Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
День поминовения: в мире отметили 100-летие окончания Первой мировой войны
Репортаж с церемонии международной встречи по поводу 100-летия Первой мировой во...
№18
(351)
20.11.2018
Культура
Музыка побеждает там, где есть любовь
(№8 [264] 15.06.2013)
Автор: Наталья Боровская
Наталья Боровская

Нажмите, чтобы увеличить.
 
Ростовская консерватория – это особое учебное заведение в нынешней жизни нашего города. Здесь работают и учатся необыкновенные труженики, добровольно отдающие музыке свою свободу, свою любовь. Здесь просто невозможно, например, купить чужую работу и выдать её за самостоятельную, как бывает в других вузах. Здесь всё подлинное. «Наша консерватория», - любовно говорят многие преданные музыке ростовчане. Почти каждый день вы можете бесплатно услышать здесь уникальные концерты блистательных исполнителей – педагогов и студентов, очень часто лауреатов международных конкурсов. Ростовская консерватория – генератор талантов. И в этом её высочайшая эффективность, которую ищут сейчас чиновники от образования в учебных заведениях, но почему-то в других направлениях.

       30 мая в Малом зале Ростовской консерватории состоялся фортепианный концерт профессора Сергея Ивановича Осипенко. Желающих услышать уникального исполнителя было так много, что в зале сидели и стояли не только в проходах и на сцене, но пришлось открыть дверь, чтобы дать возможность  слушать  публике, стоя заполнившей вестибюль. Я знала, что Сергея Ивановича в последнее время особенно мучали боли в руке и очень за него волновалась  вместе с другими, кто тоже об этом знал. Но я уверена, что с первых же аккордов все забыли о руке, потому что благодарная тишина зала внимала только музыке, той музыке, которая всегда и везде побеждает там, где есть любовь. 

       Выдающиеся исполнители,  например,  Нейгауз, Рихтер, Гулд, Гилельс и другие были значительны своим духовным богатством, которым они, как святой водой, кропили зал, что бы они ни исполняли.  Фактически это и есть то, что мы называем интерпретацией, выделяющей  великих музыкантов из общего числа. Прекрасная музыка становится поводом, говорить со слушателями об очень важных вещах.  И главное, чтобы было, что сказать. 

   Концерт профессора Осипенко был целиком посвящён Шопену. Сергей Иванович выстроил программу так, чтобы поделиться  тем, что наболело в душе. Это были не просто ноктюрны, мазурки, полонезы, соната. Это был доверительный разговор о самом сокровенном и для него, и для нас.  И копировать такую музыку совершенно невозможно, как невозможно копировать душу.  Недаром его ученик , ныне композитор, заместитель декана Алексей Хевелев так и сказал, что назвал бы этот концерт словом «Душа». 

Нажмите, чтобы увеличить.

- Это был разговор о..., - Хевелев остановился, будто боясь произнести

- О жизни и смерти,- сказала я

- Да

- Но в финале прозвучал призыв принимать и любить жизнь такой, какая она есть

- Конечно

      Сергей Иванович Осипенко – великий пианист, и все его коллеги, с которыми я о нём говорила, единодушны в этом мнении. При этом в консерватории знают Сергея Ивановича и как человека необычайно деликатного, скромного, очень доступного в общении и  без  какой бы то ни было саморекламы, – так сказал мне проректор по научной работе профессор Денежкин. «Сергей Иванович всегда старается держаться в тени, хотя он сам – Свет», - говорит Хевелев. –«Его ученики – это событие не только для Ростова. Многие за 3 жизни не сделали бы столько, сколько уже сделал он. Его работа заслуживает наград, но всем известно, что Сергей Иванович несколько лет отказывался от звания «Заслуженный деятель искусства»,говоря: «А зачем мне это надо!»».

      Гениальным педагогом назвал Сергея Ивановича Осипенко профессор А.М.Цукер. Переоценить роль  хорошего, а тем более – гениального Учителя в жизни человека невозможно. К примеру, известно, что выдающийся гуманист, врач, музыкант, органист Альберт Швейцер не стал бы самим собой, если бы в 14 летнем возрасте не встретил Учителя, изменившего всю его жизнь. Студенты обожают Сергея Ивановича, боготворят, потому  что он сам полон любви к людям и обладает талантом очень тонко чувствовать  каждого человека, знает все житейские проблемы своих студентов, заботится о них.  Со студентами он бывает очень разным и порой очень строгим, но всегда справедливым. 

- Что для Вас Сергей Иванович? – спрашивала я его учеников. – Отвечали по сути одинаково. 

- Он – и учитель, и друг, и отец. Он – человек, который поможет в трудную минуту, сделает для учеников всё, что в его силах.

Нажмите, чтобы увеличить.

     Я не раз имела счастье присутствовать на его занятиях. Примерно такое же впечатление я испытала, когда однажды следила за работой стеклодува, который заставлял меня радостно вздрагивать,неожиданно извлекая  из бесформенной массы изысканные формы. Уйти с занятия профессора Осипенко всегда очень трудно, потому что процесс рождения музыки выглядит как священнодействие, хотя для Сергея Ивановича это обычная каждодневная работа, но невероятно напряжённая. Он всё время меняет своё положение в пространстве: то спокойно делает замечания, сидя на стуле, то вскакивает и начинает взволнованно объяснять, о чём идёт речь в той или иной музыкальной фразе, то очень темпераментно пластикой тела показывает музыку, то садится за второй инструмент  и начинает показывать что-то на рояле. Дирижёр Сладковский как-то сказал мне, что после каждого концерта он худеет на несколько килограмм.  Я уверена, что это же происходит с Сергеем Ивановичем после каждого занятия. Замечания его очень тонки, но настолько понятны, что студенты схватывают их на лету. Лолита Цоцонава – студентка профессора Осипенко. Она утверждает, что Сергей Иванович создаёт  на уроке невероятно насыщенное эмоциональное пространство, подобное магнитному полю. «Он не просто учит нас ремеслу, - говорит Лолита, – он очень много знает и часто переводит разговор о музыке в русло поэзии, живописи, кинематографии, и это всегда очень глубоко, интересно, живо и рождает удивительные ассоциативные связи, помогающие постичь новые грани разучиваемого произведения». Не случайно из его класса выходят не только пианисты, но и композиторы.

    «Ни один педагог Консерватории не уделяет студентам столько внимания, как Сергей Иванович», – я услышала это и от проректора Денежкина, и от декана по воспитательной работе, композитора А. Хевелева. И это знают все. «Он может заниматься с каждым студентом по 5-6 часов, стараясь довести исполнение до совершенства», -  сказал А. Хевелев.

- Мария Каллас говорила, что «хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел».

- Да, это так, – ответил Хевелев, – Сергей Иванович видит надолго вперёд, и потому он умеет выявить и развить в каждом его индивидуальность. Его главный принцип, как у хорошего врача: «Не навреди!». Для пианиста это особенно важно.

Сергей Иванович значителен и как пианист, и как педагог прежде всего потому, что он – личность. «Прежде всего жить, страдать, быть человеком», - писал Роллан о Бетховене, и это – высокая правда. 

- Я стал учеником профессора Осипенко с 12 лет, в один год с Сашей Яковлевым, - говорит Алексей Хевелев. Учёба у Сергея Ивановича – ярчайшая страница моей жизни. Сергей Иванович – великий Человек. Он делает для музыкального мира работу гигантского объёма. Начиная с 90-х годов все его ученики – Лауреаты крупных  Международных конкурсов. Одна Аня Виницкая чего стоит. Она стала Лауреатом самого престижного конкурса имени королевы Елизаветы и сейчас работает профессором Гамбургской Консерватории. Александр Яковлев, Софья Бугаян, Саямов, Елена Чаплина, - их так много, что невозможно перечислить всех его учеников,  приносящих славу Ростовской консерватории и своему учителю во всём мире.

Нажмите, чтобы увеличить.

    Профессор, советник ректора А.С.Данилов назвал Сергея Ивановича исторической фигурой и справедливо заметил, что Ростовской консерватории крупно повезло,  когда в 60-е годы в ней  появился выпускник Московской консерватории, ученик всемирно известных пианистов Оборина и Воскресенского.

- Сергей Иванович, в Вашей семье были музыканты? Где истоки Вашего музыкального таланта?

- Нет. Я –первый, но мои родители были интеллигентными людьми. Мама-врач, отец-инженер, и они очень любили классическую музыку. Она всегда звучала в нашем доме.

    Я даже не спросила Сергея Ивановича, почему он предпочёл педагогическую работу карьере исполнителя:  в нём столько любви к людям и такая потребность в самоотдаче , что иначе и быть не могло. Однажды он сказал мне: «Исполнителя можно создать только любовью». Эта атмосфера любви особенно накалена после концерта, когда слушатели не хотят расходиться, будто желая сохранить в себе подольше сверхъестественное состояние окрылённости. И в этой удивительной атмосфере людям недостаточно слов, аплодисментов и цветов. Переполненность чувствами изливается в особом языке любви – увлажнённых глазах, прикосновениях, объятиях и поцелуях. Эту потребность обнять его, как родного человека, испытала и я.

- Сергей Иванович, есть ли у Вас конечная цель Вашей работы с учениками? – спрашиваю я профессора Осипенко.

- Конечно. Моими учениками оказываются очень разные люди: от почти профнепригодных  до гениальных. Когда я пришёл в консерваторию, в мой класс собрали самых слабых учеников. Моя цель – дать возможность будущему исполнителю ориентироваться в море стилей и жанров существующей музыки.  Я определяю для них сердцевину того или иного направления или стиля, чтобы далее они плыли по этому морю сами. В основном это рассчитано на активно одарённых, которые, получив ориентиры, в дальнейшем предлагают свои решения, не выходя за стилистические рамки. Но даже те, кому трудно состояться, как самостоятельному пианисту, в конечном счёте играют хорошо, ибо они могут вводить слушателя в мир Моцарта, мир Шумана, как в особые миры, потому что я учу их большому искусству правильно читать музыкальный текст, понимать, например, как композитор формирует фразу и многому другому. 

- Сергей Иванович, но ведь всегда есть нечто и между строчек текста. Когда Вы говорите студенту: «Надо играть так, чтобы композитор был доволен», Вы это тоже имеете ввиду.

- Безусловно. Для меня музыка бесконечно многолика и таинственна, порой загадочна прекрасна в неких неправильностях.

- А формирование личности будущего исполнителя?

- Такой цели у меня нет

Нажмите, чтобы увеличить.

     И я подумала о том, что ни одна дидактика не воспитывает так, как пример учителя. Воспитание личностей студентов профессора Осипенко безусловно постоянно происходит просто в общении с его богатой, красивой душой, так же, как в семье воспитание ребёнка осуществляется совсем не указаниями родителей, но прежде всего их личным примером поведения.

- Сергей Иванович, Вы создаёте уникальных исполнителей, но очевидно, что талантливый исполнитель не может состояться без талантливого слушателя. Сюда, в консерваторию приходят  именно такие. Но ведь за её пределами происходит постоянное понижение слушательского уровня. Вот, к счастью, Гергиев внедряет сейчас идею возврата к урокам пения в школе и вообще возрождению хоровой культуры. Как вы к этому относитесь? 

- Это прекрасная идея, но в целом детское музыкальное образование стало резко разрушаться.  А было оно у нас лучшим в мире. Детские музыкальные школы готовили не только исполнителей, но и будущих слушателей. Это – большая проблема. 

- Да, имеющая широкий контекст, связанный с разрушением непрерывности сознания, непрерывности культуры, когда весь народ перестаёт быть самим собой.  А перестать быть самим собой означает духовно умереть. И в этой атмосфере та музыка, которой Вы служите, вопреки всему никогда не изменяет себе. Консерватория остаётся хранителем священного огня памяти культуры. Вы верите, что Ваша работа направлена в будущее?

- Безусловно. Иначе бы я не работал.

- Чувствуете ли Вы себя счастливым?

- Думаю, да. Я уже состоялся в своих учениках. Наверное потому, что я сам учился у хороших педагогов и благодарен им.  Это очень важно, что посаженные мною ростки будут цвести без меня, что мои музыкальные дети будут идти в том направлении, которое я исповедую.

Нажмите, чтобы увеличить.

     21 июня профессору РГК Сергею Ивановичу Осипенко исполняется 60 лет. Я часто вижу, как очень скромно одетый, быстрыми шагами он идёт по улице, ничем не отличаясь от других прохожих. И никто из них не подозревает, что рядом с ними идёт святой. Именно так я воспринимаю его всегда  с нимбом светлых волос вокруг головы. Ведь что же такое святость? – «Кто светел- тот и свят!»

_____________________

© Боровская Наталия Ивановна  

Фейки соцмедиа: конструирование, трансформация, внедрение в массовое сознание
Пять статей цикла о функционировании фейков в современном социальном пространстве с использованием различных ф...
ТАСМАНИЯ. Путевой очерк
Очерк нашего автора, жителя Австралии Ильи Буркуна об увлекательном путешествии на уникальный остров Тасмания
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum