Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Вальдорфская педагогика в образовательном пространстве Украины
(№6 [262] 01.05.2013)
Автор: Анна Пучко
Анна Пучко

 

    В начале 90-х гг. прошлого столетия в мире произошли существенные изменения. На огромной территории бывшего Советского Союза появилось новое независимое украинское государство с ориентацией на общеевропейские ценности. Это в первую очередь затронуло сферу образования и культуры. Стремление к европейским стандартам существенно повлияло на процесс формирования национального сознания, способствовало появлению альтернативной философии образования, ориентированной на гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Именно в это время в среде инициативных, творческих учителей стали распространяться идеи вальдорфской педагогики: свободного воспитания, всестороннего и гармонического развития личности, практической направленности обучения, которые были созвучны идеям выдающихся педагогов-гуманистов Й.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Г.С. Сковороды, С.Ф. Русовой, В.А. Сухомлинского. 

      Ретроспективный анализ исследований разных аспектов педагогической системы Р. Штайнера позволяет констатировать, что начиная с 90-х гг. ХХ ст. значительно возрос интерес к вальдорфской педагогике со стороны украинских ученых и педагогов (Н. Абашкина, О. Боделан, С. Гозак, Н. Гончарова, Е. Ионова, В. Зоц, С. Крамаренко, Л. Литвин, О. Лукашенко, С. Лупаренко, О. Максименко, В. Новосельская, О. Папач, К. Семенова, А. Топтыгин, А. Удод и многие др.). За период с 2000 по 2011 год подготовлены 1 докторская и 5 кандидатских диссертаций, посвященных разным направлениям вальдорфской педагогики: «Научно-педагогические основы учебно-воспитательного процесса в современной школе на идеях вальдорфской педагогики» (Е.Н. Ионова); «Эстетическое воспитание школьников в вальдорфских школах» (В.В. Новосельская); «Гигиеническая оценка внедрения вальдорфской педагогической технологии в общеобразовательных учебных учреждениях Украины» (С.В. Гозак); «Развитие познавательной активности младших школьников средствами вальдорфской педагогики» (С.Е. Лупаренко); «Проблема сохранения здоровья младших учащихся в вальдорфской педагогике» (О.М. Лукашенко); «Идеи вальдорфской педагогики в отечественном образовании» (Л.В. Литвин). Однако следует заметить, что эти исследования украинских ученых не исчерпывают всех аспектов вальдорфской педагогики. Возросший интерес к ней лишь подтверждает стремление ученых и педагогов использовать идеи Р. Штайнера в организации вальдорфских школ в Украине.

     В 2000 г. ЮНЕСКО провозгласила вальдорфскую педагогическую систему педагогикой ХХІ столетия. По данным Союза Свободных Вальдорфских школ (Штуттгарт, Германия) сегодня в 60 странах мира насчитывается 1026 вальдорфских и Штайнер-школ и около 2000 вальдорфских детских садов, расположенных на всех континентах, которые работают на основах вальдорфской педагогики. В начале 90-х гг. ХХ ст. по инициативе группы украинских педагогов-энтузиастов в Украине были открыты: свободная вальдорфская школа «Астр» (Одесса, 1991 г.), вальдорфская школа «Ступени» (Одесса, 1993 г.), вальдорфская общеобразовательная средняя школа (Днепропетровск, 1995 г.), которые отвечали их мировоззрению и непреодолимому желанию сосредоточить содержание, формы  и методы обучения личности каждого ребенка с учетом ее возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, склонностей и потребностей. Такие школы, основанные на принципах вальдорфской педагогики, впоследствии Министерством образования и науки Украины были признаны экспериментальными школами и в 1997 году в Одессе объединились во всеукраинскую общественную организацию «Ассоциация вальдорфских инициатив в Украине» (АВИУ), которая с 2005 года находится  в Киеве. 

         Ассоциация вальдорфских инициатив Украины – мощный научный центр, который является добровольным объединением граждан, педагогических и родительских коллективов учебно-воспитательных учреждений, которые работают по вальдорфской системе образования, с целью совместной деятельности и реализации общих программ соответствующих принципам духовной свободы, гуманизации, демократизации и интеграции Украины в мировое образовательное пространство. Главная цель деяльности Ассоциации вальдорфских инициатив Украины - пропаганда, реализация и развитие идей вальдорфской педагогики в Украине, постоянное усовершенствование работы вальдорфских педагогов и школ, повышение качества вальдорфской педагогики в Украине, укрепление творческих связей с зарубежными и международными организациями в вопросах поддержки вальдорфских инициатив. АВИУ осуществляет просветительскую, образовательную, организационную, научную, консультационную,  издательскую деяльность [1].

         На протяжении многих лет АВИУ активно сотрудничает с международными организациями, которые постоянно поддерживают и оказывают существенную квалифицированную помощь. Среди них: ECSWE (Европейский Совет Рудольф Штайнер и Вальдорфского образования), Союз вальдорфских школ, IAO (Международная ассоциация вальдорфской педагогики в Центральной и Восточной Европе), Международная Ассоциация Штайнер Вальдорфского дошкольного образования, Благотворительный фонд «Друзья искусства воспитания», Свободная высшая школа духовной науки Гетеанум, Международная коллегия представителей вальдорфских школ мира – Гаагский круг, а также государственные и научные учреждения: Институт инновационных технологий и содержания образования, Киевский педагогический университет им. Б.Д. Гринченка, Институты последипломного педагогического образования Киева, Донецка, Днепропетровска, Одессы. Сотрудничество АВИУ с международными организациями на начальном этапе развития движения в Украине не ограничивалось решением только конкретных вопросов организации деятельности вальдорфских школ. В конце 90-х гг. ХХ ст. в вальдорфских школах Украины острой была проблема методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, решение которой вызвало необходимость в проведении эксперимента на общегосударственном уровне.

   Позитивный опыт работы вальдорфских школ многих зарубежных стран свидетельствует, что без активного участия и поддержки со стороны государства, без аккредитации учебных программ, организации учебно-образовательных курсов (повышение квалификации и обучение учителей) эффективное развитие вальдорфской школы невозможно. 

         Отсутствие соответствующего опыта в организации работы вальдорфских школ, непонимание некоторыми руководителями образования важности этого направления, активизировало работу украинских последователей вальдорфской педагогики, позволило привлечь к ней зарубежных активистов, организовать широкую научную дискуссию, оказать украинским педагогам необходимую  квалифицированную помощь. Эти усилия не были напрасными: в 2001 году Министерство образования и науки Украины утвердило программу всеукраинского научно-методического эксперимента «Развитие вальдорфской педагогики в Украине», реализация которой должна пройти в три этапа в период с 2001 по 2014 гг. По этой программе работают все украинские вальдорфские школы, в которых проводятся исследования по трем направлениям: влияние вальдорфской педагогики на развитие личности учащихся; разработка и апробация экспериментальниых учебных программ для украинских вальдорфских школ; поиск новых моделей управления учебным учреждением.

         Цель данного эксперимента - адаптация идей вальдорфской педагогической системы к социальным и образовательным реалиям Украины; разработка украинской модели вальдорфского педагогического учреждения; подготовка рекомендаций украинским общеобразовательным учреждениям по применению и использованию некоторых форм и методов вальдорфской педагогики в учебно-воспитательном процессе [5]. Таким образом, разработка новой модели учебно-воспитательного учреждения позволит построить учебно-воспитательный процесс с учетом законов и принципов формирования физического и психического здоровья учащихся, духовного развития школьников и будет способствовать дальнейшему достижению ими позитивных результатов в социальной жизни. Концепция и программа этого педагогического эксперимента отвечают основным документам, которые обеспечивают деятельность в сфере образования: Общей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Национальной доктрине развития образования Украины, Законам Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании» и др.   Экспериментальной базой исследования стали все учебно-воспитательные учреждения, работающие на концептуальных основах вальдорфской педагогики и являющиеся членами Ассоциации вальдорфских инициатив в Украине, а именно: 6 вальдорфских школ, 1 школа вальдорфской ориентации (с элементами в/п), 6 вальдорфских детских садика, 5 детских садиков с вальдорфской ориентацией, 3 лечебно-педагогических учреждения. Экспериментальная работа проводилась по таким направлениям: 

  • разработка и подготовка учебно-методического обеспечения (подготовка и создание учебных программ, разработка методик, издательская деятельность);
  • педагогический мониторинг, тестирование;
  • курсовая переподготовка, повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, круглые столы, он-лайн -конференции и др.);
  • научно-просветительская деятельность (конференции, публикации).

         В соответствии с программой обобщающего научно-методического эксперимента «Развитие вальдорфской педагогики в Украине» были созданы учебные программы для украинских вальдорфских школ: в 2008 году - для 1-4 классов, в 2010 году - 5-9 классов и в 2012 году - 10-11 классов. Учебный план и программы построены на принципах вальдорфской педагогики: ориентация на человека и его развитие; ориентация на мир и культуру; ориентация на ребенка и конкретную ситуацию; ориентация на познание и практические упражнения [4, с. 11].

         Следует отметить, что содержание преподавания учебных дисциплин должно отвечать требованиям учебных программ вальдорфских школ. В соответствии с принципами вальдорфской педагогики каждый вальдорфский учитель свободен в выборе методов и приемов обучения и несет персональную ответственность за качество учебного процесса. Введенные учебные программы для начального, среднего и старшего звена вальдорфских школ в Украине были разработаны педагогическими коллективами учителей-практиков украинских вальдорфских школ, при активном участии ученых и при поддержке зарубежных коллег с участиием международных экспертов-практиков Международной ассоциации вальдорфской педагогики в Центральной и Восточной Европе (Доротея фон Винтерфельдт, Кристиан Олендорф, Штефан Зиглер, Варвара Чахотина, Петер Люти, Беата Волерс, Альбрехт Шад, Вольфганг Вюнш, Рюдигер Вольфельд). Учебные программы создавались на основе принципов вальдорфской педагогики и учитывали требования Государственного стандарта начального, среднего и старшего общего образования. Все они в рамках эксперимента были апробированы в учебно-воспитательном процессе вальдорфских школ.

         Невозможно не оценить огромную работу, проделанную вальдорфскими учителями при разработке этих программ: был проведен глубокий анализ научно-педагогической, философской и психологической литературы, с учетом современных государственных стандартов образования и международных критериев учебных планов вальдорфских школ всего мира с опорой на многолетний практический и теоретический опыт работы вальдорфских учителей Европы, Росии и Украины. Член правления Международной ассоциации вальдорфской педагогики в Центральной и Восточной Европе, международный куратор научно-педагогического проэкта «Развитие вальдорфской педагогики в Украине» М. Михаэль Цех отмечает, что благодаря такому международному подходу к разработке учебных программ происходит взаимный обмен между приобретенным на практике опытом и теоретико-идеальными основами вальдорфской педагогики, что, в свою очередь, содействует развитию украинских вальдорфских школ, повышает профессиональную квалификацию вальдорфских учителей Украины и является стимулом для дальнейшего постоянного развития и совершенствования предложенных учебных программ [4, с.8-9]. 

         Все учебные программы для вальдорфских школ Украины получили одобрение со стороны Министерства образования и науки Украины и рекомендованы к использованию в учебном процессе украинских вальдорфских школ. Это событие, безусловно, стало значительным достижением в развитии вальдорфской педагогики в Украине за двадцать лет. Среди перспективных задач эксперимента он выделяет необходимость разработки и аккредитации соответсвующего образования для вальдорфских учителей в сотрудничестве с ведущими украинскими Вузами, с Ассоциацией вальдорфских инициатив Украины, а также Международной ассоциацией вальдорфской педагогики в Центральной и Восточной Европе. И как результат – образование вальдорфских учителей Украины будет качественным, а методико-дидактическое обеспечение будет соответствовать требованиям  вальдорфской педагогики. Решение этой важной задачи, по мнению М. Михаэля Цеха, с одной стороны, удовлетворит специфические потребности вальдорфской педагогики, а с другой – существенно обогатит украинское образовательное пространство [4, с.9].

         Следует отметить, что на сегоднешний день все вальдорфские учителя украинских школ имеют высшее педагогическое образование государственных учреждений и обязательную специальную подготовку на международных стационарных 3-годичных семинарах по вальдорфской педагогике, которые проводятся на базе вальдорфских школ. Кроме того, все они обязаны постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень во время участия в ежегодных конференциях (г. Одесса), теоретико-практических семинарах по методике и дидактике вальдорфской педагогики и общих курсах по антропософии, антропологии, психологии развития, теории познания. Повышение квалификации вальдорфских учителей периодически осуществляется как в Украине (Одесса, Киев, Днепропетровск, Кривой Рог), так и за ее пределами (Германия, Швейцария, Россия). Все желающие учителя имеют возможность пройти годичную практику в западных европейских вальдорфских школах или пройти обучение зарубежом трехлетних курсах учительских семинаров по вальдорфской педагогике (Берлин, Гамбург, Кассель, Мангайм, Мюнхен, Нюрнберг, Штутгарт), а также принимать участие в ежегодных конференциях-семинарах по повышению квалификации вальдорфских учителей (Германия). Такой уровень профессиональной подготовки учителей осуществляется благодаря активному сотрудничеству АВИУ с Международной ассоциацией вальдорфской педагогики в Центральной и Восточной Европе, что обеспечивает мощную основу для качественного преподавания и существования вальдорфских школ в Украине. 

         Благодаря постоянным творческим связям АВИУ с  Международной ассоциацией вальдорфской педагогики в Центральной и Восточной Европе продолжается активное сотрудничество с государственными педагогическими учреждениями Украины с целью включения вальдорфской педагогики в состав университетского образования путем создания специальных курсов для обучения вальдорфских учителей в вузах и государственных учреждениях повышения квалификации. Как результат, такие компактные факультативные курсы работают в Киевском педагогическом университете им. Б.Д. Гринченка. Они проводятся с участием известных украинских и европейских ученых, которые знакомят студентов с общими основами вальдорфской педагогической системы. Как отмечает М. Михаэль Цех, такая активная популяризация идей вальдорфской педагогики при изучении спецкурсов в университетском образовании позволит обеспечить признание украинским обществом преимуществ вальдорфской педагогики в будущем [2, с. 52].

         С 2001 года в рамках эксперимента проведен сравнительный анализ результатов качества знаний учеников традиционной и вальдорфской школ. Результаты этих исследований убедительно показывают, что ученики вальдорфских школ осваивают знания за показателем не ниже их ровесников из традиционных школ. Установлено, что уровень культурного, эстетического развития, трудового воспитания вальдорфских учеников значительно выше, чем этот показатель у учеников традиционных школ. Результаты постоянных сравнительных «срезов» знаний вальдорфских учеников, Государственной аттестации учеников 9-х классов и независимого оценивания вальдорфских учеников 11-х классов  убеждают, что ученики осваивают не только знания на уровне Государственного стандарта, но и имеют глубокие дополнительные знания в области искусства, литературы, истории, ремесла, живописи. 

         Результаты двух этапов экспериментальной работы всех украинских вальдорфских школ исследования (с 2001 по 2013 гг.) в рамках эксперимента «Развитие вальдорфской педагогики в Украине» подтверждают, что организация учебно-воспитательного процесса на основах здорового развития личности в украинских вальдорфских школах, в первую очередь, обеспечивает физическое, психическое, социальное и духовное здоровье учеников, создает благоприятные условия для свободного разностороннего и гармоничного развития каждого ученика, способствует формированию навыков социальной и культурной компетенции учеников, четкому определению старшими учениками (выпускниками) своего собственного дальнейшего профессионального и жизненного пути. Важным доказательством эффективности учебно-воспитательной работы является то, что выпускники украинских вальдорфских школ, как и выпускники таких школ во всех других странах, поступают в высшие учебные заведения и после успешного обучения находят работу по избранной профессии и быстро адаптируются к требованиям и реальной жизни. Таким образом, результаты проведенных исследований в вальдорфских школах позволили подтвердить успешность вальдорфской системы обучения, которая ориетирована на максимальное раскрытие индивидуальности каждого ребенка и выявления скрытых в нем задатков. Это оказывает существенное влияние на гуманизацию учебно-воспитательного процесса в целом, обеспечивает реализацию принципов и методов вальдорфской педагогики, использование которых формирует силу воли, развивает мышление, фантазию, внимание, творческое воображение и память. 

         Мониторинг развития личности в условиях учебно-воспитательного процесса, основанного на идеях вальдорфской педагогики, проведенный Днепропетровской вальдорфской школой, подтверждает, что обучение детей в вальдорфских школах оказывает положительное влияние на их чувственно-эмоциональное и интеллектуальное развитие, создает благоприятные условия для формирования активной, инициативной, творческой, самостоятельной личности с высоким уровнем ответственности, способной к постоянному развитию и самосовершенствованию в течении всей своей дальнейшей жизни [2, с.80-87].

         Сегодня в Украине насчитывается 6 вальдорфских школ в Днепропетровске, Киеве (2), Кривом Роге и Одессе (2), которые входят в состав всемирного вальдорфского движения, и сотрудничают с другими вальдорфскими учреждениями на региональном, национальном и международном уровнях. Все эти школы имеют лицензию Министерства образования и науки Украины. Учащиеся этих школ сдают выпускные экзамены, проходят внешнее независимое оценивание и получают аттестаты государственного образца. Украинские вальдорфские школы соответствуют всем образцам вальдорфских школ, реализуют в учебно-воспитательном процессе все педагогические инновации и основные принципы вальдорфской педагогической системы. Деятельность вальдорфских школ направлена на свободное всестороннее развитие личности в соответствии с ее возрастными потребностями, интересами и особенностями, а также тенденциями в развитии каждого ученика с учетом его потенциальных возможностей, на оказание соответствующей помощи в сложном процессе становления личности, в гармонии с закономерностями развития природы, человека и мира [3]. Каждая украинская вальдорфская школа, придерживаясь единых принципов вальдорфской педагогики и используя единую учебную программу для начальной, средней и старшей ступеней, имеет свой собственный стиль, свои типичные особенности и путь развития, что, в свою очередь, влияет на организацию и проведение школами экспериментально- исследовательской  работы.     

     Результаты научно-исследовательской экспериментальной работы вальдорфских школ постоянно обсуждаются на ежегодных конференциях. Так, например, в 2012 г. в Украине было проведено две масштабные международные конференции. Во время работы международной конференции «Развитие вальдорфской педагогики и ее влияние на педагогическое искусство» (г. Днепропетровск, май 2012) рассматривались вопросы: подготовка вальдорфских учителей, повышение уровня их научной компетентности, психолого-педагогической культуры, инициативной позиции, педагогического мастерства и ответственности; разработка учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в вальдорфских школах; создание прогностической модели вальдорфской школы в Украине; адаптация вальдорфской педагогики в украинском образовательном пространстве; перспективы развития вальдорфского образования.

  В рамках международной научно-практической конференции «Учебно-методическое обеспечение вальдорфских школ в Украине» (Киев, 21 сентября 2012), которая прошла под девизом: «Задание школы заключается не в том, чтобы полностью сформировать человека, а в том, чтобы подготовить его к жизни, в которой должно завершиться это формирование» (Р. Штайнер), была проведена презентация учебных программ для 10-11 классов вальдорфских школ Украины, обсужден широкий спектр важных вопросов, касающихся учебно-методического обеспечения вальдорфских школ, разработки программ для дошкольных учебных учреждений с целью последовательного объединения учебно-воспитательного процесса детского сада со школой и дальнейшего развития вальдорфской педагогики в Украине. В выводах конференций неоднократно звучала мысль о том, что вальдорфская педагогика нашла достойное место в украинском образовательном пространстве, она получила широкое признание у педагогической общественности и обрела сторонников и последователей. Высокий уровень проведения таких мероприятий показывает, что вальдорфская педагогика сегодня не является альтернативной, она имеет определенные убедительные результаты свидетельствуют о ее признании, успешном существовании и необходимости внедрения и реализации на государственном уровне. Проблемы развития вальдорфской педагогики вызывает интерес в научных кругах Украины, привлекает к научной дискуссии ее сторонников и активных пропагандистов, заинтересованных лиц. 

  Выводы. Всеукраинский научно-методический эксперимент продолжается. Положительные результаты его, полученные на данном этапе, указывают  на успешное развитие вальдорфских школ, на перспективу развития вальдорфского образования и вальдорфской педагогики в образовательном пространстве Украины. 

         Использование положительного здоровьесберегающего опыта вальдорфской школы поможет разрешить много социальных проблем на пути воспитания здорового поколения в отечественных школах. Все это свидетельствует об интеграции Украины в европейское и мировое образовательное пространство.

         Литература

1. Асоціація вальдорфських ініціатив в Україні [Електронний ресурс] / Режим доступу: http:// www.waldorf.in.ua/2010-01-24-11-46-59.html

2. Вальдорфська педагогіка в Україні. З повагою до дитини / Збірка статей. – К. : Вид-во «Наірі», 2009. – 168 с. 

3. Концепція проекту «Вальдорфська педагогіка в Україні» [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://waldorf.klasna.com/uk/site/achievement.html.   

4. Програми для вальдорфських шкіл України: 1-9 класи / упоряд. : Крамаренко С. Г., Передерій С. Ф., Дубовик О. А.; за заг. ред. канд. пед. наук С. Г. Крамаренко / МОН України, департамент заг. серед. та дошк. освіти, Ін-т інновац. технологій та змісту освіти, Міжнародна асоціація вальдорфської педагогіки у Центральній та Східній Європі, Асоціація вальдорфських ініціатив України. – К. : Генеза, 2009. – 512 с.

5. Программа научно-исследовательской работы по эксперименту «Развитие вальдорфской педагогики в Украине» [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://stupeni.odessa.ua/publ/4-1-0-15.html.  

____________________________

 © Пучко Анна Александровна

 

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum