Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Электронные элиты и власть в XXI веке
(№2 [165] 05.02.2008)
Автор: Григорий Акопов
Григорий  Акопов
Уже сегодня власть без новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обходиться не может. Разрабатываются новые системы не только использования информационных технологий в политическом процессе, но и в государственном управлении. Так, в стране уже несколько лет активно внедряется система управления «электронное правительство».

К 2010 г. жители страны смогут получать через «Интернет» основные социально значимые государственные услуги. Об этом на заседании Правительства РФ заявил Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман.
Использование ИКТ в деятельности органов государственной власти позволяет сделать предоставление государственных услуг более удобным для граждан и организаций. По словам г-на Реймана, ключевым показателем решения этой задачи является количество государственных услуг, полностью предоставляемых в электронном виде, т.е. не требующих очного обращения населения в органы власти.

     Подобные услуги, безусловно, стимулируют развитие сети «Интернет» в Российской Федерации. Так по данным Мининформсвязи, на конец 2006 г. количество интернет-пользователей в РФ, составляет 27 млн. человек, что соответствует уровню проникновения примерно в 19% (по данным Росстата, на 1 января 2007 г. в России проживает 142,2 млн. человек). А в 2008 г. «Интернетом» в России будут пользоваться уже 40 млн. человек.

     Примечателен и тот факт, что Россия идет «в ногу» с мировыми процессами. Так, мировой уровень проникновения «Интернета» показывает весьма заметный прирост, и уже к 2011 г. число интернет-пользователей достигнет 1,5 млрд., или 22% населения Земного шара.
     Помимо количественного роста пользователей, наблюдается и качественный рост влияния и популярности «Интернета» во всем мире. Так в большинстве развитых странах мира, «Интернет» уже сегодня обошел по популярности газеты и журналы. Например, в США по данным маркетинговой фирмы Nielsen//Net Ratings, 21% американских читателей газет предпочитают знакомиться исключительно с интернет-версиями своих любимых изданий. 72% продолжают отдавать предпочтение "бумажным" версиям, а 7% читают и "электронные" и "бумажные" газеты.
В Японии ситуация еще интереснее в среднем каждый японец проводит в «Интернете» 37 минут, при этом время, отводимое чтению газет, составляет лишь 31 минуту.

Даже крупнейшие телеканалы озадачены оттоком аудитории в виртуальное пространство. Вероятно, телевидение не минует учесть радио, которое уже уступает свои позиции сети «Интернет». Так, например, расходы на онлайн-рекламу в США в 2007 году составят $21,7 млрд и впервые превысят расходы на рекламу на радио, сумма которых достигнет $20,4 млрд, говорится в исследовании «eMarketer». Также, по мнению аналитиков, доходы от онлайн-рекламы будут неуклонно расти и к 2011 г. составят $44 млрд, почти в два раза превысив доходы от рекламы на радио, которые составят $22,6 млрд.
«Интернет-радио, спутниковое радио, подкастинг и разного рода музыкальные сервисы становятся популярнее с каждым годом. Обычное радио, напротив, теряет свою популярность и свои позиции в качестве платформы для рекламной кампании», - сказал главный аналитик eMarketer Бен Маклин (Ben Macklin) [1].

Говоря о возможностях развития Интернет-рекламы уместно процитировать отечественного специалиста С. Туронока, который, в частности, утверждает, что: «Гибкие возможности гипертекстовых технологии, широко применяемых в Интернет-рекламе, уже не удивляют рядовых пользователей. Сегодня мы стоим на пороге аналогичных аудио и визуальных решений, когда достижения компьютерной графики сделают возможным максимально индивидуализированное обращение к адресату. Избирателю, имеющему доступ в Интернет, не стоит удивляться, если в один прекрасный день с экрана монитора к нему обратится известный политический деятель с автоматически сгенерированной речью и безупречно смоделированной мимикой: «Дорогой Иван (Джон, Исламбек...), для нас обоих забота о семье, близких людях стоит на первом месте этом году твоя дочь Маша (Мери, Зульфия...) идет в школу, которую построили в рамках программы, разработанной с моим участием…» Применение такого рода технологий действительно способно революционизировать сферу политического маркетинга и рекламы» [2].

Развитие Интернет-рекламы вполне логично позволяет он-лайн изданиям вытеснять традиционные средства массовой информации, не говоря уже о некоторых видах услуг и средствах связи.
Все это позволяет говорить о серьезном воздействие электронных ресурсов и электронных изданий на социум, а следовательно, пришла пора вычленить элитарные слои сетевого сообщества, способные оказывать наибольшее влияние на социально-политические процессы и явления.
Темпы роста интернет-пользователей и уровень влияния всемирной сети позволяют утверждать, что в современном мире эффективная информационно-коммуникационная политическая конкуренция является определяющим фактором завоевания и сохранения политической власти.
В связи с вышеизложенным все больше отечественных и зарубежных ученых приходят к выводу, что в период нового информационного общества, зарождается новая правящая элита. А. Бард и Я. Зодерквист в своей книге «Netократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма» уверенно утверждают, что новый класс т.н. «нетократов» [3], уже находится у власти и скоро полностью вытеснит устаревшую политическую элиту неспособную обуздать глобальную информационную сеть.

О подобном развитии событий предупреждал Элвин Тоффлер в своей книге «Третья волна», где, он, в частности, писал: «Третья волна, уже начавшая сокрушать промышленные структуры, открывает небывалые возможности для социального и политического обновления. В самые ближайшие годы на смену нашим непригодным, притесняющим, устарелым интегрированным структурам придут новые удивительные общественные образования [4]».
Именно поэтому политические элиты активно вступили в борьбу за власть с помощью сетевых технологий [5]. Становление новых технологий, позволяет вывести политический процесс на новый более качественный уровень. И как мы можем наблюдать, одним из основных нововведений в современной политике является политика, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных компьютерных сетей общего пользования (преимущественно, сети «Интернет»), которую для краткости мы обозначим как электронную (сетевую) политику.
Как известно, любую политику, пусть даже электронную, направляют элиты. В связи с этим считаю необходимым обозначить роль электронных элит в новом информационном обществе или в обществе «третьей волны».
Резюмируем следующее определение понятие «электронные элиты», а именно: «электронные элита» – лица, (группа лиц) занимающие ключевое положение в виртуальном пространстве (в сетевом сообществе) и осуществляющие влияние на социальные процессы посредством ИКТ.

Литература и примечания:
1.     http://www.emarketer.com/
2.     Туронок С.Г. Интернет в политике: Политические аспекты новых информационно-коммуникативных технологий. М.: Международный университет (в Москве), 2003. С. 56.
3.     Нетократы – те, кто способен обуздать глобальную информационную сеть и научиться управлять новыми формами коммуникаций.
4.     Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ./Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
5.     Подр. см.: Акопов Г.Л. Сетевая политика российских партийных элит: проблемы теории и практики. Ростов-на-Дону: РОСБЛАНК, 2003.
_______________________________
© Акопов Григорий Леонидович
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum