Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Почему в Н-ской области дороги прямые и что из этого следует
(№5 [168] 05.04.2008)
Автор: Наталия Федорова
Наталия Федорова

Последнее время меня почему-то волнует далеко не праздный вопрос: «Отчего некоторые люди без устали что-то пишут и пишут, а потом долго и упорно пытаются где-нибудь опубликовать свои произведения?» Может быть, все они поголовно страдают приступами повсеместно модного нынче графоманства? Или пытаются таким нехитрым способом приобщиться к некому тайному братству персон пишущих? А может быть, им порой доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие последующее созерцание в печатном издании своего текста, а также имени и портрета при нем? Впрочем, как я полагаю, причины у всех разные.
Лично я время от времени занимаюсь этим непростым делом потому, что изначально рассматриваю свой очередной текст как ответ невидимому оппоненту. Например, представленные здесь рассуждения в первую очередь адресован персонам, которые по непонятной мне причине иногда слишком рьяно отрицают такой неоспоримый факт в моей биографии как наличие у меня инженерно-строительного образования, а также некоторого опыта работы в этой области. К отрицанию, как правило, прибегают разного рода гуманитарии, число который на данный момент слишком уж явно превысило потребности общества в их количестве. Поэтому в профессиональном плане они занимаются чем угодно, в том числе подбором и оценкой персонала для фирм и фирмочек, а также вполне солидных учреждений. И вот здесь-то они развернулись вовсю.
Инженеров с тридцатилетним опытом работы они порой пытаются тестировать на логику, внимательность, креативность, лояльность к фирме и на многое другое. А к чтению направленного в их адрес резюме приступают только после того, когда увидят в нем знакомые слова с перечнем функций, выполняемых в свое время специалистом на том или ином рабочем месте. Кроме того, по их мнению, любое стоящее резюме должен украсить список несомненных достоинств претендента на вакансию, составленный им лично, где должны фигурировать такие его качества как обучаемость, инициативность, трудолюбие, работоспособность и т.д.
Что же в этом плохого? А ничего плохого помимо того, что преодолеть такой входной барьер в лице рекрутера с гуманитарным образованием удается далеко не всем квалифицированным и толковым специалистам, поскольку многие из них по большей части привыкли на работе заниматься делом, а не описывать в достаточно примитивных терминах «функционал – личные качества» свои достижения опыт работы.



Отчего и почему дороги прямые знает только непризнанный инженер-строитель…

Итак, почему в Н-ской области дороги прямые. Это вовсе не вопрос, констатация непреложного факта. А поэтому представленный автором текст не имеет никакого отношения к ответу на вопрос, который ему никто и не задавал, а, скорее всего, является довольно пространным рассуждением автора на тему, обозначенную в заголовке статьи.
Начнем с того, что зафиксируем тот факт, что дороги в этой области нашего северо-западного региона действительно прямые. Ну и что из этого следует? А пока не ясно. Поэтому для начала неплохо было бы пояснить читателю, отчего и почему они такие ровные и прямые, а затем попытаться ответить на вопрос о том, хорошо это или плохо, например, лично для меня, поскольку время от времени я по этим самым дорогам позволяю себе перемещаться.
Можно было бы предположить, что такими прямыми эти дороги запроектировали для того, чтобы потом кому-то, кто, например, по этим самым автомобильным дорогам перемещаться-ездить потом будет, было бы удобнее и безопаснее.
Правда, лично я почему-то сомневаюсь в том, что какой-то неизвестный мне специалист-дорожник, из числа тех, кто в свое время занимался их проектированием, в первую очередь ставил перед собой решение именно этой задачи. И не верю я почему-то в то, что он был, например, в силу тех или иных причин сверх меры озабочен проблемой безопасности разного рода лиц, перемещающихся на своем личном и служебном автотранспорте по этим самым дорогам. И тем более, как я почему-то полагаю, что, наверное, он почему-то не подумал о и том, что в потоке транспортных средств когда-нибудь будут следовать разномастные колесные агрегаты, весьма существенно отличающиеся друг от друга по своему внешнему виду, стоимости, а также их способности к бесконфликтному перемещению по этим самым дорогам.

Поэтому предположение о том, что проектировщики прямых дорог заботились в первую очередь о тех, кто время от времени проезжает по этим асфальтовосерым полосам движения, я тотчас отвергаю в самом начале своих рассуждений. Мой повседневный житейский и практический опыт почему-то шепчет мне на ухо о том, что у нас только в одной хорошей песне издавна поется что-то вроде того, что «думай о другом немного тоже». Повседневная же деятельность наших специалистов, причем порой совершенно не важно в какой конкретной области они заняты, иногда никакого непосредственного отношения к этим лирическим лозунгам в песенном исполнении не имеет.
Как известно поющей публике, песни у нас иногда могут быть обналичены присутствием в них слов и мыслей правильных и нужных, поскольку они, эти самые песни, по замыслу их создателей, нам строить и жить помогают. Только лично я никакой такой особой радости от этих лирических песенных деклараций о лучших намерениях наших «строителей» чего-то там уже давно не испытываю.

Дороги, которые мы выбираем и не выбираем…

Продолжим мои рассуждения и постараемся теперь ответить на далеко не праздный вопрос по поводу того, отчего и почему меня лично так взволновала пугающая прямизна дорог в Н-ской области. Банальный ответ на этот вопрос уже прозвучал. А потому, что мне иногда приходиться ездить по этим дорогам в качестве пассажира, вследствие этого у меня имеется неплохая возможность понаблюдать из окошка новенькой среднеценовой иномарки за тем, что же такое, берущее иногда за душу, на этих самых дорогах происходит.
Впрочем, причина эта не далеко не самая главная. Важнее, как мне кажется, то, что мой беспристрастный взгляд на некоторые дорожные ситуации слишком уж отягощен моим базовым инженерным образованием. По странному стечению обстоятельств в моем дипломе наряду с другими инженерными и строительными науками зафиксирован такой интересный предмет как «автомобильные и железные дороги».
Кстати, это мое инженерное образование пятнадцать лет назад признали за рубежом и почему-то не все и не всегда хотят признавать здесь у нас. И что характерно, не хотят признавать иногда в тех случаях, когда речь, например, заходит о том, чтобы рассмотреть мою кандидатуру на ту или иную вакансию, где в качестве одного из основных условий фигурирует требование о наличии у претендента подобного образования.
Правда, логику и доводы наших людей так сразу не поймешь. Может быть, они действительно сомневаются в том, что кто-то в свое время вовсе не зря присвоил мне квалификацию инженера. А возможно, что иногда вполне сознательно пытаются таким нехитрым способом опустить или поставить меня на мое «женское место». Хотя если говорить честно, то оценивать инженерную подготовку кого-либо должен как минимум специалист с инженерным образованием, а у нас этим пытаются заниматься молоденькие барышни, которые по образованию то ли гуманитарии, то ли педагоги, а порой просто те, у кого на данный момент и вовсе нет какого-либо законченного образования. Помню, как один из так называемых помощников какого-то главного начальника как-то бросил сквозь зубы в мой адрес: «Знаешь свой статус – сядь на свой шесток…»

Прямая, как известно из школьного курса геометрии, самый короткий отрезок пути…

Продолжим наши рассуждения и перейдем к объяснениям причин прямизны этих самых дорог. Итак, первое объяснение, которое мне почему-то вдруг приходит в голову: «У проектировщиков дорог из всех чертежных инструментов в наличии имелись только линейка и карандаш. А вот такой инструмент как циркуль, с помощью которого выполняются разного рода сопряжения прямолинейных отрезков, у них отсутствовал начисто».
А почему он отсутствовал? Потеряли. Я, например, в свое время теряла этот инструмент не реже одного раза в два месяца, после чего приобретала очередную новенькую готовальню с минимальным набором чертежных инструментов и извлекала из нее еще один циркуль, который впоследствии снова успевала где-то потерять.
Разумеется, я представляю, сколь наивным покажется это объяснение читателям, Впрочем, в данном случае это вовсе не важно, поскольку существенным здесь является то обстоятельство, что любой человек, в том числе и я, пытается объяснить непонятное ему явление или факт, апеллируя к своему профессиональному или житейскому опыту. Логика моих рассуждений в этом случае проста. Лично я изучала в институте раздел по проектированию дорог, при этом мне приходилось чертить, для чего использовались различные чертежные инструменты, в том числе и циркуль, который постоянно терялся, следовательно, без циркуля в нужный момент мог оказаться и тот, кто проектировал дорогу в Н-ской области. А поскольку сроки выполнения работ поджимали, то им использовались такие подручные средства как линейка и карандаш.

Именно таким нехитрым, на мой взгляд, способом объясняют чужие поступки другие люди, стараясь объяснить и понять то, что просто-напросто, порой и вовсе не доступно их пониманию. Поэтому все те многочисленные гуманитарии, которые пристроились сейчас в рекрутинг, скорее всего не поймут логику технаря, который привык заранее просчитывать варианты, определять оптимальное сочетание параметров, а затем, например, переносить на чертеж элементы конструкций, а поэтому мыслит достаточно четко и прагматично без всяких там эмоционально-гуманитарных изысков и наворотов.
У них же, гуманитариев, порой косяком идут бесконечные разговоры, прения и дебаты по поводу мотиваций, сильных и слабых сторон специалиста и его способности самостоятельно, но в доступных их пониманию терминах, описать свои умения и навыки. Все это, на мой взгляд, жутко утомляет и раздражает специалиста с инженерным образованием, а поэтому он порой и вовсе не рассчитывает на то, что они смогут оценить его уровень подготовки или какие-либо другие профессиональные качества.

Эх, если бы не любовь председателя к бане, то не видать бы нам дороги…

Вернемся теперь к прямым дорогам.
Следующее объяснение ее загадочной прямизны. Поскольку в Н-ской области местность низменная и равнинная, без каких-либо заметных глазу холмов и пригорков, то можно, например, рассуждать и так, что проще всего трассу проложить в виде отрезков прямой, которые и будут соединять между собой основные поселки и райцентры области. На первый взгляд может показаться, что именно так быстрее проще можно решить проблему автодорог в области, если долго не мучить себя мыслью еще и о том, что помимо поселков и райцентров существуют еще небольшие деревеньки. Объемы дорожно-строительных работ при таком прямом раскладе будут минимальными, потребуется меньше строительной техники и рабочих, к минимуму будет сведен расход песка, гравия, щебенки и бетона, используемых при возведении дорожного полотна. Короче. Вспомним лозунг тех времен: «Экономика должна быть экономной».
Проблемы возникнут только у жителей отдаленных деревень, расположенных вдали от основной автомобильной трассы. Впрочем, как показывает мой житейский опыт, возникнут они далеко не у всех. Например, мне крупно повезло, поскольку добраться до нужной мне деревеньки автотранспортом я могу без каких-либо проблем. Два километра дороги с хорошим асфальтовым покрытием, которые проложены от основной автотрассы до моей деревни, протянули еще лет двадцать назад, а поскольку машин по ней ходит не много, то этот участок дороги сохранился до сих пор в очень приличном состоянии.

Инициатором строительства двухкилометрового участка дороги был бывший новый председатель колхоза, который, переехав в колхоз из города, женился на местной барышне, а по субботам любил наведываться в мою деревню к теще. Ездить к ней по субботам в баню по бездорожью председателю, как я полагаю, довольно быстро надоело. И к деревне проложили новую асфальтовую дорогу. Не думаю, что жителям других отдаленных деревень Н-ской области с дорогами повезло так же, как нам. Впрочем, колхоз председатель впоследствии развалил, что послужило лишним доказательством того, что руководить-то нужно тем производством, в котором хорошо разбираешься.
Кстати, современные рекрутеры-гуманитарии именно это порой почему-то не могут осознать и понять. Причина такого недопонимания, на мой взгляд, кроется в том, что, начитавшись на скорую руку учебников по менеджменту, они порой наивно полагают, что руководить на практике и вовсе просто. Потому как для этого необходимо знать, что существуют такие «управленческие функции», как контроль, планирование, организация и мотивация. Вот и пытаются иногда с пеной у рта кому-то доказать, что одинаково успешно можно осуществлять руководство и фермой, и оркестром, и сталелитейным производством. Думаю, что они все-таки по большому счету здесь иногда просто лукавят в расчете на то, что именно их образование в дальнейшем дает им шанс на то, что их когда-либо призовут к руководству чем-либо и кем-либо, причем не важно чем и кем конкретно.
Вот тогда, как мне кажется, и восторжествует волюнтаристский поход к делу. Например, строю дорогу там, где лично мне нужно и удобно. Впрочем, из истории известно, что мы это уже проходили.

Тише едешь – вовремя прибудешь на место…

А теперь о том, насколько удобно ездить по таким прямым дорогам.
Следует сказать, что первое время прямизна дорог в области порой просто пугает. В ясный день при хорошей видимости дорога просматривается на несколько километров вперед. Поэтому многие из проезжавших по трассе на дорогих и хороших машинах, вырвавшись на простор, иногда пытаются разогнаться до той скорости, которая здесь запрещена. А поскольку сама трасса размечена в три полосы, причем две встречные полосы метров через пятьсот могут, например, перейти в одну встречную, то всегда есть вероятность того, что некоторые из лихачей вдруг не успевают вовремя перестроиться, а тогда их машина может тогда оказаться на встречной полосе движения.
Впрочем, поток машин на этой трассе все-таки не очень большой. Тем не менее, вспоминается один случай, который произошел со мной на этой дороге в самом начале лета. Вместе с мужем на свой новенькой иномарке выезжаем из города Н. часов в пять вечера, и держим путь в сторону своей деревни, до которой ехать нам километров шестьдесят. За рулем машины как всегда мой муж, а я по привычке располагаюсь на заднем сидении, причем наискосок от него, поскольку в этот случае обзор лучше.
Проехали мы километров десять. Сзади внезапно раздается шум, грохот и скрип, оборачиваюсь и вижу в окошко, что старенький жигуль идет на обгон. Слава богу, что он успевает закончить этот маневр до того момента, как перед ним две дорожные полосы слились в одну. Теперь он едет впереди нас. Впрочем, нам с мужем это все равно, так же, как и то, обошел он нас или нет. А вот жигулисту, как видно, сам факт, что он сумел-таки обойти иномарку, доставила ни с чем не сравнимое удовольствие. Впрочем, о чем тут можно говорить, если за рулем старенького жигуленка сидит молоденький парнишка, а рядом с ним расположилась симпатичная барышня его возраста.

Поэтому жигулист увеличивает скорость и пытается оторвать от нас. Искоса смотрю на мужа, который в сердцах произносит: «Идиот…Молокосос. Выпросил у родителей штуку баксов. Прикупил этот ржавый хлам с помойки, который по странному стечению обстоятельств еще почему-то ездит. И теперь как в кино воображает себя крутым парнем. А ведь его колымага при таких скоростях может рассыпаться тут же на дороге в пух и прах. И тогда свернет он себе шею вместе со своей барышней. А сейчас это его скоростное буйство демонстрируется, как я понимаю, всем нам ради того, чтобы вечером поднабраться дешевого пивка в компании таких же молодых и неумных, а потом рассказать им байку о том, как он на дороге лихо сделал иномарку, за рулем которой сидел какой-то дяденька…».
А мне интересно наблюдать за тем, что за всем этим последует. Жигулист опередил нас метров на пятьдесят. Краем глаза смотрю на спидометр нашего авто. Стрелка спидометра нашей машины медленно и верно ползет вперед. Вот скорость увеличилась на десять километров, затем на двадцать, двадцать пять и продолжает расти. Но самое интересное, что при всем при этом расстояние между нами и жигулистом практически не увеличилось ни на метр.
Это означало, что он, увеличивая скорость, пытается от нас оторваться, а мы сели ему на хвост и не даем ему это сделать, несмотря на то, что выжимает он из своей колымаги по максимуму. А муж спокойно и уверенно продолжает держать пятидесятиметровую дистанцию между нами. Через несколько минут такой гонки впереди нас раздается грохот, и тут же мчавшийся с предельной для него скоростью жигуль вдруг резко останавливается. Плавно обойдя его слева, мы успеваем заметить, что старенькая машина вся как-то странно дрожит и трясется, а молоденький парнишка, вдруг как-то позеленевший, вероятно, от испуга, вцепился в руль своей машины обеими руками и почти что лег на него. Зрелище мало приятное, но с его машиной, по-видимому, все не так плохо, поскольку она все-таки не рассыпалась, как предрекал мой муж.
Не выдержав, спрашиваю его, что же все-таки будет с парнишкой и его машиной. А он, подумав, спокойно отвечает: « А ничего. Посидит недолго – немножко подумает. Может, еще со страху сбегает облевать в придорожную канаву. В его возрасте мужику мозги уже положено иметь. А когда они есть, то на подвиги меньше тянет. А когда их нет, то силком иногда вправлять приходится. И куда это он, интересно мне, так рвался? Себя показать? Голодранец хренов. Водить бы машину для начала толком научился. А то газ от тормоза отличает, поэтому сразу – за руль, надавил на газ посильнее и попер как танк по прямой. Еще и гонки тут на дороге устраивает. А мозгов, что же не хватает вовремя сообразить, что мы из своей машины такую скорость при необходимости выжать можем, какая ему и не снилась? А то, что он, случись что-нибудь, и себя без надобности угробит, и людей, которые рядом с ним случайно окажутся, его совсем не волнует. Мы его обгоняли? Нет. Спокойно ехали, между прочим, и правила соблюдали. А ему, видите ли, больше всех надо. И что за борзая порода эти нынешние молодые да ранние? Пока не нарвутся где-нибудь по полной программе – ни одна толковая мысля в их башке, не проклюнется. Шило им в одно место, что ли кто-то вставил, а вынуть вовремя забыл. Вот оно и колет их так, что носятся иногда как угорелые. Мне, например, и в голову никогда не придет, обгонять более мощную машину, тем паче не буду я состязаться в скорости с навороченным джипом по пересеченной местности, потому как знаю наперед, чем это для меня закончиться может. А эти…».
Дальше ехали мы, молча и без каких-либо приключений, поэтому через час благополучно добрались до своей деревни. Была суббота, и нам то предстояло еще топить баню.
     
Молодым везде у нас дорога, а почему, зачем и куда?

Теперь я вернусь к вопросу, на который пытаюсь ответить. Ответ мой сформулирован и адресован тем гуманитариям, которые, как уже было сказано выше, начисто отрицают наличие у меня нормальной инженерной подготовки и соответствующей квалификации и опыта работы. А в первую очередь адресован он тридцатилетней барышне, которой в некой нашей достаточно известной строительно-дорожной фирме поручили отбирать кадры, достойные работать в этой организации. Случайно заглянув на один из сайтов, я увидела ее резюме, из которого узнала, что эта барышня по образованию технолог швейного производства, но ни одного дня по своей специальности не работала, а подвизалась на работе внутреннего рекрутера компании и кадровика, что означает, что основной ее функциональной обязанностью был именно подбор кадров.

По каким критериям и параметрам она проводила так называемый первичный отбор резюме, направленных в адрес этой фирмы, для меня остается загадкой до сих пор. Кого и зачем она приглашала затем на собеседование тоже не ясно. А вот тот факт, что устроил ее на эту работу, скорее всего тот, кто был лично с ней знаком, у меня почему-то сомнений не вызывает.
Почему? Постараюсь ответить. В противном случае не вела бы она иногда себя так, как порой позволяет это себе. Например, обещать и не выполнять обещанное, просто не подходить к телефону, и через секретаршу посылать некоторых куда подальше. Потому как нормальному и толковому руководителю, как мне кажется, вряд ли придет в голову взять подобную особу на работу, связанную с подбором специалистов, при условии, что его контора в них действительно нуждается. Потому как у толкового руководителя, на мой взгляд, голова должна болеть о том, чтобы лучше, извините построить, а для этого и специалисты ему нужны действительно стоящие. Впрочем, это я так думаю. О чем думает тот или иной руководитель, я лично не знаю.
И теперь мне почему-то кажется, что, возможно, некоторых товарищей еще долго будет мучить вопрос о том, отчего это у нас порой такие дороги, по которым ездить иногда опасно. Мой личный ответ: «Потому, что кадры для дорожного строительства иногда где-то подбирали, например, специалисты-швейники…»
Мне нечего к этому добавить, кроме того, что некоторым продвинутым менпоперам (менеджерам по персоналу) в лице технологов-швейников и специалистов-гуманитариев, прежде чем пытаться кого-либо оценивать, тестировать, анкетировать и, как мне кажется, изгаляться над инженерами разного рода другими доступными им способами, нужно, на мой взгляд, для начала очень крепко подумать. О чем? А, например, о том, не окажутся ли они когда-нибудь в положении молоденького жигулиста, который, так и не научившись толком ездить, сел за руль раздолбанного жигуля. Чем все это кончилось, Вы уже знаете.
Этот жигулист на своей колымаге напоминает мне порой их скороспелое рыночное образование, на котором, на мой взгляд, по жизни тоже далеко не уедешь. Тем более что и рулить-то толком некоторые обладатели таких дипломов умеют. А поэтому возможен такой вариант развития событий, что когда они пытаются кого-то обставить, то не дай бог, повстречается им на дороге спец, который запросто сядет им на хвост и заставит почувствовать, кто есть кто.

P.S. Или Happy – End под вопросом
Статья была написана несколько месяцев назад. А вот недавно я случайно позвонила в организацию, где работала ранее кадровичка - швейница. Меня уведомили о том, что она больше не работает в данной организации. Интересно, почему?
_______________
© Федорова Наталия

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum