Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Ковры как часть истории и быта Арцаха-Карабаха
(№12 [250] 15.08.2012)
Автор: Ашот Бегларян
Ашот  Бегларян

Ковры являются неотъемлемой частью истории и быта Арцаха-Карабаха. Ковроткачество испокон веков было национальным ремеслом. Ковер считался символом благоденствия семейного очага. Его ткали все женщины независимо от возраста, семейного и общественного положения.

«В Карабахе ковры ткали на всем протяжении истории, и не только в специализированных мастерских и школах, но и в домах, – утверждает учредитель единственного в Карабахе Музея ковра Вардан Асцатрян. – Для девушек ковроделие являлось обязательным условием в плане замужества. Если девушка не умела ткать ковер, то ее трудно было выдавать замуж».

Вардан коллекционирует ковры с 18 лет и прекрасно знает их язык, читает знаки и символы, содержащиеся в них. «В отличие от персидских и туркменских ковров, на которых изображались симметричные и однородные орнаменты, карабахские ковры представляют целостную картину, имеют направление просмотра и, самое главное, отображают божественные и природные явления, – говорит он. – Тематические рисунки на коврах строго придерживались классических форм, не допускалось выхода из рамок не только в плане орнамента, но и цвета. Каждый орнамент и цветовая гамма имели свое значение».

Армянские, в частности, карабахские ковры отличаются богатством символов. Наиболее распространенными среди них являются символы Божества – крест и крестообразные знаки, включая свастику и многолучевые звезды.

Интересны сюжетные композиции ковров. Например, ковер «Один день солнца» изображает утро, день, вечер – путь, который проделывает солнце за один день. На одном из ковров музея изображены дни сотворения Богом земли и человека. Есть ковры с сюжетами из Ветхого Завета.

На карабахских коврах много животных и птиц. Орел, считающийся святой птицей, символизирует связь между Богом и человеком. Верблюд – символ богатства. На коврах часто встречаются пчелы, драконы, мифические существа. Изображаются и злые силы. В Карабахе были очень развиты технологии изготовления натуральных красок и шерстяных нитей. Цветовая гамма ковров разнообразна и, что любопытно, отражает местность, где ковры производились. К примеру, гадрутские ковры – желтого цвета, мартунинские – ярких цветов.

Некоторым экспонатам музея 180-200 лет. Они представляют собой уникальную ценность. Сегодня музей в Шуши посещают армяне со всего мира, туристы из различных стран, удостаивая его хороших отзывов. Основной целью создания музея, по словам его учредителя, является восстановление исторической справедливости и бренда. Ковры заказывали и вывозили из Карабаха с давних времен. Большое количество заказывалось европейцами и русскими. В самой Персии работы армянских мастериц очень ценились.

«В 20-м веке огромное количество ковров было вывезено из Карабаха. Пожилые люди рассказывали, как приезжие из разных городов ходили по домам и спрашивали, нет ли старых ковров? Взамен скупщики предлагали новые изделия фабричного производства. «Старье» реставрировали и включали в списки шедевров азербайджанского декоративно-прикладного искусства. В основном брали те, где не было изображения креста», – рассказывает Асцатрян. По его мнению, это была спланированная акция с целью недопущения формирования бренда «карабахский ковер». «Сегодня в Азербайджане организуются выставки ковров, на которых, по нашим данным, основная часть – карабахские. Однако в каждом ковре – тысячелетняя культура, а культуре невозможно обучить, она формируется в течение тысячелетий», – утверждает Вардан Асцатрян.

После войны много ковров было вывезено из Карабаха в Армению, а оттуда и в другие страны. В частности, немалое количество карабахских ковров сегодня находится в США, Ливане и др. Сейчас вывоз ковров из НКР запрещен на государственном уровне.

Помимо выставочного зала, где экспонированы антикварные ковры ARTSAKH, PETAK KHACHAKARPET, MELIK-ARTSAKH, ARTSVAGORG и др., в музее действует и зал для продажи, в котором в основном выставлены новые ковры ручной работы, не представляющие исторической ценности. Причем, не только карабахские, но и дербентские, афганские и др. Подробнее о музее можно узнать по ссылке http://artsakhgorg.com

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

 

 ____________

  © Бегларян Ашот

 


Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum