Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Общество
О размере чаевых, или За умеренный прогресс в рамках закона
(№17 [215] 01.11.2010)
Автор: Александр Хавчин
Александр Хавчин

 

 

 

Представьте себе, что вы политик, выступающий на предвыборном собрании.

Вам задают вопрос: «Что вы думаете о размерах чаевых?»

Первое ваше побуждение – ответить, что уровень чаевых должен быть снижен. Это понравится пассажирам такси, посетителям ресторанов, клиентам парикмахерских, постояльцам отелей. А их суммарно гораздо больше, чем работников сферы услуг.

Но можно ли игнорировать интересы шоферов такси, официантов, парикмахеров? Ведь суммарно их тоже немало…

«Уровень чаевых должен быть понижен», - сказать так - значит, угодить одной части электората, но восстановить против себя другую часть. Сказать, что уровень чаевых должен быть повышен – значит восстановить против себя одних, хотя и угодить другим.   

Самое лучшее -  провозгласить, что вы горой стоите за РАЗУМНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ И СПРАВЕДЛИВЫЙ уровень чаевых. А еще лучше: 

- От имени простых людей, рядовых налогоплательщиков МЫ ТРЕБУЕМ обеспечить разумный, честный и справедливый уровень чаевых!

И пусть кто-нибудь попробует возразить…

Не так уж много острых общественно-политических тезисов, которые вызывали бы  либо полный одобрямс, либо стопроцентный негатив. Как правило, у каждой великой истины  есть ее прямая противоположность – такая же великая истина: 

- Вор должен сидеть в тюрьме. – Пусть лучше ловкий вор гуляет на свободе, чем все честные граждане, как воры, дрожат от страха перед «правоохранительными» органами.

- Общество, не дорожащее традициями, обречено. – Общество, не желающее обновляться, обречено.

Государство должно помогать обездоленным. – Государство не должно содержать бездельников.

И так далее.      

Если политик говорит такие вещи, на которые нечего возразить, это верный признак того, что перед нами демагог.

Если он к тому же говорит «от имени всего народа…», «народ требует…» и все в таком духе - это второй верный признак. 

Вот пример откровенной демагогии: «Надо возродить силу и мощь российского государства, поддержать становление новых для России структур гражданского общества, восстановить и укрепить нравственный авторитет власти, обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики, заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности. Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире»,

Словом, за всё хорошее! 

Кто посмеет возразить? Кто против возрождения и мощи родного государства? Против устойчивого роста экономики? Против становления, восстановления, укрепления, заложения, воспитания уважения?

Можно бы, конечно, задать неудобные вопросы: «А если возрождение мощи государства противоречит становлению структур гражданского общества? И как «прежде всего» заставить людей поверить в себя и укрепить дух без укрепления государства, а заодно и нравственного авторитета власти, без роста экономики, т.е. как это сделать «на ровном месте»?

Недолго приходится искать и другой признак демагогии – «всенародность». Тот же автор пламенно уверяет, что  опирается на поддержку и учащейся молодежи, и практически всех людей среднего возраста, и умудренного опытом старшего поколения.   

- Что вы думаете о размере чаевых?

«Предельно конкретные» ответы предсказуемы.

- Я, как и весь народ, за разумный размер!

- Что значит «разумный»?

- Ну, это же очевидно: справедливый! И в этом меня поддержат все слои населения.

Если под  Манифестом, о котором идет речь, стояла бы подпись какого-нибудь профессионального политикана, это было бы понятно. Если бы у него хорошо получалось что-нибудь другое, вряд ли он сунулся бы в политику.

Но до чего же обидно слышать такую пошлую болтовню из уст Никиты Михалкова, которого вроде бы ничто не заставляло искать дешевой популярности, ибо у него собственной залуженной славы хоть отбавляй.


Из того же Манифеста «Право и правда»:

«…позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его», 

Погодите, вам это ничего не напоминает? Ну, конечно, осмеянное А.К. Толстым казенное словоблудие: «России надлежит, Соединив прошедшее с грядущим, Создать, коль смею выразиться, вид, Который называется присущим Всем временам…» 

Что можно возразить против «осмысления и соединения прошедшего с грядущим», против «позитивного умения»? Против «должной меры», а также честного и справедливого размера чаевых?

Никите Михалкову захотелось назвать этот свой набор слов «просвещенным консерватизмом». С таким же успехом можно было бы говорить о консервативном  позитивизме, эффективном историзме и т.д.


В свое время Ярослав Гашек выпустил Манифест Партии умеренного прогресса в рамках законности. Похоже, Н.Михалков воспринял эту идею всерьез т вдохновился ею. С одной стороны, «пора делать дело!», великий режиссер как бы за прогресс. С другой стороны, «тот, кто ратовал и ратует в России за скорые реформы, тот не понимает природы российской государственности и подрывает корневое бытие нации, личности и государства».

То есть прогресс и просвещение должны идти потихонечку, стабильненько. Поспешишь – людей насмешишь и подорвешь корневое бытие. У России, видите ли, другой темп бытия. Нам нельзя торопиться. Бог с ними, с прыткими геополитическими конкурентами, нам за ними все равно не угнаться.

Вот такая осмотрительность и спокойствие, «ровное дыхание», по мнению Михалкова, наилучшим образом обеспечат вставание на ноги, возвращение гордости и обретение достоинства.

- Пришла пора! – призывает Михалков просвещенный.

- Только без суеты! - предупреждает Михалков-консерватор.

Оба императива премило уживаются.


«Воля и вера, знание и сила, мудрость и терпение - вот верный рецепт для любой российской власти, а тем более для власти, занимающейся реформами», – глубоко копает Михалков! Это поистине новое слово в развитии политической мысли!

Со своей стороны, окрыленные Михалковым, мы готовы предложить другой, не менее верный рецепт для  российской и любой другой власти:

«Чуткость к мнению широких народных масс и творческая смелость, дух новаторства и   уважение к славным традициям, принципиальность и порядочность. И главное – умение поддерживать уровень чаевых на разумном, честном, справедливом, антикоррупционном уровне!»

_____________________________

© Хавчин Александр Викторович

Документы: фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории
В представленных видеодокументах – фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории.
Не осознают себя и не понимают мира вокруг
Известный экономист и финансист о своей жизненной позиции – с критикой людей, осуждающих либерально мыслящих п...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum