Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Белый квадрат на черном фоне
(№15 [271] 10.11.2013)
Автор: Андрей Богоявленский
Андрей Богоявленский

Преподавать ПР в России – значит преподавать новорожденную латынь.

Причем, будущим строителям Вавилонской башни.

Вроде бы все просто, войти в аудиторию и сказать: «у Паблик Рилейшнз существует около 500 определений, сейчас мы их все и запишем».

Но почему–то все  делается не так.

Обычно, наши занятия по ПР начинаются с представления мифа. 

Мифа о Паблик Рилейшнз.

И содержание самого первого занятия как раз и состоит  в том, чтобы развенчать миф, а заодно и уточнить сразу, что же все-таки на самом деле представляют для нас  эти самые ПР. 

А что время зря тянуть?

 

Поэтому я предлагаю студентам на самом первом листе будущего конспекта написать: 

ПР – это:  

после отсчитать ровно десять строк

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

написать свою фамилию

 

Готово? 

Теперь нам остается лишь узнать, что такое Паблик Рилейшнз.

 

Для этого нужно просто заполнить оставленный промежуток  своими словами.

А потом, до поры до времени, и пользоваться этим определением, внося, иногда, все же некоторые уточнения. Свои уточнения, сделанные  по ходу лекций или, например, чтения книжки ПРо ПР.

Таким образом, мы вместе сразу вносим посильный вклад в коллекцию определений Паблик Рилейшнз, собирать которую начал еще доктор Рекс Харлоу.

А, между делом, пытаемся развенчать самый первый миф о том, что у ПР всего-навсего 472 определения. 

Мудрость гласит: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Говорят, академик Йоффе (тот самый, про которого пел Высоцкий и который любил коньяк и кофе) при встрече со своими первокурсниками объявлял: моя задача научить вас думать, а уж такую простую вещь, как ядерная физика – вы выучите сами.

Ну что за прелесть эта  На… ша ядерная физика! Все тут по полочкам: вот тут  атом трепыхается,  вот тут – правило буравчика.

Ядерная физика - она и в Африке ядерная физика.

Вот завалить бы Йоффе вопросами:

А вы пиар сыграть смогли бы?

А без буравчика? 

 

Постижение ПР подобно восхождению на высокую гору, когда по мере преодоления все более сложного участка маршрута постепенно открываются все новые и новые дали. Дали, уходящие в бесконечность.

При этом Паблик Рилейшнз обретает черты Коммунизма. Из старого анекдота про коммунистические горизонты. А у горизонта  есть особое свойство – по мере приближения он отдаляется...

Но мы-то восходим не на Пик Коммунизма, а на Гору ПР.

Постепенно мы учимся задавать все  более сложные вопросы – осматривать участок восхождения, на котором очутились, нанося на карту его причудливые очертания.

И все становится ясным.

Но  посмотришь вдаль – и  вновь захватывает дух, а вниз –  кружится голова.

И все становится на свои места.

 

Досадно только, что это восхождение на сверкающие вершины ПР-Горы мы совершаем только на лекциях и в книгах.

В действительности же наша гора (пока?) больше напоминает ухабы.

Раздолбанные ухабы вязких российских дорог.

На которых, обдавая грязью, друг друга  деловито суетятся  ушлые представители второй российской беды, развозя в своих навороченных заморских колымагах представителей второй древнейшей  профессии.

Пока они правят бал.

Но,  кто-то уже штурмует вершины. 

Они еще в самом начале пути...

А вдруг они уйдут за горизонт и увидят,

что на самом-то деле ПР стоит на трех китах,

а они – на большой черепахе, читающей Сэма Блэка?

Но пока, трудяги-студенты только картографируют самое подножье своей ПР- Горы, потея над конспектами, любовными записками, «мылами», рефератами,  «бомбами», учебниками, сообщениями ВК, байлайнерами, СМС-ками, отчетами, скачанными из интернета курсовыми, объяснительными в деканат…

Творя все новые и новые (старые и старые), словом  - современные жанры Паблик Рилейшнз. 

Такие, например, как вот эти студенческие  ПР – эссе:

 

 

НЕМНОГО ИЗ ЖИЗНИ ОДНОГО МАЛЬЧУГАНА

Белоснежный лист бумаги был настолько чист и светел, что от него слепило глаза. Точь-в-точь как мечты и надежды наивного мальчугана, только что сошедшего со школьной скамьи и ставшего на пороге самостоятельной жизни. Внимательным и восприимчивым ко всему новому взглядом он бегал по этому заветному листочку. Вверху крупными буквами было написано: «Воронежский Государственный Университет. Факультет журналистики», чуть ниже и более мелко: «Отделения: общая журналистика, реклама» (Ух, ты! Подумать только! Даже такая специальность есть!) и… а это что за странное название из двух букв?.. 

Ах, если бы знал тогда этот мальчуган, как много всего стоит за этими двумя буквами! Если бы ему кто-то хотя бы намекнул, сколько благодатной пищи скрывается за ними для его пытливого ума! Это уже позже, из разговоров со своими друзьями, поступившими таки на это таинственное отделение, да из лекций уважаемой г-жи Кургановой завеса над страшной тайной слегка приподнимется. Но только чуть-чуть, так, словно это кто-то случайно задел театральный занавес, и зрителям обнажился кусочек сцены. И хотя актеров на этой сцене еще нет, все равно это разжигает огромное любопытство и заставляет сильнее биться сердца тех, кто сидит в зрительном зале. 

Но даже этой маленькой щелочки достаточно, чтобы понять, насколько часто мы встречаемся с заветными P и R в нашей жизни. Да что там далеко ходить – возьмем хотя бы, к примеру, нашего абитуриента, внимательно читающего столь дорогой его сердцу листочек. Что такое связи с общественностью, он пока не знает, хотя всю свою недолгую жизнь только и делал, что занимался этим видом деятельности. Скажете, парадокс? Ничуть нет! Как же иначе, по-вашему,  как не PR, называется то, чем занимался, пожалуй, каждый из нас в возрасте, позволяющем беспрепятственные прогулки под стол, - а именно: позиционирование полезнейших свойств конфет и пряников в ущерб, ладно уж, столь же полезной, но менее вкусной манки? А как иначе, если не в качестве грамотного PR-специалиста, проявил себя наш мальчуган в возрасте 4-х лет, когда ему удалось убедить родителей, что у бабушки он будет чувствовать себя более комфортно, нежели в детском саду? Наш мальчуган взрослел, и вместе с тем приобретал все более прочные навыки PR-деятельности. Вот он очень тактично пытается возвысить достоинства и скрыть недостатки своего приятеля-хулигана Игорька в глазах своей матери, чтобы та не запрещала им общаться. Вот он той же самой маме пытается доказать предельную полезность посещений футбольных матчей. А вот, например, перед этой симпатичной девочкой в синенькой юбочке наш герой готов в лепешку расшибиться, лишь бы создать благоприятный образ… себя самого. Ну, и не без этого! 

И так всегда – на протяжении всей жизни, год за годом, от рождения до самой смерти. Да-да, я не ошибся – именно от рождения, ибо прежде, чем родиться, необходимо еще убедить Господа Бога в целесообразности своего появления на свет. А ведь это тоже PR! Тут-то впору возникнуть весьма понятному вопросу: почему же тогда, если все так просто, никто, даже почтенный г-н Б************ (между прочим, лучший в мире специалист по PR после Айви Ли), не может толком сказать, что же такое PR? Не потому ли, что за видимой простотой скрываются необъятные глубины? И не в том ли состоит гениальность самых видных исследователей PR, что они в отличие от прочих дилетантов, никогда не скажут: «PR – это … и только это»? Зачем рассказывать подслеповатому соседу об интерьере сцены на основе того кусочка, который виден через щель – не лучше ли дождаться, пока занавес откроется полностью? PR как вид человеческих отношений – явление, которое пронизывает всю нашу жизнь. Так можно ли поймать его за хвост, посадить в банку и приклеить ярлык? Наверное, нет, как нельзя этого сделать с любовью, ненавистью, дружбой и верой – такими же отношениями между людьми, как и PR…

…А тем временем к нашему мальчугану подошел какой-то знакомый старшекурсник и после деловитого приветствия, взглянув на знакомый нам листок, скривил рот в ехидной усмешке. «Дешевый PR», - сказал он тоном видавшего виды специалиста и, смачно сплюнув, торопливо пошел куда-то по своим важным делам.

 

Р. П. (3 курс)  

 

PR-РАЗ-ДВА-ТРИ

 

Сделайте шаг.

Просто шаг. 

Оторвите левую ногу от пола, поставьте на пятку и потом опустите всю стопу.

Рядом поставьте вторую ногу. 

Кто-то заметил, что вы что-то сделали? 

Если вы стоите на карауле, а за вами наблюдают, то, разумеется, зоркий глаз вашего движения не упустил. 

А если вы обычный человек, то никто на ваше действие и внимания-то не обратит, если вы, конечно, не косолапите отчаяннейшим образом.

А теперь сделайте те же самые шаги, только на счет «ча-ча-раз-два-три, ча-ча-раз-

два-три» красиво двигая бедрами и гордо держа  спину.

Вы танцуете ча-ча-ча, один из самых классных латиноамериканских танцев. 

Oпa!

Все оглянулись. 

Заинтересовались.

Подошли поближе. 

А вы, слыша ритмы латино, еще больше сливаетесь с музыкой. 

Кисти напряжены, пальчики как надо - вольта-шаг-зигзаг-раскрытие-кубинский брейк… 

В вас вселился дух ча-ча-ча. 

-  Нет, ну да посмотри вот это танец! 

-  Ё-мое, тоже так хочу! 

-  Ну, супер! –переговариваются все вокруг вас. 

А вы в упоении, в танцевальном угаре!

Но с чего все начиналось? 

С шага. 

Простого, маленького, незаметного, косолапенького и застенчивого шага. 

Жил он себе - поживал да мозолей на хозяйских пятках набивал. 

А потом... 

Стал ча-ча-ча, самбой, румбой, пасодоблем, гремящими на весь мир танцами. Как будто одна маленькая петелька была сделана, а потом чей-то умелый крючок взялся за дело и бац — на столе лежит невероятно красивая белоснежная кружевная салфетка. 

Так и танец...

Ну, да всё, вы оттанцевали.

Дело сделано, покорили всех, 

Или попали в Орловку, если стали танцевать прямо на улице, где-нибудь, скажем, перед Памятником Славы, или в 202 аудитории на паре у Андрея Евгеньевича Богоявленского. 

Ну да это неважно. 

Главное – станцевали, шаги сделаны. 

Тут вы меня спросите: а про PR – то где, что вы мне голову какими-то чачами-самбами заморочили? 

А замените-ка простенький слог «ча» па «пиар».

Получилось: «пиар-раз-два-три». 

Не так складно, верно? 

Ну да мы и не стихи сейчас пишем, а PR-эссе. 

Вот была у нас какая-нибудь фирма, шаг.

Страшненькая такая, обычная, никто про нее ничего не знал, да и не слышал. 

А пришёл умелый руководитель, нанял пиар-работника хорошего, и пошла фирмочка связями обзаводиться, филиалы открывать, постепенно известной становиться. 

Шагов больше и больше, все красивее они и красивее, все причудливей и причудливей, разнообразнее и разнообразнее. 

Все нашу фирму знают, контракты с ней заключают, прибыль получают. 

Учились-учились танцоры плясать, вот и награду на конкурсе получили. 

А был-то один маленький-маленький PR-шаг, серый, как мышка, а заблистал, и расцвел, как золотом засиял. 

Вот тебе и «пиар-раз-два-три»...

Ну а коли такое дело, то танцевать надо учиться, учиться кренделя выписывать, а

то сама (сам) себе на ноги наступишь и танца никакого не получится, только ножки болеть будут, чего доброго, придется в больницу обращаться. 

Научились и – «танцуют все»! 

PR-раз-два-три, PR-раз-два-три...

 

NN

 

 

ЧТО ТАКОЕ PR?

 

 «Мы — стратегия доверия, обеспечивающая консолидацию и причастность».

 

Манифест PR, 198б год

 

«РR являются, во-первых, манерой поведения, а, во-вторых, способом

информирования и коммуникации, направленным на установление и

поддержание доверительных взаимоотношений, основанных на взаимном

знании и взаимопонимании между группой, рассматриваемой в её разных

функциях и видах деятельности, и аудиториями, которые она затрагивает».

 

Определение PR от Люсьена Матра.

 

«Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха...» Что такое PR? Вот вам и здравствуйте. 

И что же папочке отвечать на такой вопрос? А ответить надо, потому что

авторитет в глазах «крохи» - вещь очень и очень хрупкая, один раз пошатнётся — потом,

глядишь, совсем может развалиться. И вопрос, казалось бы, прямой и чёткий — но всё же...

Сказать по правде, тут я могу только повторить Андрея Евгеньевича и честно

заявить — не знаю я, что такое PR. Внимательно слушал лекции на втором курсе, даже

казалось, что уловил суть — но суть эта на самом деле как раз на том уровне, который

толком и не объяснишь. Вроде того, как мы решаем, что плохо и что хорошо — то есть

решить в каждом конкретном случае можем моментально, а вот, поди, объясни своё

решение...

В сознании обычного русского человека PR — это то, что наши дорогие политики

устраивают перед выборами. То есть вся эта порой смешная, но в основном

отвратительная чехарда, когда «слуги народа» об этом самом народе вспоминают. Вот это

PR. Но после прочтения учебников понимаешь, что такой PR в сравнении с качественным

– примерно то же самое, что печка в избе «по-чёрному» в сравнении с системой климат-

контроля. 

Хотя и он, увы, имеет место быть, и при этом очень даже живуч.

В принципе, сегодня PR есть везде. Когда-то учёные рассуждали о возможности

существования параллельно с нашим миром невидимого мира эфира. Вот PR – это что-то

сродни невидимому эфиру, который мы постоянно на себе ощущаем, но зачастую даже об

этом не задумываемся. Ключевым понятием в PR везде и всюду выступает коммуникация.

Но ведь коммуникация, по сути, возникает уже там, где есть хотя бы два человека, между

которыми могут установиться какие-либо связи. В сущности, коммуникация – это

неотъемлемая часть нашей жизни.

По Люсьену Матра PR – способ информирования и коммуникации. Очень

напоминает рекламу или СМИ — там тоже есть и информирование, и коммуникация. Но,

как лично мне видится, есть здесь одно принципиальное отличие: PR подразумевает

коммуникацию если не совсем на равных, то с большим вниманием к отклику аудитории.

Это работа в первую очередь на сознание людей, тогда как реклама – это обращение к их

потребностям, а СМИ – передача информации, что, по сути, тоже потребность.

PR напоминают диалог – не обязательно в буквальном смысле, но его всегда

можно при желании отыскать и увидеть. Правда, диалог этот в большинстве случаев не

осознаётся аудиторией – настолько искусно он спрятан. Человек может участвовать в нём,

даже не подозревая о своём участии. Это настоящее искусство, уметь не только говорить,

но и слышать аудиторию. Примерно как лектору не только читать курс или отвечать на

вопросы студентов, но и замечать у них шпаргалки во время зачёта, которые они наивно

полагают невидимыми.

Вторым словом, которое везде и всюду в статьях и учебниках о PR попадалось мне

на глаза, было доверие. И, на мой взгляд, это понятие является даже более важным, если

не самым главным и определяющим. На доверии строится практически вся технология

PR, и это можно доказать.

Взять хотя бы «трёх китов», представленных на лекциях А.Е. Богоявленского – Имидж, Репутация, Образ. Конечно, больше остальных с доверием ассоциируется репутация — что справедливо. И доверие, и репутация приходят со временем. Человек или компания с безупречной (хотя бы внешне)репутацией смогут добиться очень многого. В чём-то это напоминает туго закрученную спираль, по которой медленно поднимаешься вверх — чем больше доверия получает твоя репутация, тем сильнее она становится, что опять же влечёт за собой ещё больше доверия.

Имидж... Ему можно либо доверять, либо не доверять. Задача PR-специалиста,

естественно, сделать так, чтобы имиджу доверяли. Здесь, кстати, реализуется принцип,

провозглашённый Айви Ли – говорить правду, но не по делу. Имидж и не подразумевает

реальных подвижек — это, если можно так сказать, внешний лоск, деловой костюм, и

обязательно – подобранный со вкусом, иначе все усилия по его созданию не будут стоить

ломаного гроша.

Образ – это ещё интереснее. Невольно приходит на ум ассоциация с уже упоминавшийся на лекции А.Е. Богоявленского значением этого слова в русском языке. 

Образ  –  Лик – Икона. 

Это – Вершина.

Но существует и иной  образ –  образ маленького идола, божка. 

Попробуйте разрушить его – сколько смятения будет у аудитории, сколько недоверия, растерянности и даже агрессии.

Далеко ходить за примером не придётся – вспомним смерть Сталина, и последующие за

тем первые годы хрущёвской «оттепели». Тогда советский народ был мало сказать, что

шокирован – вождь, почти полубог, отец народа — и вдруг с подачи нового вождя оказался убийцей, негодяем и тираном... Потрясение было настолько сильным, что после уже Брежнев и его команда, сколько ни бились, не смогли вернуть на прежний уровень культ вождя в СССР.

Подводя итог, что же такое PR? Если говорить образно, это диалог двух

доверяющих друг другу людей, которые не перебивают собеседника и внимательно

выслушивают сказанное им, но при этом один из них даже не подозревает, что во время

диалога он уже работает на своего собеседника. Сложное искусство, чем-то сродни

дипломатии или кораблевождению – умение обойти подводные камни, миновать штормы

и поймать в паруса попутный ветер, который, собственно, и не собирался изначально

тащить вас на своей спине в нужный вам порт.

 

А.М., 3 курс 

 

 

 

КТО ТАКОЙ ПАВЛИК РИЛЕЙШНЗ?

 

Позвольте представиться, Паблик Рилейшнз. 

Англоговорящие друзья называют меня просто Паб, а друзья из России — Павлик. 

Не буду распространяться о своем возрасте, скажу лишь, что был лично знаком с Гаем Юлием Цезарем, Вильямом Шекспиром и В.И. Лениным.

Цезарю я, помнится, подсказал девиз, прославивший его в веках: «Пришел, увидел, победил». «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры», – шепнул я однажды Шекспиру, и эта  фраза остается актуальной в наши дни. Сократу я когда-то давно сочинил слоган: «Учиться, учиться, учиться». А Владимир Ильич, недолго думая, позаимствовал идею и даже присвоил себе авторство.

В те далекие времена я был еще очень молод и неопытен, зато сейчас я – мужчина, ну, в полном расцвете сил! Хорошею с каждым днем.

Постоянного места жительства я не имею. Свободно кочую из уст в уста, с телеэкрана в радиоэфир, с обложки модного журнала на предвыборные щиты в центре города и вообще работаю круглосуточно.

Многие меня недолюбливают, некоторые искренне восхищаются, но и те и другие признают одно: без меня сейчас – никуда.

Злопыхатели иногда называют меня Черным. Скажу сразу: это все клевета! Я отнюдь не расист, но подобных оскорблений не потерплю. Я – Паб-космополит. И на этом точка.

Моя работа проста: я прихожу в голову пиарщику. Все зависит от момента моего появления, поэтому случаются порой и проколы. Например, заявился я однажды к этакому мыслителю во время посещения им места общественного пользования – и лозунг вышел... Ну, что вышло, то вышло:

- Ты мне нужен! – кричит с экрана устрашающего вида кандидат в милицейской форме и грозно тычет в зрителя пальцем. Видимо, наивные пиарщики посчитали еще один вариант старого плакатного лозунга «Ты записался в добровольцем?» весьма неожиданным и оригинальным ходом. А образ самого кандидата был призван просто-напросто напугать избирателей и заставить их проголосовать за страшного «дядьку в фуражке».

Очень люблю я всякие-разные мероприятия. Участвую в грандиозных шоу звезд эстрады, играю в бенефисах известных актеров, пою и подтанцовываю на концертах художественной самодеятельности. Зрители обычно остаются довольны, а мои клиенты получают желаемый результат.

Не сомневаюсь, что вы хотите знать побольше о моей личной жизни. Нет проблем! У меня есть подружка по имени Идея Рекламная. Признаюсь честно, я без нее и дня не могу прожить! Вы не представляете, какие мы вместе с ней кампании придумываем! Канны отдыхают.

Смейтесь, смейтесь, дорогие зрители! Значит, Пиар и Реклама – дурацкие? Плохие, да?

Мешаем, видите ли, любимый мыльный сериал или концерт смотреть, так? Хорошо. Сейчас я узнаю, прислушиваются потребители к нашим советам или нет.

- Бабушка, это Вы меня вчера недобрым словом поминали? Я даже икать начал. Вы, кажется, утверждали, что нет ничего лучше тазика и хозяйственного мыла? И что кандидат  Пыжов – настоящий козел? Почему же сегодня утром Ваше бельишко стиралось с новым «Мифом» в машинке популярной фирмы «Аристон», которые вам презентовал тот самый подлец-кандидат?

Бабуля что-то ворчит себе под нос, а я успокаиваю ее:

- Ну, зато Ваши руки теперь целы, а простыни пахнут морозной свежестью.

А вот и наша первая жертва. Навстречу мне идет юноша с бумажными наклейками на лице.

- Простите, молодой человек! Это Вы возмущались тем, что боевик прервали «отстойной» рекламой? А потом пошли в магазин и приобрели себе ту самую «отстойную» бритву «Mach-3», да? Вам же и брить еще нечего, кроме прыщей!

Паренек краснеет до самых ушей и спешит удалиться.

Но одна из моих любимых компаний – «Кока-Кола». В ней трудятся очень веселые и талантливые ребята. Однажды мы просидели с ними за стаканом... колы до самого утра.

Один рассказывал, как он встретился с НЛО, другой хвалился, как он покорял Альпы на сноуборде.

- А давайте, сделаем кампанию для таких, как вы! – предложил я. Так и получилась серия концептуальных роликов, которые всем пришлись по душе: «Кока-Кола» для меломанов, для романтиков, для сноубордистов, для нонконформистов...

Люблю работать со знатоками своего дела! После такого сотрудничества появляются

пиар-идеи, которые можно смело назвать произведениями искусства. Конечно, не все могут их оценить, но для профессионалов это наслаждение. Я так горжусь собой, когда слышу:

- Какая потрясающая идея!

- Смотрите, какой необычный ход!

- Да это же настоящее искусство, а не просто пиар!

Большей награды мне и не надо. Скромный я. Не меркантильный. Вот другим помочь материально – пиар-менеджерам, имиджмейкерам, медиа-пленнерам – это пожалуйста!

А чего мне еще нужно от жизни? Путешествую по континентам, проношусь над океанами, ищу и открываю новые таланты.

Значит, нужен я все-таки человечеству? Заблудится оно без меня в море лиц, фирм и предприятий, как без компаса или маяка. Я помогаю людям понять и осуществить их собственные желания, а мир вокруг них делаю комфортным и понятным.

Ну что, дорогие читатели, вы все еще не знаете, за кого голосовать на выборах, какую марку машины предпочесть и у вас неприятный запах изо рта?

Тогда я иду к вам!

 

А. З. 3 курс.

 

 

А ЧТО ТАКОЕ ПИАР?

 

-А что такое пиар?

-Ну, как тебе объяснить, это почти то же, что и реклама только круче, понимаешь? Ага, не понимаешь...

Уже полчаса я билась, пытаясь объяснить своей давней подруге кем я стану и в какой отрасли буду работать. Сложно, ох как же это сложно!

- Ну, видела депутатов, политиков – у них у каждого есть свой пиармен, который занимается их имиджем, продвижением его в массы как честного, умного, заботливого и т.д. Поэтому то, что ты видишь по телеку – это "продукт тщательной работы пиарщика", понимаешь?

- Чё-то смутно – сказала Анюта.

- Ну ладно давай попробуем по-другому. Вот, к примеру, возьмем тебя и Сергея! А?! 

- Меня и Сергея? – удивилась она.

- Ну да. Смотри. Помнишь, вы только начинали встречаться и все твои подруги думали, что он самолюбивый и жадный. А ты всем рассказывала, как он таскает тебя на руках, не отходит от тебя ни на шаг и цветами заваливает. Помнишь?

- Ну, помню и что? Это-то тут причем?

- А при всем! Ты была пиарменом своего любимого, так как пыталась доказать подругам, что он хороший! Поэтому перед очередным его приходом собирала целый табун девчонок, чтобы они все сами увидели его "доброе к тебе отношение".

Или вот еще. Зачем ты, к примеру, 100 раз напомнила ему  что у твоей мамы скоро день рождения и она просто без ума от лилий? И зачем так просила, чтобы он напялил на себя вместо его классных потертых джинсов и полосатого МЕХХ-овского свитера, костюм, который пылился в шкафу уже целую вечность,  вынул  в конце концов серьгу из уха и причесался хоть раз в жизни!???? 

- Ну-у-у... – протянула она.

- Давай лучше я скажу. Ты просто хотела, чтобы Сергей подарил твоей мамуле, вечно недовольной из-за ваших гулянок допоздна, букетик цветов и произвел на нее хорошее впечатление. Вот и все! И ведь удалось!!!  Поэтому уже на следующий день она разрешила гулять тебе с ним на час дольше и дала наказ обязательно зазвать его на чай. И что уж говорить о том, как ОТПИАРИЛА твоя умеющая хорошо приукрасить мамуля его перед вашими родственниками! (Что даже  давно с тобой не общающаяся гламурная старшая сестра позвонила тебе, чтобы расспросить о "галантном и представительном молодом человеке", которого ты непонятно, как и где отрыла!)

- Точно-точно, она после этого мне каждый божий день названивала!

- Теперь понятнее?

- Вроде да.

-Хорошо. Давай еще пример приведу: три месяца назад вы новую мебель купили и  твой папа с дядей пытались втащить  огромный диван в квартиру и никак не могли, а Сергей,  по твоей просьбе, помог. А после этой тяжелой процедуры твой папа пригласил его с вами поужинать и даже руку пожал, когда он уходить собрался. И ты, нечаянно, стоя у дверей  кухни, услышала, как отец назвал Сергея "своим в доску". А все почему? Да потому, что ты почти неделю говорила родителям, какой он хозяйственный, а потом и он "САМ" подтвердил это на практике. А помнишь, как твоя бабуля восхищалась тем, что остались еще добрые, понимающие люди! Помнишь, как ты на 3-и часа оставила его  вместе с ней и строго настрого приказала вести себя хорошо! И он смог выдержать даже ее тирады по поводу курения и мучающего ее радикулита!  И не смотря на то, что он терпеть не может всякие там цветочки, он все же принял в знак дружбы от твоей бабули полуметровый папоротник в горшке. Конечно это не потому, что ты его сильно ударила по ноге, когда он сказал, что предпочитает коноплю и таких дорогих подарков им не надо, а потому, что он, на самом деле, у тебя самый хороший и замечательный!

 

     Долго я еще приводила примеры. Ведь их на самом деле сотни и тысячи. Пиар повсюду и везде и даже в отношениях, как я уже показала выше... 

 

Ю. А. 3 курс.

 

 

ЭССЕ о PR

 

Когда нам задали написать про наше понимание PR, я задумалась. Моя пятнадцатилетняя сестра, «продвинутый», современный подросток очень удивилась, что я на третьем курсе не могу написать «какое-то сочинение». Увидев название темы, она сама немного задумалась: « Хотя, наверное, трудно написать про ПэРэ. Это, что какая то новая партия?». «Да-а-а, – подумала я про себя,- предвыборная гонка никого не обошла стороной никого».

«Нет, это не новая партия. Вот знаешь, такой анекдот: учительница спрашивает у учеников, в чем разница между ондатрой и крысой. Петенька  поднимает руку и отвечает: – Ондатра мягкая, пушистая и с маленьким хвостиком, а крыса противная и страшная.

- Нет, дети, – говорит учительница, – запомните, ондатра и крыса это одно и тоже. Просто у крысы PR хуже».

Моя Катя  ничего не поняла, но засмеялась, решила в очередной раз показать, что не лишена чувства юмора. И тут я поняла, как ей все объяснить:

- Кстати, у тебя с PR все отлично.

- У меня? – удивилась сестра.

- Да, понимаешь, это как в том анекдоте. Ты – ондатра, а твоя  Ленка – крыса.

- Она не крыса, она моя подруга, – обиделась Катя.

- Ну, что подруга это понятно. А теперь сама посмотри: Ленка ничем не хуже тебя, а может быть даже хуже. Вы вместе учитесь, ходите в музыкалку и занимаетесь в одной танцевальной группе. Но почему у тебя оценки лучше, друзей у тебя больше и звонят тебе одни мальчишки?

Меня прервал телефонный звонок, и  снова «мужской голос» попросил к телефону Катю.

- Ну и почему я такая замечательная? – спросила она, вернувшись с сияющей улыбкой.

- Потому что у тебя PR лучше. Сначала ты сама на каждом углу «кричала», что заняла первое место на конкурсе в музыкалке. Даже не забыла сказать об этом всем учителям. При этом ты, почему-то забывала упоминать, что это место ты разделила с Леной. 

А, когда вы с танцевальной группой ездите «по деревням России», то ты всем говоришь, что у тебя гастроли. Только Лена говорит, что едет в сельский клуб. Поэтому все, кроме родителей, и думают, что вы в разных группах. А, когда ты говоришь родителям, что тебе надо выучить роль к школьному спектаклю, и у тебя нет дел на разные домашние дела, я просто не могу удержаться от смеха. Родители, в очередной раз убеждаются, что их дочь талантлива, а ты просто играешь в массовке бессловесную роль в некрасовской «Снегурочке».  Учителя тоже убеждаются, что ты и так талантливый загруженный ребенок, и «закрытыми глазами» ставят тебе пятерки, там, где хватило бы и тройки.

Ты отлично себя позиционируешь, то есть создаешь и активно поддерживаешь свой положительный имидж. Все факты ты представляешь в более выгодном для себя свете. 

Твои подружки не знают, что ты терпеть не можешь школу и музыкалку, а одежду и косметику берешь у меня.

Зато Лена, которая готовиться к каждому занятию и обожает школу, всегда остается в твоей тени. Потому что не умеет себя проPRить. И в итоге ты «возвысилась над конкурентами» и о тебе создалось благоприятное общественное мнение. Вот все это и есть что-то типа PR.

- Наверное, я тоже пойду учиться на твою специальность, – сказала, подумав, Катя. – Хотя, нет. Поищу себе что-нибудь другое, ведь PRить я уже умею.  

 

Е. С. 3 курс

 

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? – PR

 

Человек – люди – общество. Мы живём в обществе. В постоянном окружении людей. Существовать в одиночку – трудно, да и зачем? И думаю, первым условием для существования общества является общение (обмен информацией), понимание друг друга. Но вот какая штука: это самое общение может происходить на разных уровнях. На уровне языка словесного, языка жестов, языка определённых знаков. И всё это – внешнее проявление. Это – видимо, зримо. Есть и «внутреннее» общение. На уровне интуиции, чувств. А есть общение на подсознательном уровне. Глубинная тонкая коммуникация. И, пожалуй, эта тонкая связь действует в условиях сложившихся, устоявшихся в недрах человека форм, образов, понятий жизни. 

Эти глубины – ядро – цельное, прочное, неподдающееся анализу собственного разума; завуалировано посылающего сигналы к неосознанным мыслям, действиям. А «мотивом» к последним могут выступать отдельные люди, способные, (подобно геологу, который находит редкие породы и изучает их особенности), проделывать то же самое с недрами сознания человека. Косвенным путём заставлять его делать, думать так, как того требует та или иная ситуация. И эти «заставляющие» люди, на мой взгляд, - философы, психологи, художники, «мифоисследователи»! А в общем, мастера проникать в «ядро», а затем строить в сознании других людей «сооружения» определённой конфигурации. После соединения многих таких сооружений получается огромный замок, по структуре своей воздушный, но действующий в реальном мире. И пока этот замок существует ( в рамках какой – то ситуации), определённая группа людей извлекает из этого выгоду.

Мы можем и не помышлять о сказочном замке в нашей голове, потому что фундаментом его служат ( как уже говорилось): закоренелые, архаичные представления нашего подсознания.

 Также, эти «замки»  объединяются в рамках нации. Получается общее национальное сознание (и подсознание). Оно учитывается и используется ПР-сотрудниками в создании различных акций, компаний, реклам…

 

Я иду по серой улице. Колючий ветер, голые ветви, скукоженные жёлтые листья «шепчут» мне на ухо наступление осени; внушают холод, рассказывают о предстоящих морозах. И я воспринимаю это с мурашками на коже. А может, там, наверху существует некий разум ( субстанция), который изучил наше ядро, фундамент и теперь рисует  в нашем сознании осень? Да всё может быть, кто его знает…

 

Г. К. 3 курс.

 

 

ПР НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

ПР не существует.

Все необходимые человечеству определения придумали до нас.

Но из-за желания внести весомый вклад в развитие человечества, мы все еще придумываем  что-то необычное, например, новое название велосипеду. А потом придумываем систему отличительных черт синего велосипеда от красного и пишем трактаты о принципиальном отличии синего Машиного велосипеда, от красного Сашиного. Занимаемся этим всю жизнь, потом получаем мировую известность, признание и денежную премию в довесок.

 

ПР не существует.

Существует только то, что можно определить. А если из 100 000 определений ни одно не является точным, полным и четким, то тут явно проблемы с определяемым понятием.

Кто может назвать дату образования, четкие этапы становления, выдающихся ученых и деятелей ПР?

Только не надо говорить, что сначала было колесо, потом все уже поняли, что это уже самокат, а сегодня решили обозвать синим Машиным велосипедом. Если ни одним способом определить ПР нельзя ( нельзя посмотреть, потрогать, доказать научными опытами или математическим способом) то, очевидно, что  их нет.

 

ПР не существует.

Мы живем в мире условностей. Большинство из них – общепринятые, но есть и локальные (узкоспециализированные или нераспространенные). Условность, образ, знак, обобщение – в этом наша жизнь. Нам надоела  старая знаковая система – придумываем новую. Например, было «общение» – стало «коммуникация», было «светло-зеленое» – стало «фисташковое», было «компания» – стало «корпорация».

 

ПР не существует.

Я – руководитель  крупной фирмы, главный офис которой находится  в огромном здании, где кроме нас – много других фирм.

Каждое утро поднимаясь к себе в офис, я дружелюбно приветствую своих коллег,  интересуюсь их   делами  - ведь большинство сотрудников мне хорошо знакомы.

Я хорошо одет, и со мной приятно общаться, и это - без лишней скромности. На утренней планерке, собрав всех своих работников, я говорю о наших успехах и неудачах, целях и достижениях и желаю всем хорошего дня.

Я слежу, чтобы все мои работники хорошо выглядели, были доброжелательны в общении с коллегами и с клиентами, заботились о росте компании – ведь от этого зависит и их личный рост.

Днем я, как уважаемый в городе человек, участвую в важном семинаре, выступаю перед публикой, даю интервью на ТВ.  

Довольно часто  о нашей кампании пишут различные издания – мы постоянно напоминаем о себе: занимаемся благотворительностью, устраиваем корпоративные праздники на которых всегда весело, интересно и много гостей.

 В честь 60-летия Победы мы решили подарить ветерану компании квартиру, чем вызвали интерес СМИ и положительные отклики общественности. Я делаю все это изо дня в день, потому что люблю свою компанию, ценю своих подчиненных  и хочу, чтобы наша жизнь стала лучше.

 

Для меня ПР не существует.

Ко мне приходит человек и говорит, что отныне моими ежедневными делами (в некоторой степени) будет заниматься он, а я буду просто платить ему треть ежемесячного дохода фирмы. Говорит, что это не прихоть, а должность, необходимая для развития фирмы. И глобальная разница между нами в том, что он знает и понимает  что такое ПР, а я – нет.

 

ПР не существует.

Этого человека в моей фирме тоже не существует. Единственно, что существует – тонны денег, созданных на воздухе посредством ПР. 

Потому, что ПР -  это лохотрон.

Хотя… 

Нет. Воздухом мы дышим. В лохотрон - проигрываем, а здесь просто

отдаем деньги, считаем себя модными и слепо верим в то, что две буквы кардинально изменят нашу жизнь. 

 

Я не обманываю себя. 

Я говорю - ПР не существует.

 

Г. К. 4 курс ОЗО 

 

 

 

КОТ ЛЕОПОЛЬД РИЛЕЙШНЗ.

 

-Катя, Къесная! Мама, Къесная пгисла с габоты!

- Привет, Персефончик, Встречаешь крестную, умница. Дай поцелую тебя.

-Ты устала, пгисла с габоты, да, Къесная. Малыш потащил сумку любимой

крестной к ней в спальню, приговаривая: «Я помогу тебе, помогу, ты зе с

габоты пгисла, устала»

- Я из Универа, милый. Учиться ходила.

-А мы сегодня пойдем пагавозики смотгеть? И Валету с собой возьмем,

пгавда?

-Нет, Персефочик. Сегодня мы никуда не пойдем, я буду уроки делать.

Про себя я подумала: «Кошмар, мне столько учить к экзамену по стилистике, тут еще Богоявленский»: «Вам необходимо написать эссе. Поразмышляйте, что такое PR, как вы сами понимаете эти две буквы?» Петрунь, на выходных пойдем смотреть поезда...

 

Думала, думала, не надумала ничего. Ну да есть у меня свое понимание PR

как рода деятельности, PR как системы способов убеждения,

информирования. PR в целом- общение между людьми, способствующее налаживанию доверительных отношений, предотвращающее конфликты. Но все же мои попытки систематизировать свои представления о PR ограничены, как не крути я пытаюсь объяснить понимание паблик рилейшнз с точки зрения научной дисциплины, даю более или менее точные определения, также как сестра дает определение биологии - «биология — это наука о живых организмах, их взаимодействии и ...» Надо же PR — это тоже наука о живых организмах и их взаимодействии и влиянии друг на друга. И, что теперь? Но, ведь в голову никому не приходит сравнивать паблик рилейшенз с биологией. Естественно понятно, что коммуникативный процесс, а вернее его результат будет во многом зависеть от определенных биологических характеристик

общающихся людей, нет, так можно залезть вообще в дебри. Легко провести параллель, основываясь на таких суждениях, с любой наукой: психологией, политологией, философией, культурологией и др. вывод сам по себе напрашивается: PR — это всеобъемлющая сфера, нет', не сфера — понятие.

Тысячи ученых бьются над вопросом: «Что такое «Связи с

общественностью»? или Что такое PR Что такое паблик рилейшнз?»-

пытаются объяснить самим себе и внушить свое премудрое «толкование»

бедным студентам. А я за один вечер поняла PR — это совокупность и

взаимосвязь всех наук.... Такого глупого определения чего-либо я еще не

слышала. Завтра Богоявленский посмотрит на меня сочувствующими глазами и подумает: «Не все справляются студенты с моим заданием, но это особый случай. Интересно, как она очутилась на ЖУРФАКЕ?»

-Къесная, ключи мне мультик пго Липольда, позалуста — звонкий детский

голос оторвал меня от бессмысленного занятия.

-Какой мультик хочешь, про кота Леопольда? Пойдем Персефончик, включу

тебе мультфильм. Тут меня осенило — ребенок просит посмотреть

мультфильм о кошке и мышах, что...? Петрушкин, тебе нравится этот

мультик, а почему?

-Кот Липольд — добгый кот, мысы его обизают, а он их пгосяет: «Давайте

зить дгужно! — он пгосит мысей не дгаться, не гугаться. А я не буду дгаться, и кот будет со мной дгузить и ты сказес, што я хогоший. А мысы балуются пгосто они есе маленькие, но будут больсые и будут тозе дгузить дгуг с дгугом, правда, къесная? Все, тихо насинается...

-Молодец! — подумала я, тебе еще нет трех лет, а ты уже знаешь, что такое хорошо и что такое плохо. Хорошие мультики раньше делали, детей добру учили...

Я поняла: кот Леопольд своего рода PR-мен, он с экрана телевизора не

выражаясь заумными словами, улыбаясь приветливо, смог найти подход к

совсем еще маленькой личности доступно объяснил как же надо общаться,

как нужно дружить. На ребенка никто не давил воспитательными фразами, а он довольный принимает глобальные тезисы философии и идентифицирует их со своей личностью. Вот в чем состоит суть PR найти способы, методы подачи эксклюзивной, необходимой для данного человека информации, при этом, не раздражая его настойчивостью и принципиальностью, убеждение должно быть не навязчивым, наоборот интригующим, увлекательным и способствующим развитию интереса у данной личности к определенному объекту. Звучит заумно! На примере оказалось все гораздо проще.

Невозможно дать определение этому простому сочетанию двух букв (PR)-

слишком глубокий смысл, слишком трудный шифр.

 

Петрушкин, пошли смотреть на «пагавозики»!

 

NN

 

ЧТО ТАКОЕ ПР?

(Пометки Рекламиста)

 

Предприятие разваливается?

Проводим ребрендинг!

Продумываем развитие,

Прикидываем расклад,

Пинаем руководителей.

Полмесяца ругаемся—

Получаем разрешение.

Поспрашивать респондентов!

Почувствовали резонанс?

Подбираем ракурс.

Принимаем решение!

Придумываем рекламу.

Придумали! Раскручиваем!

Пресс-релизы разослатьlll

Пресса + радио

(Положительные россказни)

Празднуем? .. Рано!

Повторить с респондентами.

Почувствовали разницу?

Продажи растут,

Продукт расходится.

Прекрасно! Работает!

Продолжаем разговор.

Подбираем ресторан,

Приглашаем репортеров,

Поим и рекламируемся'

Пусть разглашают,

После расплатимся

(Призы разыгрываем,

Прочие радости...)

Пасём реальность!!!

Прослушиваем радио,

Пролистываем рецензии,

Посещаем редакции.

Поддерживаем ритм!

Постоянно — реклама,

Положительная репутация.

Поощряем работников.

Промахи — ретушируем,

Превозносим рекорды.

Публика рукоплещет!

Повторить с респондента

Подсчитать результаты

Плюнуть, растереть,

Поехать расслабиться!

 

 Н.  Г. V  курс  ОЗО

 

PR-СУПЧИК.

 

Вы голодны (есть потребность в продвижении товара)? 

Загляните в холодильник (маркетинговые коммуникации), там Вы найдёте много вкусненького (реклама, директ-маркетинг, PR, sales promotion и т. д.). Можете долго думать, что бы такое съесть, но в конечном итоге есть 2 выхода из этой ситуации:

а) Быстро, дешево, но сердито (рекламная кампания). 

Вы можете быстренько приготовить себе бутерброд (рекламу). Но питаться всухомятку долго не сможете – у Вас заболит желудок (упадет спрос на Ваш продукт).

b) Но есть второй способ избавления от голода! 

Попробуйте наше новое блюдо — супчик (PR). 

Вначале нужно сварить бульон. 

Потребуется:

500 мл воды (идеи)

1 кг мяса (новый продукт).

Пока варится бульон, нужно приготовить картофель (news). Для этого необходимо его очистить и порезать, потом бросить в бульон, и варить на медленном огне.

И вот основа супа готова (начало PR кампании)!

После этого добавить вермишель (креатив) и специи (юмор, эротика), довести до готовности.

Теперь важно -  найти красивую супницу (СМИ), и перелить супчик (PR) в нее. 

Посыпать зеленью (вежливость) и добавить сметанки (любезность).

СУПЧИК ГОТОВ (PR кампания готова)!!!!

Конечно, на приготовление супчика (PR) Вы потратите намного больше времени, чем на приготовление бутерброда (рекламы), но Ваш желудок (спрос) будет Вам очень благодарен!

Надеемся, после того, как Вы попробуете наш супчик (PR), Вы забудете о

сухомятке (рекламе)!

 

Приятного аппетита! 

 

С данным рецептом Вас ознакомила студентка ИММиФ

314 гр. Е.А. 

ПР: профессия из двух букв

 

Когда я впервые приехала домой после двух лет, проведенных в России, мне

пришлось рассказать бабушке, чем же ее внучка занималась в далекой холодной стране. Пожилая женщина  долго приставала ко мне с расспросами о том, какую профессию я осваивала вместо того, чтобы просто выйти замуж на родине. Я была несколько смущена такой постановкой вопроса, но ответила, что изучала ПР. Бабушка искренне удивилась: «Что за ПР? Твой брат — будущий инженер, а сестра учится на бухгалтера. Эти специальности общеизвестны и понятны. Неужели ты уехала в такую далекую страну только для того, чтобы освоить странную профессию из двух букв?»

Я долго думала, как объяснить бабушке, что же эти две буквы означают на самом деле. И, наконец, ответила: «Ну, во-первых, бабуля, ПР — всего лишь аббревиатура, за которой скрывается очевидная польза для общества». На что бабушка резонно заметила, что не понимает, о какой, собственно, пользе идет речь. И тут стало  понятно, что все пришедшие мне в голову научные определения ПР в данной ситуации просто бесполезны.

Но как же все-таки объяснить бабушке  суть  моей будущей профессии?

И тут я нашла выход: 

- Помнишь, бабуля, как в прошлом году в нашу деревню приехали городские

чиновники, чтобы убедить сельчан сохранить оставшийся запас зерна? А за

ними явились бизнесмены, которые обещали за него большие деньги?

- Конечно, помню. Тогда сельчане разошлись во мнении. Одни решили

следовать нашей патриархальной традиции сохранения запасов, другие

хотели все же кое-что продать. Например, моя соседка купила себе

велосипед. Я уже тоже была готова продать свои запасы, как вдруг

появились чиновники.

На собрании мы долго обсуждали цену на зерно в городе, спорили о том,

сеять ли его в следующем сезоне или нет, о традициях хранения зернового

запаса в деревне...

В конце концов, чиновники посоветовали все же не полагаться полностью на

помощь государства с зерном, так как наше явно превосходит его в качестве.

К тому же это ведь явная экономия на удобрениях...

Что ж, подумала я тогда, моя семья никогда не голодала. Поэтому, как и

всегда, я лучше подумаю не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем. И оставила зерно при себе...

 Бабушка, похоже, была настроена посвятить меня во все детали деревенских новостей, но я решила ее осторожно  прервать: 

- Вот это и есть кризисный ПР!

- Да что это такое  ты, внучка, говоришь, - изумилась пожилая женщина, -

не было там этих двух букв, мы просто сами решили, как лучше распорядиться нашим урожаем…

- Видишь ли, бабуля; деревня — это как бы  маленькое государство, с

которым правительству приходится работать, пожалуй, также, как и с любым иностранным.

В данном случае возникла проблема с обеспечением будущего урожая.

Несмотря на ее общий, «правительственный» масштаб, решать ее

приходилось на местном уровне. Эта проблема волновала как местные, так и правительственные власти. В конце концов, благодаря диалогу было найдено взаимопонимание. Власти не стали просто заставлять деревню прекращать продажи зерновых запасов, но предоставили им информацию о реальных ценах на городском рынке, обрисовали возможные последствия продаж, предоставили возможность продавать излишки государственным

предприятиям. Эти контакты позволили нейтрализовать вероятные

противоречия между правительством и местным населением.

К тому же деревенским жителям была приятно почувствовать заботу властей.

Вот тебе, бабуля, и пример действия ПР. А именно были поддержаны

взаимовыгодные отношения и гармония в обществе.

Разве это не полезная работа, по-твоему?

- А как же! Ну что ж, тогда ты молодец, что поехала в далекую страну изучать эти буквы, улыбнулась мне бабуля.

Мбула Чисофу Беттою (Замбия) 4 курс 

 

СКАЗКА ПРО PR

 

Почему сказка? 

Да потому что этот жанр уж точно знаком каждому из нас,

потому что учимся мы на сказках, потому что «сказка ложь, да в ней намек».

Встретились однажды в стране Журфакии Журналистика, Реклама и PR. И

стали они обсуждать, кто же из них главнее. 

Журналистика говорит: «Я самая взрослая. Моя профессия вторая древнейшая. Я круче». На что PR ей отвечает: «А вот Богоявленский считает, что любой текст, достигший PR цели – это PR-текст, в том числе и все журналистские материалы, так что ты просто моя частичка» (а сама подумала,  не убедительно, конечно, но тоже аргумент, все-таки мнение преподавателя). Но реклама тут как тут: «Зато мои способы воздействия самые эффективные!». PR: «А манипулировать –нехорошо!».

Реклама: «Да кто бы говорил!!». PR: «Мое воздействие сказывается положительно на всех участников процесса!!!».

Не найдя правды между собой, решили они отправиться в странствие

по необъятной стране Универляндии. Первой на пути оказалась старая бабушка История. Путешественники к ней с вопросом: «Как думаешь, кто из нас главный?». Та смерила их подслеповатым взглядом, да и молвила: «Странные вы какие-то ребята, вся ваша жизнь складывается из моих событий, я объединяю в себе всё и всех. Только я знаю мельчайшие подробности о таких людях, как Петр I, Екатерина II. О вас тут и речи нет». «Погоди, погоди, – торопливо засуетились PR. – Есть тут у меня одна вещичка...» И достает коробочку, а в ней разработанный план мероприятий по PR-«продвижению» Петра I –  тут и его Окно в Европу, и отрубленные бороды, и прочие приключения. «Раз уж это твое –  то и забирай», – сказали PR и отдали коробочку  Истории.

Следующей повстречали они видную даму Экономику. И к ней с тем же

вопросом. А она как давай рассказывать про всех своих экономистов Адамов Смитов, да Марксов и Энгельсов, как давай грузить про все свои школы и течения. Но у PR и для Экономики  подарочек нашелся – шкатулочка с рыночной теорией господина Гайдара.

По доброте душевной отдали ей, то, что так тщательно хранили от людей,  да и двинулись снова в путь.

Добрались, наконец, до лесочка зеленого и присели передохнуть у голубого

озерца. Услышали веселую песенку, а вскоре и исполнителя увидели –красавицу Экологию. Рассказала она путешественникам обо всех своих заботах и хлопотах, ну и похвалиться не забыла тем, что без нее и ее программ не дышали бы они уже чистым лесным воздухом и не купались бы в голубом озере. Тогда достали PR   коробок со всеми ее «оздоровительными» программами и подарили Экологии – верно для нее это сокровище берегли.

Не успели они с красавицей распрощаться, как тут же повстречали чопорную даму Геометрию. Ну, та женщина солидная, все у нее рассчитано, все продуманно, но не сдержалась. Жуть как хвасталась своими учеными, на весь мир они знамениты, не забыла упомянуть и Пифагора. «А это тот, у кого штаны во все стороны равны! — радостно закричали PR. – Как же, как же – знаем! Да и сами мы, честно сказать, по его теореме не одни брюки сшили. Для имиджа нашей науки. 

Придется, Геометрия, и тебе коробочку отдать».

Долго еще путешествовали наши странники, многих встречали на своем пути, со всеми общались и для всех у PR подарки находились. 

Да вот беда – никто так и не смог разрешить их спор: кто же все-таки главнее. Даже физические и химические опыты не помогли и линейка логарифмическая. 

Вот только PR, раздавая свои сокровища, с каждым днем становились все меньше и меньше, и однажды совсем их не стало.

Поплакали Журналистика с Рекламой, да делать нечего – решили одни домой возвращаться.

Приходят, а PR уж тут как тут. 

Сидят себе, и коробочку новую рассматривает. 

Молвят PR:  «Раздарить-то мы себя раздарили, только за время нашего путешествия новые PR подросли, так что не собираемся мы исчезать никогда!»

И исчезли.

Будто и не было их вовсе.

Вот только коробочка осталась.

«Может, и правда не исчезнет, – решила Реклама, подозрительно посмотрев на забытую вещь – А может, и нет PR вовсе, так, только Миф с коробочкой, а в коробке той – кусочки всего на свете». 

«Ты права!» – мельком бросила вышедшая покурить Философия. 

Но тут же Журналистика, глубокомысленно взглянув на оставленный предмет, добавила «То ли PR во всем, что нас окружает, то ли все земное в PR».

«И ты права», – сказала Философия и небрежно бросила бычок в коробочку РR.

 

И еще одно определение – на сей раз визуализированное. 

Студентка ВФ МГЭИ Ю. Ш. представила ПР в виде белого квадрате на черном фоне. 

И тут есть над чем подумать

Можно ведь рассуждать таким образом: Белый квадрат символизирует ПР, а оттеняющий изображение черный фон – черный ПР. И задача моих учеников – будущих ПР специалистов – сделать так, чтобы расширять пространство белого квадрата, превращая полоску черного фона в едва заметную линию.

А можно определить белое пространство просто как территорию непознанного, новую страну, которую только следует открыть…

 

Вот такие размышления о времени и о ПР.

Пониманию логики Паблик Рилейшнз всегда предшествует понимание отсутствия общей логики определений этого феномена. 

Первым делом выясняется, что все вокруг знают, что такое  «пиар», однако никто толком не может сказать, что такое Паблик Рилейшнз.

Нет внятных дефиниций «связей с общественностью», но уже есть такая специальность. 

Неформальная логика характерна и для ПРеподавания ПРедмета, который никто толком не может оПРеделить.

Впрочем, бывает и так, что ПР преподают теоретические практики, которые знают ПРо ПР все.

Это досадно.

Ведь только по мере приближения к тайне ПР, мы постепенно начинаем понимать, что знаем о Паблик Рилейшнз все меньше и меньше, а все наши знания неумолимо стремятся к нулю.

Надеюсь, что, в конце концов, и мои студенты будут все-таки готовы скромно признаться в том, что «я знаю, что ничего не знаю!»

О ПР - вообще.

Но при этом многое будут знать о ПР - в частности.

Профессиональной частности.

Но пока моим ученикам еще только предстоит ответить на вопрос об особенностях ПР горизонта. 

А вдруг, он вертикальный?

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum