней части щита изображен в профиль золотой крылатый конь, повернутый в правую геральдическую сторону (влево от зрителя). Ноги и хвост коня касаются вертикальных граней щита а крыло – верхней грани. Задняя часть крыла имеет три выреза. В нижней части щита золотая надпись «Златоуст», выполненная стилизованным старославянским шрифтом. Щит и надпись обведены узкой золотой каймой.
Щит герба является символическим изображением ковша для разливки стали, характеризуя Златоуст как родину русского булата и один из центров качественной металлургии России. Красное поле щита говорит о силе и мужестве жителей города, их активном участии в крупнейших исторических событиях XVIII-XX вв., и напоминает о том, что город был основан выходцами из Тулы (поле щита исторического герба Тулы – красное). Стилизованное изображение крылатого коня символизирует уникальное производство златоустовской гравюры на стали, а золотой цвет говорит о высоком таланте златоустовских мастеров.. Стилизованная старославянская надпись «Златоуст» напоминает о том, что город был образован в XVIII веке».

Исполком горсовета рекомендовал использовать герб города на предприятиях, в организациях и учреждениях. Дирекции завода им. Ленина предлагалось изготовить образец герба в традиционном стиле златоустовской гравюры на стали, и хранить один экземпляр образца герба в горисполкоме, другой – в городском краеведческом музее. Планировалось установить изображения герба на въездах в город со стороны городов Кусы и Миасса и на здании железнодорожного вокзала. Однако четкой регламентации порядка использования герба принято не было. Указывалось только о строгом соблюдении размеров.
Редактор-составитель «Златоустовской энциклопедии» А.В. Козлов, автор многочисленных статей по истории Златоуста, вспоминая в своей статье «Крылатый конь на гербе Златоуста» [3] о том, как Златоуст получил свой герб, сетует, что Златоуст, получив в 1865 году статус уездного города Уфимской губернии и являясь крупным промышленным центром Южного Урала, где проживало более 15 тысяч человек «своего герба, к сожалению, не получил». «Почему это произошло, - рассуждает далее А.В. Козлов, - можно только догадываться».
Да, своего герба город не получил, но проект герба Златоуста существовал (Рис. 2,3). Разработанный Гербовым отделением Департамента Герольдии во главе с управляющим бароном фон Кене проект герба для уездного города Златоуста был подан на утверждение царю и получил одобрение, однако утвержден не был. Причины этого неизвестны, но обращает на себя внимание тот исторический факт, что архивные документы датированы разными годами – описание проекта герба датировано 1870 годом, а проект герба (рисунок) датирован 1875 годом.
Из представленных материалов РГИА видно, что на высочайшее утверждение разработчики герба представляли два документа: собственно описание герба и рисунок проекта герба. Оба листа оформлялись следующим образом: в верхнем правом углу проставлялись дата и номер листа, ниже шло содержание документа (текст или рисунок). Каждый лист заверялся четырьмя подписями по определенному порядку с указанием должности каждого подписавшегося. Второй, как мы видим, стоит подпись действительного статского советника Кене, что говорит о важности проводимой работы. По нумерации листов можно сделать вывод о том, что первым представлялось описание герба – лист пронумерован цифрой 39. А на втором листе, пронумерованном цифрой 40, помещен рисунок проекта герба и этот факт говорит нам о том, что рисунок герба является поясняющим.
Символика проекта герба для уездного города Златоуста отражала оружейное производство, давшее экономическое развитие городу. И в этой связи представляется необходимым дать историческую справку о Златоусте.
Златоуст - один из крупных промышленных городов Урала, исторически сложившийся центр качественной металлургии, колыбель уникального искусства - златоустовской гравюры на стали, город областного подчинения Челябинской области. Основан в 1754 году как поселок при строительстве железоделательного завода, расположен в горно-лесной части Челябинской области в долине реки Ай. Златоуст граничит на севере с городом Карабаш, на востоке – с городом Миасс, на юге и востоке - с Республикой Башкортостан, на западе – с Саткинским, на северо-западе – с Кусинским районами. В составе города два сельских совета и десять сельских населенных пунктов. Количество жителей по данным переписи населения 2002 года 199 000 человек.
С регионами России Златоуст связан линией магистральной железной дороги (Москва-Владивосток) и имеет выход на федеральную автомагистраль Москва-Челябинск. Железнодорожная станция Златоуст – центр Златоустовского отделения Южно-Уральской железной дороги, крупная грузовая и пассажирская станция с современным железнодорожным вокзалом, построенным в 1986 году.
Существует несколько версий названия города: по одной - название города связано с именем византийского церковного деятеля и проповедника христианства Иоанна Златоуста, однако мотивы выбора имени не вполне явны. По другой версии название города связано с тем, что контракт 1751 года был заключен накануне дня Иоанна Златоуста.
История города связана с металлом и его обработкой; зарождением златоустовской качественной металлургии. Создание Оружейной фабрики 16 декабря 1815 года теснейшим образом связано с возникновением самобытного искусства златоустовской гравюры на стали. Для работы на фабрике из Золингена и Клингенталя были приглашены немецкие мастера-оружейники, в числе которых был и известный мастер по украшению клинков – Вильгельм Шаф с сыновьями. Их ученики – Иван Бушуев, Иван Бояршинов создали свой самобытный стиль декорирования оружия, заложив основы уникального вида декоративно-прикладного искусства – златоустовской гравюры на стали.
В 1817-1847 годах в Златоусте жил и работал русский металлург Павел Петрович Аносов, открывший тайну булатной стали. Более полутора десятилетий он был горным начальником Златоустовских заводов, и именно благодаря Аносову Златоуст с середины XIX века становится признанным российским центром качественной металлургии, где разрабатываются и внедряются многие новинки в этой области.
На протяжении XIX века в окрестностях Златоуста вели исследования крупнейшие российские и зарубежные ученые П.С. Паллас, А. Гумбольдт, Р.И. Мурчисон, Э.К. Гофман, И.В. Мушкетов, А.П. Карпинский. Продолжателем традиций П.П. Аносова стал инженер П.М. Обухов, стараниями которого в Златоусте в 1860 году была отлита первая русская стальная пушка, выдержавшая при испытаниях более 4000 выстрелов и получившая на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году золотую медаль.
31 мая 1865 года Златоуст получил официальный статус города и стал центром Златоустовского уезда вновь образованной Уфимской губернии. В 1923 году по новому административно-территориальному устройству становится центром Златоустовского округа Уральской области. В этот период Златоустовский округ был одним из наиболее мощных промышленных округов Уральской области с преобладанием предприятий черной металлургии и развитой железнодорожной сетью.
Златоуст - родина чемпионов - это: шестикратная олимпийская чемпионка по скоростному бегу на коньках Лидия Скобликова, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, олимпийская чемпионка по биатлону Наталья Снытина, чемпионка мира по биатлону Светлана Ишмуратова, чемпион мира по хоккею с шайбой Игорь Варицкий, серебряный призер XII чемпионата мира по баскетболу Михаил Михайлов, мастер спорта международного класса, поднявшийся в 1997 году на высочайшую вершину мира – Эверест, «снежный» барс» Сергей Соколов, победитель чемпионата России по ватерполо женская ватерпольная команда «Уралочка».


РГИА фонд 1343 опись 15 дело 238 лист 39 --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 2. РГИА фонд 1343 опись 15 дело 238 лист 39


Описание проекта герба уездного города Златоуста, составленное на высочайшее утверждение, гласит: «В серебряном щите столб, разделенный черно-золотыми железными шапочками, сопровождаемый двумя лазурными клинками. В Верхней части герб Уфимской Губернии. Щит увенчан серебряною, о трех зубцах, башенною короною; за щитом два золотых молотка, соединенные александровскою лентою».

Рис. 3. РГИА фонд 1343 опись 15 дело 238 лист 40 --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 3. РГИА фонд 1343 опись 15 дело 238 лист 40


В книге «Гербы городов и областей Российской империи» (сост. А.В. Кудрин, А.Л. Цеханович) помещен рисунок проекта герба Златоуста и его описание, которые составлены произвольно и в нарушение геральдической терминологии. Так, «серебряный» (щит) и «белый» (столб), а это один и тот же металл – серебро, беличий мех изображается синими железными шапочками в серебряном поле, а в описании проекта герба 1875 года указаны черно-золотые железные шапочки. В рисунке проекта герба рукой автора написаны литеры «з – «чн» – «з» – «чн» – «з», что означает следующее чередование металла и цвета: «золото» - черный» - золото» - «черный» - золото» и условно должен быть изображен желто-черными шлемовидными фигурами. В представленном рисунке и в описании герба указан беличий мех, и на рисунке он изображен штриховкой белыми и голубыми шлемовидными фигурами (шапочками) и это геральдически правильно. Однако это не соответствует рисунку проекта герба 1875 года.
     
Рис. 4. Проект герба Златоуста --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 4. Проект герба Златоуста
     

Описание проекта герба Златоуста:
«В серебряном щите два лазоревых клина по обеим сторонам белого столба с беличьим мехом. В вольной части герб Уфимской губернии».

А.В. Козлов в какой-то мере прав, говоря о том, что в советский период нашей истории решений на уровне государственной власти, регламентирующих процесс герботворчества, не принималось, и городские власти действовали по своей инициативе. Справедливости ради следует отметить, что подобных решений нет и по сию пору. Очевидно, что, приступая в 1966 году к разработке герба Златоуста, участники тех событий не подозревали о том, что город Златоуст, имея такую славную историю, может иметь герб или его проект. Но если партработников 60-х годов XX столетия оправдывает незнание истории и основ геральдики, то это непростительно ученым, историкам, архивистам, профессионально занимающимся изучением геральдики. Так в статье «Современный городской герб – визитная карточка города», опубликованном в журнале «Наука и жизнь» в 1988 году, доктор исторических наук Н.А. Соболева, автор монографии «Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв.», пишет: «Примером современного городского герба может служить греб Златоуста. Основой эмблемы в нем является стилизованное изображение летящего крылатого коня – символа златоустовской гравюры на стали. Эта эмблема образна, выразительна, самобытна». [4] Помимо того, что автор статьи уравнивает герб и эмблему, что сказалось в дальнейшем на судьбе герба, автор указывает на летящего крылатого коня как на символ златоустовской гравюры, тем самым, произвольно меняя символику герба. На самом же деле крылатый конь символизирует производство этой гравюры, его уникальность, а не саму гравюру. Но самое главное в следующем: в указанной статье нет ни слова о том, что проект герба Златоуста существовал.
Геральдическая неосведомленность сыграла злую шутку с гербом Златоуста. Без сомнения символика герба - ковш с расплавленной сталью и летящий бушуевский конек – это огромный геральдический прорыв вперед. Несмотря на плакатный стиль, герб Златоуста быстро вошел в жизнь города и стал очень популярным. Но возможен был путь гораздо короче и корректнее, а именно - восстановление проекта герба 1875 года и установление этого проекта в качестве официального символа Златоуста. При этом была бы соблюдена историческая преемственность.
В дальнейшем герб Златоуста, при всей его лаконичности и быстром зрительском восприятии, претерпевает многочисленные изменения как в описательной части, так и в самом рисунке. Так А.В. Козлов, справедливо замечая, что герб подается в очень вольной трактовке, с большими отступлениями от оригинала, сам при этом определяет пропорции герба и уравнивает эмблему и герб по примеру Н.А.Соболевой, предлагая при этом свою трактовку: «Официальной эмблемой города Златоуста является герб Златоуста, представляющий собой красного цвета щит, в верхней части которого золотой крылатый конь, в нижней – надпись золотыми буквами «Златоуст», щит и надпись обведены узкой золотой каймой».
Уравнивать эмблему и герб нельзя, поскольку это самостоятельные геральдические знаки, и то, что можно в эмблеме, например, цифры, наименования организаций, конкретные фигуры, - в гербе недопустимо. Предложенное автором новое «прочтение» герба вызвано с одной стороны незнанием геральдических правил и юридических норм, а с другой стороны - желанием улучшить «сложившееся состояние дел» с гербом Златоуста. И это объяснимо и даже патриотично. Необъяснимо дальнейшее вольное обращение с официальным символом города Златоуста, которое можно квалифицировать как научный нонсенс.
В книге «Гербы городов России» предложено иное описание герба: «В червленом щите, имитирующем металлургический ковш с серебряным пониженным поясом с названием города золотом, летящий крылатый золотой конь». Реквизиты герба те же – решение исполнительного комитета Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся от 13.05.1966 № 212 «Об учреждении герба города Златоуста». Но и в тексте описания герба и в самом рисунке герба мы видим изменения (Рис. ). В тексте уже появились такие термины, как «червленый щит», «серебряный пониженный пояс с названием города», «летящий конь». Что касается рисунка, то авторы включили в композицию герба пониженный серебряный пояс, которого не никогда не было в гербе Златоуста, но оставили название города «золотом», что в геральдике является грубейшим нарушением: главное и непреложное в геральдике правило – нельзя накладывать металл на металл, т.е. нельзя накладывать золото на серебро. И этого не могут не знать специалисты. Что касается юридической стороны этого вопроса, то следует констатировать, что авторами данного издания грубо нарушены и юридические нормы, поскольку ни одно слово в тексте нормативного правового акта, каковым является решение городского Совета депутатов, не может быть изменено произвольно. Чтобы внести какие-либо изменения или дополнения в нормативный правовой акт, необходимо принять новое решение, закрепляющее эти изменения или дополнения.
Подобных геральдических и правовых казусов в указанном альбоме-справочнике множество. И это недопустимо, ведь этот и другие «альбомы-справочники» читают, их используют в работе и применяют информацию, помещенную в этих изданиях на практике. По нашему глубокому убеждению эту книгу и другие подобные опусы (о них – наше отдельное исследование) от геральдики необходимо изъять из российского книжного фонда.
В 2001 году эмблема города Златоуста была доработана в соответствии с геральдико-правовыми нормами (Рис. 5). Флаг города повторяет гербовую композицию (Рис. 10).

Рис. 5. Герб Златоуста. 2001 год. --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 5. Герб Златоуста. 2001 год.


Геральдическое описание герба Златоуста:
«В червлёном (красном) поле над пониженным золотым поясом вписанный летящий золотой крылатый конь».

Утвержден решением Златоустовского городского Собрания депутатов
от 29.08.2000 № 715.
Государственная регистрация № 664.

Обоснование символики герба Златоуста:Щит герба является символическим изображением ковша для разливки стали и характеризует Златоуст, как родину русского булата и один из центров качественной металлургии России.
Красное поле щита говорит о силе и мужестве жителей города, их активном участии в крупнейших исторических событиях XVIII-XIX вв., и напоминает о том, что город был основан Мосоловыми Тульскими промышленниками (поле щита герба Тулы – красное).
Стилизованное изображение крылатого коня символизирует уникальное искусство златоустовской гравюры на стали, а золото говорит о высоком таланте златоустовских мастеров, а также о богатстве уральских недр.
Золото символизирует прочность, величие, великодушие.

Но все же мы вынуждены задаться вопросом: был ли создан современный герб Златоуста в 1966 году? Или эта идея взята из других, ранее существовавших источников? Есть одна очень любопытная деталь: крылатый конь использовался задолго до того, как его «придумал» В.П. Жариков. Один из основоположников златоустовской гравюры на стали, самобытный художник Иван Николаевич Бушуев в своих работах часто использовал сюжеты антич-ной мифологии. В качестве примера можно привести шпажный клинок 1826 года, хранящийся в городском музее. На нем изображены скачущие навстречу друг другу крылатые кони. Барельефы крылатых коней помещены Бушуевым и по обеим сторонам шлема рыцарских доспехов (так называемом «Древнем вооружении», выполненном по заказу императорского двора для наследника, будущего императора Александра II). Можно сказать, что кры-латый конек стал своеобразным личным знаком И. Н. Бушуева, а затем превратился в символ златоустовской гравюры на стали.

Рис. 6. Изображение крылатого коня --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 6. Изображение крылатого коня на
«Древнем вооружении». 1826 год.
Автор Иван Бушуев.


Другой талантливый мастер Златоустовской оружейной фабрики Иван Петрович Бояршинов также использовал образ крылатого коня в своих работах (его можно увидеть в центральном овале крестовины офицерской сабли, выполненной И.П. Бояршиновым в 1832 году).
В 1958 году в городе вышла книга «Материалы по истории Златоуста», первая послевоенная краеведческая книжка, изданная в городе и ставшая ныне библиографической редкостью. На обложке этой книги изображен золотой крылатый конь с красным знаменем (Рис. 7). Автор рисунка этого конька известный исследователь златоустовской гравюры на стали Михаил Дмитриевич Глинкин.
     

Рис. 7. Золотой крылатый конь --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 7. Золотой крылатый конь.
Автор рисунка М. Глинкин. 1958 год.


Вывод нашего исследования создания герба города Златоуста напрашивается словами А.В.Козлова: «новый герб потому так быстро и прижился, что идея-то буквально носилась в воздухе, а Владимир Павлович Жариков самым удачным образом воплотил ее в жизнь».
Добавим, что герб Златоуста мог быть утвержден также и с наградной лентой, так как Указом президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1980 Златоуст «За успехи, достигнутые трудящимися города в развитии качественной металлургии, и, отмечая их заслуги в революционном движении и значительный вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне» Златоуст награжден орденом Октябрьской Революции. Это обстоятельство и позволяет Златоусту использовать герб с лентой награды, как например, используют города Магнитогорск и Миасс Челябинской области (Рис. 8, 9). К сожалению, разработчики не учли этого обстоятельства.

Рис. 8. Герб города Магнитогорск --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 8. Герб города Магнитогорск
Рис. 9. Герб города Миасс --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 9. Герб города Миасс










Современные герб и флаг города Златоуста по своему содержанию, восприятию являются украшением не только Челябинской области, но и Российской Федерации.



Рис. 10. Современный герб города Златоуста --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 10. Современный герб города Златоуста
Рис. 11. Современный герб города Златоуста --- Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 11. Современный герб города Златоуста




















Примечания:

1. Жариков Владимир Павлович, Заслуженный художник России, скульптор Злато-устовского отделения Всероссийской творческой общественной организации Союза ху-дожников России. Родился в 1931 году на Украине. Окончил Киевское училище приклад-ных искусств и скульптурный факультет Харьковского художественного института. Тру-довой путь составляет более пятидесяти лет, сорок пять из них он работает в области изо-бразительного искусства. Автор монументальных произведений: памятников красногвар-дейцам в селе Куваши и юным борцам за власть Советов, памятника жертвам расстрела рабочих в Златоусте в 1903 году, памятников русскому художнику-граверу И. Бушуеву, первому губернатору края И.И. Неплюеву, памятника Иоанну Златоусту. Создал скульп-туру скорбящей матери - памятник воинам-златоустовцам, погибшим в локальных воен-ных конфликтах.
2. Крылатый конь на гербе Златоуста//Златоустовский рабочий. 12-09-2000. №№ 165, 166.
3. Там же.
4.Соболева Н. Современный городской герб - визитная карточка города //Наука и жизнь. 1988. -№7. С.68.
     
___________________________
© Туник Галина Александровна


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum