Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
SELF-MAID MAN. К 80-летию Олега Афанасьева
(№7 [325] 23.06.2017)
Автор: Олег Лукьянченко
Олег  Лукьянченко

Кажется, совсем недавно писал для RELGA заметку к предыдущему юбилею постоянного автора нашего издания (см. № 10 [248] 05.07.2012), а тут и очередной приспел… Разумеется, прежней заметки новая не отменяет, а дополняет ее, раскрывая новые грани личности того, кому посвящена.    

Нажмите, чтобы увеличить.
Это известное англоязычное выражение Google лихо переводит как – «самодельный человек». Если же сказать на живом русском – человек, сам себя сделавший, сам себя создавший, то есть всего в жизни добившийся своими силами. Впервые так я охарактеризовал сегодняшнего юбиляра в посвященном ему фильме Александра Расторгуева, снятом, как мне помнится, в самом конце прошлого тысячелетия и тогда же не раз показанном по областному ТВ. Чтобы убедиться в справедливости этого определения, достаточно беглым взглядом окинуть достаточно долгий путь Олега Львовича по российским жизненным дорогам.    

   Олег Афанасьев – из тех писателей, чья биография легко восстанавливается по их книгам. Он и сам признавался: «Вообще-то я могу писать только о себе, всё остальное постольку, поскольку это касалось меня». Отчасти, конечно, скромничал: не могло быть с ним того, что испытали его персонажи Юрка Лютик из одноименной повести или Леня Крылев из «Пережить конец света», так как они возрастом старше своего автора, но в основном признание верное. На электронных страницах RELGA помещено немало разножанровых произведений Олега Афанасьева, в том числе и тех, где он достаточно густо расставляет вехи своей биографии, поэтому здесь остановлюсь лишь вкратце на основных этапах.

   Для явившегося на свет будущего писателя первые жизненные впечатления, навсегда впечатанные в память, – это вой авиабомб и снарядов, зарево пожаров, разруха и голод… В повести «Детство», ставшей частью первой его, изданной стапятидесятитысячным тиражом в столице, книжки «Годы взрастания» (М.: Молодая гвардия, 1987), он скажет о своем герое-ровеснике: «В войну его жизнь стала никому не нужной». Но и после окончания войны таким как он, да и тысячам его сверстников, не удалось найти своего места в жизни. 

   Советская эпоха, которую и поныне одни хают и проклинают, а другие превозносят как рай земной, имела свою парадную, лицевую, – и теневую, изнаночную стороны. На долю подрастающего Олега выпала именно последняя. «Все мои дорожки были кривыми», – скажет он о себе. «Я не был даже пионером» поставит заголовком одного из поздних рассказов. Хотя у него и были родители, детство выпало полусиротское, на положении почти полной беспризорности, в обстановке городской окраины, юным обитателям которой в большинстве своем была уготована участь будущих уголовников. Бесчеловечная природа власти, для многих закамуфлированная усилиями искусной пропаганды, стала ясна ему с ранних лет и легла в основу семейной драмы подростка: впоследствии он напишет, что ненавидел эту власть «за мать, абсолютно невинную, посаженную в лагеря, за отца-подлеца, совращенного большевиками в свою веру».

   В одной из недавних публикаций (RELGA № 2 [305] 20.02.2016) он вспоминает: «После седьмого класса мы фактически перестали учиться. Перешли в вечернюю школу рабочей молодежи, где от тебя ничего по сути не требовалось, лишь бы ходил. Я исправно ради матери, чтобы не делать ее совсем уж несчастной, таскался и в конце концов получил аттестат с одними почти тройками… В семнадцать я пошел работать на завод «Пролетарский молот». И на этом заводе мне очень понравилось. Я наконец был при деле. Я зарабатывал токарем около тысячи рублей в месяц, мне нравилось постигать производство, наблюдать, как устроены и работают станки-машины, как с помощью хитрых устройств делаются различные детали, как из них собираются холодильники, газосварочное оборудование…»

   Впрочем, образцовым представителем рабочего класса Олег Афанасьев так и не стал. Однако тягу к физическому труду сохранил на всю жизнь и именно на этом пути нашел одно из жизненных призваний – создавать нечто ранее не существовавшее своими руками. Сначала он в совершенстве овладел ремеслом печника. А позднее – научился строить дома. И это умение позволило ему добиться материальной независимости, оставаясь свободным человеком в несвободной стране. При этом писать книги, не подлаживаясь к требованиям идеологических догм, определявших плакатную физиономию советской литературы, а упорно пытаясь дойти до сути окружающей действительности, чтобы воплотить самостоятельно найденное знание о ней в доступные всем слова. 

   Есть у Олега Афанасьева удивительная повесть – «Построить дом» [«Ковчег», №XI (4/2006)]. В ней объединились обе его творческие ипостаси. Это своеобразная робинзонада (не зря «Робинзон Крузо» – одна из любимых книг автора) городского жителя, точнее, жителя городской окраины с частной застройкой, где образ жизни близок к сельскому. 

   Герой-рассказчик в начале 90-х, как и очень многие, потерял источник средств к существованию и решил построить дом на продажу. (Замечу попутно, что собственный дом Олега Львовича в Красном городе-саде также построен им самим.) Чтобы выполнить задуманное, пришлось проявить чудеса изобретательности при добывании строительных материалов, причем бесплатных. Воистину Робинзона достоин настоящий подвиг рассказчика, когда он в одиночку на протяжении нескольких суток пытался спилить заброшенную опору электропередачи – и, добившись своей цели, чудом остался в живых. 

   Работал же он так, что залюбуешься. Однажды мне довелось побывать у него в подсобниках, когда он подрядился сложить печь-барбекю некоему дачевладельцу, и я впервые увидел мастера в действии. Тяжелую физическую работу он исполнял уверенно, легко, непринужденно; я бы даже сказал – элегантно. И когда подсобник в итоге получил похвалу за проявленное старание, она вызвала неподдельную гордость от причастности к творению художника.

   А еще Олег Афанасьев всегда был самозабвенным путешественником. Предпочитал собственные средства передвижения: мотоцикл, «Запорожец», позже «Жигули» разных моделей… С их помощью была освоена вся Европейская часть СССР. А в новейшие времена к ним добавилась и остальная Европа; тут уже, правда, по турпутевкам. Пережита масса приключений, нередко с риском для жизни, и каждое из них так или иначе нашло место на страницах рассказов и повестей…

   Одна из пьес Олега Афанасьева называется «Они все-таки были!» В ней он увековечил своих ровесников, друзей-приятелей детства и юности. Вместо привычных рубрик: «действие первое», «действие второе» и т. д. – здесь используется слово «похороны». Потому что все герои пьесы, бесшабашные-бесприютные парни с городской окраины, погибают в юном возрасте; самый старший из них – в 34 года. Автор пьесы, вопреки всем жизненным невзгодам, единственный из всех сумел сохранить себя, чтобы поделиться с людьми выстраданным всей жизнью знанием. Никто не помнит об этих несчастных – но ведь «они все-таки были!»  

Нажмите, чтобы увеличить.
Последняя презентация «Ковчега» – редколлегия в полном составе: (слева направо) Эмиль Сокольский, Юрий Перфильев, Олег Лукьянченко, Олег Афанасьев.
 

   В этом я вижу суть творчества Олега Афанасьева. Нормальным людям свойственно обращаться к прошлому, чтобы осмысленно и целенаправленно строить собственную судьбу. Каким оно было на самом деле – наши потомки смогут узнать из его книг. Если, конечно, не разучатся читать. Именно таких читателей желаю я ему в день юбилея. А тем из них, кто регулярно обращается к нашему изданию, от души рекомендую освежить в памяти те его публикации, которые имеются в архиве RELGA.

______________________

© Лукьянченко Олег Алексеевич

 

Перечень публикаций Олега Львовича Афанасьева в электронном журнале RELGA:

Поэт Леонид Григорьян в моей жизни

(№1 [319] 25.01.2017) | Творчество

Плач по СССР с явью и бредом вперемешку

(№15 [318] 30.12.2016) | Творчество

Над барьером. Три рассказа

(№5 [308] 05.05.2016) | Творчество

Сауна в ботаническом саду. Заметки обывателя о вере и безверии

(№4 [307] 10.04.2016) | Творчество

Когда всё должно быть впереди...

(№2 [305] 20.02.2016) | История

Шестая хатка. Метки ушедшей эпохи. Из дневника писателя

(№14 [302] 05.12.2015) | Творчество

Последние 75 лет. Часть вторая. Окончание

(№6 [279] 22.05.2014) | Творчество

Последние три четверти века. Мозаика воспоминаний. Записки писателя

(№5 [278] 01.05.2014) | Творчество

ЯВЬ И БРЕД. Заметки о прошлом и будущем

(№4 [242] 01.03.2012) | Общество

Власть и народ в России. Послесловие к военным повестям

(№15 [233] 05.09.2011) | Общество

АФГАНЕЦ. Рассказ-воспоминание.

(№2 [220] 15.01.2011) | Творчество

Письмо в пространство

(№1 [199] 15.01.2010) | Творчество

Житие Олега. Мозаика прошедших десятилетий.

(№10 [190] 10.07.2009) | Творчество

Моменты нашей жизни - 2

(№6 [186] 20.04.2009) | Общество

Виталий Семин. Из воспоминаний о писателе и человеке

(№1 [181] 10.01.2009) | Творчество

КАТАСТРОФА. Пьеса.

(№17 [180] 15.12.2008) | Творчество

Время только настоящее (пьеса в двух частях)

(№16 [179] 25.11.2008) | Творчество

Они все-таки были. Картинки из жизни казачьих потомков

(№14 [177] 10.10.2008) | Творчество

Тихий Ростов-Дон. Окончание-2.

(№6 [169] 25.04.2008) | Творчество

Моменты жизни нашей…

(№5 [168] 05.04.2008) | История

Праздник по-Красногородски. Часть 3. Окончание.

(№9 [154] 25.06.2007) | Творчество

Праздник по-Красногородски. Часть 2.

(№8 [153] 05.06.2007) | Творчество

Праздник по-Красногородски. Часть 1.

(№7 [152] 15.05.2007) | Творчество

Рассказы 80-х. Часть третья.

(№22 [144] 05.12.2006) | Творчество

Рассказы 80-х. Часть вторая.

(№21 [143] 21.11.2006) | Творчество

Рассказы 80-х. Часть первая.

(№19 [141] 24.10.2006) | Творчество

Широка страна моя родная…

(№10 [132] 20.05.2006) | Общество

Тихий Ростов-Дон

(№9 [131] 01.05.2006) | Творчество

Тихий Ростов-Дон

(№8 [130] 16.04.2006) | Творчество

Тихий Ростов-Дон

(№7 [129] 01.04.2006) | Творчество

Тихий Ростов-Дон

(№5 [127] 01.03.2006) | Творчество

Тихий Ростов-Дон

(№4 [126] 16.02.2006) | Творчество

Тихий Ростов-Дон

(№3 [125] 01.02.2006) | Творчество

Тихий Ростов-Дон

(№2 [124] 11.01.2006) | Творчество

Тихий Ростов-Дон

(№1 [123] 01.01.2006) | Творчество

Тихий Ростов-Дон

(№20 [122] 16.12.2005) | Творчество

Тихий Ростов-Дон

(№19 [121] 01.12.2005) | Творчество

Юрка Лютик

(№23 [77] 12.12.2001) | Творчество

Кузнецы собственного счастья

(№23 [77] 12.12.2001) | Общество

Юрка Лютик

(№24 [78] 28.12.2001) | Творчество

ОНИ (два рассказа)

(№1 [79] 12.01.2002) | Творчество

Хроника одного путешествия

(№5 [83] 29.03.2002) | Творчество

Две суперсовременные

(№6 [84] 22.04.2002) | Творчество

Шестидесятник. Продолжение.

(№9 [87] 30.06.2002) | Творчество

Мы

(№2 [80] 30.01.2002) | Творчество

Трудные времена, веселые моменты

(№23 [53] 08.12.2000) | Творчество

Второе разрушение града

(№22 [52] 22.11.2000) | Общество

Пациент скорее мертв, чем жив

(№20 [50] 23.10.2000) | Творчество

Страна больных

(№15 [45] 08.08.2000) | Общество

Как мы верим

(№5 [35] 07.03.2000) | Творчество

Мой национальный опыт

(№4 [34] 24.02.2000) | Творчество

Заметки столетнего

(№3 [33] 09.02.2000) | Общество

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum