Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Новости от "Новой"
Анонсы трех номеров "Новой газеты" за 3-е, 5-е и 12 февраля, подготовленные сотр...
№02
(370)
10.02.2020
Коммуникации
Радиовещание новой России: проблемы становления и функционирования, тенденции развития
(№4 [260] 10.03.2013)
Автор: Владислав Смирнов
Владислав Смирнов

     Развитие радиовещания всегда тесно связано с жизнью общества: политической, экономической, социальной, поэтому, изучая функционирования радио, мы проявляем не только его собственную историю, но, в определенной степени, и историю страны. В СССР радио было частью мощного  пропагандистского аппарата, и для того, чтобы глубже и полнее описать перемены, происходящие в современном эфире, нужно представлять ЧТО и КАК пришлось реформировать в России в сфере радиовещания. Диалектика того идеологического давления, которое оказывало вещание на аудиторию, говорила о том, что оно подавляет естественное развитие общества, а с другой - демонстрировала тот факт, что так долго продолжаться не может.

Крупные этапы в жизни значительных явлений, а таким, безусловно, является радиовещание, имеют свои истоки. Изменения  в работе радио начались еще в 60-е годы, но они были не значительными, фрагментарными, не затрагивающими основ идеологии, и только с середины 80-х годов, когда М.С.Горбачев взял курс на «перестройку и гласность, демократизацию всех сторон жизни общества», в вещании СССР начались реальные перемены. Тем самым,  он подтвердил, что многое в реформации советской  системы зависело от личности руководителя. Временем предистоков нового вещания следует считать 1985-1991 годы, когда средства массовой информации, и радио в том числе, находились на острие общественно-политических процессов и во многом инициировали их. Именно в эти годы началась тематическая перестройка радиопрограмм: появление в эфире и обсуждение острых вопросов жизни общества, которые ранее были закрытыми, в первую очередь, - недавнего исторического прошлого страны.

В авангарде этого движения стали программы радиостанции «Юность» (1962) и радиостанции «Маяк» (1964). Они заметно активизировали и усилили те направления своей деятельности, которыми было  отмечено начало их работы: расширение диапазона информации и более свободную манеру общения со своими слушателями. «Молодежный канал» («Юность») и «Панорамы» («Маяк») стали блоковыми формами вещания,  не практиковавшимися ранее. Они дали возможность рассматривать поднимаемые в эфире проблемы с разных сторон. Журналисты этих радиостанций впервые вышли в прямой эфир, расширили круг актуальных тем и проблем,  они меняли тональность самого вещания, что говорило о начале  новых  партнерских взаимоотношений со слушателями.

В 1986 году состоялся первый радиомост СССР - США между московскими студентами и Южно-Илинойским университетом. В контексте государственного вещания появились новые программы «На связи – радиостанция «Останкино» (1987), «Радиостанция «Союз» (1989), «Собеседник» ( 1990)… Постановка актуальных проблем в эфире не только значительно расширяло аудиторию, но и способствовало ее активации, политизации. Особую роль в этом процессе «воспитания»  слушателей сыграли прямые трансляции со Съездов народных депутатов СССР, ставшие настоящей школой нового политического мышления.

Становление нового российского радиовещания нельзя рассматривать вне тех социально-политических  процессов, которые бурно шли в  СССР в конце 80-х годов. Это было время, когда на  страну обрушивались потоки новой информации: критика сталинизма, бюрократической тоталитарной системы, ее административно-командного аппарата... Воздух свободы пьянил головы, особенно молодежи, под воздействием этих мощных процессов аудитория радио  становилась другой.

Именно в это время, при попытках реформирования монопольной системы Гостелерадио СССР, – неудачном начинании создания общественного радиовещания, с ведома и молчаливого одобрения властей в России стали работать первые коммерческие информационно - музыкальные станции «Европа  плюс» (30 апреля 1990), «Ностальжи» (1 мая 1990), к основанию которых был привлечен и иностранный (французский) капитал. Работавшие по американским образцам они активно воздействовали на изменение, а затем и постепенный слом структур советского  вещания. Вскоре в эфир вышли  станции «Радио России» (10 декабря 1990) и «Эхо Москвы» (22 августа 1991), позиционирующие себя как оппозиционные власти и государственному вещанию. Это были первые ростки нового радио.

Основополагающим документом в работе средств массовой информации стал Закон  СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый 16 июня 1990 года.  В 1991 г. его заменил Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (Принят 27 декабря 1991 года). Эти документы предоставляли широкие права на учреждение новых СМИ, а самое главное – была отменена цензура. (Этого в России не было никогда). В 1993 г. была принята Конституция РФ. Основной Закон страны провозглашал новые демократические ценности: права и свободы человека и гражданина, в том числе, и на получении им информации, свободу самих средств массовой информации  и запрет цензуры. Так была заложена правовая база создания новой журналистики России.

К 1991 г., который стал переломным в судьбах страны и работе вещания, Всесоюзное радио подошло со следующими характеристиками, объемом и параметрами своих программ. Вещанием была охвачена вся территория СССР. В эфир выходило 14 программ (каналов). Пять из них были базовыми, остальные – дубли  для восьми часовых поясов. Среднесуточный объем вещания составлял 2447 часов. Передачи  насчитывали свыше 200 основных рубрик и циклов только на Первой общесоюзной программе. Сетка вещания  практически не менялась с 1971 г. [1] 

Еще один характерный факт, говорящий о динамике внутреннего саморазвития аудитории. К 1990 г. политическая активность масс начинает снижаться, росла  разочарованность людей, увидевших начало  крупного экономического спада. «При  этом, - пишет исследователь современного радио России В.Сухарева, – на фоне растущего раздражения и неприятия политики в любом ее виде в 1990 г. Главная редакция музыкального радиовещания получила самую большую почту – 220 825 писем. В письмах содержались просьбы об изменении музыкальной политики радиоканалов, добавлении в эфир больше произведений современных музыкантов и образцов зарубежной эстрады». [2] Новая аудитория  стала  все активнее заявлять о себе.

Процесс реконструкции, вещания, как  всегда в России, начался сверху. В октябре – ноябре 1991 г. вместо Гостелерадио СССР были созданы Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» и «Радио России» (ВГТРК). В «Останкино входили «Радио-1» с  широким спектром обращенности к аудитории (охват территории, на которой проживало 224,3 млн. человек - Россия плюс страны СНГ)), «Маяк» - круглосуточная информационно-музыкальная программа (охват территории – 211,2 млн. кв. км.); «Молодежный канал»  радиостанции «Юность» - круглосуточная программа. (41, 7 млн. кв. км.) и канал «Орфей», вещание которого основывалось на трансляции классической музыки (27 млн. кв. км.). «Радио России», утратившее к этому времени свою оппозиционность власти, работало  в  моделях, близких к «Маяку», но  было гораздо шире по тематическим, проблемным спектрам отражения действительности.

Вот такую грандиозную систему, создаваемую в течение многих десятилетий, нужно было изменить на ходу, изменить кардинально, быстро. Поэтому немало проблем современного вещания лежат в основах этого слома, объясняются противоречиями революционной переделки вещания. Все новые структуры государственного радио опирались на существующую техническую базу радиовещания, созданную при советской власти. Для характеристики  же технической оснащенности  аудитории можно привести  следующую статистику. (Данные суперопроса населения России, проведенного в первой половине 1993 года Фондом «Общественное мнение»). «Радиослушатели России имели в пользовании: один или несколько стационарных радиоприемников – 35 %, один или несколько переносных приемников – 33, один или несколько приемников в автомобиле – 8, однопрограммный динамик проводного вещания (радиосеть) – 42, трехпрограммные динамики проводного вещания – 30, не имели приемников – 1 %».[3]  

В 1991-1993 гг. произошли события, имевшие всемирный геополитический и психологический резонанс: запрещение КПСС, распад СССР. По сути дела  отрицательно закончился колоссальный эксперимент переустройства мира на коммунистических началах. Пришел  фактический конец утопии, в которую долгое время верили миллионы людей (и не только в СССР). Речь идет о развенчании на практике конкретной мечты всего человечества о всеобщем счастье, притягивающей людей многие века. В этом состоит огромное значение итогов воплощения марксистских идей в России.

Сложные многофакторные вопросы реформирования российского радио сталкивались с организационными, финансовыми, творческими, кадровыми проблемами, решать которые приходилось, не имея никакого опыта. Это реформирование шло в условиях трансформации всей страны. Перестройка радио испытала на себе все проблемы тех базисных, тектонических перемен, которые происходили в стране в конце 80-х – начале 90-х гг. Поэтому в виду особой важности этого тезиса, подчеркнем еще раз: процесс становления российского радиовещания  был обусловлен:

            - масштабностью и глубиной преобразований, меняющих основы прежней общественно- политической формации;

            - практически полным отказом от прежних устоев, сменой их на противоположные ориентиры и нравственные ценности;

            - быстрым протеканием реформ во времени и соответствующей психологической реакцией малообеспеченных (но значительных по своему количеству) социальных слоев населения на эти перемены в жизни страны, их собственное неудовлетворительное существование;

             -  стихийностью (иной раз и хаотичностью этого движения), создающего негативный образ реформ, несущий разные оценочные восприятия происходящих событий.

Главная составляющая нового радио, центр и ядро его системных перемен – изменение функциональности вещания. Если раньше советское радио, находясь  в системе средств массовой информации и пропаганды (СМИП), решало коренные задачи: воспитания нового человека (его сознательного отношения к труду) и переустройства мира на идеях марксизма-ленинизма), образования и просвещения на этих  магистральных направлениях, то теперь перед вещателями стояли в основном другие задачи: информирования и развлечения своей аудитории. Смена функциональной парадигмы, определяющей в журналистике весь процесс работы и достижения конечного результата, оказала большое влияние  на трансформацию форм, жанров, систему общения со слушателями.

Становление бесцензурного государственного вещания – лишь одна плоскость развития нового радио. Параллельно шел активный процесс создания коммерческих, частных радиостанций. В 1991 году только в Москве их было открыто 10, и ежегодно это число увеличивалось (1992- 21; 1993 – 27; 1994 – 33 станции). В 2010 году их  в Москве работало уже 40. Первой радиостанцией Санкт-Петербурга стала «Радио Балтика» (январь 1991).  В 1994 году  в эфире Санкт-Петербурга кроме государственных радиостанций «ГТРК «Петербург – 5 канал»)  и музыкальной станции «Радио «Классика», звучали еще 8  коммерческих станций. К концу первого десятилетия нового века в Петербурге  на диапазонах УКВ- и FM-диапазоне звучало 30 радиостанций. [4] Открывались коммерческие станции в других крупных городах России. В первой половине 90 –х годов в Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону насчитывалось по 4-6 радиостанций. К середине 1994 года  в России было выдано более 400 лицензий на коммерческое радиовещание, а к 1998 -  было зарегистрировано уже 1500 таких лицензий.

Среди коммерческих радиостанций популярность у слушателей приобрели «Русское радио», «Европа плюс», «Хит-FM», «Радио 7. На семи холмах», «Эхо Москвы», «Максимум», «Авторадио», «Наше радио»…(Станции расположены по популярности по данным социологической службы КОМКОН-2 ( 1999). [5]  

Первые «плавания» в свободном эфире продемонстрировали стихийный характер развития современного радиохозяйства в России. Каждый делал  то, что умел и что хотел, оглядываясь на зарубежный опыт и учитывая свои финансовые возможности,тем более, что появлялись радиостанции с зарубежным капиталом. Так, на базе совместного российско-американского капитала работали  станции «Максимум», «Радио 7. На семи холмах»… Этот опыт вещания в свободном эфире показал:  конкуренция несет в себе не только положительные элементы на пути самостоятельности, но и требует для достижения более ощутимого экономического эффекта объединения усилий вещателей - собственно это проверенный путь свободного рынка: укрупнение  корпорций и создание  новых холдинговых объединений.

Для  более эффективного воздействия на аудиторию в нужном направлении  властным органам требовалось более жесткое управление государственным вещанием. «В 1998 году обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента РФ от 8 мая 1998 года и соответствующим постановлением Правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная  корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли все вещательные радиоорганизации, технические службы, 99 региональных государственных телерадиокомпаний как дочерние предприятия ВГТРК, 110 передающих радиотелецентров как филиалы государственных компаний в регионах. К этому времени по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию в стране действовало 1419 вещательных организаций. Из них – 292 государственные, 1103 – коммерческие, остальные – общественные [6].  

В сфере коммерческого радио образовалось несколько крупных вещательных корпораций: мультимедийный холдинг «Медиа-мост»   В.Гусинского  (в него входило «Эхо Москвы»),  сложился издательско-телерадиоконцерн Б.Березовского, в который вошло «Наше радио». Образование холдингов в сфере  самого радио шло по распространению сетевого вещания. Самые популярные станции: «Русское радио», «Европа плюс», «Эхо Москвы», «Ностальжи» и некоторые другие образовали свои филиалы или сотрудничали с фрайчазинговыми станциями в крупнейших городах России и даже за рубежом.

 Служба КОМКОН-2 в течение нескольких лет в начале 2000–х годов вела мониторинг крупнейших московских радиостанций по разным социологическим программам, в которые входило изучение аудитории, контента, музыкальных направлений станций. Это исследование показало: некоторые радиостанции имеют «плавающий формат», наблюдаются элементы вторжения на чужую  форматную  (музыкальную территорию), меняются аудиторные группы по возрасту – они становятся все более локальным, узкими. Тем самым, отношение разных групп слушателей к радиовещанию  проявляло изменения и в среде самой аудитории:  в полученных данных просматривались материальные, образовательные, культурные характеристики тех или иных групп.

Итак, в первое десятилетие становления радиовещания в новой России начинают проявляться две основные тенденции: централизация государственного вещания и, в связи с ростом коммерческих радиостанций, создание вещательных холдингов и расширение сетевого эфира, эти процессы помогали успешнее работать на радиорынке. Первостепенное значение приобретает изучение аудитории. В советские времена аудитория воспринималась как пассивный объект, ее надо было «воспитывать», в первую очередь – идеологически: просвещать, образовывать, учить…В процессе становления  бесцензурного радио аудитория стала превращаться в активную субстанцию, с которой не только нужно было считаться, но и конкретно учитывать и удовлетворять ее ожидания, предпочтения, интересы. Слушатели стали воздействовать на сущность и характер вещания. Это было новым явлением свободной радиожурналистики. Именно здесь сходятся две ведущие линии аудиожурналистики: собственно функциональная - определяемая вещателями, и базирующаяся на представлениях об аудитории, и непосредственно аудиторная, идущая от интересов, ожиданий и запросов тех, кому предназначены передачи в эфире. 

Второй, совершено новой составляющей радиоэфира реформируемой России, стала реклама. Государство во время  перестройки своего вещания практически лишило его финансирования (по некоторым данным  радиоорганизации получали тогда из бюджета меньше 10 процентов средств, которые им предназначались по плану). [7] Тем самым, государство отправило многие вещательные организации, особенно местные, в свободное, стихийное плавание, толкая их в объятья рекламы, так как это был единственный реальный путь финансового самообеспечения.

Реклама, появившаяся в радиоэфире, не только деформировала программы, но и повлияла на весь поток содержания передач. Информация стала товаром, который нужно было успешно продать, т.е. упаковать его в привлекательную обёртку. Это было началом капитализации радиовещания. Заметным стал крен в сторону удовлетворения не самых высоких запросов массовой аудитории. В эфире стали звучать криминальные новости, факты и события частной жизни звезд эстрады,кино, спорта, рассказы о всевозможных катастрофах, сообщения из горячих точек,конфликтах и т.д. Иногда выпуски радионовостей напоминали сводки с «фронтов» негативных событий. Так, например, «Радио России» - главный государственный канал, в своей утренней программе новостей  - «Вести» 19 июля 2010 года дал 12 сюжетов. Из них 11 – на криминальные темы темы . связанные с катастрофами: крушение автобуса в Северной Осетии (жертвы), столкновение  автобуса и тяжелого грузовика, КАМАЗа, под Ростовом, пожар на торфяниках в Подмосковье, пьяный футболист наехал на микроавтобус, следовавший по маршруту Оренбург – Орск) (жертвы), оползни в Китае (жертвы), горит свалка под Москвой, столкновение пассажирского и товарного поездов в Бенгалии под Калькуттой (Индия) (жертвы), столкновение полицейских и бандитов во Франции, под Греноблем, слухи о беспорядках в городе Ош  (Киргизия), чиновник, ехавший без прав, сбил пятерых детей на трассе Чита – Хабаровск. И лишь всего одна новость сообщала  об утверждении Президента в Башкирии. В течение дня в других выпусках «Вестей» были добавлены еще несколько катастрофических известий: пожар и взрыв на шахте (Китай), утонули дети в Сибири, убийство инкассаторов на Северном Кавказе, скандальный суд в Тайланде, угроза взрыва в русском посольстве в Кишиневе, утечка нефти в Желтом море…

Вот такое обилие негативной информации обрушилось на слушателя только одной государственной (!) радиопрограммы и в течение одного дня! И таких новостных блоков звучит в эфире немало. Если бы страна жила более благополучно, не было бы раскола в российском обществе, с этим, скрепя сердце, можно было бы еще и согласится. Но людям во времена тяжелых испытаний, кризисов, неуверенности в завтрашнем дне нужна положительная информация, внушающая уверенность в себе, в развитие страны, в лучшее будущее. Таким опытом обладает история радиовещания Соединенных Штатов Америки. В годы Великой депрессии 30-х годов Президент Рузвельт, сыгравший огромную роль по выводу страны из кризиса, максимально использовал радио для поднятия духа американского народа. Работавшая при нем  Федеральная комиссия по связи, членов которой он назначал сам, и которые имели статус выше статуса министров, регулировала вещание. Достоянием истории  всемирного радио стали и «Беседы у камина», которые проводил Рузвельт, стараясь ободрить соотечественников, внушить им веру в свои силы, убедить в правильности принимаемых решений. «Перед микрофоном выступал искренний, умный, уверенный в себе человек, - пишет автор книги «Радиостанция» известный американский радиожурналист Майкл Кийт. - Разумное и целесообразное использование радио как СМИ оказало огромную помощь Президенту в деле восстановления экономики» [8]. 

Государственное регулирование вещания в США велось и в годы Второй мировой войны, и в 60-70 годы. В 1960 году был принят документ «Процесс установления обратной связи», обязывающий вещателей изучать интересы аудитории и давать не только  рекламные, развлекательные, музыкальные, передачи, но  и  те программы, которые они хотели бы слушать сами [9] И такое регулирование радиовещания в США в разных формах продолжалось вплоть до начала 80-х годов. Документ о «дерегулировании» вещания Председатель ФСК М.Фаулер принял в 1981 г., и только  в 1987-м  Федеральная комиссия по связи отменила действие «доктрины справедливости», «согласно которой радиостанции должны были предоставлять эфирное время для освещения различных точек зрения по вопросам государственной важности» [10]. 

К сожалению, этот бесценный опыт не был востребован у нас в самые тяжелые  годы жизни страны - девяностые, когда государственное регулирование так необходимо было нарождающемуся новому радиовещанию, чтобы придать ему более значительный социальный статус и играть позитивную роль в  тредной реорганизации страны. Более того, о нем ничего даже не говорили.

Как на актуальную проблему следует обратить внимание и на само использование рекламы в контексте радиопрограмм. Она функционирует в эфире в разных формах и жанрах. Как правило, это две основные формы: короткие рекламные  сообщения, сценки (радиоспоты) и  значительные по объему – до 15-20 минут речевые выступления агентов, рассказывающих об  определенных  товарах, услугах, особенно медицинских.

В декабре 2002 года радиостанции России, государственные и коммерческие, использовали по данным специальных измерений следующее время на рекламу  (длительность дана в секундах): 1.«Авторадио» - 257015;  2. Радио «Максимум» - 196887;  3.«Эхо Москвы» - 188321 ;  4.«Европа плюс» – 186024;  5.«Динамит» - 189149;  Это начало списка. Вот его окончание: 17.«Русское радио»-2 – 94875;  18.«Радио тройка» - 87091; 19. «Радио России» - 39489; 20. «Маяк» - 33263. Все  20  изученных радиостанций  отвели на рекламу за один месяц 2807 683 секунды. [11] Эти данные говорят о том, что рекламное время на  разных радиостанциях довольно значительно различается по своему объему, государственные станции замыкают список, заметно  отставая от лидеров. 

Закон «О рекламе» Российской Федерации, принятый 18 июля 1995 г., куда вошел и раздел, посвященный радиорекламе, предусматривает общие и специальные требования к рекламе, формы ее государственного контроля и саморегулирования. Но в нем не оговариваются темы рекламы. И оказалось, что реклама на радио постепенно стала  рекламированием в основном медицинских препаратов, лечебных приборов и услуг. Торговля лекарствами занимает третье место в бизнесе после торговли наркотиками и оружием.  На слушателей обрушивается буквально потоки медицинской рекламы, причем, никто не гарантирует качества навязываемых  препаратов. И это стало  проблемой для миллионов  слушателей.

Другой актуальной проблемой функционирования вещания в России является утрата лучшего из того, что было накоплено в прежние годы. Минимально используются  в эфире художественно-публицистические жанры, с их богатством звуковых выразительных средств, детское вещание, документально-исторические композиции, радиопьесы…

Еще одна проблема: государственное вещание все больше использует эфирное время для передачи информации, отражающей в основном интересы и позиции властных структур. По мере движения вертикали вещания вниз местные программы все ощутимее  попадают под опосредованный контроль чиновников. Неслучайно же государство провело централизацию всего своего радиохозяйства. Государственное радиовещание практически использует во многом опыт централизации советского радио, управления им, хотя формы такого воздействия стали более «мягкими». А что же положительного, значительного, интересного принесло новое радиовещание россиянам? Начнем с технической стороны: за последние двадцать лет значительно  усовершенствовалась передающая и приемная радиотехника. Были освоены новые диапазоны, особенно продуктивно – FM-волны, осваиваются резервы космического и цифрового вещания, радио пришло в Интернет. Это не могло не дать своего положительного эффекта.

Успехи и достижения свободного радио связаны в первую очередь с приближением вещания к запросам  слушателей, отменой цензуры - со свободой слова. Именно учет запросов разных групп аудитории формировал разные типы радиостанций, разные форматы и разные концепции и модели вещания. «По мере заполнения эфира, с п е ц и а л и з а ц и я  стала определяющим фактором при создании новой радиостанции. Развитие проходило по двум основным направлениям (при  допустимых вариациях): социально-информационному («Эхо Москвы», «Возрождение», «Надежда») и музыкально-развлекательному («Европа плюс», «Русское радио», «Деловая волна»). 

В отечественном радиоведении последнего времени была предпринята попытка классификации коммерческих радиостанций по:

      - аудиторному признаку (выделяя общегосударственные и адресно    сконцентрированные станции);

      - программной политике, рассчитанной на  разные группы слушателей;

      -  принципу формирования сетки вещательного дня;

      - манере ведения эфира. [12]

 Уже сами слоганы некоторых станций говорили о направлениях, концепциях вещания, о подходах к своей аудитории. «Радио России» - «Территория для всех», «Эхо Москвы» - «Свободное радио для свободных людей», «Радио 101» - «Слушай днем и ночью», «Европа плюс Петербург» - «Включи весь мир», «Эльдорадо» -  «Ваша молодежная станция», «Модерн» - «Это не просто радио»… Дифференциация аудитории активно формировала типы форматов станций, особенно музыкальных. Самыми популярными музыкальными форматами все это время были и продолжают оставаться: современная популярная музыка, традиционная рок-музыка, западная ретро-музыка,  «музыка воспоминаний», альбомный рок, легкая музыка, музыка для всех.

Особую популярность завоевали «Русское радио», передающая  в эфир музыкальные произведения только на русском языке, и радиостанции «Шансон» и «Ретро», специализирующиеся на песнях типа городского романса, лучших музыкальных композициях прошлого.

Со становлением нового вещания ушла в прошлое «эпоха письменных текстов». Радио приблизилось к своей природной сущности – стало диалогичным, разговорным. Оно стало уходить от сложных (литературных в своей основе) жанров  (М.М.Бахтин), к жанрам бытового  речевого  общения.  («Авторадио», «Открытое радио», «Наше радио» и другие).

Одним из самых значительных  достижений  в российском радио стало усиление личностного начала, явление авторской радиопублицистики. В эфире зазвучали авторские программы, глубже, основательнее, острее стал анализ  событий, происходящих в стране и за рубежом. Наиболее яркими из них стали: «От первого лица», «Персона грата» («Радио Россия»),  «Особое мнение», «Персонально ваш», «Клинч» («Эхо Москвы»)…

Заметным явлением стала интерактивность вещания – возможность  телефонных звонков  прямо в студию, чтение SMS-посланий в прямом эфире, когда слушателю можно было высказать свое мнение, суждение, оценку по  обсуждаемому вопросу. Аудитория становилась не только фактором, предопределяющим характер радиопродукции, но и  активной частью самого коммуникативного процесса.

Увеличилось число игровых программ (викторины, конкурсы, лотереи), они также привлекали значительное число слушателей. Особого одобрения  слушателей заслужила практика утреннего ток-шоу в воскресные дни – «детская площадка». («Эхо Москвы»). Здесь разыгрываются всевозможные призы, в основном книги и билеты на культмассовые мероприятия для детей младшего школьного возраста, причем образовательная, воспитательная функции такой передачи формируются на базе классической детской литературы и образах ее известных героев.

Изменения, происходящие в вещании, в работе радиостанций  были системными:  возникали новые типы передач, модифицировались формы и жанры, повышалось значение ведущего, как организующего  центра  радиопрограмм, менялось его ролевое поведение у микрофона. И все это происходило комплексно, во взаимосвязи и взаимозависимости разных содержательных и формальных компонентов,  элементов  целостности функционирования творческих радиоструктур.

Основными тенденциями второй половины 10-х годов в развитии  российского вещания стали радиопередел крупных (московских) станций и сокращение объема вещания местного радио под давлением центра. Эфир все реальнее стал восприниматься  как «рекламное поле», а это значит - чем больше объем вещания, тем больше рекламы, т.е процесс капитализации российского радиорынка выходил на новый, более крупный уровень.

«В столице корпорации в целом контролируют 80 процентов рынка, причем 50 процентов приходится на долю трех крупнейших компаний: «Русской медиа-группы». «Европейской медиа-группы» и «Проф-медиа». По влиянию и месту занимаемому на рынке, после уже упомянутых следует «Газпром-медиа», «News Corporation», «Arnold Prize». И только седьмое место принадлежит холдингу государственных станций». [13] 

Итак, сложный, противоречивый процесс становления и развития свободного радиовещания в новой России характеризуется следующими наиболее важными признаками:

          - специализацией различных радиостанций, фокусирующих свои усилия на  совершенствовании  программ;

          - усилением конкуренции и образованием крупных вещательных корпораций, ведущих настоящую борьбу за эфирное пространство;           

           - увеличением числа радиостанций и специальных программ, вещающих в Интернете;

            - разнообразием разных типов программ, обращенных к различным группам слушателей, дифференциацией аудиторных групп;       

          - наличием в современном программировании определенных вещательных форматов, позволяющих ориентироваться на свою аудиторию;

          - изменением содержания информационного вещания, расширением типологического спектра новостных передач;

          - возможностью высказать в эфире разные точки зрения;         

          - повышением аналитического уровня программ, освещающих  политические темы;

         - усилением авторского, личностного начала в радиопублицистике, появлением  в эфире целого ряда новых типов авторских передач;

         - увеличением числа интерактивных передач, свидетельствующих об изменениях отношений  вещателей с аудиторией;

         - диалогизацией эфира, увеличение объема и типов разговорных передач;

         - усилением роли ведущего, формированием нового типа радиожурналиста;

          - изменением тональности общения со слушателями, расширением диапазона непосредственных форм общения в эфире;

          - увеличением объема игровых элементов в контексте  передач;

          - всё заметнее становится «борьба» за влияние на молодежную аудиторию.           

Осмысление и обобщение первого опыта  радиовещания новой России  позволяет сделать и некоторые теоретические заключения, которые базируются на качествах и характеристиках,  обусловленных и проявленных свободным, бесцензурным эфиром.

Это касается в первую очередь характеристик массовой аудитории и проявления  особенностей функционирования власти в новых условиях. Разумеется, эти наблюдения базируются на работе всех средств массовых коммуникаций, особенно - телевидения, но они обнажились именно во время «смены вех» в отечественных СМИ. Речь идет о природе человека и о природе власти -постулатах, о которых практически никогда не говорят отечественная печать, радио и телевидение. О сущностной  биолого-социальной природе человека. его стремлениях, целях, его мироотношении, которые проявило отношение к содержанию СМИ, которое  сказалось на содержании средств массовой  информации. И о системе властных структур как общественно-поведенческих моделей этих  социальных институтов. То, что скрывала  официальная  государственно-оптимистическая пропаганды советских лет, раскрылось новой стороной. «Подавляемое, как правило, вырывается с удвоенной силой» (З.Фрейд) и это подавляемая природа человека при социализме показала в наши дни человека нельзя вырастить как дерево, он может быть «воспитан» только в том векторе, который предопределен  в его мозгу генетически. Если же человек, не «уготован» природой для «социального перевоспитании», то его «лучше не трогать» с этим «воспитанием». В этом смысле идеи социализма стали «контрастом», лакмусовой, социально-политической бумажкой  «обратного действия»для такого понимания природы человека. «Удвоенная сила» этого проявления в условиях невиданной ранее свободы и обнажила ярче сущность человека.

И еще одна проблема, теперь уже чисто профессионально-журналистская. Речь идет о жанрах. Жанры как функционально-предметно-структурно организованные формы для решения конкретных задач  вбирают в себя всё своеобразие журналистики и методы своего создания. И ныне они проявили некоторые ранее скрытые свои особенности и помогли лучше увидеть процесс развития вещания, как явления культурологического, коммуникационного.

Некоторым исследователям теории журналистики в эпоху «смутного времени» показалось, что жанры исчезают, как когда-то на заре великих открытий физики некоторым ученым показалось – материя исчезает. Речевые жанры, покуда существует речь, никуда не исчезнуть и исчезнуть не могут. Не исчезает содержание, а значит и формы его воплощения, т.е есть жанры. Но жанры действительно сильно модифицируются. Эти процессы заметны во всех СМИ, но особенно  показательно –они происходят на радио, оперирующем живой речью. Жанры в большей степени раскрыли свои коммуникативные свойства, они проявили себя как систему внутренних связей, обращенных на контакт, на прямое воздействие на слушателя [14].

Кроме того, видоизменение современных радиожанров позволяет, на наш взгляд, высказать предположение, что для лучшего понимания сущности жанров следует оперировать не понятием «система жанров», а «системы жанров». Каждый крупный этап в развитии вещания,начиная с радиотелеграфного, формировал свою систему жанров, сообразно тем задачам, которые стояли перед вещанием. И для того, чтобы лучше разобраться в современном жанровом хозяйстве, следует видеть эти эволюционные пути его развития. И новый эфир дает для этого  благодатный материал.

На идейно-социальные, общественные проблемы достижений и тенденций дальнейшего развития российского радиовещания можно смотреть двояко: кому-то покажется, что в России еще мало демократии и нужен очередной «прыжок в царство свободы», другие полагают: дальнейшее продвижение  по пути либеризации страны, создание в ней гражданского общества должно быть эволюционными. Но в любом случае, перемены, произошедшие в постсоветскую эпоху в радиовещании, в сравнение с тем, каким оно было раньше - грандиозны, они в корне изменили его идеологические, политические, экономические основы и создали новое радиовещание и новую радиожурналистику России. 

 

Примечания

1. См: День радио /  Информационно-методический справочник. – М.: издание Центра научного программирования Гостелерадио СССР. 1991.

2. Сухарева В.  Битва за эфир. Появление музыкально-развлекательного радио в России ( 1986-1991 гг.) //  Телерадиоэфир: история и современность / Сборник статей. – М.: Элиткомстар.  2008. – С. 223.

3. Цит. по: Беляев С., Коробицын В. Радио новой России // Радиостанции России / Государственное и независимое вещание. – М.:  ТВ-РЕЙТИНГ – ОСТАНКИНО. 1995. – С. 13.

4. См: Васильева Т.В., Ковтун В.Г. Радиостанции Санкт-Петербурга / Справочник. – СПб.: Специальная литература.  2006. – С. 4-6.

5. Радиомориторинг. Сентябрь-октябрь 1999 г. Комкон-медиа. 1999).

6. Телевидение и радиовещание России. 1998. Официальный справочник. – М. 1998.- С. 4-5.

7. Ружников В.Н. Российское радиовещание в условиях рынка ( 1992-2001). Государственное и коммерческое  вещание // Ружников В.Н.  Лекции по истории отечественного радиовещания. 1895-2001 гг. – М. 2002. - С. 154.

8. Кийт  Майкл.  Радиостанция. Пер. с англ. – М.: Мир. 2001. – С.23.

9. См.: Маккой  Квинси.  Вещание без помех.  Пер. с англ. – М.: Мир. 2000. – С.  36-37.

10. Кийт Майкл.  Указ. соч. - C. 37-38. 

11. Индустрия рекламы. 2003.  № 3. – С. 47.

12. См.: Сухарева В.  Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира ( 1985-1997 гг.) // Отечественное радио  в современных условиях. Сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М. 1998. - С. 36-37.

13. Телерадиоэфир: История и современность. - М.: Элиткомстар. - 2008. – С. 262.

14. Смирнов В.В. Справочник журналиста. Радиовещание в системе массовых коммуникаций. Deutschland - Saarbrüchen: LAMBERT Academic Pubishing. 2012. -  685  s.

___________________________

© Смирнов Владислав Вячеславович

Вариант: Radio & Audio Media  ( 2012. №12)


Великий незнакомец: чем запомнится Теодор Шанин
Известный социолог, сооснователь Московской высшей школы социальных и экономических наук - знаменитой «Шанинки...
Дирижабли - любовь моя
Статья о главном изобретении великого калужского изобретателя К.Э.Циолковского – дирижаблестроении.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum