|
|
|
![]() ![]()
Впервые вводится оригинальный исследовательский инструментарий «Синтопоэтика» - комплекс из 32 сигнальных моделей. Тема «авторская песня» нуждается в собственном новом методологическом инструментарии, позволяющем работать в полном информационном пространстве темы и глубоко вскрывающем её сущностное содержание. Приводится краткое описание моделей актуальной версии «Синтопоэтики». Определяются: поле синонимов понятию «бард» в культуре народов мира (34 синонима); историческая цепочка бардов народов мира (не менее чем 188 имен за 32 последних века); мощность представительского множества песен составляет не более чем 18000 песен от 249 авторов песен; референтное множество песен оценивается в 1018 песен от 249 авторов; учебное множество песен оценивается интервалом от 49 до 71 песни; множество песен самоидентификации исполнителя либо самим референтным множеством либо его подмножеством. Рассмотрен веер значимо-сигнальных задач, как то: песенная классика, табель о рангах, историческая и возвратно-прямая логики, слуховая граница. Информация полезна для исследователей и практиков «авторской песни», культурологов и философов культуры.
В этой статье мы продолжаем[1] тему «авторская культура песен», опираясь на понятие «наша песня»[2]. Ведём раскрытие явления «авторская песня» через её корень – феномен «наша песня».
Тезис 1. Авторская песня – это сложный феномен песенной культуры, требующий для своего раскрытия создания нового научно-исследовательского инструментария. В диссертационных работах по авторской песне используются научные подходы, принятые в гуманитарных науках. Здесь, например, можно указать на такие подходы как: системный, междисциплинарный, классификационный (классиология), таксономический (стратификационный, типологический), проблемнологический, герменевтический, семиотический, дискурсивный. При этом, исследовательское мышление опи-рает себя, на такие категории как например: идеальный тип, культурно-исторический тип, творческий метод, художественный стиль (жанр), стилевое течение. Теоретическое отражение понятия «песня» выстраивается как комплекс представлений о: ком-позиции, органике, темпоритме, благозвучии, запоминаемости текста и идентификации его образов, этнокультурном концепте, культурных универсалиях и др. Что изучает здесь наука? – Во-первых, творческое наследие ОВГ (Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича). Во-вторых, творческое наследие М. Анчарова, А. Городницкого, Н. Матвеевой, Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Дольского. В перспективе – творческое наследие других «поющих поэтов», которое стало значимой частью культурной жизни бывшего СССР второй половины ХХ века. Иногда, можно даже встретить такое заявление: «В настоящее время можно считать свершившимся фактом появление «науки об авторской песне» как самостоятельной области филологии» (цитата из выступления участника научной конференции). Однако, более правильнее говорить о другом: «… научное исследование только начинается. При этом большее внимание пока уделяется рассмотрению творчества отдельных авторов. Между тем жанр в целом также представляется достойным объектом для исследователей – он уже обрел статус явления, которое необходимо всесторонне изучать. Причем наступил такой этап, когда этим изучением уже могут заняться узкие специалисты – филологи, музыковеды, искусствоведы, социологи, культурологи.» [3]. Включенная в школьные и вузовские учебники [4], обсуждаемая на крупных научных конференциях, «авторская песня» вызывает интерес как отечественных, так и зарубежных ученых. Достаточно легко обнаружить в Интернет(поисковые слова: авторская песня, русские барды) информацию примерно о трех десятках научных диссертаций, например: кандидатские – Smith G. S. (1984), Boss D.(1985), Каманкина М.В. (1989), Берндт К. (1990), Бирюкова С. Б. (1990), Bednarczyk A. (1992), Lebedewa K. (1992), Pfandl H. (1993), Блинов Ю. Н. (1994), Жебровска А.И. (1994), Распутина С.П. (1997), Патракеева Е.Б. (2000), Соколова И.А. (2000) и др., докторские – Левина Л.А. (2002), Купчик Е.В. (2006), Ничипоров И.Б. (2008). Пожалуй, диссертация Соколовой И.А. является лидером, если говорить об индексе её цитирования в научном сообществе. С каких позиций идёт научное изучение? – Нами обнаружен целый дисциплинарных позиций, присущих пяти научным направлениям, таким как: литературоведение, лингвистика, социология, философия, искусствоведение. Используется так-же и простое сочетание позиций разных научных дисциплин, однако междисцип-линарность или многодисциплинарность представляет скорее исключение, чем пра-вило. В логике своего движения исследователи выбирают, например, понятийные цепочки типа: «контркультура-субкультура», «романтизм-реализм», «массовое-элитарное», «американские песни протеста-песни французских шансонье-песни русских бардов». Ищут особенности, закономерности и своеобразия, такие как например: социокультурные закономерности; каузальное, онтологические, эстетическое и семантическое своеобразия; художественные особенности. В репрезентативное множество песенного явления «авторская песня» включают только то, что было уже официально издано в виде текста, реже видео и аудиозаписи песен. Авторы диссертационных исследований часто работают с массивом песен, единственным признаком которых является факт их официального издания. Серьезных работ по научной разработке понятия «репрезентативное множество песен» нами не обнаружено. Вопрос представительской полноты множества «авторская песня» практически не поднимается. Конечно, когда речь идет об авторах ОВГ (Окуджава, Высоцкий, Галич), то здесь исследователь может выбрать для своего исследования из так называемого «полного множества песен авторов». Например, утвердились оценки величин мощности «полных множеств песен» ОВГ, такие как: Окуджава Булат – 250 песен, Высоцкий Владимир – 650 песен, Галич Аркадий – 200 песен. Конечно, есть исследователи которые изучают не только авторов ОВГ. Например, один из таких диссертантов писал о репрезентативном множестве песен своей диссертации, что им использованы: 159 песен, отобранных по рейтингу популярности, из «классики русских бардов», на основе архивных материалов «Московского городского центра авторской песни». Сам же рейтинг был организован в виде экспертных интервью действующих бардов и специальных диагностических ситуаций формально и неформально организованного песенного музицирования. Наука и практика песен в теме «авторская песня» живут совершенно раздельно. Наука не возвращает свои результаты в песенную практику, а песенная практика не сообщает науке своих тайн. Такое состояние вряд ли можно считать разумным и естественным. Песенной практикой и её самоорганизацией (архивисты, аудио-летопись, видео-летопись, исследователи-любители) накоплен большой массив информации, значительно превышающий то, что уже официально издано. Наука же здесь имеет дело с неполной информацией и соответственно формирует не полные представления о теме своего исследовательского интереса. Не может ответить на сущностные вопросы темы, как то: представительское множество песенного феномена в целом, сущностное отличие феномена от других песенных феноменов, правильная оценка культурной ценности феномена.
Тезис 2. Тема «Авторская песня» нуждается в собственном методологическом инструментарии, позволяющем работать в полном информационном пространстве темы и вскрывающем её сущностное содержание. Начало основ такого инструментария задает комплекс оригинальных познавательных моделей «Синто-поэтика». На основе многолетних исследований информационного пространства «авторская песня» нами был сформирован информационный скелет(структура) легендирования феноменов практики исполнения песен. Песня рассматривается с позиции особенности феноменов практики хороших исполнителей песни. Значимое здесь содержание фикси-руется в виде организованного текста – как оригинальная «информационная модель». Понимание выбранной темы осуществляется с помощью выполнения работы на совместное комп-лексное (интегральное) понимание вводимых моделей. Множество таких моделей получило название «Синтопоэтика» (синтетическая поэтика в песне, песенная синкретика). Полная[5] версия «Синтопоэтики» включает в себя 32 модели. Исследовательская позиция выполненной работы предполагает схему познания, показанную на рис.1. Изучается феноменология исполнителя песни (1 – источник), который является одновременным участником 4-х типов удержания информации: 2 – метаформа, 3 – форма, 4 – внутреннее содержание, 5 – теневое. Такая позиция возмож-на только для исследователя, имеющего личный опыт исполнения песен. Позиция «посторонний наблюдатель» пересекается с позицией «непосредственный участ-ник», охват явления идет по трём мыслимо возможным направлениям: извне, изнутри, с учётом понятийной тени. Субъективность исследователя помогает здесь генерировать гипотезы, которые после поверяются понятийным моделированием и формальной логикой, превращаясь в рабочую гипотезу, но с заведомо практико-ориентированной нагруженностью. Схема рис.1 удерживается в сознании исследователя на основе специального множества оригинальных моделей «Синтопоэтика», кратное описание которого предс-тавлено содержанием таблицы 1. Пример оценки вклада каждой модели Синтопоэтики в фиксацию понятийного следа темы «наша песня» дан в таблице 2. Описать детально все модели Синтопоэтики в одной статье не представляется возможным. В качестве иллюстрации исследовательской значимости и практико-ориентированности рассмотрим только две модели: М01(из табл.1) и М02(из табл.2).
Рис. 1. Схема фиксации понятийного следа песенного феномена «наша песня»
Таблица 1. Краткое содержание моделей Синтопоэтики «нашей песни»
Таблица 2. Оценка вклада моделей Синтопоэтики (диссертационная версия из 24 моделей) в фиксацию понятийного следа темы «наша песня»
Тезис 3. В песенной истории народов мира зарегистрирован песенный феномен, когда песни от самодеятельных (не профессиональных) авторов достигали уровня «песенное искусство». В культуре народов мира можно отметить: примерно 34 синонима названию «бардовская песня» и 188 имен «исторической цепочки бардов народов мира» Модель М01 («Индивидуальное песенное действие» у народов мира) «Синтопоэтики» обращает внимание исследователя на то, что в феномене «наша песня» при-нимали люди многих национальностей[6] бывшего СССР. Песенная культура «нашей песни» выступила здесь как бы современным культурным магнитом для круга близких песенных понятий из культур разных народов мира. «Наша песня» – это интегратор и собиратель множества песенных синонимов, обозначающих особенную фигуру испол-нителя песен. Важность изучения полинационального образа такой фигуры и отмечает рассматриваемая модель. Она акцентирует путь такого изучения – путь сбора близких синонимов к понятию «бард»(синонимическая мишень), но не в древнем значении этого слова(у древних кельтов), а в его смысловом гнезде для бардов «нашей песни». Если русская культура известна своей способностью к культурной интеграции, то почему такого явления не может происходить на уровне песни? Отмеченное моделью направление исследований было выполнено на основе: энциклопедий, справочников, тезаурусов, личного архива исследователя, слуховых ощущений звучания песен. Результат представлен в табл.3.
Таблица 3. Список синонимов, близких к понятию «бард» в «нашей песне»
Отмеченные синонимы принадлежат разным народам мира, а именно: французам, русским, немцам, армянам, грузинам, азербайджанцам, дагестанцам, туркам, грекам, древним кельтам, каракалпакам, узбекам, туркменам, туйгурам, казахам, индусам, украинцам, англичанам, белорусам, скандинавским народам, таджикам, австрийцам, финнам, народам Африки. Все определения обязательным своим признаком предполагают владение исполнительской интерпретацией песни. На этом основании можно отметить, что минимально достаточное условие индивидуального песенного действия есть искусство исполнительской интерпретации песен. «Наша песня» – явление не только национально русское, она – манифестант мно-гонациональной культуры. Русская культура выполнила здесь соединительную функ-цию, вобрав в себя культурные достижения многонационального состава народов бывшего СССР. Слушатели считают бардом любого исполнителя, воспроизводящего искусство бардов. При этом, самому сочинять слова песни и её музыку не обязательно, но обязательно нужно уметь правильно её интерпретировать «по-бардовски». Слушатель, при этом, как бы ощущает, что исполняющий песню вполне мог бы её сам сочинить(быть её автором). Это означает, что список бардов, входящих в историю через слушателей, может не совпадать с их списком по признаку «сам сочинил текст и музыку, и сам исполнил». Следствием исследовательского поиска по этой модели является выход на так на-зываемую «историческую цепочку бардов народов мира». Такая цепочка выводит на «малую хронологию» (хронология «нашей песни») и на «большую хронологию» – хронологию феномена «песни бардов народов мира». Превращает феномен «наша песня» в элемент нового слоя культуры «авторская культура песен народов мира». В процессе исследований построена первая иллюстрационная версия «историческая цепочка бардов народов мира». Она включает в себя 188 имён авторов-исполнителей песен из 28 стран мира, расположенных практически на всех континентах земного шара. В рассмотрение попал исторический интервал протяженностью примерно в 32 века (с 12 в. до нашей эры по 2000 г. включительно). Это позволяет сделать утверждение о недооценке культурной ценности феномена «наша песня». В его образе есть отголоски очень давней песенно-культурной старины. «Историческая цепочка бардов народов мира» создана в виде таблицы из 121 строки [9], мы приводим здесь только её иллюстративный фрагмент (см.табл.4).
Таблица 4. Историческая цепочка бардов. Хронологическая версия. Фрагмент (первые 20 строк).
Тезис 4. Нельзя изучать феномен «наша песня» не решив задачу о построении представительски достаточного множества песен. Причём, нужно выстроить ряд множеств: полное множество, представительское множество, референтное множество. Необходимо так же возвратить в песенную практику не менее двух типов множеств: множество песен самоидентификации исполнителя, учебное множество песен. Все отмеченные множества песен образуют новый собирательный образ архива «нашей песни» – «исследовательская коллекция». На обозначенное тезисом тематическое движение обращает внимание исследо-вателя модель М02 («Представительное множество песен») «Синтопоэтики». Одна из основных трудностей общего взгляда, на понятие «наша песня», это – большое количество созданных здесь песен. Во-первых, их необходимо все собрать и культурно документировать. Во-вторых, их нужно все хоть по разу прослушать. Такая работа под силу только тем, у кого есть: хорошо организованный архив песен, большой запас времени, опыт ориентации в исполнении песен. В среде любителей «нашей песни» был слой людей, которые позиционировали себя как «архивисты песен» (кропотливые собиратели песен и всей информации о них). Здесь были известны, например, такие имена как: г.Москва – Соколов Дм., Трубецкой П., Суханов М., Ашкинадзе Б., Крылов А, Шипов Р.; г.Санкт-Петербург – Курчев Н., Левитан М., Левитан А..; г.Донецк – Тунин Г. После широкого внедрения информа-ционных технологий наиболее известными стали песенные архивы Интернет, напри-мер: www.bard.ru, www.bards.ru. Какие требования к архиву песен были предъявлены в проведенном нами исследовании? – Главных требований было несколько, они были сформулированы как список возможностей выполнения, на базе информации архива, того или иного типа исследовательской работы: оценка мощности полного множества, построение репрезентативного множества, выделение референтного множества. Оказалось, что такие требования можно удовлетворительно выполнить, только создавая специализированный под исследовательскую тему архив – «исследовательская коллекция». Такой образ архива был создан на базе личного архива Орловского С.П. и дополнений из аутентичных архивов «нашей песни» в Интернет. Основой здесь выступил список (249 человек) авторов песен, созданный на основе нашего личного многолетнего опыта исполнения «нашей песни». В результате построения «исследовательской коллекции» были получены сле-дующие её элементы:
Тезис 5. В процессе построения «исследовательской коллекции» был рассмотрен целый веер значимо-сигнальных задач темы, как то: песенная классика, табель о рангах, историческая и возвратно-прямая логики, слуховая граница. Здесь были получены новые исследовательские результаты.
Песенная классика. Совпадают ли для нас понятия «песенная классика» и «референтное множество»? – И да и нет. Наше референтное множество – это «песенная классика», полученная путем аналитического собирания минимально допустимого разнообразия деятельности «исполнитель песен» в «нашей песни». Песенная классика от исполнителя песен. Но, она может вполне не совпадать, например, с песенной класс-сикой от слушателя песен. Ряд несовпадений можно продолжить, например: «классика авторской песни» в Википедии [13], множество песен «споем вместе»[14] центра авторской песни в г. Москва. Можно указать на несколько причин различий: разный охват песенного поля как феноменально целого, несовпадение значимых признаков песен, различие в методологическом подходе. Группа ученых, ведущая исследования песенного наследия «авторской песни», в государственном культурном центре-музее В.С.Высоцкого (Вл.Новиков и др.), строит песенную классику от списка классиков песни ОВГ (Окуджава, Высоцкий, Галич). Они определили ряд признаков автора песен, по которым его можно возвести в ранг «песенный классик», а именно[15]:
Однако, легко заметить, все эти признаки, во всей своей полноте, выявляются только после смерти автора, так как требуют большого количества формальных исследований. Наше исследование было выполнено, когда большинство авторов песен «нашей песни» ещё живы. Мы не ставили перед собой задачи выделения классики «нашей песни», это – задача для других исследователей. И все же, можно предложить несколько устойчивых признаков, сопровождающих понятие «песенная классика», как то:
Табель о рангах. В тематическом дискурсе «авторская песня» нередко мелькает понятие «основные авторы песен», указывая на существование некого корневого ядра темы. Например, Грачев А. вводит понятие «основные авторы начала авторской пес-ни», куда он относит: Александра Галича, Булата Окуджаву, Владимир Высоцкого, Юрия Визбора. В качестве обоснования он пишет: «Своими песнями эти авторы оказали наибольшее влияние на формирование «авторской песни», определив её внутренний настрой, основные духовно-нравственные ценности. Они создали все основные разделы и направления авторской песни с такой полнотой, что другим осталось только разрабатывать уже открытые возможности... По достигнутым результатам и по влиянию на развитие «авторской песни» некого поставить рядом» [16]. Известный архивист «авторской песни» Р.Шипов строит [17] песенную классику, опираясь на представлениях о «бардах основателях» (8 человек: М. Анчаров, Ю. Визбор, В. Высоцкий, А. Галич, А. Городницкий, Ю. Ким, Н. Матвеева, Б. Окуджава) и «эшелонах бардов»: первый эшелон – 26 человек, второй эшелон – 13 человек. Наша точка зрения носит здесь совсем иной характер. Предлагается иерархически организованный список авторов песен, содержащий 249 фамилий авторов песен, собранных в группы согласно структуре таблицы 5. Каждый из 4-х уровней (корни, ствол, ветки, листья) вертикальной структуры множества авторов песен не однороден и состоит из четырех подуровней: основатели (зерно), ядро, внутренний слой, граница.
Таблица 5. Иерархическая структура списка авторов песен
В итоге получаем список из пяти групп: предшественники – 4 человека, авторы первого ряда (корни: основатели + ядро + внутренний слой) – 30 человек, авторы второго ряда (ствол: ядро + внутренний слой) – 44 человека, авторы третьего ряда (ветки: ядро + внутренний слой) – 72 человека, авторы четвёртого ряда (листья: внут-ренний слой) – 64 человека, авторы пограничного слоя(граница: корни + ствол + ветки + листья) – 35 человек. Четыре ряда этого списка организованы пирамидально, от первого (высшего) до четвёртого (самого нижнего). Список авторов песен первого ряда «нашей песни» дан в таблице 6. Колонка «Уровень иерархии» читается здесь как составное число, указывающее на принадлежность к содержимому одной ячейки таблицы 5. Например, уровень иерархии 11 указывает на принадлежность к содержимому ячейки «корни – основатели». Уровень же иерархии 12 указывает на принадлежность к ячейке «корни – ядро».
Таблица 6. Список фамилий авторов первого ряда «нашей песни».
Учёт различия исторической и возвратно-прямой логик. Казалось бы, референтное множество песен «нашей песни» можно построить просто и даже разными способами, например:
Однако, такая простота происходит от неглубокого понимания темы. Если сравнить (оценить) путь вдоль исторической линии (историческая логика) и путь по прямой линии (возвратно-прямая логика), то результаты могут сильно отличаться как по количеству отмечаемых песен, так и по количеству их авторов. Историческая логика позволяет нам дать ответ на многие вопросы, например: «раньше-одновременно-позже», «хронологию волн творческой активности», «территориальность песенной истории» и др. Она дает исследователю начальный образ множества песен во всех исторических деталях. Привести же такое множество к некому минимально упакован-ному множеству (референтный тип множества) более помогает возвратно-прямая логика, как осознание сегодня того, что было сделано по существу (новизна, ориги-нальность и др.). Без сопоставление результатов движения темы в двух отмеченных логиках нельзя выйти на компактное представление и понимание темы. Работа на правильное понимание требует соблюдение гармонии двух отмеченных логик. Например, именно такая работа позволила нам выделить понятие «авторская культура песен». Оно присутствовало в историческом процессе не явно. Было проявлено в процессе применения прямой и возвратной логик к одному и тому же историческому материалу. Слуховая граница. Мы имеем дело с так называемым «нечетким множеством» песен, его границы нельзя точно и однозначно указать. К «нашей песне» могут близко подойти песни таких направлений как «городской песенный фольклор», «песня странников» (спортивный туризм и альпинизм, и др.), «поющая поэзия», «шансон», «народно-фольклорная песня», «этнический фольклор», «эстрадная песня». Некоторые песни Андрея Макаревича, Юрия Шевчука, украинских кобзарей или даже автора мистических песен Сергея Калугина заставляют внутренний слух исполнителей «нашей песни» вдруг узнавать знакомые состояния. Слуховые аберрации дают и песни народ-ного артиста России Александра Розенбаум или автора песен Тимура Шаова, песни из репертуара трио «Меридиан», квартета «Лингва», трио «Линник», дуэта Галина Беседина и Сергей Тараненко, исполнительницы камерных песен Елены Камбуровой. Поэтому, исследователь имеет дело не с границей множества песен, а с некой контрольной полосой. Зачерпывание песен происходит с неким избытком. Согласно данным таблицы 5, в такую полосу попадают песни 35 авторов (примерно 14% от 249).
Выводы Результаты выполненного исследования существенно изменяют бытующее научное и фоновое представление об известном феномене «авторская песня». Введен новый исследовательский инструментарий «Синтопоэтика», который существенно из-меняет представление о сущностном объеме тематического пространства «наша песня», а через неё и культурную значимость «авторской песни» в целом. В обращение вводится следующие разделы новизны:
Примечания:
1. См. наши предыдущие статьи по теме «авторская культура песен» в журнале Релга
2. Это триединая песня в русской культуре периода 1950-1977 гг. Соединяет в себе три песенных линии: самодеятельная, бардовская, авторская-1
3. Соколова И. Авторская песня: от экзотики к утопии. - «Вопросы литературы» 2002, №1
4. См. Книги: В.Н. Новиков, 1997; В.А. Зайцев, 2004; А.В. Кулагин, 2000
5. В нашей диссертационной рукописи описаны 24 модели. В рукописи же нашей монографии описаны 29 моделей. Объединение этих двух множеств и даёт множество из 32 моделей Синтопоэтики, представленное таблицей 1
6. Только так называемых «титульных национальностей» - национальностей, по которым велась социологическая статистика. Таких в бывшем СССР было около 100
7. Переливистых
8. Особенный тип песен – историй
9. Так она представлена в тексте нашей диссертации и монографии 10. Понятие такого следа естественно для любых явлений культуры. Поток генерации ослабевает количественно, но продолжает действовать для единиц
11. Подробнее это будет описано в последующих наших статьях
12. Орловский С.П. Самоучитель «Гитара бардов».- Нюрнберг, 2011
13. См. сайт «Википедия» в Интернет.
14. Споём вместе. - М.: ГЦАП, 2008
15. Из записей прямой речи Вл.Новикова. Архив автора статьи.
16. Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. - Челябинск: "Рекпол", 2007.
17. Антология бардовской песни. Автор-составитель Р. Шипов - М.: Эксмо, 2006. _________________________ © Орловский Сергей Павлович |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|