Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
"Исполнителя можно создать только любовью"
(№6 [151] 25.04.2007)
Автор: Наталья Боровская
Наталья Боровская
Почти 20 учеников - лауреаты престижных международных конкурсов. Для профессора Ростовской консерватории Сергея Ивановича Осипенко это – нормальный результат повседневной работы.

Блистательным фейерверком прошли в марте и апреле этого года концерты его питомцев в залах филармонии и консерватории. «Звездный билет» - так назвала ведущая, музыковед Г.Е.Калошина один из этих концертов. «Я хотела к чему-нибудь придраться. Не смогла. Все идеально», - сказала об исполнении Софьей Бугаян цикла пьес И.Брамса, сидящая рядом со мной на концерте преподаватель музыкальной школы. В этом концерте играли только лауреаты: кроме Софьи, еще Наташа Ткаченко и Дмитрий Кривоносов. Но стать учеником Сергея Ивановича – это уже значит получить звездный билет, как выбор судьбы. Потому и рвутся к нему в ученики очень и очень многие, а, став учениками, говорят, как Дима Кривоносов, что обязаны ему всем.

- Сергей Иванович, есть ли у Вас любимчики? Кто из учеников наиболее успешен?

- Люблю я всех. Без любви самый заурядный может играть прилично. Но настоящего исполнителя можно создать только любовью.

В 12 лет Анна Винницкая получила 1-ю премию на Детской музыкальной ассамблее в Москве. Затем была цепь непрерывных побед на многих конкурсах в Испании, Италии и других странах. Сейчас Аня работает по концертному плану в Германии. Александр Яковлев – тоже победитель бесчисленного множества конкурсов, в конце февраля этого года - конкурса на Майорке. Завоевав 1-ю премию в
Нажмите, чтобы увеличить.
Италии, он получил в подарок рояль, поздравление от Папы Римского и кубок в Риме из рук итальянского президента. Юля Чаплина заслужила 1-ю премию в Японии на конкурсе им. П.И.Чайковского для юношества и стала победителем многих других конкурсов. Алексей Красноскулов – доцент нашей консерватории, победитель Конкурса Баха. Каждый из моих учеников заслуживает отдельного разговора.

- А как становятся Вашими учениками?

- Стать моим учеником непросто. Я могу выбирать.

- Но чтобы так безошибочно выбрать, тоже надо обладать талантом, и, кроме того, можно, выбрав, погубить, а у Вас расцветает все самое лучшее. Вы заслужили право выбора.

- Наверное, заслужил. Так было не всегда.

- С чего начинается большой музыкант?

- С семьи, с генетики. Одаренность – от Бога. Если нет настоящего материала, ничего не сделаешь. Не всему можно научить, например, интуиции, музыкальному мышлению.

- Насколько важны для музыканта нравственные качества?

- Без высокой нравственной позиции стать настоящим музыкантом невозможно. Это – основа, на которую должно ложиться все остальное. Мы много беседуем о мире, о жизни, о любви.

- Не кажется ли Вам, что сейчас сформировалась довольно большая прослойка исполнителей, которые умудряются одновременно служить и Богу, и Мамоне? Можете ли Вы сравнить Ваших первых учеников с нынешним поколением?

- На моей памяти несколько поколений. Сейчас у меня учатся дети моих первых учеников. Те, может быть, были менее одаренными, но с более горящими глазами, и общий кругозор был шире. Сейчас он сузился. Зато новое поколение хорошо знает, «сколько и почем». Нынешние менее пытливы, но рациональны и прагматичны. Это естественно, потому что изменилось время и мироощущение. Раньше были конкурсы в музыкальные школы. Сейчас этот ручеек иссяк. Люди понимают, что идти в нашу профессию – значит обрекать себя на нищету, потому что содержать себя может только очень одаренный исполнитель.

- А каким был Ваш путь в музыку?

- Я родом из Таганрога. Просто дома был инструмент, и мама играла. Мой первый учитель увидел во мне способности, и по его совету мама отвезла меня в Ленинград, в музыкальную школу-десятилетку. Учился я у Демченко Веры Борисовны, ученицы Оборина. Сам Оборин курировал меня с 5-го класса. Пятый курс и аспирантура – в Московской консерватории у Воскресенского. В Ростов приехал по распределению.

- Первый исследователь творчества И.С.Баха И. Форкель в своем ХVIII веке сетует, что подлинное наслаждение музыкой не является общедоступным из-за того, что мало хороших учителей музыки. Переоценить роль учителя трудно. Известно, что гениальный органист, посвятивший себя служению Баху и людям, Альберт Швейцер, не состоялся бы как личность, если бы в 14-летнем возрасте на его пути не оказался Учитель. И таких примеров много. Актуальны ли слова Форкеля сейчас?

- Он прав. Часто в начальной школе отвращают от музыки, мучая учеников гаммами и этюдами.

- Как Вы считаете, может ли классическая музыка изменять человека и мир?

- Хочется верить. Но пока люди не наедятся и не получат человеческие условия жизни, трудно говорить об этом. Должен быть баланс. Сейчас яркое заслоняет великое. Но я верю, что когда-нибудь этот баланс у нас возникнет.

- В чем секрет Вашего педагогического метода, дающего столь блестящие результаты?

- С большим подозрением отношусь к слову «Метод». С кем-то удается, кто-то не поддается огранке. Стараюсь к каждому найти свой ключик. Любить учеников и музыку – это главное.

Так и не узнала я, есть ли у Сергея Ивановича секреты мастерства. И решила попытаться прояснить это у его коллег по консерватории. Как мне показалось, из их слов выстроился портрет Сергея Ивановича Осипенко - Учителя. А есть ли секрет – судите сами.
«Природа щедро наделила Сергея Ивановича талантом Человека и Музыканта, – сказал проректор консерватории по учебной работе Денежкин. – В молодости он много и успешно концертировал. Сейчас поглощен педагогической работой, как миссионер. Бесспорно, что все его ученики отличаются особой манерой исполнения. Учениками его становятся, как правило, с детских лет и проходят у него долгий путь от лицея до аспирантуры. Это важно».
«Сергей Иванович - это педагог от Бога, – первое, что я услышала от проректора по научной работе А.М. Цукера.- И пианист он блестящий. Эффектные вещи играть не любит, но способен наполнить богатейшим содержанием самое скромное музыкальное произведение. Он и сам необычайно скромен, но внутренне очень тонок и глубок».

Музыковед, доцент консерватории Г.Е.Калошина видит особенность педагогического метода профессора Осипенко в том, что «Сергей Иванович удивительно умеет выстраивать этапы роста учеников и подбирать соответствующие произведения. Кроме того, только он один знает, как рассчитать особую звуковую палитру произведения для разных залов и учит этому своих питомцев, с самого начала ставя задачу воспитания очень больших музыкантов».
Но лучше всех, по-моему, сказала об особенностях педагогического творчества Сергея Ивановича Осипенко Светлана Дихнова:

- Для Сергея Ивановича индивидуальность и личность учащегося – ценнейшая данность, которую он постоянно бережно наблюдает, изучает и выращивает из этого материала «витки спирали».
При этом он необычайно принципиален в постановке задач и жестком планировании учебного процесса. И как человек, и как музыкант Сергей Иванович всегда поражает своей проницательностью. Ребенок играет, а он видит при этом то, чего не видят другие: и не просто плюсы и минусы, но все возможные проблемы и перспективы. Он кажется прорицателем, и обладает феноменальным чутьем на все особенности, которые необходимы для развития именно данного ребенка.
Если он видит, что ученик – музыкант по своей сути, он сделает все, чтобы максимально развить заложенное природой.

___________________________
© Боровская Наталья Ивановна
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum