Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Краткий обзор современных сетевых радиопорталов
(№9 [227] 24.05.2011)
Автор: Юлия Зленко
Юлия Зленко

 

      Радио в интернете, в том числе и собственно сетевое – более популярно, чем телевидение. Во-первых, это связано с тем, что оно появилось раньше, чем сетевые и собственно сетевые телеканалы. Во-вторых, радио устроено проще: достаточно меньшей скорости трафика, чтобы слушать потоковое радиовещание, чем просматривать видео. Также преимуществом сетевого и собственно сетевого радио является то, что радиоканалы и порталы, как правило, ведут автоматическую круглосуточную трансляцию. И добавим немаловажную деталь: радио больше подходит на роль «фона» при работе на компьютере, так как не требует отвлечения на изображение, предоставляя возможность пользователям заниматься своими делами и при этом наслаждаться любимой музыкой (большинство радиостанций в интернете являются именно музыкально-развлекательными).Также сетевое и собственно сетевое радио активно использует рекламу, за счет чего и развивается в Рунете достаточно быстро.

Среди собственно сетевых радиоканалов и порталов много любительских, где ведущими часто выступают сами слушатели, прошедшие кастинги на эту роль. Этот факт заслуживает упоминания в данной работе и, возможно, даже более подробного исследования. Однако мы сосредоточены на радиостанциях, сделанных профессионально, потому как здесь мы можем судить в первую очередь о качестве и некоторых других аспектах рассматриваемого явления.

Даже среди профессиональных собственно сетевых радиоканалов и порталов существует достаточно заметная разница в качестве программ, объеме сайтов, оригинальности использования возможностей Интернета и т.д. Более подробно мы говорим об этих различиях и особенностях сайта каждого конкретного собственно сетевого радиоканала и портала ниже, в описаниях их сайтов.

 

101.RU

 

Этот сайт в настоящее время является одним из наиболее популярных СМИ в сети Интернет. Она основана «Вещательной Корпорацией Проф-медиа» в 2007 г. В разделе «О проекте» сайт охарактеризован его создателями как «портал»: на сайте можно бесплатно слушать чисто сетевые радиотрансляции «уникальных для Сети авторских Интернет радиостанций, которые создаются при участии и поддержке культовых фигур отечественной музыки. На 101.RU работает авторская Интернет радиостанция маэстро Владимира Спивакова, Интернет радиостанция Аллы Пугачевой, специальная Интернет радиостанция «Машина времени». Портал 101.RU находится по адресу в Интернете http://www.101.ru. На сайте действительно можно послушать 101 интернет-радиостанцию, среди которых лишь 4 являются сетевыми ретрансляциями эфирных каналов. Вот как себя позиционирует портал 101.RU: «Портал 101.RU – это настоящий виртуальный радиогород, в котором любой посетитель может найти себе Интернет радиостанцию по вкусу. Каждая из сотни Интернет радиостанций – это собственный микромир, с постоянно обновляемым контентом, системой ротации, информационным наполнением окружающего виртуального пространства. Создаваемый творческим коллективом ВКПМ контент универсален и рассчитан на массового отечественного и зарубежного потребителя. По статистике, половина слушателей 101.RU проживает за рубежом». 

Что касается аудитории 101.RU, то ее основную массу составляют любители музыки в независимости от их возраста и музыкальных предпочтений. Об этом свидетельствует широкий ассортимент музыкальных стилей в каталоге радиостанций: от классики и музыки для детей до тяжелого рока и рэпа. Подробнее о каталоге мы скажем чуть позже. И все же основной категорией слушателей остаются наиболее активные интернет пользователи в возрасте от 20 до 40 лет, что является характерным для абсолютно всех собственно сетевых СМИ и уже обсуждалось в нашей работе. Каждый месяц более 1 млн человек слушают радиоканалы портала 101.RU. Многие из них являются зарегистрированными пользователями сайта, их профайлы можно увидеть в разделе «общение». 

Вообще, если говорить о тематике каналов, то можно с уверенностью сказать, что 101.ru это музыкальный портал, на котором также в незначительном количестве представлены юмористические каналы (их всего три: «Анекдоты», «Классика жанра» и «Юмор нон-стоп». Остальные каналы разбиты в каталоге по десяти категориям: музыка авторадио, NRJ-танцевальная, хороший фон, русская музыка, золотая коллекция, World music, Rock music, для детей, классика и эфирные радиостанции. Последние включают интернет трансляцию «Авторадио», «Юмор-FM», «Радио Energy» и «Радио Romantika». У каждого собственно сетевого канала портала есть свой ведущий, в задачи которого входит подбор соответствующей музыки и общение со слушателями, которое осуществляется на первом уровне интерактивности, т.е. только через специальную опцию «сообщение ведущему», доступную исключительно зарегистрированным пользователям. 

Каналы портала 101.RU ведут круглосуточное вещание, которое идет сплошным онлайновым потоком и не сохраняется в архивы. Есть только специальный архив музыкальных композиций «Free mp3», где в каталогах по стилям и направлениям, рейтингу, названию или частоте прослушивания  можно найти интересующую mp3-запись. Доступ к вещанию каналов и архиву композиций является бесплатным, и доход портала обеспечивается исключительно за счет размещения рекламы на сайте. 

Помимо того, что портал 101.RU круглосуточно транслирует музыку различных стилей и направлений, он также содержит большой архив музыкальных видеоклипов. Вообще на сайте портала есть очень удобная панель наверху страниц, на которой расположены кликабельные иконки «радио», «клипы», «промо», «новости», «общение» и «акции». Внизу страниц находится панель с теми же рубриками, к которым также добавлены «фотографии», «интервью» и «Free mp3». 

В разделе «промо» можно посмотреть статистику посещений, рейтинги исполнителей, новые треки, чарты радиоканалов портала 101.RU. Раздел новости представляет собой дайджест, распределенный по рубрикам (их всего 8): «новости музыки», «новости шоубизнеса», «новости кино» и т.д. 

Новостной раздел на сайте носит исключительно развлекательный характер и соответствует тематике каналов портала и интересам его пользователей. Этот раздел обновляется ежедневно по мере возникновения информационных поводов. Новостные материалы подаются в текстовой форме с фотографиями, как обычная электронная газета или журнал. 

Раздел общение – это уже ставшие привычными форумы. Присоединиться к общению может любой зарегистрированный пользователь. Тему форума можно выбрать в каталогах «новые форумы» и «популярные форумы». В основном пользователи обсуждают клипы, музыку, помогают друг другу находить песни по отрывкам из текстов, хотя иногда встречаются и более глубокие темы, как например, «в чем смысл жизни» или «давайте знакомиться для дружбы». Превращение сетевых СМИ в клубы по интересам стало характерной тенденцией. Особенно хорошо это видно при рассмотрении некоторых радиостанций, таких как, например, World Radio.  

Раздел портала 101.RU «Акции» - еще одна дополнительная рубрика сайта, служащая для поддержания активности пользователей и привлечения аудитории. В этом разделе проходят конкурсы фотографий слушателей каналов портала. Пользователи часто приглашают своих друзей для того, чтобы они голосовали за их фотографии, таким образом, многие из них также в дальнейшем становятся слушателями сетевого радио. На наш взгляд это довольно грамотный PR- ход, которым часто пользуются сетевые и собственно сетевые СМИ. 

По нашему мнению форма портала  очень удобна для собственно сетевого радио, ведь удовлетворяя музыкальным вкусам, которые у всех людей могут сильно различаться или зависеть от настроения, сайт привлекает максимально возможное количество пользователей. Этим, а также наличием ряда дополнительных разделов, таких как, например, каталоги видеоклипов, мы объясняем популярность 101.RU. 

 

 

Nu Clear radio

 

Самым распространенным типом интернет-радио являются музыкальные каналы. «Новое чистое радио» - еще один похожий проект, который, правда, не отличается таким размахом и разнообразием как, например, портал 101.RU, хотя бы потому, что последний является именно «порталом», обеспечивающим доступ к множеству каналов, в основном собственного производства, а «Новое чистое радио» - это лишь один канал. То есть в одно время пользователи могут слушать только один вещательный поток, что ограничивает свободу выбора аудитории собственно сетевого «нового чистого радио».  

Вот как представлена на сайте http://ncradio.ru/ концепция радиоканала: «Новое Чистое Радио — онлайн радио, вещает из Москвы в нескольких интернет-потоках, рок-ориентированная станция, комбинирующая направления Adult Pop Rock: современный рок, брит поп, инди и классический рок, нацеленная на русскоязычную аудиторию слушателей возрастом 20-45 лет и выше». Проект был создан в 2006г. Среди партнеров «Нового чистого радио» - е-радио.ру, ru.tube, @mucis, PrimaMedia, Beatles.Ru, BritPop и др. На сайте радиоканала нет рекламы: экономическая модель сайта построена на спонсорской поддержке крупных интернет-серверов. 

Структура сайта «Нового чистого радио» очень проста и компактна. Наверху главной страницы – логотип канала, на фоне с периодичностью в несколько секунд сменяются слоганы («Зачем слушать босса, когда есть Новое Чистое радио», «Любимая музыка, чистый звук», «Английские чарты не могут врать…Только лучшее, только чистое…» и т.д.) Ниже в виде полосы расположена панель разделов сайта: «новости», «музыка», «сервисы», «о нас», «слушать». Главная страница поделена вертикально на две части. Левая (меньшая часть) – это переходы к прочим подразделам сайта. Опишем их подробнее. 

«Хит парад, топ 20» – это собственный чарт «Нового чистого радио», который составляется по результатам пользовательского голосования. По поводу этого подраздела у создателей канала есть план, который не отличается оригинальностью и ставит вопрос о том, почему он до сих пор не реализован: «В будущем мы планируем запустить тематическую программу Хит-парад, которая будет выходить еженедельно, знакомя наших слушателей с тем, как обстоят дела в чарте и как изменилась картина за последнюю неделю». Очевидно, «Новое чистое радио» развивается медленными темпами. Хотя возможно, что современные слушатели перестали ориентироваться на хит парады и следуют больше собственным предпочтениям, ведь еще в 90-х гг. такие эфирные телеканалы как Муз-ТВ и M-TV доказали нам, что высокое место в чарте еще не означает, что музыка действительно хорошая и качественная. 

«Ближайшие концерты» - раздел сайта, освещающий гастроли легендарных исполнителей. Здесь дается краткая информация о месте и дате концертов, о программе, с которой приезжают «звезды», указываются ссылки для бронирования билетов. Непонятно, по какой причине, информация в этом разделе не обновлялась уже с сентября 2008 г. В итоге, мы видим, как разделы сайта, не приобретшие большой популярности и не приносившие выгоду создателям сайта, становятся заброшенными и отмирают. Очевидно, изначально этот раздел был создан для привлечения на сайт посетителей, пытающихся найти через поисковые системы информацию о концертах.

На сайте есть также «Плейлист» и «Эфирное расписание». В плейлисте отображаются названия композиций и имена исполнителей, звучащих в эфире в данный момент или прослушанных несколько минут назад. Также указываются альбомы, в которые включены композиции. Вся краткая информация плейлиста сопровождается изображениями обложек музыкальных альбомов. 

В «Эфирном расписании» указаны названия программ и время их выхода. Вещание идет круглосуточно онлайновым потоком, который не хранится на сервере. Помимо названий программ в расписании указываются краткие сведения о том, что будет транслироваться. Например: «12:00-15:00 - It's a Lunch Time! (Classic Rock, Contemporary & Rare Britpop + Bits of Lyric) » или «03:00-05:00 - Ночь над городом (Редкие и лирические хиты всех времен) ». 

Очень привлекательным для пользователей нам показался раздел «Каталог исполнителей», созданный в алфавитном порядке. Здесь можно выбрать интересующего Вас исполнителя, почитать о его жизни и карьере, посмотреть дискографию и один из его лучших клипов. К настоящему моменту еще не весь каталог заполнен такого рода информацией, но сама идея создания мини-«рок-энциклопедии» на сайте радиоканала выглядит оригинально и отличает «Новое чистое радио» от других похожих проектов. 

Раздел «восходящие звезды», где представлена информация о новых музыкальных коллективах, перспективных, но еще не успевших приобрести большую популярность, может также привлекать на сайт посетителей. Те, кому интересен какой-либо из этих исполнителей, вероятно, попадут на сайт «Нового чистого радио», потому что информация о них еще не так широко распространена в Интернете. 

Раздел «Форум Нового Чистого» - не представляет собой ничего особого. Это достаточно стандартный вид обратной связи, который, к тому же, у «Нового чистого радио» не пользуется большой популярностью. Максимальное число одновременного посещения онлайн-пользователей за все время существования форума составило 70 человек. Но несмотря на это форум функционирует, и администрация сайта продолжает отвечать на вопросы, принимать предложения и пожелания. 

«Фотогалерея радио» - это раздел, который практически не пополняется и назначение которого вообще сложно определить. Фотографии, которых сейчас около десяти, хранятся на сервере http://www.flickr.com. В основном это пейзажи. Возможно, раздел просто пока находится в разработке, или также как и «ближайшие концерты» перестал функционировать за ненадобностью. 

В разделе «Музыкальные новости» публикуются небольшие заметки о событиях в мире шоу-бизнеса. Они представлены в текстовой форме и обновляются по мере появления инфорационных поводов. Обновление происходит с периодичностью в один –два дня. В левой части новостной страницы расположена лента, освещающая новости самого «Нового чистого радио» и его партнеров, список которых вместе с логотипами представлен в разделе «наши ретрансляторы». 

Также на сайте есть традиционные разделы «FAQ» (часто задаваемые вопросы) и «О нас». 

Большую часть главной страницы занимает описание потока «Нового чистого радио» в настоящий момент: композиция, звучащая в эфире, недавно прозвучавшие, а также анонс трех ближайших композиций. Фактически, это – краткое повторение раздела «Плейлист Нового Чистого». 

Как мы видим, «Новое чистое радио» - достаточно небольшой и скромный канал, который при этом пока не оказывает рекламных услуг, но, как утверждают создатели сайта, в ближайшем будущем это произойдет. Администрация канала видит перспективы развития, тогда как мы, описывая текущее положение собственно сетевых аудиовизуальных СМИ, видим, что такому небольшому радиоканалу было бы очень непросто бороться за аудиторию с крупными порталами, не предлагая при этом новаторских решений. 

 

 

Radio SUN

 

Примером успешного в экономическом отношении собственно сетевого радио может служить SUNradio. Являясь довольно типичным музыкальным радиопорталом, сайт сумел привлечь крупных рекламодателей, заслужить почетные регалии, такие как 1 место  на конкурсе «Продукт  года», учрежденном  Российской  Академией  Наук  и  оргкомитетом выставки СОФТУЛ  в номинации «Интернет», статус Advanced Business Partner компании IBM и премия OSRAVERS.COM MUSIC AWARDS в номинации Интернет-радиостанция года. SUNradio существует не только за счет рекламы, но и за счет прибыли от создания «радио под ключ», создания телемостов, организации дистанционного обучения, интернет-трансляций мероприятий и т.д. 

«Солнечное радио» и интернет-ресурс «SunRadio.Ru» появились на просторах сети Интернет в начале 2005 года с целью создать позитивное и единое информационное пространство для молодых и активных жителей Санкт-Петербурга. Для этой цели было создано интернет-радио, как объединяющий всех музыкальный источник, а так же ресурс «SunRadio.Ru», являющийся стартовой и информационной площадкой для наших слушателей. Параллельно с развитием online вещания, интернет-ресурс «SunRadio.Ru» вышел в реальный мир. Участниками «SunRadio.Ru» было организовано и с успехом проведено несколько мероприятий на таких площадках, как кафе «ДК Берлин», «Voyage Cafe», клуб «2-ой Этаж», сёрфстанция «TakeOFF».

Если говорить о SUNradio как о целостном проекте, то можно отметить, что радиовещание – это лишь малая составная часть того, что представляет собой данное собственно сетевое СМИ. Очевидно, что его основной целью вещания является извлечение прибыли посредством предоставления рекламных и организационных услуг, уже перечисленных нами выше. Тем не менее, сайт проекта www.sunradio.ru круглосуточно осуществляет трансляцию семи потоков: Main, Black, Longue, Reggae, Детские песенки, Сказки и Радио Абхазии. Все семь потоков доступны для бесплатного прослушивания через плеер, который находится наверху страниц сайта. Музыка и детские сказки транслируются сплошным онлайновым потоком, не сохраняясь в архив. У SUNradio при этом нет ни расписания, ни опубликованных плейлистов, ни того, что на языке эфирной радиожурналистики называется «программами» или «передачами». 

Вообще сам по себе сайт сделал предельно просто и лаконично. Это связано с тем, что функцией сайта является, очевидно, продвижение услуг, которые предлагает компания SUNradio.ru. Продвижению услуг посвящен не только специальный раздел «Услуги компании», где подробно описано, что предлагается, каким образом это будет реализовано и какую выгоду от этого получат заказчики. Помимо этого раздела на сайте выложены два pdf документа: в одном из них дублируется информация об услугах, а в  другом описаны преимущества интернет-вещания, приведена статистика слушателей сетевого радио в разных странах мира и т.д. Правда, все данные устарели, так как не обновлялись с 2005 г. 

Также на сайте компании есть ссылки на радио заказчиков. Среди них: Эльдорадио, Тырнет, Европа Плюс, Cosmopolitan.

Другой раздел сайта – News – освещает события культурной жизни культурной столицы: это анонсы концертов, выставок, спектаклей, вечеринок и пр. Архив новостей постоянно пополняется. Материалы представлены в текстовом виде и дополнены фотографиями. Практически ничем не отличается от News другой раздел – Life. Сложно даже понять, по какому принципу материалы попадают в тот или иной раздел, ведь выглядят они идентично и посвящены все тем же темам: культура в Санкт-Петербурге. Вероятно, администраторы сами решают, куда должен попасть тот или иной материал. 

Раздел Stuff посвящен информации о кино, модных показах и новинках в мире технологий. Хотя материалы представлены как новостные, тем не менее, они явно являются рекламой (правда, не все, но большинство). Многие материалы из раздела Stuff  посвящены новинкам рекламодателей, баннеры которых размещены на сайте портала. Среди них, например, IBM или Linux. 

Gigs – это раздел сайта, в котором публикуются анонсы и фотоотчеты о вечеринках, организованных SUNradio в ночных клубах Санкт-Петербурга. Из этого можно сделать вывод, что целевой аудиторией SUNradio является молодежью

В целом можно сказать, что SUNradio  - это в большей степени компания, предоставляющая креативные услуги, нежели сетевое СМИ. Поэтому и сайт оформлен довольно просто, по этой же причине на радио нет тематических программ и полностью отсутствует интерактив. Даже раздел forums является страничкой SUNradio в Livejournal, а не традиционным форумом, предназначенным для общения пользователей. На страничке в живом журнале в основном просто публикуются анонсы различных культурно-массовых мероприятий. 

 

 

Radio 13

 

Радио 13 появилось в июле 2007 года и с каждым днем все более уверенно занимает лидирующие позиции в списке интернет радиостанций. В свидетельстве о регистрации от 27 мая 2010г. указано, что примерная тематика и специализация Радио13 является музыкально-развлекательной, с добавлением рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем является «ААС МЕДИА», офис которого находится в Москве, там же, где и редакция Радио13. Являясь собственно сетевым СМИ, Радио13 вещает через свой сайт в Интернете, расположенный по адресу www. radio13.ru. 

Данное СМИ является именно собственно сетевым радиоканалом, вещающим в один онлайновый поток. Однако несмотря на простоту организации вещания, структура сайта довольно насыщенна. При входе на сайт сразу бросается в глаза пестрота оформления, что может затруднять пользователям поиск нужной информации, так как она расположена буквально вразброс по всей главной странице. При этом обилие фотографий, логотипов и прочих визуальных материалов, в том числе анимированных баннеров, также перегружает зрительное восприятие. 

Рассмотрим организацию главной страницы сайта. Наверху находится стандартная панель для перехода в разделы сайта: «главная», «эфиры», «слышать», «видеочат», «форум». Ниже – окошко «сейчас в эфире», где отображается звучащая в данный момент композиция. Далее следуют анимированные баннеры самого Радио13 и рекламодателей (в основном, интернет-магазинов). Анонсы «Скоро в эфире» также представлены в виде анимированной панели с фотографиями, причем информация о программах размещена в виде столбцов, которые смещаются то вправо, то влево, что тоже не очень удобно для чтения. В этих столбцах указаны названия передач, время выхода в эфир и краткое описание концепции, которое можно прочесть полностью, кликнув по кнопке «подробнее».

Сразу под анонсами расположены имена и фотографии гостей Радио13. среди них – Прохор Шаляпин, певец Игорек, Сергей Минаев, Ирина Ортман и другие. По тому, кто является гостями студии и какую музыку транслирует канал, можно судить о том, что возрастная категория слушателей – это приблизительно 20-40 лет. Стоит сказать ,что музыкальное наполнение канала не отличается большим разнообразием. В основном это легкая поп-музыка, которую обычно большинство людей предпочитают слушать фоном, занимаясь при этом своими делами, в случае собственно сетевых СМИ скорее всего работой на компьютере. 

Продолжаем следовать вниз по главной странице. Под таблицей гостей Радио13 мы видим «полосу» архив эфиров, выполненную аналогично «Анонсам», то есть представленную в виде коротких столбцов и смещающуюся то вправо, то влево и так же сопровожденных небольшими фотографиями гостей этих программ. 

Далее – короткая информация о проекте, опубликованная в текстовой форме. Это – стандартные несколько абзацев о том, когда началось вещание, какова тематика канала и т.д. И в самом низу главной страницы находятся логотипы партнеров и рекламодателей. В их число входят онлайн-каталоги, информационные порталы, видеохостинги и прочие. 

Левая часть главной страницы также нагружена информацией: контакты студии, последние темы форума с цитатами из них, баннер для перехода на страницу Радио13, созданную в сети «ВКонтакте»,  ссылки для переходов к новогодним поздравлениям радиоведущих Радио13, информация о том, как слушать Радио13, опубликованное свидетельство о регистрации СМИ и снова рекламные баннеры и анонсы. 

Многое из того, что опубликовано на главной странице сайта, повторяет блоки из разделов сайта, расположенных на панели вверху. Также на главной странице находится окошко смс-чата, в котором прокручиваются сообщения от пользователей. Это еще один источник дохода Радио13, так как каждое сообщение стоит 5 рублей. Пользователи передают друг другу приветы и заказывают композиции, которые они хотели бы слышать в эфире. Это форма интерактива, характерная для большинства эфирных радиостанций. 

Интерес для исследователей представляет раздел сайта эфиры, где публикуется наполнение вещательного потока. Во-первых, в нем содержится плейлист на ближайший час (названия песен и имена исполнителей), во-вторых имеется сетка передач Радио13, где в виде таблицы отображается расписание вещания. В будние дни – это программы, которые ведут RJ-и, по выходным – музыкальный нон-стоп.  Под таблицей даны краткие описания всех радиопрограмм, среди которых есть и тематические. Изначально канал Радио13 производит 11 программ: «Радиофон» (музыка по заявкам), «Утро со звуком» (утренняя музыкально-развлекательная передача), «Звездное рандеву» (передача, на которую приглашаются знаменитости из мира шоу-бизнеса), «Среда общения» (беседы со «звездами» на различные актуальные жизненные темы), «Вселенная секса» (программа, в которой обсуждается тема секса), «Все включено» (рассказы о смешных ситуациях из реальной жизни), «Вечер с Максом Максимовым и Ксенией Гольд» (вечернее ток-шоу очень разноплановой тематики), «Хит 13» (хитпарад радиоканала), «Обыватели» (программа-беседа, в которую приглашаются гости, молодые таланты), «Шоу Шаг Вперед» (В гостях малоизвестные, начинающие певцы, музыканты, DJ, артисты),   «Да ладно шоу» (развлекательная передача, в которой вместе с именитыми гостями обсуждаются события шоу-бизнеса, при этом все это происходит в юмористическом манере).  В настоящий момент постоянно выходящими остались только наиболее популярные программы: «Радиофон», «Утро со звуком», «Звездное рандеву», «Среда общения», «Шаг вперед» и «Хит13».  Остальные программы транслируются без какого либо расписания и вставляются в сетку вещания тогда, когда пожелают организаторы канала. Вещание тематических программ приходится на период с 12:00 до 22:00. В остальные часы играет плейлист, составленный из легкой музыки. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Радио13 действительно стремится быть качественным собственно сетевым СМИ и  судя по рейтингу, это удается: ежемесячно на сайт заходят около 25 тысяч пользователей. К достоинствам канала можно отнести наличие телефонного и sms интерактива, осуществляющегося непосредственно во время прямых студийных трансляций. Также привлекательным для аудитории может быть разнообразие тематических передач с приглашенными гостями. И все же хочется еще раз сказать о неудобной структуре сайта и перегруженности главной страницы информацией, которую можно найти в других разделах.  

 

 

Radio Ultra

 

Совершенно особое явление мы наблюдаем на примере радиостанции «Ультра». До 1 октября 2010г. это был эфирный радиоканал, и вещание в интернете было для него второстепенным. Теперь «Ультра» стало полностью собственно сетевым СМИ. Вот как об этом пишут на сайте канала www.radioultra.ru: «1 октября 2010 года радио ULTRA полностью переходит на Интернет-трансляцию, освобождая частоту 70,19 в УКВ-диапазоне. Этот шаг руководство ЗАО «Мультимедиа Холдинг», владеющего радиостанцией, связывает с несовместимостью архаичного УКВ-диапазона и имиджа прогрессивной станции для современных молодых людей. При этом поменяется исключительно способ донесения контента до аудитории, в то время как формат станции и команда, работающая над ее программным наполнением, останутся неизменными.
«Согласно данным исследовательских компаний, Интернет-аудитория радио ULTRA по численности в несколько раз превосходит аудиторию станции в УКВ-диапазоне. - комментирует ситуацию pr-директор ЗАО «Мультимедиа Холдинг» Станислав Наумов, - Эти данные подтолкнули нас к выделению радио ULTRA в отдельное бизнес-направление». До конца текущего года на базе www.radioultra.ru будет создан современный Интернет-портал, соответствующий актуальным трендам веб-архитектуры. На нем поклонники альтернативной рок-музыки смогут в полной мере насладиться возможностями современных интерактивных сервисов и, конечно же, творчеством любимых исполнителей. Планируется активное развитие портала www.radioultra.ru и привлечение новой аудитории, которая, как и прежде, будет принимать непосредственное участие в формировании эфира».

Ранее сайт www.radioultra.ru был ретранслятором эфиров радио «Ультра». В разделе «FAQ» встречаются сохранившиеся записи о том, на какой частоте вещало радио. Если судить объективно, то можно сказать, что радио «Ультра» действительно не поменяло своего формата при переходе к собственно сетевому вещанию. По-прежнему слушатели этого канала могут круглосуточно слушать альтернативный рок, только теперь  - исключительно онлайн, Музыка идет сплошным потоком, не сохраняясь в архив. При этом, в отличие от других собственно сетевых и просто сетевых радиоканалов, радио «Ультра» предлагает своей аудитории платить через смс (стоимость которого составляет от 21 до 24  рублей), чтобы узнать, какая композиция звучит в данный момент.  Это называется «Услуга ультра». Во-первых, мы полагаем, такая цена слишком велика для данной услуги. Во-вторых, другие сайты радиоканалов и радиопорталов предоставляют информацию о композициях бесплатно. Вероятно, этот принцип экономической политики сайта канала «Ультра» может несколько сокращать число слушателей. И действительно: за последние три месяца канал потерял около 15% слушателей. Однако радио «Ультра» никогда не стремилось привлечь многочисленную аудиторию. В число пользователей сайта входит узких сегмент людей, которым нравится альтернативный рок. Для них и работает команда канала, сохраняя свои базовые принципы: на радио нет RJ-ев, есть только ведущие тематических программ; звучат песни только иностранных исполнителей и т.д. И, что очень немаловажно, интерактивное общение осуществляется бесплатно через специальную форму для сообщений в разделе сайта «Ultra-сканер». Такое же называние носит сама программа, в которой озвучиваются самые интересные сообщения и звучат заказанные композиции. Программа выходит по будням с 19:00 до 23:00 по Московскому времени. Вообще все программы на радио «Ультра» выходят ежедневно. Всего таких программ – пять (включая «ультра-сканер»). Приведем короткие описания программ, данные на сайте канала в разделе «ультра схема». 

«Среда Обитания: Ежедневная программа о том, как адаптироваться к окружающей среде. Проще говоря – прогноз погоды. В начале часа Ultra рассказывает тебе, что творится за окном». 

« Ultra - новое: Новинки недели – последние альтернативные хиты на Ultra. Самые прикольные подробности об Ultra-героях и их творчестве». 

«Смерть Замечательных Людей: Люди, существующие вне пространства, мгновения существующие вне времени и смерть как итог совершенному. В полночь по будням на радио  Ultra мы рассказываем тебе о «Смерти Замечательных Людей». 

«Жесткий Диск:  Заветная папка на компе - «Мои электронные книги» -  у настоящих ультрафанов никогда не бывает пустой. Лучшие романы неформатной литературы таких авторов как Чак Паланик, Чарльз Буковски, Кен Кизи и многих, многих других – стали маленькими библиями для тех, кто ищет альтернативную истину. Каждый день в программе «Жесткий Диск – Мои электронные книги» Ultra дает тебе возможность заценить лучшие цитаты из культовых произведений мировой литературы».

Даже по стилю приведенных выше текстов, можно судить о том, что целевой аудиторией является молодежь. Поэтому радио «Ультра» активно участвует в организации и проведении рок-концертов, различных рок-вечеринок и прочих подобных мероприятий, которые освещаются на сайте в разделе «Ultra party». 

Другие разделы сайта канала посвящены отдельным программам, новостям, общению и т.д. Например, раздел «Ultra телетайп» - это текстовый архив с фотографиями, где хранятся новости шоу-бизнеса. Раздел «Ultra новое»  - публикует тексты, озвученные в выпусках одноименной программы.  О разделах «Ultra party», «Ultra схема», «Ultra сканер» мы уже упоминали. Остальные разделы сайта – онлайн-вещение, форум, FAQ, реклама – не представляют у данного канала особого интереса. Стоит лишь отметить, что на сайте публикуется более двух десятков рекламных сообщений, которые отображаются в виде текстов в небольшом окошке в правой части страниц. То есть основной доход канала составляют реклама и «Услуга Ультра». 

Вообще сайт оформлен очень скромно, без излишеств. Никаких дополнительных или второстепенных функций у данного собственно сетевого СМИ нет. Поэтому некоторые пользователи могут оставаться верны радио «Ультра» не только из-за содержания программ, но из из-за простоты использования сайта. Разница в организации структуры сайта по сравнению, например, с «Радио 13» действительно очень значительна. 

________________________

© Зленко Юлия Сергеевна


 

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum