Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Шерстинки в Сети. Что происходит с жанрами в Интернете
(№5 [293] 15.04.2015)
Автор: Любовь Шибаева
Любовь   Шибаева

    Жанры необычайно живучи и устойчивы.

    Понимаемый по Шкловскому (1) как закрепленный в массовом сознании «порядок осмотра мира», жанр сохраняет свои основные свойства веками, иногда и тысячелетиями. Для появления новых жанров и серьезной трансформации старых требуется обновление социальных  «этикетов» и технологий в сфере информации.

   Сейчас как раз время такого обновления. Общество становится информационным, бурно развиваются электронные СМИ… А жанры в Интернете большей частью как будто те же, вышедшие из письменности и печати. В блогах - дневники, письма, рецензии; в твиттере- трехстрочные заметки, реплики, комментарии… Свойственные этим жанрам формы текстов, хотя и отличаются лаконичностью, но вполне узнаваемы.

     А где же новое?

   На самом деле изменения в жанрах весьма значительны. Но осознаваемы они в ином масштабе и при деятельностном подходе к их изучению.

 Раньше информация, предназначенная для распространения, проходила отбор социальными (или рыночными, т.е. тоже социальными) механизмами – как общезначимая или подразумевающая определенных адресатов. Сейчас права и технологические возможности широчайшего распространения получило единичное, частное, даже глубоко личное… И отбор из всё возрастающего количества таких текстов (фотографий, видеозаписей…) стал частным делом отдельного человека. Межличностное общение и индивидуальное потребление информации вышли в пространство публичности.

  В этих условиях не представляется экстравагантным утверждение В. Третьякова, что журналистика по сути и по форме фольклорна. В. Третьяков отмечает появление в конце ХХ века уже чисто фольклорных СМИ: «Это Интернет-СМИ. В них профессионалы журналистики как фольклора сошлись, наконец, с непрофессионалами, собственно народом, творящим анонимную, примитивную (то бишь фольклорную) журналистику. Интернет- журналистика имеет предтечу – это домашние, семейные издания, одно время довольно популярные в среде интеллигенции.» (2)

  Отступление журналистики в фольклорность сопровождается неизбежными нарушениями «этикетов осмотра мира» и изменениями в творческой деятельности авторов. В. Третьяков описывает эту деятельность так: «У творцов журналистских произведений отчетливо прослеживается целеполагание. Автор же фольклорист творит бескорыстно и бесцельно, без намерения оказать какое-либо воздействие на окружающих, тем более в массовых масштабах. Автор-фольклорист хочет самовыразиться, хочет скорее огласить (или, как сейчас на вульгарном русском языке говорят, озвучить) свои эмоции и набор простейших умозаключений; может быть, произвести выгодное впечатление на окружающих.» (3)

  Тут же, в сети, решают свои творческие задачи профессиональные журналисты. Самодеятельные авторы могут пользоваться теми же методами обработки информации, сокращая и упрощая в жанрах всё, что лишь дополняет их основные характеристики: минимизируются объемы, аргументы, наборы выразительных средств. Но и сама  предметно-функциональная природа жанров не остается прежней.

   В Интернете всякий  п р е д м е т – событие, проблема, произведение искусства- для сетевого автора сигнал, пойманный случайно или вызванный по запросу; русский язык подсказывает подходящее для обозначения слово – «оклик», по-современному КЛИК.         Этот  п р е д м е т   подлежит освоению. Общая для разных случаев  ф у н к ц и я – реагирование, выражение в связи с окликом себя, своего отношения… Такое упрощение цели творческой деятельности не требует  особой изобретательности  в  м е т о д а х.

   Достаточно может быть даже простого перепоста, смайлика, лайка нажатием кнопки. Или сокращенного варианта одного из методов,  подсказываемых досетевыми СМИ. При всем разнообразии методов и образующихся форм, результаты можно объединить одним понятием: ОТКЛИК. Реплика и видео с телефона, заметка и селфи, совет и краткий комментарий, порою однословный – всё это сетевые ОТКЛИКИ и КЛИКИ из офлайна или онлайна. Разнобразие их жанров больше, чем у печатной, радио- и телевизионной журналистики.

  Сетевым жанрам не случайно присущи анонимность и минимализм. Выбираемые из сетевого пространства  картинки жизни и кусочки мысли  появляются как бы замкнутыми в себе, ни с чем не связанные – отсюда их бедность и самодостаточность. Ф. Гиренок (4) назвал такие порции информации КЛИПАМИ. Интернет-варианты журналистских жанров – не просто уменьшенные «настоящие», а  к л и п о в ы е. Их  можно называть и по-старому, важно обозначить их особенности. Например, то, что взаимодействуют они по-новому.

  Досетевые жанры сочетаются, образуя большой жанр более сложного целостного журналистского произведения – МАКРОЖАНР. (Например, отдельный номер журнала образуется как целостное журналистское произведение в макрожанре обозрения. Единичный выпуск телепрограммы, состоящий из интервью, видеорепортажа и элементов игры, создается в  макрожанре ток-шоу). Внутри макрожанров традиционных СМИ связи между жанрами составляющих фрагментов логичны и устойчивы. А в макрожанре интернет-журналистики – сайте – жанры смонтированных элементов соотносятся свободнее, легко заменяются и постоянно обновляются. Сайт как единичное произведение протягивается во времени, изменяясь и разрастаясь – соответственно изменяется и макрожанр.

  Когда речь идет об очень больших количествах информации, деятельность по ее обработке в пространстве сети отличается своеобразным принципом организации. В книге  и её модификациях,  периодических печатных и электронных, информация выстраивается линейно. Линии протягиваются по рубрикам, сериалам, циклам; из переплетения линий образуется широкое полотно – картина жизни, образ мира. В сети принцип организации другой. Его еще в прошлом веке описал образно А.Моль (4) – похоже на то, как шерстинка за шерстинкой беспорядочно сваливаются и сбиваются в войлок. Более прочный, чем тканное полотно.

   Каждый пользователь собирает из нужного ему количества кликов свое знание, для себя. А чтобы охватить и сформировать большое общее знание, нужна деятельность не индивидуальная, нужно содействие комьюнити или форума. Нужна работа массового сознания – такого, какое у Больца (5)  названо «роевым». Работа в жанре, метод  которого

сейчас (предположительно) моделируется  мозгом мощного компьютера...

        Но далее  гипотезы измышлять не следует.

        Хотя очень хочется.

                                                   Литература:

  1. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. - М.,1974. - Собр. соч., -Т.3. - С.755-762
  2. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / Предисловие С.А.Маркова. –- М., - Ладомир, - 2004. - С.211
  3. Там же, с.210
  4. А.Моль. Социодинамика культуры. - М., Прогресс, 1973
  5. Н.Больц.  Азбука медиа. - М., Европа, 2011

_______________________

© Шибаева Любовь Васильевна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum