Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Коммуникации
Предпосылки формирования коммуникационной этики: деонтологические основания
(№11 [267] 15.08.2013)
Автор: Наталия Моисеева
Наталия Моисеева

Расширение коммуникационного взаимодействия в обществе актуализирует вопрос о морально-этических основаниях социально-коммуникационной деятельности в разных аспектах ее проявления. Коммуникация строится на основании главных вопросов: с какой целью? кто? что? по какому каналу? кому? с каким эффектом? Эта формула может быть как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов. Эта формула работает практически во всех сферах коммуникационного взаимодействия: в рекламе, СМИ, библиотечном деле, политике, образовании, PR и т.д. Однако каждый ее элемент приобретает особые характеристики, условия протекания процесса коммуникации, преследуемые цели, характер обратной связи, ожидаемые эффекты, а также контент, который определяет сферу возникновения коммуникационных отношений. Эти рассуждения имеют отношения как к уровню межличностных, групповых, так и общественных, массовых коммуникаций.

В условиях современного коммуникационного общества все более и более широкие массы людей втягиваются в процесс целенаправленной передачи информации, преследуя при этом свои собственные цели. Эти цели могут исходить как из личного желания или интереса, так и из интереса групп и сообществ. В настоящее время каждый из нас становится объектом коммуникационного влияния огромного количества коммуникаторов, которые через передаваемую информацию с использованием разных каналов пытаются влиять на нас для достижения своих целей. Следует повториться, что все это относится к рекламе, PR-менеджерам, имиджмейкерам, политикам, органам государственного управления, шоу-бизнесу и т.д. Таким образов, в этой ситуации важно различать, кто собственно является источником коммуникационного сообщения, кто посредником, обрабатывающим эти сообщения для представления их в коммуникационные каналы и кодирующих его соответствующим образом, а кто является получателем этих сообщений.

Все это можно рассматривать как элементы коммуникационного взаимодействия, которое формирует определенные морально-нравственные, ценностные отношения участников коммуникационного процесса. Совершенно новое глобальное пространство коммуникационных связей и отношений формируется на основе множества новых коммуникационных сред: информационная техносфера; инфосфера, документосфера, сенсоросфера, семиосферу, ноосферу, медиасферу [1, с.196; 2].

Медиасферакоммуникативная сфера, охватывающая разные уровни проявления коммуникационных отношений в социальном пространстве и времени, по мнению специалистов обретает реальные черты и влияет на нашу жизнь [3]. Ильганаева В.А. утверждает, что медиасфера находится в стадии становления, накопления фактов, явлений, технологий медиации, формирования соответствующих сред, прообразы которых просматриваются в современной социокультурной и социально-коммуникационной реальностях и получают описания с приставкой «медиа». Она является результатом медиации как процесса, который формирует новые социальные реальности, отличных от сложившейся действительности [1, с.193-197]. Именно технократический подход к восприятию изменения коммуникационной среды вызывает страх и желание выявить угрозы, скрытые в этой новой среде. На это обращает внимание А. Мирошниченко и подчеркивает, что страх опережает понимание новой коммуникационной среды [4]. Возникает объективная необходимость обучения и образования с целью освоения новой социальной реальности, выработки определенных правил и норм поведения в ней.

***

Как правило, этика глобализации соотносится с понятиями долга, справедливости и толерантности как основных проявлений гуманизма. Внимание к гуманистическим ценностям воспринимается как новая эпоха (Ренессанс) человеколюбия и других высоких понятий таких как: справедливость, равенство, добро. Однако, мы еще не готовы, не смотря на все попытки власти, убедиться или хотя бы принять ощущение, что эти высокие для человечества понятия естественным образом работают в нашем жизненном пространстве.

Этика общения представляет собой традиционный раздел прикладной этики, посвященный разработке этических норм и принципов, регулирующих взаимодействие между людьми в процессе общения. Наряду с ней, как в научном сознании, так и в образовательном процессе возникло увлечение коммуникативной этикой, специфика и статус которой остаются не вполне проясненными.

Традиционная этика общения предполагает, что общение, как и прочие феномены человеческой жизни, должно подчиняться правилам морали, источник которых лежит вне самого общения.

К числу классических установок, находящих реализацию в этике общения, относится «золотое правило нравственности» и идея христианской любви к ближнему. Кроме того теоретическим фундаментом нормативной регуляции в сфере общения выступают различные гуманистические теории ХХ века, философия диалога, гуманистическая психология, теория толерантности [5].

Практически, мировое сообщество пробуждается только в период серьезных глобальных опасностей. Так, подобной объединительной идеей является экология. Относительно экологической этики, Беляева Е.В. задается вопросом, проявлять ли человечеству нравственное отношение к природе, так как она является моральным благом, или относиться к экологическим проблемам, так как это является моральным долгом [6]. И тот, и другой дискурсы имеют отношение к эко-этической направленности человеческой деятельности. Однако, отвечая на этот вопрос, автор констатирует, что в обоих случаях способ реализации различен.

Таким же актуальным, как и в экологии, этический вопрос является и в политике, особенно в системе отношений «власть – политикум – население». В этом векторе, морально-этические проблемы являются весьма дискуссионными, в том числе и в профессиональной коммуникационной сфере. Известный немецкий социальный философ, специалист по коммуникациям Юрген Хабермас, разрабатывающий теорию коммуникативной этики выступает против теории справедливости, которая занимает важное место в рассмотрении деонтологических вопросов [7]. По его убеждению, принцип справедливости в современных условиях глобального мира должен обосновываться не исходя из практического подхода, а из необходимой конвергенции существующих картин мира с учетом совпадения моральных компонентов участников глобальных коммункиаций.

Специалисты в области массовой коммуникации в качестве основной проблемы видят отношения медиа, власти и общества на этапе его демократического развития и в контексте общечеловеческих демократических ценностей [8, с.127]. При этом, так же возникает вопрос «журналистского долга, обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некой системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в той или иной ситуации» [9, с.296].

Определенные общие профессиональные стандарты поведения журналистов объясняются универсализмом профессии. Это качество профессии рассматривает украинский медиаспециалист С. Квит, используя материалы английской и американской печати [10, с.94-98]. Массовость профессиональной журналистской деятельности роднит их с деятельностью врачей, юристов, рекламщиков, библиотекарей, пиарщиков, девизом которых может быть принцип «не навреди». Кроме того, авторы отмечают, что новые модели журналистских стандартов являются реакцией на угрозы современности и возникают из потребности обеспечения требований демократии и разнообразия и одновременно возвращают специалистов к главному вопросу о роли прессы в обществе и ее медиаторских функций [там же, с.102].

Несмотря на универсализм профессии пока еще не существует единого кодекса профессиональной этики журналиста в международном масштабе. Исключением можно считать рекомендации ЮНЕСКО относительно возросшей ответственности средств массовой информации и журналистов [11]. Разнообразие подходов к пониманию норм, правил и стандартов профессионального поведения журналистов поддерживают национальные Кодексы чести журналистов, работников телевидения радио и т.д. [см. там же]. Хотя, при ближайшем рассмотрении содержания основных положений четко прослеживается стремление приблизиться к поддержанию общечеловеческих ценностей и ответственности журналистов перед аудиторией.

***

Информатизация и глобализация современного общества открывают совершенно новые перспективы и необходимость научных разработок в сфере социально-коммуникационной этики.

Проблем в сфере коммуникационного взаимодействия, которых было достаточно и до настоящего времени, добавило быстрое развитие сети Интернет. Ситуация становится угрожающей, когда количество участников коммуникационного воздействия в виртуальном измерении практически совпадает с населением Земли (включая детей, умеющих пользоваться компьютером), за исключением тех, у кого нет доступа к сети Интернет и технических средств для этого.

Жизнь в сетевом обществе вынуждает людей практически постоянно находиться в системе функционирования различных коммуникационных каналов. Усложнение жизненной среды требует от современного человека (по сравнению с жизненной средой еще 20 лет назад) значительных усилий по выработке навыков самоорганизации и самоопределения относительно коммуникационных воздействий на его сознание.

Виртуальное общение требует определенных и не только технических навыков и понимания своих психологических состояний. Общении в сети как бы уравнивает собеседников, скрывает их достоинства и недостатки, социальное положение, физический образ. Это раскрепощает. Возникают жесткие морально-этические ограничения личного поведения общающихся. Но это же касается и коммуникаторов, преследующих свои конкретные цели через влияние на других людей. Контакт или связь в сети может быть прервана в любой момент. Этот акт коммуникативного действия осознанно или неосознанно становится реакцией на комфорт личности в сетевом пространстве.

Этика сетевых контактов представляет собой новое направление формирования теоретической и практической базы освоения новой социальной реальности, которая в ближайшей перспективе станет неотъемлемой дисциплиной профессиональной подготовки, в том числе и профессиональных коммуникаторов. Интернет-общение и коммуникация охватывает сегодня социальные сети, электронные издания, чаты и форумы, он-лайн игры, сегмент дистанционного образования, справочно-информационные службы, он-лайн магазины, блоги.

Вопросы, которые требуют этического осмысления, включают в себя информационную безопасность личности, интеллектуальной собственности и авторского права, а также соблюдение норм человеческого общения. Сложились определенные нормы общения и коммуникации в сети: правила чатов, электронной переписки, телеконференций и т.п. Все это составляет в настоящее время базовые элементы медиаграмотности и имеет непосредственное отношение к этическим аспектам образования и практической деятельности профессиональных коммуникаторов. От последних, по большому счету, зависит поддержание комфортной коммуникативной среды. 

Серьезные проблемы возникают относительно авторского права и интеллектуальной собственности в электронной среде. Подвергаются критическому переосмыслению многие понятия, которые значительный период времени сопровождали функционирование таких коммуникационных подсистем общества, как книгоиздательское дело, художественная литература, библиотечное дело, кинематограф [12]. Такие рассуждения можно дополнить высказывание о том, что «медиасообщество нуждается сегодня в четком понимании системы саморегуляции, неоспоримо» [13].

***

Коммуникационную этику стоит рассматривать в рамках профессиональной деонтологии. В данном контексте вопрос о деонтологии социально-коммуникационной сферы, коммуникационной этике не является простым и надуманным. Интересно, что вопросы деонтологии широко рассматриваются именно в таких сферах, в которых зависимость людей является объективной, ситуационно обусловленной. Прежде всего, речь идет о медицине и юриспруденции.

В медицине деонтология понимается как наука, которая регламентирует принципы поведение медицинского персонала, включает в себя сводку морально-этических норм и кодексов, которые использует персонал при взаимодействии с пациентами, в его интересах и с целью достижения максимальной полезности [14, с. 32]. Также автор не умаляет и важность личных качеств медицинского персонала, соблюдение им высоких норм общечеловеческой морали, соблюдения культуры профессионального общения, а также подчеркивает необходимость создания благоприятной, комфортной, гуманной атмосферы в медицинском учреждении.

Так же как и в медицине, в юриспруденции деонтология является устоявшимся направлением юридической науки и учебной дисциплиной. Как принято считать, она описывает систему знаний о нормах профессионального поведения юриста с клиентом и своими коллегами [15]. Существует понимание юридической деонтологии в узком смысле, как о науке применения общих норм морали в специфических условиях деятельности юристов и, в широком смысле – как о науке, которая анализирует психологические, политические, профессиональные, этические, эстетические требования к юристу [там же].

В широком смысле понимание деонтологии близко к деятельности в социально-коммуникационной сфере. В условиях роста влияния массовых коммуникаций в современном обществе так же значительно возрос интерес к изучению деонтологических аспектов деятельности журналистов. Подробный анализ возникновения, развития и современного состояния деонтологической проблематики в сфере журналистики приводит Винская Л.А. [13]. Автор отмечает, что актуальность этих проблем для журналистики отражается в публикациях, в основном со ссылками на сторонников теории социальной ответственности.

По нашему мнению, этические принципы деятельности профессиональных коммуникаторов должны быть представлены в нескольких уровнях. Самой общей частью, например, могут являться этические нормы западных профессиональных групп, разработанных на основе принципов, предложенных биомедицинским сообществом: 1 – автономность,  то есть самостоятельность, готовность взять на себя ответственность, принять независимое решение; 2 – не причинение вреда; 3 – справедливость, т.е. выполнение обязательств по отношению друг к другу; 4 – милосердие [16].

Общая часть этического кодекса профессиональных коммуникаторов должна соответствовать генетической природе этой деятельности связанной с формированием мировоззрения, мироощущения, коллективного сознания общества. Эта цель, которая проявляется в условиях интеграции системы социальных коммуникаций общества, которая в своем становлении прошла долгий путь развития от одноканальной системы до многоканальной мультимедийной системы трансляции социальных смыслов. Основой новой деонтологической концепции социально-коммуникационной деятельности в настоящее время является гуманизация общественного сознания. Одним из старейших социально-коммуникационных каналов, которые оказывали влияние на общественное мнение, являлись библиотеки. Культурно-гуманистические тенденции в деятельности библиотек, несмотря на периодические государственно-политические ограничения их деятельности, сохраняются и в настоящее время получают новое звучание.

Как пишет в своей статье А.В. Соколов содержание понятия «гуманизация библиотеки» 1989 году было раскрыто В.Р. Фирсовым: «Гуманизация предполагает: активное раскрытие культурного наследия, заключенного в фонде библиотеки; обоюдную заинтересованность библиотекаря и читателя в общении; создание благоприятных условий для контактов читателей между собой, оказание разнообразных услуг, которые будут способствовать выполнению первых трех из перечисленных задач» [17].

Следует отметить, что именно в библиотечной сфере, которая институализировалась раньше других социально-коммуникационных подсистем общества существует международные кодексы библиотечной этики. Этот вопрос комплексно исследовался российскими и украинскими библиотековедами [18, 19]. По мнению Трушиной И.А. повышение меры социальной ответственности библиотечного работника делает особо актуальным изучение различных сфер проявлений его социальных отношений. Этические отношения, в которые библиотекарь вступает с обществом, с посетителями библиотеки, со своими коллегами, начинают играть принципиально важную роль [19].

Авторы, занимающиеся этой проблемы, часто обвиняют Интернет в отрицательном влиянии на состояние общества, падении нравственности и обесцениванию моральных ценностей. Такой подход является основным источником формирования необходимости «распространения и утверждения в сфере журналистики деонтологических правил, кодексов профессиональной чести» [13].

Формирование единого коммуникационного пространства и общей сферы деятельности профессиональных коммуникаторов позволяют сформулировать следующие общие требования к их деятельности: определенной общности понимания ценностей и стратегических направлений развития общества; общепрофессиональных знаний о коммуникационном процессе; понимания роли и места коммуникационных институтов в социально-коммуникационной системе общества; взаимодействия коммуникационных институтов и профессиональных коммуникаторов в реализации гуманистической миссии; владения профессиональными технологиями, способами и формами представления, трансляции информации и знаний; особенностей влияния коммуникационных предметов на состояние индивидуальных и массовых коммуникатов (читателей, слушателей, зрителей); наличия социально значимой цели, опосредующей социальную миссию коммуникационных институтов. 

Межличностное общение представителей профессиональных коммуникаторов, которые работают в разных коммуникационных структурах общества, в настоящее время, не является нормой, а происходит спорадически в реальной практике удовлетворения информационных запросов потребителей и реализации коммуникационных целей заказчиков. А профессиональная этика в этом случае является одним из элементов сближения профессиональных коммуникаторов и должна стать базовым элементом профессионального образования в социально-коммуникационной сфере.

Все эти аспекты должны найти отражение в части этического кодекса профессиональных коммуникаторов относящихся к вопросам их межличностного взаимодействия как необходимого элемента выработки профессиональных навыков совместной работы, так и управления медиаструктурами и коммуникационными подсистемами и социально-коммуникационной системой общества в целом.

Опасения по поводу регулярных нарушений журналистами профессиональных стандартов, использования дегуманизирующих методик высказывает Л. Винская, отмечая, что это создает угрозы для духовного здоровья общества и для самих СМИ как достоверного источника информации и знаний [13]. На эту ситуацию обращают внимание и украинские ученые С. Квит, В.В. Ризун [8, 10]. Данная ситуация еще более усугубляется в условиях конкуренции традиционных и электронных коммуникаций.  

Специалисты в области журналистики, опираясь на международный опыт, рассматривают сферу массовых коммуникаций как сферу индустриального производства медиа-услуг [8, 20]. Они подробно анализируют масскоммуникационную индустрию с точки зрения производственного процесса, который подвергся технологической революции, результатом чего стало глобальное массмедийное производство [20]. Индустриализация массмедийного производства приводит к формированию медиакорпораций разного масштаба и, соответственно, к выработки корпоративной этик. Это так же можно считать одной из тенденций, которая говорит о необходимости созданий как общих так и специальных оснований этических кодексов профессиональных коммуникаторов. Тем более, что медиа-корпорации представляют собой диверсифицированное производство, производящее разную медиа-продукцию и услуги.

Все это создает серьезные условия для пристального изучения производственно-индустриальной коммуникационной деятельности, а также формирует необходимость учета этических норм делового общения в коммуникационных отраслях социальной коммуникационной системы.

Отличительной характеристикой современной коммуникационной деятельности является то, что ее нормы формируются непосредственно в процессе коммуникации. Подразумевается, что сама этика является производной коммуникационных отношений, которые складываются в условиях единого коммуникационного пространства, где участники коммуникации находятся в прямом контакте и взаимозависят от коммуникационного действия (будь-то передача или получение информации). Причем результат коммуникационного взаимодействия в значительной мере зависит от того, насколько участники коммуникации придерживаются установленных образцов, норм и правил.

Таким образом, вырисовывается объективная картина благоприятных условий для разработки единого этического кодекса профессиональных коммуникаторов, и складываются благоприятные социально-деятельностные условия для этого. В рамках содержательного поля коммуникативного кодекса, по нашему мнению, должны находиться: 1) общесистемные основания этических императивов коммуникационных профессионалов – этических универсалий; 2) профессионально специальные нормы и правила, отражающие специфику социально-коммуникационных каналов и подсистем; 3) специальные правила, нормы, требования, которые отражают специфику элементов коммуникационного процесса в их взаимодействии (имеется ввиду поведение на разных этапах коммуникационного процесса).

Теоретические разработки в области коммуникационной этики и деонтологии коммуникационной деятельности должны подкрепляться усилиями представителей практической сферы социальных коммуникаций: образования, социально-коммуникационных структур, представителей законодательной власти, управления социально-коммуникационной деятельностью.

Кроме того, создание условий комфортного дружественного коммуникационного пространства медиасферы должно подкрепляться внедрением программ медиаобразования на всех уровнях системы воспитания и образования, а также составлять обязательный элемент системы повышения квалификации кадров, в том числе и представителей профессиональных коммуникаторов.

Список литературы: 

1. Ильганаева В.А. Социальные коммуникации (теория, методология, деятельность): словарь – справочник. /В. А. Ильганаева – КП: «Городская типография», 2009. – 392 с.

2. Ільганаєва В. О. Теоретико-методологічний синтез соціальнокомунікаційного знання / В. О. Ільганаєва // Філософія спілкування: філософія, психологія, соціальна комунікація. – 2009. – № 2. – С. 96-101.

3. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2000 году. Реалии и прогнозы развития». Москва, МГУ, 2001 / Сост. Е.Е. Пронина. – М. «РИП-холдинг», 2002. – С. 117-130.

4. Мирошниченко А. Человек в мире Интернета: взаимопонимание, конфликт или сосуществование?[электронный ресурс]–Режим доступа.–URL: http: //www. relga. ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=3585&level1=main&level2=articles

5. Беляева Е.В. Коммуникативная этика и этика общения / Е.В. Беляева // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 29-31 марта 2012 г., Минск / редкол. : О. В. Терещенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/18040

6. Беляева Е.В. В поисках теоретических обоснований экологической этики / Е.В. Беляева // Экологический вестник. – 2008. – № 3(6). – С. 10-14.

7. Хабермас Ю. Этика дискурса: замечания к программе обоснования // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000. – 380с.

8. Різун В. В. Теорія масової комунікації: підручник/В. В. Різун. – К.: Просвіта, 2008. –260 с.

9. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. / Е.П. Прохоров. – М.: Изд.РИП-холдинг, 2001.– 296 с.

10. Квіт С.М. Масові комунікації. – К.: Вид. дім „Києво-Могилянська академія”, 2006. – 251 с.

11. Профессиональная этика журналиста – международные и российские акты [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.mediasprut. ru/info/ pravo/moral.shtml#prinzip

12. Біличенко О.Л. Художня література в інформаційно-комунікаційному просторі сучасності: Монографія / О. Л. Біличенко. – Слов’янск : СДПУ, 2012 – 351 с.

13. Винская Л.А. Деонтология журналистики: от Ломоносова до информационного общества ХХI века [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2296...

14. Прихода И.В., Рыбальченко А.А. Основы медицинской этики и деонтологии / И.В. Прихода, А.А. Рыбальченко // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту //зб.наук.праць за ред. проф. Єрмакова С.С. – Харків: ХДАДМ, 2009. – №8. – с. 130-132.

15. Скакун О.Ф., Овчаренко Н.Н. Юридическая деонтология. (Учебник). – Х.: Основа, 1999. – 304 с.

16. Beauchamp T.L. Methods and principles of biomedical ethics // J. Med. Ethics 2003/ - Vol. 29, Issue 5 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://jme.bmj. com/content/29/5/269.full

17. Соколов А. В. Зачем библиотеки информационному обществу? // А.В. Соколов / Информ. бюл. РБА. – 2012. – № 65. – С. 11–18.

18. Петрухно Ю.Є. Міжособистісна взаємодія в колективі як фактор інноваційного розвитку бібліотек: автореф. дис. ... канд. наук з соц. комунікацій: 27.00.03 / Ю. Є. Петрухно; Харк. держ. акад. культури. – Х., 2009. – 20 c.

19. Трушина И.А.  Кодексы библиотечной этики зарубежных стран: развитие и современные проблемы: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук, специальность 05.25.03 - библиотековедение, библиографоведение и книговедение: / И. А. Трушина – СПб., 2005. – 14 c.

20. Зернецька О. В. Глобальний розвиток систем масової комунікації іміжнародні відносини. – К.: Освіта, 1999. – 351 с.

________________________

© Моисеева Наталия Ивановна

Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum