Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Основные этапы становления науки о профессиональной этике журналиста в России
(№10 [173] 20.07.2008)
Автор: Анна Колесникова
Анна Колесникова
Журналистская этика – молодая наука. Накопление этических знаний о профессии шло многие века, однако становление данной науки в России началось только во второй половине XX века. Как учебная дисциплина «Профессиональная этика журналиста» появилась в 90-е годы XX века.

Предметом изучения журналистской этики является профессиональная мораль. Знания о ней журналиста накапливались веками, но практическое использование получили, только когда профессия стала массовой. Именно тогда следование профессиональной морали стало помогать поиску компромиссов, согласованию взаимных интересов журналиста и людей, с которыми он сталкивается в процессе работы. Опыт согласования этих интересов начал фиксироваться в профессионально-нравственных нормах поведения специалиста. По наблюдению Д. С. Авраамова «формирование профессионально-нравственной нормы начинается с частной производственной ситуации и идет от конкретного к абстрактному. Постепенно технологические операции приобретают все больший общий смысл, выходящий за пределы этой отдельной ситуации, а вместе с ним – и нравственное содержание, потому что действие журналиста одновременно выражает его отношение к обществу и к людям, с которыми он вступает в контакт в своей трудовой сфере» (1, 48).

Но и задолго до превращения журналистики в массовую профессию в ее среде возникали нравственные конфликты и, соответственно, накапливался опыт их разрешения. Одним из прямых подтверждений этому является письмо М. В. Ломоносова к Л. Эйлеру и его диссертация «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», относящиеся к 1754 году. Осмыслив конкретный случай журналистского произвола, М.В. Ломоносов поднимается в своей диссертации до постановки принципиальных вопросов журналистской этики, к которым он подходит с позиций общечеловеческой нравственности. Исследователи нередко говорят об этом произведении как о начале научной разработки профессионально-этических проблем журналистики в нашей стране. Оно содержит положения, актуальные для профессиональной этики журналиста и сегодня, в частности, предостерегает от злоупотребления свободой суждений.

Однако, вплоть до второй половины XX века, в России так и не появилось именно научного обоснования профессиональных этических принципов журналистики. Журналистской этике повезло значительно меньше, чем медицинской этике или этике педагогической или судебной, где продолжались и развивались солидные традиции, заложенные еще в XIX веке, а в журналистской этике эта традиция резко оборвалась в 1918 году.

Связанно это во многом и с тем, что после 1917 года пресса превратилась в «подручного партии» – стала составной частью административно-командной системы, и это на десятилетия фактически вывело журналистский корпус России за рамки мировой профессиональной общности журналистов. Профессиональная этика как учебная дисциплина в учебных планах отсутствовала, так как все профессиональные принципы диктовались партийной моралью. В условиях полного поглощения прессы тоталитарной системой профессиональной этике было трудно вычленить в реальной деятельности прессы свой специфический предмет, отделить собственно моральные регуляторы от институциональных.

Тем не менее журналистика как наука в послевоенные годы начала развиваться достаточно быстрыми темпами: создаются факультеты и кафедры журналистики в различных университетах, увеличивается число научных разработок и исследований, журналистика функционирует как полноценная самостоятельная наука. Также значительным событием в жизни советской журналистики конца 50-х годов стал 1 Всесоюзный съезд советских журналистов, который состоялся в Москве в ноябре 1959 года. Главным итогом работы съезда стало создание Союза журналистов СССР. В 1967 году возобновляется издание «Журналиста» - профессионального журнала для журналистов. Таким образом, начинает складываться достаточно большая база для осмысления требований и закономерностей профессии. И уже в 70-х годах появлятся первые научные работы, посвященные вопросам профессиональной этики журналиста.

Таким образом, мы выделяем первый «советский» этап становления журналистской этики как науки (1970-е – 1991 гг.). За этот период в российской этической науке было предпринято несколько «погружений» в глубинные слои журналистской профессии.

Р.Г. Бухарцев едва ли не первым в этот период обратился к выявлению природы профессиональной этики в своей кандидатской диссертации «Вопросы профессиональной этики журналиста» (1971 г.) и книге «Творческий потенциал журналиста» (1985 г.), где говорит о неразрывной связи между уровнем профессионально-этического развития журналиста и его творческим потенциалом, указывает на теснейшую связь с проблемами этического плана и рассматривает этико-профессиональные основы труда журналиста.

В.А. Казакова в кандидатской диссертации «Социальные проблемы профессиональной этики журналиста» (М., 1975.) обозначила основные виды нравственных отношений, в которые вступают журналисты в процессе работы.

В.М. Теплюк в кандидатской диссертации «Журналист и источники информации: этические проблемы творческой деятельности журналиста» (М., 1977) и книгах «Этика журналистского творчества» (М., 1980) и «Социальная ответственность журналиста» (М, 1984) обстоятельно рассмотрел проблему социальной ответственности журналиста и систематизировал принятые в журналистике этические нормы сбора и использования информации. Исследователь также предложил свое определение понятия журналистской этики: «Совокупность предписаний, выраженных в принципах и нормах, регламентирующих нравственные аспекты деятельности журналиста в процессе выполнения им своей социальной роли, принято называть профессиональной этикой журналиста». В каждом конкретном случае В.М. Теплюк предлагает некоторые частные модели поведения журналиста. Категория «ответственности» занимает у автора одну из центральных позиций и очень тесно связана с нравственными и этическими законами и нормами, а также имеет совершенно определенную правовую поддержку. Немаловажное значение в работах В. М. Теплюка приобретает технология создания журналистского произведения. Это и условия общения журналиста с героями материалов, это и технологические приемы ведения беседы, обусловленные этическими требованиями к данному процессу, это и документальная система в творческой деятельности журналиста – ее принципиальные и функциональные особенности, это и техническая основа творческой деятельности журналиста, теснейшим образом связанная с этико-нравственными канонами поведения в профессии журналиста.

Д.С. Аврамов в этот период начинает заниматься теоретическим обоснованием профессиональной этики журналистов. В работах «С нравственных позиций» (1981 г.) и «Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски перспективы» (1991 г.) он всесторонне охарактеризовал профессиональную мораль журналиста как социальный феномен, определил ее место в общественном сознании и особый характер норм, обозначил связь индивидуального сознания как носителя профессиональной морали с позицией журналиста, которая реализуется в профессионально-нравственных отношениях. Более подробно к исследованиям этого ученого мы обратимся, когда будем рассматривать следующий этап.

Работы вышеназванных исследователей внесли важный вклад в становление журналистской этики как науки. Но есть у них и один существенный недостаток. Большинство данных трудов построено на изучении практики советской журналистики и отражает особенности подхода, принятого в отечественной этике в тот период. Практически все они несут на себе отпечаток представления о журналистике как части партийного дела, где главным были не профессиональные, а партийные принципы.

Таким образом, на первом этапе становления журналистской этики как науки накоплены ценные этические знания в отношении профессионального творчества и правил создания журналистского произведения. Теоретические идеи и практические рекомендации названных выше авторов продолжают использоваться, доказывая продуктивность и важность данного этапа для развития профессиональной журналистской этики у нас в стране. Однако административно-командная система советского государства не позволяла данной науке развиваться должным образом.

Полноценно журналистская этика в России начала развиваться только в постперестроечный период, после распада СССР и принятия 27 декабря 1991 года закона РФ «О средствах массовой информации» и провозглашения свободы слова. В следствие этого мы выделяем второй, «современный», этап становления журналистской этики как науки (1992 г. - по начало XXI века). В это время журналистская этика начинает формироваться как самостоятельная ветвь науки. Чуть позднее профессиональная этика как учебная дисциплина появляется в Государственных стандартах по направлению и специальности «журналистика»

На этом этапе наблюдается достаточно большое отставание российской журналистики в вопросах профессиональной этики от западной, где уже «отстоялся» пласт профессионально-нравственных представлений, определились алгоритмы действия профессиональной морали и формы влияния профессиональной общности на своих членов, обозначился своеобразный профессионально-нравственный облик журналиста.

У российских же журналистов этого еще не было к началу рыночных отношений и, к сожалению, нет до сих пор. Провозглашение свободы слова и логически вытекающей из нее свободы творческого самовыражения в 90-х гг. ХХ века явилось серьезным испытанием профессионально-нравственной зрелости отечественного журналистского корпуса, который наконец-то получил возможность перейти от внешней регуляции своей деятельности, в основном, к внутренней ее саморегуляции. К сожалению, свобода публицистического творчества в России в постперестроечный период все чаще стала оборачиваться журналистским произволом, причем на всех стадиях творческого процесса - при выборе темы, сборе и обработке материала и литературном его оформлении. Сейчас практически по всем узловым моментам профессиональной этики (отношения журналиста - с массовой аудиторией, источником информации, персонажем произведения, нештатным автором) и служебной (отношения журналиста - с редакционным коллективом, редактором, коллегами по профессии) наблюдаются серьезные отклонения от нормативных оснований.

По мнению большинства исследователей, в России процесс кодификации положений профессиональной морали идет пока слабо. В странах с развитыми демократическими традициями практически каждая крупная телекомпания, каждый крупный журналистский концерн строит профессиональную жизнь, ориентируясь на специально разработанные кодексы, к тому же периодически совершенствуемые. Основные постулаты этих кодексов сходны, соотнесены с международными документами данного типа, но высокая степень конкретизации, приближенности к условиям определенных каналов или изданий придает им особый смысл. В наших редакционных коллективах подобная практика только начинает прививаться.

В историю отечественных СМИ войдут и «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991 г.), и «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 г.), и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 г.), и «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.), и многие другие подобные документы. Однако ни один из них пока не работает. «Кодекс профессиональной этики российского журналиста», предложенный Союзом журналистов России в 1994 году, вызвал бурную реакцию в журналистской среде. Этот кодекс был хорош, как пожелание, но у него не было научной базы, поэтому он и не прижился в журналистской среде. Данный факт еще раз подтверждает необходимость научного исследования профессиональной этики журналиста.

В 1990-е гг. можно выделить несколько основных работ о профессиональной этике журналиста, в которых тема разрабатывается на современном российском материале и достаточно полно. Это «Профессиональная этика журналиста» Д. С. Аврамова (1999 г.); «Профессиональная этика журналиста» Г.В. Лазутиной (1999 г) и «Репортер: профессионализм и этика» М. И. Шостак (1999 г.). Рассмотрим основные положения этих работ, потому что вклад названных ученых в развитие такой науки как журналистская этика действительно велик.

Д. С. Авраамов в своей работе определяет предмет профессиональной этики журналиста, рассматривает возникновение профессиональной морали журналиста, ее сущность и основные функции. Дает определение журналистской этики: «Этика журналиста – это наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о нравственных аспектах его труда» (1, 7). Он глубоко анализирует нравственно-сознательный уровень творческой деятельности журналиста, что включает в себя рассмотрение профессиональной морали как индивидуального сознания журналиста, выделение проблем социальной обусловленности позиции журналиста, проблем стимулирования творческого акта в журналистской деятельности и участие в этом процессе такого структурного показателя как самосознание журналиста, а также исследует профессионально-нравственные отношения по направлениям: журналист – читатель; журналист – источники информации; журналист – герои материалов; журналист – коллеги.

Г.В. Лазутина в своей работе поднимает глубокий пласт теоретических материалов, рассматривает этику как раздел философии, определяет значение профессиональной морали, рассматривает как она действует в журналистике. Г.В. Лазутина анализирует категории профессионально-нравственного сознания журналиста, которые составляют первую группу профессионально-этических представлений журналиста. Ключевой из этих категорий, по мнению исследователя, является «профессиональный долг» – «выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые содружество добровольно берет на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни» (6, 177). Также в эту группу входят категории «профессиональная ответственность» «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь». Вторую группу профессионально-этических представлений журналиста составляют «профессионально-нравственные принципы». Они содержат в себе основные правила использования в моральном поведении журналиста законов взаимодействия профессиональной журналистской общности и каждого ее члена с обществом в целом.

Третью группу профессионально-этических представлений журналиста составляют нормы. Профессионально-нравственные нормы, направляющие поведение журналиста, образуют шесть групп – соответственно тем професионально-нравственным отношениям, которые неизбежно складываются у журналиста в его профессиональной жизни: «журналист - аудитория», «журналист - источники информации», «журналист - герои публикаций», «журналист - авторы», «журналист - коллеги», «журналист – власть». В каждой из этих групп есть нормы, которые стали для журналистов стандартами поведения, но также есть и нормы, которые практически не соблюдаются. .

М.И. Шостак в своей работе «Репортер: профессионализм и этика» рассматривает сугубо отраслевые принципы этики в творчестве журналиста. Также исследователь обозначает специфические проблемы репортерства (12, 3):
- уровень достоверности при изложении фактов;
- “искусство умолчания” (отсечение “ненужных” деталей);
- косвенное комментирование, дающее простор оценкам субъективным и предвзятым;
- опасности профессионального “дирижирования беседой”;
- работа под “маской” и работа “скрытой камерой”.

Автор называет репортерство особым родом журналистской деятельности, для которого характерны две основных черты: определение таланта репортера как “чутья на новость” и представление события (либо состоявшегося разговора, либо какого-то иного действия, вызванного инициативой журналиста) как факта, который не нуждается в дополнительных разъяснениях (12, 10).

Следует отметить и вышедшую в эти годы книгу С. А. Муратова «Нравственные принципы тележурналистики (опыт этического кодекса)» (1994 г), где прописаны основные этические принципы, которыми должны руководствоваться тележурналисты в своей практической деятельности.

Полноценное развитие профессиональной этики как науки было бы невозможным без изучения зарубежного опыта. Так в 1998 году Национальным институтом прессы издается книга американского исследователя Э. Б. Ламбета «Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии». В ней автор говорит о применении основополагающих философских принципов на практике, предлагает методику выбора этической альтернативы в конкретной ситуации, дает советы по разрешению этических конфликтов, актуальные и для российских журналистов.

В 1999 году выходит книга А.А. Короченского «Этическое регулирование журналистской деятельности (зарубежный опыт)» (Ростов-на-Дону), где впервые представлено комплексное описание и сравнительный анализ этико-профессиональных норм, выработанных зарубежными журналистскими сообществами в целях регулирования деятельности журналистов и средств массовой информации, а также содержатся тексты кодексов журналистской этики, в большинстве своём впервые переведенных на русский язык.

Проблемы, тематически смежные с этической стороной творчества журналиста, рассмотрены в научных работах И.И. Засурского, Т.Л. Кичигиной, А.А. Малиновского, Г.С. Мельник, С.Ю. Тимофеевой. Важные подходы к проблеме нравственности журнализма содержат научные труды в области журналистики таких известных авторов, как С.М. Виноградова, В.М. Горохов, И.М. Дзялошинский, Г.В. Жирков, Я.Н. Засурский, В.И. Коньков, Б.Я. Мисонжников, Е.П. Прохоров, В.А. Сидоров, А.А. Тертычный, М.С. Черепахов.

Новый виток в исследования журналистской этики происходит в начале XXI века.

В 2000 году выходит книга С.А. Муратова «ТВ - эволюция нетерпимости: (История и конфликты этич. представлений)». В ней автор анализирует приобретения и потери российского телевидения, пишет о коммерциализации вещания, ведущей к утрате отечественных культурных ценностей, ангажированности каналов и саморазрушении профессиональных принципов, об этической культуре, способной обеспечить достоинство и репутацию тележурналиста.

Так 2003 – 2004 гг. выходят новые научные работы, посвященные проблемам профессиональной этики журналиста. Это «Этика журналистского творчества» А. А. Юркова. (2003), где предлагается поэлементное изучение этических свойств и условий творческого процесса в журналистике.

В 2004 г. в Саранске выходит учебник «Этика журналиста» П. Н. Киричек и О. В. Федотовой. В нем авторы подробно рассматривают нравственные принципы журналистской деятельности и современные теории прессы; этико-правовые механизмы регуляции и саморегуляции в журналистике; сущность, структуру и функции журналистской этики; социальную позицию журналиста и плюрализм общественной жизни; журналистскую этику в пореформенную эпоху; журналистскую этику и информационную культуру, анализируют местные и федеральные издания, выявляя этические нарушения.

Накопление знание об этике профессии журналиста посодействовало большей специализации внутри данной области знания. Так Е.В. Письменная рассматривает более узкий аспект журналистской этики и пишет работу «Профессиональная этика в деловой прессе (2004), где анализируется роль и место деловой прессы современной России в структуре СМИ, а также рассматриваются вопросы профессионального сознания и формирования нравственного опыта работников деловой прессы и определяются механизмы профессионально-нравственной регуляции журналистского поведения.

Первым практикумом по профессиональной этике стала работа «Делай, что должно…» (Тольятти, 2004). Практические рекомендации даны здесь в виде анализа различных частных ситуаций, где нарушаются те или иные нормы профессиональной этики журналиста.

Кроме того, начиная с 1995 года, в России проводятся международные научно-практические конференции, посвященные проблемам профессиональной этики журналиста. Например, в апреле 1995 года, в Москве, по инициативе Российско-американского информационного пресс-центра1 и фонда «Фридом форум» (США), проводилась конференция по журналистской этике. Здесь российские журналисты и их зарубежные коллеги обсуждали проблемы и перспективы развития журналистской этики в России. Были рассмотрены следующие вопросы: «В чем польза этической журналистики для профессионального сообщества и общества в целом? В какой форме должны быть представлены профессиональные стандарты? Кто будет и каким образом следить за выполнением норм? Каков прогноз на будущее в области журналистской этики в России?»(11, 13).

В 1998 г., с 18 – 19 апреля, в Санкт-Петербурге была проведена международная конференция «Проблемы журналистской этики в теории и практике СМИ посткоммунистической России», где обсуждались вопросы реализации норм журналистской этики в Дании, США, Швеции, а также следующие темы: "Журналистская этика и доверие читателей" (Олсон Энн, США). "Корпоративная этика в системе социальных регуляторов" (Шароградская А. А., Санкт-Петербургский филиал Национального института прессы) "Проблемы журналистской этики в практике освещения этнических проблем" Еремин И. Ю. (Судебная палата по информационным спорам, Москва) и другие. В качестве заключительного документа конференции была разработана «Декларация доверия журналисту», а также «Проект минимальных этических норм и требований для профессионального журналиста». Кроме того, на ежегодных всероссийских научно-практических конференциях по журналистике, проводящихся в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах, обязательно затрагиваются и обсуждаются вопросы профессиональной этики.

Стоит обратить внимание на исследование, проведенное Центром прикладной этики Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН совместно с Фондом защиты гласности и Комитетом Российской Федерации по печати. Материалы исследования представлены в книге «Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов». Предметом этого исследования стало состояние журналистского этоса в переходный период развития России. Также в Тюмени выходят продолжающе¬еся издание «Тетради гуманитарной экспертизы», некоторые номера которых посвящены проблемам журналистской этики.

Ценные работы, посвященные проблеме саморегулирования российского журналистского сообщества, содержатся в сборнике статей «Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы. Перспективы становления в России». Здесь представлены следующие материалы: «Большое жюри СЖР: точность – наша вежливость» М. А. Федотова; «Этическая экспертиза. Идеи саморегулирования “медиацеха”» В. И. Бакштановского; «Регулятивная роль медиакритики» А. П. Короченского; «Плавать необходимо, но плыть – трудно» (об особенностях процесса становления саморегулирования в России) Ю. В. Казакова.

Следует также отметить и исследования В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова, где актуализированы понятия «этос» и «медиаэтос». Книга «Моральный выбор журналиста» (Тюмень, 2002) основана на материалах медиа–семинаров по проблеме журналисткой этики, в которых принимали участие руководители и сотрудники ведущих СМИ Тюменской области. Благодаря чему работа данных исследователей носит практический характер и может оказать реальную помощь при разрешении сложных этических ситуаций. Так, Н. Э. Шишкин считает, что «выдержки из дискуссий с участием “своих” журналистов способны значительно “оживить” разговор о профессиональной этике, “опустить” его с теоретических небес на грешную землю» (13, 4). А. И. Анненков особо отмечает, что В.И. Бакштановским и Ю.В. Согомоновым в их исследованиях «предложена современная трактовка понятия «реально должное» с точки зрения проблем профессиональной журналисткой этики. Авторы трактуют реально должное как промежуточное состояние между должным и сущим, как «медиаэтос» – «некий свод неписаных правил, которые большинство журналистов добровольно для себя принимают и которым действительно стараются следовать в своей повседневной профессиональной практике» (2, 5).

Тем не менее большинство трудов по профессиональной этике направлено на создание конкретного журналистского продукта. Однако, чтобы наиболее полно изучить проблемы профессиональной этики журналистов, необходимо рассматривать не только отдельный журналистский материал, но и весь «продукт», в котором он находится.

Соответственно, злободневным становится и разговор о том, что может сейчас сделать для журналистской практики профессиональная этика как наука. Запрос на ее рекомендации в журналистских коллективах созрел. Сейчас действует Большое Жюри при Союзе журналистов, где разрешаются различные этические конфликты. В 2000-х годах в регионах создаются различные советы по этике, например «Совет по этике Краснодарского краевого отделения Союза журналистов РФ», «Совет по информационным спорам в Нижегородской области», «Совет по информационным спорам в Ростовской области», где также разбираются различные этические конфликты. Однако, как показывает практика, названные организации пользуются небольшим авторитетом у журналистского сообщества и пока малодейственны. Тем большую роль может сыграть наука о профессиональной этике журналиста в решении проблем практики.

В чем конкретно состоят в данный момент задачи профессиональной этики как науки?
1) систематизировать и предложить вниманию журналистов весь круг выработанных мировым журналистским сообществом представлений, в которых отражаются разные стороны профессионально-нравственных отношений журналистской среды;
2) выявить и сгруппировать те стандарты поведения, которые осознаются в мировом журналистском сообществе как нормы профессиональной морали;
3) определить источники и найти пути выхода из наиболее острых конфликтных ситуаций, возникающих в профессионально-нравственных отношениях журналистской общности;
4) предложить реально действующие механизмы саморегулирования внутри журналистского корпуса.

Конечно, в целом круг задач профессиональной этики намного шире. Однако перечисленные задачи ждут решения в первую очередь, поскольку они ориентированы непосредственно на практическую помощь журналистскому корпусу, и, прежде всего, на то, чтобы обеспечить его средствами, способными стимулировать ответственность журналистов.

Таким образом, мы определили два основных этапа в становлении российской журналистской этики как науки: «советский» и «современный». На первом, начинается накопление научного знания о профессиональной этике журналиста, формируются ее основные понятия и категории, определяются ее задачи и предмет. На втором этапе журналистская этика начинает функционировать как самостоятельная наука, все больше увеличивается количество исследований по данному вопросу. Авторы раскрывают этические стороны творческого процесса журналистов, исследуют особенности профессиональной морали, анализируют процесс саморегулирования в современной журналистике, изучают профессиональное самосознание работников СМИ, а также профессионально-нравственные отношения, в которые включены журналисты. Однако, состояние профессиональной этики в современной российской журналистике, говорит о том, что многие вопросы и проблемы журналистской этики еще до конца изучены или вообще не рассматриваются. Остается еще достаточно большое поле для деятельности новых исследователей.


Библиография


1.     Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста [Текст]: Учебное пособие / Д. С. Авраамов. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. – 224 с.
2.     Анненков А. И. Представления о реально должном в профессиональной журналистской морали (на основе анализа публикаций современных общероссийских изданий) [Электронный ресурс] / А. И. Анненков. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Режим доступа: www.mediascope.ru
3.     Дорощук Е. Деятельностная модель журналистики [Электронный ресурс] / Е. Дорощук – Режим доступа: www.realdialectics.com
4.     Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста [Текст] : учеб. /П.Н. Киричёк, О.В. Федотова.- Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 140 с.
5.     Корконосенко С. Г. Основы журналистики [Текст]: учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 287 с.
6.      Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста [Текст]: учебн. пособие / Г. Л. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 208 с.
7.     Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе [Текст] / Е. В. Письменная. – М. Издательский дом «Хроникер», 2004. – 176 с.
8.     Прохоров Е. П. Исследуя журналистику [Текст] / Е. П. Прохоров. – М.: РИП-Холдинг, 2005. – 202 с.
9.     Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы. Перспективы становления в России. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Дом «Стратегия», 2004. – 400 с.
10.     Юрков А. А. Этика журналистского творчества . Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 200 с.
11.     Шиллингер Э. Проблемы и перспективы развития журналистской этики в России [Электронный ресурс] / Э. Шиллингер. - Институт проблем информационного права. -
Серия "Журналистика и право", выпуск 54. – Режим доступа: www.medialaw.ru/publications/book_series.htm
12.     Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика [Текст] / М. И. Шостак. – М., 1999. –
13.     Шишкин Н. Э. Дисциплина “Основы журналистики” – через теорию к практике [Электронный ресурс] / Н. Э. Шишкин. – Информационное пространство Тюменской обл., выпуск 2. – Режим доступа: www.media.utmn.ru/library_view_book.php
14.     Щербакова Г. И. «Делай, что должно…» [Текст]: Практикум по дисциплине «Профессиональная этика журналиста» / Г. И. Щербакова. – Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. – 87 с.



______________________________
© Колесникова Анна Витальевна
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum