Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Гендерная ответственность и её формирование в высшем техническом учебном заведении
(№6 [279] 22.05.2014)
Автор: Галина Омельченко

    Актуальность гендерных преобразований в Украине обусловлена как международными обязательствами государства, так и ее внутренними потребностями. В гендерном реформировании нуждается каждая сфера нашей жизни - от промышленности и сельского хозяйства до государственного управления, здравоохранения, экологии, строительства или транспорта. Не является исключением и система образования. С той лишь разницей, что, страдая от структурного гендерного дисбаланса, образовательная система должна одновременно выполнять более сложную функцию - информационно-просветительскую и воспитательную, способствуя гендерным преобразованиям и формируя у молодого поколения новые подходы и стандарты в этой сфере.

    26 сентября 2013 года правительство страны соответствующим постановлением утвердило разработанную Министерством социальной политики Государственную программу обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2016 года. Реализация этой Программы даст возможность ввести в Украине стандарты равенства женщин и мужчин с учетом лучшего европейского опыта, в основу которого положены принципы гендерного равновесия и гендерной демократии.

    Стоит отметить, что Государственная программа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2016 года разработана с учетом особенностей украинского общества. В Законе Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» (2005 г.)  определены основные направления гендерной политики в украинском обществе, в частности обеспечения паритетного положения мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности, ликвидация всех форм дискриминации, где гендерное равенство рассматривается как «равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, что позволяет лицам обоих полов принимать равное участие во всех сферах жизнедеятельности общества» [1]. Программа предусматривает учет особенностей обоих полов и необходимость привлечения к процессу гендерных преобразований как женщин, так и мужчин. Более того, она является отражением постепенного движения общества и власти от теоретического восприятия и осмысления гендерных проблем до их признания и разработку конкретных механизмов государственной политики. Но принятие закона или программы и признание гендерного неравенства само по себе не обеспечит готовности мужчин и женщин в своей обыденной жизни руководствоваться заложенными в вышеуказанных документах принципами и требованиями. Именно поэтому, особое значение приобретает повседневная работа по распространению гендерных знаний, внедрение в жизнь принципов гендерного равенства и формирование новых стандартов и традиций поведения, которые бы закрепляли эти принципы на всех уровнях, независимо от того, в какой сфере это поведение проявляется - в экономике, политике, в информационном пространстве, в педагогическом процессе или в повседневном общении, в семейной жизни, быту. Считаем, что именно система высшего образования, которая сегодня имеет мощный научно-педагогический потенциал и работает с молодыми людьми, которые в будущем станут элитой страны и будут вести за собой других, способна стать основным звеном в формировании новых подходов и традиций, способствующих проникновению принципов гендерного равенства во все сферы жизни украинского общества.

    Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства им. Петра Василенко на протяжении многих лет удачно сочетает учебный процесс с воспитанием студентов осуществляя просветительскую и научно-исследовательскую деятельность. На основе национальной системы воспитательной работы разработана и реализуется собственная концепция воспитательной работы ХНТУСХ, в основе которой лежат принципы единства гуманизма, демократизма, индивидуального подхода к каждому студенту. Одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса нашего университета, а именно Центра гендерного образования, является формирование гендерно-чувствительной среды, распространение гендерных знаний, внедрение их в жизнь, преодолевая все сложившиеся в обществе гендерные стереотипы.

    Создание благоприятного психологического климата, атмосферы комфорта и взаимоуважения между преподавателями и студентами зависит от слаженной работы администрации вуза и всех его структурных подразделений (комитета по делам молодежи и спорта, совета кураторов, научно-методического совета, студенческого совета, дирекций УНИ, кафедр). Спектр информационно-просветительских, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий, которые обеспечивают информирование относительно различных аспектов гендерных отношений, а также демонстрируют в доступной форме желаемые образцы гендерно-чувствительной и гендерно ответственного поведения, безусловно, нужен во всех вузах. Основную часть информации в ходе учебного процесса студент получает не из сообщений преподавателя, а с общей «морально-психологической атмосферы» учебного заведения и непосредственно - учебного процесса, иначе говоря, от «духа» университета, отношений, царящих внутри него, интонации, особенности общения, и т.д.. И в этой плоскости лежит значительный и мощный пласт проблем, которые сдерживают и распространение гендерных знаний, и формирование необходимого гендерно ответственного поведения преподавателей и студентов. Сегодня большинство преподавательского состава не обращается к этим знаниям и практикам в своей повседневной профессиональной деятельности. Более того, определенная часть преподавателей вообще считает эти проблемы искусственными и надуманными, формируя, таким образом, соответствующие негативные установки и у студентов. Такое поведение, по нашему мнению, можно считать гендерно-безответственным. Выпускник должен иметь соответствующие знания и навыки, которые помогли бы ему в будущем видеть и решать проблемы, которые имеют гендерную составляющую. И прежде всего - уметь отстаивать свои права в профессиональной деятельности.

     Довольно частым, даже стандартным обращением преподавателей к студента есть ссылка на его взрослость, самостоятельность и ответственность. В то же время именно при такой форме обращения-общения преподаватели часто демонстрируют несколько высокомерный и поучительный тон, переходя на уровень «отец (взрослый) - ребенок». К тому же и студент воспринимается несколько однобоко, только как будущий специалист, носитель определенной части знаний и профессиональных навыков. Преподаватели в своей профессиональной деятельности должны быть примером и содействовать развитию всего комплекса персональных качеств личности с учетом гендерного компонента. Современные преподаватели не должны быть манипуляторами, то есть не пытаться подчинять и контролировать волю слушателей для достижения собственной цели; они должны обладать противоположным манипуляции потенциалом - самоактуализацией. Самоактуализация - это желание человека стать тем, кем он может стать, достичь вершины своего потенциала.

    Путь к гендерной культуре пролегает через гендерную осведомленность, информированность, гендерную чуткость и выработку ассертивности в действующем противостоянии и противопоставлении половым стереотипам. Сегодня для каждого преподавателя необходимым является базовый комплекс гендерных знаний, которые были бы положены в основу его профессиональной деятельности. И каждый преподаватель должен отвечать за их наличие и пополнения. В данном ракурсе гендерная информированность и гендерная чувствительность должны стать обязательными составляющими профессиональной компетентности преподавателей. Сам преподаватель или преподавательница должны уметь анализировать свою профессиональную деятельность с точки зрения наличия в ней гендерной компоненты, учитывать и особенности собственного восприятия, и особенности аудитории, уметь применять конкретные знания и подходы. Этими требованиями не заканчивается перечень проблем в этой сфере. К сожалению, сегодня мы не можем говорить о восприятии педагогами фундаментальных разработок в области гендерной педагогики, а тем более - о готовности внедрять их в повседневную деятельность.

    Актуальным является применение активных форм и технологий, которые научили бы продуктивному общению, в ходе которого в «живом» режиме можно было бы отслеживать и находить проявления гендерного компонента, анализировать конкретные ситуации, демонстрировать возможные последствия и учить оценивать ситуацию с позиций другого пола. Задачей преподавателей является научить студентов понимать, искать гендерные различия и применять гендерные подходы, основы гендерного анализа в будущей профессиональной деятельности, в семейных отношениях, общении, в коллективе. Таким образом, знание о гендерной роли и ценностях, статусах, стереотипах и нормах не только будут актуализированы в повседневной познавательной активности студентов, но и трансформированные до уровня закрепления их в системе их ценностей, в их собственном опыте и поведении. И только на основе этого возможными станут гендерно-ответственное поведение студента, способность соотносить свои поступки с их влиянием на другого человека с учетом их гендерных особенностей. А эти задачи преподаватели могут выполнить только в том случае, если они сами будут обладать знаниями, с наличием гендерного компонента.

    Формирование гендерной ответственности необходимо прежде всего у преподавателей, без неё они не будут иметь необходимого комплекса знаний и навыков, не смогут применять дифференцированный подход и не смогут учить этому других. Поэтому гендерная ответственность преподавателей должна рассматриваться как отправная точка профессиональной ответственности. Только так можно подготовить будущих специалистов к профессиональной деятельности, в которой гендерная составляющая будет всегда учитываться, а поведение во всех сферах будет действительно гендерно ответственным. К сожалению, на сегодня мы не можем говорить о восприятии образовательным сообществом новых разработок в области гендерной педагогики, а тем более –о готовности внедрять их в свою профессиональную деятельность.

    В условиях перехода нашего общества в постиндустриальное и информационное общество выдвигаются новые требования и создаются новые возможности в применении информационных технологий практически во всех отраслях производства, науки, образования, культуры и даже быта. Поэтому, уже сегодня преподаватели должны эффективно использовать новые технологии и источники информации, что будет способствовать более продуктивному усвоению новых знаний. Самообразование и повышение квалификации - это одна из важных задач для всех педагогов. Путем повседневной работы по изучению, пониманию и распространение гендерных знаний, внедрение в жизнь принципов гендерного равенства и формирование новых стандартов и традиций поведения будет формироваться ответственное поведение преподавателей и сотрудников ВНЗ.

    Научить молодых людей ответственности непросто, тем более, что существующие в обществе ценности не всегда способствуют тому. Однако, когда традиционные ценности разрушены, а новые еще не созданы, именно университеты, которые привлекают в свои стены массы молодежи, обязаны формировать у будущей элиты ученых, политиков, предпринимателей этику ответственности, осознание того, что нужно расплачиваться за последствия своих действий. Получается, что университетские преподаватели, как никто другой, должны верить в лучшее будущее. Ведь, как подчеркивал французский философ Пьер Тейяр де Шарден, будущее находится в руках тех, кто способен дать последующим поколениям существенные основания жить и надеяться.

 

Литература

  1. Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» //Ведомости ВР Украины. - 2005. - № 52. - С. 561
  2. Муздыбаев К. Психология ответственности / Куанышбек Муздыбаев. – Л. : Наука, 1983. – 240 с.
  3. Формування у молоді гендерно-відповідальної поведінки (на прикладі українських ВНЗ) : навчальний посібник /за заг. ред. Н. Світайло. – Суми : Видавництво РА «Хорошие люди», 2013. – 209 с.
  4. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. / С. Бем. – М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 336

__________________________

© Омельченко Галина Юрьевна 

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum