Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
Менеджмент: ориентация на менталитет?
(№6 [151] 25.04.2007)
Автор: Владимир Тулупов
Владимир Тулупов
Менталитет (от лат. mentalis – умственный) – это склад ума; мироощущение, характер, мировосприятие; совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих человеку или общественной группе.

Русскую ментальность как составную часть национальной культуры определяет совокупность характеристик. Обобщив мнения многих исследователей, можно выделить различные качества «русского характера», нашедших отражение в том числе в произведениях отечественной классической литературы, историко-философских исследованиях (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Гончаров, Л. Гумилев, Ф. Достоевский, И. Ильин, В. Ключевский, Н. Лесков и др.): ведомость и пассивность, противоречивость («наличие ангельского и демонического»), преклонение перед красотой, жертвенность и жестокость в любви, русская удаль и размах, незнание меры, «жажда свободы и раба», покорность, вера в доброго царя или в судьбу, отсутствие самодисциплины и самоограничения, боязнь и потребность страдания, особая святость – религиозность и атеизм («В глубине души русский человек поклоняется не потому, что благоговеет перед святым, а потому, что в тайне ждет прощения, если ему вдруг случится согрешить» [1]). А еще – огромная сила воли, упорство, неприхотливость, практическая направленность ума, ловкость и рациональность, оптимизм, чувство мощного единения друг с другом, примирительное отношение к народам-соседам.

Интересен подход к менталитету с точки зрения географического анализа этнокультурной и природной среды. Выделяются такие группы факторов, как географическое положение, обширность территории; климат (длинная зима, низкие температуры и др.); ландшафт.

Первая группа факторов вызывает следующие черты характера: широта души, вольность, духовная свобода, подавленность, бесхозяйственность, безынициативность, лень. Вторая – такие черты, как меланхоличность, медлительность, недооценка своего труда, гостеприимство, терпение, послушание, коллективизм, соборность, чувство локтя, противоречивость, безудержность. Третья – созерцательность, мечтательность, наблюдательность, вдумчивость, слежение за природой, обсуждение пройденного пути [2]. «Романтические и максималистские черты русского характера взывают к абсолютному идеалу. <…> На разных этапах исторического развития во всех проявлениях народного сознания находит свое отражение противоречивая черта национального духовного склада – готовность к утопизму и одновременная уверенность в возможности воплощения утопии в жизнь» [3].

Существует мнение, что менталитет непременно вступает в противоречие с любыми значительными социальными изменениями (в частности, в России – это противовес рыночному реформированию), и потому необходимо постепенно переориентировать «инерционный маховик» менталитета на более терпимое отношение к рынку. Думается, это изначально неверный посыл. Менталитет – сложнейшее явление, он складывался на протяжении столетий, если не тысячелетий. Задача изменить менталитет изначально утопическая. Ведь размышляя в категориях маркетинга, где потребитель является главной фигурой, следует признать, что рыночная деятельность требует от потребительской аудитории исходить и к ней же постоянно двигаться.

В мировой экономике существуют, как минимум, две достаточно успешных и в то же время принципиально противоположных друг другу модели менеджмента – американская и японская. Если первая ориентируется на быстрый результат, личную ответственность, быстрый карьерный рост, то вторая базируется на тщательной подготовке результата, коллективном обсуждении проблем, высокой оценке многолетней преданности фирме и т.п. Естественно, и в том и в другом случаях учитываются особенности национального характера всех субъектов деятельности, национальные традиции ведения бизнеса. Возможно, российский вариант менеджмента должен быть совершенно особым (см., например, китайскую специфику) – евразийским, учитывающим совокупность ментальных черт, описанных выше. Известно, что в становлении буржуазной эпохи, противопоставившей сословно-феодальному строю идеологию частного предпринимательства, личной инициативы и духовной свободы, ведущую роль сыграла третья основная разновидность христианства – протестантизм (М. Вебер). Видимо, следует при определении нашей модели менеджмента учесть и тот факт, что в России, стране в основном православной, заметную роль играет также ислам. Как и тот факт, что после отмены крепостного права (1861 г.) в течение полувека в России активно формировался рынок, и к 1914 году наша страна превратилась в том числе и в промышленную державу. Естественно, что возникновение и развитие капиталистических отношений не протекало гладко, но нельзя не отметить и то, что коренной ломки сознания населения при этом не наблюдалось.


Литература:

1. Иванова В. Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века – http://referat.wwww4/com/?name=5524.
2. Волынкина В. Менталитет русского народа при изучении географии России в 8-9 классах – http://www.nerungri.edu.ru/muuo//pwrb/resurs/resurs/...
3. Истоки менталитета русского народа - http://geum.ru/kurs/str158.html/
_____________________________
©Тулупов Владимир Васильевич


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum