Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Бедность как стандарт
Статья об истоках особенностях бедности в России – о падении экономики, несправе...
№06
(359)
01.05.2019
Культура
Новая хронология авторской песни
(№18 [256] 15.12.2012)
Автор: Сергей Орловский
Сергей  Орловский

   Тезис 1. В теме много всего, разобраться даже посвящённому очень трудно. Нужна специальная методологическая расчистка, выводящая соискателя интереса к образу, который может вместить сознание одного человека. Важным элементом такого образа является «новая хронология авторской песни».

Кандидат филологии И.А. Соколова, специализирующаяся на теме «авторская песня», считает что главных исторически-ближайших источников у «авторской песни» всего два[1]: бытовой романс (как интонационный прототип) и лирическая песня русской культуры 30-45 годов (как бытовой эстрадный жанр). При этом здесь имеется интерес и к «уличной песне», но не к «блатной» и «лагерной». Проявляется и влияние «кружковой песни» (студенческая и т.п.).

Автор учебника «Авторская песня»[2] доктор филологии В.И. Новиков считает[3], что в песенной поэзии известных бардов возродился творческий опыт трёх основных школ классического модернизма – символизма (Б. Окуджава), футуризма (В.Высоцкий) и акмеизма (А.Галич). 

Собственный взгляд на происхождение «авторской песни» имеют и так называемые «архивисты авторской песни». Среди них значительное место принадлежит Р.А. Шипову (1935–2009). Он был составителем и издателем немалого количества известных песенников. Его познавательная позиция здесь – это позиция архивиста-любителя, заваленного большими объемами результатов песенной практики (варианты текстов песен, магнитофонные записи, фестивальная периодика и др.). По его оценке, в обороте архивистов «авторской песни» находилось не более 300 тысяч песен. Нужно было выбрать самое существенное и сохранить это для потомков. Причем сделать это за счёт резервов своего свободного от официальной службы времени. Вот что он пишет[4]: «…Безусловно, наивно было бы рассматривать современную авторскую песню как прямую наследницу песенных традиций прошлого. Тем не менее, такая связь существует, пусть и в сильно трансформированном и опосредованном виде. Обычно термин (название) появляется позже, чем сам предмет, им обозначаемый. Когда же родилась авторская песня? Соблазнительна возможность точно указать «первую ласточку» жанра: кто-то предлагает в этом качестве «Бригантину» Павла Когана и Георгия Лепского или «Глобус» Михаила Львовского и Михаила Светлова, кто-то напоминает об Александре Вертинском, а кто-то видит первого барда в Денисе Давыдове... Заметное влияние на старшее поколение авторов – Окуджаву и Галича – оказал А. Вертинский, который дал живой пример достаточно необычного на эстраде распева стиха…, влияние советских и зарубежных актеров-певцов, как Л. Утесов, К. Шульженко, М. Бернес, Ив Монтан..». Он отмечает также и влияние на дух авторской песни духа пространств свободного творчества и странствий: «духа шестидесятников, «духа геологов», «духа полярников».

Осмысление «авторской песни» изнутри (со стороны её активных практиков) берёт отсчёт с легендарной конференции в подмосковных Петушках (20-23 мая, 1967 г.). Здесь была проведена первая Всесоюзная конференция по проблемам самодеятельного песенного творчества. В ней участвовали: музыковед В. Фрумкин, фольклорист Т. Попова, ученый-литературовед Ю. Андреев, авторы песен (А. Галич, Ю. Ким, А. Якушева, Ю. Кукин, А. Крупп, В. Туриянский), исполнители песен (С.Чесноков и др.), а также представители клубов самодеятельной песни(КСП) из городов Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Минска. Особенно интересным представляется здесь выступление В.Фрумкина, популяризатора и социализатора «самодеятельной» (не профессиональной) тогда песни, организатора известного клуба песни «Восток» (г. Ленинград). Он назвал «самодеятельную песню» самобытным песенным феноменом, который нужно изучать не как литературу, а как песню, создав для этого специальный и даже новый аналитический инструментарий: «... Вчера говорили, что этот жанр надо судить по законам литературы, ибо он тесно примыкает к этому искусству. Это верно, в общем-то, примыкает. Но, судить, глубоко убеждён, надо не по законам литературы, а по законам данного жанра. Товарищи, сколько можно заниматься абстракцией? Абстракция хороша как временное явление. Проанализировать движение литературной стороны песен – это временно отвлечься. Но, синтез-то нужен! Разве можно забывать о том, что песня – это синтетическое произведение искусства, она действует необычайно тонко на разные стороны психики, и музыка играет в ней хоть и подчиненную, но далеко не последнюю роль... Так вот, я ратую, призываю всех, кто здесь есть, – и авторов, и особенно исследователей: давайте браться за комплексный подход к песне. Воспринимаем-то мы её, конечно, хорошо, ощущаем правильно, но когда начинают анализировать и писать о ней, пока что до сих пор нет ни одной серьезной работы в Советском Союзе, да и очень мало за рубежом... вот литературоведы проходятся очень уверенно по текстам, музыковеды анализируют интонации и ритм. Hо давайте попробуем соединить одно с другим. Я не берусь это сделать сегодня, это действительно, наверное, сложная штука, хотя, на первый взгляд, казалось бы, всё просто» [5]. 

Вопрос о происхождении «авторской песни» не прост. Сердцевинное происхождение феномена не достигнуто. Вопрос «В чём суть?» раскрывается не кардинальным образом, а косвенным путём, как поиск исторических предшественников в художественном творчестве. Но, правильно ли это? Единственный ли это путь? Нужна специальная, остронаправленная и теоретически нагруженная практика, которая смогла бы дать ответ на сущностный вопрос. 

Исторически «теория авторской песни» сложилась как поток из примерно 9  поисковых линий (см.табл.1). Причём любители песни здесь опережают представителей науки на пару десятков лет.

Таблица № 1. Поисково-теоретические потоки в теме «авторская песня» 

Усл.

Наименование исследовательского потока

Фамилии ярких представителей

  1

Крыло «Мы - делатели традиционной науки о песне»

Новиков Вл.И., Ничипоров И.Б, Соколова И.А. и др.

  2

Крыло «кардинальные теоретики»

Мирзаян А., Ланцберг В., Орловский С., Друпп П.

  3

Крыло «Мы - вольные рассказчики»

Дулов А., Фрумкин В.,   Альтшуллер Л.

  4

Крыло «Мы – особенное движение»

Андреев Ю.

  5

Крыло «Мы – журналисты»

Жуков Б., Аннинский Л., Анпилов А.

  6

Крыло «Мы – артисты особенного театра»

Лорес Ю.

  7

Крыло «Мы – составители антологий»

Сухарев Дм., Шипов Р.

  8

Крыло «Мы – барды пишем книги воспоминаний»

Городницкий А., Полоскин Б., 

Алмазов Б., Загот А.

  9

Крыло «Мы – издатели сборников песен»

Беленький Л.

Если же подходить к отмеченным поисковым линиям с точки зрения «теоретик должен заметить», то складывается представление, описанное содержанием таблицы 2. 

                      Таблица №2. Следы теоретически активных персоналий

Инициатор представлений

Краткое содержание теоретического следа

1

Научный совет по проблеме «авторская песня»(Новиков В.И. и др.)

Примерно 53 диссертации[9]. Преобладает филологический подход.

2

Теоретический семинар центра авторской песни г. Москва

Доклады участников[10] семинара. Единой линии нет.

3

Альтшулер Л.Ю.

Краткое определение понятия «авторская песня». Клубно-практический подход.

4

Беленький Л.П.

Систематика темы. Системно-технический подход.

5

Дулов А.А.(умер)

Идея «Вольная культура».

6

Загот А.А. (умер)

Осознание своего опыта.

7

Ланцберг В.И.(умер)

Незаконченная концепция «Моя песня». Подход: социологическая и социотехническая направленность.

8

Лорес Ю.Л.

Концепция «Песня как моноспектакль». Подход: искусствоведческий. 

9

Мирзаян А.З.

Концепция «Хождение за песенным языком». Подход: эволюционно-генетический, сущностная история Песни.

10

Орловский С.П.

Концепция «Авторская культура песен» и вариант Учения «Аутентика бардовской песни как особенная практика саморазвития человека»[8]. Подход: деятельностный.

11

Шипов Р.А.(умер)

Ранжированный список бардов  русской культуры 20 века. Подход: историко-хронологический.

Если же теперь протестировать каждую линию теоретического поля  культурной нормой «полнота легендирования результата», то получим представление, описываемое таблицей 3. 

Таблица №3. Распределение источников по возрастанию (снизу-вверх) уровня полноты легендирования темы

Монография

Диссертация

Энциклопедия

Учебник

Музей

10

          +

     +

первый том

   +

мобильная форма

1

ряд разных монографий

     +

ряд хрестоматий

   +

      -

7

статьи

интервью

сборник своих песен

    -

      -

8

концепт

интервью

сборник своих песен

    -

      -

9

лекции

интервью

сборник своих песен

    -

      -

2

тексты докладов

      -

        -

    -

      -

5

идея

интервью

сборник песен

    -

      -

3

формулировка

доклад

        -

    -

      -

6

книга

    -

        -

    -

      -

4

            -

статья

сборники песен

    -

      -

11

            -

-

сборники песен

    -

      -

Примечание: Номера столбца «№» совпадают с номерами колонки «№» таблицы №2.

Можно также расположить источники теоретических линий в соответствии с полнотой заполнения цепочки «уровни абстракции информации» [18], получим содержание, представленное таблицей №4. 

Таблица №4. Распределение источников по возрастанию (снизу-вверх) пол-ноты заполнения цепочки «уровни абстракции информации»

Всеобщее

Интегральное

Общее

Особенное

10

Культура саморазвития человека

Авторская культура песен

Культуры народов мира

Русская культура

9

              -

Песня как  матрица языка 

Культуры народов мира

Русская культура

2

              -

Музыка и песня

          -

Русская культура

1

              -

           -

          -

Русская культура

3

              -

            -

          -

Русская культура

4

              -

            -

          -

Русская культура

5

              -

            -

          -

Русская культура

6

              -

            -

          -

Русская культура

7

              -

             -

          -

Русская культура

8

              -

             -

          -

Русская культура

11

              -

             -

          -

Русская культура

Примечание: Номера столбца «№» совпадают с номерами колонки «№» таблицы №2.

   Современный тезаурус рассматриваемой темы состоит из десятков особенных понятий, например: «авторская культура песни» [11], «бардовская культура» [12], «авторская песня», «бардовская песня», «самодеятельная пес-ня», наша песня [11], «литературная песня», «политическая песня», «поэтическая песня», «гитарная песня», «гитарная лирика», «аутентичный бард», «музейный бард» [17], музей «Барды Мира» [17], музей В. Высоцкого, музей Б.Окуджавы, музей Ю.Визбора, учебник «Гитара бардов» [11], «гитарная школа бардов», «центр авторской песни», «Синтопоэтика» [11], «Сибард» [11], «песенная матрица», «хранители песенного языка», «песенная речь», «интонационная речь», «интонируемая поэзия», «бардистика», «Учение Бардов» [11]. 

Из таблиц 1-4 легко увидеть, что источник №10 имеет наиболее высокие показатели во множестве заметных участников дискурса «Теория авторская песня». Как же раскрывается «хронология авторской песне» этим источником? – Как «новая хронология авторской песни» [8]. Такая  хронология имеет две составляющие: внутреннюю (внутри русской культуры) и внешнюю(внутри истории мировой культуры). 

 

Тезис 2 (внутренняя хронология). Понятие «авторская песня», в русской культуре 1950-2000 гг., обозначает не одну песню, а – две разные «авторские песни».  

Называть период песенной истории русской культуры с 1950-2000 гг. периодом только одной «авторской песни» крайне неверно. Но именно так считают практически все учёные исследователи «авторской песни». Вопрос о структурной множественности понятия «авторская песня» практически не рассматривается учёными исследователями, как важнейший вопрос изучаемой ими темы.

Наше исследование показывает, что понятие «авторская песня» следует рассматривать как составное. Оно образованно соединением двух понятий: «авторская песня-1» и «авторская песня-2».

Что такое «авторская песня-1»? – Здесь нужно учесть несколько содержательных линий: 

  • Во-первых, это «наша песня». Понятие «наша песня» использовалось в клубах самодеятельной песни и на фестивалях самодеятельной песни, как фильтр «свой-чужой». Оно обозначало тот тип песен, которые было допустимо петь[20]. 
  • Во-вторых, «наша песня» - это единство трёх типов песен («самодеятельная песня», «бардовская песня», «авторская песня-1»), с главным центром (магнитом, руслом) «бардовская песня». 
  • В-третьих, к существенным отличительным признакам «авторская песня-1» можно отнести, например, такие как: уровень акустики – только натуральный звук; тип звучания – чаще одна гитара; текст песни – чаще заимствован (высокие стихи профессиональных поэтов); музыка – самостоятельного сочинения (красивая и непростая мелодия); уровень владения гитарой – чаще уровень хорошего владения аккордовой гармонией; уровень владения голосом – чаще мелодекламация откровения. Ярким примером здесь могут служить песни таких известных авторов песен как: С.Никитин, А.Дольский, А.Суханов, А.Дулов, М.Щербаков.

   А что же такое «авторская песня-2»? Здесь много разных направлений. На «авторскую песню-1» похоже только направление «камерная песня» (Е.Фролова, М.Щербаков). Немалую роль здесь играет направление «гитарная песня» (собственные песни с акцентом на лидирование непростого гитарного аккомпанемента, под одну или несколько гитар, используются эффекты электронной акустики). Сюда же заносит и лирический русский шансон. Самодеятельная песня возвращает себе здесь полную свободу. 

«Авторская песня-1» и «Авторская песня-2» различимы песенным слухом, как исполнителя песен, так и слушателя песен. Такое различие – это опытный факт. Они различны как внешне, так и изнутри. Различие разительное, что служит сигналом перехода от одного типа песенного качества к другому типу.

 Исторически «авторская песня-1» была раньше «авторской песни-2». Поэтому и идёт речь о том, что «авторскую песню-1» сменила «авторская песня-2», разделив исторический период «авторской песни» на два разно-качественных временных интервала.

 

Тезис 3(внутренняя хронология). Хронология «авторской песни» скрывает в себе два содержательно разных участка: хронологию «нашей песни» и хронологию «авторской песни-2». 

Ученые в диссертациях не занимаются построением детальной хронологии «авторской песни», так как не изучают явление в целом, а только по маленьким его частям. Детальным выписыванием событий в основном озабочены исследователи-любители [6]. 

Детальная хронология позволяет по-новому взглянуть на изучаемый исторический период. Например, известный бард Булат Окуджава, в 1984 г., заявил, что «авторская песня умерла»?! – Выстраивание правдоподобной хронологии «авторской песни» могло бы пролить свет на точное понимание его слов. Что значит «умерла»? – Исчез источник определенного типа песенного творчества, все авторы стали писать по-другому? Умерший тип авторства, что это такое? – Вопросы и ещё раз вопросы. Ответ скрыт в детальной хронологии целого. 

Конечно, некоторые ученые исследователи обращают внимание на особенности временной шкалы изучаемой темы. Например, известный ученый исследователь И.Б. Ничипоров [7] отмечает, что он изучает «авторскую песню» в интервале от 1950-х до 1970-х годов, мол, от начала феномена до его высшей фазы общественной известности. 

Построение детальной хронологии темы «авторская песня» требует решения целого ряда непростых исследовательских задач, например [8]: 

  • Найти разумное соотношение внешней(социальная известность) и внут-ренних (авторская кухня) датировок песен. Например, дата фестивального успеха песни может сильно не совпадать с датой написания песни.
  • Определить репрезентативное множество песен «авторская песня». Границы такого множества размыты, нужно найти гармонию в понятийной паре «целое-значимое». То есть, необходимо выполнить понятийную замену «репрезентативное множество» на «референтное множество». Естественно, что в любом случае исследователь имеет дело с типом соответствия «один автор - много песен». Поэтому любое множество здесь – это два взаимно связанных множества: список авторов песен и список их песен.
  • Найти простой способ выражения и фиксации (понятийного схватывания) авторской активности. 
  • Выйти на графическое изображение авторской активности по всему репрезентативному множеству.

Почему официальная наука не может преодолеть отмеченную сложность? – Требуется большой опыт изучения темы изнутри (одновременно исполнитель и архивист песен), нужно преодолеть неполноту и неточность большого информационного массива. Затраты времени на научную легализацию всего массива «песенное наследие» значительно превышают границы временных нормативов диссертационной работы. Полнота архивного материала и внутренний опыт – вот главные элементы преимущества исследователей-любителей.

Как же были преодолены препятствия на пути построения детальной хронологии? – Путём выхода в оригинальную позицию и экспериментирования с рядом понятийных замен, как то [8]: 

  • Прямая задача построению хронологии «авторской песни» была заменена задачей построения хронологии «наша песня» с выходом в область «авторская песня-2». 
  • Был сделан упор на внутреннюю датировку. При этом учитывается только авторская активность в «авторской кухне». Афишно-концертная, фестивальная, клубная и другие типы внешней информация не учитываются. Границы информации – автобиография автора. Тем самым, сделан упор не на поиск социального успеха феномена «авторская песня», а на поиск песенно-авторской активности в чистом виде «пришла Муза».
  • Выполнена замена множества датировок песен одного автора всего на одну дату «дата написания автором первой песни». К.Чуковский говорил о том, что тот, кто начал писать стихи, – тот не начинающий. Дата рождения первой песни  это важный сигнал миру – родился ещё один автор песен. Песенное авторство открывается в человеке как некий мгновенный переход «просто человек – автор песен». Дата создания первой песни документируется значительно лучше, чем даты создания каждой песни. Такая дата часто есть в автобиографии автора песен. Если всё же её нет, то принимается, что автор написал первую песню в возрасте 20 лет (это эмпирический факт немалого количества авторов песен).
  • Дата написания первой песни для каждого автора песен была однозначно соединена с общим количеством созданных им песен. Такое соединение и является простым элементом, позволяющим строить хронологию авторской активности простым суммированием количества песен разных авторов, отнесенных к одному и тому же году.  
  • Очерчены границы рассматриваемых множеств песен, а именно: репрезентативное (примерно 18000 песен от 249 авторов), референтно-исполнительское (примерно 1000 песен от 249 авторов), учебное (примерно 100 песен от 30 авторов).  
  • Введены представления об иерархии культурной значимости песенного наследия автора песен (см. табл.5). Такая иерархия опирается на два органи-зационных признака: по вертикали - «аналогия с деревом» (корень, ствол, ветки, листья) и по горизонтали - «аналогия с яблоком» (зерно, ядро, слой, граница). Вертикальную организация уточняет горизонтальная. Конечно, можно было бы добавить слой «предтечи». Но тогда мы выходим за пределы рассматриваемого интервала исторического времени 1950-2000 гг, уходим в область «внешняя хронология». Эта линия хронология учтена по-другому.  
  • Введен принцип «структурного правдоподобия хронологии». Он говорит о том, что теоретический образ хронологии должен отражать реальность не только в целом, но и структурно - по её составляющим. Этот принцип позволяет настраивать теоретический образ до объяснительно-приемлемого или даже полного уровня правдоподобия. Уровни организации таблицы №5 есть мишени этого принципа. Правдоподобие всей хронологии зависит от успешной поверки по всем мишеням.   

Таблица №5. Структурная организация множества «авторы нашей песни». Цифры указывают количество авторов песен

Подуровни

(аналог яблоку)

Слои «нашей песни»(аналог дереву)

корни (34)

ствол (52)

ветки (87)

листья (72)

Зерно (основатели)

2

-

-

-

Ядро

18

6

16

-

Внутренний слой

10

38

56

64

Граница

4

8

15

8

Примечание: Жирными цифрами выделены «авторы песен первого ряда» (30 авторов песен).

    Графическое изображение хронологии «нашей песни» показано на рис.1 (самый верхний график). Другой график – это пример так называемой «малой хронологии», образуемой не всей активностью авторов песен, а только выделенным рядом авторов песен (см. табл. №5) «авторы песен первого ряда». 

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 1 [8]. Хронология песенно-творческой активности в «нашей песне» в период 1937 – 2000 гг. Оси: Х – ось исторического времени, размерность – годы, шаг шкалы – один год; У – авторская активность, размерность – количество созданных песен в год, шаг шкалы – 100 песен. Цифрами обозначены годы: 1 – 1937 г., 4 – 1940 г., …, 64 - 2000 г., 65 -2002 г. Особенными являются точки: 12 - (1948 г., начало активности),  41-(1977 г., завершение основной активности), (41-56) - (1977-1992 гг., область инерции), (46-49) – (1982-1985, творческая пауза). 

   Заметно, что общий график хронологии и график «авторов первого ряда» фазово подобны,  фазы подъема и спуска графиков практически синхронны. Интересно отметить, что активность «авторов первого ряда» охвачена только интервалом, ограниченным точками 12 (1948 г.) и 46 (1977 г.). Здесь явление «наша песня» манифестирует себя как некое «фазовое целое» с источником «авторы первого ряда». Целое имеет свойство повторения активности своего источника. В нашей понятийной системе интервал активности «авторов первого ряда» принят за главный интервал существования «нашей песни». Хронология как бы «одета» на каркас «авторы первого ряда», такой каркас и есть основа того, что можно было бы считать «песенной классикой». Основа, но не вся классика.

Графический образ хронологии «нашей песни» позволяет наглядно увидеть новое ранее не известное внутреннее движения в теме «авторская песня», здесь выделяются следующие фазовые участки: 

  • (1937-1949 гг.) – Песни сочиняются так называемыми «ближними предшественниками» и теми, кого позже назовут «основатели». Песни есть, но они сочиняются в малом количестве просто как «хорошая песня». Такая песня всегда есть и это считается нормальным фоном любого исторического момента.
  • (1950-1956 гг.) – начало заметной активности в творческом иници-ировании «нашей песни». Существует самодеятельная песня, как всегдашняя песенная самодеятельность масс (туристская песня, альпинистская песня, студенческая песня, городская песня и т.п.). Появляются первые активные авторы, как первые носители авторской культуры песен. Самодеятельная песня приобретает акцент авторской культуры песен. Знаменитые авторы-испол-нители «нашей песни» Булат Окуджава и Михаил Анчаров проявили два основных полюса авторской культуры песен: возможность самовыражения красоты саморазвития человека (Михаил Анчаров); яркий феномен песенной синкретики (Булат Окуджава) как стремления к достижению правдивой профессионально художественной выразительности. Обнажены три полюса пространства «авторская культура песен»: «Красота первозданной Природы и искренней Дружбы» («самодеятельная песня»), «Красота пронзительной жизни человека» («бардовская песня»), «Завораживающая красота искусства» («авторская песня-1»). При этом, главным руслом здесь есть ориентир на полюс «Красота пронзительной жизни человека» («бардовская песня»). В дальнейшем, история «нашей песни» представляется как триединое движение в пространстве с этими полюсами, их сочетанием и акцентированным выделением.  Такое триединство и задает базис и содержание пространства «авторская культура песен» [19] в русской культуре 20 века. Участвует активным элементом «авторской культуры» вообще, наравне с проявлениями такой культуры в творческом пространстве «культура шестидесятников».
  • (1956-1977 гг.) – Преобладание ориентира «бардовская песня». Самодеятельная песня тянется здесь к „бардовской песне“ как к творческому магниту. Многие авторы «нашей песни» сочиняют свои песни в вариантах акцентированного триединства: акцент на начало самодеятельной песни, акцент на начало «бардовской песни», акцент на начало «авторской песни-1». Песенный автор творит в пространстве «авторская культура песен» - в пространстве с тремя отмеченными полюсами Красоты. К 1977 г. акцент на «бардовскую песню»  сходит почти на нет. Увлечение артистизмом исполнения песен начинает выводить авторов-исполнителей песни из русла «наша песня». Триединство этого русла начинает разрушаться путём. 
  • (1977-1982 гг.) – Всё более акцентируется полюс авторской культуры, выводящий на «авторскую песню-2». «Бардовская песня» уходит вглубь пространства «авторская культура песен». Самодеятельная песня потеряла былую ориентацию, прямое акцентирование полюсом «авторской песни-2» ей чуждо. Здесь борются две тенденции «понятная простота» (самодеятельная песня) и «усложненность песенного языка» (эксперименты авторской песни с высокой поэзией). Сама авторская культура песен испытывает муки потери единства гармонии своих акцентов, устремляясь на высоты вечного художественного искусства.
  • (1982 -1985 гг.) – Наблюдается глубокий спад авторской активности в «нашей песне». По всей видимости, период песенного триединства здесь испытывает остаточные размыкания былого пространства гармонии единства.
  • (1984-1992 гг.) - Акцент на полюс «авторская песня-2» преобладает. Ещё есть инерция «нашей песни» Самодеятельная песня уже идёт своим путем. Бардовская песня по-прежнему где-то в глубине пространства «авторская культура песен». Гармония триединства пространства «авторская культура песни» скрылась. История непрофессиональной песни становится здесь историей «авторской песни-2».  Именно она становится преобладающим элементов песенной коммуникации нового шага авторской культуры. Сама же «авторская песня-2» все больше тяготеет к уединению в Идеале Красоты Искусства, приобретает элитность и изощренную камерность звучания. Былые исполнители «наших песен» тянутся к уровню «авторская песня-2», пытаясь выйти на уровень «профессиональный артист сцены», уходя в «гитарную песню» или даже упрощаясь до уровня «русский шансон».
  • (1992-2000 гг.). Инерция «нашей песни» закончена. На её социально значимом месте действуют: авторская песня-2, гитарная песня, самодеятельная песня, русский шансон. «Наша песня» существует здесь в виде «диффузионный след».

 

Тезис 4 (внутренняя хронология). На основании проявленной хронологии «нашей песни» можно отметить 7 волн авторской активности.

    В дискурсе темы «авторская песня» можно встретить тему «волны авторов песен» (авторские поколения, волны авторов-лидеров и т.п.). Однако вся такая информация привязана только к внешней стороне(успехи социа-лизации) хронологии феномена «авторская песня» и отражает акценты и уровни его признания обществом. 

Например, вот как было написано на концертной афише в Интернет: «Юрий Лорес - один из признанных лидеров третьей волны российских бардов. Вера Матвеева, Владимир Бережков, Александр Мирзаян, Виктор Луферов, Вероника Долина - уникальный круг, поистине лицей русской авторской песни 70-х.». Внутренняя же хронология (см. рис.1), где песенно-авторская активность схвачена в чистом виде(«изнутри») позволяет существенно уточнить афишную информацию. Уточнить датировку волн авторской активности и их количество.

Простой визуальный анализ информации рис.1 позволяет выделить 7 волн авторской активности: 1949-1955, 1955-1958, 1958-1962, 1962-1964, 1964-1968, 1968-1972, 1973-1977. Учитывая тот факт, что свою первую песню Ю.Лорес написал в 1971 году, его нужно считать представителем шестой волны авторской активности явления «авторская культура песен» в русской культуре 20 века. Тем самым, информация афиши отличается от нашего результата в два раза. Это – наглядный пример отличия новой хронологии от уже известных попыток её построения. Пример отличия внутренней хронологии явления от хронологии успеха его социализации.  

 

Тезис 5 (внешняя хронология). Процесс построения хронологии темы в мировой культуре выводит на построение «исторической цепочки бардов мира». При этом понятие «бард» уже обозначает не одно слово, а целое поле синонимов понятию «бард» в песенных культурах народов мира.

   Можно было бы предположить, что в каждой стране мира есть свои «барды», а это значит, что можно прогнозировать [12] наличие примерно 300 синонимов. К сожалении русскоязычным интернетом охвачена информация далеко не всех песенных культур народов мира. Поисковики интернет устойчиво находят искомые синонимы в 28 странах [13] мира, опираясь на данные мировой географии 20 века. Итоговое поле синонимов представлено в таблице 6, оно содержит 34 синонима. 

            Таблица 6. Поле синонимов понятия «бард» у народов мира

Синоним(34)

Географическая привязка

АКЫН ( жырау ) 

Тюркоязычные народы Средней Азии 

АШИК

Азербайджан, Турция 

АШУГ 

Армения, Грузия, Азербайджан, Дагестан, Турция

АЭД 

Греция

БАРД 

Древние кельты

БАХИШ 

Узбекистан, Туркмения, Каракалпакия

БОЯН ( баян ) 

Древняя Русь

ВАГАНТ 

Средневековая Европа

ГИСТРИОН 

Древний Рим

ГОЛИАРД 

Средневековая Франция

ГРИОТ   

Западная Африка

ГУСЛЯР 

Древняя Русь 

ЖОНГЛЕР 

Средневековая Франция

КАБИ 

Индия

КОБЗАРЬ (лирнык ) 

Украина

МЕЙСТЕРЗИНГЕР 

Средневековая Европа

МЕНЕСТРЕЛЬ 

Средневековая Франция 

МИННЕЗИНГЕР 

Германия средних веков 

МУШТИКА (дамба, чаран ) 

Индия  средних веков

НАРОДНЫЙ ПЕВЕЦ (фольксингер)

Все страны мира

    Опираясь на найденное поле синонимов, мы просмотрели доступную нам информацию о песенных культурах народов мира примерно на 29 веков назад. От сегодняшнего времени до времени древнего Орфея. «Историческая цепочка бардов мира», при этом, приобрела конкретное воплощение, включив в себя около 200 имен[15]. Если предположить, что каждый бард исполнял не менее 200 песен [16], то «историческая цепочка бардов» соответствует множеству из 40 тысяч песен. 

Наличие исторической цепочки бардов позволяет обосновать реальность материализации идеи музея «Барды Мира» [17], указывает на возможности возвышения восприятия темы «авторская песня» до уровня «авторская культура песен народов мира» [19].

 

Выводы

Оригинальные результаты выполненного исследования существенно изменяют бытующее научное и фоновое представления о хронологии известного феномена «авторская песня». Вводят в обращение целый ряд новых элементов хронологии, а именно: уровень различения и единства элементов,  графическое изображение, фазовую последовательность, принцип структурного правдоподобия, организационную структуру иерархии песенно-авторского наследия. 

Новая хронология имеет две ветки – внутреннюю («внутренняя хро-нология») и внешнюю(«историческая цепочка бардов мира»). 

Внутренняя ветка хронологии выстраивается как геометрический график  песенно-творческой активности 249 авторов, в интервале 1950-2000 гг. Правдоподобие графика опирается на введенный «принцип структурного правдоподобия» - множество авторов ранжировано одновременно по вертикали(«аналог дереву» - корни, ствол, ветки, листья) и горизонтали («аналог яблоку» - зерна, ядро, слой, граница). При этом, к образу хронологии предъявляется требование быть правдоподобен не только в целом, но и по его структурным частям.     

Ранее исследователи работали с понятием «авторская песня» как с феноменом, который начался примерно в 1950 и продолжается до сих пор. Теперь же в обращение вводится новый спектр различения: «авторская песня-1» и авторская песня-2». Важнейшим свойством «авторской песни-1» является её принадлежность к триединой «нашей песне» (единство песен: самодея-тельной, бардовской и авторская-1). В период 1950-1977, пока сохраняется единство трёх песенных линий, доминирует «наша песня». Потом триединство песен распадается, и в период 1984-2000 гг.  доминирует «авторская песня-2». 

Новый графический образ внутренней ветки хронологии позволяет также: выделять фазы целого (4 фазы - начало, основа, инерция, диффузионный след); выделять сигнальные волны (7 волн авторской активности); строить фазовые корреляции  авторской активности разных групп авторов песен (авторы первого ряда и т.п.).

Внешняя ветка хронологии представлена как «историческая цепочка бардов мира», состоящая из 200 имен и опирающаяся на поле из 34 синонимов понятию «бард». При этом временная ось хронологии простирается на 29 веков от нашего времени до времён древнего Орфея.

  

Примечания: 

1. Кулагин А. И наши в общем хоре сольются голоса. Обзор «Книги о бардах: 2004 – 2006. Новое литературное обозрение. Интернет, 2007.

2. Новиков В.И. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. - М., 1997 г. ISBN 5-7390-0346-6.

3. Кулагин А. Там же.

4. Антология бардовской песни. Автор-составитель Р. Шипов. - М.: Изд-во Эксмо, 2006, 896 с.

5. См. в Интернет: Конференция в Петушках, доклад Фрумкина В. 

6. См. в Интернет, например, информацию Ю.Лореса о волнах авторов в «авторской песне»

7. Ничипоров И.Б.  Авторефрат диссертации «Авторская песня 1950–1970-х гг. в русской поэтической традиции: творческие индивидуальности,  жанрово-стилевые поиски, литературные связи» на соискание учёной степени «доктор филологических наук». Екатеринбург, 2008. 

8. Орловский С.П. Культурология песни. Авторская культура песен в авторской культуре песен русской культуры второй половины 20 века. Монография. Архив рукописей ИКНР (Институт Культуры Неостановленного Развития). Нюрнберг, 2011. Это же есть и в одноименной рукописи докторской диссертации автора.

9. Среди них три докторских диссертации: Левина Л.А. (2006), Купчик Е.В. (2006), Ничипоров И.Б. (2008).

10. Левин Л., Костромин А., Мирзаян А., Беленький Л., Жуков Б., Альер В. и В., Аннинский Л., Дашкевич В., Столяр М.  

11. Введено в дискурс «об авторской песне» С.П.Орловским.

12. Термин встречается в телепередаче  А.Архангельского «Тем временем. Об авторской песне». 20.10.2008 г. Там его приписывают А.Архангельскому.

13. В современном мире зарегистрировано 294 страны.

14. Англия, Аргентина, Армения, Белоруссия, Болгария, Бразилия, Германия, Индия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Куба, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Турция, Украина, Франция, Чехословакия, Чили, Швеция, Якутия.

15. Список имен приведен в нашей монографии.

16. Современная практика исполнения «нашей песни» показывает, что хороший её исполнитель имеет в своём активе от 400 до 1000 песен.

17. Орловский С.П. Первый в мире музей «Барды Мира». Сетевой журнал RELGA, №10 [248] 05.07.2012 / www.relga.ru 

18. Здесь известна триада культуры мышления по Гегелю «особенное-общее-всеобщее». Однако, в своих работах автор использует эту цепочку как начальную мишень мыследеятельности. Наша оригинальная рабочая схема  цепочки содержит от 3 до 17 элементов. В данной статье для иллюстративного удобства цепочка Гегеля расширена только элементом «интегральное».

19. Орловский С.П. Новый слой культуры – «Авторская культура песен». Сетевой журнал RELGA, №15 [253] 15.10.2012 / www.relga.ru

20. Сухарев Д.А. в своей статье «Субъективная бардистика» отмечает, что «нашей песней» называли такую песню, которую допустимо было петь на территории «государства КСП» - территории КСП, фестивалей самодеятельной песни, квартирные концерты и др.

___________________________

© Орловский Сергей Павлович

«Бессмертный полк» «Единой России»
Корреспондет "Эха Москвы" о том, как проводятся акции "Бессмертный полк" в Москве и Подмосковье. О недопустимо...
Мотечкины истории о быте и нравах местных обитателей. Серия 3
Миниатюры о провинциальной жизни в Германии, написанные выходцем из СССР. Авторский юмор, ирония, а иногда и с...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum