Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
Интернет-активность как обязанность ученого
(№6 [279] 22.05.2014)
Автор: Михаил Горбунов-Посадов
Михаил Горбунов-Посадов

      Ситуация, сложившаяся сегодня в российском научном интернете, вызывает серьезную озабоченность. Подавляющее большинство научных журналов не имеет общедоступных полнотекстовых интернет-версий. Интернет-активность ученого не рассматривается как необходимый компонент при его аттестации. Государственные фонды поддержки науки не ориентируют своих грантополучателей на размещение результатов работ в свободном доступе. Недопустимо мало сайтов, популяризирующих науку, служащих привлечению молодежи. 

 

1. Сопротивление "бумажных" изданий

Деятельность ученого можно схематично представить как многократное повторение цикла "проведение исследования — публикация результатов". Сравнительно быстро потребность в публикации из осознанной необходимости превращается в своего рода условный рефлекс, благодаря чему, к счастью, чрезвычайно редки ситуации, когда ученый в какой-то момент отчаянно взмахивает руками, восклицая "Ах, как же это я забыл опубликовать одно из важнейших своих достижений!". Этот рефлекс энергично закрепляется сложившимися в научной среде механизмами карьерного роста, где немалую роль обычно играет количество опубликованных трудов.

До недавнего времени рефлекс публикации результатов исправно работал во благо науки, обслуживая регулярный обмен идеями между исследователями. Однако сейчас, как это ни парадоксально, он сплошь и рядом начинает превращаться в преграду, встающую на пути от публикующего результат ученого к потребителям этого результата.

Для научного сообщества основным средством получения информации постепенно становится интернет. Несмотря на это более или менее очевидное для всех наблюдение, львиная доля научных результатов до сих пор продолжает публиковаться исключительно в традиционных "бумажных" изданиях, не доходя до широкого читателя, безуспешно надеющегося получать из интернета интересующие его свежие сведения. Ученые по старинке несут свои статьи "бумажному" издателю, не замечая того, что он все явственнее приобретает черты паразита, эксплуатирующего их рефлекторные потребности, предлагая вместо реальной общедоступной публикации некий суррогат, создающий лишь иллюзию исполненного долга перед своими собратьями по цеху.

На самом же деле сегодня, как правило, "бумага" объективно препятствует ознакомлению с полученным научным результатом массового читателя. Беда прежде всего в том, что автор, опубликовав свои результаты на бумаге, преждевременно успокаивается и не доносит их до интернета. Но даже осознав необходимость интернет-публикации, автор нередко неожиданно для себя обнаруживает, что сделать это он не вправе. Ведь многие издательства и журналы насильственно запрещают размещать в интернете опубликованные у них произведения. В таком случае мы имеем все основания говорить о вреде бумажной публикации, из-за произвола издателя не получающей необходимой массовому читателю интернет-проекции.

В то же время сами издатели прекрасно осведомлены о могуществе интернета и широко им пользуются: все крупные издательства имеют сайты с завлекающими аннотациями их продукции, малотиражные издания в России существуют только благодаря интернет-магазинам. Но интересы коммерции (зачастую неверно истолкованные) заставляют "бумажного" издателя выстраивать стену перед интернет-читателем. Кроме того, многие "бумажные" научные периодические издания подспудно чувствуют неотвратимо приближающуюся кончину и в силу этого, естественно, конвульсивно пытаются обескровить своего могильщика — интернет.

2. Публикация в интернете как новый жанр

Общедоступность — не единственное и, возможно, не самое важное достоинство интернет-публикации, позволяющее ей сейчас уверенно претендовать на роль основного средства донесения идей ученого до потребителя. Тут уместно говорить о возникновении нового жанра, открывающего невиданные ранее возможности для публикации научных результатов.

Интернет предлагает новые, несоизмеримо более продуктивные формы донесения информации до читателя, взаимодействия с читателем. Прежде всего, интернет позволяет автору непрерывно развивать, дополнять и совершенствовать свою публикацию. Статья или книга в интернете становится живым, каждодневно улучшаемым проектом, аналогом динамичного интернет-портала в несколько уменьшенном масштабе. Публикация, разумеется, атрибутируется электронным адресом автора, благодаря чему легко завязывается переписка с читателями. Другая форма взаимодействия с посетителями сайта публикации — электронный форум, где каждый вправе разместить для общего сведения любые соображения, возникшие у него при прочтении работы.

Еще одна важная форма взаимодействия — подписка. Посетитель сайта публикации может оставить там свой электронный адрес, в результате чего он начинает автоматически получать электронные извещения о всех важных событиях, происходящих в заинтересовавшем его направлении исследований. Подписка выводит интернет-публикацию на совершенно новый, недостижимый для "бумаги" уровень оперативности. Если от момента подготовки бумажного материала до выхода из печати журнала или книги обычно проходят долгие месяцы, то электронный подписчик получает письмо о состоявшемся новом научном результате тут же, в течение нескольких секунд.

Иначе говоря, если для "нетленки" по классификации Стругацких (творения, обессмертившего в веках имя своего автора и мерно сияющего в своем застывшем совершенстве) еще может в какой-то мере подойти бумажная форма, то при публикации "эпохалки" (произведения, отражающего веяния эпохи и, следовательно, нуждающегося в определенной коррекции при их изменении) обращение к интернету честного исследователя сейчас уже практически предопределено. Недалек час, когда отношение научного сообщества к автору, пренебрегшему размещением своего произведения в интернете или не заботящемуся о его постоянном обновлении и совершенствовании, станет сродни отношению в гражданском обществе к матери, отказавшейся от своего новорожденного ребенка.

В интернете автор полностью контролирует не только содержание, но и форму подачи своего материала, не будучи связан скучными ограничениями полиграфии. В его распоряжении весь спектр возможностей мультимедиа: цвет, звук, видео, анимация, интерактивная компьютерная графика и др. Применение гиперссылок формирует существенно более комфортную среду чтения. Например, по ссылке в тексте статьи читатель за доли секунды попадает на ее расшифровку в пристатейном библиографическом списке и далее, вообще говоря, за те же доли секунды — на сам цитируемый источник (разумеется, при условии, что он также размещен в интернете). Прямо в тексте можно поместить интерактивные панели, позволяющие читателю тут же заказывать и получать результаты произвольных вычислений, извлекать заинтересовавшие его данные из массивов информации практически неограниченного объема и др.

И всего этого несметного богатства современный автор систематически лишает себя, раз за разом отдавая предпочтение уходящей в прошлое бумаге.

3. Жизненный цикл научной публикации

Мир научных публикаций все явственнее приобретает вебоцентрические черты (рис. 1).

 

Рис. 1.  Жизненный цикл научной публикации

Онлайновое представление становится центральным звеном публикационной деятельности ученого. С него начинается жизненный цикл публикации: поставив последнюю точку, автор спешит прежде всего разместить работу на общедоступном сайте, где спустя секунды с ней смогут познакомиться заинтересованные коллеги.

Редактирование. Над онлайновым представлением ученый постоянно работает, исправляя, дополняя, обновляя и совершенствуя. Тем самым онлайновый, т. е. самый массовый читатель всегда имеет дело только со свежим материалом.

Обсуждение. Как уже упоминалось, онлайновое представление публикации обычно сопровождается форумом, где каждый читатель может высказать свои мысли, навеянные только что прочитанным. Автор материала становится модератором и самым заинтересованным читателем такого форума. Кроме того, онлайновое представление атрибутируется электронным почтовым адресом автора, куда также начинают приходить отклики. Живое обсуждение позволяет автору постоянно улучшать текст, избавляясь от замеченных читателями неоднозначностей и неточностей.

Рецензирование. Благодаря интернету рецензирование приобретает разнообразные полезные новые свойства и формы.

Онлайновую публикацию существенно чаще и внимательнее рецензирует руководитель подразделения, где работает автор. Ведь если публикация размещается на официальном сайте организации, то руководитель, подобно журнальному рецензенту, обязан следить за качеством публикуемого материала. Рецензия руководителя весьма действенна, поскольку подкрепляется административным ресурсом и учитывает личностные особенности автора. Кроме того, замечания руководителя часто оказываются более глубокими по сравнению с замечаниями журнального рецензента, поскольку руководитель знает всю подноготную проводившегося исследования. Наконец, есть еще одно немаловажное преимущество рецензии руководителя. Эта рецензия, как правило, не блокирует, не тормозит размещение публикации на сайте в свободном доступе — руководитель не меньше автора заинтересован в скорейшем появлении публикации и в то же время не сомневается в том, что автор в ближайшее время все что надо исправит, отреагировав на его замечания.

Схемы со скорейшей, опережающей отзывы рецензентов публикацией придерживается и известное издательствоF1000Research. Пришедшая статья после минимальной проверки практически сразу оказывается на сайте издательства в свободном доступе, и лишь затем ей назначаются два обязательных рецензента. Теперь решение за читателем: обращать внимание только на статьи, прошедшие полный цикл рецензирования, или же читать все подряд, знакомясь, в частности, с самыми свежими, еще не прошедшими рецензирование публикациями. Рецензирование открытое: рецензия, подписанная назначенным экспертом, размещается тут же на сайте. Рецензирование никогда не прекращается: в любой момент каждый из 5000 экспертов издательства вправе по собственной инициативе дополнительно открыто прорецензировать статью.

Открытое рецензирование в интернете выводит отношения между автором и рецензентом на новый уровень. Рецензия превращается в полновесную живую публикацию, рецензент, в частности, живо откликается в своем тексте на изменения, вносимые в исходную статью. Рецензия сама может стать объектом рецензирования. Рецензент из свирепого привратника, отпугивающего непригодные статьи, превращается во вдумчивого собеседника автора, а может быть даже и в соавтора рецензируемого материала.

Хотя прежние жанры научной публикации продолжают так или иначе существовать, однако с ними происходят определенные трансформации, а их относительный вес понемногу снижается.

Печать моноиздания уже не воспринимается автором как катарсис, торжественный финал его многотрудных писательских усилий. Печать становится рутинной, по мере необходимости многократно повторяемой процедурой.

С одной стороны, этому способствуют простота и доступность средств офисной полиграфии, благодаря которым автор, не сходя со своего рабочего места, может за несколько минут получить требуемое число неплохо оформленных печатных экземпляров своей работы. С другой стороны, массовое распространение получает техника "Печать по требованию", когда посетитель книжного магазина не снимает понадобившуюся ему книгу с полки, а заказывает ее автомату, который прямо на глазах у покупателя эту книгу печатает и брошюрует с типографским качеством.

Главное, что и в первом, и во втором случае источником служит свежее, "живое" онлайновое представление, куда, возможно, за минуту до печати автор внес очередные улучшения. Разумеется, на почетном месте в тексте размещается адрес онлайновой прописки издания, что позволяет заинтересовавшемуся читателю в любой момент получить доступ к обновляемой версии материала. Онлайновая версия, со своей стороны, обычно содержит адрес интернет-магазина, где можно приобрести печатную копию.

Научные журналы понемногу сдают свои позиции. Далеко не все журналы размещают статьи в свободном доступе. Но и когда размещают, нередко делают это с большим запаздыванием. Наконец, подавляющее большинство журналов не позволяет автору корректировать свою статью после ее размещения на сайте журнала. В результате симпатии и авторов, и массового читателя неумолимо смещаются от журналов в сторону живых онлайновых публикаций.

Однако у журнала остается важный козырь — редколлегия и корпус специалистов-рецензентов. Опубликованная в солидном журнале статья приобретает своеобразный знак качества, поскольку сам факт появления статьи в журнале означает, что авторитетные рецензенты оценили работу автора достаточно высоко. Слово "публикация" по отношению к журналу постепенно теряет свой первоначальный смысл — доведение до всеобщего сведения, ознакомление научной публики. Публика сейчас читает в основном живые онлайновые статьи, а автор направляет свою работу в журнал, как правило, вовсе не для оповещения коллег о своих результатах, а лишь для придания ей более весомого статуса.

Именно в этом, статусном смысле трактуется слово "публикация" в действующих руководящих документах ВАК. ВАК не интересует, каков тираж журнала и как он представлен в интернете, т. е. видит ли широкая публика публикуемые статьи. Вместо этого одним из главных показателей качества диссертационной работы объявляется ее представительство в рецензируемых изданиях (с ударением на слово "рецензируемых").

Со временем, вероятно, обретут признание иные механизмы исчисления статуса: подсчет числа закладок, сделанных читателями онлайновой версии, или оценки, выставленные коллегией онлайновых экспертов. Однако пока наиболее убедительно в этом качестве выглядят именно суждения журнальных рецензентов, и поэтому автор, осознавая ведущую роль онлайнового представления, тем не менее обычно старается направить свою статью также и в журнал. Если статья принята, в онлайновом представлении делается соответствующая пометка, служащая убедительным ориентиром качества для онлайнового читателя. И обратно, в современных журналах текст статьи все чаще атрибутируется адресом ее живого онлайнового представления.

Энциклопедия еще недавно представлялась автору научной публикации чем-то безнадежно далеким. Обычно ему и в голову не приходило задумываться над тем, заслуживает ли его работа какого-либо представительства в энциклопедии, — ведь цикл издания энциклопедий занимал десятки лет и даже при самом благоприятном стечении обстоятельств до упоминания свеженаписанной работы в энциклопедии должны были пройти долгие годы.

Теперь ситуация радикально изменилась. Традиционные "бумажные" энциклопедии, похоже, доживают последние дни. Им на смену пришли и завоевали массового читателя энциклопедии онлайновые, живые. Скорость взаимодействия автора научной публикации с онлайновой энциклопедией исчисляется уже не десятилетиями, а секундами. Благодаря этому отношения с онлайновыми энциклопедиями постепенно становятся важным компонентом жизненного цикла научной публикации. О роли онлайновых энциклопедий в деле популяризации науки речь пойдет в следующем разделе.

4. Популярный научный интернет

Воистину безграничны возможности интернета в плане популяризации науки. Раньше путь популярного материала от ученого к широкой аудитории был весьма извилист и тернист. Можно было попытаться снять учебный или популярный фильм, т. е. надолго и всерьез связаться с промышленным кинопроизводством. Или же опубликовать статью в популярном журнале, для чего наладить отношения с его редакцией, что обычно также было непросто сделать. Теперь же все необходимое оказалось у нас под рукой. Настало время, когда каждому по силам создать свой популярный сайт, где будут великолепно сочетаться преимущества и кино (видео), и полиграфии, и, кроме того, множества других перспективных инструментов популяризации.

К сожалению, открывшимися возможностями пока воспользовались лишь немногие ученые. Так, например, на всех крупных образовательных сайтах в передовых странах внушительный сектор отдан фундаментальной науке, и именно эти страницы образовательных сайтов пользуются обычно наибольшим успехом. В России же в настоящее время реализовано несколько крупных образовательных порталов, однако фундаментальная наука оказалась там, мягко говоря, не в почете.

Впрочем, образовательный сайт, возможно, не самое удачное место для популярных научных материалов. Они вполне могут разместиться на сайте научного учреждения. Именно такое размещение, создающее эффект получения знания "из первых рук", является мощным стимулом для привлечения в науку молодежи. Не надо забывать, что современные школьники, студенты, аспиранты существенно лучше ориентируются в интернете, чем в библиотечном каталоге.

Многие публикуемые на сайте научного учреждения материалы по своей природе являются пограничными между узко специальными, ориентированными на ограниченный круг посвященных, и популярными, доступными в какой-то мере для понимания посетителя "с улицы". Важно стараться излагать размещаемые в интернете статьи доступным языком, чтобы не отпугнуть потенциального читателя.

В этой связи вызывает недоумение распространенная сейчас практика публикации на сайте научных результатов не на русском, а на английском языке. (Трудно в это поверить, но, например, головная страница сайта издательства Российской академии наук http://www.maik.ru представлена на английском!) Во многих передовых странах жестко закреплено, что все результаты научных исследований, финансировавшихся за счет государства, должны быть размещены в интернете в открытом доступе и, разумеется, прежде всего на родном языке. В самом деле, противоестественно выглядит положение, когда исследователь получает российское финансирование, а свои результаты обращает исключительно к англоязычной аудитории.

Особого упоминания заслуживают онлайновые энциклопедии. Ведущим ученым, по-видимому, имеет смысл систематически присматривать за эволюцией статей Википедии, относящихся к их компетенции. В частности, выпуская в свет свою очередную публикацию, полезно всякий раз задуматься над тем, не надо ли поместить ссылку на нее в какие-либо статьи Википедии? Или, быть может, публикация определяет важные понятия, заслуживающие новых самостоятельных статей Википедии?

У русскоязычной Википедии сегодня нет альтернативы. Российская академия наук, похоже, так никогда и не решится на реализацию проекта живой (т. е. размещенной в интернете и постоянно, систематически обновляемой) Большой российской энциклопедии. Правда, нечто подобное было запланировано в федеральной целевой программе (ФЦП) "Информационное общество" под названием портал "Знание". Однако ответственным за портал по необъяснимым причинам было назначено Минсвязи, для которого энциклопедия, мягко говоря, выходит за сферу привычных интересов. И действительно, хотя первое появление энциклопедического портала согласно ФЦП было запланировано на конец 2011 года, в конце 2012 годавыяснилось, что Минсвязи финансировать проект вовсе не намерено. За реализацию портала вроде бы на свой страх и риск взялось издательство "Большая российская энциклопедия", но оно хочет сделать доступ к порталу платным, т. е. о реальной конкуренции с Википедией тут говорить не приходится.

К сожалению, сформировавшаяся администрация русскоязычной Википедии нередко встречает новичка очень неласково. Не радует и соседство статей, посвященных бесчисленным сиюминутным пустякам и/или написанных в стилистике комикса. Но другого выхода нет, налаживать отношения с Википедией придется. Русскоязычные пользователи интернета сейчас обречены иметь дело исключительно с Википедией, и поэтому любой ответственный российский специалист просто обязан стараться своевременно отражать там последние достижения своей отрасли знаний.

Наиболее крупные научно-исследовательские центры могли бы возглавить или же целиком взять на себя создание и постоянное поддержание в актуальном состоянии общедоступных отраслевых электронных энциклопедий. Электронная энциклопедия, разумеется, должна не копировать механически свои бумажные аналоги, а широко привлекать аппарат гиперссылок, мультимедиа, баз данных и др. К сожалению, в российском интернете проекты такого масштаба пока еще исключительно редки.

Чтобы закончить этот раздел на оптимистичной ноте, отметим, что научно-популярные сайты, разработанные и функционирующие с привлечением крупных ученых, пользуются несомненным успехом в российском интернете. Тут достаточно упомянуть два весьма несхожих, но получивших всеобщее признание проекта elementy.ru и gramota.ru.

5. Административные рычаги приобщения к интернету

Для преодоления инерционности авторов, привыкших иметь дело с "бумажными" изданиями, можно было бы подключить административные рычаги. Пока в этом направлении делается лишь очень немногое.

Первой на вызов времени откликнулась ВАК, предписавшая обязательную публикацию в интернете автореферата диссертации перед защитой. Это — несомненный прогресс. Но хочется пойти и дальше. Публиковать не только авторефераты, но и полные тексты диссертаций. Более того, имеет смысл вменить в обязанность успешно защитившемуся соискателю не менее трех лет поддерживать функционирование сайта, инициированного размещением его диссертационных материалов. Поддержка сайта означает внесение исправлений замеченных в диссертационных материалах неточностей и ошибок, размещение информации о новых работах диссертанта в данном направлении, ответы на приходящие по электронной почте вопросы, обслуживание обсуждения темы в рамках форума на сайте и другие виды интернет-активности.

ВАК по силам и более радикальные шаги, способные переломить ситуацию, направив в интернет не только авторефераты и диссертации, но и заметную часть потока научных публикаций. Таким шагом, например, могло бы стать распоряжение, согласно которому диссертант будет обязан к моменту защиты опубликовать статью по теме диссертации не просто в рецензируемом журнале, а в рецензируемом журнале, имеющем общедоступную полнотекстовую проекцию в интернете. Мотивация этого шага весьма убедительна. Достаточно вспомнить, что требование публикации в журнале означает не только (и даже не столько) проверку качества работы со стороны авторитетных рецензентов, но и, прежде всего, возможность для широкой научной аудитории загодя познакомиться с основными результатами диссертанта. А тут желание донести информацию до самой широкой аудитории неотвратимо приводит нас к интернету.

На первый взгляд, шаг в нужном направлении сделало вышедшее в 2008 г. решение президиума ВАК, провозгласившее информационную открытость в качестве одного из основных требований, предъявляемых к изданию, включаемому в "Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий". Однако трактуется эта открытость пока, к сожалению, до обидного робко. Издатель обязан разместить в интернете в свободном доступе аннотацию и некоторую другую атрибутику публикуемой статьи. Но полный текст статьи, согласно этому руководящему документу, может быть "в свободном доступе или доступным только для подписчиков". Как и следовало ожидать, большинство российских научных периодических изданий избрало для себя второй путь — доступность только для подписчиков, т. е. фактическое отсутствие статьи в интернете.

Уже в момент своего появления отстал от времени принятый в 2008 г. российский ГОСТ Р 7.0.5-2008"Библиографическая ссылка". В нем регламентируется оформление изолированной ссылки как на бумажную статью, так и на статью, размещенную в свободном доступе в интернете. Вместе с тем обойден молчанием наиболее характерный для современной практики случай статьи, имеющей две порожденные из единого источника проекции: печатную, опубликованную традиционным способом, и онлайновую, размещенную в интернете. Хотя на международном уровне сейчас предпринимаются шаги (см., например, ISSN-L), призванные обеспечить четкую фиксацию неразрывной связи этих двух проекций.

Административный ресурс эффективен и в стенах организации, где работает ученый. Прежде всего, администрация обязана позаботиться об обеспечении каждого научного сотрудника персональной страницей на сайте организации. Ссылка на персональную страницу — центральный элемент визитной карточки современного ученого. Эта ссылка сейчас становится обязательным атрибутом любой публикуемой им научной работы. Перейдя на персональную страницу автора публикации, читатель получает возможность не только узнать, где автор работает, какие имеет награды, как выглядит, но и, главное, увидеть весь фронт проводимых автором исследований, познакомиться со списком публикаций, которые автор счел наиболее важными.

Персональную страницу желательно составить из двух частей. Первая, подчеркнуто официальная часть, заполняемая и оперативно поддерживаемая отделом кадров организации, включает фамилию, имя, отчество, должность и основные научные регалии сотрудника. Разумеется, размещение персональной информации в свободном доступе должно происходить с соблюдением норм, диктуемых действующимЗаконом о персональных данных. Поручив заполнение официальных сведений отделу кадров, удастся исключить нередко возникающие недоразумения.

Так, например, в 2009 году в наш диссертационный совет из ВАК была направлена на дополнительное заключение докторская диссертация. Пытаясь предварительно познакомиться с диссертантом, члены совета обратились к официальному сайту его организации и там, найдя его персональную страницу, с удивлением обнаружили, что диссертант уже имеет искомую докторскую степень! Выяснилось, что персональные страницы в этой организации заполняют сами сотрудники, а диссертант добросовестно заблуждался, полагая, что доктором он становится сразу после положительного голосования на защите. На самом же деле, докторскую степень присуждает ВАК (обычно спустя несколько месяцев), и в данном случае у ВАК после прошедшей защиты возникли сомнения в качестве диссертационной работы, из-за чего диссертант доктором пока не стал, а его диссертация была дополнительно направлена в наш диссертационный совет.

Подобные ошибки неизбежны, когда научному сотруднику подвластно все содержимое его персональной страницы. А отдел кадров, в отличие от диссертанта, ошибочно раньше времени превратить кого-либо в доктора не может, поскольку сведения об ученой степени там принимают только при предъявлении диплома.

Вторую часть персональной страницы ученого заполняет он сам. Сюда относятся такие атрибуты, как фотография, электронный адрес, телефоны и др. Обычно здесь же перечисляются этапы научного пути и основные труды. Обязательным и, по-видимому, наиболее важным компонентом персональной страницы становится научное кредо сотрудника, постоянно обновляемые разделы, посвященные актуальным направлениям его исследований.

Опыт, приобретенный в процессе работы с персональной страницей, позволяет ученому относительно легко перейти к строительству собственного сайта или иного интернет-ресурса. Качество такого ресурса, его посещаемость, число внешних ссылок на ресурс, число закладок, которые оставили у себя читатели ресурса, и т. д. имеет смысл принимать во внимание при переаттестации научного сотрудника. Особого поощрения заслуживает открытие собственного популярного сайта, обращенного к самой широкой аудитории: к студентам, к школьникам, ко всем интересующимся данным направлением науки.

Досадно, что недавно изобретенные пресловутые показатели результативности научной деятельности (ПРНД) практически не учитывают интернет-активность. Единственное иногда встречающееся в положениях о ПРНД упоминание интернета касается лишь размещения в интернете статьи или монографии, ранее опубликованных на бумаге. Тем самым интернет ставится в подчеркнуто вторичное, унизительное положение. По мнению разработчиков ПРНД, не заслуживают поощрения ни публикация в интернете самостоятельного материала, не имеющего бумажного прообраза, ни живая публикация, т. е. размещенная в интернете научная работа, постоянно поддерживаемая ее автором в актуальном состоянии, ни другие полезные и важные формы научной интернет-активности.

Впрочем, повсеместное распространение ПРНД может, тем не менее, подогреть интерес к научному интернету. Дело в том, что в ряде известных интерпретаций ПРНД баллы начисляются прежде всего за число цитирований. Вот тут-то на помощь автору, жаждущему подрастить цитируемость своих работ, неожиданно приходит интернет: статистика свидетельствует, что размещение статьи в интернете в открытом доступе увеличивает число "бумажных" ссылок на нее в три-пять раз!

6. Наука и коммерция

Наука и коммерция в интернете, причудливо переплетаясь, образуют, как правило, весьма неубедительные конструкции. Обратимся к характерным примерам.

Долгие годы российские диссертационные советы могли получить тексты паспортов специальностей, по которым они проводят защиты, только через интернет и только за плату. Такой усложненный доступ привел к тому, что тексты паспортов в советах далеко не всегда имелись под рукой. В результате диссертант нередко либо вообще не знал о существовании паспорта специальности, либо, не найдя паспорта в совете, вынужден был покупать его в интернете за свои деньги. Любопытно, что отдельный паспорт он приобрести не мог: разрешалось только либо купить сборник паспортов, либо встать на абонентское обслуживание за 10 тыс. рублей в год.

Относительно недавно паспорта специальностей наконец появились в свободном доступе на сайте Минобрнауки. Тем самым с коммерцией в этом важном деле, хочется думать, было покончено. Однако навести тут порядок до сих пор так и не удалось. У диссертационных советов возникали сомнения в отношении статуса доступных таким образом паспортов. Тексты паспортов были опубликованы в новой, экспериментальной (от 1 июня 2010 г.) редакции, однако на официальных сайтах не удавалось найти сведений о том, состоялось ли утверждение этой новой редакции. Приходилось гадать, не опубликованы ли новые тексты лишь в порядке обсуждения?

Дальше хуже. Летом 2012 года вдруг обнаружилось, что тексты паспортов с официального сайта исчезли, а ссылка с названием "Паспорта специальностей научных работников", размещенная на сайте ВАК, ведет теперь на страницу Минобрнауки с милыми картинками, иллюстрирующими приход нового министра и его команды. И в самом деле, при чем тут борщ, когда такие дела на кухне?!

Другой пример. Согласно действующим правилам, один из бумажных экземпляров каждой защищенной диссертации передается в Российскую государственную библиотеку (Ленинку). Там его сканируют, получая электронную копию. Эта копия становится доступной с компьютеров, установленных в читальных залах Ленинки. А далее она же практически сразу появляется на коммерческих сайтах (dissforall.comdissercat.comи др.), торгующих диссертациями, где любому посетителю предлагают переписать ее, заплатив за это удовольствие порядка 500 руб. Из этой достаточно внушительной суммы автору, у которого даже не спросили разрешения, разумеется, не достается ни копейки.

Еще один сюжет. В 2003 г. вышло Постановление Правительства № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации», предписывающее Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарту) разместить в свободном доступе на своем официальном сайте http://www.gost.ru тексты действующих стандартов. Вопреки постановлению тексты стандартов в свободном доступе не появились, а вместо этого были переданы в тут же возникшие интернет-магазины, где началась бойкая торговля.

Институт развития свободы информации в 2006 г. подает в суд на Росстандарт, оспаривая многолетнее бездействие агентства. Дважды выиграв судебные процессы, добиться правды Институту тем не менее так и не удалось. Дело застопорилось на судебном приставе, который заявил, что у него нет выхода в интернет, так что сам он проверить исполнение решения суда не в силах, а Росстандарт прислал ему официальную бумагу, где утверждается, что постановление суда выполнено, и у пристава нет оснований этой серьезной бумаге из уважаемой организации не доверять. Борьба Института с Росстандартом тянется уже много лет, и исход ее до сих пор вызывает серьезные опасения.

Спустя десять лет, в августе 2013 г., деятельностью Росстандарта занялась Генпрокуратура. По результатам проверки выявлено, что вместо предусмотренного законом свободного доступа к текстам ГОСТов заинтересованным лицам на официальных сайтах Росстандарта и подведомственного ему ФГУП «Стандартинформ» доступна информация только о наименовании документов фонда, а для доступа к их содержанию предлагается приобрести такие документы в интернет-магазине ФГУП «Стандартинформ». Доход последнего от их продаж в 2012-2013 гг. составил более 200 млн. руб. В целях устранения выявленных нарушений Генпрокуратура внесла в адрес министра промышленности и торговли Российской Федерации представление.

Беда здесь не в том, что кто-то получает деньги за разработки, к которым не имеет никакого отношения. Главное, что и паспорта специальностей, и диссертации, и стандарты оказываются недоступны для роботов поисковых машин (yandex.rugoogle.com и др.). Как известно, от 80 до 90 процентов информации пользователи получают из интернета именно посредством обращения к таким поисковым машинам. И когда потребитель, набрав в поисковике спецификацию нужного ему стандарта, ничего не находит, он впадает в некоторый шок. Ведь будучи в трезвом уме, невозможно представить, что российские стандарты в интернете скрыты от граждан своей страны!

Возвращаясь непосредственно к научным интернет-публикациям, надо сказать, что картина здесь не менее безрадостна. В свое время определенные надежды на распространение общедоступных научных интернет-изданий связывались с созданной по инициативе РФФИ Научной электронной библиотекой e-library.ru. Однако вот какую удручающую статистику видим мы сегодня на сайте этой библиотеки.

Число наименований журналов

  46383

Из них российских журналов

8563

Число журналов с полными текстами 

7738

Из них российских журналов

3292

Из них в открытом доступе

2873

Итак, для большинства научных журналов в библиотеке доступны лишь их оглавления. Следует добавить, что "открытый доступ" в данном случае не совсем открыт: для чтения "открытых" материалов необходимо зарегистрироваться в библиотеке. Таким образом, для рядового пользователя интернета работа даже с этими материалами заметно затруднена.

Складывается впечатление, что персонал научных журналов забыл, для чего эти издания существуют. Все же, думается, их основная задача — донесение научной информации до потребителя, а вовсе не получение прибыли. Как бы научная общественность отнеслась к тому, что какой-то зарвавшийся научный журнал из коммерческих соображений запретил выставлять себя в общедоступных библиотеках? Нелепость такого поступка, казалось бы, всем очевидна. Однако отсутствие полнотекстового открытого для свободного доступа интернет-представительства научного журнала — ситуация многократно более нелепая и возмутительная, поскольку отсекает многократно более широкий круг потенциальных читателей. Тем не менее пока это несложное умозаключение плохо приживается в издательской среде.

За рубежом многолетняя борьба вокруг общедоступной интернет-публикации научных работ давно сформировала достаточно четкую линию фронта между учеными, стремящимися донести свои результаты до самой широкой аудитории, и коммерсантами-издателями, препятствующими свободному доступу к полным текстам научных статей. Боевые действия идут по многим направлениям, но ученые неуклоннопродвигаются вперед, отвоевывая у коммерсантов одну позицию за другой.

 

Аарон Шварц (Aaron H. Swartz)
1986 – 2013

Свои методы борьбы используют и современные Робин Гуды. Студенту Гарварда Аарону Шварцу было невыносимо смотреть на то, как в архиве jstor.org маринуют миллионы научных работ. В 2010-2011 годах он взламывает архив, скачивает оттуда пять миллионов статей и планирует их бесплатно распространять. За взлом ему грозит до 35 лет тюрьмы, но в глазах научной общественности он, безусловно, становится героем. Конец у этой истории трагический. Несмотря на то что взломанный архив отказался от иска, американская Фемида, подпитываемая мощнейшим лобби коммерческих издателей, два года непрерывно преследовала Шварца, и 11 января 2013 г. он покончил с собой.

У нас же в стране коммерсанты-издатели до сих пор вовсе не встречают сопротивления и, опьяненные вседозволенностью, безудержно наступают, грубо попирая нормы социальной справедливости и морали. Так, например, статьи из десяти ведущих российских математических журналов, издаваемых под эгидой Российской академии наук и представленных на порталеmath-net.ru, появятся в свободном доступе не ранее чем через три года после выхода из печати, т. е. тогда, когда они уже вряд ли кого-то смогут заинтересовать.

Ученых вынуждают подписывать кабальные авторские договоры, включающие беспардонные ограничения типа "Размещение Работодателем опубликованных Материалов на общедоступном сервере может быть осуществлено только с письменного согласия Издателя и при осуществлении всех необходимых платежей". Тем самым с института требуют деньги. И за что?! За размещение в интернете на сайте института опубликованной в журнале статьи, написанной его сотрудником. Т. е. институт не только не возвращает деньги, затраченные на выполненные его сотрудником исследования, но и платит за эти исследования дважды! А ведь если не заплатит второй раз, то эти результаты практически никто не увидит: российские тиражи ведущих научных журналов опустились до смехотворных 150-200 экз., за рубежом годовая подписка на переводной вариант российского журнала стоит для научного центра несколько тысяч долларов.

В то же время известно множество убедительных примеров счастливого сочетания интернета, науки и коммерции. Наиболее успешные российские познавательные и научные журналы, такие как стремительно набирающий популярность детский журнал "Квантик" или журналы издательства "Открытые системы" (общий ежемесячный тираж более миллиона экземпляров), не боятся интернета и имеют прекрасно организованные общедоступные сайты с полными текстами всех публикуемых материалов. Причем если "Квантик" немного запаздывает с размещением в интернете очередного вышедшего из печати номера, то в "Открытых системах" интернет-версия нередко опережает "бумажную".

7. Что делать?

В передовых странах уже выработаны действенные механизмы сопротивления произволу "бумажных" издателей.

Так, упреждая возможный запрет на интернет-публикацию, автор, прежде чем направить издателю свой материал, размещает в интернете "препринт", т. е. предварительную версию своей работы, позволяющую наиболее заинтересованным коллегам быстро ознакомиться с новым результатом. Практика выпуска препринтов на бумаге сложилась давно и никогда не вызывала никаких возражений. Распространение этой практики в направлении интернета представляется совершенно естественным. Поэтому издателю трудно бывает вынудить автора отозвать состоявшийся интернет-препринт в связи с последующим выходом из печати материала на бумаге.

За рубежом благодаря своей новой роли препринт превратился в одно из самых популярных, читаемых изданий. Достаточно сказать, что на известном сайте Корнельского университета arxiv.org авторы со всего мира разместили в свободном доступе свыше 800 тысяч своих препринтов.

В нашей же стране, вопреки очевидным преимуществам, выпуск препринтов в последние годы неуклонно сокращается. Во многом это объясняется прохладным отношением к препринтам со стороны ВАК, где еще недавно не рекомендовалось включать в диссертационные материалы ссылки на публикации в препринтах. Ограничение более чем спорное: как будет показано ниже, препринт в свободном доступе привлекает (и вовлекает в обсуждение, что, казалось бы, и требуется для ВАК), как правило, в сотни раз больше читателей, чем статья в самом уважаемом, но сугубо "бумажном" журнале.

Вместе с тем препринт — не единственный способ противодействия произволу "бумажных" издателей. Другое решение — размещение в интернете переработанной версии опубликованного материала. Ограничения издателя нередко распространяются только непосредственно на опубликованную версию текста, и переработка благополучно выводит статью или монографию из-под действия этих ограничений.

Разумеется, издатели знают об подобных возможностях и пытаются в казуистических авторских договорах противостоять им. Однако перевес сейчас явно на стороне авторов, тяготеющих к интернету. Об этом свидетельствуют колоссальные объемы сайтов ведущих научных учреждений, где основная масса документов ("контента") состоит именно из интернет-публикаций научных работ.

Как уже упоминалось, за рубежом интернет-публикация получает мощную поддержку со стороны государства. Все чаще и чаще выделение средств на науку обуславливается жестким требованием: все опубликованные на бумаге работы, подготовленные при поддержке государственного фонда, спустя полгода должны быть размещены в интернете в свободном доступе. (Полгода задержки — уступка интересам издателей.) Вслед за ведущими европейскими странами соответствующиймеморандум в 2013 г. выпустила и администрация президента Обамы. Издатели вынуждены с этим считаться: в настоящее время уже свыше 90% зарубежных научных журналовразрешают своим авторам последующую открытую публикацию в интернете на таких условиях.

С 2004 года Кибернетическая лаборатория Национального исследовательского совета Испании два раза в год публикует рейтинг Webometrics сайтов университетов и научно-исследовательских центров всего мира. Рейтинг вычисляется по несложной формуле, где основную роль играют число общедоступных размещенных на сайте научных работ и количество ссылок на них.

Очередной рейтинг был опубликован по состоянию на январь 2014 г. Среди вузов первые девять мест заняли американские университеты. На первых местах, как обычно, оказались сайты Гарварда и Массачусетского технологического института, где несколько лет назад были приняты решенияразмещать в свободном доступе все статьи, написанные сотрудниками вуза.

Российские вузы в этом рейтинге, мягко говоря, не блещут. В Top-500 попал только сайт МГУ, занявший 113-е место.

Чуть лучше выглядит положение Росси в рейтинге научно-исследовательских центров. Тут в Top-500 вошли девять российских организаций:

Увы, объективные данные говорят о том, что отечественные научные сайты катастрофически отстали. Отчасти это объясняется полным пренебрежением к интернету со стороны российских государственных фондов поддержки науки. В отличие от передовых стран Запада, ни один из российских фондов до сих пор не требует размещения в свободном доступе работ, подготовленных при его поддержке. И это несмотря на то, что 12 июня 2013 года министр образования и науки РФ Д.В.Ливанов подписал в Лондоне заявление министров науки стран-членов G8, где весьма энергично провозглашается обязательность размещения в свободном доступе статей, написанных по результатам финансируемых государством работ.

Наполнение сайтов российских научно-исследовательских центров вызывает серьезную озабоченность. Поясним, например, каким образом сайт Института прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН занял почетное девятое место в вышеприведенном списке, а также уверенно вышел напервое место среди русскоязычных математических сайтов. Усилия, которые для этого приложены, более чем скромны. В 2000 г. был издан приказ, согласно которому все выпускаемые Институтом препринты (80-100 работ в год) должны размещаться на институтском сайте. Тем самым за прошедшие годы на сайте накопилось немногим более тысячи работ, что обеспечило высокую посещаемость — около трех тысяч читателей в будний день, т. е. столько же, сколько приходит ежедневно в Российскую государственную библиотеку (Ленинку).

Однако препринты составляют лишь малую толику научной продукции Института. Наиболее весомые результаты обычно оформляются иначе: помимо препринтов, сотрудники Института ежегодно публикуют около 20 монографий и 500 статей в научных журналах. Из этого мощного потока крупных публикаций, к сожалению, лишь единицы попадают на сайт. И тем не менее, сайт вышел на лидирующие позиции по России. Это означает, что в подавляющем большинстве российских научно-исследовательских центров дела с интернет-представительством обстоят еще хуже.

Неутешительная картина. Российскому ученому пора оглянуться вокруг, убедиться в неизбежности интернета и сделать очевидные выводы, переориентировав поток своих публикаций на общедоступные сайты. Обращение к интернету кардинально расширяет традиционный ограниченный набор способов подачи материала, увеличивает читательскую аудиторию в десятки, а нередко и в сотни раз, позволяет подключить разнообразные эффективные формы взаимодействия автора с читателем. Пренебрегать этими вновь открывшимися возможностями сегодня уже просто недопустимо.

Разворачивайтесь в марше!
Бумажной не место кляузе.
Тише, ротаторы!
Ваше
слово,
товарищ браузер.


Обсуждение статьи на сайте "Нанометр"

http://www.nanometer.ru/2008/01/24/nauka_5766.html#rate

Перевод на украинский язык

Горбунов-Посадов М.М. Інтернет-активнiсть як обов'язок ученого // Морфологiя. — 2008, том II, № 3. — С. 84–88. — URL: http://www.morphology.dp.ua/_pub/MORPHO-2008-02-03/08gmmyou.pdf

Статьи автора на родственные темы

Живая публикация. С каждым годом все большую популярность приобретают развивающиеся во времени ("живые") научные публикации в интернете. Анализируются преимущества живых публикаций, их статус, требующиеся средства поддержки. Рассматриваются примеры конкретных применений живых публикаций.

ВАК в интернете. Обсуждаются текущее состояние и перспективы представительства ВАК в интернете, электронные отношения между ВАК и диссертационными советами.

Персональная веб-страница ученого. Персональная веб-страница ученого — центральный элемент его представительства в интернете. Рассматриваются организационные и технические аспекты создания и последующей поддержки персональной страницы, состав размещаемых сведений об ученом, отображение этих сведений в Semantic Web.

Персональная страница автора

http://keldysh.ru/persons/gorbunov.html

Рекомендуемая форма библиографической ссылки

Горбунов-Посадов М.М. Интернет-активность как обязанность ученого // Информационные технологии и вычислительные системы. — 2007, № 3. — С. 88–93. — URL: http://keldysh.ru/gorbunov/duty.htm


Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum