Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Гонка вакцин. Интервью профессора Василия Власова
Профессор Высшей школы экономики Василий Власов о том, кто спасет человечество о...
№08
(376)
22.09.2020
Образование
Учебный бизнес-инкубатор: быть или не быть?
(№17 [197] 01.12.2009)
Автор: Эльвира Могилевская
Эльвира Могилевская

Для отечественной Высшей школы этот проект новаторский. Классическое гуманитарное образование привыкло давать базу знаний, а их прикладной характер осваивался студентами уже вне стен вуза. В корне новую идею учебного процесса предложил химический факультет Южного федерального университета.

Здесь решили совместить науку и предпринимательство, организовав учебный бизнес-инкубатор. По проекту, «ростовая ячейка центра превосходства в области инновационной подготовки студентов, ориентированная на организацию новых рабочих мест в рамках учебного процесса». На деле, это значит, что студенты должны участвовать во всех этапах инновационной деятельности: и разрабатывать идеи, и внедрять их в производство. Причём у каждого будет право не только на ошибку, но и на зарплату. Такой механизм позволит студентам участвовать в подготовке своего будущего места работы с помощью организации малых предприятий на базе факультета. Уровень мотивации получения знаний при этом резко возрастает.

- Подобный прецедент был в Томском политехническом университете. Но это прецедент. Мы попытались сделать из него систему, - говорит заведующий кафедрой общей и неорганической химии Южного Федерального университета, профессор Тимофей Лупейко. - Если эти ребята в процессе обучения освоят какое-то новое дело, новое изделие, конкурентоспособное изделие, то они в принципе смогут выйти из университета, организовав свою малую бизнесную структуру. Например, малое предприятие. Возможно, придется кроме химиков привлекать и экономистов и юристов, и будет полноценное молодежное бизнес-образование.

База для студенческого бизнес-инкубатора есть. Можно сказать, что первый этап организации нетрадиционной образовательной структуры завершен. В 2008/2009 учебном году на факультете открыли принципиально новое образовательное направление 020900 - "Химия, физика и механика материалов". На 15 бюджетных мест в этом году набрали будущих бакалавров-материаловедов.

- Эту специальность я выбрал, потому что она в настоящем очень перспективна, - считает студент образовательного направления "Химия, физика и механика материалов" Александр Бережной. – Разработки нанотехнологий сейчас везде востребованы. Мы имеем в принципе 3 специальности. Это физику, химию и механику. Три специальности в одной профессии. Специальность будет связана с наноструктурными веществами, в основном направлена на химию.

- У меня друзья учатся на обычной специальности, и у них меньше уходит времени на обучение, - добавляет Светлана Епанчинцева, одногруппница Александра. - То есть нам дается гораздо больше часов на изучение чего-либо. У нас больше часов отводится на практику. У нас ввели новые предметы, как инновационные технологии.

В нетрадиционной образовательной структуре фундаментальная подготовка студентов сочетается с практической работой. Материаловеды включаются в неё уже с первого курса. Используя химические и физические свойства разных материалов, будущие специалисты пытаются осваивать наукоемкие разработки пьезоматериалов, которые могут быть реализованы в товарной продукции.

- Это у нас новая специальность и мы обязаны их научить и подготовить, чтобы они умели и владели новыми техническими приемами, поэтому начинаем этому учить не с 5-го, а с 1-го курса, - говорит доцент кафедры общей и неорганической химии Южного Федерального университета Светлана Свирская. - Здесь они знакомятся уже с технологией изготовления новых материалов, функциональной керамики, которая находит широкое применение. И уже не только с материалами, но уже и с изделиями на основе этих материалов. Это различного рода датчики, акустические датчики, это различного рода датчики вибрации, это охранные сигнализации, это медицинская техника и т. д. То есть то, что востребовано.

Бизнес-инкубатор на химфаке, по сути, первая ступень в достижении стратегической цели ЮФУ - интеграции науки, инноваций и производства. Как всегда нужен стартовый толчок. Чтобы создать и оснастить учебный бизнес-инкубатор необходимо материально-техническое оснащение четырех новых лабораторий, методическое и научное обеспечение учебного процесса. Речь, прежде всего, идет о формировании портфеля технологий для инновационной работы. Результатом должны стать 4 - 5, адаптированных к учебному процессу, технологий наукоемких товарных продуктов, представляющих коммерческий интерес. Полномасштабная реализация проекта потребует участия и сотрудников НИИФизики, НИИМ и ПМ, НКТБ «Пьезоприбор», факультета высоких технологий, механико-математического, экономического, юридического факультетов и ряда других подразделений ЮФУ.

На последнем съезде Союза ректоров президент России озвучил идею малых предприятий при университетах, перечисляя скудные возможности трудоустройства для выпускников. Если проект химического факультета ЮФУ будет реализован, для его студентов проблема поиска работы решится автоматически. Быть может, отпадет и другая проблема, и, наконец, открытия донских студентов смогут воплощаться на родине, а не за рубежом. Однако пока учебный бизнес-инкубатор живет только на бумаге.

_______________________
© Могилевская Эльвира Владимировна

Шест ему в руки. Фантастический рекорд
Рассказ о том, как был побит великий рекорд великого чемпиона по прыжкам с шестом Сергея Бубки, который продер...
Испанские добровольцы в Красной Армии
История об испанских добровольцах, воевавших в Крыму и геройски погибших в 1943-м году.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum