Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
Телефон, чтобы звонить!
(№13 [176] 20.09.2008)
Автор: Самвел Акопов
Самвел Акопов
Техническое задание на разработку сотового телефона

Каким должен быть сотовый телефон? Ответ на этот вопрос бывает очень разным у разных людей:
- Музыкальным, как Nokia XpressMusic
- Смартфоном на Симбиане
- Нет, только на Windows Mobile!
- Телефон должен звонить, и все.
- Я вам так скажу: телефон это Моторола!
- Ха! Всему свету известно, что телефон – это Нокия и только Нокия.
Ну, и так далее.


К счастью, у всех этих категорий людей есть телефоны, которые их удовлетворяют. Потому что производители сотовых телефонов кропотливо работают над тем, чтобы удовлетворить потребности самых разных покупателей.
Но вот автор данного текста не удовлетворен ни одним из существующих сотовых телефонов. И скрупулезно рисует образ своего идеального телефона, считая, что такой телефон нужен и понадобился бы многим.
Так это или нет – судить вам.

Пункт 0. Пролог.
В разработке очередной модели сотового телефона участвуют люди множества профессий. Среди них есть и маркетологи. Маркетологи – это те самые люди, которые решают, будет ли модель с такими параметрами пользоваться спросом или ее производить не стоит, потому что ее не будут покупать. Маркетологи решают, что в сотовом телефоне нужен (или не нужен) фотоаппарат, что, если в телефоне есть это, то должно быть и то… и так далее.
Однако все люди могут ошибаться. Маркетологи тоже люди, и бывает, что их ставки на коммерческий успех или неудачу товара оказываются несостоятельны. В этой статье я хочу описать телефон, который, на мой взгляд, мог бы пользоваться бешеным успехом, если бы его производили. Я сам давно жду этого телефона и представляю его очень ясно. Но, кажется, никто его производить не собирается. Я полагаю это системной ошибкой маркетологов.
Итак, начнем сначала. Заранее прошу прощения за то, что буду упоминать устройства, названия которых кто-то может не знать, но которые были воплощением именно той идеи, о которой речь.

Пункт 1. Экран.
Телефон должен быть черно-белый. В смысле – с черно-белым экраном разрешением 320х240 пикселей. Если вам не нужны возможности цветного экрана, то на черно-белый экран лучше смотреть и на ярком свету, и в полной темноте, чем на цветной. А тому телефону, о котором пойдет речь, возможности цветного экрана не нужны. Кроме того, что немаловажно, черно-белый экран гораздо экономнее расходует батарею. При этом оттенков экрана должно быть не менее 256. А, может, и 65 тысяч...
Подсветка у экрана должна быть белого цвета. Не оранжевого, не синего, не желтого, а именно белого. На левом боку должны быть две клавиши со стрелками «вверх» и «вниз». В режиме разговора они регулируют громкость речи, а вне режима разговора регулируют подсветку. И только ее. Не громкость клавиш (что за странное решение - регулировать громкость нажатия клавиш, как будто важнее ничего нет!), не громкость звонка. Потому что нет смысла регулировать то, что сейчас не происходит. А вот подсветка горит прямо сейчас.
Что важно. Подсветка на большинстве устройств имеет неприемлемые градации. Обычно самая слабая подсветка уже является слишком яркой для полной темноты и режет глаза. Следует взять за образец градации подсветки в наладоннике Palm Clie SJ22, где очень слабая подсветка действительно является очень слабой.
Еще о подсветке. Вернее, о действии боковых клавиш регулировки подсветки. Клавиши «больше» и «меньше» («вверх» и «вниз») должны естественным образом прибавлять или убавлять по одной градации яркости из имеющихся, скажем, 8, 16 или 32 градаций. А вот долгое нажатие клавиши «меньше» (скажем, в течение 1-1,5 секунды) должно сразу выключать подсветку. И, соответственно, долгое включение клавиши «больше» должно ее сразу включать на полную яркость.
И, конечно, время подсветки должно устанавливаться: столько-то минут, столько-то секунд. Скажем, 2 минуты 30 секунд. Или 0 минут 0 секунд. Или 99 минут 59 секунд.
Также должно (разумеется, отдельно от подсветки) регулироваться время горения экрана после прекращения работы на телефоне. Для сохранения аккумулятора полезно завести полное отключение экрана на время, когда телефон бездействует. По аналогии с Philips Xenium 9@9a, который, в частности, благодаря этому свойству работает до 40 суток без подзарядки телефона. Но вот, когда происходит это полное отключение – через 10 секунд, через 30, через минуту, 2 или 5 или 15 минут, либо не происходит вообще – конечно, должно являться настраиваемым параметром.
Что касается физических размеров экрана, то тут чем больше, тем лучше. Конечно, всему есть предел. Можно взять за образец экран и иные пропорции телефона Samsung SGH i550. Экраны телефонов (моноблоков) Nokia слишком малы.

Пункт 2. Заставка.
Обсудим заставку. Естественно, должна быть заставка. Это то, что зажигается после некоторого времени бездействия телефона, но до того, как отключат экран. Что изображено на заставке. В верхней части изображены часы, написан полностью день недели, число и месяц словами, год. То есть не 03/08 20:58, а:

БОЛЬШОЙ          3 августа 2008 г.
ЦИФЕРБЛАТ      воскресенье
ЧАСОВ          Ростов-на-Дону

Помимо основного времени, могут быть введены еще два или три (для людей, часто бывающих в разных часовых поясах). Они тоже могут быть отображены на заставке, ниже.
Далее, ниже на заставке находятся последние 5 (а то и 10) входящих СМС. Вернее, их начало, кусок первой строчки, сколько помещается на экране. Как вариант – все непрочитанные.
Еще на заставке могут отображаться задания органайзера.
Все, что может отображаться на заставке, регулируется. Ставится «галочка» - отображать ли на заставке этот пункт или нет.
Таким образом, человек, проставив «галочки» может сделать себе заставку из 4 циферблатов с часами разных мест. Или с одним циферблатом и 10 последними СМС. Или только органайзером, без ничего. В случае если все, что человек хочет увидеть на заставке, не умещается на экране, должен быть скроллинг заставки (например, такова может быть функция клавиш «вниз»-«вверх» в режиме заставки, любое нажатие других клавиш прерывает заставку).

Пункт 2. Адресная книга.
Почему-то, производители телефонов считают, что если уж человек покупает аппарат с черно-белым экраном, то ему сойдет адресная книга с двумя полями – имя и номер телефона. Причем, на имя хватит 8 букв. Это очень неправильно. Телефон должен иметь не просто адресную книгу, а адресную книгу телефонов под Symbian OS. Для тех, кто не в курсе, скажу, что там около сотни полей в одной записи, включая телефон секретаря, день рождения жены, все виды адресов и т.д. И, конечно же, эта адресная книга должна синхронизироваться с Microsoft Outlook. Поскольку никакого вида мобильного Интернета в этом телефоне не планируется, то и заводить USB-кабель и его драйвер как-то бессмысленно. Мы сделаем по-другому. Вся книга контактов будет находиться на MicroSD 1gb, которая входит в комплект поставки телефона. И цена на которую уже упала ниже 300 рублей. Мы вынимаем эту карту из телефона, вставляем через переходник (кард-ридер) в компьютер, карта определяется как диск с очередной буквой и – о, чудо! Автоматически стартует нестираемая с карточки программа синхронизации контактов с Microsoft Outlook.
Вы можете возразить, что на это время телефон останется без книги контактов, и вообще, что как-то неестественно держать контакты на карте памяти. Но это вопрос решаемый. Например, книга контактов постоянно хранится в двух экземплярах – внутри телефона и на карточке и автоматически синхронизируется при любом действии в книге. Звучит громоздко, но реализуется просто.

Пункт 3. Аккумулятор.
Аккумулятор телефона должен быть, как у давнего аппарата Ericsson T65, несъемным. Мы выбираем форм-фактором телефона моноблок. Соответственно, аккумулятор является просто цельной задней стенкой телефона и крепится 4 винтами к основному корпусу. При толщине миллиметров 7-8, ширине 55 и высоте 115 мм такой аккумулятор может иметь объем 1500-1700 мАч (и лучше литий-полимерный, чем литий-ионный, служит дольше). Сам телефон при этом уложится в толщину 13-14 мм и в вес граммов 110-120. Но должен быть и второй вариант. А именно, такая же задняя стенка, но толщиной вдвое больше. Что приводит к телефону толщиной 20-22 мм и аккумулятору 3000-3400 мАч и весу под 200 граммов.
Аккумулятор такого объема, что телефон (особенно, при выключении экрана в режиме ожидания) будет работать месяц-два без подзарядки. Ну, уж дней 7-10 - у самых болтливых. Этот параметр крайне важен, и его недооценивают маркетологи. Уж на что плох телефон Philips Xenium 9@9a, а все же все его знают, потому что «40 суток ожидания» (поищите в Гугле мою статью об этом телефоне: «40 суток ожидания, 2 катастрофы, множество мелких неприятностей и легкий нервный тик»).
Кто не видел Ericsson T65, может спросить: а как же будет вставляться при такой компоновке аккумулятора сим-карта? Отвечаю – именно как в том телефоне. В виде выезжающего с торца корытца. Очень удобно.
Еще одно, упомяну тут же, так как имеет прямое отношение к сроку жизни от одной зарядки. Телефон обязательно должен уметь самостоятельно выключаться и включаться. Например, выключиться в 23 часа и включиться в 7 утра. Или, если это строго рабочий телефон, то включиться в 9:00, выключиться в 13:00, включиться в 14:00 и выключиться в 18:00.

Пункт 4. Игры.
Почему-то принято думать, что в сотовом телефоне достаточно сделать 2-3 игры. И не только думать, но так и делать. Это никуда не годится. Зачатки правильного подхода были некогда продемонстрированы в замечательном телефоне Sony CMD-J5. Там было 4 игры. Одна логическая, одна аркада, один пазл и одна творческая.
В принципе, этот подход верен, но игр должно быть не 4, а… 40, 60 или 100. Вы, наверное, думаете, что я шучу? Нисколько. Черно-белый экран – не препятствие для игр. И игр должно быть много не потому, что человеку нужно 100 игр для развлечения. А потому, что, как показывает жизнь, люди предпочитают один-два типа игр. Кто-то – аркады, кто-то шутеры, кто-то квесты, кто-то стратегии, кто-то любит логические и т.д. Поэтому из 50-100 игр вы реально будете играть в 5-10.
Итак, должны быть: шахматы, шашки (стоклеточные, русские, уголки, поддавки, «волк и козлята»), реверси, го, рэндзю, быки и коровы, морской бой, преферанс, бридж, покер, симуляторы игровых автоматов, симулятор полета, пара-тройка шутеров, столько же файтингов, гольф настоящий и гольф забавный, пяток квестов, столько же стратегий, по паре-тройке тетрисов и арканоидов, пяток автомобильных гонок, и с десяток крепких аркад – типа Принца Персии, космических стрелялок и т.п.
Если вам это кажется слишком, скажу, что я в свое время перебрал 200 или 300 игр для супер-телефона Samsung SGH X-100 и выбрал 40 штук (это предел Джавы в этом телефоне), ни в одну из которых не было скучно играть. А разрешение в нем было всего лишь 128х128 точек. Но перебирать – неправильное занятие. Игры должны быть отобраны производителем, оттестированы и вшиты в память сразу.

Пункт 5. Чтение книг.
Описанный выше телефон является идеальной «читалкой» для книг. Давайте предположим, что у нас есть пункт главного меню «Офис», в котором настройка времени, органайзер, калькулятор (помимо стандартного - научный!) и еще два приложения – «блокнот» (для заметок) и «читалка».
Что касается блокнота, то он синхронизируется с компьютером путем втыкания MicroSD в кард-ридер и прямого копирования файлов, созданных в распространенной кодировке, скажем, Win-1251. Способ набора текстов следует без изменения перенести из симбиановских смартфонов. Там он совершенен. Впрочем, одно дополнение: следует иметь возможность редактировать список языков. Зачем мне перебирать 10 языков, если я пользуюсь двумя? И еще подумать, как сменять язык, без лазания по меню. Скажем, долго нажатие кнопки с карандашом. В блокноте не забыть ввести функцию: «Отправить заметку как СМС».
Ну, а читалка… это читалка. Кто пользовался наладонными компьютерами, хорошо знает, что это такое. Кто не пользовался, рассказываю вкратце. Это программа, предназначенная для чтения книг. Обычно, она понимает 2-3 распространенных кодировки текстовых файлов. Файлы в нашем случае будут попадать в телефон с компьютера путем простого копирования на карту памяти. Если принять, что средняя книга занимает 300 кб (на самом деле, меньше), то на карточку 1 гб поместится с лихвой 3 тысячи книг. Читалка помнит закладку в каждом файле – на каком месте, в какой книге вы остановились при чтении. Читалка имеет 2, 3 (лучше пяток) различных начертаний шрифта для чтения. Размер шрифта можно регулировать применительно к своему зрению и условиям чтения.
Читалка должна быть выполнена тщательно. Это не должно быть ужасное разочарование, как в телефоне Fly B700 Duo. О читалке нужно думать. Блестящий образец – Palm Fiction под Palm OS.
В общем, берите книжки с собой, читайте и радуйтесь.

Пункт 6. Мелодии.
Их должно быть много. Вот сейчас в моем телефоне 400 мелодий. Здесь и классика, и эстрада, и джаз, и детские песенки. Конечно, это не MP3, а MIDI, но MIDI качественные, полифонические, с множеством инструментов, с встроенным в мелодию виброзвонком. Учитывая, что мелодия занимает 10-100 кб, не вижу никаких препятствий к тому, чтобы включить в телефон сразу 500-1000 мелодий, самых популярных во всех областях музыки, на любой вкус.
Конечно, мелодия должна связываться с контактом. Впрочем, это свойство книги контактов.

Пункт 7. Что еще должно быть в телефоне.
Обязательно. Органайзер. Его надо продумать. Симбиановский, нокиевский – плохи. «Памятка», почему-то не имеет времени. «Дело» - тоже. Все помещать во «Встречи»? А если это не встреча? Должен быть просто диалог типа: Такого-то числа -> Во столько-то (можно не вводить) -> Событие (выбор вариантов названия или возможность написать) -> которое состоится такого-то числа во столько-то (можно не вводить).
Еще обязательно. Голосовая проводная моногарнитура. Во-первых, это необходимо за рулем. А во-вторых, есть множество профессий, в которых у вас обе руки заняты, а трубку, если телефон звонит, снимать все равно надо.
Возможно (требует дополнительных размышлений) FM-радио. Весьма полезная вещь. Но сажает аккумулятор.
Возможно (требует дополнительных размышлений) MP3-плейер. Логичен при карте памяти, но сажает аккумулятор.

Пункт 8. Чего не должно быть.
Фотокамеры! Прежде всего, в таком телефоне не должно быть фотокамеры. Впрочем, я зря беспокоюсь – в телефоне с черно-белым экраном никому не придет в голову делать фотокамеру.
Интернета. И WAP-а тоже. Слишком большой расход аккумулятора (мы ведь создаем долгоиграющий телефон), да и черно-белый экран… нет, не нужно.
Дата-кабеля. Он не нужен. Синхронизация, копирование данных происходит с компьютера на карту памяти, вынутую из телефона.

Пункт 9. Резюме.
Итак. В сухом остатке мы имеем телефон, способный работать от 2 недель до 2 месяцев без подзарядки. С отличным, легко читаемым на солнце и в темноте экраном, с возможностью чтения книг, большим количеством увлекательных игр.
И ценой… да вряд ли более 200 долларов. А то и гораздо менее.
Я бы расстался с двумястами долларов за такой телефон, не задумываясь. А вы?
_________________________________
© Акопов Самвел Александрович
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum