Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Гонка вакцин. Интервью профессора Василия Власова
Профессор Высшей школы экономики Василий Власов о том, кто спасет человечество о...
№08
(376)
22.09.2020
История
Вспоминая В.А. Берлинского
(№17 [197] 01.12.2009)
Автор: Татьяна Кан
Татьяна  Кан
Пушкину принадлежит замечательная мысль: «Переводчики – почтовые лошади просвещения». Если предположить, что исполнительское искусство в определённом смысле является «переводчиком» от композитора к слушателю, то эта пушкинская метафора удивительным образом символизирует просветительскую миссию квадриги знаменитых «бородинцев», и в первую очередь – Валентина Александровича Берлинского (1925-2008), выдающегося музыкального деятеля, главного хранителя Государственного Квартета имени Бородина и его движущую силу.

Какому-нибудь будущему исследователю предстоит освоить огромное пространство квартетной эпохи В.А. Берлинского, осознать и сформулировать весь масштаб его концертной, педагогической, общественно-просветительской биографии, запечатлённой в звучащих и опубликованных материалах. Но пока живы те, кому посчастливилось близко общаться с Валентином Александровичем, слышать его голос и незабываемую виолончельную речь, вдохновляться на его уроках точностью и образностью педагогической мысли, заражаться его энергией, есть возможность дописывать его портрет в зеркале дружбы.
Нажмите, чтобы увеличить.
Одним из первых таких важных шагов следует назвать две книги – «Дар бесценный» и «Музыка – моя жизнь», созданные Валентином Александровичем в содружестве с воронежским музыкантом – профессором Верой Марковной Теплитской, проделавшей грандиозную работу по литературному изложению надиктованных диалогов, монологов, собравшей большой круг воспоминателей.
Книги, изданные при поддержке фонда «Русское исполнительское искусство», всегда будут напоминать и об огромном вкладе В.А. Берлинского в благотворительную деятельность этой общественной организации, в судьбы многих музыкантов «от мала до велика».

Живая память Валентина Александровича, словно интонационная эстафета, доносит до читателей мысли, чувства, поступки его великих учителей, однокашников - неповторимый дух золотого века Московской консерватории. Пропитанная этим духом, его собственная жизнь в искусстве в сотворчестве с Бородинцами всех составов служит вдохновляющим примером для музыкантов – нынешних и будущих – вне их жанровой принадлежности.
Профессиональное становление В.А.Берлинского прошло в тесном общении с самыми легендарными именами русской исполнительской школы. Вспоминая, как студенты играли Г.Г. Нейгаузу квартеты Бетховена, как общались с Д.Д. Шостаковичем, В.Я. Шебалиным, М.В. Юдиной, с певцами А. Пироговым и Н. Райским, Валентин Александрович приоткрывает истоки становления, «настройки» уникального «живого инструмента», донесшего до наших дней имя А.П. Бородина. В игре Бородинцев за шесть десятилетий откристаллизовалась энциклопедическая звуковая информация, орфография и синтаксис классического квартетного языка, поучительного для исполнителей всех возрастов и сословий.

Просветительский след Квартета имени Бородина в музыкальной жизни Саратова не случаен. Ещё в начале Великой Отечественной войны юный студент Валентин Берлинский был эвакуирован с частью Московской консерватории в наш город, принимал участие в концертах фронтовых бригад, даже побывал в разрушенном Сталинграде…
Тогда завязались те дружеские и творческие связи, о которых он всегда вспоминал с особенной теплотой. Возможно, это притяжение и, конечно, редкой акустической комфортности и красоты Большой зал Саратовской консерватории, словно созданный для квартетного музицирования, побудили Валентина Александровича включить Саратов в тот небольшой круг любимых городов, в которых Бородинцы 70–х–80х – М. Копельман, А. Абраменков, Д. Шебалин, В. Берлинский – выступали ежегодно почти четверть века. Такое завидное постоянство позволило осуществить один из самых значительных и впечатляющих просветительских циклов – «Избранные квартеты Бетховена и 15 квартетов Шостаковича». Среди памятных премьер Бородинцев – выступления с симфоническим оркестром Саратовской филармонии (дирижёр Леонид Корчмар). Они запомнились и впервые исполненным у нас «Концертом для квартета с оркестром» Б. Мартину, и редкой возможностью услышать в качестве солистов таких изумительных музыкантов, как Наталья Гутман и Дмитрий Шебалин («Дон Кихот» Р. Штрауса), Михаил Копельман и Андрей Абраменков (Двойной концерт Баха). Незабываемы и партнёры-пианисты, украшавшие многие саратовские программы «бородинцев»: Элисо Вирсаладзе, Людмила Берлинская, Николай Петров, Михаил Воскресенский, Эммануил Монасзон. Выступая с каждым из них, «бородинцы», как идеальные ансамблисты, превращали исполнение фортепианных Квартетов Моцарта или Квинтетов Шостаковича, Бородина, Метнера, Брамса в подлинное художественное событие.
Не менее событийным стало исполнение в Большом зале консерватории (по традиции – при свечах) Квартета Гайдна «Семь Слов Христа на кресте», а в Художественном музее имени А.Н. Радищева – сочинений Бородина, Чайковского, Стравинского.

К концертам в музее Валентин Александрович отнёсся с особым трепетом. И не только как знаток и собиратель живописи.
К началу 80-х годов, с лёгкой руки Святослава Рихтера и И.А. Антоновой, российские музеи стала навещать родственная «камерная муза» – от квартетов до камерных оркестров. Она привнесла в атмосферу музейных собраний «Содружество, Сотворчество, Гармонию». Этот Рихтеровский девиз одного из «Декабрьских вечеров» стал ключом к новому доверительному партнёрству музыкантов со слушателями, к живому сиюминутному диалогу музыки и живописи.
Музыкантская щедрость и дальновидность В.А. Берлинского подсказала своевременную дипломатическую миссию, в результате которой Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева – «Поволжская Третьяковка» – развернул обширную многолетнюю музыкально-просветительскую работу. Он предложил попросить С.Т. Рихтера подписать ходатайство в Министерство культуры России о приобретении концертного рояля для нашего музея. Имя великого музыканта ускорило ход событий, буквально через год Радищевский музей получил рояль – кабинетный, уютно вписавшийся в один из залов. Благодаря этому новому экспонату, энтузиазму саратовских музыкантов и поддержке дирекции музея, «Берлинская идея» вылилась в многолетний концертно-просветительский цикл «Час музицирования в Радищевском музее» – более 200 программ с 1990 по 2008 год.
Одна из них, щемяще-скорбная, была посвящена памяти Святослава Рихтера в девятый день его ухода из жизни.
Особая цеховая солидарность Валентина Александровича сказалась в его отношении к Саратовскому филармоническому квартету «Moz-art».
Первым шагом отеческой опёки стало совместное исполнение Октета Шостаковича в одном из гастрольных концертов «бородинцев» на сцене саратовской филармонии, затем – на протяжении многих лет – безотказное общение по поводу репертуара, гастрольных проектов, выступлений на московских сценах, словом, всё, что делается только от сердца к сердцу, от учителя – к ученику. Уместно сказать, что эта дружеская помощь всегда исходила и от Д.В. Шебалина, М.С. Копельмана и А.Ф. Абраменкова.
Один из последних проектов В.А.Берлинского, который он вынашивал вместе с В.И. Вороной – президентом Фонда «Русское исполнительское искусство», не осуществлённый, увы, не по его вине – проведение в Саратове Международного конкурса виолончелистов имени С.М. Козолупова, его любимого учителя, в прошлом – одного из ректоров нашей консерватории. Причины, по которым это событие «ушло» из истории культуры города, останутся на совести тех, кто недооценил масштаб и актуальность идеи В.А.Берлинского в преддверии 100-летия Саратовской консерватории, с которой Семён Матвеевич Козолупов был связан творческими и даже родственными узами.
Размышляя о бесценном вкладе в музыкальную биографию старейшего оперно-музейно-консерваторско-университетского города Саратова, невозможно не отдать дань формированию особенной «бородинской публики», последовательно обращаемой Квартетом имени Бородина в свою квартетную веру: от робкого постижения «музыки для музыкантов» к тому всеохватному и возвышающему художественному впечатлению, которое всегда дарят великие артисты.
«Саратовские страницы» Валентина Александровича Берлинского всегда будут перечитываться с любовью и благодарной памятью сердца всеми, кто вслед за ним повторит: «Музыка – моя жизнь».
_________________________
© Кан Татьяна Иосифовна
Фото из семейного архива В.А.Берлинского
Испанские добровольцы в Красной Армии
История об испанских добровольцах, воевавших в Крыму и геройски погибших в 1943-м году.
Мир в фотографиях из соцсетей
Подборка фотографий из соцсетей, в основном, твиттера и фейсбука за август-сентябрь 2020
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum