Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
Зов жизни
(№16 [161] 15.11.2007)
Автор: Ольга Накарякова
Ольга Накарякова
Нажмите, чтобы увеличить.
Александра Уткина
Сумерки надвигаются на заснеженную деревню. За избами виднеются лесистые горы. По пустынной улице бежит собака... Перед нами картина Александры Иосифовны Уткиной «Село Кленовая» (1999).
Нажмите, чтобы увеличить.
Село Кленовая
Эта работа и еще картина «Волки» (1998) представлены в постоянной экспозиции Екатеринбургского музейного центра народного творчества «Гамаюн».
Нажмите, чтобы увеличить.
Волки
Все произведения художницы, входящие в фонды Центра, изображают суровую, но разнообразную и такую узнаваемую уральскую природу. Посетители часто говорят про картины А. Уткиной: «Как будто рисовал ребенок». Действительно, ее пейзажи напоминают детские рисунки: своим несоблюдением некоторых основ живописи и рисунка, случающимся искажением законов перспективы. Но есть в них искренность, правдивость деталей, внутренняя сила, чувство цвета, – все то, что отличает настоящего художника.
     
Родилась Александра Иосифовна 11 ноября 1922 года в деревне Войково Константиновского района Амурской области. В 1940 году поступила на естественно-географический факультет Благовещенского пединститута. Когда началась Великая Отечественная война, Александра Иосифовна подала заявление о вступлении в ряды добровольцев на передовую, но получила отказ. В 1942 году, окончив курсы медсестер, ушла на фронт. Служила командиром дальномерного отделения 175-го артиллерийского дивизиона Второй Дальневосточной армии. Принимала участие в военных действиях против Квантунской армии. Награждена Орденом Отечественной войны и медалями. Именно тогда Александра Иосифовна встретила своего будущего мужа – сержанта Василия Сидоровича Уткина. После войны, окончив пединститут, художница уехала с мужем на его родину – Урал, в село Кленовая. Здесь Александра Иосифовна тридцать два года проработала учителем химии, биологии и географии, заведовала библиотекой. Затем одиннадцать лет вела уроки труда. Вырастила трех собственных и двух приемных детей. Сейчас живет в Екатеринбурге.

За этим сухим перечислением фактов приоткрывается целая жизнь, с ее горестями и радостями, тяжелейшими испытаниями и радостными событиями.
Свои воспоминания о Великой Отечественной Войне художница выразила в серии акварельных рисунков, созданных как иллюстрации к устным рассказам о тех событиях для школьников. Большинство листов появилось под впечатлением от стихов уральских поэтов из сборника «Мы в победе узнали себя». Данные работы были представлены на одноименной выставке, проходившей в 2005 году в центре «Гамаюн». В рисунках Уткиной много наивности, они полны искренности. Это взгляд непосредственного участника «может быть, самой, страшной в истории человечества войны».

Особенно трогает работа «Мой лучший друг» (2004).
Нажмите, чтобы увеличить.
Мой лучший друг
Молодой солдат, раскинувший руки, прямо смотрит на зрителя и, одновременно, в лицо врагу. Смертельно раненый в сердце, он заслонил от пули своего товарища. Простой пейзаж: низкая линия горизонта с зелеными далями и голубое небо только подчеркивают трагическую эпичность сцены с извечной темой русского искусства – жертвенность, героизм, защита Родины, дома, любимых.
Есть в этой серии место и другим чувствам. Горькой иронией проникнут лист «Два друга» (2005).
Нажмите, чтобы увеличить.
Два друга
Симметричная композиция с двумя стоящими на костылях бойцами. У одного отсутствует левая, у другого – правая нога, один протягивает товарищу левый сапог, другой – правый. Они им больше не нужны… Но оптимистический взгляд всегда остается для автора главным. Работа «День Победы» (2005) изображает ликующих солдат и тех, кого они защищали: детей, стариков, влюбленных.
Нажмите, чтобы увеличить.
День Победы
Своеобразным символом новой, мирной жизни здесь выступает маленькая девочка, протягивающая цветок старушке, потерявшей на войне родных.
     
В центре «Гамаюн» находятся живописные работы, выполненные в любимом жанре Александры Иосифовны – пейзаже. В своих картинах художница, как никто другой, умеет передавать красоту уральской природы: морозные закаты, весенние наводнения, тишину и спокойствие летнего дня в тени деревьев.
     
Пробуждающейся от зимней спячки природы посвящен «Пейзаж с вербой» (2002). Крутой берег, стоящий у реки дом, плывущие в небе бело-серые облака, подернутые голубоватой дымкой дали. Удивительно точно Александра Уткина изображает переходное состояние природы, когда река уже полностью освободилась ото льда, поля покрылись первой травкой, но деревья еще чернеют голыми силуэтами, и только на березах кое-где появились зеленые листочки да вербы покрылись пушистыми почками. Яркие тона, сочетание контрастных цветов: небесно-голубого, глубокого коричневого, желтовато-зеленого, а также переплетающиеся, как будто спутанные ветви деревьев придают картине какое-то тревожащее, неспокойное настроение.
     
А вот другое время года и другое ощущение - тихий зимний день, высокие березы стоят, не шелохнувшись, перед ними выстроились нарядные сосенки, напоминающие о празднике, справа виднеется уходящая в лесную чащу дорога, по которой деловито бежит кабан.
Нажмите, чтобы увеличить.
Дорога в лес
Картина «Дорога в лес» (2002) вызывает чувство спокойствия и умиротворенности.
     
На пейзажах Уткиной почти нет людей, зато частые гости - животные. Лось, издающий «зов жизни», вспорхнувший лебедь, стая волков с горящими глазами, деревенская собака выражают на полотнах художницы гармоничное единство Природы и всего Живого.
     
При работе Александра Иосифовна иногда использует смешанную технику: масло вместе с акварелью, или гуашью; часто поверх живописного слоя наносит карандашные штрихи; процарапывает красочную поверхность. Работает художница очень быстро и плодотворно. Она участница всех общих выставок центра «Гамаюн» и часто ее можно увидеть в наших стенах со стопкой новых работ, пришедшую посоветоваться со специалистами, рассказать о жизни, поделиться творческими планами и задумками. Особенно волнует последнее время Александру Иосифовну одна из актуальнейших тем современного общества – экология. В каждой своей работе она очень искренне призывает всех беречь леса, поля и реки – наше истинное богатство.
Нажмите, чтобы увеличить.
Зов жизни

…Наверно, одним из самых интересных и характерных фактов, из активной жизни художницы, является тот, что впервые рисовать она начала в возрасте семидесяти шести лет, когда, после переезда в Екатеринбург, впервые появилось свободное время. И за эти годы ее работы были показаны более чем на 80 выставках в Екатеринбурге, городах области и Москве.


______________________________
© Накарякова Ольга Викторовна
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum