|
|
|
Беседа заведующего международным отделом журнала RELGA Евгения Смотрицкого с руководителем школы ART plus в немецком городе Кайзерслаутерне художницей Мариной Дворкиной по поводу проходящей там художественной выставки.
Е.С. Да простят меня читатели, но не могу определиться с жанром публикации. Репортаж? Интервью? Очерк? Статья?... Я не знаю, как лучше сформулировать саму тему: эмиграция, творчество, личность, а может творческая личность в эмиграции? Словом – я не знаю. А Вы, уважаемые, если продолжите чтение дальше, или сами разберётесь, или просто оставите в стороне эти формальности и профессиональные тонкости. С 18 июля по 28 сентября 2012 г. в немецком городе Кайзерслаутерне проходит художественная выставка. На стенах представлены акварели учеников маленькой художественной школы для взрослых ART plus. Но в центре события – конечно же человек. Организатором и вдохновителем, я бы даже сказал пассионарием события, является Марина Давидовна Дворкина - дипломированный дизайнер по текстилю, окончила художественное училище и затем Текстильный университет в Москве, постоянная участница выставок. Но это – сухие анкетные данные. Я не боюсь добавить: Учитель, художник, писатель – по призванию. И, как ни странно для человека такого творческого склада, – хороший организатор, ибо художественные школы сами не открываются, да и выставки с неба не падают. Нужно найти помещение, уговорить владельца предоставить его на каких-то условиях на какой-то срок, нужно организовать вернисаж и презентацию, ну и конечно же нарисовать картины. Впрочем, предоставим слово пассионарию события.
М.Д. В нашей школе - большая радость: открытие первой выставки в помещении местной клиники! Это серьезный результат моей работы за два года со дня официального открытия школы. Выставлено 42 работы шести моих учениц и мои. Людей на открытии было мало - человек 30, хотя приглашения разослали в ратушу, во все ведомства и медийные инстанции. Конечно, середина рабочего дня в середине лета, но я надеялась, что мои ученики немного искупаются в лучах славы. Теперь жду публикации в газете, повешу на стенку в школе для воодушевления.
Знакомы мы с Мариной Давидовной уже 10 лет. Я читал многие её повести и рассказы и ценю её как писателя очень высоко. Картины её раньше я тоже видел. Но выставка – повод поговорить и задать ряд вопросов, что я и сделал.
Е.С. Марина Давидовна, у Вас прекрасная проза, но последние годы Вы окунулись в мир акварели. Выставка – результат, но как Вы к нему шли?
М.Д. В сомненьях и поисках. Мои подруги и я - 5 женщин творческих профессий - после нескольких лет эмиграции и поисков хоть какой-то достойной работы, открыли в декабре 2010 года русский дом культуры ART plus, в котором занимается русский хор и кружки различных направлений. В том числе, акварельная школа для взрослых. Мы все имели опыт преподавания, и наполняемость групп сегодня показывает, что дело мы затеяли полезное и нужное.
Е.С. Марина Давидовна, у Вас прекрасное советское образование, Вы воспитаны на традициях русской художественной школы. И Вы уже много лет живёте в Германии, общаетесь с коллегами, знакомитесь с их принципами и методами работы. Могли бы Вы кратко сравнить «их» и «наши» методы?
М.Д. Могу попытаться. В целом, отличается методика преподавания и взгляды на хобби и самореализацию. Западный стиль образования художников - выразить себя по-особому, правил нет, и для учителя не важны дидактика, контроль и педагогика; советский стиль образования: приверженность школе, масса правил без учебников, упорная отработка навыков до совершенства, скрытые смыслы и сверхзадачи. Очень отличается отношение к учителю. Для наших людей учитель – это самоотверженность, служение благородному делу, источник знаний, а для здешних – человек, которому платят деньги за то, чтобы приятно провести время.
Е.С. Правильно или нет, но у меня возникла мысль, что на Западе главное – культивирование индивидуальности, а в русской культуре – приобщение к традиции и посвящение в эгрегор, если можно так сказать… Вот у меня ещё один вопрос, вернее, хочу задать вопрос Достоевского. Не ручаюсь за точность цитаты, но смысл вопроса таков: каждый человек озабочен поиском хлеба насущного, но что ты будешь делать, когда наешься? Как бы Вы ответили на этот вопрос?
М.Д. Акварель - это страсть, это вечное соревнование, это любовь к чудесам. Поэтому сегодня мой ответ – акварель! Мир, где ничего не взрывается и не умирает. Хотя безусловно, со времен Сурикова и Брюллова акварель очень изменилась. Каждых год промышленность изобретает новые краски, виды бумаги, приспособления, облегчающие жизнь художника-акварелиста.
Е.С. У Вас есть девиз, кредо?
М.Д. "Кто, если не я?" Кому супы варить, кому школы открывать; люблю первое, но надо делать второе.
Е.С. Я задавал вопросы и чувствовал, что пытаюсь втиснуть Художника в прокрустово ложе своих дилетантских представлений. Поэтому я мягко спросил, что она ещё хочет добавить, и Марина Давидовна начала взахлёб рассказывает о своей работе, учениках, творчестве, о Жизни. Слушайте!
М.Д. Я изобрела свой собственный метод "заманивая" в акварель новичков, которые переступают порог нашей школы. Сначала я рассказываю вкратце о кистях и красках на примере своих, потом даю им кальку с готовым рисунком, развожу три краски на палитре и показываю пару основных приемов. Это задание вроде детской раскраски, но получается маленькая симпатичная картинка, и они, довольные, несут ее домой, разуверившиеся в своей неталантливости (многие ученики приходят с убеждением, что они рисовать не могли и теперь не смогут, что таланта нет, а многие - что они уже умеют, и теперь будут без учебы выдавать картину за картиной). В следующих заданиях сложность незаметно увеличивается, и возможны разочарования, но акварель, причудливо расплывающаяся по мокрой бумаге, посыпанная солью, закапанная спиртом, это такой чудо-фокус, такое химическое волшебство, созданное доступными средствами, что неудача забывается, а память о чудесах остается. Так хитро и коварно я не даю новичкам бросить. Постепенно они начинают понимать то, что мы постоянно обсуждаем с другими учениками (некоторые рисуют со мной 5-6 лет. Хотя официально школе 2 года, раньше мы рисовали в Volkshochschule (учреждение для обучения и повышения квалификации взрослых людей), ZMO (организация русско-немецкой дружбы) и просто у кого-нибудь на дому). Я настойчиво сгоняю время от времени сидящих со стульев, чтобы они взглянули на свою работу издали, свежим взглядом и послушали мнение остальных. Эти разговоры о композиции, о равновесии, о доминанте, о планах перспективы, о контрастах, о теории цвета на практике, раскрывают для новичков основные принципы, и они с удивлением постигают, что живопись - это некий синтез знаний, умений и интуиции. Я всегда спрашиваю, как им нравится чья-то работа, прошу высказаться, и если автор работы и другие ученики согласны с мнением новичка - это значит, коллектив его принял как своего, такого же «повернутого» на рисовании, как остальные. После 5-8 занятий с упражнениями на отработку различных акварельных техник, ученик в зависимости от успеха в каком-то упражнении, получает задачу копировать чью-то акварель: он уже сам делает на кальке набросок или пользуется готовой калькой. Поскольку ко мне приходят люди заниматься живописью, а основа живописи - рисунок, основ которых они также не знают, понятно, что за пару уроков всему не научить и не научиться. И моя помощь, помощь других учеников, готовая калька - это те "перила", которые приведут ученика к формулировке мысли: чтобы сделать то, что хочется, надо научиться немного рисовать. Тогда я рассказываю об основных геометрических фигурах как основе изображения и ставлю муляжи или живые фрукты для рисования, а затем натюрморт. Важно, чтобы все постановки выглядели красиво и гармонично (никаких полуразбитых горшков и драных драпировок, как было в нашей юности!), чтобы эту красоту ОЧЕНЬ хотелось бы нарисовать и повесить у себя в гнездышке - это второй стимул и мотиватор в моей «коварной» методике. В моем методе есть и сверхзадача: отвлекаю женщин от сериалов, от бесконечного стояния за плитой, и сама тоже отвлекаюсь. В эмиграции организация досуга весьма проблематична, потому что местные развлечения нам не очень подходят, и люди интуитивно заполняют свой день бытовыми делами и телевизором. Я считаю, что созидание – даже в виде маленькой картинки на стене – всегда лучше. Я за то, чтобы люди пели, танцевали, рисовали, играли спектакли, читали и всегда что-то изучали! Кстати, я выписываю французский журнал по акварели, даже начала учить французский, но не очень всерьез. Хотя все интернациональные выставки и конкурсы акварели, ближайшие к нам, находятся во Франции и Бельгии, не теряю надежды постоянно в них участвовать. Мечтаю, чтобы мы с учениками вместе поучаствовали в таких конкурсах. Мне кажется, что сегодняшняя выставка наглядно показывает, что это возможно.
Е.С. Я очень благодарен Вам, Марина Давидовна. Благодарен за творчество, атмосферу, которую Вы создаёте в Кайзерслаутерне и желаю Вам воплотить Ваши мечты в реальность. И да помогут Вам все: спонсоры, меценаты, власти и просто доброжелатели.
Открытие выставки. Слева направо: Валентина Нюрнберг, Марина Дворкина, представитель клиники фрау Штрессербергер.
Общий вид: 18.07.2012. Выставка хорошо освещена сверху. Первые посетители.
___________________________________ © Смотрицкий Евгений, Дворкина Марина
Более подробную информацию смотрите на сайтах: Дневник Марины Дворкиной на сайте Демиарт Фотографии Kulturzentrum ART plus e.V. |
|