Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
«Калина» вызрела
(№12 [102] 23.12.2004)
Автор: Диана Стуканова
Диана Стуканова
Это событие не пропустило ни одно уважающее себя отечественное издание: 18 ноября 2004 года в Тольятти было начато производство автомобиля LADA KALINA.

Нажмите, чтобы увеличить.
Именины «Калины» – 18 ноября 2004 года
«Признаюсь, построенное на территории АвтоВАЗа новое производство поколебало мое скептическое отношение к отечественному автопрому, – писал в своем репортаже корреспондент журнала “Эксперт”. – Повидав многие автомобильные заводы Европы, берусь утверждать: в Тольятти создали современное предприятие, не уступающее производствам крупнейших западных компаний».

По планам АВТОВАЗа, в 2005 году с конвейера сойдет около 40 тысяч автомобилей «Калина», а уже к концу 2006 года производство выйдет на проектную мощность – 60 автомобилей в час, 220 тысяч в год. Вслед за седаном намечен выпуск хэтчбека и универсала.

Корреспондент газеты «Волжский автостроитель» Диана Стуканова внимательно следила за процессом доводки и испытаний «Калины», детально изучала особенности автомобиля, которого так долго ждали на рынке. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей ее материал о новинке – серию интервью со специалистами.

Испытания с ноутбуком на борту
Процесс испытаний семейства автомобиля LADA KALINA продолжается. Цель – добиться максимального качества нового автомобиля. Об этом нам рассказал главный испытатель проекта Сергей МЕДИНЕЦ:

– Самые сложные задачи по доводке конструкции нового автомобиля позади. В настоящее время мы уже приступили к приемочным и сертификационным испытаниям базового автомобиля семейства «Калина» – автомобиля 11183-430-30, оснащенного восьмиклапанным двигателем объемом 1,6 л под нормы токсичности Евро-3.

Задачей приемочных испытаний является подтверждение соответствия автомобиля требованиям технического задания, оценка уровня конкурентоспособности с зарубежными автомобилями – аналогами, и в итоге – приемка разработанной конструкции заказчиком для постановки на производство (то есть АВТОВАЗом).

Задача сертификационных испытаний – получение сертификата (разрешения) на продажу автомобиля на внутреннем рынке. Объем сертификационных испытаний включает в себя проверку автомобиля на соответствие основным требованиям международных Правил ЕЭК ООН, директив и ГОСТов.

– Вероятно, на этом этапе уже можно рассказать о своеобразной истории испытаний семейства LADA KALINA и особенностях этих испытаний...

– Испытания «Калины» носили не столь «затяжной» характер, как испытания автомобиля Лада 110. Работы по седану семейства LADA KALINA были начаты в 1996 году. За это время проведены испытания трех серий автомобилей 1118, двух серий 1119 и одной серии автомобиля 1117. В настоящее время, как я уже сказал, мы находимся на завершающем этапе испытаний по седану, подходят к концу испытания хэтчбека и универсала LADA KALINA.

К особенностям испытаний нового семейства я отнес бы следующие моменты. Во-первых, максимальное использование расчетов и математического моделирования при проектировании автомобиля, что позволило сократить время для достижения положительных результатов, а также количество образцов для испытаний (это, в основном, касается вопросов безопасности и каркаса кузова). Во-вторых, к моменту начала испытаний автомобилей НТЦ уже имел достаточно мощную материально-техническую базу, которая с каждым годом пополнялась новыми лабораториями и комплексами. Это прежде всего аэродинамический комплекс, комплекс лабораторий по акустике, климатике, электромагнитной совместимости, большая и малая катапульта для проведения ударных испытаний по пассивной безопасности, а также автополигон НТЦ в районе села Сосновка.

Все это позволило значительно сократить время проведения испытаний, так как уже можно было не зависеть от климатических и погодных условий и работать практически круглый год, используя лаборатории и стенды. Отпала необходимость отправлять образцы автомобилей и командировать специалистов в НАМИ (г. Москва) и на автополигон НИЦИАМТ (г. Дмитров) для проведения аэродинамических, ударных и длительных дорожных испытаний. Нельзя не отметить и работу Управления экспериментального производства НТЦ, где изготавливаются все экспериментальные образцы. С освоением новых технологий и оснащением современным оборудованием существенно улучшилось качество изготавливаемых автомобилей, что непосредственно влияет на качество результатов испытаний.

– Какие трудности возникали в ходе испытаний?

– Во-первых, это жесткие рамки, поставленные перед разработчиками, по использованию в конструкции нового автомобиля существующей механики платформ «Самары» и «десятки» с максимально возможной модернизацией. Это создало сложности при доводке некоторых параметров автомобиля до уровня аналогов, но в настоящее время все основные проблемы решены.

Во-вторых, это – конструктивные изменения, которые вносились в ходе испытаний в связи с расширением гаммы двигателей для семейства «Калины». Некоторые испытания в связи с этим приходилось прекращать и проводить заново.

LADA KALINA испытывается с помощью самых современных методик и компьютерных программ. В этом мы убедились, отправившись на полигон НТЦ в Сосновку, где проходят ресурсные и климатические испытания автомобилей. Автополигон – место особое. Здесь царят свои законы и порядок движения. Каждый испытатель выполняет определенную задачу, «нарезая круги» по дорогам полигона.
Нажмите, чтобы увеличить.
Ноутбук – инструмент испытаний


Экзотика южных испытаний, похоже, осталась в прошлом. А ведь были времена, когда колонна вазовских автомобилей отправлялась в Узбекистан на летние климатические и горные испытания.


– Южная база была под Ташкентом в городе Пскент, – рассказывает по пути на автополигон начальник отдела испытаний и доводки автомобилей УДИДА НТЦ Андрей ПОЗИН. – Там полигон чуть поменьше, чем в Сосновке. Последний раз я там был с колонной «десяток» и перспективных моделей в 1998 году. Возникли трудности при пересечении границы с Казахстаном и Узбекистаном. Таможни замучили, да и рэкет к нам подбирался…

Спасением во всех смыслах стало строительство собственного полигона НТЦ в районе села Сосновка. Несколько лет подряд зимние и летние испытания проходят на автополигоне в 50 километрах от Тольятти. Полигон расположен в удачном для испытаний месте. Уже замечено, что зимой там температура на несколько градусов ниже, чем в городе, а летом – выше на 3-4 градуса. Кстати, нынешнее лето, с его нестабильными температурами, преподнесло немало сюрпризов. Но несмотря на капризы погоды, испытания идут по графику.

– В нашем Управлении дорожных испытаний НТЦ сейчас находятся четыре автомобиля «Калина», – продолжает Позин. – Они проходят так называемые длительные дорожные испытания. Это пробег на 80 тысяч километров. Также мы проводим испытания СНОГ – системы нейтрализации отработавших газов. Это – пробег на 80 тысяч, но в ином режиме. Если на обычных дорожных испытаниях в основном скоростные режимы, проверяется надежность силового агрегата и автомобиля в целом, то на испытаниях СНОГ режимы совсем другие. Разгон – движение – остановка, разгон – движение – остановка… Не каждый водитель выдержит эту монотонность.

По существующим правилам при пробеге на 80 тысяч километров показатели по токсичности не должны значительно ухудшаться, стабильность показаний для СНОГ обязательна. По такой программе проходят испытания образцы LADA KALINA на автополигоне…

Прибыв утром на полигон, мы застали на старте прототип универсала LADA KALINA.

О специфике испытаний нам рассказал инженер-испытатель Управления проектирования двигателя НТЦ Михаил ТУРАПИН:

– На этом прототипе «Калины» установлены 16-клапанный двигатель рабочим объемом 1,6 литра и так называемый катколлектор (в нем соединены выпускной коллектор и нейтрализатор). Моя задача состоит в том, чтобы запустить двигатель, выставить нужный состав смеси и нужный угол опережения зажигания.

Прототип испытывается с начала июля. Сегодня нам предстоит сделать оценку работоспособности лямбда-зондов. Мы должны сейчас выехать на трек – и там снять показания. С помощью ноутбука я сразу делаю запись – как у меня работает система впрыска, в том числе лямбда-зонды. Лямбда-зонд стоит на выходе двигателя, измеряя, какая смесь идет – богатая или бедная. Сигнал от лямбда-зонда поступает в блок управления, там идет перерасчет – и вводится коррекция в топливоподачу.

Таким образом, ноутбук не только регистрирует показатели. Благодаря программе связи блока управления с ноутбуком INCA-PC мы можем сразу измерять показания и корректировать топливоподачу. Я могу снимать эти параметры и менять их одновременно. Все происходит в реальном времени!

«Калина» – воплощение комфорта

– К счастью, многие трудности позади, – вновь обращаюсь к Сергею МЕДИНЦУ. – Что можно сказать об автомобиле LADA KALINA в целом и уровне достигнутых потребительских свойств?

– Уровень седана «Лада Калина», достигнутый в настоящее время, по многим показателям превышает уровень автомобилей семейств «Самара» и Лада 110 и находится в диапазоне аналогов. Это достигнуто за счет следующих конструктивных решений.

Базовым двигателем седана «Лада Калина» является двигатель 21114 (1,6 л, 8 кл., нормы токсичности Евро-3), имеющий номинальную мощность 59,5 кВт при 5200 об/мин. и максимальный крутящий момент 120 Нм при 3000 об/мин.

Увеличение объема достигнуто благодаря изменениям высоты блока и увеличению хода поршня с 71мм до 75,6мм.

Система впуска аналогична системе автомобиля Лада 110 за исключением объема корпуса воздушного фильтра – для уменьшения шума впуска объем увеличен с 6 до 7,5 л.

Система выпуска не имеет отдельного нейтрализатора, а включает в себя катколлектор (нейтрализатор, встроенный в приемную трубу), что позволяет ускорить время его прогрева и соответственно выполнить нормы токсичности не только Евро-3, но и в перспективе Евро-4.

Что касается трансмиссии, то здесь применено новое сцепление – нажимной диск на базе 2112 с оптимизированной характеристикой нажимной пружины, оригинальный ведомый диск – с демпфером холостого хода.

В приводе сцепления применена конструкция автоматической регулировки троса, что исключает операцию регулировки положения педали по мере износа накладок ведомого диска.

Коробка передач седана «Лада Калина» отличается от КП автомобиля Лада 110 конструкцией механизма выбора передач, что позволяет более четко позиционировать рычаг в нейтральном положении.

В приводе коробки применена электроблокировка передачи заднего хода. Это существенно упрощает операцию регулировки положения рычага переключения передач и позиционирование рычага, причем включение передачи заднего хода сопровождается звуковой сигнализацией.

Впервые в новом автомобиле марки LADA применяется электроусилитель рулевого управления, встроенный в рулевую колонку, что существенно повышает уровень потребительских свойств. Разработан новый рулевой механизм под число оборотов рулевого колеса 3,1 (вместо 4-х), что уменьшает трудоемкость при управлении и повышает чувствительность и информативность рулевого управления. Рулевой механизм пока еще находится в стадии подготовки производства.

Для повышения энергоемкости передней подвески применены конические пружины. Для уменьшения крена в балку задней подвески введен стабилизатор поперечной устойчивости. С целью повышения надежности ступичного узла применены подшипники увеличенной размерности.

А для улучшения характеристики привода тормозов применены вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр увеличенной размерности.

Есть «ноу хау» и в системе электрооборудования.

– Какие изменения претерпели кузов седана «Лада Калина» и его системы?

– Кузов спроектирован с учетом действующих и перспективных требований по пассивной безопасности. В нем применены 12% деталей от веса кузова, изготовленных из сталей повышенной прочности; 65% поверхностей деталей с цинковым покрытием против 33% на автомобиле Лада 110 (за счет более широкого применения сталей с двухсторонним цинкованием).

Жесткость кузова на кручение нового автомобиля на 20% выше, чем у «десятки».

Если говорить о пассивной безопасности, то даже без применения подушек безопасности седана «Лада Калина» имеет три звезды (из пяти) при испытаниях по требованиям EuroNCAP.

В настоящее время проводятся работы по адаптации подушек безопасности водителя и пассажира, сидящего впереди, а также ремней безопасности с преднатягом.

Существенно улучшены потребительские свойства нового автомобиля и по другим направлениям.

Нажмите, чтобы увеличить.
Испытания универсала на полигоне НТЦ в Сосновке
Например, по удобству входа–выхода за счет увеличенных на 10 градусов углов открывания дверей, размеров проема и использования единого ключа; по удобству посадки – за счет высокого расположения сидений, что делает посадку более высокой и в свою очередь улучшает обзорность и оптимизацию посадочных углов.

Стали более эффективными системы отопления и вентиляции. Это достигается за счет более высокой температуры зимой и лучшего распределения температур в салоне, высокого расположения воздуховодов в зонах ног пассажиров на задних сиденьях; лучшего распотевания и размораживания всех стекол и лучшей вентиляции салона летом.

– Можно сказать, что «Лада Калина» и дальше будет совершенствоваться?

– Конечно. Мы не останавливаемся на достигнутом, в следующем году «Калина» будет уже оснащаться подушками безопасности, ремнями безопасности с преднатягом, которые позволяют соответствовать требованиям EuroNCAP по пассивной безопасности. Также будут продолжены работы по адаптации в «Калине» автоматической коробки передач, кондиционера, АБС, то есть новый автомобиль будет развиваться и совершенствоваться.

Свет новых фар

Новый автомобиль стал полигоном для испытания новейшего электрооборудования. Большая команда специалистов работает на эту задачу. Какие технические новшества внедряются на этом автомобиле? Исчерпывающий ответ на этот вопрос могут дать специалисты Управления электрооборудования, электроники и электропривода (УПЭЭЭ) Научно-технического центра ВАЗа.

– Обзор новинок в «Калине» можно начать с наружного оснащения автомобиля, – говорит Дмитрий ДУДАРЬ, заместитель начальника УПЭЭЭ. – Это прежде всего светотехника – блок-фары и фонари. По блок-фарам применен ряд технических новшеств, которые ранее не использовались на автомобилях LADA. Они отвечают современному техническому уровню. К этим новшествам относятся лампы типа H7 для фар ближнего света.

Наша цель – улучшение светотехнических параметров. На эту задачу «работают» собственно лампы Н7 и прогрессивная форма рефлекторов ближнего и дальнего света, которая позволяет формировать необходимый световой пучок без применения линзовой системы на рассеивателе рефлектора. Таким образом, мы улучшаем светотехнические параметры блок-фар и соответственно улучшаем параметры безопасности и комфорта при движении в ночное время суток. Это – первое кардинальное изменение по блок-фарам. Второе – повышение надежности изделия за счет применения электрического корректора фар вместо гидравлического. Это ведет к упрощению монтажа, соединений, увеличению точности корректировки направления светового пучка в вертикальной плоскости в зависимости от нагрузки в автомобиле.

К следующим важнейшим моментам относится применение электрических соединителей с герметичными и фиксирующимися разъемами, что также повышает надежность функционирования изделия в блок-фарах в целом. Дополнительным преимуществом – с точки зрения технологичности установки этого изделия – является то, что блок-фара стала моноблоком. Все секции находятся в едином корпусе.

Преобразились и задние фонари. Они представляют собой моноблок с оригинальным внешним дизайном. Здесь есть секция указателя поворотов, секция заднего хода, секция стоп-сигналов, секция задних противотуманных фонарей и световозвращатель, что тоже оригинально, поскольку все светотехнические устройства, характерные для оснащения задка автомобиля, объединены в единый моноблок. Естественно, здесь мы уделили внимание электрическим соединителям, чтобы они были надежными и герметичными. Это – основные достоинства нового изделия.

Следующая группа – изделия для создания повышенного комфорта потребителей, – продолжает Д. Дударь. – С их помощью мы реализовали функции ограничения доступа в автомобиль, функцию защиты автомобиля от несанкционированного использования.

Речь идет о нескольких изделиях, входящих в систему дистанционного управления электропакетом. В первую очередь, это блок управления электропакетом. Он представляет собой электронное устройство с микропроцессорным управлением и встроенным приемником радиоканала. Управляет моторедукторами системы электроблокировки дверей и контрольным сигналом с выводом на указатели поворотов. В режиме тревожной сигнализации включает прерывистый звуковой сигнал, который может быть подключен на «сирену» (за дополнительную оплату на СТО) или непосредственно на звуковой сигнал автомобиля.

Пульт дистанционного управления седана «Лада Калина» находится в головке ключа зажигания. Одновременно он является транспондерным ключом иммобилизатора системы предотвращения несанкционированного запуска двигателя АПС-6. Содержит передатчик радиоканала с переменным кодом. Имеет три кнопки дистанционного управления. Это – блокировка дверей автомобиля, разблокировка двери водителя и дверей пассажиров (при этом возможна и раздельная разблокировка), разблокировка багажника или задней двери.

В эту же систему входит АПС-6 – система предотвращения несанкционированного запуска двигателя. Она использует тот же самый единый ключ для разрешения запуска автомобиля. Поскольку все устройства распределены на едином ключе, это будет очень удобно потребителю. Не понадобятся какие-то дополнительные ключи, не будет необходимости в снятии с охраны, а затем уже в запуске двигателя. Достаточно вставить ключ в замок зажигания, как обычно – повернуть и завести, а разрешение на запуск дается пользователю автоматически.

Есть еще одно новшество, принципиальное для автомобилей семейства LADA KALINA. Руководством завода принято решение о 100-процентном оснащении автомобилей этого семейства электроусилителем рулевого управления. Для автомобилей LADA KALINA предусмотрена современная система отечественного производства. Электромеханический усилитель рулевого управления, встраиваемый в рулевую колонку, предназначен для снижения усилия на рулевом колесе автомобиля при парковке и низких скоростях движения, а также для гашения обратных ударов и вибраций на рулевом колесе. Разумеется, это удобно и позитивно влияет на пассивную безопасность. Само изделие достаточно технологично, поскольку выполнено в виде единого моноблока.

Все для безопасности владельца

Также готовится к внедрению система надувных подушек безопасности для автомобилей семейства LADA KALINA. Это сложная система, поэтому ею занимается практически вся служба главного конструктора. УПЭЭЭ НТЦ готовит к внедрению электронный блок управления системой надувных подушек безопасности для семейства LADA KALINA. Этот блок предназначен не только для управления надувной подушкой безопасности водителя и пассажира, но и для управления устройством предварительного натяжения ремней безопасности.

Стоит еще подчеркнуть, что специалисты УПЭЭЭ разработали комбинацию приборов с подрулевыми переключателями. Раньше, например на «десятке», была комбинация приборов, блок системы контроля (БСК) и отдельный маршрутный компьютер. Сейчас на автомобиле 1118 все функции БСК, маршрутного компьютера и комбинации приборов специалисты УПЭЭЭ интегрировали в одно устройство – комбинацию приборов. А чтобы иметь возможность управлять функцией маршрутного компьютера в комбинации приборов, спроектировали подрулевые переключатели, которые имеют клавишу управления, совмещенную с подрулевым переключателем. Это позволяет водителю не отвлекаться во время движения и не искать визуальную информацию на панели приборов, что, естественно, ведет к большей безопасности. Это очень удобно при переключении функций маршрутного компьютера. Можно посмотреть пробег или расход топлива (мгновенный или средний), не теряя контроль над рулевым управлением. Водитель может быстро считывать визуальную информацию с комбинации приборов.

В этом смысле новый автомобиль следует мировой тенденции, которая заключается в том, чтобы перенести часть функций управления на подрулевые переключатели.

Так будет оснащен автомобиль «Калина» с точки зрения электрики и электрооборудования. Особое внимание специалисты НТЦ уделили электропроводке автомобиля. По их инициативе внедрены новые электрические разъемы – перспективные, надежные, технологичные…

Словом, седан LADA KALINA обещает потенциальным покупателям немало приятного и полезного. Есть надежда, что машина не будет уступать зарубежным аналогам в этом классе автомобилей.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum