На современном этапе развития образования в сельской местности ключевую роль играют инновации. Однако в инновационной деятельности сельских школ существуют серьёзные проблемы [2], среди которых:
- значительная противоречивость осуществляемых инноваций, приводящая к дестабилизации школьной образовательной системы;
- недостаточная адаптированность инновационных идей и технологий, затрудняющая их реализацию в условиях конкретной сельской школы;
- ориентированность на изменение внешних показателей, «разовый», а не системный характер вводимых новшеств, не обеспечивающий накапливания и закрепления позитивных изменений в опыте работы школы.
За разрешением этих проблем открывается большой потенциал долгосрочного инновационного развития сельских школ при сохранении их уникальности. В разработанной и апробированной нами управленческой концепции идея обеспечения устойчивого развития сельской средней школы на основе инноваций находит отражение в избранных нами теоретических основах, в целях и задачах, в системе принципов управления, в критериях эффективности управления инновациями, в приоритетах и направлениях управленческой деятельности, в специально создаваемых организационно-управленческих условиях.
1. Теоретические основы управления:
- системно-синергетический подход к управлению (Г.Н. Сериков, В.Н. Корчагин, А. Подрейко и др.), позволяющий осмыслить педагогический процесс как сложную самоорганизующуюся образовательную систему;
- гуманистическая парадигма образования (М.Н. Берулава, М.Н. Дудина, Е.В. Бондаревская и др.), определяющая безусловный приоритет гуманистических ценностей в педагогическом и управленческом взаимодействии реализуемого сельской школой инновационного процесса;
- концепции адаптивного управления образовательными системами (В.А. Караковский, П.И. Третьяков, Е.А. Ямбург и др.), ориентирующие управление на максимальный учёт особенностей каждой системы, являющейся объектом инновационных преобразований.
В результате теоретического осмысления проблем управления инновациями в сельской средней школе мы рассматриваем инновационный процесс в трёх аспектах [5]:
- как динамическую образовательную систему, обладающую управляемостью и способностью к самоорганизации; эффективность инновационного процесса напрямую связана с эффективностью управления им;
- как сложную метасистему, в структуре которой можно выделить отдельные инновации и направления инновационной деятельности; целесообразность и эффективность каждой отдельной инновации определяется тем, насколько она интегрирована в эту метасистему и оптимизирует её структуру;
- как субсистему, входящую в образовательную систему «школа» и придающую динамику её развитию; эффективность инновационного процесса зависит от того, насколько он интегрирован в образовательную систему, адаптирован к её особенностям и способствует её целостному развитию.
2. Цель управления: обеспечить целостное устойчивое развитие сельской средней школы на основе инноваций.
Задачи управления:
- формирование в сельской школе инновационной среды – определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы» [7, с. 549];
- модернизация системы внутришкольного управления в соответствии со спецификой развивающейся сельской школы;
- определение стратегии инновационного развития с учётом особенностей данной школы.
3. Принципы управления.
Исходя из общих положений управления образовательными системами, а также результатов проведённого нами анализа особенностей сельской образовательной среды, мы считаем целесообразным в основу управления инновационным процессом в сельской средней школе положить следующие принципы.
1) Общие принципы управления образовательными системами (И.Ф. Исаев, Ю.А. Конаржевский, А.А. Орлов):
- принцип демократизации и гуманизации управления, который подразумевает наличие в управлении открытости, гласности, коллегиальности, сотрудничества, соуправления и самоуправления, установление в управлении субъект-субъектных отношений и осуществление личностного подхода;
- принцип систематичности и целостности, осуществляемый благодаря комплексному подходу в решении управленческих задач (комплексность в управлении всеми системами школы и каждой системой в отдельности, в осуществлении управленческих функций и т.д.);
- принцип рационального сочетания централизации и децентрализации (т.е. сочетания единого руководства с руководством, функции которого поделены между многими);
- принцип единства единоначалия и коллегиальности; единоначалие обеспечивает дисциплину, порядок, оперативность в принятии решений, а коллегиальность – гибкость и творчество;
- принцип объективности и полноты информации означает, что управление должно опираться на достоверную информацию, достаточно полно характеризующую управляемый процесс, охватывающую все направления работы по его осуществлению.
2) Принципы, отражающие особенности управления инновационным процессом в сельской средней школе: адаптивности управления, автономности, связи внутришкольного управления со средой, принцип устойчивости развития, принцип синергии.
Принцип адаптивности в управлении инновационным процессом мы понимаем как положение, требующее приспособления управляющей системы к существующим условиям управления, которые специфичны для каждой сельской школы. Принцип адаптивности также подразумевает адаптивный характер инноваций в каждой сельской школе, что позволяет учесть её особенности, отражённые в опыте, проблемах и ресурсах. Наконец, принцип адаптивности предполагает максимальный учёт особенностей участников инновационного процесса.
Принцип автономности означает создание условий для сохранения неповторимых особенностей каждой сельской школы, для их максимальной реализации в инновационном процессе. В реализации этого принципа в инновационном процессе используются возможности сельской образовательной среды, выбор траектории развития конкретной сельской школы основывается на результатах анализа её опыта, проблем и ресурсов.
Принцип связи внутришкольного управления со средой заключается в позитивном влиянии школы на сельскую среду, в использовании возможностей сельской среды в инновационном процессе. Это происходит в процессе интеграции инновационных возможностей всех субъектов сельской образовательной среды, благодаря расширению системы внутришкольного управления, усилению роли общественного управления в инновационном процессе.
Принцип устойчивости развития реализуется благодаря системным преобразованиям, вызывающим изменения не только внешних показателей инновационного процесса, но и структурные изменения в образовательной системе сельской школы, изменения в отношениях личности участников инновационного процесса. Устойчивость развития в нашей концепции обеспечивается преобразованиями в сельской школе на трёх уровнях адаптивности: базовом (уровне количественных и качественных показателей инновационной деятельности), метауровне (уровне структурных изменений в школьной образовательной системе) и метаметауровне (уровне представлений системы о самой себе: своих потребностях и возможностях).
Принцип синергии, трактуется нами как обеспечение в сельской школе условий для самоорганизации входящих в неё образовательных систем. Данный принцип в практике внутришкольного управления инновациями реализуется посредством управления мотивацией участников инновационного процесса, минимизации управленческих воздействий «сверху» за счёт оптимального выбора их места, времени и направленности.
3) Программно-целевой принцип (С.А. Репин [1, с. 32–35]), обеспечивающий структурно-содержательную целостность развития сельской школы на основе инноваций, единство всех инноваций и направлений инновационной деятельности в структуре инновационного процесса. Практическая реализация данного принципа в сельской средней школе означает:
- формирование системы целей и задач управления инновациями в соответствии с социальным заказом, с возможностями школы и сельской среды, с личными целями участников образовательного процесса;
- соответствие всех аспектов управления развитием сельской школы установленной иерархии целей и задач;
- определение стратегии инновационного развития сельской школы на основе анализа опыта, проблем и ресурсов образовательной системы «школа» и выделенных перспектив развития;
- усиление взаимопонимания между субъектами управления относительно поставленных целей и разработанной стратегии развития.
Реализация системы вышеперечисленных принципов в практике внутришкольного управления призвана обеспечить устойчивое долгосрочное развитие сельской средней школы на основе инноваций, способствуя решению задач определения стратегии инновационного развития с учётом особенностей данной школы, формирования в сельской школе инновационной среды, модернизации системы внутришкольного управления в соответствии со спецификой развивающейся сельской школы.
4. Критерии эффективности управления.
Основываясь на концепции адаптивного управления педагогическими системами П.И. Третьякова, С.Н. Митина и Н.Н. Бояринцевой [8], мы выделяем три группы критериев эффективности управления инновационным процессом в сельской средней школе [3]:
1) критерии базового логического уровня – это критерии изменений системы, не затрагивающих её структуру; они позволяют фиксировать внешние количественные и качественные проявления результатов инновационного процесса, достижение которых свидетельствует о развитии системы:
- количество реализованных системой инновационных идей;
- эффективность и целесообразность инноваций (качество инноваций);
2) критерии метауровня, характеризующие структурные изменения в образовательной системе; исходя из трактовки структуры как упорядоченной совокупности элементов и связей между ними, мы выделяем в этой группе два основных критерия:
- структурные новообразования (обновление структуры образовательной системы: появление новых и модернизация уже имеющихся структурных компонентов);
- образовательные отношения (развитие связей и взаимодействий в образовательной системе);
3) критерии метаметауровня, отражающия изменение представлений системы о себе, о своих возможностях; среди критериев метаметауровня в качестве основных мы взяли два критерия, представляющих совокупность интегративных характеристик образовательной системы:
- потребность образовательной системы в познании и освоении нового в педагогической науке и практике (потребность в самообновлении);
- способность образовательной системы к разработке и внедрению инноваций (способность к самообновлению).
Данные группы критериев отражают уровни существования управляемой системы, например: если некоторая социальная система реально существует на базовом логическом уровне, то определяющие её понятия и параметры относятся к метауровню, а представления системы о самой себе – к метаметауровню её существования. Таким образом, комплекс критериев, отражающий три уровня протекания инновационного процесса, позволяет выявить глубину происходящих изменений и зафиксировать изменения, накапливающиеся в результате долгосрочного развития.
5. Приоритеты управления:
- учёт особенностей сельской образовательной среды и специфики конкретной сельской школы;
- реализация в управлении личностно-ориентированного подхода к участникам инновационного процесса;
- гуманизация отношений участников управленческих взаимодействий;
- содействие самоуправлению во всех звеньях системы управления;
- распределение управленческих функций между всеми участниками инновационного процесса;
- сохранение управленческой вертикали в условиях горизонтального распределения управленческих функций.
6. Организационно-управленческие условия эффективности инноваций в сельской средней школе.
Создаваемые в школе организационно-управленческие условия – это условия, определенным образом упорядочивающие управленческое взаимодействие и оптимизирующие организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития управляемого процесса. Наше исследование показало [4], что для повышения эффективности инноваций в сельской школе должна осуществляться система адаптивного управления, направленная на создание и развитие в школе инновационной среды, при соблюдении следующих организационно-управленческих условий:
- осуществление в сельской школе личностно адаптированной системы непрерывного образования педагогов, позволяющей решать проблему кадрового обеспечения инноваций в условиях дефицита квалифицированных специалистов;
- управленческая поддержка образовательных инициатив и педагогического творчества, способствующая активизации инновационно-педагогической деятельности сельских учителей;
- создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей для определения их актуальности с учётом специфики данной школы;
- интеграция инновационных возможностей субъектов сельской образовательной среды, направленная на максимальное использование имеющихся ресурсов в инновационном процессе;
- формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом, обеспечивающее гибкость структуры управления сельской школой.
7. Направления управленческой деятельности [6]:
- работа с кадрами:
- изучение квалификационно-компетентностных потребностей школы, обусловленных спецификой планируемых инноваций;
- организация повышения профессионально-педагогической компетентности;
- стимулирование и мотивация инновационной деятельности;
- формирование и развитие совокупного субъекта управления школой:
- модернизацию системы внутришкольного управления;
- развитие соуправления;
- повышение управленческой активности педагогов, учащихся, родителей;
- работа с семьями учащихся:
- изучение условий семейного воспитания, формирование единства требований к учащимся в школе и семье;
- включение родителей в управление школой в качестве субъектов инновационного процесса;
- развитие связей со средой, окружающей школу: совершенствование форм и способов взаимодействие школы с сельской администрацией, сельхозпредприятием, домом культуры, фельдшерско-акушерским пунктом, с общественными и коммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории села;
- совершенствование контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности:
- создание системы внутришкольного контроля, обеспечивающего управление полной и достоверной информацией о ходе инновационного процесса;
- повышение качества педагогического анализа;
- своевременные и сбалансированные по силе и направленности корректирующие воздействия на инновационный процесс;
- информационное обеспечение инновационной деятельности:
- пополнение библиотечного фонда школы;
- создание видеотеки;
- накопление методических разработок педагогов;
- систематизацию и каталогизацию материалов школьного архива,
- создание школьного инновационного банка;
- создание в школе условий для доступа к необходимой информации;
- развитие материально-технической базы школы:
- обновление учебно-наглядных пособий, технических средств, реконструкция помещений в соответствии со спецификой осуществляемых инноваций, с техникой безопасности, санитарно-гигиеническими, общими психолого-педагогическими требованиями;
- учёт бюджетных и внебюджетных источников финансирования, поиск новых источников развития материально-технической базы;
- оптимальное распределение материальных средств, удовлетворяющее потребности инновационного процесса в учебной литературе, наглядных пособиях, лабораторно-производственном оборудовании, технических средствах обучения.
8. Содержание управления инновационным процессом в сельской средней школе представляет собой систему позитивных изменений в целях, структуре, содержании образовательного процесса, в формах и методах его осуществления, в компетенциях и способах взаимодействия его участников, в структуре управления образовательной системой. В соответствии с разработанными нами концепцией, в содержании управления инновационным процессом в сельской средней школе выделяются следующие взаимосвязанные компоненты:
- позитивные изменения в учебно-воспитательной системе сельской школы;
- повышение инновационной компетентности сельских педагогов;
- совершенствование системы управления инновационным процессом.
Каждый их этих компонентов отражает основные задачи и направления управленческой деятельности в сельской школе, работающей в инновационном режиме.
Исходя из понимания управленческой деятельности как системы реализуемых в практике функций управления (Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), считаем целесообразным дифференцировать содержание управления позитивными изменениями в учебно-воспитательной системе по функциональному признаку, выделяя в нём:
- проблемный анализ состояния учебно-воспитательной системы школы;
- поиск и экспертиза инновационных идей;
- конструирование инновационного процесса;
- управленческая поддержка образовательных инициатив внутри школы;
- контроль и диагностика осуществление инновационных проектов;
- регулирование инновационного процесса;
- экспертиза результатов инновационной деятельности.
Управление повышением инновационной компетентности сельских педагогов включает:
- моделирование педагогической деятельности и инновационной компетентности педагога на основе специфики образовательной системы и предполагаемых инноваций;
- выявление уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
- соотнесение полученных результатов с разработанными моделями, выявление противоречий между требуемым и имеющимся уровнем компетентности;
- определение приоритетных направлений повышения профессионально-педагогической компетентности, как общих для всех педагогов, так и индивидуально для каждого;
- организацию личностно адаптированной деятельности по повышению инновационно-педагогической компетентности в осуществляемой в школе методической работе;
- контроль и коррекцию инновационно-педагогической компетентности.
В содержании управления инновационным процессом позитивные изменения в учебно-воспитательной системе школы и повышение инновационной компетентности педагогов являются взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами. Однако для их реализации этих необходимы изменения в самой системе управления. Следовательно, в содержании управления инновационным процессом выделяется ещё один компонент: совершенствование системы управления инновационным процессом.
Совершенствование системы управления инновационным процессом в сельской средней школе включает:
- обновление структуры и содержание деятельности имеющихся структурных подразделений в системе управления школы;
- формирование структурных новообразований в системе управления;
- оптимальное распределение функциональных обязанностей в системе управления по вертикали и горизонтали;
- повышение качества реализации управленческих функций на всех уровнях управления;
- активизацию работы всех уровней управления школой (стратегического, тактического, оперативного уровней, а также уровня ученического соуправления);
- включение в управление инновационным процессом всех его субъектов, а также заинтересованных лиц и социальных групп.
Реализация элементов совершенствования управления инновационным процессом в условиях сельской школы подразумевает:
- повышение управленческой компетентности субъектов управления;
- учёбу ученического и родительского актива;
- педагогическое просвещение родителей в сфере инноваций;
- разработку и внедрение учитывающих специфику школы методик и технологий контроля и диагностики, экспертизы и оценивания инновационной деятельности, повышения профессионально-педагогической компетентности внутри школы.
Итак, согласно нашей концепции, управление инновационным процессом в сельской средней школе должно осуществляться как система, обладающая высокой адаптивностью к объекту управления и позволяющая добиваться изменения результатов деятельности, структуры и возможностей обновления управляемой системы. По нашему убеждению, устойчивое развитие сельских школ обеспечат только системные изменения инновационного характера, осуществляемые с учётом местных условий и позволяющие реализовать в инновационном процессе уникальность каждой сельской школы.
Литература:
- Репин, С.А. Теория и практика управления образовательной системой (региональный аспект): монография [Текст] / С.А. Репин. – Челябинск, 2004. – 160 с.
- Сидоров, С.В. Инновационные процессы и научно-педагогические исследования в современной сельской школе [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // RELGA: электронный научно-культурологический журнал. – 2010. – №9. – URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;userid=953. – 0,54 п.л. (дата обращения 12.07.2010).
- Сидоров, С.В. Критерии эффективности управления инновациями в сельской школе [Текст] / С.В. Сидоров // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №7. Ч.1. – С. 192-194.
- Сидоров, С.В. Обоснование организационно-управленческих условий эффективности инноваций в сельской средней школе [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – Июнь 2010, ART 1423. – CПб., 2010 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1423.htm . – 0,5 п.л. (дата обращения 12.07.2010)
- Сидоров, С.В. Совершенствование управления инновационным процессом в сельской средней школе [Текст] / С.В. Сидоров // Образование и общество. – 2010. – №2. – С. 70–73.
- Сидоров, С.В. Учёт специфики сельской школы в разработке стратегии её развития [Текст] / С.В. Сидоров // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №13. – С. 228-234.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
- Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; под ред. П.И. Третьякова. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
___________________________________
© Сидоров Сергей Владимирович