|
|
|
Кажется, совсем недавно писал для RELGA заметку к предыдущему юбилею постоянного автора нашего издания (см. № 10 [248] 05.07.2012), а тут и очередной приспел… Разумеется, прежней заметки новая не отменяет, а дополняет ее, раскрывая новые грани личности того, кому посвящена.
Олег Афанасьев – из тех писателей, чья биография легко восстанавливается по их книгам. Он и сам признавался: «Вообще-то я могу писать только о себе, всё остальное постольку, поскольку это касалось меня». Отчасти, конечно, скромничал: не могло быть с ним того, что испытали его персонажи Юрка Лютик из одноименной повести или Леня Крылев из «Пережить конец света», так как они возрастом старше своего автора, но в основном признание верное. На электронных страницах RELGA помещено немало разножанровых произведений Олега Афанасьева, в том числе и тех, где он достаточно густо расставляет вехи своей биографии, поэтому здесь остановлюсь лишь вкратце на основных этапах. Для явившегося на свет будущего писателя первые жизненные впечатления, навсегда впечатанные в память, – это вой авиабомб и снарядов, зарево пожаров, разруха и голод… В повести «Детство», ставшей частью первой его, изданной стапятидесятитысячным тиражом в столице, книжки «Годы взрастания» (М.: Молодая гвардия, 1987), он скажет о своем герое-ровеснике: «В войну его жизнь стала никому не нужной». Но и после окончания войны таким как он, да и тысячам его сверстников, не удалось найти своего места в жизни. Советская эпоха, которую и поныне одни хают и проклинают, а другие превозносят как рай земной, имела свою парадную, лицевую, – и теневую, изнаночную стороны. На долю подрастающего Олега выпала именно последняя. «Все мои дорожки были кривыми», – скажет он о себе. «Я не был даже пионером» – поставит заголовком одного из поздних рассказов. Хотя у него и были родители, детство выпало полусиротское, на положении почти полной беспризорности, в обстановке городской окраины, юным обитателям которой в большинстве своем была уготована участь будущих уголовников. Бесчеловечная природа власти, для многих закамуфлированная усилиями искусной пропаганды, стала ясна ему с ранних лет и легла в основу семейной драмы подростка: впоследствии он напишет, что ненавидел эту власть «за мать, абсолютно невинную, посаженную в лагеря, за отца-подлеца, совращенного большевиками в свою веру». В одной из недавних публикаций (RELGA № 2 [305] 20.02.2016) он вспоминает: «После седьмого класса мы фактически перестали учиться. Перешли в вечернюю школу рабочей молодежи, где от тебя ничего по сути не требовалось, лишь бы ходил. Я исправно ради матери, чтобы не делать ее совсем уж несчастной, таскался и в конце концов получил аттестат с одними почти тройками… В семнадцать я пошел работать на завод «Пролетарский молот». И на этом заводе мне очень понравилось. Я наконец был при деле. Я зарабатывал токарем около тысячи рублей в месяц, мне нравилось постигать производство, наблюдать, как устроены и работают станки-машины, как с помощью хитрых устройств делаются различные детали, как из них собираются холодильники, газосварочное оборудование…» Впрочем, образцовым представителем рабочего класса Олег Афанасьев так и не стал. Однако тягу к физическому труду сохранил на всю жизнь и именно на этом пути нашел одно из жизненных призваний – создавать нечто ранее не существовавшее своими руками. Сначала он в совершенстве овладел ремеслом печника. А позднее – научился строить дома. И это умение позволило ему добиться материальной независимости, оставаясь свободным человеком в несвободной стране. При этом писать книги, не подлаживаясь к требованиям идеологических догм, определявших плакатную физиономию советской литературы, а упорно пытаясь дойти до сути окружающей действительности, чтобы воплотить самостоятельно найденное знание о ней в доступные всем слова. Есть у Олега Афанасьева удивительная повесть – «Построить дом» [«Ковчег», №XI (4/2006)]. В ней объединились обе его творческие ипостаси. Это своеобразная робинзонада (не зря «Робинзон Крузо» – одна из любимых книг автора) городского жителя, точнее, жителя городской окраины с частной застройкой, где образ жизни близок к сельскому. Герой-рассказчик в начале 90-х, как и очень многие, потерял источник средств к существованию и решил построить дом на продажу. (Замечу попутно, что собственный дом Олега Львовича в Красном городе-саде также построен им самим.) Чтобы выполнить задуманное, пришлось проявить чудеса изобретательности при добывании строительных материалов, причем бесплатных. Воистину Робинзона достоин настоящий подвиг рассказчика, когда он в одиночку на протяжении нескольких суток пытался спилить заброшенную опору электропередачи – и, добившись своей цели, чудом остался в живых. Работал же он так, что залюбуешься. Однажды мне довелось побывать у него в подсобниках, когда он подрядился сложить печь-барбекю некоему дачевладельцу, и я впервые увидел мастера в действии. Тяжелую физическую работу он исполнял уверенно, легко, непринужденно; я бы даже сказал – элегантно. И когда подсобник в итоге получил похвалу за проявленное старание, она вызвала неподдельную гордость от причастности к творению художника. А еще Олег Афанасьев всегда был самозабвенным путешественником. Предпочитал собственные средства передвижения: мотоцикл, «Запорожец», позже «Жигули» разных моделей… С их помощью была освоена вся Европейская часть СССР. А в новейшие времена к ним добавилась и остальная Европа; тут уже, правда, по турпутевкам. Пережита масса приключений, нередко с риском для жизни, и каждое из них так или иначе нашло место на страницах рассказов и повестей… Одна из пьес Олега Афанасьева называется «Они все-таки были!» В ней он увековечил своих ровесников, друзей-приятелей детства и юности. Вместо привычных рубрик: «действие первое», «действие второе» и т. д. – здесь используется слово «похороны». Потому что все герои пьесы, бесшабашные-бесприютные парни с городской окраины, погибают в юном возрасте; самый старший из них – в 34 года. Автор пьесы, вопреки всем жизненным невзгодам, единственный из всех сумел сохранить себя, чтобы поделиться с людьми выстраданным всей жизнью знанием. Никто не помнит об этих несчастных – но ведь «они все-таки были!»
В этом я вижу суть творчества Олега Афанасьева. Нормальным людям свойственно обращаться к прошлому, чтобы осмысленно и целенаправленно строить собственную судьбу. Каким оно было на самом деле – наши потомки смогут узнать из его книг. Если, конечно, не разучатся читать. Именно таких читателей желаю я ему в день юбилея. А тем из них, кто регулярно обращается к нашему изданию, от души рекомендую освежить в памяти те его публикации, которые имеются в архиве RELGA. ______________________ © Лукьянченко Олег Алексеевич
Перечень публикаций Олега Львовича Афанасьева в электронном журнале RELGA: Поэт Леонид Григорьян в моей жизни (№1 [319] 25.01.2017) | Творчество Плач по СССР с явью и бредом вперемешку (№15 [318] 30.12.2016) | Творчество (№5 [308] 05.05.2016) | Творчество Сауна в ботаническом саду. Заметки обывателя о вере и безверии (№4 [307] 10.04.2016) | Творчество Когда всё должно быть впереди... (№2 [305] 20.02.2016) | История Шестая хатка. Метки ушедшей эпохи. Из дневника писателя (№14 [302] 05.12.2015) | Творчество Последние 75 лет. Часть вторая. Окончание (№6 [279] 22.05.2014) | Творчество Последние три четверти века. Мозаика воспоминаний. Записки писателя (№5 [278] 01.05.2014) | Творчество ЯВЬ И БРЕД. Заметки о прошлом и будущем (№4 [242] 01.03.2012) | Общество Власть и народ в России. Послесловие к военным повестям (№15 [233] 05.09.2011) | Общество АФГАНЕЦ. Рассказ-воспоминание. (№2 [220] 15.01.2011) | Творчество (№1 [199] 15.01.2010) | Творчество Житие Олега. Мозаика прошедших десятилетий. (№10 [190] 10.07.2009) | Творчество (№6 [186] 20.04.2009) | Общество Виталий Семин. Из воспоминаний о писателе и человеке (№1 [181] 10.01.2009) | Творчество (№17 [180] 15.12.2008) | Творчество Время только настоящее (пьеса в двух частях) (№16 [179] 25.11.2008) | Творчество Они все-таки были. Картинки из жизни казачьих потомков (№14 [177] 10.10.2008) | Творчество Тихий Ростов-Дон. Окончание-2. (№6 [169] 25.04.2008) | Творчество (№5 [168] 05.04.2008) | История Праздник по-Красногородски. Часть 3. Окончание. (№9 [154] 25.06.2007) | Творчество Праздник по-Красногородски. Часть 2. (№8 [153] 05.06.2007) | Творчество Праздник по-Красногородски. Часть 1. (№7 [152] 15.05.2007) | Творчество (№22 [144] 05.12.2006) | Творчество (№21 [143] 21.11.2006) | Творчество (№19 [141] 24.10.2006) | Творчество (№10 [132] 20.05.2006) | Общество (№9 [131] 01.05.2006) | Творчество (№8 [130] 16.04.2006) | Творчество (№7 [129] 01.04.2006) | Творчество (№5 [127] 01.03.2006) | Творчество (№4 [126] 16.02.2006) | Творчество (№3 [125] 01.02.2006) | Творчество (№2 [124] 11.01.2006) | Творчество (№1 [123] 01.01.2006) | Творчество (№20 [122] 16.12.2005) | Творчество (№19 [121] 01.12.2005) | Творчество (№23 [77] 12.12.2001) | Творчество (№23 [77] 12.12.2001) | Общество (№24 [78] 28.12.2001) | Творчество (№1 [79] 12.01.2002) | Творчество (№5 [83] 29.03.2002) | Творчество (№6 [84] 22.04.2002) | Творчество (№9 [87] 30.06.2002) | Творчество (№2 [80] 30.01.2002) | Творчество Трудные времена, веселые моменты (№23 [53] 08.12.2000) | Творчество (№22 [52] 22.11.2000) | Общество (№20 [50] 23.10.2000) | Творчество (№15 [45] 08.08.2000) | Общество (№5 [35] 07.03.2000) | Творчество (№4 [34] 24.02.2000) | Творчество (№3 [33] 09.02.2000) | Общество |
|