Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Театр в Паутине: почему сценическое искусство так медленно осваивает просторы Интернета
(№13 [231] 25.07.2011)
Автор: Виктор Борзенко
Виктор Борзенко

Десять лет назад руководителей театров охватила инновационная мода– повсюду создавались официальные интернет-сайты. Но если в те годы Олег Табаков не скрывал, что для МХТ имени Чехова сайт нужен исключительно чтобы не отставать от жизни, то за прошедшее время он неоднократно убеждался, какую огромную пользу Интернет приносит театру. Три сцены МХТ за один вечер могут собрать полторы тысячи зрителей. Однако ежедневная аудитория (потенциальные зрители) официального сайта МХТ– в десять раз больше. 

За всю многовековую историю у театра не было еще столь мощной поддержки, как Интернет. Например, Малый театр нашел отличный способ привлекать зрителей– сперва на его официальном сайте появились многочисленные видеозаписи спектаклей, а вслед за этим образовался и отдельный канал «Малый-ТВ» (в режиме онлайн транслируются телепрограммы о Малом театре). Кроме того, на сайте ежедневно обновляются фотоленты, проводятся конкурсы и викторины, меняются темы форума– словом, театр использует любую возможность, чтобы привлечь к себе внимание даже случайного посетителя.

В итоге сайт самого консервативного театра страны стал с технической точки зрения самой современной интернет-площадкой. Но, увы, подобных примеров в России совсем мало. Большинство театральных сайтов похожи на буклет, который написали однажды и благополучно забыли. На сайте Омского театра драмы годами не обновляются сведения об артистах, на сайте Хабаровского театра драмы даже в разгар сезона нет афиши (!), а сайт Таганрогского театра (на сцене которого, кстати, ежегодно проходят гастроли чеховских спектаклей) и вовсе много лет находится в разработке. Кроме того, региональные театры крайне редко создают и столь важный раздел, как «Заказ билетов», но при этом в своих отчетах не устают жаловаться на спад зрительского интереса к театру.

Корреспондент «Театрала» позвонил в дирекцию Хабаровского театра и, представившись местным жителем, поинтересовался: «Почему на вашем сайте нельзя заказать билеты?» Ответ превзошел нормы приличия: «А купить билет в кассе вы уже не можете? Мы что, должны ради вас специального человека на сайт посадить?» И раздались короткие гудки… Несмотря на грубость, ответ оказался весьма показательным: действительно, в большинстве российских театров пополнением сайтов занимается завлит или администратор (хотя для полноценной работы сайта этого отнюдь не достаточно: в МХТ или в Малом театре за интернет-порталом следят целые коллективы).

 

Театр плюс ТВ 

Два года назад министр культуры Александр Авдеев заявил, что в российской глубинке должны быть созданы специальные интернет-залы, в которых можно будет посмотреть трансляцию столичных спектаклей. Идею поддержали другие чиновники. В частности, замминистра Андрей Бусыгин говорил: «Дело в том, что даже при самой интенсивной гастрольной деятельности невозможно охватить все уголки нашей громадной страны. Кроме того, гастрольная деятельность в 90-е годы у нас, по сути, была разрушена. В настоящее время значительная часть гастролей ведется за коммерческий счет, а что касается федеральной поддержки, то средств выделяется явно недостаточно».

Предполагалось, что интернет-трансляции смогут компенсировать недостаток театральной культуры в провинции. И похоже, что к театру в глубинке действительно особый интерес. В марте этого года «Театрал» писал о любительском театре города Данилова, расположенном в котельной местного Дома культуры. Каждый раз спектакли собирают зрителей. Причем это не единственный пример. В маленьком городке Мотыгино Красноярского края, где проживает всего 7 тысяч человек, каждый вечер загорается свет рампы. Подобные полупрофессиональные театры есть в Новошахтинске, Кызыле, Кудымкаре, Прокопьевске, Шадринске, Глазове и так далее. Получается, что жителям столь отдаленных городов театральное искусство действительно небезразлично. Это подтверждает и опрос, проведенный на сайте «Театрала»: большинство респондентов ответили, что готовы смотреть спектакли в Сети, потому что живут вдали от театральных центров.

Свое заявление Авдеев сделал два года назад. Прошло время, и еще ни один интернет-зал для трансляции спектаклей в глубинке не появился. Пока они строятся– театры пытаются самостоятельно освоить онлайн-пространство. В последние несколько лет на лентах информационных агентств не раз появлялись сообщения о том, что тот или иной театр установил в зрительном зале видеокамеру и начинает на своем сайте трансляцию спектаклей. Однако дальше одного-двух показов дело не шло, и о затее быстро забывали.

«Всё потому, что никто не хочет выдавать некачественный продукт, – говорит «Театралу» Юрий Гаврилов, ведущий специалист в области интернет-сайтов, посвященных культуре. – Худруки опасаются, что народ, увидев «плоское» изображение, снятое из одной точки, не захочет посетить этот спектакль. Хотя это опасение спорное: практика показывает, что зрителя можно заинтересовать и некачественным изображением. Он непременно пойдет и купит билет, чтобы увидеть спектакль своими глазами. И, кстати, к трансляциям такого рода повышенный интерес за границей, где живут эмигранты из России. 50% зрительской аудитории– из Германии, США, Израиля».

 

Опасные трансляции 

Иными словами, необходимость в трансляциях назрела давно. Только вот трансляции эти многим театрам не по карману. Так, чтобы установить 4 видеокамеры в большом зале любого столичного театра, требуется 6 млн рублей. Кроме того, нужно пригласить в штат оператора, звукооператора, техническую службу поддержки… Успешные шаги в этой сфере сделал пока только Большой театр, спектакли которого в режиме онлайн несколько раз в год транслируются в залах заграничных кинотеатров. И отдельного разговора заслуживает интернет-фестиваль «Театральная паутина» (www.cultu.ru), который с 2004 года проводится в Сети и неоднократно транслировал спектакли Москвы, Петербурга, Новосибирска, Кемерово, Владивостока, Самары и многих других городов. Причем с технической точки зрения это сложные трансляции, поскольку осуществляются они с помощью нескольких видеокамер, а для этого в город командируется целая рабочая группа.

«Но главная трудность в том, что в России пока еще не отстроена правовая система предоставления видеоконтента – продолжает Юрий Гаврилов. – И всякий раз организаторам фестиваля приходится решать множество юридических нюансов. Еще сложнее, если речь идет не о фестивале, о рядовой трансляции, скажем, на сайте театра. Запись спектакля может стать доступна пиратам, и твоя работа как постановщика обесценится. И доказать что-либо будет очень сложно, поэтому Госдума сейчас работает над тем, чтобы Интернет не ущемлял права авторов спектаклей, и любая видеотрансляция не являлась бы столь опасной».

Чтобы показать в Сети театральную постановку, нужно получить согласие всех создателей спектакля, начиная от драматурга (или его наследников), композитора, режиссера, сценографа, художника по свету и заканчивая артистами. Процесс это трудоемкий и довольно рискованный, поскольку отказа одного человека вполне достаточно, чтобы интернет-трансляция не состоялась.

Ничего подобного не требуется, если речь идет о телевизионном эфире. Дело в том, что связующим звеном между театром и автором является в этом случае Российское авторское общество (РАО), которое само разыщет автора, чтобы заплатить отчисления. Однако сфера деятельности РАО на интернет-пространство пока не распространяется…

Вот и получается, что российский театр ценится во всем мире, но с огромным трудом может демонстрировать спектакли в Мировой паутине. Для сравнения: на сайте Королевского Шекспировского театра в Британии собрана видеотека из сотен спектаклей, которые шли на этой сцене в последние 30 лет. Более обширная видеотека представлена на сайте Национального театра Британии: записи спектаклей сделаны за последние 60 лет. А видеоархив британского Театрального музея содержит не только записи постановок, осуществленных в Лондоне; охватывает он и континентальную Европу вкупе с США. Театральные видеоархивы размещены на сайтах Нью-Йоркской публичной библиотеки, некоммерческого канала PBS (здесь особенно много бродвейских постановок), парижского театра «Одеон» и так далее. В России же оцифровкой театрального наследия занимаются Бахрушинский музей и Российская государственная библиотека по искусству. Однако в минувшие 20 лет их видеофонды пополнялись довольно слабо и уж точно ни в какое сравнение не идут с фондами зарубежных музеев и библиотек. Причина называется одна: недостаток финансирования.

 

Пароль для избранных 

И всё же модернизация страны, о которой так часто говорит президент России, скоро коснется и театра. Недавно Союз театральных деятелей приступил к разработке общероссийского ресурса, который по идее должен охватить всю театральную сферу, содержать самую полную информацию о современном отечественном театре. Без онлайн-трансляций дело, разумеется, не обойдется. Но пока не решены правовые аспекты, многие трансляции будут идти в ограниченном режиме. «Например, я поставил спектакль далеко от Москвы, – говорит Юрий Гаврилов, – и хочу показать работу лишь узкой группе критиков, которым я доверяю. Не стану же я транслировать спектакль в открытом доступе. Поэтому я сообщаю пароль лишь нескольким людям, они заходят на сайт, а потом уже анализируют спектакль. Или другая ситуация. Театр в регионе объявляет, например, о местном фестивале. Составляется план трансляций – и спектакли смотрят все желающие. Вариантов развития сайта множество. Главное, что решается проблема воспитания зрителей. Театральные показы становятся доступны в отдаленных городах. Кроме того, я ведь и сам могу рассказать о своей постановке: поставил веб-камеру, наговорил и сам выложил на этот портал. То есть у сайта есть и функция блога».

По мнению экспертов, в российском сегменте Интернета театральная блогосфера развита значительно лучше, чем собственно сайты. Многие артисты, например, завели блог, чтобы привлекать пользователей к благотворительным акциям. Гоша Куценко, например, рассказывает о детях с ДЦП, Чулпан Хаматова призывает помогать детям с онкогематологическими заболеваниями, Татьяна Лазарева помогает благотворительному фонду «Созидание» и так далее.

В последние годы в блогосфере развивается и театральная критика, хотя происходит этот процесс весьма своеобразно. Популярный блоггер Arlekin (Вячеслав Шадронов) сказал «Театралу»: «Преимуществ у блогосферы перед «официальной» критикой нет, поскольку всё зависит от конкретного автора. Чем плотнее человек вовлечен в театральный процесс, тем больше у него обязательств перед людьми театра. Я веду дневник давно, последние годы делаю это с помощью Интернета, а раньше писал в тетрадку, для меня это занятие естественное, потому что я стараюсь зафиксировать собственные впечатления и осмыслить их. Реакция читателя меня интересует в первую очередь как возможность что-то уточнить (у дневника ведь нет редактора, нет «отдела проверки»), но в целом «интерактив» мне не очень интересен».

________________________

© Борзенко Виктор Витальевич

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum