Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Технологии будущего освободят политику от всего, чем она сегодня гордится
Интервью киевского профессора "Независимой газете" о влиянии технологий будущег...
№01
(334)
20.01.2018
Образование
Социокультурологические и морально-этические проблемы школьного образования как основа безопасности страны
(№1 [239] 10.01.2012)
Автор: Вадим Кукушин
Вадим Кукушин

 

Будьте свободны!

Апостол Павел

 

Свобода – это осознанная необходимость.

И. Гегель 

 

«Россия во мгле…» Если бы автор этого определения Г. Уэллс побывал в нашей стране в наше время, он, видимо, дал бы другое название своему историческому очерку – «Россия во тьме…» И иначе не скажешь: страна, в XIX веке восхищавшая мир своей гуманистической философией, музыкой, живописью, литературой, хореографией, театром… Страна, в середине XX века первой в мире освоившая космическое пространство… Страна, первой в мире начавшая производить серийно самолеты-амфи- бии и другие чудеса техники… теперь в области электроники отстает на 20 лет от Японии и США, занимает первое место в мире по числу самоубийств на каждую 1000 жителей, первое место в мире по душевому потреблению спиртного, первое место в мире по числу социальных сирот, первое место с мире по числу полицейских на каждую 1000 жителей (больше, чем служащих в постоянном контингенте армии). И в таком, воистину полицейском, государстве регистрируется самый высокий показатель преступности: в местах заключения находится порядка 800 тысяч – 1 млн человек.

Страна зашла в тупик. Считается, что если душевое потребление спиртных напитков превышает 6 л/чел (в пересчете на чистый спирт), то такая страна – страна без будущего. На сегодняшний день в России этот показатель достиг 20 л/чел (а с учетом самогона – еще выше!). Если добавить к этому еще и извращенное толкование под видом «демократии» общественной свободы как вседозволенности, то становится ясно, почему мы зашли в тупик. 

Как же выйти из сложившейся ситуации? Как спасти нацию и страну? Ответ не может быть однозначным, потому что причин социальной деградации – множество.

Начнем с проблемы толерантности, ведь у всех в памяти, например,  конфликтные ситуации декабря 2010 года в Москве, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Красноярске, Самаре, Брянске, Волгограде и других городах страны. В Ростове додумались до того, что полиция запретила кавказцам танцевать лезгинку на улицах города под предлогом, что это оскорбляет другие народы. А в соседнем Таганроге с 300-тысячным населением, входящем в число 5 самых пестрых по национальному составу городов России, - пожалуйста, танцуйте хоть лезгинку, хоть летку-енку, хоть танец змеи. Здесь в течение всей истории существования поселения не было ни одного конфликта на межнациональной или межрелигиозной основе. Не было потому, что культура межнационального общения формировалось в любой семье с рождения ребенка. Таганрожцы прекрасно понимали, что даже на бытовом уровне знание культуры другого народа, других конфессий не унижает, а обогащает и оздоравливает. Таганрожцы, например, не представляют себе нормальную жизнь без украинского борща, грузинского хинкали, узбекского шашлыка, армянского лаваша, молдавской мамалыги… А разнообразное питание – разве это не здоровье нации? 

Даже в годы тяжелейшего испытания – почти двухлетней оккупации в годы Великой Отечественной войны – именно в городе 3-го салюта Таганроге сформировалось самое крупное в стране подполье – 565 членов организации и 600 периодически участвующих в операциях по уничтожению врага. Это была преимущественно молодежь в возрасте 16-18 лет, представлявшая свыше 20 национальностей: русские, украинцы, татары, евреи, финны, греки, венгры… и даже редко встречающиеся в России ассирийцы. Их объединяли не язык или религия, их объединяло страстное желание защитить Родину – нашу общую Родину, общую родную землю от фашистов. 

В наши дни и в Таганроге могут появиться межнациональные конфликты, потому что руководители всего города и, в частности, педагогического института ведут безграмотную, асоциальную политику. Приведем конкретные примеры. 

Ректорат Таганрогского пединститута забыл о том, что согласно Конституции РФ мы живем в светском государстве и поэтому официальные контакты, договора, совместные конвенции вуза и какой-либо отдельно взятой церкви – безнравственны и недопустимы. В курсах этики, культурологии, истории, теории воспитания вполне естественной должна стать информация о сути и этических ценностях всех мировых религий, но без всяких предпочтений. Ведь все мировые религии учат Нравственности, Добру и Любви к Богу и к Человеку (как высшей ценности на Земле). Такая нейтральная позиция особенно важна в многонациональных и поликонфессиональных городах, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Таганрог и Краснодар. Ведь именно в Таганроге, где представлены все мировые религии и свыше 100 национальностей, за более чем трехвековую историю существования не было ни одного крупного межнационального или межрелигиозного конфликта. Это наши нравственные ценности, которые надо знать (и уже кому, как не руководителю педагогического вуза?!) и всячески популяризировать. 

 А что мы видим на деле? В майском номере газеты «Юг православный» за 2010 год вынесен заголовок: «Состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве Таганрогского благочиния и ТГПИ». Среди многих пунктов Соглашения, подписанного протоиреем Тимофеем Фетисовым и и.о. ректора вуза  И.В. Голубевой, есть и такой: «Противодействие увлечению молодежи пропагандой представителей тоталитарных сект и культов, наносящей вред их духовному и физическому развитию».

Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, использование термина «секта» – некорректно: этичнее говорить «община». Во-вторых, согласно Конституции РФ, свобода совести у нас гарантируется законом. В-третьих, а где можно найти список тоталитарных сект, как их опознать? В-четвертых, создается впечатление, что руководству ТГПИ следует внимательно изучить опыт и систему воспитания Ростовской экспериментальной школы этнокультуры № 15, где учатся представители 38 национальностей и всех мировых религий. Не случайно ведь мы освещали этот уникальный опыт на многих международных форумах в Москве, Вашингтоне, Сеуле и в др. городах. В школе разработаны и прошли многолетнюю апробацию многие уникальные программы, формирующие толерантную личность:

- этическая грамматика,

- этические ценности мировых религий,

- питание и культура народов мира,

- математика как элемент мировой культуры,

- литература народов Приазовья и др.

За 20 лет эксперимента в школе не было ни одного конфликта на межнациональной или межрелигиозной основе. Разве это не доказывает эффективность и востребованность  нашей концепции? Но ни городские власти Ростова, ни областное министерство образования наш эксперимент не заинтересовал. Наши отчеты по эксперименту в школе этнокультуры положены на полку и преданы забвению. 

Формированию культуры толерантности в наше время, как мы убедились на своей экспериментальной площадке в Ростове-на-Дону, во многом способствует общеобразовательная школа. Но проблемы качества образования в средней школе – налицо. В июле 1991 года мне выпала большая честь участвовать в работе советско-американской конференции работников высшей и средней школы по проблемам естественных наук. По конкурсу членами жюри было отобрано 500 советских и 500 американских докладов, которые слушались и обсуждались в зданиях МГУ им. Ломоносова в течение 10 дней. На секционных заседаниях мы удивляли американских педагогов, а они – нас. Советские педагоги удивляли американских коллег единством учебных планов во всех школах, от Калининграда до Анадыря, от Мурманска до Кушки. Американцы поражали нас тем, что в каждом штате свои школьные учебные планы и программы, и преуспевающие выпускники школ, поступая в вуз в другом штате, нередко не выдерживают вступительных экзаменов. Все единодушно пришли к выводу, что в общеобразовательной школе должны быть и федеральный, и региональный компоненты. 

В середине 1990-х годов (при другом министре образования!) в России именно так и была поставлена работа: 70-75 % занимал в учебном плане средней школы федеральный компонент, 25-30 % – региональный и школьный  компоненты. Федеральный компонент формировался из фундаментальных общеобразовательных дисциплин – математики, русского языка, литературы, физики, химии, биологии, истории. А что предлагает нынешний министр образования и науки А. Фурсенко? Ввести в качестве федерального компонента физкультуру, ОБЖ и «Россию в мире»? Это же полная профессиональная несостоятельность или… вредительство!

Очередная проблема – проблема общей культуры личности. Если посмотреть программы центральных каналов телевидения, печатную продукцию книжных издательств, газетную и журнальную продукцию, репертуар театров и концертных залов, создается впечатление, что никакого министерства культуры в России сейчас нет

Об этом свидетельствуют следующие факты:

- экраны ведущих телеканалов заполнены полуголыми девицами, именуемыми «звездами», «королевами красоты», «примадоннами», популяризирующими песни типа «Все в твоих руках»; 

- в телепрограммах и на радио широко используется ненормативная лексика;

- ведущие различные программы не владеют литературным языком;

- в самое «смотрибельное» время можно увидеть только фильмы, прославляющие нашу «замечательную» милицию;

- фильмы психологичные, о любви, о человеческих добрых отношениях, а также всякого рода поучительные дискуссии можно увидеть только после 23 часов и позже.

В ряде стран (например, в Финляндии), запрещены производство и продажа детских игрушек в виде различного оружия. А у нас не только повсеместно продаются игрушечные ружья и пистолеты, но на экранах ежедневно и днем, и вечером дети и подростки видят фильмы со сценами убийств и физического насилия, в том числе и со стороны полиции. С ранних лет ребенок видит убийства и насилие как норму жизни. О каком гуманистическом воспитании может идти речь? 

Говоря об этом, мы не намекаем на введение в стране цензуры в общепринятом плане, то есть политической цензуры. Но мы прямо заявляем о необходимости художественной и нравственной цензуры в рамках художественных советов при всех средствах массовой информации. Раз в стране совершенно бездействует министерство культуры, проблему духовности и деловой этики должны решать общественные советы.

Нравственное воспитание личности – одна из острейших проблем. Телепередачи типа «Дом-2», формирующие полную безнравственность, духовную нищету, вульгарность, как и подобные им «Наша Раша», «6 кадров», «Камеди клаб» – позор страны. Ни в одной стране мира нет ничего подобного! Да каких же пор эта безнравственность и убожество будут культивироваться?!

В последние время одной из «любимых» тем журналов стала тема педофилии и физического насилия со стороны педагогов, которые осуждаются, как преступники, и это правильно.  Вопрос лишь в том, стоит ли тиражировать и смаковать эти темы. В то же время стоит задуматься о том,  как выглядит школьная учительница, сидящая перед телерепортером в платье, лишь на 10 % прикрывающем её пышную грудь, особенно по отношению к ребятам, вынужденным созерцать эти «прелести» на школьных уроках? Они ведь находятся в гиперсексуальном возрасте, и при виде открытой груди, голого пупка или ног, обнаженных до трусиков учительницы, никакая физика, математика и даже живопись и литература им в голову не пойдет! Наблюдая такое, девочки уже с младших классов пытаются копировать своих «любимых» учительниц (по недомыслию, разумеется).

Мне представляется, что настало время ввести в школах и офисах униформу, как это было раньше. Иначе, подобно США, в Конституцию РФ придется вводить новую статью – наказание за хоразмент, то есть совращение в служебной обстановке (ведь почему в свое время Билл Клинтон относительно легко «отмылся» от позорной связи в Моникой Левински? Потому, что было доказано: Моника занималась хоразментом).

Замещение руководящих должностей профессионалами (а не «своими людьми») – очередная проблема. Больше половины руководящих кадров в современной России – «перекрасившиеся» члены КПСС, приспособленцы, карьеристы, конформисты. Какую методологию сможет формировать в институте повышения квалификации работников образовательной сферы бывший секретарь райкома КПСС? Или - зав. кафедрой педагогики, защитившая в своё время и кандидатскую, и докторскую диссертации по теории коммунистического воспитания учащихся, теперь перед студентами, магистрантами и слушателями ИПК заявляет: «Школа должна быть аполитичной!» Можно ли верить в искренность такого академика РАО?

Ректор известного вуза, в структуре которого есть отделение профессиональной педагогики, много лет возглавлял партком вуза. Когда в девяностых стало «невыгодно» быть коммунистом, публично вышел из партии. Теперь этот конформист проповедует новую мораль и закрывает глаза на массовое взяточничество в вузе.

А сколько таких фактов можно провести? И не только в Ростовской области!  Ведь воспитывать молодежь по-настоящему можно только личным примером! 

В заключение назовем ещё одну проблему – проблему оплаты труда преподавателей. Если учитель в школе и профессор в вузе получают в разы меньше сержанта милиции без высшего образования или дворника, или меньше швеи или ткачихи, то какое вдохновение может придти  к педагогу общеобразовательной или высшей школы? Ведь он постоянно вынужден думать о своем выживании! Мало того, настоящего, честного педагога руководство школы или вуза постоянно клеймит за выставленные учащимся и студентам  неудовлетворительные оценки. Ведь теперь общеобразовательные школы превратились в школы без двоек, а вузы – в университеты без отсева студентов! Никуда не денешься: на практике в  постсоветское время реализовано то, к чему в 70-е годы так стремилась советская власть! В итоге если наша страна, в середине XX века по уровню интеллектуализации молодежи занимавшая 1-3 место в мировом масштабе, теперь скатилась на 40-58 места! 

Благодаря «мудрому руководству» крупнейшими сферами экономики и культуры людьми без базового образования страна не просто зашла в тупик, она находится на краю гибели!

Нам нужно всем вместе, независимо от национальностей и религиозной принадлежности (о партиях лучше забыть: Россия процветала и в те времена, когда никаких партий не существовало) выработать национальную идею и спасти страну от морального и духовного разорения, от гибели

 

Литература по теме:

 

  1.  А должны ли дети изучать «чужую веру?» // Аргументы и факты, 2006, № 36.
  2. Бондаревская Е.В. Отечественные культурно-педагогические традиции // Опыт разработки концепций воспитания. – Ростов н/Д: Изд-во Обл ИУУ, 1993.
  3. Бьют по площадям: Остановит ли власть вал межэтнических разборок? // Аргументы и факты, 2010, № 51.
  4. Кукушин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. – Ростов н/Д: ГинГо, 2002.
  5. Кукушин В.С. Деловой этикет. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  6. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  7. Кукушин В.С. Толерантность как средство спасения // Социономикон: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 4. – Ростов н/Д: NB, 2007.
  8. Кукушин В.С.  Школа как центр поликультурного образования // Известия АПСН, 2003, № 7.
  9.  Кукушин В.С. Этические ценности мировых религий: Авторская программа факультатива для 11 класса // Вехи Таганрога,  2008, № 38.
  10.  Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие для педагогических вузов. – М. – Воронеж: Изд-во АПСН, 2002.
  11.  Состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве Таганрогского благочиния и ТГПИ // Юг православный, 2010, № 5.
  12.  Таганрогские педагоги прошли подготовку по предмету «Основы православной культуры» // Юг православный, 2010, № 7.

___________________

© Кукушин Вадим Сергеевич

Одесса - мой город родной
Воспоминания и размышления одесситки в эмиграции о малой родине...
Летающий дом
Торнадо переносит дом на 208 км, семья внутри дома остается невредимой
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum