|
|
|
Валерий Рыльцов, «Птица с перьями голубыми» Поэзия Рыльцова — неизбывно-драматический, глубинный, тормошащий гул, наброшенный на ритмико-мелодическое чередование нашей речи; ни на минуту не замолкающая, крайне неуютная мысль высокого накала. Подчас это пугает, будоражит, даже утомляет — особенно когда случаются длинноты (которые автор себе нередко позволяет). Но если «жизнь и поэзия одно», то разве можно так жить? И можно ли жить читателю со стихами Рыльцова? Ведь и без того жизнь непроста, а тут еще и остросоциальные ноты, внутренняя жесткость, при которой мир в стихах распадается и уничтожается (поэт убежден, что современная картина мира неотделима от реалий научно-технического прогресса). Страсть приходит бушуя, Поэт словно бы пишет только «покуда едок солевой раствор / в разрезах глаз»… Любовь для него — нет, не несчастье, скорее — горькое счастье. Оно наполняет душу — чтобы потом безжалостно опустошить ее, привести к состоянию тяжелого похмелья: Заплачено за то, что утекло, Перефразируя Гумилёва — что делать нам с рыльцовскими стихами? Так воспоем, чего на свете нет, Эмиль Сокольский
* * * Чем ночь темней, тем губы горячей, Сухие и бессовестные губы, Вблизи невзрачный протекал ручей, Не щедро протекал, но и не скупо. Да, впрочем, в самый раз, Чтоб угодить любви, Желающей весь мир завлечь в свои тенёта, И в лунном молоке стояли визави Два каменных божка – блаженных идиота. Эрозия времён различия свела К двум выступам у ней И к выступу мужскому… Вздувалось из земли обилие корней, А привкус на зубах?.. Наверное, оскома От яблока того… Суть змеевых проказ: Не унижать Творца, но умножать кумиры. Так пусть в полночной тьме, являясь напоказ, Уже в который раз от сотворенья мира Два пришлых беглеца от пиршеств и торжеств Друг друга обретут под хвойными венцами… Великолепен мир, где нет иных божеств, Чем искус без лица с торчащими сосцами. Шалея от речей, по дереву стучи, Покуда за окном безмолвствуют стихии, Горит огонь в ночи, но здравствует ручей И губы горячи, безжалостно сухие.
* * * Не беда, что заигран мотив Поклонения женской природе… Ты идёшь, каждый шаг освятив Плавным вздрогом раскованной плоти. Так и надо, – прельщай и владей, Полуголая прима сезона, Затуманив верхушки грудей Полумраком сквозного шифона. Оставляя щемящий зазор Для гаданий о форме и цвете, Пожирающий мужеский взор Уловляя в прозрачные сети. Я похожею силой влеком Потакать побужденьям напрасным… Усмехнись, проскользи языком По губам, опалённым соблазном.
* * * Сплетая слова, мы все больше лелеем длинноты, Всесильных богов о продлении плоти моля, И в голосе женском пленительней нижние ноты, Как сладкое жало гружёного мёдом шмеля. На лужах лежат восхитительно-жёлтые листья – Чеканная медь под сапожки вальяжных Медей, Чьи влажные губы кинжальнее Божиих истин, И жалит под дых колыханье тяжелых грудей. И медом движений отравлен бессильный рассудок, Так в зале пустом не смолкает последний аккорд… И сладкая горечь дрожит в коронарных сосудах, И жертвенной нежностью выжжены стенки аорт.
* * * Не пиита, но оратая Снарядив когда-то в путь, Муза – девочка крылатая – Упорхнула, не вернуть. Отряхай орехи-жёлуди, – Незавидный урожай, Музу с бедрами тяжёлыми Принимай и ублажай. Есть в дубраве ли, в орешнике Заповедные места, Где смущают душу грешные, Жизнью сжатые уста… Дай, потатчица-владычица, Отдышаться от обид, Пока в лист бумажный тычется Заговоренный графит. Что ни сложится, ни скажется До последней запятой, – Всё о долге, все о тяжести, Всё о плоти золотой. И пока на солнце с пятнами В задымлённое стекло Мы глядели, – мглой закатною Горизонт заволокло. Что нам с рифмами-глаголами Чёрный морок впереди?.. Муза с бедрами тяжёлыми, Пощади, не уходи.
* * * Страсть приходит, бушуя. Я в неё на беду, Словно в реку большую С крутизны упаду. Хоть река беспредельна Под названьем – любовь, – Заболочена дельта У реки, у любой. Это только в истоках У любой, у реки С непорочной истомой Так чисты родники. И потом уже только, Поразмыв берега, Вдалеке от истока Разольётся река. В том напрасны укоры, Что, разливы любя, Столько всякого сора Она примет в себя. Хоть безумствуют где-то Среди скал родники – Заболочена дельта У любой, у реки. Все никак не отпустит Эта давняя боль: Есть истоки и устье У реки, у любой.
* * * Составим в круг гранёное стекло И оглянёмся в пустоту за нами, Туда, где было жарко и светло, Где самозванка с влажными губами Глядела нагло иль из-под платка Пугливо озиралась оком ланьим… Где грубо оттопыривало ткань У отрока, готового к закланью. Где некогда терзала и меня Заглавная забава карнавала, Туманя, баламутя и маня, И низводя до уровня коралла. Герой был юн и значит слеп и глуп, И лик искал под маской расписною. Голубоватым никелем каблук Отблёскивал и делался блесною. Соблазны плыли с четырёх сторон И, напрочь отвергая прозу быта, Бесцеремонно пёр тестостерон, Потворствуя горячке прозелита. Та злая блажь мужского естества, Что резала, вгрызалась и грозила, Звалась любовью… Чары колдовства В конце концов утрачивают Стихи ростовского поэта илу. Заплачено за всё, что утекло, Свободой, кровью, норовом и нравом. Так принимай, гранёное стекло, Проверенную временем отраву. __________________________ © Рыльцов Валерий Александрович |
|