Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий
(№8 [281] 10.07.2014)
Автор: Георгий Ларин
Георгий Ларин

Абилитация (от франц. «habilité» – «ловкость, подстраивание, подвижность») – процесс подстраивания индивида к условиям социального существования и выживания в конкретном социуме, с принятыми в последнем ценностными критериями и этическими нормами. Понятие абилитации как разновидности адаптации, применяется в акмеологических дисциплинах для обозначения процесса приспособления индивида к условиям существования на более тонком (психологическом прежде всего) уровне принятия доминирующих социально-стратовых критериев и норм.

 

Адаптация (от лат. «adapto» – «приспособляю») – процесс приспособления к условиям существования. Физиологическая адаптация – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды. Большое биологическое значение имеет адаптация анализаторов (называемая иногда адаптацией рецепторов или органов чувств) к действию специфических раздражителей, например, зрительного анализатора – к свету или темноте и т.п.

Социальная адаптация – приведение поведения человека (группы людей) в соответствие с доминирующей в данном обществе, классе, социальной группе или страте системой норм поведения.

 

Адаптивность (от лат. «adapto» – «приспособляю») – тенденция функционирования целеустремлённой системы, определяющаяся соответствием между её целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов.

Различия в трактовке целей функционирования системы обусловливают разные варианты возможной адаптивной направленности:

1. Гомеостатический вариант, где адаптивный исход состоит в достижении равновесия.

2. Гедонистический вариант, при котором адаптивный исход суть наслаждение, избегание страдания.

3. Прагматический вариант,  предполагающий адаптивный исход как практическую пользу, успех.

 В противовес адаптивности выступает дезадаптивность как особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в надситуативной активности. В этом случае предметом влечения становится граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Влечение к подобной границе входит в состав сложных форм мотивации поведения: в сфере творчества (граница между воображаемым и реальным), в сфере непосредственного поведения (граница между известным и неизвестным) и т.д.

 

Алгоритм (от лат. «algorithmi», «algorismus» – «предписание,

 указание») – предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определённого класса.

Ключевое для математики и математической логики понятие алгоритма часто применяется в науке (например, в психологии и социологии) не в строго математическом смысле при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности.

  Алгоритм включает указание на необходимые для решения задач исходные данные, критерий (или правило), по которому при достижении результата процесс признаётся законченным. Умение решать задачу «в общем виде» (то есть владение некоторыми общими приёмами решения задач определённого класса) означает владение некоторым алгоритмом.

 

Анализ (от греч. «analysis» – «расчленение, разложение») – логический приём познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, то есть необходимых и определяющих, качеств и свойств.

По содержательной направленности выделяют такие типы анализа:

1. Элементарный анализ – разложение сложного явления на части.

2. Структурный анализ – исследование  множества элементов и подструктур сложной системы.

3. Функциональный анализ – выявление отношений и зависимостей между отдельными частями, элементами или свойствами сложного явления.

4. Генетический анализ – исследование причинной связи между явлениями и их свойствами.

Разумеется, этим не ограничивается типология анализа. Указанные выше типы анализа взаимодополняют друг друга в процессе углубления познания одного и того же явления.

Анализ неразрывно связан с синтезом.

 

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий,  принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для развития индивида, подготовки последнего к общественной жизни и производительному труду.

Организация воспитания связана с построением такой  общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных проблем (нравственных, духовных и т.п.) – в соответствии с образцами, идеалами социума.

В идеале воспитательная работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый субъект воспитания мог заняться любимым делом и полностью раскрыть свои способности в определённой области [10].

В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной (в т.ч. когнитивно-креативной) активности личности необходимо, на наш взгляд, перманентно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе государственных культурно-творческих учреждений, так и в структуре общественных креативных институтов.

 

Идентификация (от лат. «identificare» – «отождествлять») – психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, коллективом, помогающий ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать и преобразовывать социальные нормы и ценности, принимать социальные роли.

Обычно выделяют три формы идентификации:

1. Прямое эмоциональное отождествление себя с реальным или вымышленным лицом, способствующее копированию внешних признаков деятельности. На наш взгляд, эта форма идентификации весьма близка к самоидентификации.

2. Причисление себя к определённой номинальной социальной группе, позволяющее индивиду усвоить важные стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям.

3. Отнесение себя к реальной социальной группе, коллективу, малой группе, сопровождающееся чувством принадлежности.

С понятием идентификации связано также понятие самоидентификации, обозначающее психологический процесс осознания индивидом себя как уникума, наделённого биогенетическими предпосылками к отождествлению себя с реальными (или желаемыми, идеальными) индивидами, к причислению себя к конкретной номинальной социальной группе (с последующим отнесением к реальной социальной группе или, в случае нежелания, к идеальной социальной группе или коллективу). Процесс самоидентификации закономерно и логично перетекает в процесс идентификации.

 

Индивид, индивидуум (от лат. «individuum» – «неделимое, особь»), персоналия (от лат. «persona» – «личность») – отдельный, обособленный член социальной общности: народа, общества, класса, данной социальной группы.

В социологии понятие индивида употребляется  в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители социальных общностей, выборочной совокупности (в эмпирическом анализе), которые описываются по принадлежности к данной совокупности.

В психологии и педагогике под индивидом понимается человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретенного, а также носитель индивидуально своеобразных черт [11].

 С психолого-педагогической точки зрения индивидом является также отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Понятие индивида следует отличать от понятия индивидуальности как обозначения неповторимого сочетания природных и социальных свойств индивида. Кроме того, понятие индивида следует отличать и от понятия личности как прежде всего социальных качеств человека.

 

Индивидуализация (от лат. «individualis» – «неделимый, относящийся к особи») – процесс и результат совмещения социальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определённых действий, проявлений личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения общественной роли Указанный процесс характеризуется спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, то есть персонифицированной формой реализации социальных функций.

Индивидуализация оказывается возможной благодаря пластичности (гибкости) индивидов, их способности выполнять однотипные действия с учётом специфики ситуации и своих собственных свойств. Таким образом, индивидуализация представляет момент творчества.

Ценные для общества или социальных групп и коллективов индивидуализированные способы, методы, формы деятельности могут осваиваться другими, трансформируясь в эталонные, что выражает процесс возникновения и распространения инноваций.

 

Инновация (от лат. «innovatio» – «нововведение, внедрение») – процесс создания и внедрения различного вида новшеств, порождающих значимые трансформации в социальной практике. Инновационная деятельность, не являясь процессом, поддающимся формализации, требует учёта человеческого фактора, в частности – преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах её развёртывания.

 Преодолению указанных барьеров способствуют следующие приёмы:

1. Учёт установок, ценностных ориентаций, этических и прочих смежных норм поведения участников инновационной деятельности.

2. Применение социопсихолого-педагогических методов активного обучения работников (субъектов инновационной деятельности) с целью развития нетрадиционных потенций, формирования готовности к восприятию и участию в инновациях.

Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Выделяют также педагогические, психологические и т.п. инновации узкой направленности.

 

Институт (от лат. «institutum» – «установление, учреждение») – совокупность норм в какой-либо области общественных отношений, сфере совместной деятельности людей (например, институт творческой деятельности); распорядок, установленный какими-либо нормами (например, институт семьи, институт школы); условное наименование учреждений или организаций, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в каком-либо виде или области общественных отношений (например, институт общественных творческих организаций).

Традиционно выделяют такие фундаментальные институты, как собственность, государство, семья, наука, система средств массовой информации и коммуникации, воспитание и образование, право и другие.

Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение и т.п.), способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации.

Под общественными креативными институтами мы подразумеваем, с одной стороны, совокупность норм и критериев творческой деятельности (интеллектуальное, сугубо креативное, эстетическое развитие, формирование адаптивных качеств и глобального мышления) и, с другой стороны, ряд общественных творческих объединений и организаций, обеспечивающих совместную эврологическую деятельность индивидов, мотивированных к творчеству.

 

Интеллект (от лат. «intellectus» – «разумение, понимание, постижение») – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, часто отождествляемая с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, а также с когнитивным стилем личности. Последний представляет собой относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях.

Интеллект понимается также как биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже), инсайт (М. Вертхеймер, 

В. Кёлер и другие представители гештальтпсихологии), степень умственной одаренности (А. Бине, Т. Симон).

Понятие интеллекта следует отличать от понятий интеллектуализации (защитный механизм, действие которого проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем – посредством чрезмерного преувеличения роли мыслительного, рассудочного компонента при полном игнорировании эмоциональных, или аффективных, составляющих анализа) и интеллигентности (совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, преимущественно занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, которые считаются носителями культуры).

 

Интерес (от лат. «interest» – «имеет значение») – форма проявления познавательной, или когнитивной, потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню когнитивной деятельности.

 Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.

Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интереса не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости интереса в конечном счёте определяется его содержательностью и значимостью для личности.

В социологии под интересом понимаются реальные причины действий, свершений, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни. Интересы группы образуются на основе интересов её членов, но не сводятся к ним и даже к их сумме, ибо в процессе взаимодействия индивидов происходит выработка интересов группы как целого, отражающих не любые, а общие сходные черты объективного социального положения отдельных индивидов. То же относится к интересам общностей более высокого уровня, включая общество в целом.

 

Личность устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида; продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения (в физиологии); индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении (в психологии).

Любопытны, на наш взгляд, некоторые психологические трактовки личности. Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». 

В «гормической психологии» (У. Макдугалл), в психоанализе (А. Адлер,

З. Фрейд) личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимает проблему личности, ибо последней не остаётся места в механистической схеме «С-Р» («стимул-реакция»). 

В индетерминизме в «гуманистической психологии» (в частности, в концепциях Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса) и экзистенциализме (например, у

Л. Бинсвангера, М. Босса, Е. Минковского, В. Франкла и Дж. Бугенталя) формулировки личности как категории весьма односторонни и ограниченны, поскольку в них проявляются физикализм, перенос законов механики и анализ личностных проявлений.

Важным критерием личности можно считать осознание индивидом своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство последних определяет богатство личности.

 

Локальный (от лат. «localis» – «местный») – местный, не выходящий за определённые пределы или лимиты (например, локальный уровень социокультурной ситуации, охватывающий социокультурные, в том числе социализирующие, процессы на весьма ограниченной территории, даже в рамках муниципалитета).

 

Молодёжь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.

Границы группы размыты и подвижны, обычно их связывают с возрастом 15-30 лет [6]. В соответствии с международными стандартами ООН и ЮНЕСКО для определения принадлежности индивида к молодёжному контингенту, границы группы определяются возрастом от 18 до 35 лет. Говоря о школьной молодёжи, И. С. Кон отодвигает возрастной ценз к 12-13 годам (начальная граница группы).

Несомненно, современная молодёжь как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителями нового образа жизни и социального динамизма. Однако, следует особо подчеркнуть, что усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодёжной субкультуры с её специфической (к сожалению, не всегда конструктивной, а часто даже – деструктивной) системой ценностей труда, потребления, досуга. 

Молодёжь – становящийся субъект общественного воспроизводства, поэтому её социальное положение характеризуется неполнотой социального статуса, маргинальностью социальных позиций, неопределённостью социальных идентификаций. Последнее затрудняет отождествление себя с т. н. ингруппами и аутгруппами, порождает противоречие в самосознании между «Мы» и «Они», что в свою очередь выливается в экстремальность сознания и поведения. Рассматривая экстремизм применительно к молодёжной среде, следует также отметить, что он, в определённой степени, свойственен молодёжи в силу ряда характеристик данной возрастной группы. Именно в молодом возрасте несовершенство окружающего социального мира ощущается наиболее остро. Соответственно, появляется либо желание отгородиться от этой действительности и создать свой собственный мир (т. н. вариант «Уход»), либо его переделать (т. н. вариант «Мятеж»), не обращая внимания на готовность этого мира к трансформации [7].

Именно поэтому молодёжь крайне нуждается в создании благоприятных условий для самореализации, развития и проявления своих способностей, знаний, навыков, стремлений, в первую очередь – в сфере творческой деятельности.

 

Мотив (от лат. «movere» – «приводить в движение, толкать») – внутренняя побудительная причина действий и поступков человека. Если цель определяет, что сделать, как поступить, то мотив раскрывает, во имя чего совершается или совершён данный поступок. Деятельность индивида может побуждаться одним или одновременно несколькими мотивами.

Существуют также иные, более глубокие, формулировки термина:

1. Мотивом называют побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность. В этом случае часто говорят о личностной мотивации.

2. Мотив – материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленной деятельности индивида.

3. Под мотивом понимают осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности.

Изучение мотивационно-смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности, её исторического и онтогенетического развития.

 

Мотивация (от лат. «movere» – «приводить в движение, толкать») – система взаимосвязанных и соподчинённых мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию её поведения.

Мотивация зависит от структуры нравственного сознания, ценностной ориентации, уровня общей культуры, способности к практическому осмыслению ситуации, волевых качеств человека. Мотивация отличается от мотивировки, выполняющей функцию рационального обоснования и оправдания избранной линии поведения, в которой истинные мотивы не всегда получают адекватное отражение или сознательно маскируются.

Мотивация выступает как выражение самостоятельности, суверенности личности, она тесно связана с социально-исторической практикой, вырастает на её почве и имеет общественно значимое содержание, включена в различные виды нравственной регуляции поведения человека.

 

Муниципалитет (нем. «Munizipalität», от лат. «municipium» – «город с правом самоуправления») – административно-хозяйственная единица, или демографема.

В ряде государств Западной Европы муниципалитетом изначально именовался выборный орган местного самоуправления (синонимом которого является термин «мэрия»), занимавшийся вопросами местного хозяйства, благоустройства, содержания школ, больниц и т.п. [4].

Всё относящееся к муниципалитету принято называть муниципальным (от лат. «municipalis» – «относящийся к городскому управлению»).

 

Мышление – процесс познавательной, или когнитивной, деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредствованным отражением действительности.

  Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и мышления; в формальной логике – основные формы мышления, такие, как понятие, суждение, умозаключение; в социологии – анализ процесса исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры различных обществ; в физиологии – мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя её на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс.

В науке выделяют следующие виды мышления: интуитивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, практическое, словесно-логическое, теоретическое, творческое. Под последним подразумеваются создание субъективно нового продукта и новообразование в самой познавательной деятельности по его созданию.

Мы говорим также о глобальном мышлении (от англ. «global» – «планетарный», лат. «globus» – «шар, планета», франц. «globale» – «всеобщий») как одном из видов мышления индивида, характеризующемся фиксированием образа одновременно с позиции индивидуального самоосознания, самоидентификации в условиях современного полифонизма бытия и индивидуального ощущения себя частью микросоциума, макросоциума, вселенной. Иными словами, глобальное мышление есть показатель уникальности (Я – сам, Я – уникум) и универсальности (Я – в других, Я – универсум) личности. На наш взгляд, глобальное мышление сродни наглядно-образному мышлению, являясь одной из разновидностей последнего.

 

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация процесса формирования знаний (верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания; продукт общественной материальной и духовной деятельности людей), умений (результат овладения новым действием или новым способом действия, основанным на каком-либо правиле, или знании, и использовании его соответствующим образом в процессе решения определённых задач) и навыков (приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую, учебную или игровую задачу, оперируя орудиями труда и другими средствами деятельности с заданной точностью и скоростью; хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят такие компоненты, как образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль - текущий, конечный - за его совершением, а также моторно-исполнительные компоненты, включая коррекционные процессы).

Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта. В традиционной отечественной науке (психологии, социологии образования, философии образования) подчеркивается приоритет обучения над развитием, при этом обучение создаёт личности «зону ближайшего развития», способствует выработке средств и способов ориентации в действительности. В западной науке (частично - в современной отечественной науке) обучение и развитие отождествляются, взаимодополняя и взаимообобщая друг друга.

 

Парадигма (от греч. «paradeigma» – «пример, образец») - система основных научных достижений (концепций, теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика учёных в данной области знаний или дисциплине в определённый исторический период.

Понятие парадигмы введено Т. Куном (США), выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины:

1. Препарадигмальный этап, предшествующий установлению парадигмы.

2. Этап доминирования парадигмы, т.е. «нормальная наука».

3. Этап кризиса парадигмы.

4. Этап научной революции, заключающийся в смене парадигмы, переходе от одной парадигмы к другой.

В дискуссиях о применимости понятия о парадигме к различным наукам (например, к социологии и психологии) американские и западноевропейские авторы, в частности, Б. Скиннер, Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл и другие, высказывали мнение о том, что в начале XX века произошла смена интроспективной парадигмы (психология сознания) бихевиористской (психология поведения). На наш взгляд, подобное утверждение выглядит односторонне и не учитывает многообразия процессов формирования и развития тех или иных научных дисциплин.

 

Потребность – нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности (в социологии); состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активной деятельности (в психологии).

Осознавая цель субъективного как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это даёт ему возможность соотносить свои субъективные представления о потребности с её объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

  Потребность обнаруживается в мотивах (влечениях, желаниях и т. п.), побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребностей. Если в потребностях деятельность человека, по существу, зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более мобильна, нежели потребность, составляющая её сущность.

Воспитание и развитие (в процессе личностной социализации) потребностей является одной из центральных задач формирования личности.

 

Развитие – специфический тип движения, характеризующий системы любого рода, поскольку они претерпевают качественные трансформации, переходят в иное состояние, в том числе в свою противоположность.

Развитие – необходимое условие бытия любого материального и духовного явления, его собственная жизнь, ибо лишь с развитием связаны происхождение и исчезновение явления. Всякое развитие осуществляется в реальном времени. Только оно выявляет неправильность развития.

Существуют различные концепции развития. В частности, метафизическая концепция рассматривает развитие как уменьшение и увеличение, как повторение и оставляет без внимания вопрос об источниках развития или усматривает этот источник вне развивающегося явления. Диалектическая концепция, напротив, рассматривает развитие как превращение предметов и явлений в свою противоположность, как уничтожение старого и возникновение нового.

При анализе развития надо учитывать многообразие его видов и форм (например, эволюция и революция, прогресс и регресс), а также методологическое значение конкретного концептуального понимания развития.

 

Респондент (от англ. «respondent» – «отвечающий») – участник социологического или социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

В зависимости от характера исследования респондент предстаёт как испытуемый, клиент, информант, пациент или просто собеседник.

В социологической практике широко используется включение индивидов в исследовательскую деятельность как информантов. Информант (от лат. «information» – «разъяснение, изложение») – субъект, включенный в эксперимент и информирующий экспериментатора (непосредственно или опосредствованно – через письменный ответ) об особенностях своего взаимодействия с объектом.

В психологической практике (в социальной, медицинской, детской психологии) включение индивидов в исследование как собеседников является основным способом введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования – от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного общения в психотерапии.

 

Склонность – избирательная направленность индивида на определённую деятельность, побуждающая ею заниматься. Её основой, или базой, является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.

 

Социализация (от лат. «socialis» – «общественный») – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной – общности, группе.

Существуют два подхода к трактовке социализации. Например, западная традиция исследования указанного процесса делает акцент на психологизацию (в частности, в рамках психоанализа). В отечественной социологии и социальной психологии делается упор на такой стороне социализации, как формирование на основе усвоения социального опыта жизненной позиции личности. Социализация осуществляется не только в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, но и под влиянием широкого спектра других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и коммуникации и т.п.).

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах – деятельности, общения, самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение видов последней, с которыми связан человек, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, её осмысление и иные процессы. В сфере общения происходит расширение коммуникационного пространства индивидуума, обогащение его содержания, углубление познания другого индивида, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.

 В процессе социализации традиционно выделяют три стадии:

1. Дотрудовая стадия социализации, охватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности и включающая раннее детство и период обучения.

2. Трудовая стадия социализации, условными границами которой считаются период зрелости человека, его активное участие в трудовой деятельности. 

3. Послетрудовая стадия социализации, которая относится к периоду жизни человека, совпадающему, как правило, с пенсионным возрастом. Правда, возрастающая доля лиц пенсионного возраста в России сохраняет активность и принимает участие не только в передаче социального опыта, но и в его воспроизводстве.

На каждой стадии существуют особые социализирующие институты: семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовые коллективы, неформальные объединения, группы «по интересам» и другие. Воздействие каждого из таких институтов обусловлено системой общественных отношений, существующих в обществе.

Наличие стихийных бедствий, многочисленные факты экстремистских проявлений (в первую очередь, в молодёжной среде) делают весьма актуальной в практическом плане проблему «эффектов социализации», то есть характера и глубины этого процесса, его результативности, в частности, оперативного и эффективного преодоления негативных влияний, приводящих к девиантному поведению, антиобщественным явлениям, криминогенности. В этой связи чрезвычайно важной становится социализация личности в рамках творческой организации молодёжи как фактор обеспечения безопасности и развития нашей страны, мира в целом [8].

 

Социокультурное пространство (от лат. «cultura» – «возделывание, обработка» и «socialis» – «общественный») – социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, характеризующаяся облагораживанием и гуманизацией человеком биосферы, совершенствованием всего того, что индивидуум находит естественно данным, стихийно возникшим в природе, социуме и себе самом; всё, созданное руками и разумом человека.

Социокультурное пространство трактуется также как подструктура ноосферы (С. И.  Вернадский, Л. Н. Гумилёв), как пространственно-территориальный и пространственно-культурный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека (Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапин). Кроме того, под социокультурным пространством понимается характеристика социальной структуры общества - с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, занимающихся активной культурной и творческой деятельностью, а также с позиции формирования «пространства» (условий, возможностей) их развития.

Общей тенденцией является рост интенсивности и полифункциональности использования социокультурного пространства. Любое поселение имеет производственные территории, жилые районы, места концентрации общественных услуг и культурных учреждений, свой «центр», где плотность социальных, исторических, культурных связей особенно велика, и свою «периферию». Примером полифункциональности использования предметного мира человека может служить превращение квартиры (жилья) в «центр культурной жизни» благодаря средствам массовой информации и телекоммуникации или трансформация её в производственное помещение (работа на дому) благодаря развитию компьютерной системы Internet.

В узком смысле социокультурное пространство является не столько территориальной, сколько сущностной характеристикой условий и возможностей социально-культурного и творческого развития индивидов, групп, организаций, определяемой их местом в системе производственных отношений и производными от неё факторами (например, образованием, свободным временем). Именно в этом смысле социокультурное пространство считают «пространством человеческого развития» (К. Маркс), «внутренним полем», степенью свободы деятельности личности, группы (В. А. Ядов).

Социокультурное пространство является составляющей пространства сугубо социального.

 

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Предметом социального научного изучения способности стали в

 XIX веке, когда работами Ф. Гальтона, английского психолога и антрополога, было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию различий людей.

Способности бывают общие и специальные. В частности, изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности (например, интеллект), и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности (специальные способности). Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Специальные способности (от латинского specialis – «особый») – психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определённого вида деятельности – литературной, музыкальной, сценической и т.п. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, например, музыкальный слух и память. В настоящее время показано существование особых сензитивных периодов, когда развитие специальных способностей происходит особенно благоприятно.

В силу многозначности задатков возможно формирование специальных способностей на достаточно различающейся анатомо-физиологической основе. В частности, определённый уровень специальных способностей (математических, художественных и т.д.) может быть сформирован практически у любого здорового индивида. Однако, практический опыт показывает возможность формирования и развития специальных способностей у инвалидов и людей с ослабленным здоровьем.

 

Творческая (креативная, эврологическая) деятельность, или творчество – сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и иную продукцию – в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.

Всё сделанное людьми в различных видах деятельности (в науке, искусстве, технике, общественных отношениях, на производстве и в быту) – результат творческих усилий.

Принято считать, что творчество свойственно лишь человеку [5]. 

Однако существуют и другие точки зрения на природу творческой деятельности. В частности, теологи говорят о божественной сущности творчества, экологи и космологи – о творческом характере природной деятельности и т. д. Подобные трактовки представляются нам паранаучными.

В педагогике и психологии творческую деятельность называют также креативной деятельностью (от лат. «creativus» – «творческий»). 

Я. И. Гилинский использует термин «эврологическая деятельность» (от греч. «euros» – «творчество»; «eureka» – «открытие, озарение» и logos – «слово, понятие»). При этом известный социолог указывает на существование эврологии – науки о творчестве, творческой деятельности.

Процесс  творчества в основных чертах един для любой человеческой деятельности. Он включает деятельность интеллектуальную /по  осмыслению жизни, созданию новых теоретических обобщений, выдвижению идей/ и деятельность физическую /по внедрению их в жизнь/. Различные виды деятельности имеют свои специфические особенности, что делает многогранным, специфичным и процесс творчества.

В естественных науках процесс творческой деятельности включает в себя изучение исходных фактов, их обобщение, выдвижение идей о закономерных зависимостях между ними, экспериментальную проверку гипотез, оформление результатов и их внедрение.

 В общественных науках процесс творческой деятельности предполагает всестороннее изучение жизни, практики социума (большой или малой социальной группы), основных закономерных рекомендаций по использованию раскрытых закономерностей и их реализации в жизни.

В искусстве процесс творческой деятельности складывается из вынашивания основного замысла  произведения, поиска соответствующих замыслу ситуации и адекватных образов, воплощения идей произведения в высокохудожественной форме.

На производстве творческая деятельность неразрывно связана с изучением существующих технологических процессов, выдвижением идей по их рационализации, воплощением идей в технические решения и их внедрением.

Для успешного участия в процессе творчества у человека должны быть развиты специфические способности, такие, как богатое воображение, нешаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые решения и идеи, а также активность жизненной позиции в процессе внедрения нового, умение сохранять веру в победу и силу духа в период творческих неудач или кризисов.

 

Эвросистема (эврологическая система) – определённые совокупности социально-креативных отношений и сознательной созидательной деятельности субъектов или объектов экосистемы, таких, как личность, общество, государство, природа и другие.

Эвросистема (от греч. «euros» – «творчество»; «eureka» – «открытие, озарение»; «logos» – «слово, понятие»; «systema» – «составленное из частей, соединение») характеризуется, с одной стороны, включенностью в социально-креативные отношения тех или иных системных качеств субъекта или объекта экосистемы и, с другой стороны, институциональными процессами (например, формирование в эвросистемах «Общество» и «Государство» общественных, общественно-государственных, государственных институтов, инициирующих ту или иную творческую деятельность).

В контексте нашего научного исследования эвросистемы являются компонентами экоструктуры (или экосистемы, экосферы).

 

Экосистема (экологическая система) – любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенное в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами.

Выделяют следующие экосистемы (от греческих oikos – «дом, жилище»; «logos» – «учение, наука»; «systema» – «составленное из частей, соединение»): микроэкосистемы, мезоэкосистемы, макроэкосистемы. Кроме того выделяют такие типы экосистемы [12]:

1. Монодоминантная экосистема – экосистема с одним основным видом продуцента, служащим в ней одновременно и доминантном, и эдификатором (например, монокультура).

2. Олигодоминантная экосистема – экосистема с несколькими основными видами продуцентов и консументов. В понятие следовало бы включать, по мнению, И. Зайонца, и редуцентов.

3. Полидоминантная экосистема – богатая видами экосистема, в которой нет чёткого преобладания небольшого числа видов над другими; такая экосистема может быть также названа «бездоминантной».

4. Техногенная экосистема  - экосистема, возникшая или значительно измененная под влиянием техногенных факторов.

5. Узловая экосистема – понятие, отражающие следующую идеологему: фактически, при очень строгом подходе, изначальный сукцессионный климакс в развитии экосистемы никогда не бывает и не может быть достигнут, поскольку каждый новый цикл сукцессии идёт на ином микроэволюционном уровне под воздействием новых антропогенных влияний, ставших в последние годы глобальными.

В контексте нашего научного исследования экосистему, или экосферу, необходимо рассматривать как информационно саморазвивающуюся, теормодинамически открытую совокупность вещества и энергии, единство и функциональная связь которых – в пределах характерных для определённого участка биосферы времени и пространства – обеспечивают превышение на этом участке внутренних закономерных перемещений вещества, энергии и информации над внешним обменом (в том числе между соседними аналогичными совокупностями, или эвросистемами). На основе этого обеспечиваются неопределённо долгая саморегуляция и развития целого – под управляющим воздействием биотических и биогенных составляющих. Экосистема позволяет исследовать положение человека как вида (в том числе и homo creativus) и общества (в том числе общественных креативных институтов) в экосфере планеты. Иными словами, экосистема позволяет рассматривать некую значимую для центрального члена анализа (субъекта или натурального объекта) совокупность природных и отчасти социальных (для индивидуума и социума) явлений и предметов – с точки зрения интересов и мотивов этого центрального субъекта или натурального объекта.

Экосистема является одним из ключевых терминов социальной экологии и экологии человека. В первом случае в экосистеме, или экосфере, исследуются поступки людей и их воздействие на других людей – через восприятие последних и социально-психологическую личностную и коллективную оценку человеческих взаимоотношений на фоне объективных свойств среды жизни и реактивности человеческого организма. Во втором случае в экосистеме, или экосфере, исследуются человеческие популяции, в том числе этносы и их взаимоотношения между собой и с природой.

 

Эксперимент (от лат. «experimentum» – «проба, опыт») – один  из основных методов научного познания вообще, социологического в частности. Характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или нескольких переменными (факторами) и регистрацию соответствующих  изменений в исследуемых процессах и явлениях, а также в поведении изучаемого объекта.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов – изменения влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. Для статистической обработки результатов эксперимента в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте (латинский аналог – experimentum crucis). Конкретный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей.

Констатирующий эксперимент позволяет регистрировать выявленные факты, подвергать их инвентаризации, систематизации, обобщению (теоретический аспект).

Формирующий эксперимент позволяет через создание специальных ситуаций (и институциональных структур) раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития исследуемых процессов и явлений,  а также поведенческих контуров изучаемого объекта (прикладной аспект).

 

Эстетическое чувство (от греч. «aisthetikos» – «переживать») – эмоциональное состояние человека, возникающее в процессе эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства.

Эстетическое чувство есть социально обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рождённое оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету. В зависимости от состояния и соотношения формы и содержания, от сущности и значимости идеи (например, в произведениях искусства), её отношения к форме эстетические явления способны возбуждать в человеке чувство духовного наслаждения или отвращения, глубокое переживание возвышенных чувств, порождаемые комическим, – словом, все те эмоции, которые сопровождают общение с прекрасным, безобразным, комическим, трагическим.

Эстетические чувства, все вместе или каждое в отдельности, способны вводить человека в психическое состояние эмоционального напряжения, просветления и духовного подъема. Именно через глубокое эмоциональное переживание эстетическое чувство связано с нравственным. Влияя на нравственные переживания человека, эстетическое чувство способствует его нравственному совершенствованию.

Роль эстетического чувства в формировании духовного мира индивидов состоит ещё и в том, что эмоциональные переживания составляют основу возникновения некоторых физических и особенно духовных потребностей. Человек только тогда развивает в себе потребность в духовном общении с эстетическими ценностями, когда он под их влиянием неоднократно переживал эстетические чувства, наслаждался ими, развил в себе способность тонкого реагирования на прекрасное или безобразное, проявляющееся в реальной действительности и искусстве, в творческой деятельности.

 

Эффективность деятельности индивидуума или группы (коллектива) индивидов (от лат. «effectivus» – «дающий определённый результат, действенный») – отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достигнутому или заранее запланированному результату.

Эффективность может быть определена только в том случае, если будут чётко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность, исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия:

1. Продуктивность, выражаемая в единицах продукции, соотнесённых с затратами на её производство.

2. Удовлетворённость (трудом, принадлежностью к группе и т.д.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определённых притязаний субъекта трудовой деятельности и возможностью их осуществления.

Помимо этих критериев выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью которых пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности (например, общественная активность, ценностные ориентации и нормы, психологический климат и другие). Сложность определения эффективности по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур.

Понятие «эффективность» следует отличать от понятия «результативность». Если принимаемые для оценки эффективности критерии могут быть количественно измерены (например, по количеству произведённой продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объёму информации), то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические критерии, не поддающиеся количественному измерению, то понятие «результативность» не может применяться как синоним понятию «эффективность».

Особую сложность представляет собой измерение эффективности деятельности учебных групп. Для них, как правило, выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (т.е. субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (т.е. количества усвоенной информации).

 

Homo creativus [9]

Вводя в научный лексикон авторский термин «homo creativus» (т. е. «человек креативный», «человек творческий»), мы руководствовались следующими соображениями: во-первых, в социологии, философии, социальной психологии и педагогике под креативностью подразумевается комплекс личностных характеристик (таких, как интересы, склонности, способности, потребности, мотивы), указывающих на мотивированность индивидов к творчеству, творческой деятельности [3]; во-вторых, предлагаемый нами термин органически вписывается в контуры терминологического поля «homo sociologicus» (т. е. «человека социологического») Р. Дарендорфа и может рассматриваться в качестве одного из вариантов его четвёртой разновидности «homo universalis» (т.е. «человека универсального») [13].

Не разделяя иронии социолога П. Вайзе по поводу отношения некоторых исследователей к «homo sociologicus» как социологическому феномену [1], мы считаем, что сам по себе данный термин вполне уместен, т.к. позволяет теоретизировать некоторые концептуальные положения, родившиеся прежде их теоретического обоснования, в конкретной социализирующей практике. Иными словами, «homo creativus» как разновидность «homo sociologicus» представляет собой индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего свои цели в конкретных социально-творческих связях и взаимодействиях, подчинённых задачам творческой самоидентификации и творческой самореализации личности в социуме, в окружающем мире.

Объективность анализа проблемы творческой личности требует также научной оценки позиции публициста Е. Виноградова, провозгласившего в начале 90-х гг. ХХ века идею грядущего «homo genius» (т. е. «человека гениального») [2]. Этот термин вызывает определённое сомнение, поскольку трактуется только с т. зр. подверженности задатков индивидов и строения их мозга влиянию природной, физической среды, которую вполне возможно дополнить до кондиции (чаще всего субъективной, умозрительной) артифициальными манипуляциями и построениями. Иными словами, виноградовский  «homo gеnius» формируется лишь на базе выдающихся биогенетических предпосылок, что совершенно не соответствует социологическим трактовкам человека – индивида – индивидуальности – личности. Таким образом, можно говорить об избыточности понятия «homo genius» для науки.

Интерпретация предложенного нами понятия «homo creativus», будучи сугубо социологической, учитывает – в рамках комплексного подхода – ряд концептуальных положений современной философии о природе человека – индивида – индивидуальности – личности, в частности, представления о человеке как синтетическом переполнении «панпсихического» и «панбиологического» (П. Тейяр де Шарден), как существе «естественном» и вместе с тем «сверхъестественном» (Ж. Маритен), а также учение о «болезни человеческой души», для которой  творческий процесс должен явиться «той ценой, которую человек обязан уплатить для того, чтобы выжить как общественное животное» (Ж. Моно). Весьма актуальным, на наш взгляд, представляется рассуждение Ж. Пиаже о том, что все целостности, обладающие интегрированными («эмерджентными») свойствами, составляют органические целостности. При этом степень сложности отдельных компонентов соизмерима со сложностью всей системы, представляющей сложное динамическое единство, или комплекс, множество отдельных конкретных предметов. 

Т. о., социализация – как способ включения индивидов в социальную среду – является неким комплексом, интегрирующим различные социальные институты и социальные процессы. «Homo creativus» – как конечный продукт воспитания, развития и абилитации индивидов посредством их творческой активизации – представляет собой достаточно сложный компонент социально обусловленных личностных позиций, ролей, статусов, коммуникаций, взаимодействий и т. п., возникающих и эволюционирующих в процессе социализации.

 

Литература

1. Вайзе П. Homo Sociologicus и Homo Economicus: монстры социальных наук // ТНЕSIS. – 1994. – Т. 1. Вып. 3.

2. Виноградов Е. Ваше время, товарищ гений! // Чудеса и приключения. – 1993. – № 2. – С. 28-31.

3. Гилинский Я. И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования. – 1990. – № 2. – С. 41-49.

4. Краткий политический словарь / Абаренков В. П., Аверкин А. Г., Агешин Ю. А. и др.; cост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина. – 4-е изд., доп. –  М.: Политиздат, 1987. –  С. 273.

5. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М. И. Кондакова,

 А. С. Вишнякова; Сост.: М. Н. Колмакова, В. С. Суров. – М.: Политиздат, 1984. –

 С. 271. 

6. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани,

Н. И. Лапина; cост.: Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – М.: Политиздат, 1989. – 

С. 164.

7.  Ларин Г. Г. Поколение «жесть»: проблема крупным планом (извечные русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» в контексте предупреждения экстремизма среди молодёжи) // Молодёжный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 23-24 мая 2014 г.). В 2-х ч. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – Ч. I. – С. 117-121.

8. Ларин Г. Г. Социализация личности в рамках творческой организации молодёжи как фактор обеспечения безопасности и развития страны (из опыта разработки общей концепции  социологии творческой деятельности) // Известия Российской академии образования: науч. журн. (диск). – 2012. – № 2 (22). – С. 242-251.

9. Ларин Г. Г. Социология творческой личности (монография). – Таганрог: Таганрог: Изд-во          Кучма Е.А., 2003. – 31,0 с.

10. Лингвострановедческий словарь. Народное образование в СССР / под ред.

Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. – М.: Русский язык, 1978. – с.70.

11. Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – с. 135.

12. Экологическийсловарь / Авт.-сост.: С. Делятицкий, И. Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян. – М.: Конкорд Лтд – Экопром, 1993. – С. 98-99.

13.  Dahrendorf R. On representative activities // Science and social structure: A Festschrift for R. K. Merton. – New Y

__________________________

© Ларин Георгий Георгиевич

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum